Ребенок 2 года говорит что боится

Ребенок 2 года говорит что боится thumbnail

Малыш в семье – любимый ребенок, которого холят и лелеют родители. Они с радостью и удовольствием наблюдают за его развитием и взрослением, не забывая при этом воспитывать и создавать для него условия. Однако детская психология такова, что страхи у детей могут появиться независимо от того, в каких условиях растет ребенок – благополучным ли является эмоциональный фон в семье или нет. В таком случае родители, которые являются очень ответственными и понимают, что воспитание в семье и отношение к малышу влияет на его психическое развитие, задаются вопросами: «Какие ошибки мы совершаем? Ребенок растет в любви и понимании, у него не было психологических травм, почему он боится?». Куда уходят корни подобных страхов? Как правильно относиться родителям к тревогам маленького ребенка? Ответы и практические рекомендации можно узнать из данной статьи.

Психология развития малыша 2-3 лет

Страхи у детей в 2-3 года имеют свою специфику. Чаще всего ребенок в этом возрасте испытывает тревогу в отношении нескольких ситуаций:

  • общение с незнакомыми людьми и другими детьми;
  • знакомство с родственниками;
  • необходимость привыкать к новой среде – детский сад, группа развивающих занятий;
  • темнота, одиночество;
  • врачи;
  • животные.

Ребенок в этом возрасте вступает в жизненный период, когда он активно познает мир. Он интересуется всем, что находится вокруг него. Так, малыш уже все реже пытается попробовать на вкус окружающие предметы и все чаще стремится взаимодействовать с ними. Дети в этом возрасте очень любят прогулки, обладают большим количеством жизненной энергии, иногда родителям очень трудно уложить их спать или заставить делать то, что нужно – ребенок активно сопротивляется правилам, требованиям и установкам. Причиной тому – кризис трех лет, когда дети активно осваивают свою самостоятельность, в первый раз пытаются почувствовать себя отдельно от матери и отца. Какое место в системе взросления в раннем возрасте занимает страх? Его наличие имеет причину:

У ребенка был отрицательный опыт. Так бывает, если малыш попал в ситуацию, в которой сильно испугался – оказался в опасной близости рядом с собакой, первый раз искупался в озере, и ему это не понравилось, кто-то взрослый – воспитатель или родственник – отругал его, наказал, накричал. Так ребенок первый раз жизни получает опыт, который с одной стороны является для него травмирующим, потому что он может испытывать много непонятных чувств, таких, как тревога, боль, страх, а с другой стороны необходимым и полезным, потому что в детской психике вырабатываются реакции и стратегии поведения.

Если мать и отец понимают, что страх у ребенка вызван травмирующей ситуацией, они должны оказать малышу поддержку. Как это сделать? Спокойно поговорить с ребенком, ласково, заботливо отнестись к нему, объяснить, что бояться нечего – собака просто была большая, она не хотела напугать малыша, вода в озере не опасна, если рядом находится близкий человек, а строгая воспитательница испугалась за ребенка или была недовольна его поведением, поэтому отругала его. Родитель должен обязательно проговорить все это вслух, даже если у него нет уверенности в том, что малыш поймет. Такая информация обязательно останется в памяти у ребенка, кроме того, он будет знать, что страх не обязательно держать в себе, о нем можно говорить. Наряду с беседой будет хорошо, если родители предложат ребенку порисовать – пусть каждый нарисует свой страх, поговорит о нем, познакомится с ним, представит, как шутку. Подобные действия снимают тревогу и напряжение и позволяют посмотреть на ситуацию с другой стороны. Если страх становится патологическим – малыш не хочет спать один, просыпается по ночам, кричит, отказывается выходить из дома – необходимо показать ребенка детскому психологу.

Привычка «цепляться» за мать

Иногда родители считают, что ребенок боится оставаться один, когда он постоянно цепляется за мать – ни на шаг не отпускает от себя. По этой причине родители не могут записать малыша в детский сад, мама оказывается 24 часа «привязанной» к нему. Причиной такого поведения ребенка не всегда выступает страх оставаться в одиночестве или потерять мать. В раннем возрасте быть привязанным к родителям – это нормально. Возможно, для того, чтобы малыш стал более самостоятельным и не боялся окружающего мира и людей, взрослым стоит усилить эмоциональный контакт с ним – больше общаться и играть. Тогда он, «напитанный» родительским вниманием, перестанет слишком тревожиться, если окажется в новой ситуации.

Ошибки родителей

Страхи у детей в раннем возрасте могут проявляться как следствие психологической травмы или же быть поведенческими реакциями, которые не требуют вмешательства специалиста, а говорят лишь о том, что ребенку не хватает внимания матери и отца со стороны. Что нельзя делать родителям, когда они видят что ребенок чего-то боится?

  • Ругать и смеяться.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Специально создавать условия стрессовой ситуации, чтобы малыш перестал бояться.

Страх ребенка – одно из первых чувств, которое нуждается в рассмотрении, принятии и уважении. В большинстве случаев заботливое отношение родителей приводит к тому, что дети успокаиваются и перестают тревожиться.

Рекомендации матери и отцу

Мать и отец могут, сами того не желая, провоцировать развитие страха у ребенка в раннем возрасте. Когда малыш только знакомится с окружающим миром, ему для того, чтобы понять назначение предметов, процессы, с которыми он сталкивается, необходимо объяснение и поддержка взрослых. Когда родители чрезмерно эмоционально реагируют на все, с чем знакомится ребенок, он, наблюдая за их реакциями, составляет собственное мнение о жизни, отношениях, вещах. Замечено, что у тревожных родителей растут тревожные, боязливые дети. Когда мать и отец сами переполнены страхами, ребенок начинает чувствовать то же самое, ведь у него кроме родителей нет другого примера перед глазами, как вести себя в этом мире.

Также взрослые вызывают в ребенке чувство страха, когда у них есть привычка давать оценку и предостережение всему, с чем он сталкивается. «Не подходи», «Не трогай», «Не бегай», «Упадешь», «Поранишься» – если ребенок постоянно получает такой прогноз, то, в скором времени он начнет бояться всего, с чем соприкасается. Ведь посыл родителей звучит так: все, что ты видишь, опасно, может навредить тебе.

Поэтому взрослым, прежде чем анализировать детский страх, вести ребенка к психологу, необходимо оценить свое отношение к взрослению ребенка, окружающему миру и понять, какие страхи имеют они сами. В большинстве случаев эмоциональное состояние детей налаживается, когда родители чувствуют себя спокойными, счастливыми и удовлетворенными.

Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

В 5 лет чувствительный Никита всего боится: людей, собак, драконов из сказки, от любого шума вздрагивает, трясется. Он теперь старший брат, а совладать с собой не может. Что с этим делать?

У трехлетней Лены много страхов. Она боится карусели – не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.

Современный мир с его ежедневными вызовами, стрессом, ритмом жизни и перегруженностью информацией влияет не только на взрослых, но и на малышей. Исследователи отмечают, что с каждым годом растет число детей, страдающих от страхов, тревоги, робости, беспокойства и неуверенности.

Их родители тоже волнуются! Ведь для определенного возраста вполне нормально пугаться окружающего мира. Но по мере знакомства с ним страхи должны уходить. Однако, есть категория деток, которые не могут справиться с тревожными мыслями. Они бояться маминого ухода, паука над кроватью, веток за окном, что странно шевелятся… Такая детская тревожность может сохраниться во взрослом периоде и даже перерасти в фобии.

Давайте рассмотрим причины, почему это происходит и как помочь малышу побороть страх.

РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ – ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Все они несут определенную функцию и помогают малышу адаптироваться по мере взросления к меняющимся условиям жизни.

От 6 месяцев до 2 лет

Первые страхи появляются уже в периоде младенчества. Примерно в 6 месяцев ребенок может заплакать, увидев перед собой незнакомца. Этот страх связан с различением своих и чужих, которые и вызывают резкую реакцию у малыша.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает двигаться, ползать и, по мере обучения, сталкивается с различными опасностями: несъедобными предметами, животными и насекомыми, знакомиться с категориями горячее/холодное. Так появляется страх пугающих ситуаций, громких звуков, незнакомых объектов.

В 2-3 года

В этот период формируются предметные страхи. Они вызваны инстинктом самосохранения: такие эмоциональные реакции помогают избежать чего-то потенциально вредного. Например, громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций неизменно пугают малыша. Психологи наблюдают зависимость между уровнем интеллектуального развития ребенка и количеством предметных страхов в этот период. Чем умней малыш, тем больше пугающих ситуаций он осознает.

Именно в этом возрасте появляется страх темноты и ночные кошмары, как следствие боязни потерять маму. Это частное проявление страха одиночества, связанное с потребностью в безопасности и заботе.

Также могут появиться боязнь огня, пожара, природного катаклизма (урагана, грома, землетрясения), животных. Считается, что эти страхи необходимы для выживания ребенка.

Такие сюжеты могут стать основой для страшных снов у малыша. Если вы столкнулись с проблемой ночных кошмаров у детей, читайте об этом подробнее в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”

В 4-7 лет

Страхи этого возраста можно разделить на 2 основные категории: воображаемые и внушенные. И те, и другие не связаны с реальными опасностями, а являются проявлением бурной фантазии ребенка. Так малыш может начать бояться буквально всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн.

Если страх воображаемый, то его источником является сам ребенок. Это неизбежный этап при развитии абстрактного мышления и способности к фантазированию в дошкольном возрасте.

Если страх внушенный, то причиной его появления стали рассказы сверстников, родственников, книжки и сказки. Дети этого возраста обожают рассказывать друг другу “страшилки”, испытывая при этом смешанные чувства тревоги и удовольствия от производимого эффекта. А старшие родственники, особенно бабушки и дедушки, любят припугнуть ребенка последствиями тех или иных действий: “не подходи – упадешь”, “не гладь – укусит”, “бабайка заберет”, “волчок унесет”.

Для впечатлительный малышей лучше ограничить пугающий контент. Не стоит обсуждать при нем пожары, убийства, несчастные случаи – все эти истории мгновенно найдут отражение в фантазиях ребенка.

Отдельной категорией выделяют, так называемый, экзистенциальный страх – глубинный страх смерти – своей и родителей. Малыш потихоньку осознает, что жизнь конечна, и это открытие его пугает. Некоторые дети бояться засыпать, поскольку могут умереть во сне. Эти фантазии подкрепляются рассказами родственников, не способных объяснить феномен смерти: “бабушка уснула и больше не проснется”.

Что усугубляет детские страхи

Родителям стоит понимать, что на появление боязни того или иного предмета влияют множество факторов. Это такое влияние среды как:

  • конфликтная семейная ситуация, ссоры, споры;

  • смерть или болезнь кого-то из родственников;

  • напряженная ситуация в коллективе ребенка (обиды со стороны сверстников, шантаж, конфликты);

  • высокая тревожность самих родителей;

  • слишком авторитарный, жесткий тип воспитания;

  • гиперопека со стороны родителей;

  • изоляция малыша от общения со сверстниками;

И особенности психики самого ребенка.

Больше всего от страхов страдают детки с впечатлительным характером. Они более чувствительны по своей природе и хуже переносят ситуации неопределенности. Подробнее о таких малышах я написала в статье “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Впечатлительные дети легче поддаются внушаемым страхам. Они более склонны к тревоге: любой толчок извне, особенно слова авторитетного взрослого, могут стать “спусковым механизмом” для появления навязчивых мыслей и образов, пугающих малыша.

К чему приводят детские страхи

Так ли это опасно? Может, стоит просто дать ребенку “перерасти” этот период или подождать, пока он сам научится справляться с трудностями?

К сожалению, обилие боязней и тревог в жизни малыша сильно снижает ее качество. На их фоне могут появиться:

  • заниженная самооценка, неуверенность в себе;

  • безволие, чувство обреченности, ведь ребенок не умеет справляться с “монстрами”, которые его преследуют;

  • вспышки немотивированного гнева (из-за истощенной нервной системы и подавляемой агрессии);

  • нарушение отношений в коллективе, социальная изоляция (ребенок уходит в свои переживания и страхи, все меньше времени уделяет общению);

Чтобы не допустить появления этих неприятных последствий, давайте научимся помогать ребенку в его работе над страхом.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха – это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться – это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света – обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект – порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга – “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Источник

Не волнуйтесь, видимо, возрастное. 🙂 У нас, как 2 года стукнуло, вдруг резко тоже начались страхи. И здесь, в конфе, кто-то опрос летом проводил, помоему, в конфе от года до трёх. Многие сказали, что именно в два года детки стали пугаться темноты и ещё чего-нибудь…

У многих моих знакомых тоже такая же петрушка. Я для себя объяснила тем, что в два года у деток резкий скачок в развитии, особенно связанный с бурным развитием речи, то есть, вдруг ребёнок начинает думать не тольок конкретно – что вижу, о том пою, но и более абстрактно, и не может на первых порах удержать свою фантазию.

Мне кажется, очень важно показать, что Вы понимаете ребёнка, но всем своим видом показать, что Вы с ней, что вы вместе преодолеете то, чего она боится. У нас был такой страх – акула в ванной. Прямо выскакивала вдруг резко из ванной (дочка) с воплями “акула!” . Хотя никаких страшилок не видела, никогда ничем не пугали, воду любит, вобщем, я вообще не могла понять, откуда “ноги” этого страха. Грешила на “Кота Леопольда”, даже тот мультик, где была акула, перестала ей показывать. А акулу “прогоняли” вместе – либо кошку звали и ей “скармливали”, либо сама я прогоняла её. Акула живёт в нашей ванной до сих пор, особенно когда Ане нужен повод закончить купание ;), но её она уже не боится. И акул в и в мультике и в док. фильмах смотрит спокойно. Другие страхи – темнота – не то, чтобы страх, уже может в тёмной комнате спать, но к ночнику в комнате привыкла. Гром, грозу часто вспоминает, то говорит, что боится, то – наоборот. Вобщем, хочу Вам сказать, что страх – это естественно, и если не придавать усиленного значения, то они сведутся к минимуму, необходимому для жизни.

Осенью в Австрии летали на маленьком трёхместном самолётике. Аня очень хотела. Сели, взлетели, :)) Аня повернулась ко мне и так важно сказала “Страаашно.” И дальше спокойно сидела. Ей очень понравилось, до сих пор вспоминает, как летала с папой, мамой и пилотом. Самолёты обожает. :))

08.01.2002 13:51:15, Клавка

А ведь действительно, страхи начались одновременно с резким скачком в развитии речи. За месяц до этого она стала говорить практически все, до этого были только отдельные слова и короткие фразы. Сейчас трещит не умолкая. И взлет фантазии наличествует, все верно. 09.01.2002 06:19:51, Татьяна Т.

А это не бабушкино влияние? Про то что титю пора бы на покой и про дядю? Наша любит говорить “дядя закрыл” (придерживая дверь коленкой) или “дядя унес”. У меня иногда вылетает фраза “прийдет дядя-сосед и поругает” (когда потоп в ванной) 08.01.2002 13:27:05, Сонечка

Хороший вопрос. Дело в том, что я работаю, а с Катей сидит как раз бабушка. Про дядю – точно не бабушкино. У нас с ней еще очень давно был серьезный разговор насчет всяческих пугалок, и она согласилась, что этого делать не надо. Хотя в детстве она пугала меня Бабаем, я до сих пор помню, как боялась. Насчет тити – возможно это и говорилось месяца два-три назад, когда я решилась было завязывать. Потом передумала, решила не отучать вообще. И бабушка, в общем-то, поддержала меня. Я просто подумала, может ли добровольный отказ от груди (а сейчас мне кажется, что она на пути к отказу) повлечь страхи? 09.01.2002 06:32:08, Татьяна Т.

Может, как и вообще любые перемены.

У человека вообще есть две основные потребности – потребность в освоении нового (отсюда – любопытство) и потребность в безопасности (отсюда – стремление поддерживать привычное, известное состояние, и дальше – может вырасти страх перед переменами). Вот на грани этих двух противоречивых стремлений мы и балансируем всю жизнь.

У кого-то сильнее одно, у кого-то другое. И формируется это во многом в раннем детстве. Поэтому, мне кажется, в такие значимые моменты детям очень нужна поддержка и спокойное понимающее отношение взрослых. Может быть, даже специально и делать ничего не нужно, просто понять для себя, что у ребенка сейчас такой важный этап, переход на следующий уровень развития. Выслушивать ее рассуждения на эту тему, спокойно давать понять, что в этом нет ничего страшного, что у всех (и взрослых) бывают такие моменты, когда в жизнь входит что-то новое, а что-то остается в прошлом, поговорить о том, что все детки (у вас еще малышка – тогда можно и про зайчиков, лисичек, медвежат и пр.) постепенно растут, и в разном возрасте у них появляются разные возможности, но и какие-то вещи они “перерастают”. Больше говорить о новых возможностях подросшего ребенка, предлагать ей новые занятия, даже некоторые обязанности (которые ей не тяжело выполнять). И поддерживать ее в обоих ситуациях – и в проявлении самостоятельности, и в те моменты, когда ей вдруг захочется снова побыть маленькой и спрятаться под мамину защиту. Это очень естественно в такой ситуации. И чем лучше Вы пройдете сейчас этот этап, тем легче ей будет в жизни осваивать новые задачи. У нее должно остаться чувство, что ее самостоятельность приветствуется, но и поддержка и защита родителей тоже всегда доступна.

Не знаю, понятно ли у меня получилось, если что – уточняйте! 09.01.2002 16:58:44, Svetlana

Спасибо, думаю, что поняла Вас. Я близка к этой точке зрения, но я не смогла бы так стройно выразить. Вот дочка вчера вечером сказала: “Катя большая. Не надо титю сосать, надо кушать просить”. Что не помешало ей потом все же приложиться. А с другой стороны, когда меня рядом нет и при ней говорят слово “мама” вдуг стала плакать (два дня уже такое). И перестала мне разрешать целовать и обнимать ее. Но сама иногда подбежит, поцелует. Ощущение, что она от меня хочет отдалиться, и сама этого боится. Буду конечно пытаться объяснять ей об этапах развития и новых возможностях. Может быть мне лучше сейчас побыть с ней? Я могу взять на работе пару недель в счет отпуска. В выходные, когда мы вместе, она мне кажется такой счастливой. Или лучше ничего не менять, чтобы все было как обычно? 10.01.2002 06:51:41, Татьяна Т.

Источник