Ребенок 1 год прямые ноги

Ребенок 1 год прямые ноги thumbnail

Авторы: Шлыков Кирилл

Человеческие детеныши – дети – в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.

Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2-3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1-2 месяца – исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.

Дальше с 2 до 7-8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.

К моменту вставания (8-9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30-40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.

В 9-14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное – максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.

К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3-3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3-4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.

К 2-2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).

В 3-4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20-25 градусов).

К возрасту 4-6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.

В возрасте 7-8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.

К 9-10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.

Естественно, все описанное – это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.

(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)

опубликовано 23/10/2018 16:16

обновлено 29/10/2018

– Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие

Источник

Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,

Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»

В первые годы жизни у детей могут наблюдаться явные нарушения походки. Хотя многие из таких отклонений довольно распространены и проходят самостоятельно, некоторые из них требуют коррекции или проведения лечения.

До тех пор, пока ребенку не исполнится примерно 3 года, его нормальная походка не будет похожа на походку взрослого. Таких отличий достаточно много, и они являются нормальными. Походка ребенка отличается широкой стойкой с быстрой ритмикой (каденсом) и короткими шагами. Ноги у малыша еще ротированы кнаружи. Свод стопы такой же, как у взрослого при плоскостопии. Координация шага и ответного маха рукой развивается только к возрасту 15-18 месяцев. Бежать и менять направление ребенок сможет только после 2-х летнего возраста. К достижению школьного возраста длина шага у ребенка увеличивается, а частота шагов замедляется. Походка и осанка у взрослых возникают примерно в возрасте 8 лет.

Чтобы оценить норму и патологию походки, необходимо знать основные этапы ее нормального развития.

  • Нормы развития двигательных навыков

    Нормы развития двигательных навыков

    Сидеть без опоры

    6-8 месяцев

    Ползать на четвереньках

    9-11 месяцев

    Самостоятельно ходить

    12-14 месяцев

    Поднимитесь по лестнице на четвереньках

    15 месяцев

    Спуск по ступенькам

    20-24 месяца

    Подъем по ступенькам (чередуя ноги)

    3 года

    Прыжок на одной ноге, прыжок в длину

    4 года

    Баланс на одной ноге 20 секунд

    6-7 лет

  • Нормальные варианты походки у детей

    Хотя родители нередко обращаются за консультацией врача по поводу нижеприведенных вариантов, следующие особенности походки у детей считаются нормальными:

    • Ходьба на пальцах ног распространена до 3 лет.

    • Подворачивание стопы внутрь может проявляться из-за постоянной антеверсии (поворот с наклоном вперед) бедренной кости. Дети ходят так, чтобы колени и ступни были направлены внутрь (это чаще всего встречается в возрасте от 3 до 8 лет).

    • Также часто встречается внутренний перекрут большеберцовой кости (колени направлены вперед, а стопы направлены внутрь).

    • Гибкий С-образный боковой край стопы – приходит в норму самостоятельно к 6 годам.

    • Кривые ноги (genu varus) распространены с рождения до раннего детства, максимум в возрасте 1 года, часто с расхождением пальцев ног. В большинстве случаев проходит к 18 месяцам.

    • Стук в коленях (genu valgus) – обычное явление, связанное с ростом пальцев ног. Проходит к 7 годам.

    • Плоскостопие у детей – обычное дело. Арка стопы ребенка не развивается, по крайней мере, до 2-3 лет. Плоскостопие обычно проходит к 6 годам, но в 15% случаев сохраняется.

    • Кривые пальцы ног – из-за чрезмерной нагрузки на ноги в детстве.

    Если эти нормальные в определенном возрасте отклонения сохраняются позже, чем ожидалось, прогрессируют или асимметричны, сопровождаются болями и функциональными ограничениями, тогда необходима консультация у детского травматолога- ортопеда.

  • Аномальная походка у детей

    К аномальным признакам нарушений, требующим внимания родителей и врачей, относятся следующие:

    • Анталгическая походка (походка, вызванная болью).

    • Уменьшено время возможной нагрузки на одну из ног.

    • Маленький ребенок может проявлять нежелание вставать на ноги.

    • «Круговая» походка, когда ребенок словно кружится вокруг одной ноги.

    • Чрезмерное отведение бедра при повороте ноги вперед.

    • Несоответствие длины ног.

    • Ограниченная подвижность суставов.

    • Спастическая походка.

    • Скованность, волочение стопы с переворотом стопы. Это часто наблюдается при неврологических заболеваниях.

    • Атаксическая (несогласованная) походка.

    • Неустойчивость ходьбы (атактическая походка) с чередованием узкой и широкой постановки ног.

    • Походка Тренделенберга («матросская походка» с вращением бедер, коленей и ступней наружу.

    • Постоянная походка на носках без контакта опоры с пяткой.

    • Вышагивающая походка (нога высоко приподнимается при каждом шаге).

    • Неуклюжая походка (проблемы с координацией движений, падения.

  • Оценка нарушения походки

    Задержка развития навыков ходьбы после 18 месяцев требует тщательной оценки, особенно у мальчиков, чтобы исключить нервно-мышечные заболевания, равно как и общую задержка в развитии речи, слуха, зрения и мелкой моторики. Задержка развития требуют рассмотрения врачом метаболических причин (остеомаляция и лизосомная болезнь). Неблагоприятным признаком является регресс уже приобретенных двигательных навыков, который нередко возникает при артритах, воспалительных миопатиях и нейродегенеративных расстройствах.

    Наличие постоянных болей с острым началом и хромотой может указывать на травму или инфекционно-воспалительные заболевания. Незаметные травмы часто встречаются у очень маленьких детей. Перелом у малышей необходимо учитывать у явно здоровых, но не способных встать на ноги или нести свой вес детей. Травмы могут быть вызваны чрезмерным перенапряжением (стрессовые переломы, отрывные переломы). Этот вариант чаще встречается у активных детей.

    Нарушение походки (анталгическая хромота) и скованность чаще встречаются при ювенильном идиопатическом артрите. Страдающие им дети проявляют раздражительность, плохо спят, отказываются ходить.

    Если проблемы ухудшаются по утрам или после периодов покоя, это указывает указывают на воспалительные причины.

    История укусов клещей с последующими болями в суставах и мышцах может говорить о развившемся боррелиозе.

    Сыпь, такая как при псориазе, может быть связана с псориатическим артритом. Фоточувствительная сыпь при артралгии и недомогании, особенно у девочек-подростков, может указывать на системную красную волчанку. Макулопапулезная сыпь, часто возникающая при высокой температуре, характерна для ювенильного артрита.

  • Как правильно проверить походку ребенка и его устойчивость?

    • Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком – скорость, шаг, равновесие.

    • Попросите его пройти через комнату, повернуться и вернуться.

    • Попросите ребенка пройтись, ставя ступни пятку к носку по прямой линии.

    • Попросите пройтись на носках по прямой, а затем на пятках по прямой.

    • Попросите ребенка подпрыгнуть на каждой ноге отдельно.

    • Попросите ребенка сделать неглубокое приседание или сгибание ноги в колене.

    • Попросите ребенка встать со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться к вам.

    • Оцените функцию мозжечка – например, попросите малыша поставить ноги вместе, вытянуть руки в стороны и закрыть глаза, либо попасть пальцем в нос при отрытых и закрытых глазах.

Если есть подозрение на отклонения от нормы, необходимо получить консультацию у педиатра или детского травмотолога-отропеда. Врач может назначить следующие виды исследований: анализы крови, посев крови и серологические исследования, анализ на анитетела, рентген, КТ и МРТ, УЗИ, генетическое тестирование.

СВЕЖИЕ ЗАПИСИ

Опубликовано : 2 июня 2021

Речевые нарушения у детей

Рассказывает Мелехова Ирина Викторовна, Врач-невролог детского медицинского центра «Вирилис» Из-за проблем с речью и языком ребенку может быть трудно понимать и разговаривать с другими людьми…

Опубликовано : 26 мая 2021

Поллиноз у детей

Рассказывает Захаров Денис Сергеевич Врач-аллерголог-иммунолог, педиатр детского медицинского центра «ЧудоДети» С начала теплых деньков Ваш ребенок на улице многократно чихает? Это уже третий приступ чихания…

Опубликовано : 19 мая 2021

Транскраниальная микрополяризация в детской неврологии

Рассказывает Никитина Екатерина Александровна Заведующий физиотерапевтическим отделением, врач-физиотерапевт, врач-невролог детского медицинского центра «Аква-Доктор Плавание» Физиотерапия активно применяется при лечении неврологической патологии у детей. Современным и…

Источник

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Содержание статьи

  1. Определение
  2. Развитие
  3. Степени развития
  4. Диагностика вальгуса стопы у ребенка в 1 и 2 года
  5. Чем и как лечить – способы
  6. Прогнозы и вероятность излечение
  7. Важные советы при вальгусном искривлении пятки и стопы у ребенка в год, 2, 4 и 5 лет

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок пошел как можно раньше. Однако из-за этого часто могут возникнуть патологии. Если вы заметили, что малышу сложнее передвигаться на ножках, часто за этим скрываются заболевания опорно-двигательной системы. Об этом мы и поговорим. В статье рассмотрим лечение вальгусной деформации стопы у ребенка, что это такое, что с этим делать и как действовать.

Определение

В медицинской науке этой патологией называют дефект сводов, при котором они располагаются в крестообразном состоянии в виде буквы Х. Ортопеды обнаруживают это, когда смотрят пятки и пальчики – они развернуты наружу. Если ноги поставить прямо и прижать друг к другу – расстояние между лодыжками будет более 4 сантиметров, коленки как будто смотрят в разные стороны. Это самая частая проблема, с которой приходят родители к врачам.

Его обнаруживают, когда учат ходить – то есть в возрасте до года. При ходьбе малыш опирается на внутреннюю часть – клиновидные кости. Сами шажки получаются неуверенными, а ребенок, еще не начав, часто капризничает и не хочет больше идти.

Развитие

Оно может появляться либо из-за неправильного внутриутробного развития, при тяжелой беременности и неудобном положении плода. При рождении они не будут заметны и проявляются спустя месяцы.

Иногда младенец может родиться без дефекта, но из-за недостатка витаминов, кальция, слабых костей, травм, ножки неправильно развиваются.

Если вам поставили диагноз вальгусная деформация стопы ноги, не бойтесь спрашивать у врача, это такое, у детей до года это легче вылечить.

Причины и факторы образования

В определенных ситуациях основными виновниками становятся родители, которые соревнуются между собой, чьи дети пойдут первее. Из-за слабой опорно-двигательной системы и неразвитого позвоночника конечности получают повышенную нагрузку, а жировой мягкий слой стопы еще не готов к этому. Поэтому мы советуем подождать минимум 10 месяцев, прежде чем ставить малыша и учить ходить.

К приобретенным причинам относятся недоразвитости сухожилий и связок, уменьшенный мышечный тонус, недостаток питания. Дополнительно влияют:

  • маленький вес из-за раннего рождения (недоношенности);
  • чрезмерное кормление, которое провоцирует лишний вес младенца;
  • неправильное питание;
  • ДЦП;
  • плоскостопие;
  • диагностированный сахарный диабет;
  • рахит;
  • искривление конечностей и сколиоз;
  • гипотрофия;
  • полиомиелит;
  • чрезмерное стремление родителей к раннему развитию;
  • вывихи тазовой кости и бедра;
  • неверно подобранная обувь или плохого качества;
  • дисплазия;
  • различные вирусные заболевания.

Генетическая предрасположенности обычно определяются в младенческий период или во время беременности. Самыми часто встречаемыми проблемами считаются качалка и вертикальный таран. Их поправить сложнее, тут требуется постоянное наблюдение хирурга-ортопеда и операции.

Визуальные признаки и симптомы патологии

Основными индикаторами считается неуверенная походка, шаткость при хождении. Также доктора советуют обращать на судороги в ногах и особенно в икрах, припухлость после непродолжительной ходьбы. Подошва обуви будет сильнее изнашиваться во внутренней поверхности.

Для предотвращения дальнейшего развития подберите в нашем интернет-магазине сандалии или ботинки.

Степени развития

Существует 4 уровня патологии. Рассмотрим их подробнее.

  • Угол отклонения не должен превышать пятнадцати градусов. Его проще всего поправить и врачам успешно удается это вылечить.
  • Угол отклонения от пятнадцати до двадцати градусов. Ортопеды в этом случае назначают массаж, физиотерапию, упражнения с шариками. Проблема поддается терапии.
  • Угол в пределах от двадцати до тридцати градусов. Эту степень лечить сложнее и дольше. Потребуется найти грамотного доктора, которому удастся скорректировать проблему. Без постоянных упражнений и помощи родителей ребенку не обойтись.
  • Более тридцати градусов. Эту степень очень сложно поправить с помощью консервативного лечения. Направляют на хирургическую операцию.

Эти степени похожи на уровни дефекта плоскостопия, однако, данную проблему лечить сложнее.

Патология большого пальца ступни

Это является одним из проявлений заболевания. Нарушается анатомическая форма плюснефалангового сустава. Большой палец при этом смещается к другим, провоцируя их деформацию. Косточка выпирает наружу, образуя отечности и наросты, в будущем мозоли.

Иногда это возникает из-за неправильной обуви с узким носом, а также из-за артрита, полинейропатии, сахарного диабета, остеопороза. Для исправления потребуется правильная колодка, физиотерапия, массаж, гимнастика.

Удобные сандалии и ботинки есть в интернет-магазине Ортопанда – большой выбор с правильной пяткой и ортопедическими супинаторами.

Диагностика вальгуса стопы у ребенка в 1 и 2 года

Самостоятельно это определить достаточно сложно. Потребуется осмотр ортопеда. Он визуально смотрит своды, делает компьютерную плантографию, подометрию. Если доктор этого не проводит, а ограничивается только беглым осмотром, следует уточнить у другого врача, а также дополнительно проконсультироваться у невролога, который исключит другие проблемы.

По этиологии травматолог может выделить:

  • статическое поражение – из-за неправильной осанки;
  • структурное – из-за неудобного врожденного расположения таранной кости;
  • компенсаторная – из-за короткого ахиллесового сухожилия и скошенных голеней;
  • коррекционная патология – если у малыша не лечили косолапие;
  • травматичная.

Из чего состоит лечение

Стопа малыша формируется и поддается исправлению с 6 до 12 лет. Поэтому многие проблемы обнаруживаются и лечатся именно в этом возрасте.

Доктор Комаровский советует, чтобы терапия была направлена на укрепление связочного аппарата, формирования свода. Ортопед должен назначить массаж, лечебные ванны, магнитотерапию, плавание, электрофорез,лечебную физкультуру.

Только при отсутствии результата направляют на хирургическую операцию.

Для профилактики нужно ходить по гальке, траве, катать ногой мяч или скалку. Дополнительно рекомендуют заниматься спортом – велосипед, плавание, бег, обычная физкультура.

Если отказаться от посоветанной терапии, то гарантирована последующая инвалидность, проблемы с суставами, нарушение опорно-двигательной системы, истирание колен и дисков позвоночника.

Чем и как лечить – способы

Чтобы снять болевые ощущения и придать косточкам правильную анатомическую форму, следует исключить прогрессирующие болезни, например, ожирение и рахит, купить ортопедическую обувь, чаще идти босиком.

Рассмотрим, чем можно лечить:

  • Бандаж – это шины, которые используют для постоянного или ночного ношения. Их делают из силикона или пластика. Накладка давит на выпирающую кость, снимает боль и облегчает ходьбу, предохраняет дальнейшее искривление.
  • Синусоидально-модулированные токи. Для этого метода крепят электроды на голенях с помощью эластичных повязок. Безболезненный и безопасный заряд проходит по связкам, стимулируя нервные окончания.
  • Тутор – обеспечивает суставу неподвижность. Есть безнагрузочные, которые надевают только во сне, и функциональные, рассчитанные на двигательную активность. Их изготавливают индивидуально по слепку свода.
  • Ванночки с солью, йодом, хвоей, ромашкой.
  • Массаж нижних конечностей – 10-20 сеансов, повторяющихся через месяц.
  • Упражнения на пальцы – перекатывания, захват мелких предметов пальцами, ходьба на носочках.
  • Ортопедические стельки и супинаторы.

Медикаменты

Ортопеды назначают различные лекарства – уколы, мази, гель, таблетки при безоперационном устранении поражения, чтобы снять боль, напряжение. Чтобы устранить боль, врач выписывает препараты, например:

  • Ибупрофен;
  • Кетанов;
  • Кеторол;
  • Дексалгин;
  • Пенталгин;
  • Долобене.

Для снятия воспалительного процесса назначают нестероидные препараты, например, Флурбипрофен, Пироксикам, Кетопрофен, Амидопирин, Аспирин. Из гелей прописывают Диклофенак, Вольтарен, Вальгус-стоп.

Новые методики

Современная медицина предлагает несколько высокоэффективных безболезненных способов, которые помогают справиться без операции. Что это такое и какое лечение выберет из них врач зависит от причин и возраста вальгусной деформации стопы у детей до 1 года, 2, 3 лет. Рассмотрим их.

  • Инфразвуковой метод. Отличается безболезненность и отсутствием побочных действий. Используется многократно. Инфразвуком воздействуют на косточку, разрушая наросты. Однако его нельзя использовать при онкологии и воспалениях.
  • Лазер. При лазерной терапии нарост разрушается, боль проходит, восстанавливается кровообращение, устраняется воспаления. Противопоказания: онкология, сахарный диабет, наличие множества родинок.
  • Лечебная грязь. Достаточно спорный метод, его еще называют народной медициной. Теплую массу при этом накладывают на вальгус.
  • Ультразвук. Устраняет отеки, воспаление, нормализует кровообращение, но почти никак не влияет на кости. Противопоказание: аритмия, тромбы, нарушение нервной системы.

Эти способы редко назначают врачи в поликлиниках, однако, они также имеют место.

Как действует массаж

Чтобы повысить тонус суставов и закрепить эффект терапии, используется массажирование. Рассмотрим местное лечебное воздействие:

  • укрепление голени, бедер,свода;
  • повышение расслабление наружных мышц;
  • ускорение кровотока;
  • улучшение питание нижних конечностей;
  • улучшение функционирования связочного аппарата;
  • исправление дисбаланса напряжения;
  • предотвращение боли и онемение;
  • снятие отека и боли.

Для этого нужен опытный массажист. При вальгусе требуется стимуляция мышечных групп с внутренней стороны. Используют:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • поколаничание;
  • пощипывание;
  • рубление;
  • похлопывание.

Действие массажа закрепляется лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами, ношением стелек и фиксаторов. Дополнительно требуются упражнения для тренировки мышечно-связочного аппарата.

Хорошим массажером становится пупырчаты коврик с валиком, мячик, скалка.

Физиотерапия

Главное преимущество использование физиотерапевтических методов:

  • уменьшение приема лекарств, что важно для детского возраста;
  • простое применение;
  • безопасность.

Подбором конкретного воздействия должен заниматься физиотерапевт совместно с ортопедом. Виды физиотерапии:

  • компрессы, парафиновые аппликации;
  • иглоукалывание в активных точках;
  • насыщение тканей кислородом в барокамере;
  • мануальная терапия;
  • электромагнитное поле.

Стоит помнить, что до года большинство физиопроцедур противопоказаны. Ее назначают старшим детям.

Дополнительные противопоказания:

  • опухоли;
  • болезни крови;
  • индивидуальная повышенная чувствительность;
  • перепады давления;
  • гнойные поражения;
  • нарушение психики.

Травматологи полагают, что есть эффект от физиовоздействия у детей до 6-7 лет, корректировать удается до 12-13. Дальше происходит закостевание.

Какая нужна гимнастика

В стандартный комплекс входят общие физические упражнения, укрепляющие непосредственно на стопы и расслабляющие.

Для детей от двух до четырех лет:

  • ходьба по узкому бревну, дорожке;
  • подъем на носки и опускание на полную ногу;
  • поднятие мелких игрушек, предметов пальцами;
  • прыжки на носках;
  • катание на велосипеде.

Для пятилетнего ребенка и старше:

  • шаги с опорой на наружный и внутренний край свода;
  • прыжки с приседанием;
  • сидение “по-турецки”;
  • подъем и спуск по шведской стенке босиком;
  • коврики с камушками, песком.

Дополнительно добавляем к велосипеду плавание.

Нужна ли ортопедическая обувь

Доктор Евгений Комаровский считает, что из-за неправильно подобранных босоножек проблем в первое время может и не быть, но в дальнейшем они обязательно появятся. С помощью качественной ортопедической обуви сохраняется результат от терапии и некоторые патологии корректируются. Натуральные материалы и правильные колодки вы найдете в интернет-магазине Ортопанда. С нашей продукцией вы сможете предотвратить развитие дефектов в дальнейшем.

В первые месяцы младенца лучше минимально одевать на малыша сандалики и ботиночки – пусть лучше будет босиком. Когда уже без нее не обойтись, выбирайте стельки с супинаторами, которые не дают стопе провалиться. Они жестко фиксируют по бокам и в районе пятки в нужном по анатомии положении.

Перейти в раздел ортопедической обуви

Однако ортопеды рекомендуют, что для профилактики подбирать очень твердую обувь не следует. Достаточно того, чтобы она была по размеру, не на вырост, из натурального материала и без острого носа.

Хирургическое лечение

Оно требуется, когда нужно побороть осложнение, выпрямить палец, убрать другие деформации. Операция понадобится при 2-4 степени, прогрессирующей патологии с непрекращающимся болевым синдромом, плохо корректирующими проблемами опорно-двигательной системы.

Хирургическое вмешательство проводится бесплатно по полису ОМС по квотам. Направление дает либо ортопед, либо сам хирург-травматолог. Бояться этого не надо, потому что в большинстве случаев исправляют все на многие годы, и болезнь перестает прогрессировать.

Прогнозы и вероятность излечение

Чем раньше вы пойдете в поликлинику, тем быстрее и результативнее возможно исправить все проблемы. При диагностике в годик вероятность устранить дефект составляет почти сто процентов.

Если же неправильное развитие выявили поздно или отказались от лечения, гарантированы проблемы с позвоночником (сколиоз, остеохондроз), артриты, нарушение работы суставов. Вылечить все возможно только в детстве.

Важные советы при вальгусном искривлении пятки и стопы у ребенка в год, 2, 4 и 5 лет

  • Чтобы меньше было проблем в будущем, лучше заняться профилактикой. Пусть ваш малыш чаще бегает босиком, особенно по траве или гальке.
  • Дополнительно приобретите функциональные коврики – у нас на сайте вы найдете большой выбор с имитацией многих поверхностей.
  • Не спешите учить ходить до года – он может встать и в 15 месяцев, ничего плохого не будет. Дайте его ножкам и позвоночнику окрепнуть.
  • Если вам накладно постоянно проходить сеансы массажа, попросите доктора научить вас. И сами делайте это дома.

Мы рассмотрели, что это такое вальгус стопы ног у детей, какое выбрать лечение и какие причины возникновение болезни. Для полного объяснения вы можете посмотреть видео ниже.

Источник