Ребенок 1 год странный
Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.
Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.
Аутизм
Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.
Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:
- Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
- Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
- Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
- Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
- Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.
Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.
На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.
Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:
- Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
- Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
- Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
- Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
- На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.
Дисграфия
Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.
Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.
Определить дисграфию можно по следующим признакам:
- Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
- Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
- Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».
Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.
Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.
- Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
- В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.
Дислексия
Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.
Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.
Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:
- Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
- Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
- Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
- Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
- Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.
Может быть, среди ваших знакомых есть такие особенные дети? Расскажите нам в комментариях о трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни.
Иллюстратор Leisan Gabidullina
специально для
AdMe.ru
Источник
Мальчики, как правило, имеют нарушения развития в 2 раза чаще, чем девочки. Факторы риска включают в себя: недоношенность, осложнения во время родов, болезни во время беременности, низкий вес при рождении и т.д. Любое расстройство способно значительно усложнить будущую жизнь ребенка и должно быть диагностировано в раннем детстве.
Мы исследовали и выяснили признаки наиболее распространенных нарушений развития: аутизм, дислексия, дисграфия и гиперактивность.
Аутизм
Фото с сайта https://centrvictoria.ru
Симптомы аутизма можно наблюдать уже в возрасте 2 лет, а к 5 годам симптомы обычно становятся еще более заметными. Интересно, что по статистике девочки страдают аутизмом в 4 раза реже, чем мальчики.
Несмотря на популярный стереотип, аутизм не означает, что люди не могут развиваться и делать то, что они хотят. Основная проблема, с которой им приходится сталкиваться, – это трудности в общении, особенно с людьми, которых они не знают. Важно понимать, что симптомы аутизма могут быть ослаблены при правильном лечении.
Вы можете распознать это расстройство, если заметите, что ребенок ведет себя странно, например:
- Он боится общаться с людьми, которых не знает, и во время разговора он не может поддерживать зрительный контакт. Он не чувствует сочувствия и может смеяться, когда кто-то плачет, или наоборот.
- Он делает автоматические вещи, такие как постукивание по поверхности, раскачивается как маятник или расставляет игрушки в рядах на основе принципа, который он сам придумал.
- Он не понимает разграничения в социуме: он ведёт себя одинаково дома, в школе, в магазине или где-либо еще. Он общается со всеми одинаково и может быть невежливым с пожилыми людьми.
- Он не может научиться использовать невербальный язык. Он не понимает язык тела других людей и в основном не используют никаких жестов.
- Он боится любых изменений. Если вы перемещаете мебель, это может привести к приступу паники. То же самое касается еды, того, как вы ходите в школу, и других вещей, к которым ребенок привык.
- У таких детей хорошо развитые рецепторы: им нравится прикасаться к вещам, и они могут чувствовать малейшие запахи. Они часто смотрят на текстуры дерева, камней и других материалов. У них очень высокий болевой порог, и они могут ущипнуть свою кожу, чтобы посмотреть, что произойдёт.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Фото с сайта https://www.colgateoralhealthnetwork.com
Это расстройство можно обнаружить только у детей старше 4 лет, и только если признаки наблюдаются изо дня в день. Если вы думаете, что видите симптомы, но очень редко, это означает, что ваш ребенок абсолютно нормальный. Это расстройство можно успешно лечить.
Согласно статистике, данный синдром часто диагностируется у близнецов и недоношенных детей. Также мальчики подвержены большему риску: у них это расстройство в 3 раза чаще, чем у девочек.
Влияние взрослого человека с синдромом на жизнь невелико: эти люди обычно принимают быстрые решения, они обеспокоены и могут раздражать других людей. Им также тяжело делать скучную работу.
Обратите внимание на следующие показатели в поведении ребёнка:
– Они не могут сидеть на месте, они не перестают двигаться, они оглядываются и ведут себя так, будто у них внутри есть вечный двигатель. Их действия на самом деле не имеют цели: они просто берут все, что могут, в свои руки, выбрасывают и берут что-то еще.
– Они не могут долго концентрироваться на чем-то скучном, например, уборке или выполнении домашней работы. Но они могут играть в компьютерные игры и заниматься другими делами.
– Они часто отвлекаются на вещи за окном. Например, они могут быть заняты чем-то, а затем просто остановиться, если увидят что-то действительно яркое через окно.
– Они не могут контролировать свои эмоции. Они могут впасть в истерику только потому, что не хотят оставаться в очереди, или они могут спорить с родственниками просто так. Иногда они говорят действительно плохие слова и через несколько минут возвращаются, чтобы извиниться.
Дисграфия
Фото с сайта https://konspekta.net
Это расстройство мешает детям научиться правильно писать. Дисграфия распространена явление и не влияет на взрослую жизнь людей. В основном она встречается у детей, у которых уже есть проблемы с глазами или ушами или у которых есть синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Можно избавиться от этого расстройства, выполняя упражнения для развития мелкой моторики и укрепления мышц рук.
Вы можете диагностировать дисграфию, наблюдая следующие признаки:
- При письме дети всегда путают похожие звуки.
- Они могут добавлять буквы в слова, которых на самом деле не должно быть, они могут изменить положение слогов или даже полностью их пропустить.
- Когда они пишут, их слова сливаются (особенно предлоги).
- Очень трудно читать то, что они пишут. Даже если они стараются изо всех сил и пишут медленно, почерк все равно неразборчив.
Дислексия
Фото с сайта https://www.uaua.info
Согласно статистике, 70-80% людей, у которых проблемы с чтением, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и может лечиться, если ребенок вовремя обращается к специалисту. Дислексия не может быть диагностирована ранее 10-11 лет.
Дислексия не вызывает особых проблем во взрослой жизни, за исключением проблем с быстрым чтением.
Вы можете диагностировать дислексию, если у ребенка есть эти симптомы:
– Они очень плохо читают, хотя с остальными навыками (в математике, искусстве и даже письме) все в порядке. Их IQ обычно нормальный или даже высокий, поэтому интеллект и дислексия не связаны.
– Они отказываются читать и просто говорят, что не хотят этого делать.
– Они могут читать, и, возможно, даже делают это быстро, но они не могут сказать вам, что они только что прочитали, потому что они не понимают смысла текста.
– Они часто держат карандаши или ручки неправильно. Попытки научить их правильному способу бесполезны.
Источник
Первая улыбка, первое слово, первые неуверенные шажки — каждое достижение ребенка вызывает гордость у его родителей. Эту светлую и радостную картину омрачают странности в поведении крохи, которые со временем становятся все заметнее. Вот малыш ест катышки с ковра, а потом вдруг начинает биться головой о стену или изучать свои интимные места в людном месте. В такие моменты в голове взрослого человека проносятся мысли о том, что, возможно, с ребенком что-то не так. Или все-таки он просто проходит естественный этап своего развития и взросления?
Странности в поведении вообще характерны для детей в возрасте 2-3 лет (в предверии кризиса 3-х лет). Многие из них абсолютно безобидны и просто помогают ребенку успокоиться и почувствовать себя более комфортно и уверенно в этом огромном мире. Все же взрослым будет полезно узнать, на что в поведении малышей нужно обратить особое внимание и о каких новых привычках крохи стоит рассказать доктору.
В этой статье мы расскажем вам, что нормально в поведении маленького ребенка, а что — повод забить тревогу. Давайте попытаемся расшифровать тайный язык малышей и понять, почему они порой совершают такие странные и непонятные взрослым действия.
Действия, направленные на самоуспокоение и битье головой о стенку
Битье головой о стенку – да, это выглядит порой устрашающе. Особенно, если вкладывать «взрослый» смысл выражения «биться головой о стену». Однако для детей в возрасте 1-2 лет — это нормальное явление, как бы дико не было о таком слышать.
В 1-2 года малыши иногда совершают повторяющиеся движения просто для того, чтобы успокоить себя, когда они попадают в стрессовую ситуацию, устают, скучают. Ребенок может качаться из стороны в сторону или даже ритмично биться головой о стену, пол, перекладину своей кроватки. Хотя это и выглядит страшно и родителей пугает подобное поведение, едва ли ребенок сможет причинить себе вред таким образом. Чаще всего привычка совершать успокаивающие повторяющиеся движения проходит к возрасту 3 лет. Пока малыш не подрос, постарайтесь максимально обезопасить его — например, переместите на мягкий ковер, на котором кроха уж точно не расшибет лоб.
Читаем также: Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?
Если ребенок сосет палец или соску, вполне вероятно, что это тоже его способы снятия стресса. Когда так делают груднички, все выглядит мило. Когда же ребенок подрастает, умиление родителей сменяется тревожностью. Впрочем, явных поводов для беспокойства не появляется, если малыш завязывает с этой привычкой к 4 годам. Дальнейшее сосание пальца или пустышки уже может негативно сказаться на состоянии десен и создать проблемы с развитием речи.
Кроме пальцев, малыши тащат в рот грязь, песок, корм домашнего питомца. Все это нормально, так делают многие дети, а, повзрослев, они навсегда забывают об этих привычках. Ребенок может быть очень привередливым в еде, но несъедобные предметы исследуются именно ртом.
Нужно сводить ребенка к педиатру, если ребенок раскачивается, бьется головой о стену или выполняет другие повторяющиеся движения весь день напролет. Опасной может быть и ситуация, когда в поведении карапуза сразу много тревожных звоночков. Например, он не только жует несъедобные вещи, но и не особо привязан к родителям и братьям с сестрами, еще и страдает задержкой речи.
Совершение ритуалов
В возрасте 1-2 лет у малышей иногда появляются свои ритуалы, которые они выполняют каждый день. Например, некоторые тщательно и подолгу расставляют свои игрушки в ровную линию. Если этот порядок нарушается, малышу становится настолько обидно, что он может потерять над собой контроль и закатить истерику. Подобные ритуалы появляются по причине того, что у детей тоже есть потребность в постоянстве, в том, чтобы все было стабильно и хорошо. Само такое поведение абсолютно нормально, пока ребенок воспринимает это как игру — например, укладывает поезда на станции ровненько на ночь, чтобы они могли поспать.
Читаем также: Важность ритуалов в жизни ребенка и семьи
Если малыш укладывает плюшевых друзей на спинки или животики, чтобы им было удобно спать, очевидно, что он играет. В таком случае родителям не о чем беспокоиться. Тревожный звоночек — это одержимость ребенка выстраивать игрушки в определенном порядке при отсутствии интереса к играм. Родителей должно насторожить и то, что малыш погружается в свой придуманный мир, не хочет общаться с окружающими. Еще один повод показать ребенка врачу — это его желание непременно выполнить свой обычный ритуал, даже если для этого придется прервать еду или любое другое занятие.
Исследование своего тела
Маленькие дети часто ковыряют в носу. Ведь достать оттуда козявку — как найти скрытое сокровище. Потихоньку приучайте ребенка пользоваться носовым платком и салфетками, чтобы затем он смог избавиться от привычки ковырять в носу.
Еще дети изучают свое тело, особенно интимные места, что нормально. Основная проблема заключается в том, что ребенок заставляет родителей краснеть, если делает это перед их друзьями и знакомыми. Неприятные ситуации можно предотвратить, если объяснить чаду, что исследовать свое тело дома можно, но при посторонних этого лучше не делать.
Специалисты советуют не запрещать, но давать рекомендации по поведению: себя не принято трогать в садике, в магазине и в присутствии других людей. И, как правило, малыш склонен к этой привычке, если проводит много времени, скучая и не развлекаясь. Займитесь заполнением досуга ребенка, чтобы ему не было скучно.
Ненормальным является чрезмерный интерес к своему телу, постоянное желание потрогать себя — вместо того, чтобы поиграть с другими детьми, послушать сказку, посмотреть мультик.
Воображаемые и игрушечные друзья ребенка
Наверняка, практически каждый взрослый человек сталкивался с детьми, для которых игрушки – это вся Вселенная. Они укладывают их спать так, что не оставляют места для себя, или берут на все выходы из дома целый арсенал “друзей”. Есть малыши, которые общаются с придуманными в голове героями, невидимыми для окружающих. Существуют и такие ребята, которые выдумывают, что на даче их ожидает Карлсон.
Если исключить некоторые неловкие ситуации в обществе, подобная привычка – это естественная реакция взрослеющего крохи на то, что мир постоянно меняется. Не следует забывать и о богатейшей детской фантазии. Малышам трудно сразу адаптироваться ко взрослому и непонятному для них во многом миру, потому они создают для себя вполне комфортное место – воображаемый мир. Если взрослые признают и в чем-то поощряют такой мир своего чада, они тем самым подпитывают его активность к созиданию и творению, что уже очень хорошо. А ситуации, когда любимый “друг” теряется или отправляется в стирку, могут оказаться стрессом для малыша. Но и из этого положения есть выход. Для родителей это прекрасная возможность объяснить ребенку, что порой нужно обходиться без привычных вещей.
Чаще всего игры с воображаемыми друзьями у маленьких детей не выходят за рамки нормы, поэтому не требуют врачебного вмешательства. Однако если родители стали замечать, что каждый раз вместо встречи с настоящими друзьями малыш решает остаться дома играть с придуманными товарищами, тогда нужно обратиться к специалисту.
Читаем также: Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?
Игры с содержимым горшка и памперса
Маленький ребенок, который не так давно появился на свет и теперь активно изучает мир, интересуется буквально всем. Порой случаются и вовсе “мерзкие” на первый взгляд ситуации. Дитя справило свою нужду в подгузник, а после стянуло его, извлекло содержимое и активно лепит, рисует на стенах или вовсе дегустирует кал.
Дети чуть старше могут осуществлять подобные манипуляции и с содержимым горшка, если мама отвлеклась и вовремя не вынесла его. Взрослые часто придаются панике, крикам и приступам отвращения по этому поводу, но на самом деле причин для беспокойства нет. Для малыша фекалии – это новый материал для игр. Он был частью его тела, потому не представляет угрозы для ребенка (с позиции его самого).
Родителям просто нужно сделать фекалии не таким занимательным предметом. Чтобы отбить у ребенка желание лепить собственные экскременты, надо развивать и удовлетворять его тактильные потребности. Для этого замечательно подойдет детский пластилин или же тесто (специальное из магазина или домашнее для пирожков), кинетический песок, да хоть строительство замков из грязи – все это вполне насытят тактильные потребности ребенка. Другие нюансы – дело времени и техники родителей. За горшком потребуется почаще следить, а подгузник застегивать крепче (можно использовать хоть скотч ???? ) или заправлять внутрь одежды.
Странные вкусы детей
Частенько случается так, что маленькие дети поедают все то, что вызывает у взрослого чувство удивления и непонимания. Это может быть клубок пыли и шерсти, кусок мела, наполнитель туалета для кота, камушки на улице, контактные линзы, несъедобные растения и прочий мусор.
Родителям не нужно беспокоиться. Дело в том, что ребенок использует свой рот как важный инструмент для исследования окружающего мира. Поэтому часто то, что нельзя съесть, будет хотя бы облизано ребенком. Малыши часто что-то кусают, лижут или сосут – для раннего возраста это норма. Любой взрослый человек может припомнить у себя кончик ручки или ластика от карандаша во рту. Но вместе с тем взрослому человеку трудно признать, что кушать шерсть – это нормально.
Важно обратить внимание на тяжесть проявления привычки у крохи и ее частоте. Если ребенок очень часто поедает грязь или ворс с ковра, само собой, нужно обратиться к врачу.
Ковыряние в носу
Смотреть на это, конечно, не особенно приятно. Но придется признать: ноздри — особо интересные отверстия для изучения, тем более, в детском возрасте. Ключевой навык в такой ситуации — раз за разом сохранять спокойствие и предлагать воспользоваться носовым платком в детской или отправиться в ванную комнату, потому что «никому здесь не нравится за этим наблюдать».
Иные странные привычки
Случается и так, что детки путают день с ночью, а жару с холодом. Иногда они требуют одеть на них комбинезон в жаркое время года, а порой предпочитают бегать по квартире голышом. Другие малыши любят представлять себя песиком или кошкой, весело лая или мяукая, бегая на четвереньках, требуя миску и облизывая лицо. Родителям не стоит пугаться странностей ребенка. Это естественная стадия развития, которая предусматривает осознание окружающего мира и своего места в нем. Эта категория нормальна до тех пор, пока не мешает жизни. Следует просто пояснить, когда можно быть собачкой, а когда нет.
Взрослым потребуется лишь терпение, такая стадия скоро пройдет. А пока можно позволить малышу вволю проявить фантазию. У таких детей часто позже открываются способности к театральному искусству. Для поддержания “боевого духа” родителям можно снять небольшое видео странных пристрастий «щеночка», который требует внимания, скачет и гавкает по квартире. Спустя много лет этот смешной ролик очень здорово будет показать на свадьбе такого хулигана.
Читаем также:
- Вредные и плохие привычки у детей до года — и такие ли они вредные на самом деле
- 8 плохих привычек, которые мы прививаем детям
- Что делать, если ребенок грызет ногти
- Как отучить ребенка сосать пальцы
Дурные привычки – Школа доктора Комаровского
Источник