Ребенок 2 года 8 месяцев особенности поведения
Главной характеристикой возраста два года и восемь месяцев можно считать огромную потребность в движении. Малыш постоянно скачет и бегает как заведенный. Что же еще нужно знать об этом возрасте и на что стоит особо обратить внимание? Особенности развития ребенка в 2 года и 8 месяцев — об этом наша статья…
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физиологическое развитие ребенка в 2 года и 8 месяцев
В этом возрасте показатели физического развития незначительно разнятся с данными в семь и девять месяцев.
Показатели | ДЕВОЧКИ | МАЛЬЧИКИ |
Вес, кг | 12,5-14 | 13-15 |
Рост, см | 89-94 | 91-95 |
Окружность головы, см | 48-50,5 | 49-51 |
Навыки и умения малыша в 2 года и 8 месяцев
У малышей в этом возрасте очень сильно проявляется самостоятельность, особенно в бытовых навыках
- Малыш без помощи взрослых, практически самостоятельно, может одеваться и раздеваться, одеть и застегнуть обувь.
- Большинство детей обладают навыками личной гигиены и самостоятельно могут умыться, почистить зубы, помыть руки перед едой, вытереть их полотенцем, расчесаться.
- Если вы периодически приучали ребенка к порядку, то в этом возрасте он вполне способен убирать игрушки, складывать одежду в шкаф, заправить свою кроватку.
Что же еще знает и умеет малыш в 2 года и 8 месяцев?
- Самостоятельно кушает, используя вилку и ложку.
- Пьет из чашки.
- Сообщает о желании пойти в туалет.
- Знает названия частей тела, основных цветов.
- Проявляет сосредоточенность и устойчивость внимания (может длительное время наблюдать за каким-нибудь явлением).
С большим интересом малыши осваивают молнии, кнопки, пуговицы, шнурки (хотя с последними многим удается справиться только к школе).
- Замечает неопрятность в одежде, стремится при необходимости исправить свой внешний вид.
Речь ребенка в два года и восемь месяцев
Малыш с каждым днем расширяет свой словарный запас. Он говорит всё отчетливее, хотя некоторые сложные слова пока еще сокращает или упрощает.
Родителям желательно запастись терпением, ведь начинается возраст «Почемучек», когда кроха постоянно что-то спрашивает, зачастую об одном и том же по нескольку раз — пока не усвоит нужную информацию.
Для развития речи читайте с малышом больше книжек. Во время чтения задавайте ребенку вопросы, чтобы определить — улавливает ли он сюжет.
Ваш малыш уже может принять участие в беседе, используя простые предложения из 3-5 слов. На своем детском уровне он понимает, о чем идет речь, и может вставлять собственные слова и фразы в разговор.
Причем общаться он может не только со своими близкими, но и со случайными людьми в магазине, на улице, в поликлинике.
Во что поиграть с малышом в два года и восемь месяцев жизни?
Дети этого возраста очень любят занятия, связанные с лепкой, рисованием, вырезанием.
Вырезание приходится по душе многим деткам. Позаботьтесь о безопасности вашего чада, и приобретите специальные безопасные ножницы для занятий творчеством.
Во время этих занятий не забудьте убрать подальше все важные бумаги и документы!!!
Новые игрушки в этом возрасте недолго привлекают к себе внимание малыша. На этом этапе развития детей больше интересуют бытовые дела родителей. Девочки с большой охотой берутся за веник и тряпку, чтобы помочь маме подмести пол и протереть пыль, а мальчики становятся деятельными помощниками отца.
Играйте с ребенком в активные подвижные игры. Это могут быть игры на разные виды движения — бег, ходьба, прыжки, лазание, ползание и другие.
ИГРЫ
Блин и оладушки
Посередине кладется большой обруч — это будет «блин», а рядом с ним несколько обручей поменьше — это «оладушки». Если обруча нет, можно просто вырезать круги из бумаги, ватмана. Дети бегают по комнате, а взрослый говорит «Оладушки» или «Блин». Малыши должны встать в соответствующий обруч или круг.
Перебрось игрушки
Если у вас есть много мягких игрушек маленьких или среднего размера, вы можете поиграть в очень веселую игру. Разделите ковер на полу пополам, используя для этого, например, длинную веревку. Разделите игрушки поровну между вами и ребенком. Вы бросаете игрушки на половину ребенка, а он на вашу. Цель игры — перебросить все игрушки на территорию другого игрока.
Чтоб играть было интереснее, можно проводить игру в виде соревнования, в конце которого победитель получает приз.
Катится колобок
Дети изображают колобков. Они должны лечь на ковер, выпрямив ноги и руки, и катиться сначала в одну сторону, а потом в другую. Взрослый поначалу может помогать ребенку, как бы переворачивая его, при этом приговаривая: «Вот покатился, покатился колобок. Катится, катится колобок, никак не догнать его».
В этом возрасте увлекают ребенка и сюжетные, ролевые игры — в больницу, магазин, учителя, строителя и прочее.
Рацион питания ребенка в 2 года и 8 месяцев
Приведем пример сбалансированного меню на неделю для карапуза в возрасте 2 года 8 месяцев с разнообразными и вкусными блюдами
День | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Понедельник | Манная каша, 20 гр Чай с молоком, 100 мл Бутерброд с маслом (30 гр хлеба и 10 гр сливочного масла) | Салат зеленый со сметаной, 40 гр Борщ на мясном бульоне из ранних овощей, 150 мл Говяжьи зразы с творогом и луком, 60 гр Гречневая каша, 100 гр Яблочный сок, 100 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 30/20гр | Кефир, 150 мл Печенье, 15 гр Яблоко свежее, 40 гр | Рыба с овощами в сметане, 200 гр Кефир, 150 мл Пшеничный и ржаной хлеб, по 10 гр |
Вторник | Пудинг творожный с яблоками и орехами, 200 гр Чай (некрепкий), 150 мл Бутерброд с маслом, 30/10 гр | Салат из яблок и свеклы, 40 гр Картофельный суп с манными клецками, 150 мл Картофельное пюре, 100 гр Бефстроганов из отварного мяса, 50 гр Фруктовый компот, 100 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 30/20 гр | Молоко, 150 мл Овсяный коржик, 50 гр | Омлет с цветной капустой, 50 гр Рисовая молочная каша, 150 гр Кефир, 150 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 10/10 гр |
Среда | Салат овощной из помидор с яблоком, 40 гр Геркулесовая молочная каша, 160 гр Кофе с молоком, 150 мл Бутерброд с маслом, 30/10 гр | Селедочная закуска, 40 гр Горячий свекольник, 150 мл Пирог с печенью рисовый в молочной подливке, 200 гр Напиток из шиповника, 100 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 30/20 гр | Кисель молочный с черной смородиной, 150 мл Творожный коржик, 50 гр | Творожные зразы с тыквой в фруктовом соусе, 200 гр Кефир, 150 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 10/10 гр |
Четверг | Сырники с яблоками со сметаной, 200 гр Кипяченое молоко, 150 мл Бутерброд с сыром, 30/10 гр | Салат из свежей капусты с морковью и свеклой, 40 гр Рассольник домашний, 150 мл Рыбные кнели на пару с соусом 60/40 гр Картофельное пюре, 100 гр Томатный сок, 100 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 30/20 гр | Кефир, 150 мл Печенье, 10 г Яблоко, запеченное с сахаром, 50 гр | Биточки картофельные с порубленным яйцом и молочным соусом, 200 гр Кефир, 150 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 10/10 гр |
Пятница | Каша молочная рисовая, 200 гр Какао с молоком, 150 мл Бутерброд с маслом, 30/10 гр | Зеленый горошек с маслом и луком, 40 гр Суп с кукурузной крупой и мясными фрикадельками, 150 мл Говяжьи биточки с кабачками и творогом, 50/100 гр Клубничный кисель, 100 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 30/20 гр | Ореховое молоко, 150 мл Булочка, 50 гр | Капустные котлеты с молочным соусом, 120 гр Творог с морковью, 80 гр Кефир, 150 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 10/10 гр |
Суббота | Омлет с творогом, 80 гр Котлеты манные со сметанным соусом, 120 гр Кофейный напиток с молоком, 150 мл Бутерброд с маслом, 30/10 гр | Овощной салат, 40 гр Молочный суп с картофельными клецками, 150 мл Котлеты из крольчатины, 60 гр Гречневая каша, 100 гр Компот из сухофруктов, 100 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 30/20 гр | Кефирное желе, 50 гр Абрикосовый напиток, 100 мл Печенье, 10 гр | Цветная капуста, запеченная в сметане, 150 гр Сельдь под маринадом, 30 гр Кефир, 150 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 10/10 гр |
Воскресенье | Свекла со сметаной, 30 гр Творожный пудинг с изюмом и сметанным соусом, 150 гр Кофе с молоком, 150 мл Бутерброд с маслом, 30/10 гр | Паштет селедочный, 30 гр Зеленый борщ, 150 мл Фаршированные говяжьи котлеты, 60 гр Манная каша на овощном бульоне, 120 гр Сливовый сок, 100 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 30/20 гр | Кефир с дробленой рябиной и яблоками, 150 мл Овсяный коржик, 50 гр | Рисовый пирог с рыбой и молочным соусом, 120 гр Тушенная в сметане морковь, 80 гр Кефир, 150 мл Пшеничный, ржаной хлеб, 10/10 гр |
Необязательно придерживаться приведенных рекомендаций. Достаточно будет соблюдать несколько правил при составлении меню для вашего малыша
- Ежедневно должно присутствовать нежирное мясо около 90 гр, субпродукты один-два раза в неделю.
- Рыба 2-3 раза в неделю по 70-100 гр в день.
- Минимум 600 мл молочных продуктов, из них обязательно 200 мл кефира или сквашенного молока.
- Творог может присутствовать в сыром виде или в пудингах, запеканках, сырниках несколько раз в неделю.
- 3-4 раза в неделю яйцо.
- 6 гр растительного и 12 гр сливочного масла ежедневно.
- Овощи и фрукты — не менее 250 гр в день.
- Хлеб — около 100 гр в день.
Трудности, с которыми могут столкнуться родители
Основной трудностью в этом возрасте, с которой сталкивается большинство родителей, это приучение к собственной кроватке малыша, который любит спать рядом с мамой.
С чего же начать?
- Оформите место, где будет спать малыш, максимально приятно и уютно. Положите любимые игрушки, повесьте красивые картинки или коврик и детский ночник.
Не торопитесь!!! Процесс приучения к кроватке не будет быстрым — это дело поэтапное и медленное, потому запаситесь терпением.
- Сначала пусть малыш только днем спит в кроватке или часть ночи.
- Не ругайте его. Не укладывайте насильно.
- Не оставляйте ребенка одного, пока он не заснет. Почитайте ему книгу или спойте песенку, поносите на ручках. А уложив, присядьте рядом, погладьте по спинке.
Отдельная кроватка пугает малыша разлукой с мамой, поэтому старайтесь посидеть с ребенком до того момента, как он заснет.
Постепенно время на укладывание будет сокращаться, и у вас освободится время для своих дел. Еще одна трудность — это первый поход в детский сад.
Чтобы приучение прошло как можно легче, нужно к нему заранее подготовиться
- Если вы определились с детским садом, почаще гуляйте возле него, чтобы ваш малыш видел, как весело там играют дети. Тогда, возможно, у него возникнет желание к ним присоединиться.
- Старайтесь во время прогулки контактировать с другими детьми на площадке. Объясните малышу, как нужно вести себя правильно, донесите до него мысль, что к другим детям нужно относиться хорошо и уважительно.
- За несколько недель до похода в детский сад по возможности почаще отдавайте ребенка бабушкам, дедушкам, тетям, дядям. Поскольку самое трудное — это расставание с мамой, то желательно заранее приучить малыша к небольшим расставаниям. Пускай поймет, что после каждой разлуки он снова каждый раз будет с вами.
- Дорога в детский сад, особенно в первое время, должна быть комфортной.
- Лучшим решением будет, если ребенка в первые дни в сад будет отводить папа, бабушка или другая родня, поскольку «прощание» с ними малыш перенесет легче.
- В первые дни время «визит» желательно ограничить 1-1,5 часа, поэтапно увеличивая этот промежуток.
В среднем, чтобы ребенок привык к детсаду, на это уходит месяц. В этот период желательно быть дома, чтобы по первому требованию воспитателя сразу прибыть в детский сад.
Но не стоит переживать, если ваш малыш чего-то не умеет из того, чему должен был научиться к этому возрасту. Все дети индивидуальны! Постарайтесь просто побольше внимания уделять занятиям и общению с карапузом.
Поделитесь с друзьями:
Источник
Возбудимость, упрямство, истерики… Что с этим делать?
Содержание:
- Освоение речи
- Нормальные истерики: как с ними справляться?
- Рано- и поздноговорящие дети
- Любовь к традициям и важность режима
- Возбудимость — общая особенность возраста
- Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
- Негативизм и упрямство — признаки взросления
- Контакты со сверстниками
Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?
Освоение речи
Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.
И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: “что-что?”
Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.
Нормальные истерики: как с ними справляться?
В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.
Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.
Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?
Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?
Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.
Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: “Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…” А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.
Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.
Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: “Мама устала, мама хочет полежать”. Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.
Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово “я” уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как “переводчик с детского”.
Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.
Рано- и поздноговорящие дети
Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.
И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.
В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.
Любовь к традициям и важность режима
Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.
А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом “зеленом” диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
Возбудимость — общая особенность возраста
Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.
В родителях могут бороться две мысли. Первая: “Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет” — это из репертуара вседозволенности. И вторая: “Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…” — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.
Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.
Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.
Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый “закон заражения эмоциями”. То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу “успокойся”, когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.
Негативизм и упрямство — признаки взросления
Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать “бодаться” с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.
Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.
Контакты со сверстниками
Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.
Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.
Подведем итоги:
Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально “выключить”. Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.
Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.
Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.
Источник