Ребенок 1 год строит башни

Ребенок 1 год строит башни thumbnail

Содержание:

  • Ребенок не говорит и не умеет строить башню из кубиков
  • Родители, с которыми не играли в детстве
  • Реальный мир еще существует, но…

Айпадом в руках годовалого ребенка сейчас уже никого не удивишь. И сколько бы ни предупреждали психологи, педиатры и офтальмологи, что как минимум до 2 лет экраны малышу не нужны, родители редко отказываются от игр на планшете или мультиков для ребенка, который еще даже не говорит. Свою версию, почему современных родителей не смущают гаджеты в руках маленьких детей, предлагает психолог Екатерина Мурашова.

Ребята вошли дружно, кучкой: мама, папа, дочка с красными бантиками. Девочке на вид года три, поэтому я сразу обратилась к ней:

— Как тебя зовут?

— Света, — сразу же чисто ответила девочка и улыбнулась.

— Это неправда, — с такой же, как у дочери, улыбкой возразила мама. — Ее зовут Ирина.

Я несколько обалдело зачеркнула в своем журнале “Света” и поверх вписала “Ирина”.

Больше ни на один из моих вопросов (“Сколько тебе лет?”, “Ходишь ли ты в садик?” и т.д.) девочка не ответила. В конце концов явно разнервничалась и начала как-то странно стереотипно размахивать руками и тереть ими лицо.

— Да она вообще не говорит, — сообщил наконец отец.

— Как вообще? — удивилась я. — А что я только что слышала? Кто это — Света?

— Так мою младшую сестру зовут, — объяснила мать. — Ее тетю. Она “светами” не только себя называет. Но ведь то, что она не разговаривает, это не к вам?

— Ко мне, ко мне, — уверила я. — Но если вы думаете, что не ко мне, то с чем же вы пришли?

— А мы у невролога были. Она, бывает, кричит много, если что не по ее… и руками лицо трет — вон, видите? Нам невролог уколы прописал и сказал: сходите на всякий случай к психологу. Вот мы и пришли.

Ребенок не говорит и не умеет строить башню из кубиков

— Хорошо. Расскажите об Ире и вашей жизни подробней. Что она все-таки может сказать? Что понимает? Как доносит до вас то, чего хочет? Какая она по характеру? Как она играет? Что любит делать? Как ведет себя на площадке, с детьми? Как вы с ней играете?

— Играет? Да она не играет почти… Машинку катает, мячик… Куклы… она им руки-ноги отрывает, мы уж и покупать перестали. Конструктор купили и еще, знаете, такое… бусики собирать… вот почти как у вас, — кивок на четки, которые лежат у меня на столе.

Ира тем временем носила из предбанника машины, кубики и прочие игрушки и ставила их на ковер. К матери и отцу не обращалась ни взглядом, ни словами. Нарушение коммуникации? Но она же мне улыбалась в начале и контакт глазами устанавливала!

— Давай башню построим, — предложила я, указывая на кубики. Девочка смотрела явно непонимающе. — Ну, башню, один кубик на другой. Вот так. — Я показала. Ира смотрела внимательно. — А теперь ее разрушим — бух! Башня упала. А мы ее снова построим. Помогай мне. Давай вон тот кубик, который откатился. Ставь его вот сюда… Ну ладно, давай мне. Бух! Давай снова…

Минуты через три Ира уверенно строила башню из пяти кубиков и с удовольствием ее рушила.

— Все, Ирочка! Мне теперь надо с мамой-папой поговорить, — сказала я, вспомнив о родителях. Подняла глаза и увидела, что оба родителя смотрят на происходящее на ковре с крайней заинтересованностью. И с удивлением.

— Ребята, — медленно осознавая происходящее, начала я, — вы же не хотите мне сказать, что вы никогда не строили со своим ребенком башню из кубиков?!

Мать и отец переглянулись, взглядами спрашивая друг друга. Потом синхронно отрицательно покачали головами.

Ира приносила мне разные игрушки и искательно заглядывала в глаза. Я громко описывала их ей, показывала, что они делают. Параллельно пыталась соображать. В конце концов решила все же сконцентрироваться на родителях. Ведь они явно просто никак не занимаются ребенком, поэтому ребенок и отстает в развитии. Надо их немедленно просветить.

— Ирочка, всё! — твердо сказала я.

Ира явно меня поняла, понурившись, отошла в сторону и через несколько секунд снова стала размахивать руками и тереть лицо.

Я, размахивая руками почти с И́риной амплитудой, начала объяснять родителям про недогруженные мозги, про педагогическую запущенность и про то, что им нужно немедленно начать делать с ребенком. Папа с мамой слушали про ролевые игры, раскрыв рот. Явно в первый раз.

— Вы с ней много разговариваете? — спросила я мать.

— Да, разговариваю, конечно! Когда надо кушать, говорю: иди кушать, вот я тебе творожок дала. Она у нас сама кушает и на горшок давно сама ходит. Когда гулять идти, тоже, конечно, говорю. Книжки вот я пробовала ей читать, но она слушать не хочет, закрывает их…

— Ну а вообще разговаривать? О погоде, природе, видах на урожай? — явное непонимание во взгляде. — Просто рассказывать, объяснять мир…

— Нет! — твердо сказал папа. — Это нет. А нужно? Мы, кажется, не умеем. Да я и не помню, чтобы мне родители объясняли…

Я разразилась еще одним просветительским монологом, а Ира тем временем нашла и утянула мой айпад.

— Нельзя! Нельзя! Чужое! Положи! — заполошно, тоном собачьей команды крикнул папа.

Девочка послушно, но явно разочарованно положила гаджет на стол. Я заметила, что он уже включен.

— Ира умеет пользоваться айпадом? — спросила я.

— Да, конечно, — кивнули родители. — Она выбирает иконки, ищет там, что ей надо, играет. В машинки любит. В овощи. Если там в одном месте надо слово ввести, приносит нам, показывает, говорит: мама, не та биби. Я ей меняю, ввожу, что она хочет.

Родители, с которыми не играли в детстве

Родители Иры выросли в перестройку. Их собственные родители потеряли работу на остановившихся заводах и стали челноками и ларечниками, чтобы прокормить семью. Они, бывшие токари, фрезеровщики и контролеры ОТК, не преуспели финансово и не сумели украсть часть госсобственности, как их более ловкие современники, но детей, на общение с которыми у них катастрофически не хватало ни времени, ни сил, все-таки вырастили и выучили.

Они очень старались, чтобы у их детей “все было”, пытались слышать если не их духовный мир, то хотя бы их материальные потребности. Довольно быстро потребности плотно сконцентрировались вокруг гаджетов и компьютеров. Они старались успеть за ловкими и креативными производителями, старались, чтобы “не хуже других”, вместе с со своими детьми ловились на все ловушки постепенно заполонившей все рекламы (у них совсем не было к ней иммунитета, ибо сами они выросли в мире без рекламы).

Тем временем их дети закончили школы, училища, техникумы, кто-то даже выучился в институтах. Они сами стали работать, зарабатывать, создавать семьи…

День Ирининых родителей устроен так. К восьми папа отводит Иру в садик и едет на работу (сборка автомобилей). К работе оба родителя относятся индифферентно: работа как работа — деньги, слава богу, платят, нам на всё хватает и еще летом на море съездить.

Мама идет на работу к девяти (магазин недалеко от дома) и в пять тридцать забирает дочь из садика. По дороге заходят в магазин. Пока мама хлопочет по хозяйству, Ира смотрит мультики или играет в мамин планшет.

Потом приходит папа, и семья ужинает перед телевизором. Потом папа уходит к большому компьютеру, мама моет и укладывает Иру, опять дает ей планшет, а сама уходит на кухню — поболтать по телефону с подругами и спокойно выпить чашечку кофе. Потом она забирает планшет у уснувшей дочки и садится в комнате на диване: один глаз в телевизоре, другой — в социальных сетях, там в “ленте” произошло за день много всего интересного.

По выходным папа всегда смотрит “Формулу 1” — квалификация, тренировка, гонка — и наконец-то от души играет “в танки”, а иногда все вместе ходят гулять в парк. На площадке Ира часто отбирает игрушки у детей в песочнице (и в садике тоже иногда жалуются на ее агрессивность), поэтому в парке спокойнее, там они все “дышат воздухом”, сидя на скамейке, и заодно проверяют почту…

Реальный мир еще существует, но…

Читатели, конечно, понимают, что “Ира” в моей истории — это собирательный образ, я видела уже не один десяток таких семей. Я всегда в таких случаях веду себя одинаково — размахиваю руками, объясняю, рассказываю, учу, внушаю. И наверняка со стороны выгляжу очень уверенной в себе и своей позиции. Молодые родители неизменно впечатляются и со своей стороны уверяют меня, что немедленно возьмутся за дело.

Но на самом деле я не знаю, как ко всему этому относиться. Уже давно я видела в Сети чудесное видео, на котором голенький ребенок около полутора лет на вид пальчиками пытается раздвинуть картинку в бумажном журнале и вопросительно обращается в камеру (а на самом деле к снимающему его человеку): “Мама, а? Мама, а?” (То есть: почему оно не увеличивается?)

Да потому что это реальный мир. Он еще существует. Но.

Я по своему психическому устройству совершенно не склонна к апокалиптике. Но не могу не думать: что будет, когда вырастут дети, которые в виртуальном мире с самого начала ориентируются лучше, чем в реальном?

Источник

Семья, дети

24.10 18:15

Дети, семейные отношения, детсады, школы

а в каком возрасте детки должны уметь собирать башни из кубиков, например, ставить их друг на друга, пирамидки собирать?? нам 8 мес, мы пока все только ломаем, рушим и разбираем, а наша медсестра как-то сказала – уже типа надо учиться строить, тем самым вогнав меня в раздумье ))

Мой совет-занимайтесь больше и не навязчиво.Побольше развивающих игрушек.Сами подавайте пример,он присоединится.

башня – в смысле пара кубиков дуг на дружку =) конструкторы – это сильно потом =)

У моего “Кадрика” башня – это когда много конструктора друг на дружку. а кубики у нас до сих пор не актуальны – вообще! никакие! ( а ему уже 4 года) вот такие они детки

у всех по своему – не парьтесь. моя когда села сначала башни мои рушила потом стала пробовать ставить один на другой, сейчас – три-четыре кубика может поставить. а вот мячик до сих пор не катит, хотя по идее уже должна во всю. не хочет и все. не стреляться же теперь =)

Не заморачивайтесь. Моей 1 год и 5 месяцев. Недели две назад как начала сама строить “басню” (так она называет башню).

Ребенок смотрит, как кубик падает, как из целого получается раздельное. Ломать – это тоже своего рода созидательный процесс.Не заморачивайтесь.

Фигня,не парьтесь…моей в 2 годика очень все нравилось ломать, порой Годзилой называл и ждал,когда ж созидать начнет…после 2-х лет стала башни маздрячить (чтобы потом сломать),поэтому успокойтесь: сами знаете-ломать не строить, душа не болит

я вот серьезно не помню во сколько у меня ребенок начал пирамидки собирать, но хочу сказать что ему из кубиков до сих пор пирамидки эти не нравятся, для него гораздо интереснее их рушить, насколько помню нам больше нравилась пирамидка из колечек, которые на палочку одеваются – попробуйте. зато великолепно помню, как меня наша медсестра трясла, что ребенок с года должен начать говорить простые слова

некоторые за всю жизно строить так и не научились, только ломают, что тут уж требовать от ребеночка, может ей кубики не нравятся, а пирамидка нужна.

пирамидка есть – грызем

Ага, а она не сказала, что ребенок в этом возрасте должен читать, писать и разговаривать на 3
языках, как минимум?

моему сыну почти 9 месяцев – и в ладушки не хочет играть (только если я сама помогаю), и пирамидку не собирает – только колечки из пирамидки любит погрызть, если стою из кубиков что-нибудь – тоже ломает. У него другие интересы: пылесос за шланг подергать, по крышке унитаза постучать, кастрюлями погреметь Некоторые уже с 4 месяцев книжки деткам читают, а он только погрызть их любит и вперед – куда-нибудь ползти.

вот вот – в ходу любимые игрушки – мамина косметика – все ж таки девочка у нас ))), тазики, ложки-поварешки )) )

вот-вот, и у нас те же интересы, ну и пульт разумеется. а я дочуне – пособия школы семи гномов, а ей бы на первый зуб все попробовать да ложками погреметь)))

моему 9мес и 1нед если уж точно. . .тоже рушим. Правда пытается играть в мячик- катишь его к малышу, а он его тебе обратно.
И вообще дети все разные, что все должны что ли развиваться по шаблону

Источник

Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик

Башни, поезда и целые города, пожалуй, трудно найти более простой по форме
и настолько богатый возможностями для игр и развития материал, как кубики.
Строить, разрушать, восстанавливать – замечательная возможность владеть ситуацией
и принимать решения. Строительство идет вовсю, кубик за кубиком, такие несложные,
но результативные действия и море удовольствия для юного созидателя.

Пожалуй, уже дед его деда взгромождал друг на друга полновесные деревянные
кубики, высунув кончик языка от усердия. В свою очередь, трехлетний Егор
без устали возится со своими кубиками всевозможных форм и оттенков. Он захвачен
строительством, как большинство детей его возраста, во все времена. Даже
в эпоху хитроумных игрушек, нуждающихся в инструкции по применению, ничто
не заменит эти хорошо знакомые кубики, с которыми так ловко и уверенно управляется
маленький строитель. Конструктор универсален, он позволяет воплощать множество
идей, подчиняясь желаниям и фантазиям ребенка. Самозабвенно возясь с кубиками,
дети развивают ловкость и точность движений, постигают пространственные отношения,
планируют и реализуют, проявляют упорство и целеустремленность. Игра с конструктором
стимулирует воображение и, конечно, доставляет огромное удовольствие.

Знакомство с конструктором нужно начать с нескольких кубиков, кирпичиков,
кружков разного цвета. Сидя на полу, малыш берет фигурки одну за другой,
словно взвешивая и измеряя их своими ручками. Затем он пытается соединять
элементы, подбирая один под другой, находя устойчивые сочетания. Ведомый
сенсорным удовольствием, получаемым от разнообразия форм и цветов, он усваивает
игру на лету. Вначале он строит наугад, получая удовольствие от своих действий
и новизны. Но вскоре, осваиваясь с формами и объемами, начинает замечать,
что конструкция, в которой маленький кубик находится сверху большого, устойчивая,
а если наоборот – валкая. Шаг за шагом его пространственное представление
становится все более совершенным, и он приобретает силу и ловкость, необходимую
для строительства из соединяющихся элементов конструкторов, таких как Лего
или Дупло. Освоение более прочных и сложных конструкций – это своеобразный
старт для нового сенсомоторного опыта. Подбирая друг к другу и соединяя детали,
дети учатся мысленно манипулировать предметами, сличая их, оценивая их размер
и форму. Развитие пространственного мышления очень важно для знакомства со
своим телом: его схемой и положением в пространстве. Замечено, что многие
мальчики отдают приоритет возведению высоких сооружений. Они обожают строить
башни, в то время как девочки предпочитают строить в ширину. По-видимому,
каждому полу присуща своя манера занимать место в пространстве.

Что малыши умеют делать в свои годы:

12-14 месяцев: малыш способен пользоваться своей рукой как щипцами,
противопоставляя большой палец остальным. Его глазодвигательная координация
развита настолько, что он может поставить один кубик на другой.
18 месяцев: его
движения становятся четче и сдержаннее. Он может выстроить четыре кубика
в высоту.
2 года: группирует элементы разными способами. Он уже больше
не довольствуется нагромождением одного кубика на другой, а способен выстроить
в линию три или четыре кубика, чтобы получился поезд. В этом возрасте можно
предложить ему Лего с крупными деталями.
2,5 года : способен выстроить
высокую башню из 8 и более кубиков.
3 года: начинает разрабатывать
свои собственные проекты. Пока это постройки-имитации того, что он видит
вокруг.
4 года: отдает свои таланты строителя во власть воображения.
Теперь он строит для того, чтобы обогатить мир игры.
6 лет: развивающееся
абстрактное мышление дает ему возможность создавать более сложные и причудливые
конструкции.

Около двух лет ребенок обнаруживает в себе способность создавать свой собственный
мир, в котором он главенствует и имеет власть над всеми элементами. Созерцание
собственных творений наполняет его гордостью и ликованием: ему удалось построить
башню почти такой же высоты как он сам. Он призывает родителей полюбоваться
собой, выслушивает заслуженные похвалы, а затем азартно рушит свое творение.
Игра в конструктор тем и замечательна, что позволяет ребенку управлять не
только процессом создания, но и разрушения.

Ломать, разбрасывать и вновь выстраивать очень важно для маленького ребенка,
эта последовательность дает ему ощущение контроля и предсказуемости. Давая
волю своим агрессивным импульсам, ребенок высвобождает жизненную энергию,
необходимую для его роста и развития. В безопасном пространстве игры он познает
опыт разрушения и его последствий, переживает связанные с этим чувства, и
справляется с ними, вновь начиная строительство. Эти эксперименты по созданию
– разрушению помогают ребенку обрести власть над своими страхами, и проявить
свою естественную агрессивность, в рамках игровой ситуации.

К трем годам, когда возможности пространственного воображения расширяются,
маленький строитель приступает к реализации проектов в трех измерениях. Он
хочет построить дом с башенками, дорогу, бассейн? Но частенько обнаруживается,
что результат далек от его представлений. Приходится признать, что существуют
границы его возможностей и обратиться за помощью к родителям. Поддержать
его интерес и уверенность в себе можно, разделив с ним игру, поведя его за
собой. В процессе игры он не только дает волю своему воображению, но и открывает
в себе такие качества как внимательность, терпение и упорство. А необходимость
принимать в расчет физические свойства элементов строительства может внести
изменения в грандиозный план. Непростая, но захватывающая задача, найти баланс
между мчащимися вскачь мечтами и принципом реальности.

Как, Вы не видите замок с башнями и зубчатой стеной? Ребенок, во власти
своих мысленных образов, видит в постройке именно его. Освоив техническую
сторону строительства, он пускается в свободное плавание по волнам своего
воображения. Теперь, если он строит башню, то для него это уже не плод физических
усилий, которым он по праву гордится, а некая отправная точка в пространстве,
чтобы начать создавать волшебную историю. Кубики, солдатики, куклы, машинки
подчиняются магической силе игры, перестраиваются и перемешиваются, воплощая
в жизнь фантастические сюжеты. Ребенок строит пещеру для полярных медведей,
дом для кукол, собирает войско, чтобы бороться с разбойниками. Игра не знает
границ. Позже он разделит игру в конструктор с друзьями. Они смогут делиться
опытом, соперничать в сложности конструкций и совместно совершенствовать
свои постройки. Сейчас каждый из них душой архитектор и градостроитель, которыми
они возможно когда-нибудь станут.

Выбор конструктора

– Выбирайте конструктор, адаптированный к возрасту и физическим возможностям
Вашего ребенка. Для самых маленьких подберите конструктор с крупными деталями.

– Отдайте предпочтение простым кубикам, в комплекте с несколькими персонажами
и съемными колесами, для постройки машин. Конструкторы, к которым прилагается
схема, не годятся для малышей, они дают меньше простора для инициативы и
затрудняют реализацию.
– Начните игру вместе с ребенком: кладите кубики по
очереди. Но не берите инициативу в свои руки, позвольте ребенку проявить
себя. Позже, освоив основные принципы, он с удовольствием будет строить один.

– Пополняйте коллекцию новыми элементами, чтобы обогатить возможности конструирования
и разнообразить игру.

Поделиться ссылкой в соцсетях:

Источник