Ребенок 2 года боится улицы
Страх – это естественная защитная реакция организма, помогающая избегать попадания в новые, а значит – неконтролируемые ситуации. Однако маленькие дети в силу возраста, недостатка опыта и понимания окружающего мира часто преувеличивают уровень угрозы и пугаются вещей, которых бояться не нужно. Обилие провоцирующих страх факторов нередко становится причиной, из-за чего ребенок боится выходить на улицу. С подобными ситуациями нужно работать на ранних стадиях их появления, пока банальный испуг не превратился в фобию.
Причины появления страха
В основе проблемы всегда лежит ситуация, ставшая для ребенка травмирующей. При этом зачастую родители не придают особого значения произошедшему и могут просто посмеяться над испугом малыша, а для него это становится настоящим испытанием.
Если ребенок боится улицы, значит именно там произошло нечто, что оставило сильный след в его сознании. Это могут быть:
нападение собаки или других животных;
встреча с пугающим незнакомцем (особенно, если родители учат малыша осторожности при обращении с посторонними);
резкие громкие звуки;
большое открытое пространство.
Малыш может испугаться шагающего экскаватора, приземлившегося вертолета, внешнего облика пожилого соседа, напоминающего ему злых волшебников из сказки, и множества других вещей. Для предотвращения появления и развития фобий установите с ребенком доверительные взаимоотношения. Малыш должен знать, что мама или папа рядом и придут на помощь по первому зову, а рядом с ними спокойно и безопасно.
Ребенок боится улицы: что делать?
Постарайтесь выяснить, что конкретно пугает малыша. Если в ситуации нет ничего опасного, постарайтесь объяснить это крохе. Расскажите ему, что страшный дедушка, живущий этажом ниже, – на самом деле очень добрый. Громко каркающая ворона просто разговаривает таким образом с другими членами стаи.
Если кроха боится машин и строительной техники, покажите ему картинки в книге и объясните соответственно возрасту, для чего нужны эти механизмы. Понимание ситуации уберет излишнюю напряженность и даже возбудит в малыше любопытство. Если ребенок боится гулять на улице один, начните с совместных прогулок. Пусть он освоится на детской площадке под вашим присмотром и заведет там себе друзей.
Обязательно объясните малышу правила безопасного поведения:
не уходить с игровой площадки;
не разговаривать с незнакомцами;
не подходить к животным;
не трогать непонятные или опасные предметы (оставленные кем-то пакеты, осколки стекла, кирпичи, использованные упаковки и прочее, что может находиться на площадке или возле нее).
Категорически нельзя насильно тащить малыша к напугавшим его предметам, ругать за трусость и смеяться над ним. Также не сравнивайте его со сверстниками, которые, по вашему мнению, ничего не боятся: вы можете потерять его доверие надолго. Лучше встаньте на сторону крохи, поддержите его. Разговаривайте убедительным спокойным тоном. Обязательно обнимите его: в руках мамы или папы малыш чувствует себя в безопасности.
Если ребенок боится ходить на улице, приучайте его к окружающей обстановке постепенно. Начните с прогулок в тихом парке или сквере вдали от машин и людей. Среда должна быть безопасной и спокойной. Не разрешайте посторонним или малознакомым людям сюсюкаться с вашим малышом, а близким родственникам – рассказывать страшилки о злых дяденьках, которые могут забрать ребенка за плохое поведение. Особенно опасно пугать врачами или милиционерами: если вдруг случится чрезвычайная ситуация, малыш может неадекватно среагировать и не принять помощь, а то и вовсе сбежать.
Кто может помочь?
Если не получается справиться с бедой самостоятельно, необходимо как можно раньше обратиться к детскому психологу. Он поможет мягко преодолеть боязнь уличных прогулок и пробудить в ребенке здоровое любопытство. Доверьте проблему специалистам психологического центра «Инсайт». Записаться на прием вы можете по телефону или через форму на сайте.
Источник
Рекомендованные сообщения
Вот такой вопрос.
Поясню. Сыну 1,5 года. Начал ходить в 1,3. Более или менее уверенно пошел в 1,4. Уже месяц пытаюсь его приучить гулять ножками на улице. Вывожу во двор частного дома. Он уходит домой, просится на ручки или в коляску пытается забраться. Ревет, если настаиваю, чтобы ходил.
В гостях, в поликлинике, в магазине ходит, заглядывает везде, хочет все трогать. На улице никак.
если настаиваю, чтобы ходил
Поэтому такая реакция. Не настаивать!
- 4
отстаньте от ребенка
- 6
Ну, как настаиваю. Просится на руки, беру. 5 минут на руках, потом ставлю обратно. Он опять на руки хочет.
Гуляйте с коляской. Ну вот хочется ему так. Может, привык к транспорту – будь то руки или коляска, а может, просто не может по грязи хлюпать.
У меня сыну 2. Его обычно с улицы не утащить… Позавчера вышел из подъезда, посмотрел: Мока гязь (мокро и грязь), развернулся и домой ушёл.
- 2
Если ездит в коляске,то и возите. Я так надостаивалась, что в том году в апреле 2 было и все лето на руках протаскала в итоге. Нет, один месяц правда на велосипеде и потом наотрез нет и всё. Так что лучше уж пусть в коляске ездит, как созреет бегать, так и будете гулять ногами. Дочке в апреле 3 будет и понимаю, что будет очень нам тяжко. На руках уже явно таскать несмогу. Уже ноги скоро волочиться будут. Молюсь, чтоб хоть на велосипеде ездила.
- 1
у меня сын в первую зиму не гулял. неудобная обувь, неудобная одежда. Делал два шага и на руки/ в коляску. А какой смысл настаивать? причинить добро? оставьте в покое)) будут сандалии/кроссов
Не надо его заставлять, сам когда захочет побежит, ещё бегать устанете за ним и будете думать как его в коляске удержать)) не идёт, значит не готов.
- 1
13 минут назад, Julsyk сказал(а):
Гуляйте с коляской. Ну вот хочется ему так. Может, привык к транспорту – будь то руки или коляска, а может, просто не может по грязи хлюпать.
У меня сыну 2. Его обычно с улицы не утащить… Позавчера вышел из подъезда, посмотрел: Мока гязь (мокро и грязь), развернулся и домой ушёл.
У нас снег. Похоже это ему и непонятно. Вчера посадила в коляску. Набрала в руку снег. Предлагаю потрогать. Прячет руки и отворачивается.
Сын дома пошёл в 10,5 месяцев( декабрь) .на улице ногами стал ходить ну не раньше марта, даже ближе к апрелю,когда снег растаял ( почти в 1,2 получается)
- 1
@Marisha??? я пробовала в магазине его выпустить в одежде и обуви. Ходил.
- 1
Не понимаете вы своего счастья! У меня старший пошёл в 10 месяцев. Зиму ещё проездил в коляске, летом усадить его в коляску было невозможно.В магазин сходить была целая история.
Будет бегать на улице, когда захочет. Отстаньте от ребёнка
- 4
А прошлым летом ребенок ползал по двору этому? Имхо, снег сойдет, станет тепло, ребенок все руками потрогает с пледа какого нибудь и уже без страха пойдет по изученной траве и дорожкам, они неровные и непривычные, надо изучить их руками для начала и чтоб не противно на ощуп было
- 1
@Нaвсикая спасибо. Вот вы написали и мне теперь тоже так кажется ?
- 1
Гуляем всю зиму без коляски, очень много снега, тоже часто на ручки проситься, особенно когда больше нет деток на улице.
Может дайте ему что-то в руки – детскую колясочку или игрушки есть такие возить впереди себя, ну или машинку на веревочке. Может так заинтересовать?
- 1
@[ protected] тем более – раз снег: ходить ему не нравится. Катайте в коляске,или сходите погулять туда, где почищены дорожки. Подождите лета – будете писать “как его догнать”)))
- 1
Полностью разделяю негодование вашего ребёнка. Гулять сейчас во дворе частного дома – так себе удовольствие. Да и не частного тоже. Пусть в коляске катается, пройдёт эта пакость под ногами – будет радостно топать и мир изучать. А пока этот самый мир мокр, снежен и противен на ощупь.
- 1
Ну, как настаиваю. Просится на руки, беру. 5 минут на руках, потом ставлю обратно. Он опять на руки хочет.
Катай на коляске. Мои зимой только в этом году стали гулять нормально, до этого две зимы либо санки, либо коляска, вылазить не желали, на зимней улице им было скучно.
- 1
Эх, какие славные времена были. Коляска, на ручки… А не бежишь, за дитём, и волосы назад.
Не настаивайте, он же ещё малыш совсем. Как захочет попозже, так рады будете в коляску посадить, да не тут-то будет).
Моей 1.4г. Снега оч боится. Выпал тут первый раз так плакала залезла опять в коляску)). Ну и да, одежда зимняя тяжело им. Дома носится как ракета.
- 1
У меня сыну год и 5 месяцев, катаю в коляске, там, где машины не ездят выпускаю ходить с года, раньше ходил 10 минут, потом минут 20, как снег сошёл местами, ходит час сорок) Ждите, мало времени прошло с начала хождения для долгих прогулок по снегу, а может, просто снег не нравится.
- 1
20 минут назад, katyushka_m сказал(а):
Моей 1.4г. Снега оч боится. Выпал тут первый раз так плакала залезла опять в коляску)). Ну и да, одежда зимняя тяжело им. Дома носится как ракета.
Фууу, спасибо. Хоть не мы одни такие. А то у подруг гуляют во всю дети, а мы никак.
Он боится, видно, новой поверхности для себя – снега. Мой тоже в своё время ходил дома, а на улице боялся шагу ступить. Пусть ездит в коляске, потом научится и по снегу ходить.
Был смешной случай: в 1.5 года в аэропорту сын увидел отполированную напольную плитку в одном магазине и побоялся по ней ходить. Он по ней ползал. Т.е. идет-идет, гуляет, доходит до этого магазина – на четвереньки и вперёд)) потом снова ножками))
- 1
Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Источник
30 июля 2018
Аверьянова Света
Детские страхи – естественный элемент психологического развития от младенчества до подросткового возраста. И даже взрослым людям свойственны некоторые возрастные опасения. Для каждого этапа взросления характерны те или иные страхи. Преодоление их – ступенька в развитии социальных и коммуникативных навыков. Поэтому, если ребенок боится других детей, не стоит паниковать. Попробуем разобраться в причинах и рекомендациях.
Почему дети боятся друг друга
В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.
По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?
Проведите диагностику
Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:
- На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
- От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
- От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
- В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.
В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.
Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет. Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:
- В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
- Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
- Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
- Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
- Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?
Признаки страха
Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:
- общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
- внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
- потеря ориентации в пространстве, растерянность;
- расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
- жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.
Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе. Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога.
Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!
Основные формы детских страхов
Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.
От 0 до 1,5
Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.
Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».
Вариант нормы. Малыш может закрывать личико, отворачиваться от сверстников, проситься на руки. Здесь не столько страх перед другим ребенком, сколько страх потерять связь с мамой. И это нормально – развивается эмоциональная чувствительность и контакт с родными.
От 1 до 4
Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.
В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.
Вариант нормы. Кроха отказывается от общения с детьми на площадке и просит папу или маму поиграть вместе под предлогом «Мне что-то не нравится этот мальчик».
Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.
От 3 до 6
В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.
Вариант нормы. При попытке включить ребенка в игру вы слышите «Не хочу!» и «Не буду!» «Он плохой». Типичное поведение для кризиса 3 лет. Другая возможная преграда – отрицание дружбы с детьми другого пола.
От 5 до 8
Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).
К 7-8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.
Иные причины негативного поведения
В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:
- Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра!
- Подражание интровертным родителям.
- Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей.
- Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое!
- Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту.
- Негативный опыт. Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение.
Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге.
Интересный факт. Девочки больше подвержены страхам в целом, и число взаимосвязей между разными объектами страха достигает максимума в 3-5 лет. Звенья мнимой опасности цепляются одно за другое, весь период проходит под знаком восклицания «Ой!» Старайтесь не ругать дочку, когда она снова начнет «истерить». Ребенку нужно помочь пережить возраст.
Проблема опекающих родителей
Все хорошо в меру. В том числе и родительская забота и опека. В возрасте до года ребенок нуждается в обеспечении в основном физиологических потребностей, тактильном контакте и речевом взаимодействии.
А в 3 года малышу уже необходима самостоятельность, возможность собственного выбора (пусть даже мнимого). К пяти важно сформировать умение разбираться в людях на уровне сверстников, выявлять плохих и хороших. Не стоит делать за ребенка всю сложную психологическую работу – это лишь затормозит его развитие в личностном и социальном плане.
Когда все наоборот. У детей, лишенных даже необходимого внимания, реакции на сверстников могут быть ровно такими же. Встреча двух малышей начинается и тут же заканчивается панически распахнутыми глазами, криком и желанием убежать с площадки.
Приглашайте гостей, ходите к ним сами, позволяйте детям общаться, учите их сотрудничать. Не бойтесь инфекций там, где их не может быть. Дети нуждаются в жизненном опыте, полученном ими самими. Дошкольники еще не способны учиться на чужих ошибках!
Застенчивые дети
Скромность и застенчивость – это качества характера. Они могут развиваться на основе «спокойной» генетики или же быть сформированы системой воспитания. В любом случае они не имеют ничего общего со страхом. Застенчивый ребенок боится детей на площадке, но это не настоящий страх, а защитная реакция. Малыш не тревожный, наоборот, он занял наиболее комфортную для себя позицию – бездействия и отстраненности.
Ничего плохого в том, что у застенчивого сына один-два дворовых друга. Если в остальном поведение маленького человека не вызывает опасений, просто дайте ему возможность развиваться по его индивидуальному пути. Важно, чтобы присутствовали другие признаки комфортного психологического климата в семье:
- Ребенка не ограничивают в творчестве и двигательной активности.
- Отсутствуют телесные наказания, эмоциональные встряски и скандалы.
- Ребенок послушен, не доставляет хлопот в быту, умеет все, что должен уметь по возрасту.
- Он проявляет интерес к другим детям, спрашивает об их поведении. Наблюдает, делает выводы и задает вопросы.
Возрастные страхи днем и ночью
Биологически страх – это способ предотвратить опасность, он всегда предшествует знакомству с новыми предметами, их вредными или опасными качествами. Страх перед общением – тоже своеобразная защита, позволяющая ребенку со стороны присмотреться, оценить будущих друзей.
Страх не считается нормой, если выводит малыша из эмоционального равновесия, слишком часто проявляется или влечет негативные последствия для здоровья.
Родителям, чтобы проследить, откуда тянется причина трудностей в общении у их детей, полезно знать обо всех нормальных и отклоняющихся детских страхах. Для удобства будем пользоваться таблицей.
Возрастной период | Нормальные страхи | Глубинные механизмы боязни | Примечания, рекомендации, советы |
---|---|---|---|
1 полугодие | Первичные реакции испуга у новорожденного | Свет, звук, перемена положения, переворот вызывают биологически закономерную реакцию – привлечь внимание мамы. | В основе лежит инстинкт. Младенец должен обеспечить безопасность своей жизни. Совсем без этой реакции невозможно вырасти психологически целостным человеком, но, чтобы сократить количество испугов, родителям нужно быть более плавными и предусмотрительными. |
7-8 месяцев | Незнакомые люди | Ребенку нельзя терять связь со своей матерью – она гарант его жизни и здоровья. | Маме желательно не пытаться раньше времени отлучить малыша от груди или приучить к няне. До года-полутора мама должна быть рядом и обеспечивать эмоциональный контакт. В полтора годика наступает более благоприятный момент для появления няни. |
1 год | Опыт отрицательных ситуаций. Страх разлуки с матерью. | Пугающие ситуации – угроза благополучию. Мама – по-прежнему гарант исполнения всех потребностей. | Самый яркий пример – ребеночек в годик боится уколов и кабинета врача. Переучивание к бабушке или няне должно быть постепенным, маме нельзя резко исчезать из будней годовалого младенца. |
2 года | Чужие люди | Защита становится более осознанной. | Двухлетка начнет плакать, если чужой человек попытается усадить его на колени в транспорте или поведет за руку от мамы. Объясняйте ситуации, подготавливайте малыша! К садику нужно тоже привыкать постепенно. |
3 года | Страшные сны, сказочные персонажи, замкнутое пространство. | Все связаны либо с наказанием, либо с утратой позитивных образов родителей. | Бесполезно убеждать ребенка в нереальности сна или персонажа. Нужно помогать ему справляться со страхами. Что сделалось смешным, не может быть опасным – ищите вместе с ребенком такие черты в страхах. |
4 года | Одиночество | Страх существует как сам по себе, так и может быть продолжением процесса, запущенного в 7-8 месяцев. | Максимально наладьте отношения в семье, установите равновесие между отцовским и материнским воспитанием, старайтесь поддержать кроху и научать его самостоятельности. |
5 лет | Смерть (своя) (а также страхи, продиктованные инстинктом самосохранения: высоты, глубины и т.д.) | Вариации на тему смерти могут касаться и самого детеныша, и его родителей. | Почемучка задает много вопросов и нуждается в объективных, честных ответах, доступных для его понимания, чтобы постепенно научаться жизни. |
6-7 лет | Смена правил (сад – школа), страх ошибки | Подготовка к школе, режим, навязанная ответственность создают тревогу «справлюсь ли я». | Потребность в дружбе вступает в конфликт с чувством долга, которое пока еще недостаточно зрелое. Актуален и страх смерти. Может быть причиной ночных кошмаров и школьной застенчивости. |
7-9 лет | Страх смерти родителей. Страх стать «плохим». | Инстинкт самосохранения перестает создавать страхи, теперь они имеют социальную природу. Потребность в одобрении со стороны окружения заставляет малыша тревожиться. | Важно пояснять условия, при которых все останутся живы и здоровы: безопасность забота, исполнение правил. Формирование воли и совести – интересный и сложный процесс. Родители должны быть тактичны в порицании, а дитя – понимать, что его любят безусловно. |
Формируем навыки общения
Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:
- Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
- А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.
Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).
Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:
- С младенцем проводите больше времени, не чуждаясь тактильного и эмоционального контакта.
- С младшим дошкольником разыгрывайте кукольные ситуации, в которых побеждает добро и умение вести диалог.
- Пятилетке прочтите сказки о дружбе и команде. Присядьте на лавочку в стороне и наблюдайте за игрой ровесников. Укажите, что вон тем деткам очень весело. А вот эти нашли что-то интересное и вместе изучают.
- Посетите групповые занятия детей с психологом (предварительно специалисты дадут консультацию и помогут подготовить малыша).
- Хвалите и мотивируйте к общению, но не заставляйте отдавать игрушки или целовать «недругов». Действуйте постепенно и радуйтесь вместе каждому новому шагу.
- В борьбе с негативным опытом прошлого постарайтесь превратить воспоминания о ситуации в нейтральное или смешное событие.
- Позвольте бояке общаться с ребятами помладше, которых он может чему-то научить и стать среди них лидером.
- Исключите тревожные мультфильмы, ужастики, мистические истории и пугание Бабаем.
- И поддерживайте, поддерживайте! Интересуйтесь, обсуждайте в позитивном ключе, сравнивайте вчерашние успехи с сегодняшними.
«Ты сегодня играл с детками больше чем вчера, тебе понравилось? А в какую игру вы играли?»
Не совершайте эти ошибки
Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!
Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:
- Очная ставка один на один со страхом: «Иди, играй с детьми. А то сейчас уйдем домой!»
- Акцент на проблеме, прямое указание и негативное отношение к ней: «Ты так их боишься, что готов отказаться от прогулки!»
- Угрозы и наказания: «Я тебя накажу/лишу чего-то, если ты не пойдешь сейчас на площадку».
- Унижения и оскорбления за проявление опасения: «Ты такой жалкий, когда боишься. И было б чего!»
- Разрыв эмоциональной связи с ребенком одного или обоих родителей: «Ну и сиди один. Не хочу с тобой общаться. Трус!»
- Излишняя опека и неверные оценки ситуации со стороны матери или бабушек: «Тут какие-то злые дети. Пойдем-ка погуляем без них».
- Родительская невнимательность в 1-2 года может стать причиной развития выраженных расстройств аутичного спектра к 3-4 годам!
Повод для профессиональной коррекции
Если время идет, меры принимаются, а прогресса нет, пора обратиться к специалистам. И тем более это нужно сделать, если появились признаки развития тревожности и невроза:
- снижение аппетита, ухудшение сна;
- сбои в режиме сна, бодрствования и туалета;
- паника и истерика при приближении к детской площадке или отдельным детям;
- тремор рук и подбородка, тики;
- ночные кошмары, потливость, энурез;
- присоединение других страхов;
- частые истерики, капризы, агрессивное поведение.
Несмотря на то, что взрослые когда-то были детьми, они зачастую недооценивают, насколько мучительными бывают детские опасения перед окружающим миром. В мире детей царствует фантазия, наделяющая чертами людей неживые предметы. От родителей зависит то, как воспримет малыш скрип старого шкафа: как кряхтение немощного старичка или рычание грозного монстра. Опасения и боязнь не ходят по одной. Они всегда следуют цепочкой. Поэтому борясь с коммуникативными сложностями, проводите профилактику комплексно.
Если страх перед сверстниками настолько велик, что парализует ребенка при каждой новой встрече, это нельзя оставлять без внимания, надеясь на то, что «перерастет», «еще маленький». Однажды сформированный и непобежденный страх может перерасти в фобию или стать причиной развития патологических черт характера, серьезных коммуникативных нарушений.
Придерживайтесь общепедагогических рекомендаций в воспитании. Откажитесь от психологических экспериментов и советов посвященных мамочек. Любую информацию и рекомендации пропускайте через призму индивидуальных особенностей своей семьи и важнейшей ее части – маленького человечка, которому страшно.
Рекомендуемая литература
- Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью.
- Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.
- Научно-методический центр им. Л.С Выготского. Сказка о тебе и о других.
- Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок.
- Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/rebenok_boitsya_drugih_detej.html
Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник