Ребенок 1 год скрещивает ноги

Ребенок скрещивает ножки, подгибая их к туловищу, ручки постоянно сжаты в кулачки – все это признаки повышенного тонуса мышц. До полугода такое поведение – норма.

Если и через 6 месяцев грудничку сложно разгибать конечности, это может говорить о развивающемся заболевании. Точный диагноз и схему лечения устанавливает врач-невропатолог.

В материнской утробе все зародыши находятся в положении эмбриона, после рождения большинство из них какое-то время ее сохраняет. [important]Если у беременной на УЗИ ребенок скрестил ножки – это норма.[/important] После рождения в течение 3-х месяцев сгибающие и разгибающие мышцы постепенно расслабляются, и малыш становится подвижным.

Гипертонус мышц – причины

Почему ребенок скрещивает ножки? Есть две основные причины. [note]Одна заключается в перинатальной энцефалопатии, представляющей собой нарушение нормальной работы ЦНС, которое спровоцировано отрицательным влиянием на грудничка различных факторов. [/note]В период внутриутробного развития, а также в первый месяц после рождения это могут быть:

  • Болезни беременной соматического происхождения, сопровождаемые хроническими интоксикациями;
  • Патологии матери инфекционной природы в острой форме типа токсоплазмоза, хламидиоза, герпеса, а также внутриутробные инфекции в период беременности;
  • Нарушение обменных процессов и болезни генетического происхождения;
  • На УЗИ ребенок скрестил ножкиБеременность, протекающая с ранним и поздним токсикозом, угрозами ее прерывания, кислородной недостаточностью плода и другими проявлениями патологий;
  • Вредные привычки, несовместимые с беременностью, типа приема алкоголя или курения, вызывающие нарушения кровообращения, интоксикацию плода алкоголем и никотином;
  • Хроническая сердечная или почечная недостаточность, болезни печени и эндокринной системы у беременной;
  • Сложные роды, характеризующиеся недостаточной родовой деятельностью или стремительным родоразрешением, продолжительным периодом отхода околоплодных вод до появления новорожденного, недостаточно раскрытыми родовыми путями, приемами родовспоможения (наложением щипцов, вакуум-экстрактора), новорожденный, обвитый пуповиной, нестандартная масса плода;
  • Операция кесарева сечения, если щадящий «косметический» надрез (25 см) мешает нормальному проходу головки с Ø 35см – чтобы освободить плод, акушеры подтягивают новорожденного, нередко травмируя ему шейно-грудную зону позвоночного столба.

Вследствие перинатальной энцефалопатии может развиваться гипертонус разной тяжести:

  • Легкая форма – ребенок в месяц скрещивает ножки;
  • Средняя степень – продолжительностью от 2-х месяцев;
  • Тяжелый гипертонус – грудничок не разгибает конечности до года.

Фактором, провоцирующим повышенный тонус, является и гемолитическая болезнь детей, означающая конфликтный резус-фактор крови у плода и матери.

Как выявить гипертонус у грудничка

Чтобы определить гипертонус, необязательно ждать, когда скрещивает ножки ребенок 6 месяцев и старше. Эту патологию можно выявить сразу после появления младенца на свет. Основными симптомами будут:

  1. Нервное поведение новорожденного, неспокойный сон, продолжительный плач без видимых причин.
  2. Грудной ребенок выгибает спину и запрокидывает голову – и во время сна, и в период бодрствования.
  3. Дрожащий во время плача подбородок.
  4. Конечности плотно сжаты, все попытки их разогнуть вызывают плач и сопротивление.
  5. В соответствии с врожденным рефлексом, если, придерживая спинку, поставить младенца на ножки на ровную твердую поверхность, он должен имитировать шаги, переступая всей ступней, как и взрослые. Больной ребенок будет ходить«на цыпочках».

Лечение гипертонуса

Если ребенок в 3 месяца скрещивает ножки, по мнению доктора Комаровскогоего лечить необязательно: сам перерастет. [warning]Если проявления повышенного тонуса чрезмерны или наблюдаются у детей, старше 6 месяцев, он будет мешать его нормальному развитию.[/warning] Чтобы избежать ДЦП и других серьезных последствий, надо показать ребенка специалистам.

Почему ребенок скрещивает ножкиРазличают две методики лечения. Одну применяют, когда заболевание подмечено в первый месяц жизни, и причину можно устранять специальным массажем, лечебной гимнастикой, ароматерапией, физпроцедурами.

В другом варианте назначают медикаментозный курс лечения сильнодействующими препаратами.

Основной целью каждого метода будет устранение причин, вызывающих гипертонус, связанный с определенной патологией.

Любой способ лечения требует активного участия родителей и положительного их отношения к своему больному ребенку. В семье должны быть созданы условия, чтобы малышу было спокойно и комфортно, чтобы он чувствовал себя любимым и желанным.[tip]Будущим мамам на заметку – как шевелится ребенок в животе.

Полезные сведения – в каком возрасте новорожденный начинает ползать[/tip]

Расслабляющий массаж

Специальный комплекс массажа охватывает разминание и поглаживание спинки, рук и ног. Все движения должны быть плавными, без похлопываний и других резких манипуляций.

Так как курс лечения массажем продолжительный и затратный, неплохо, если кто-то из родителей освоит основные приемы, чтобы делать массаж крохе родными руками и в привычной для него обстановке.

Прием расслабления перед массажем – поза эмбриона: конечности согнуты и притянуты к туловищу, голова также наклонена. Одной рукой держать руки-ноги, другой – головку снизу, раскачивая грудничка в продольном направлении.

Очень нравится детям прием люлька, когда ребенок лежит на спине, верхнюю часть туловища приподнимают и раскачивают вертикально и горизонтально

Читайте также:  Простуда ребенок 1 год 3 месяца

Приемы массажа:

  1. На начальном этапе выполняют поглаживание стиснутых пальчиков сначала ручек, потом ножек и в завершение поглаживают спинку. Приемы поглаживания надо чередовать: сначала – поверхность пальцев, потом – полностью вся кисть.
  2. Потом круговыми движениями растирают кожу. Для этого грудничка кладут на живот и массажируют спину короткими штрихами «вверх-вниз, влево-вправо».
  3. Далее надо перевернуть дитя и переходить к тренировке ног и рук. Основной прием ротационного потряхивания: одна рука придерживает кисть ребенка и легко ее встряхивает, вторая одновременно удерживает предплечье. Постепенно движения перемещаются вдоль руки. Если ручка уже расслаблена, можно проработать каждый пальчик.
  4. После встряхиваний конечности покачивают быстрыми и размеренными колебаниями, разрабатывая суставы в поперечном направлении.
  5. Следующий прием – из китайского массажа: обжимание рук и пальчиков. Ручка абсолютно расслаблена.
  6. Эффективен прием поршневого растирания ручки двумя ладонями.
  7. Заканчивают расслабляющий массаж ласковыми поглаживаниями.

Лечебная гимнастика

Эффективна при таком диагнозе и лечебная физкультура. Комплекс упражнений, который можно устроить детям дома, надо взять у специалиста по ЛФК. [important]Сложности гимнастика не представляет, главное – запастись терпением на долгое время.[/important]

Разработка рук:

  1. С мячом. Ребенка кладут на большой мяч животом вниз. Удерживая туловище, аккуратно раскачивают в продольном и в поперечном направлении. Важно выполнять упражнение плавно, чтобы не испугать малыша. После привыкания к такой тренировке, можно усложнить задание, выпрямляя ручки грудничка.
  2. Раскачивание без мяча – «висячие качели». Можно качать ребенка (в поперечном или продольном направлении) на весу. Для этого грудничка надо взять под мышки и легко раскачивать по сторонам. Облегченный, но не менее полезный вариант – выполнять эту тренировку в воде.
  3. Ребенок 6 месяцев скрещивает ножкиСреди обязательных упражнений – отведение согнутой руки (кроха -на боку) или вперед (дитя – на животе).
  4. Отведение прямых рук в стороны, чередуя выпрямление со скрещиванием на уровне груди.
  5. Круговые движения плеч и рук, «ножницы», поочередный и одновременный подъем ручек вверх.

Упражнения для ног:

  1. Если ребенок 5 месяцев скрещивает ножки, рекомендуют «широкое пеленание». Для этого между ног грудничка надо уложить пеленку, собранную в гармошку, и зафиксировать ее штанишками. Разводить скрещенные ножки можно только при полном отсутствии боли у малыша, иначе в другой раз он не допустит такого пеленания.
  2. Полезно учить кроху ползать. Если сам он еще даже не пытается, надо положить его на живот, сделать рукам упор и раздвинуть ножки. В таком положении он будет пытаться ползать.
  3. Если грудничок «ходит» только на пальчиках, надо укреплять растянутые передние мышцы и растягивать мышцы задней поверхности голени. Для выполнения упражнения кроху кладут на живот, ноги согнуты в коленях так, чтобы голени держались вертикально. На подошвы надо давить мягко, осторожно растягивая ахиллово сухожилие.
  4. Если ребенку 4 месяца скрещивает ножки, для развития опорной функции нижних конечностей можно использовать врожденные рефлексы грудничка. Если пальцами двух рук взять стопы, а большими надавить на участок у пальцев, стопа будет сгибаться. Проводя пальцем вдоль к пятке, можно разогнуть стопу.

Массаж и гимнастические упражнения надо выполнять в комплексе, каждый курс лечения должен составлять 10-15 дней. Потом надо сделать паузу на 2 месяца.

[note]Не забывайте, что каждый малыш – индивидуальность, поэтому детали надо обязательно уточнять у специалиста. [/note]

Обучающее видео выполнения всех процедур (включая точечный массаж) при гипертонусе мышц Из множества упражнений можно составить свой комплекс – с учетом возраста и особенностей организма, который понравится и маме, и грудничку.

Дополнительные физпроцедуры

Дополняют основное лечение ароматерапией, травяными ваннами и физиотерапией с применением электрофореза, парафина, озокерита.

В воду для купания полезно добавить морскую соль, отвары и настойки лекарственных трав – валерианы, шалфея, сосновой хвои, травы пустырника или листьев брусники.

Оздоровительные ванны с разными добавками устраивают ребенку каждые 3 дня, а наследующий день купают в обычной воде.

Заключение

Успех лечения гипертонуса мышц у детей зависит от восприятия проблемы самими грудничками, их родителями и периодичности всех процедур. Если болезнь не лечить, ребенок будет отставать от ровесников в развитии, возникнут нарушения координации движений и задержка речи.

Если ребенок скрещивает ножки в месяц, ответственным родителям надо постоянно следить за его ростом и при первых подозрениях пройти обследование у педиатра или невролога. Вовремя выявленное заболевание – это простое лечение и эффективный результат.

Похожие статьи

Источник

анонимно, Женщина, 35 лет

Девочке сейчас 1 год 3 месяца отроду. Через две недели после рождения, ребёнка всё время что то беспокоило, постоянно плакала, ночью очень поздно ложилась спать, днём вообще не спала, чего то пугалась просыпалась, и не ложилась спать. В 5 – 6 месяцев заметили что ребёнок скрещивает ноги. До этого девочке в два месяца от акдс, в четыре месяца от адс, и в шесть месяцев от акдс врачи делали прививки. Мы уже подумали что из-за полученных прививок ребёнок скрещивает ноги, но при осмотре врачами хирург сказал, что малышка при скрещивании ноги напрягает мышцы “гипертонус мышц”, и поэтому необходимо к невропатологу. Невропатолог в свою очередь сказала что у ребёнка внутричерепное давление “темечка не затянута” назначила на месяц аспоркам и диакарб, и витамин аквадтрим которую продолжаем употреблять! При осмотре ребёнка в 11 месяцев другим врачом невропатологом по результатам узи головы заметили расширение желудочков в обеих сторон. По результатам ээг невропатолог под ? Сказала у ребёнка судорожная готовность диагноз ” сс ? ” Назначила два месяца употреблять лекарственные препараты конвулекс, пантокольцин, нолоксен, циннаризин. Однако лекарственные препараты положительного результата не дали, а наоборот ребёнок начал становиться раздражительным, даже изменилось выражение лица. После курса лечения малышку повели к другому врачу невропатологу которая осмотрев её сказала, что не следовало вам сразу такие сильные лекарственные препараты назначать т.К., Судорожного синдрома она не видит и сделала своё назначение уколы ноотрапил (пирацетам) внутримышечно, ребёнку в этот момент было 1 годик 1 месяц, и она ещё даже не ходила, прочитав показания что у человека может поменяться походка мы побоялись ребёнка водить на уколы. Когда девочке было почти 1 год 2 мясяца в течении месяца её ничего не беспокоило, мы уже обрадовались, но потом обратно всё началось по новому. Сейчас девочка ходит, но неуверенно, боится упасть. Выговаривает пять-шесть слов. Единственное что тревожит так это то что она до сих пор мучается, напрягаясь скрещивает ноги, в этот момент просит чтобы её положили, ребёнок в руки хватает какой либо предмет скрестив, загибает ноги под себя “поза когда человек на коленях сидит на полу”, кроме этого держа предмет напрягает руки, меняется дыхание, и полностью покрывается потом от такого напряжения. Иногда даже заметили как будто закатывает глаза верх от боли, и засыпает. Раньше ребёнок скрещивать ноги начинала вечером по несколько раз пока не ляжет спать, а сейчас уже с утра по несколько раз и до ночи пока не ляжет спать. Бывает даже ребёнок на полу стоит и сама по себе закричит просится чтобы её подняли, начинаешь поднимать сразу же скрещивает ноги и плачет. Если не поднимешь может лечь и скрестить ноги. Начинаешь разъединять ноги чтобы не скрещивала, в этот момент ребёнок нервничает и плачет. В момент скрещивания ног у ребёнка заметили что сустав правой ноги хрустит, иногда пульсирует. Темечка на голове ребёнка до сих пор так и не затянулась. Участковый невропатолог ставит диагноз ребёнку – ? “Перинатальная энцефалопатия”,- ? “Пирамидная недостаточность”. Вес ребёнка 9 кг. В период с 8 месяцев до 1 годика у ребёнка прорезались четыре зубчика. На этом пока остановилось. Пожалуйста напишите мне что у девочки может быть ? Какой диагноз ? Как правильно при этом необходимо лечить ребёнка ?

Читайте также:  Нос не дышит соплей нет у ребенка 1 год

Источник

::

11.11.11

: 2

: 11, 2011 12:10 : ++ .
!

6 . , ; , ; ; , ; .

5 . , , , .

: , ; , ; , , , . 4,5 . (, ). , , , .

/, , ( ). , , .

, ? ? – ?

, .

29.01.09

: 10058

: 12, 2011 19:28

, .

, . . – ( ) – – , .

. :

7

7 10 .

6 .

– .

– ? ( )

: (1)

11.11.11

: 2

: 12, 2011 19:38
!

() , . , ((

, . …

.

29.01.09

: 10058

: 12, 2011 21:14

!

26.10.11

: 3277

: 2

: 02, 2011 18:50
! . 6 , 4,5 ( , ). , – . – (, , ), ( , “-“) 2 : () , , , 3. , – .

_________________

, , SKINS, ,

29.01.09

: 10058

: 02, 2011 21:25

. , – ( ) . – .

26.10.11

: 3277

: 2

: 03, 2011 11:41
! .

_________________

, , SKINS, ,

29.01.09

: 10058

: 05, 2011 19:43

!

Zagira

24.07.11

: 795

: ,

019808

: 24, 2013 1:41
, !

5 . , 3 . . , .

: ( 3,5 .), , , “” ( ), . .

, /, , , . ( , ).

.

?

.

29.01.09

: 10058

: 03, 2013 1:28
Zagira

, .

Zagira

24.07.11

: 795

: ,

019808

: 06, 2013 19:28
, !!!

29.01.09

: 10058

: 12, 2013 22:00
Zagira

46

18.10.13

: 1

:

: 18, 2013 17:50
. . 1 . – : , . , , – , .. 3 3 , .. 0.5 0.5 . , , , . . – , , , , , . . 3 , , , , , , , 2,5 . . . 4 . 5 , . , – , . 6 , . . , , . – .. 4 4 , , . , /3 . – – , , . . , . . . . , , . . . 7 . . 20 , , , , , , , . , , 30-40 3-4 , 2-3 , 2 . ???

29.01.09

: 10058

: 21, 2013 21:30
46

, . , .

:

Источник

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Читайте также:  Как развивать 1 год 2 месяца ребенка