Ребенок 2 года говорит не могу
Добрый день, дорогие родители. Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не говорит в 2 года? На сегодняшний день бытует мнение, что мальчики и девочки в два годика уже должны уметь говорить и должным образом изъясняться с окружающими.
То есть, если по каким-то причинам карапуз, переступив двухлетний возраст, все так же молчит или произносит некие нечленораздельные звуки, то значит у него явное отклонение от нормы.
Содержание статьи:
- Все детки разные
- Если ребенок не говорит в 2 года
- Развитие речи двухлетнего ребенка
- Как научить говорить ребенка в 2 года
- Советы родителям
- Но никакой стопроцентной гарантии быть не может!
- Ребенок не говорит в 2 года видео
Все детки разные
Однако такое суждение, присущее сторонникам раннего развития, ничем не подкреплено, ведь давно известно, что каждый человек, а, значит, и ребенок, индивидуален со своими особенностями и, следовательно, этапы развития у детей проходят совершенно по-разному.
Наглядный пример можно увидеть, когда у вашего малыша только в год прорезались зубки, а у соседского чада вообще в шесть месяцев. По этому поводу вряд ли кто из родителей станет паниковать.
Действительно, что страшного, если у крохи зубки прорезались раньше или позже, чем у других малышей? Данный принцип касается и развития речи у маленьких человечков.
Потому что развитие ребенка, касающееся любого аспекта, точно так же происходит не по установленным рамкам, а по мере возможности самой малютки.
Тем не менее родители, как никто другой, влияют на воспитание и развитие своего сына или дочки. Именно они способствуют тому, как хорошо малыш будет усваивать навыки, получать знания, и, собственно, осваивать речь.
Если ребенок не говорит в 2 года
Для этого педагоги рекомендуют мамам и папам буквально с рождения крохи, разговаривать с ним, четко проговаривая слова. Также могут помочь различные карточки (карточки Домана), где нарисован определенный предмет, имеющий название.
Родителям следует показывать сыну или дочке картинку и проговаривать слово, которое написано под ней.
Но сторонники несколько классического воспитания рекомендуют родителям учить ребенка разговаривать в следующие моменты:
- Когда становится видно, что малыш пытается что-то сказать и активно жестикулирует при этом;
- Если малыш действительно понимает взрослых и то, о чем они говорят, но по каким-либо причинам отказывается повторять за ними;
- Когда малыш лепечет сам с собой и умеет произносить звуки.
Многие родители задаются вопросом, почему ребенок не говорит в 2 года и категорически не повторяет за ними слова или же не выполняет простейшие просьбы «оденься» или «ложись»?
Связано это может быть, как и с нарушением здоровья чада, так и с его элементарным складом характера.
Во втором случае, ребенок, который все понимает, но не произносит слова, всего лишь «накапливает» все в себе и родителям остается только подождать, скорее всего, кроха заговорит внезапно.
Кстати, те детки, которые начинают говорить позже двух лет, очень часто перегоняют своих сверстников и болтают так, что остановиться не могут порой.
Развитие речи двухлетнего ребенка
Но ни в коем случае не стоит относиться легкомысленно к развитию речи у детей и полагаться только на свои силы и возможности. Обязательно следует провести медицинское обследование своего малыша на предмет возможных заболеваний.
Потому что, если нарушение слуха является причиной молчания сына или доченьки, то такую проблему необходимо начинать устранять как можно раньше.
Ведь чем раньше будет выявлена причина нарушения развития речи, тем раньше ее можно будет решить, а чадо станет продолжать развиваться, как и все детки его возраста.
Несмотря на то, что мамы и папы являются лучшими помощниками в освоении речи ребенка, к сожалению, нередка такая ситуация, где именно они выступают причиной неумения говорить у чада в два годика.
Происходит это из-за того, что родители предпочитают не выключать телевизор или же просто оставляют кроху перед ним, мол, пусть учится говорить, смотря в «ящик».
Но такое решение в корне неверно, поскольку малыш воспринимает лишь общий фоновый шум в телевизоре, но никак не отдельные слова. Тем более, если кроха привыкнет слушать любимую музыку посредством телевизора, то, очевидно, что слова разобрать в ней для крохи будет практически невозможно.
Поэтому, когда занимаетесь развитием речи у ребенка, то обязательно следует выключать любые фоновые приборы, чтобы ничто не могло отвлекать вас и вашего чада от освоения слов.
Как научить говорить ребенка в 2 года
Как бы то ни было, если вы решили развивать речь у малыша с пеленок, то необходимо поговорить о следующем.
На данный момент уже установлено, что развитая моторика пальцев у детишек напрямую влияет на развитие речи.
Поэтому следует заниматься развитием моторики пальчиков малыша с раннего возраста. Для этого на помощь придут бусинки, ленточки, завязки и обыкновенное отрывание бумаги по кусочкам. Помимо этого нужно массажировать каждый пальчик у крохи.
Также вам поможет игра-спектакль с кончиками пальцев, для которой вам предстоит полагаться на свою фантазию и креатив.
Когда вашему крохе два годика, и он не разговаривает, то противопоказано заставлять его произносить слова и пытаться усердно тренировать. Такой метод только вызовет негативную реакцию у крохи, и он будет упорно молчать еще долгое время.
Но если ваше чадо молчит по той простой причине, что вы ему во всем потакаете, даете ему предметы еще до того, как он старается озвучить свои желания, то такой человечек, скорее всего, тоже полноценно заговорит еще очень нескоро.
А зачем, если у него отсутствует мотивация к разговору и тем более к просьбам?
Такой ребенок, мало того, что вырастет молчуном, так еще и капризным, привыкшим к постоянным выполнениям его требований со стороны родителей.
Как же помочь ребенку освоить речь и как правильно это сделать?
Советы родителям
Имеется несколько небольших советов, которые способствуют надлежащему развитию и освоению слов ребенком после двух лет и раньше:
- Разговаривайте с малышом много и постоянно, проговаривая четко слова, без «сюсюкивания»;
- На прогулке подробно описывайте малышу, что видно на пути: дерево, игровую площадку и так далее. Чадо должен не только пополнять свой словарный запас, но и иметь представление о различных окружающих предметах;
- Проговаривайте вслух его просьбы «Хочешь кушать?» или «Дать игрушку?». Постепенно малыш научиться озвучивать свои желания;
- Спрашивайте о любых мелочах своего малыша, даже самых незначительных, но обязательно ждите ответа, не подгоняя и не отвечая за малыша. По мере возможности усложняйте вопросы для более длительного рассказа ребенка;
- Любое действие малыша должно сопровождаться вашими подробными комментариями, а также дополнительными расспросами;
- Обязательно хвалите малыша после того, как он освоит новое слово;
- Рекомендуется вести специальный дневник с успехами и достижениями малыша в освоении новых слов и фраз для выявления тенденции;
- Учите малыша цокать языком и прочими движениями, тренирующими язык, например, даже обыкновенному надуванию мыльных пузырей.
Опять же, если ребенку уже два годика, и он не разговаривает, то для решения проблемы педагоги советуют отдать кроху в детский сад, где общение и нахождение рядом со сверстниками быстро приведет к увлечению лексикона а, значит, и к самому возникновению речи.
Но никакой стопроцентной гарантии быть не может!
Но никогда, ни при каких обстоятельствах, не рекомендуется сравнивать своего ребенка с другими и самостоятельно пытаться выявлять отклонение в развитии.
Как мы уже упомянули выше, почему ребенок не говорит в 2 года – все детишки развиваются не по установленным рамкам и правилам, а по мере их сил и необходимости, поэтому торопить их или насильно стараться обучить речи категорически нельзя иначе рискуете навредить маленькому человечку.
Разумеется, все детки должны в обязательном порядке проверяться у специалистов, поэтому если малыш не может произносить слова в два годика, то чтобы узнать «почему?», нужно провериться у невропатолога, который уже назначит лечение.
Но быть может, освоить речь крохе поможет работа с логопедами и дефектологами.
Подведя итог всему вышеперечисленному, почему ребенок не говорит в 2 года, можно сказать, что возникновение речи зависит:
- от здоровья малыша;
- его воспитания;
- индивидуальных особенностей.
На этом попрощаемся с вами. Ваш малыш скоро заговорит!
Ребенок не говорит в 2 года видео
© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.
Источник
Для начала – не волноваться. И запомнить как аксиому: “Процесс становления речи проходит у всех детей по-разному.”
Действительно, дети начинают говорить в разное время. Но всё же многих мам и пап волнует то, что их ребёнок не говорит в 2 года. Почему для них это так важно? Во-первых, потому что на них давит мнение окружающих, близких, членов семьи и примеры других детей (на площадке, в саду и проч.), которые в таком же возрасте уже очень хорошо разговаривают и даже читают стихи.
Нормы – это лишь статистические показатели. И даже статистика неоднозначна: сегодня считается, что “норма” – это если малыш начал произносить свои первые предложения в период от 1,5 до 2,5 лет.
Интересно, что согласно наблюдениям в последнее десятилетие наблюдается более позднее развитие речи у детей, чем у предшествующих поколений.
Возможно (мнение автора) это обусловлено тем, что современные семьи стали более замкнутыми, и вербальное общение в них часто заменяется невербальным (соцсети, мессенджеры, переписка по эл.почте и т.п.). Да и большие семейные застолья и домашние “чаепития” случаются все реже.
Поэтому наших бабушек и дедушек так удивляет, если, например, ребенок в полтора года не произносит ни слова. Но современного логопеда это ни сколько не удивит.
Разве не часто мы видим картину: из комнаты, в которой сидит несколько человек, не доносится ни слова? Правильно, ведь каждый из них в этот момент невербально общается с кем-то в своем личном смартфоне. Так откуда детям брать импульс к словесному выражению своих мыслей и чувств?
На эту тему есть такой анекдот. Большая семья собралась обедать. Один из младших детей совсем не разговаривает, семья уже давно отчаялась услышать от него хоть слово, родители махнули рукой. Мать разливает по тарелкам суп. Все увлеченно начинают есть. Тут “молчун” произносит: “Мать, а борщ то не соленый!”. Вся семья в оцепенении, мать хватается за сердце и восклицает: “Сынок, что же ты раньше то молчал!”. А он в ответ “Так раньше все нормально было”.
Если ребенок в 2 года вообще не разговаривает и даже не произносит отчетливо слово “мама”, это не значит, что у него задержка развития. Просто в этот период у ребенка активна только внутренняя речь.
Но это и не означает, что родителям не стоит пытаться проанализировать причины более медленного становления речи у своего ребенка, чем у других ребят.
Причины могут быть обусловлены как личностными и даже физиологическими особенностями малыша, так и скрываться в том, как часто и в какой манере происходит общение внутри его семьи.
1. Нехватка вербального общения с новорожденным ребенком с первых дней его жизни.
Многим взрослым кажется странным всерьез разговаривать с таким крохой! Поэтому все общение в первые месяцы жизни сводится к “сюсюканиям”. Логопеды же советуют много и часто разговаривать с новорожденным и в его присутствии (можно показывать ему примеры разговоров, разыгрывая сценки с помощью игрушек).
Пусть Вам будет казаться, что Вы выглядите очень странно, как будто общаетесь сами с собой. Но на самом деле Вы помогаете малышу привыкнуть к родной речи: он будет улавливать интонации, отличия между звуками, частоту речи, ее мелодию. А всё это – основа для развития осознанной речи в более позднем возрасте.
Не зря есть много примеров из реальной жизни, в которых ребёнок после поездки к более разговорчивым, чем его родители, родственникам всего на несколько дней вдруг начинал произносить целые фразы, даже если до этого он вообще не разговаривал. Помните, что для обучения любому языку, родному или иностранному, нужна соответствующая среда.
2. Беглая, слишком быстрая или нечеткая речь окружающих.
Важно не только то, как часто родители члены семьи общаются с малышом и между собой. Важно и то, КАК они произносят слова и фразы. Давно замечено, что чем крупнее город, в котором живет человек, тем быстрее темп его жизни и, соответственно, средний темп его речи.
Поэтому если Вы замечаете за собой склонность произносить слова нечетко, “глотаете” их или слишком торопитесь в разговоре – сбавляйте темп, когда Вы общаетесь с малышом или находитесь в непосредственной близости от него. Помните, он Вас слушает и слышит, даже если Вам кажется, что до Ваших слов ему нет никакого дела.
Советы, которые могут побудить малыша к разговору
- Чаще притворяйтесь, что Вы не понимаете, чего от Вас хочет Ваш кроха. Переспрашивайте, побуждайте его к речи: “Ты хочешь эту игрушку? Ты хочешь пить, да?” Старайтесь всегда сначала дождаться какой-то словесной реакции от него, и только после этого удовлетворяйте желание малыша. Так он быстрее привыкнет к установке, что его речь побуждает действие с Вашей стороны.
- Не ругайте и не стыдите малыша за то, что он молчит. Ни в коем случае не произносите “вот посмотри, как это мальчик / девочка хорошо разговаривает, а ты всё молчишь!” и т.п. Если ребенок молчит, это вовсе не означает, что он не понимает смысл Ваших слов, а Ваше раздражение может только усугубить ситуацию.
- Следите за тем, чтобы все члены семьи не коверкали слова, подражая “детской” речи, не сюсюкали и правильно произносили слова.
- Больше читайте ребенку сказки, стишки, пойте песенки.
- Называйте все предметы и описывайте, что происходит вокруг.
- Поощряйте каждое слово малыша и показывайте то, как Вы радуетесь его словам.
- Ведите себя так, как будто малыш уже хорошо говорит: обращайтесь к нему за помощью, прося его что-то принести, кому-то что-то передать на словах, просите закончить слово / фразу. Вот увидите, Ваша внутренняя уверенность вскоре сотворит чудо!
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Так ли необходим режим в воспитании ребёнка?
5 советов: как быстро и без нервов уложить спать малыша, чтобы он крепко спал всю ночь?
Затяжной насморк или аденоиды у малыша: что это и как лечить?
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
Безусловно, в два года практически ни один малыш пока не может похвастаться невероятными достижениями в плане разговорных навыков. Более того, сегодня логопеды говорят о позднем речевом развитии у детей. Следует учитывать, что становление речи – достаточно индивидуальный процесс, который у всех происходит по-разному. Однако, если у малыша заметны трудности в данном вопросе, необходимо помочь ему справиться с этим этапом развития. Ведь большинство логопедических проблем легко решаются в наиболее раннем возрасте. И чем младше ребенок, тем проще ему поставить правильную речь.
Нормы формирования разговорных навыков
Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль. Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.
Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:
- до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
- 7-8 месяцев – 1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
- 1 год 2 месяца – 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
- 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.
При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.
Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?
Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:
- Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
- Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.
Читайте также: Что такое клаттеринг и как его исправить?
Какая обстановка положительно поможет ребенку быстрее сформировать правильную речь?
Если двухлетний ребенок не говорит или плохо проявляет речевые способности, следует обратить внимание на такие параметры окружающей среды, как:
- активное общение между членами семьи;
- наличие достаточной коммуникации между ребенком и его сверстниками (или детками немного старше);
- отсутствие постоянно отвлекающего шума (громко работающий телевизор, компьютер и проч.).
Необходимо в первую очередь обеспечить качественную языковую среду, в которой малыш сможет доступно воспринимать речь окружающих, понимать ее и, соответственно, самостоятельно воспроизводить.
Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?
Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:
- Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
- Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
- Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
- Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит. Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
- Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
- Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
- Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова. Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.
Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.
Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?
Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 4 года. Причины
Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.
Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.
Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.
Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию. При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.
Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.
При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.
Источник