Ребенок 2 года и младенец

Ребенок 2 года и младенец thumbnail

Содержание:

  • Здоровье и комфорт мамы
  • Грудное вскармливание
  • Речь и другие навыки
  • Ночной сон

У моих детей разница в возрасте 2 года 2 месяца. Сейчас им 5 лет и 3 года, они освоили большинство навыков самообслуживания (самостоятельно пользуются туалетом, сами кушают, раздеваются, одеваются и т.п.) и могут по несколько часов с удовольствием играть вместе совершенно без моего участия. Но предыдущие три года были для меня, мягко говоря, довольно сложными.

Я всегда хотела двоих детей с небольшой разницей в возрасте. На погодков, правда, всё-таки не решилась, но разницу в два с лишним года считала вполне приемлемой. Будучи беременной во второй раз, я прочитала кучу книг о воспитании, множество статей в журналах и материалов в интернете о детях с небольшой разницей в возрасте. Везде, конечно, предупреждали, что с двумя малышами будет нелегко, но в подробности особо не вдавались. Поэтому я до самых родов была в полной уверенности, что со всем справлюсь, несмотря на предостережения родственников, что помогать мне они особо не смогут.

Я считала, что грудное вскармливание, слинг и обилие прочитанной информации решат 90% будущих проблем. Чтобы избежать ревности, я буду “читать книжку старшему во время кормления младшего”, а также “всячески привлекать его к уходу за младенцем”, как советовали во всех журнальных статьях. А чтобы наладить свою жизнь, буду “придерживаться строго режима”. Но на деле всё оказалось далеко не так гладко, как обещали журналы…

За прошедшие годы многие проблемы забылись и теперь не кажутся уже такими уж серьёзными. Тем более, я вижу, что все мои старания были не напрасны – маленькая разница в возрасте и постоянная профилактика детской ревности с моей стороны помогла моим малышам стать друзьями. У них похожие интересы и общие друзья, им не скучно ни дома, ни на улице. Я ни в коем случае не жалею, что выбрала именно такую разницу в возрасте. И всё же хочу рассказать тем, кто хочет, чтобы их дети были почти ровесниками, о трудностях, с которыми они могут столкнуться, и о том, как с этими трудностями можно справиться. Два малыша в доме – это очень здорово, но требует серьёзной подготовки!

Здоровье и комфорт мамы

Планируя маленькую разницу между детьми, маме нужно трезво оценить состояние своего здоровья и удовлетворённости образом жизни “мамочки”. Ведь два малыша подряд — это от 4 до 6 лет, когда вы не вправе полностью распоряжаться своим организмом, так как им пользуется ещё и ребёнок. Вынужденная беременно-грудничковая диета (если есть риск аллергии у малыша); стоматология с минимумом лекарств (готовы ли ваши зубы к тому, что никакого серьёзного лечения — коронки, мосты и т.п. — вы провести не сможете); ношение одежды для беременных и кормящих.

Обычно, когда первому ребёнку исполняется полтора года, у женщины наконец-то появляется время на себя, так как режим налажен, мама нашла свой стиль воспитания и ухода за ребёнком, многие дети в этом возрасте начинают говорить и проситься на горшок. А тут новая беременность! И как следствие токсикоз и повышение утомляемости. И вот вы уже всё своё свободное время спите, а вовсе не занимаетесь любимыми хобби. А в первые полтора года после рождения второго малыша времени на себя уж точно не предвидится: многим любую свободную минутку приходится тратить на то, чтобы поспать или хотя бы прилечь. (Ведь ночного сна, чтобы действительно отдохнуть, обычно не хватает. А постоянный недосып превращает ласковую и заботливую мамочку в измученное существо, неспособное философски (или с юмором) смотреть на многочисленные детские проказы и капризы, количество которых с рождением второго малыша удваивается.)

Некоторые выбирают маленькую разницу, чтобы “сразу всех детей родить, отсидеть с ними, а дальше уже на всякие декреты от работы не отвлекаться”. Но тут важно понимать, что до трёхлетия младшего ребёнка на приличную работу устроиться будет почти нереально (а затем подоспеет и начало школьного обучения у старшего!). С точки зрения работодателя мама с двумя маленькими детьми — это в разы хуже даже матери с одним маленьким ребёнком, а с молодыми перспективными юношами вообще ни в какое сравнение не идёт. Самореализовываться дома в отсутствие постоянных помощников тоже обычно не получается — можно просто надорваться.

Грудное вскармливание

Планируя вторую беременность с годовалым ребёнком на руках, я, естественно, задалась вопросом: “Можно ли во время беременности кормить грудью?” И, изучив материалы различных источников, поддерживающих грудное вскармливание, узнала: “Да, можно! А после родов можно кормить обоих детей. Называется это „кормление тандемом“ и даже помогает сглаживать ревность между сиблингами”. Я успокоилась и настроилась на тандем.

Уже во втором триместре мне стало неприятно кормить долго (сын любил сосать во сне по 30-40 минут), и я стала постепенно сокращать время кормлений до 5-10 минут. Но за это время малыш обычно успевал уснуть, так что больших проблем мне это не принесло. И вдруг, в 32 недели кормить стало невыносимо больно. Даже минуту я не могла терпеть. А сын привык засыпать с грудью или на руках (иногда его укачивал папа или дедушка). И мне пришлось срочно буквально за 3 дня свернуть грудное вскармливание. Так как всё было неожиданно, малыш плакал, а мне пришлось с огромным животом укачивать его, почти двухлетнего, на руках. Тандема у нас так и не получилось, после рождения сестрички сын от груди отказался, сказал: “Забыл, как сосать”.

Потом от знакомых мам деток-погодок я узнала, что мне ещё повезло докормить до 32 недель беременности. Многим становилось невыносимо больно уже в первом триместре и приходилось спешно отлучать от груди совсем ещё крошек. Конечно, это было сопряжено с большими переживаниями как для мамы, так и для ребёнка, так как изначально планировалось длительное кормление.

Отлично, если у вас получится прокормить всю беременность и потом наладить тандем. Но нужно быть готовым и к тому, что грудное вскармливание придётся свернуть гораздо раньше, чем вы планировали.

Речь и другие навыки

Обычно к полутора годам дети начинают говорить свои первые слова: “мама”, “папа”, “баба”, “дай”, “на” и т.п. Но если в этот период в доме появляется младенец, то развитие речи старшего ребёнка может сильно затормозиться или даже остановиться и откатиться назад. Возможно, так сказывается стресс. Немаловажен и “пример” неговорящего младенца — им-то все восторгаются и так. Если разница между детьми совсем маленькая (чуть больше года), то членораздельная речь может вернуться у старшего только к 3 годам, когда заговорит и младший.

У нас разница была побольше — 2 с лишним года, и к моменту рождения сестры сын уже говорил простыми предложениями. Так что с появлением малышки говорить он не перестал, но начал часто использовать в своей речи “младенческие” словечки сестрёнки (“бойсь” вместо “боюсь”, “на-на” вместо “дай” и т.п.) с характерной для годовалых малышей интонацией, мимикой и жестами. Смотрелось это у трёхлетки довольно странно и особенно раздражало, если мы находились в общественном месте.

Если разница между детьми ближе к 3 годам, то проблема с речью может возникнуть уже у младшего ребёнка. Трёхлетние “почемучки” очень любопытны, рот у них не закрывается целыми днями. В итоге младенец постоянно слышит беглую взрослую речь, а не положенные ему: “Кто тут у на-а-а-с? Это за-а-а-йчик! З-а-а-а-йчик! У Ксюши за-а-а-йчик! Ксюша взяла зайчика. На ручки. У Ксюши на ручках зайчик”. Постоянно отвечая на вопросы старшего ребёнка, взрослый не успевает описывать младшему происходящее вокруг, называть окружающие предметы, их цвета и другие свойства в том ритме и с той интонацией, которая нужна по возрасту. В итоге научиться говорить малышу может быть труднее.

Предотвратить подобное развитие событий некоторым помогает ношение младенца в слинге. Когда малыш постоянно “перед носом”, про него не забудешь! Мама вовремя замечает, что младшенького что-то заинтересовало, и всё объясняет, не забывает вставить в объяснения для старшего пару фраз и для малыша. Если на прогулку вы выходите с коляской, выбирайте модели, где ребёнок сидит лицом к маме. Таким образом младший ребёнок сможет всегда к вам “обратиться”, а кроме того, доказано, что в колясках “лицом к маме” дети до 2 лет чувствуют себя психологически комфортнее.

Конечно, и регресс у старшего, и перекосы в развитии тех или иных навыков у младшего сильно зависят от индивидуальности детей и предсказать их заранее невозможно. Психологи говорят, что избежать реального отката назад у старшего можно, проигрывая с ним “младенческие” ситуации незадолго до и, главное, после рождения малыша. А относительно младших детей важно помнить, что далеко не всегда они учатся, подражая старшим братьям и сестрам. Это зависит и от типа нервной системы, и от ведущего способа восприятия информации, которые заложены у малыша от рождения.

Так, я, например, совершенно не занималась приучением дочки к горшку. Просто поставила второй “трон” рядом с первым и иногда объясняла, зачем его использует сын. Сначала малышка просто садилась на свой горшок одновременно с братом. А в какой-то момент смекнула, и что там надо делать.

При этом знаю семьи, где (при такой же разнице в возрасте) как раз второго малыша было труднее приучить к опрятности, научить есть, одеваться и т.п. С едой, кстати, мне тоже усердствовать особо не пришлось. До года дочь была на педприкорме (брала, что понравится, из моей тарелки) и наблюдала, как ест старший брат. А в год взяла в руку ложку и сама съела тарелку каши с молоком. С ложки я её не кормила никогда.

Ночной сон

Часто, видя в журнале фразу “вы не будете высыпаться”, ожидающие второго малыша мамы как-то не проникаются её значением. Я вот в своё время не прониклась, думала: “Ха! Да и с одним ребёнком этим пугали, но совместный сон и грудное вскармливание помогали мне довольно сносно высыпаться!” Но оказалось, что с двумя — это совсем другой недосып! Не говоря уже о том, что проспать всю ночь, не просыпаясь, вам удастся лишь через 4-5 лет, когда вы, наконец, отселите обоих детей в отдельную спальню.

Первые трудности наступают сразу после рождения второго ребёнка, ведь ему надо привыкнуть к тому, что всё бодрствование (агуканье с мамой, массаж и игры) должно быть днём, а ночью желательно спать, просыпаясь только пососать. Но даже после того, как режим дня и ночи установится, возникают всякие непредвиденные ситуации: ночные колики, прорезывание зубов, отработка навыков ползания даже во сне…

Режим дневного сна у младенца каждые несколько месяцев меняется (четыре сна, три, два и, наконец, один — общий со старшим ребёнком), из-за этого постоянно скачет время укладывания на ночь, а ведь у старшего режим, как правило, уже довольно стабильный. Когда у вас был всего один ребёнок, вы могли в случае недомогания “проскакать” с ним полночи, а потом отоспаться утром. С двумя детьми спать до полудня не получится, так как старший встанет спозаранку и начнёт требовать внимания (покушать, поиграть и т.п.).

Кроме того, как раз после 2-2,5 лет дети “дорастают” до ночных страхов — и просыпаться с плачем по ночам может начать старший… Стресс, который он может испытывать из-за появления в доме младенца, способен “подтолкнуть” или усугубить ситуацию. В итоге получается: как только вы покормили-усыпили младшего, просыпается старший; как только уложили старшего, пора снова кормить (менять памперс, мокрую от срыгивания пелёнку и т.п.) младшему. И так всю ночь. А утром обоим подавай завтрак, игры и прогулку!

Конечно, особый гормональный фон помогает кормящей маме быстро засыпать после пробуждений и кормить младенца, почти не просыпаясь. Однако при “рваном” сне с двумя детьми недосып все же накапливается. Поэтому очень важно подготовить папу к тому, что без его помощи вам не обойтись. Один из вариантов решения проблемы (хотя бы на недели беспокойного сна детей) — папа спит со старшим в отдельной комнате, и ночные укладывания, а также ранний туалет и завтрак для старшего — ответственность папы. А мама просыпается только к тому времени, как папа уходит на работу. Если в течение рабочей недели это устроить невозможно — то хотя бы в выходные, силами папы или других родственников.

Если ночью нормально поспать маме никак не удаётся, можно попробовать немного отдохнуть днём. На время дневного сна младшего ребёнка вместо прогулки останьтесь дома. Включите старшему мультфильм, а сами лягте вздремнуть с малышом хотя бы на часок. Здоровая отдохнувшая мама необходима детям никак не меньше, чем свежий воздух. Нагуляетесь, когда режим у детей нормализуется.

17.02.2010

Чубченко Ольга

Источник

На чтение 7 мин.

Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

Физические изменения

Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5—3 кг.

  1. Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
  2. Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
  3. Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
  4. Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
  5. Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.

Достигнув двух лет, ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.

Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения — одна из первых задач для родителей.

Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:

  • бессмысленно чертить карандашом по листу бумаги;
  • пользоваться словарным запасом, состоящим менее чем из ста слов;
  • играть в кубики или собирать конструктор из трех деталей;

    В два года малыш может собрать простой конструктор

  • много раз слушать полюбившуюся песенку или сказку;
  • общаться с ровесниками, пока еще без слов.

Становление речи

В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

Игры

Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.

В два года с малышом можно играть ролевые игры

В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой — купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

Кризис двухлетнего возраста

Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.

Истерики в два года – обычное явление

Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

Характер поведения в переходный период

Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.

Истерика в магазине за игрушкой

Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

Причины изменения поведения ребенка

Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.

Проверка границы дозволенного

В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.

Негативизм в два года

Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.

Истерика – это требование внимания

Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

Разрешение кризисной ситуации

Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.

Советы родителям

Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.
https://youtu.be/hBqgIO0If-s

Источник