Ребенок 1 год вечером капризничает

Ребенок 1 год вечером капризничает thumbnail

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

Большинство родителей проходит через это «ужасное» время – когда бывший до того спокойным младенец вдруг начинает вечер за вечером рыдать без, казалось бы, какой-либо причины. «Ведьмин час», «ядовитый час» или, более корректное, «вечернее беспокойство» обычно настигают детей в возрасте 6-8 недель и часто списываются на колики. Так ли это?

Симптомы «ведьминого часа»

Хорошо бы, конечно, только часа. Самый распространенный временной отрезок для вечернего рева – от 18 до 22 часов. День подходит к концу, все члены семьи в сборе, кажется, уже можно спокойно поужинать, пообщаться и отдохнуть. И вот тут внезапно раздается детский плач.

Часто для плача не находится особой причины. К полутора месяцам родители уже более-менее различают, когда их кроха плачет от голода, когда он хочет спать или что-то болит. Но «ведьмин час» называется так именно потому, что, кажется, кроме злых чар, причины для плача больше и не найти.

Иногда малыши плачут, не успокаиваясь, иногда успокаиваются, если с ними нянчиться, но стоит только отойти… Некоторые молчат только у мамы на груди, у папы на руках или в теплой ванне.

При этом по всем симптомам и проявлениям у ребенка ничего не болит, он сыт, подгузник чист, опрелости и прочие болячки ни при чем, однако все идет не так, грудничку мало что по нраву. Что же это?

Причина беспокойства номер один: нормальное психическое развитие детей

Именно в возрасте начала «вечернего беспокойства» дети переживают первый скачок эмоционального развития. Малыш уже начал следить за игрушками и улыбаться в ответ? Можно ожидать «расплаты» за новые умения.

Наполняя свой день множеством впечатлений, дети быстро перевозбуждаются. Несмотря на дневные сны, крохам нужно больше отдыха и покоя ближе к вечеру. Кто-то впервые увидел коровку на мобиле, кто-то потрогал руками погремушку (а она зазвенела!), у кого-то впервые нога попала в поле зрения. А все это может произойти за один день, включивший в себя также цветы на обоях, птичку на прогулке и самого себя в зеркале.

Такое обилие впечатлений и эмоций сложно пережить без паузы. Оно часто равнозначно супер-трудному рабочему дню для взрослого, когда вечером уже хочется отдохнуть и снизить накал. А тут приходит с работы папа, заходит в гости бабушка, соседи смотрят телевизор. Старший брат, собака, лампочки под потолком – все это добавляет работы уставшему мозгу.

Что может поддержать уставших родителей, так это мысль о том, что это нормальное развитие детей: какие же новые умения каждый день нарабатывает себе малыш, что так устает и горько плачет.

Причина беспокойства номер два: скачок роста у детей

Если вечерние часы сопровождаются постоянным «висением на груди», скорее всего, ребенок наедается про запас перед очередным скачком роста. В скором времени он удивит родителей новой прибавкой, выражающейся в килограммах и сантиметрах.

Порой излишнее стремление приучить малыша спать по ночам без перерывов снижает лактацию у мамы. В этом случае дети в конце дня пытаются «наесться на ночь» или ощущают голод по итогам дневных кормлений.

Стоит помнить, что пик выработки пролактина при устоявшейся лактации приходится на период в 4-6 часов утра, поэтому кормления грудью рано утром стоит сохранять как можно дольше. Это позволит малышу находиться на чисто грудном вскармливании более длительный период.

Также постоянное требование груди в период вечерних беспокойств может быть связано с привычкой ребенка успокаиваться «на груди». Сильный сосательный рефлекс или установка мамы давать грудь при любом плаче могут привести именно к таким последствиям. Что делать? Переключать грудничка на другие виды успокоения и, возможно, предложить соску.

Причина беспокойства номер три: чувствительные малыши

Порой появляются на свет такие детишки, которые слишком уж реагируют на свет, звук, ощущения. Повышенная эмоциональная реакция на незначительный шум может быть связана с возбудимостью нервной системы. Хотя после достаточно спокойной жизни в животике большинство детей поначалу могут сильно реагировать на то, что для нас совершенно не является раздражителем.

Малышам нужно время адаптироваться к своим новым способностям: видеть, слышать, осязать дивный новый мир. И это время адаптации часто сопровождается проявлениями вечернего беспокойства.

Период адаптации к новым условиям существования вызывает в ребенке желание быть защищенным, приблизиться к привычным ощущениям нахождения в маме. В таких случаях прекрасно помогают тепло, пеленание, ношение на руках или в слинге, а также теплая ванна при не очень ярком освещении.

Как родителям пережить период «вечернего беспокойства»?

Есть несколько простых советов, помогающих родителям физически и психологически продержаться эти несколько недель плача по вечерам.

  • Совет первый.

Нужно быть готовым к «ведьминому часу». Можно надеяться, что этот период пройдет стороной, не будет выражен так ярко, как у знакомых или соседского ребенка, однако к его наступлению надо быть готовым и иметь разработанную «тактику выживания».

  • Совет второй.

Принять и усвоить, что вечерний плач – не вина родителей. Тысячи других мам и пап испытывают именно сейчас в точности то же самое. Это просто период взросления, не неверное поведение родителя и не ошибка воспитания крохи.

  • Совет третий.

Успокоиться самим. Приглушенный свет, выключенный телевизор, уютное кресло помогут маме обрести мир в душе, а ребенок, почувствовав это, подстроится под мамино настроение (или нет, тогда, по крайней мере, мама отдохнет).

  • Совет четвертый.

Носить ребенка на руках. Многочисленные исследования доказывают, что «приучить к рукам» в таком возрасте, избаловать невозможно. А вот поспособствовать невротизации, оставляя кроху «прокричаться» – запросто. Поэтому часто оптимальное решение проблем «ведьминого часа» – ручки. Тепло, физический контакт, запах кожи и звук сердцебиения помогут малышу ощутить себя в безопасности. Не стоит недооценивать преимущества слингов и рюкзачков для новорожденных, они как будто созданы для вечерних трудных часов.

  • Совет пятый.

Иметь «запасную маму». Кто-то, кто может хоть на полчаса взять на себя успокоение крохи и дать возможность маме «перезарядить аккумуляторы», особенно ценен в этот трудный период. Папа, бабушка, соседка, друзья, вечерняя няня на два часа, любой может быть на «скамье запасных мам». Иногда даже пять минут на руках у другого человека, не измотанного ночными кормлениями, дневным уходом и вечерним плачем, успокаивают малыша лучше, чем двухчасовой забег мамы с коляской по парку.

  • Совет шестой.

Кстати о парке. Прогулка вечером также может быть неплохим успокоительным для ребенка. Некоторые родители даже планируют ежедневные получасовые поездки на машине, где гул и мерное покачивание успокаивают детей быстрее. В любом случае прогулка перед сном может отлично помогать как малышу, так и родителям. К тому же на улице крик кажется не таким громким, как в четырех стенах дома.

  • Совет седьмой.

Искупать кроху в теплой ванне. Прекрасно, если вместе с малышом в ванне будет папа: крепкие папины объятия помогут ребенку чувствовать себя в большей безопасности. Для маминой безопасности это также немаловажно: если с грудничком будет мама, он может начать требовать грудь, а кормление в теплой воде чревато незапланированным результатом сокращений кишечника.

  • Совет восьмой.

Использовать белый шум. Дети часто успокаиваются, слыша включенный пылесос, блендер, вентилятор, старое радио с помехами. Это примерно тот шум, который они привыкли слышать фоном во время беременности мамы. И неудивительно, что включенный пылесос и прочие шумные девайсы действительно помогают малышам успокаиваться.

  • Совет девятый.

Если ничего не помогает, стоит обратиться к врачу. Возможно, это возрастные колики, проблемы со срыгиванием, реакция на погоду или особенности организма ребенка.

  • Совет десятый.

Все пройдет, пройдет и это. Как правило, вечерние беспокойные часы заканчиваются к трем месяцам ребенка. Он становится активным, общительным малышом, доставляющим своим родителям беспокойство по совсем другим поводам.

Источник

Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?

Годовалый малыш радует родителей своими новыми умениями: он понимает речь, и даже сам пытается произносить первые слова; он встает на ножки и начинает ходить. Казалось бы, вот оно счастье мамы – «почти взрослый» человек!

Но не успеют родители подумать, что пришла пора немножко расслабиться, как обнаруживают, что их милое, улыбающееся и сговорчивое чадо словно кто-то подменил на капризного и совершенно невозможного ребенка.

Что случилось? Ребенок заболел? Пережил тяжелый стресс? Или его избаловали вниманием? Скорее всего, причина в другом – настал кризис одного года.

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он – отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама – это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он – сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может – выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом. Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления – капризы, истерики и протесты – рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения -осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Как пережить кризис?

Следуя некоторым правилам, мамы и папы смогут уменьшить остроту и продолжительность переходного периода. Итак, что важно знать родителям?

1. Ребенку по-прежнему важно ощущать прочную связь с мамой. Это естественная потребность, от нее не нужно «отучать». Куда надежнее напитать малыша своим вниманием и любовью, тогда он сам перестанет держаться за мамин подол и с радостью отправится исследовать мир. Главное, чтобы он знал, что всегда может на вас рассчитывать.

Чтобы не усиливать тревогу ребенка, не исчезайте незаметно (пока бабушка показывает птичку в окне). Лучше объясните, что вы уходите и обязательно скоро вернетесь. Признайте за малышом право огорчаться по этому поводу, а за собой – право уйти по делам, несмотря на его огорчение.

Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его дяденьке милиционеру или бабайке, что оставите его одного посреди улицы, если он сейчас же не успокоится и не начнет себя хорошо вести. Не говорите, что вам «не нужен такой плохой мальчик» или «такая капризная девочка».

2. Описывайте то, что происходит с малышом, называйте его чувства. Обнимите рыдающее чадо и скажите: «Тебе очень хотелось еще погулять. Ты очень расстроен, что нам пора идти домой. Мне жаль, что тебе так грустно». А вот нравоучения и приказной тон («Ты посмотри, как ты плохо себя ведешь! Тебе не стыдно? Вон все ребятки глядят…», «А ну-ка быстро пошли, кому говорю!») в момент, когда ребенок на грани истерики, точно не помогут.

Порой родителям нелегко это принять, но в жизни любого человека, даже маленького, есть место «плохим» чувствам – обиде, злости, раздражению, грусти. Не стоит критиковать малыша за них. Если мама нейтральным тоном регулярно описывает чувства ребенка, он привыкает к тому, что у него есть право не только радоваться, но и злиться и грустить. В этом случае куда проще научиться управлять своими импульсами, стать их хозяином. Но, главное, малыш получает опыт безусловной любви и принятия. А это бесценный подарок на всю жизнь.

3. Пусть в жизни ребенка будет четкий режим дня и стабильные правила. Постоянно проговаривайте их вслух, описывайте, из чего состоит ваш день, что вы будете делать сначала и потом: «После обеда мы идем спать», «Когда мы приходим с улицы, то обязательно моем ручки». Можно пользоваться детскими стишками и песенками – про одевание, умывание, расчесывание и т.д. К примеру, всякий раз приговаривайте: «Водичка-водичка, умой мое личико…» или «Если мы идем гулять, нужно куртку надевать!»

Малыши с удовольствием повторяют действия за любимыми игрушками, поэтому пусть ваши зверята тоже соблюдают правила и режим. За завтраком кормите плюшевых медвежат кашей, а после обеда укладывайте спать котиков и жирафов. Перед прогулкой поможет такой диалог: «Как мы оденем нашу куколку на улицу? Можно ее вести гулять в одном платьице или она замерзнет? Давай наденем ей теплую кофту, шарфик и шапочку». Скорее всего, после этого шарфик с шапочкой наденет и хозяйка куклы. В некоторых семьях режим дня соблюдают даже машинки и самолетики.

4. Оставьте минимум запретов, но все они должны быть «железобетонными».

Порой родители запрещают детям вполне нормальные вещи. Например, бегать, кричать, трогать совершенно безопасные предметы. На чем основан запрет – взрослые и сами порой не знают, просто: не положено. Но как выполнить миллион разных «нельзя»? Если только лечь в углу, молчать и не шевелиться… К счастью, естественная потребность в развитии сильнее запретов.

Не допускайте, чтобы то, что вчера было нельзя (например, трогать папин телефон), сегодня уже стало можно, потому что родителям срочно потребовалось заняться своими делами. Договаривайтесь, чтобы требования всех членов семьи к ребенку были одинаковыми.

Пусть нельзя будет только то, что угрожает жизни и здоровью годовичка и его окружающих (к примеру, запрещено совать шпильки в розетку, выбегать на дорогу, бить кошку и т.д.). Если слово «нельзя» уже обесценилось в вашей семье, введите для таких особых случаев слово «Опасно!». Добивайтесь, чтобы услышав его, ребенок моментально, на уровне рефлекса останавливался.

5. Создайте безопасную развивающую среду.

Это не ребенок такой вредный, что так и тянется к китайской вазе и новенькому ноутбуку, это родители не продумали грамотное хранение. Уберите из зоны доступа все ценное, хрупкое и опасное, чтобы ежеминутно не пришлось одергивать маленького исследователя.

Не пугайтесь желания ребенка ломать игрушки – это не избалованность, а способ познания мира. Поэтому отложите на будущее покупку радиоуправляемых моделек, а пока пусть под рукой будут простые игрушки, которые и на составные части разобрать не жалко.

6. Помните, что в паре «ребенок – родитель» главный – взрослый. Не позволяйте управлять собой, старайтесь сохранять спокойствие и уверенность в любых ситуациях. Ребенку жизненно важно чувствовать, что родитель сильный, что он не разрушается под детским гневом. Если родитель слаб, если он постоянно меняет свои решения, то в душе у маленького человека поселяется тягучая тревога. Если не на маму и папу, то на кого еще опереться в этом мире?

Никогда не давайте истерикам положительного подкрепления в виде подарочков, покупки желаемого и т.д. Куда лучше крепко обнять рыдающего ребенка, прижать к себе, утешить словами или песенкой, отвлечь внимание. Только не отвлекайте тем самым телефоном, который в прочее время брать строго запрещено. Лучше покажите собачку, голубя, другого ребенка и т. д.

7. Уважайте желания и чувства маленького человечка. Пусть он выбирает, какого цвета кофточку надеть, какой сок попить. Пусть пытается есть ложкой, даже если весь перемажется. Пусть вообще не ест, пока сам не проголодается. Малышу так важно пользоваться своей только что открытой самостоятельностью! Так предоставьте такую возможность в рамках разумного и безопасного.

8. Берегите себя! Ребенку, переживающему кризис, очень нужны любящие и спокойные родители. Если вы не найдете способ, как восстанавливать свои силы, вы просто не сможете справиться со всеми истериками и капризами карапуза. Поэтому не геройствуйте, изображая никогда не устающих супер-родителей. Любите не только ребенка, любите себя! Дышите глубже, ищите точки опоры и источники энергии. Окружайте себя людьми, которые выслушают, поймут и поддержат.

Когда трудно, напоминайте себе, что так будет не всегда. Просто сейчас ваш малыш очень быстро взрослеет. И это здорово!

Присоединяйтесь к сообществу Тёмы в социальных сетях

Источник