Ребенок 2 года языковая гимнастика

Чугунова Наталья
Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2–3 лет

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме»

– Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).

– Сами покажите, как нужно улыбаться.

– Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.

– В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.

2. «Поцелуй маму»

– Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!

– После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

– Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»

– Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!

– Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

1. «Домик для язычка»

– Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.

– Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.

– Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот

– Убираем язычок, рот закрываем.

– Следует повторить упражнение 3-5 раз.

2. «Накажем непослушный язычок»

– Попросим малыша приоткрыть ротик.

– Теперь высовываем язычок.

– ….и покусаем его слегка зубками.

3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)

Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.

– Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.

– Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.

– Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно,назовите нужное слово сами: «Теплая».

– Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»

– Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.

– Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»

– Покажите картинку со снежной крутой горой.

– Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».

– Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.

– Если язычок беспокойно вертится во рту,помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте.Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.

– Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»

– Покажите малышу картинку с лопатой.

– Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.

– Теперь пробует малыш.

– Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»

Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.

– Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.

– Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».

– Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.

– Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»

Подготовьте; кусочки белой ваты.

– Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.

– Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!

– Сдувайте вату короткими сериями выдохов.

– Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Источник

Картотека

 Артикуляционная  гимнастика (для детей с 2 лет)

 Подготовил:                                                              педагог-психолог  Ильиных И.А.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка»

Пользователь

Павловск 2020

Самомассаж:

1. «Замочек»: – улыбнуться;

– спрятать губы

– поджать так, чтобы их не было видно («закрыть замочек»), расслабить губы, слегка разжать их («открыть замочек»);

– удерживать в каждом положении губы по 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз.

2. «Расчёска»:

– слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая;

– затем прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами. Повторить 2-5 раз.

3. «Месим тесто»:

– улыбнуться, приоткрыть рот;

– положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его губами, начиная с кончика, продвигаясь медленно вперёд к середине, а затем назад, произнося «пя-пя-пя»;

– повторить движения, покусывая язык, произнося «та-та-та»;

– чередовать эти движения, каждое по 5-10 секунд. Повторить 2-5 раз. Следить, чтобы нижняя губа не заворачивалась внутрь и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, касаться уголков рта.

4. «Смешная песенка»:

– указательным пальцем правой руки перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б…». Движения пальца сверху вниз.

Статические упражнения для губ:

1. «Птенчик»:

– широко открыть рот (3-5 секунд

) – закрыть. Следить, чтобы язык был расслаблен, не втягивался вглубь ротовой полости. Повторить 2-3 раза.

2. «Лягушка»:

– широко улыбнуться, показать зубки («ИИИИИИ…»). Держать губы в улыбке 3-5 секунд. Следить, чтобы прикус был естественным, нижняя челюсть не выдвигалась вперёд. Повторить 2-3 раза.

3. «Слоник»:

– вытянуть губы трубочкой («УУУУУ…). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза.

4. «Бублик»:

– открыть рот, округлив губы рупором, вытягивать их вперёд («ОООО…»). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза.

5. «Шарик»:

– сжать губы, надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд;

– поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щёчкам. («Шарик лопнул») Повторить 2-3 раза.

Статические упражнения для языка:

1. «Лопаточка»:

– улыбнуться, приоткрыть рот;

– положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10 секунд;

– затем убрать язык и закрыть рот. Повторить 3-5 раз.

2. «Лошадка»:

– пощёлкать кончиком языка, как лошадка копытами. Упражнение выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язык, при необходимости держать подбородок рукой. Повторить 4-6 раз.

Динамические упражнения для губ:

1. «Слоник» и «Лягушка»: – в спокойном темпе поочерёдно выполнять упражнения (улыбка – трубочка), удерживая каждую артикуляционную позу по 2-3 секунды. Повторить движения 4-8 раз.

2. «Поцелуй»:

– губы сомкнуть, вытянуть немного вперёд, втянуть щёки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух (удерживать 2-3 секунды), затем с усилием разомкнуть губы, слегка причмокнув. Следить, чтобы нижняя челюсть была опущена, а губы сомкнуты. Повторить 2-5 раз.

3. «Кучер»:

– закрыть рот, губы сомкнуть;

– достаточно сильно подуть через губы так, чтобы воздушная струя заставила их вибрировать. Дуть следует на одном дыхании как можно дольше. В результате получается звук, похожий на «тпру-у-у». Если не получается выполнить это упражнение, то нужно крепче сомкнуть губы и посильнее подуть через них.

4. «Толстячки-худышки»:

– поочерёдно надувать и втягивать щёки, в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз. Следить, чтобы губы были сомкнуты.

Динамические упражнения для языка:

1.«Поймаем мышку»:

– улыбнуться, открыть рот;

– положить широкий язык «лопаточкой» на нижнюю губу, произнести «ААААА…» и прикусить широкий кончик языка зубами («поймали мышку за хвостик»). Повторить 2-5 раз.

2. «Орешки»:

– рот закрыть. Кончиком языка с напряжением поочерёдно упираться то в левую, то в правую щёки. Удерживать язык в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз. Контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи к щеке.

3. «Часики»:

– улыбнуться, высунуть изо рта как можно дальше длинный и тонкий язык, плавно двигать его из одного уголка рта к другому и обратно. Проделать 4-8 движений. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть оставалась неподвижной, если необходимо, фиксировать её рукой. Язык должен не облизывать, а передвигаться по нижней губе, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

4. «Прятки»:

– приоткрыть рот, улыбнуться;

– положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу («Лопаточка»), а затем отодвинуть язык за нижние зубы

– «язычок спрятался». Рот не закрывать. Выполнить 3-5 движений.

5. «Качели»:

– открыть рот, поднять язычок за верхние зубы, опустить за нижние зубы. Поочерёдно менять положение 4-6 раз.

Прочие упражнения:

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Киска лакает молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.

«Пыхтелка»

На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький…(еж).

Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует укреплению губ и обучают равномерному выдоху.

«Зверек»

Словно рыженькая стрелка,

По деревьям скачет…(белка).

Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Мишка вытягивает губы»

Не умеет песни петь,

Любит мед. Кто он? (Медведь).

Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляюет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

«Зайчик»

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Подуем на горячий чай»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Очень вкусно»

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

«Откусим пирожок»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.

«Птенчик»

Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.

«Пила»

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха.

«Топор»

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.

«Молоток»

Застучали молоточки,

Ударяют по гвоздочкам.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.

«Погреем руки»

Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение учит выпускать длительнрую направленную воздушную струю.

«Рычание»

Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук р. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх, развивает ее подвижностть.

«Вой»

Вытягивают губы вперед трубочкой и произносят на продолжительном выдохе звук у. Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного выдлоха, укрепляет мышцы губ.

Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка

1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта.

«Трубочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка – трубочка»

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

Артикуляционная гимнастика.

Дети покусывают нижнюю губу верхними зубами, приподняв верхнюю губу. Упражнение стимулирует движения верхней челюсти.

Дети покусывают верхнюю губу нижними зубами. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика.

Широко открывают рот, как при звуке а и производят длительный выдох.

Растягивают губы в улыбку, как при звуке и, и производдят длительный выдох.

Округляют губы, как при звуке о, и производят длительный выдох. Упражнения способствуют укреплению жевательно-артикуляторных мышц.

Артикуляционная гимнастика

Дети беззвучно произносят гласные А, Э, И, О, У, держа кончик языка у нижних зубов. Упражнение укрепляет жевательно – артикуляторные мышцы.

«Белка грызет орешки»

Двигают челюстями вправо – влево при закрытом и открытом рте. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

«Орешек»

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

Артикуляционная гимнастика

Дети произносят шепотом звук о. Упражнение укрепляет мышцы губ и вырабатывает продолжительный равномерный выдох.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передней и боковой края широкого языка подняты, но зубов не касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.

«Конфетка»

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Самовар»

Иван Иваныч Самовар надувают обе щеки и удерживают в таком

Был пузатый самовар, положении 3 -5 с.

Трехведерный самовар.

В нем качался кипяток, Поочередно надувают правую и левую щеки,

Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной щеки в

Разъяренный кипяток, другую.

Лился в чашку через кран, Сжимают губы, надувают щеки, удержи-

Через дырку прямо в кран, вают воздух 2 – 3 с и выпускают через губы,

Прямо в чашку через кран. произнося «Пых!»

Артикуляционная гимнастика

Слегка улыбнувшись, медленно открывают рот (как для пропевания звука а, держат в таком положении 5 – 10 с и медленно закрывают рот. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

«Ветерок»

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Индюк»

Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху.

«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

«Теленок улыбается»

Дети улыбаются так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижностть.

«Теленок вытягивает язычок»

Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 раз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение для укрепления мимико-артикуляторных мышц. Дети опускают вниз уголки губ, затем сморщивают все лицо, потом открывают рот и поднимают вверх брови.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение для расслабления мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Дети улыбаются, приоткрыв рот, покусывают язык, продвигая его постепенно вперед – назад.

«Иголочка»

Дети открывают рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и у держивают в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.

«Катушка»

Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.

«Хобот»

Упражнение отрабатывает движение губ вперед и развивает подвижность губ и языка. Дети открывают рот, вытягивают губы и язык вперед, загнув вверх боковые края языка.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы. Дети беззвучно произносят звук а, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов.

«Любопытный язычок»

Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперед – назад. Затем язык убирают в рот. Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.

«Язык здоровается с верхней губой»

Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.

Источник

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме»
– Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
– Сами покажите, как нужно улыбаться.
– Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
– В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
2. «Поцелуй маму»
– Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
– После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

– Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
– Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
– Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

1. «Домик для язычка»
– Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
– Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
– Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
– Убираем язычок, рот закрываем.
– Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Накажем непослушный язычок»
– Попросим малыша приоткрыть ротик.
– Теперь высовываем язычок
– И покусаем его слегка зубками.
3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
– Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
– Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
– Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
– Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»
– Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
– Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»
– Покажите картинку со снежной крутой горой.
– Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
– Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
– Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
– Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»
– Покажите малышу картинку с лопатой.
– Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
– Теперь пробует малыш.
– Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите. 
– Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
– Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
– Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
– Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты. 
– Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
– Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
– Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
– Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

1.«Перед нами елочка:       

сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,        

показывают кулачки

Иголочки,        

указательные пальцы

Шарики,        

пальцы сжимают в круг

Фонарики,        

показывают «фонарики»

Зайчики,        

показывают «ушки зайца»

И свечки,        

прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,         

прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».         

ставят средний и указательный пальцы на колени

2.«Кот на печи         

стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке         

показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята          

поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,        

и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.        

показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».        

щелкают зубками

3.«Мы вот так, мы вот так,                

«мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  

пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                      

широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                      

поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                        

движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                          

руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      

манят к себе

Очень, очень просим!»

4.«Курочка – рябушечка        

не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,        

пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

– Раз, два, три, четыре, пять!      

загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                    

грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»      

загибают пальчики на другой руке

5.«Вот как наши ребятишки          

дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»         

трут ладошкой о ладошку

6.«Этот пальчик мой танцует.        

дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.        

делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,        

стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,            

царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                

прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    

сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                  

сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

при повторе выполняются движения другой рукой

7. Как в лесу на кочке                      

выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики,                    

«фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

8. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                         кивают головками 

«Падал снег на порог.         дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.         показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.          делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки         грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».         покачивают пальцем из стороны в сторону

9.«Сорока – белобока        

дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                

поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!        

показывают большой палец

Ты воды не носил,        

грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!        

разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,        

сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»        

указательным пальцем показывают на угол

10.«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!       хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,             одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали – ладушки – ладошки!»             поглаживание рука об руку

11.«Девочки и мальчики!                          

вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,                          

наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите,                  

поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите,                

руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

12.«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                               хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                               руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

13.«Есть у киски глазки              

показывают свои глазки

Есть у киски ушки                  

показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  

сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись        

грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                    

хлопок в ладоши

14.«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            

руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,              

руки в замок, большие пальцы соединены, остальные

прямые

Подпевают сто ужей,              

соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,                  

«ушки зайчика»

И поют ее лисята,                  

 «лисьи лапки»

Под землею старый крот        

прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,          

руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,              

«лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот          

выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил    

соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

15.Промурлыкала нам кошка    

«кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.        

кладут голову на «лапки»

Слышишь,                                

указательный палец вверх

Как под нашей крышей          

руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?        

«мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

16.«Наши девочки и наши мальчики                        

 руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

17.На ладошки мы подуем,

Наши пальчики разбудим                                   шевелят ими

Наши пальчики проснулись                                кисти вверх

– Мы проснулись, мы проснулись                 сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись.                             соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься                                  руки в замок

Стали пальцы целоваться       касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться.                                         фонарики

18.Подошла Ладошка                                     выставление ладоней

И сказала: – Крошки!                                   шевелят пальцами

Хватим вам играть, хватит баловаться             взмахи кистями

Надобно трудиться!                                            руки вместе

– А мы хотим резвиться!                                     Фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались                                             кулачки

Молчок                                                               палец к губам

Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Папу-Кулачка  огорчают!

– Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите       руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели            фонарики

– Будем, будем мы трудиться                             руки соединили

А потом, уже резвиться!»                         хлопают по коленям

19.«Ах, как жутко на лесной лужайке           руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке                         «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза                     руки в кулаки,

выставив указательный и      

                                                                       средний пальцы,

быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза.                       «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала,                     приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало.                               руки в кулак, выставление указательного пальца 

И жуки рогатые ползут                                 руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь                                       взяться за голову руками

Загрызут.                                                         пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки                         быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.           «ушки зайчика»

Список использованных источников

«Пальчиковые игры для детей» – С.О.Ермакова, 2009 г.

«Забавы для малышей» – М. Ю .Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

«Озорные пальчики» – муз.занятие И.В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

«Пальчиковые игры для малышей» – Д.А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.  

Источник