Ребенок 2 5 года поведение детей

Ребенок 2 5 года поведение детей thumbnail

Возбудимость, упрямство, истерики… Что с этим делать?

Содержание:

  • Освоение речи
  • Нормальные истерики: как с ними справляться?
  • Рано- и поздноговорящие дети
  • Любовь к традициям и важность режима
  • Возбудимость – общая особенность возраста
  • Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
  • Негативизм и упрямство – признаки взросления
  • Контакты со сверстниками

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста – освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: “что-что?”

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю – многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время – сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка – не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: “Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…” А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: “Мама устала, мама хочет полежать”. Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово “я” уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как “переводчик с детского”.

Интерпретация поведения ребенка – универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи – это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети – большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это – еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много – он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма – в так называемом “зеленом” диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость – общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: “Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет” – это из репертуара вседозволенности. И вторая: “Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…” – это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы – плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый “закон заражения эмоциями”. То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно – не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу “успокойся”, когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство – признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение – признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом – в следующей статье). Но если начать “бодаться” с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально “выключить”. Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания – это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.

Источник

Каждая, даже самая опытная мама, нет-нет, да и заглянет в нормы и таблицы развития детей. Ведь иногда просто ради интереса хочется сравнить успехи своего малыша с «умелками» других, так сказать среднестатистических, девочек и мальчиков.

Слишком серьезно относиться к подобным сравнениям не стоит, так как если у ребенка имеются серьезные нарушения и отклонения в развитии, их обязательно заметит педиатр на любом осмотре.

Рост и вес ребенка в 2 – 2,5 года

В возрасте 2-2,5 лет малыши имеют 15 и более зубов. По статистике вес мальчиков обычно находится в пределах11,5-15,5 кг, а рост 88-95,5см, девочки весят 11-14,5 кг и 87,2 – 94,8 см.

Вес ребенка в 2 года

Физические возможности ребенка в 2 – 2,5 года

Дети умеют хорошо бегать, прыгать, ходить задом, боком, на цыпочках, играть в мяч, ловя его руками, а затем бросать другому ребенку. Не доставляет сложностей питье из чашки или через соломинку.

Любые преграды, будь то двери, ящики или скамейки, больше не мешают малышам получить желаемое. Они с легкостью преодолевают их.

ВАЖНО: Начиная с 2 лет, мальчики и девочки активно и детально исследуют мир вокруг себя, при этом они осознают, что рядом с ними существуют как опасности, так и абсолютно безопасные предметы.

Определения «здесь», «там», «дальше», «ближе», «внутри» становятся понятными ребенку и помогают ориентироваться в пространстве. Ребенок определяет размеры разных игрушек и предметов, их количество. Улучшаются навыки рисования. Любимыми занятиями становится строительство из конструктора или кубиков, пазлы.

Дети 2 – 2,5 лет очень активны

Развитие речи детей 2 – 2,5 лет

Активный словарный запас детей этого возраста обычно увеличивается на 50 слов за месяц, появляется связная речь при помощи отдельных фраз и простых предложений. Становится все легче понимать, что говорит ребенок.

Причем понять речь может даже совершенно незнакомый человек. Дети начинают самостоятельно знакомиться, играть и разговаривать со своими сверстниками на игровых площадках.

Поведение двухгодовалого ребенка

Двухлетние дети очень эмоциональны. Ярко выражаются любые чувства, будь то обида и огорчение или счастье и радость.

Не стоит акцентировать внимание ребенка на негативе. Всякий раз, когда малыш расстраивается, нужно ласково обнимать его, оказывая ему тем самым поддержку и помощь.

Если ребенок не понимает, почему произошло то, что его так расстроило, родителям необходимо спокойно все объяснить.

Но не все свои эмоции дети выражают слезами или словами. Испытывая те или иные чувства, они могут сразу же перейти к соответствующим действиям. Например, разозлившись, двухлетний ребенок может укусить обидчика. Или неожиданно поцеловать того человека, который обрадовал малыша.

Ребенок 2 лет на игровой площадке

Многие поступки дети совершают, подражая своим родителям. Не стоит ждать от ребенка тех действий, которые не совершаете регулярно сами. Вместо того чтобы требовать от него что-либо, покажите на собственном примере, попросите помочь вам.

Это касается как домашних обязанностей (уборка игрушек, поддержание порядка), так и соблюдение гигиены. Если мама, вернувшись с прогулки, спешит первым делом проверить сообщения в «Одноклассниках», то ребенок вряд ли самостоятельно отправится в ванную комнату, чтобы вымыть руки. Скорее всего, он, также как и мама, сразу займется своими делами.

ВАЖНО: Привить двухлетнему ребенку основы правильного поведения в быту и в обществе достаточно просто при условии, что окружающие его взрослые будут сами вести себя соответственно.

Общение со сверстниками

До 2 лет не нуждаются в общении со сверстниками. Малыши прекрасно чувствуют себя в обществе мамы. Также они могут и самостоятельно подолгу играть с любимыми игрушками. Но чем старше ребенок становится, тем сильнее проявляется потребность в компании, дружбе, совместной с другими детьми игре.

На детских площадках, в яслях, игровых комнатах и «развивалках» малыши встречают своих первых товарищей. Они самостоятельно подходят к понравившимся детям и подают знак: «Ты мне симпатичен, давай дружить». Таким знаком может стать улыбка, протянутая игрушка или предложение поиграть вместе. Родителям важно наблюдать за общением своих детей, но стараться не вмешиваться в него.

Игрушки для ребенка 2 – 2,5 лет, что подарить на 2 года?

Если детей младшего возраста интересуют простые крупные яркие игрушки и предметы, то к двум годам у малышей просыпается тяга к изучению сложных действий. Ребенок приходит в неописуемый восторг, когда ему впервые без помощи взрослых удается правильно собрать домик-сортер или сложную картинку-пазл.

Также двухлетки увлеченно играют в детские игровые наборы. И девочек и мальчиков одинаково привлекают игровые кухни.

Девочкам нравится делать прически за игрушечным кукольным трюмо. Многоэтажные кукольные домики с отдельными комнатами, настоящей мебелью и другими кукольными предметами быта также способны надолго увлечь ребенка 2 – 2,5 лет.

Отдельная история с игровыми палатками. Равнодушных к собственной «жилплощади» детей просто не найти. Чем больше места в палатке, тем больше возможных вариантов развития событий внутри нее. Дети устраивают в палатках больнички, детские садики, магазины или ходят друг к другу в гости.

Детские игровые палатки можно также брать с собой на природу или на море, чтобы одновременно и занять детей, и в тоже время спрятать их от солнечных лучей или ветра.

Девочки катают «дочек» в игрушечных колясках, мальчики увлеченно запускают радиоуправляемые модели машинок, самолетиков и корабликов.

Двухлетние дети часто укладывают спать рядом с собой любимую мягкую игрушку, или даже несколько. Мягкие медведи, зайцы, слоники и кошечки должны быть под рукой как у девочки, так и у мальчика.

ВАЖНО: Мамам мальчиков не следует бояться того, что сыновья, предпочитающие кукол и мягких зверушек машинкам и роботам, вырастут слишком нежными или чувствительными. Запрещая играть в «девичьи» игрушки, можно только навредить будущим мужчинам.

Многим детям 2 – 2,5 лет нравится складывать яркую мозайку. Однако нельзя оставлять малыша за этим занятием одного, ведь мелкие детали могут быстро оказаться в носу, во рту или ушах.

Как и чем заниматься с ребенком 2 – 2,5 лет?

Дети 2 – 2,5 лет нуждаются в постоянном общении. Взрослые должны постоянно комментировать совместные игры и действия, подробно описывая все происходящее: «Смотри, куда покатился мячик! Он попал в ворота, гол!».

ВАЖНО: Помогайте ребенку освоить правила игры в команде. Научите малыша играть в игрушки по очереди.

Похвала и поощрение должны быть максимально конкретизированы. Например, за то, что малыш собрал все игрушки в корзину, мама должна сказать: «Какой ты молодец, ты все игрушки убрал на свои места», вместо простого: «Молодец!»

Чтобы малыш поскорее научился самостоятельно строить фразы и предложения, как можно чаще играйте с ним в игру: «Вопрос-ответ». Задавайте вопросы и давайте ребенку на них полностью ответить и сами отвечайте на детские вопросы.

Покажите малышу танцевальные движения, пусть постарается их повторить. Включите музыку и потанцуйте вместе с ребенком.

ВАЖНО: Ребенку нужно как можно больше читать. Подберите стихи и сказки, которые будут ему интересны, и ежедневно уделяйте чтению не менее часа. Рассматривайте картинки, разучивайте понравившиеся стишки – все это является неоценимым родительским вкладом в развитие малыша.

Питание ребенка в 2 – 2,5 года

К двум годам детей обычно уже полностью переводят на «взрослый» стол. Однако из-за того, что пищеварительная система ребенка в этом возрасте еще очень слабая и чувствительная, с некоторыми «взрослыми» продуктами торопиться не стоит.

ВАЖНО: Не стоит предлагать двухлетнему малышу колбасу, сосиски, газированные напитки, а также острую, жареную и копченую пищу.

Молочные продукты нужно давать ребенку каждый день при условии, что у малыша нет на них аллергии. Йогурт, творог, кефир, ряженка – все эти кисломолочные продукты дети с удовольствием съедают в достаточном количестве.

Фрукты, овощи, хлебобулочные изделия, каши, мясо, рыба – вот продукты необходимые ежедневно каждому ребенку.

Чтобы не ломать голову над составлением меню для полноценного питания двухлетнего ребенка, воспользуйтесь советом доктора Комаровского: пусть ребенок обязательно съедает каждый день 5 продуктов:

  1. Любой фрукт
  2. Любой овощ
  3. Любое мясо
  4. Любую кашу
  5. Любое молочное

Такая схема кормления обеспечивает достойное полноценное питание ребенку старше 2 лет.

ВАЖНО: Ребенку, которые тратит много энергии на активные игры, в день необходимо получать 1500 ккал.

Сон ребенка 2 – 2,5 лет

Спят дети 2 лет 10-11 часов ночью и около 2-2,5 часов днем. Некоторые дети и вовсе отказываются от дневного сна. Признаком недостатка сна является раздражительность, вялость, усталость ребенка.

Как правило, спят двухлетние дети уже самостоятельно, в своей кровати. Однако если малыш частенько переселяется в родительскую постель, ругать его не стоит. Из-за слишком развитой фантазии, что характерно для детей этого возраста, малышу может почудиться, что в его комнате находится какой-то страшный сказочный персонаж. В такие моменты родительская поддержка необходима.

Представленные показатели не являются нормой, а есть лишь усредненные данные. Индивидуальное развитие ребенка никто не отменял, поэтому если вам кажется, что ваш малыш в чем-то отстает от своих сверстников, не торопитесь делать выводы, а поделитесь своими сомнениями с педиатром.

Источник