Ребенок 1 год плаксивость

Ребенок 1 год плаксивость thumbnail

Частая плаксивость – не редкость в детском поведении. Ребенок плачет по любому поводу: в детском саду, если сменяется воспитатель, когда ждет маму с работы, если родители не покупают игрушку, от того, что его зовут обедать. Родителей сначала озадачивает такое поведение, а позже – раздражает и злит. Общение с ребенком сводится к следующему алгоритму: просьба – плач, замечание – плач, безобидная фраза – тоже плач. Почему поведение ребенка меняется таким образом? Что могут сделать родители, чтобы скорректировать детские реакции и не испортить отношения с ребенком?

Плаксивость у ребенка – вредная привычка?

Иногда родители думают, что за плаксивостью не стоит серьезных причин, а дети постоянно плачут, потому что у них вдруг сформировалась вредная привычка. Это не так. За чрезмерной эмоциональностью стоят причины и, часто, они не видны взрослым.

Возможно, ребенок в прошлом пережил стресс и ему не оказали достаточной поддержки. Тогда его чувства, которые ищут выхода – боль, страх, беспомощность – проявляются в виде беспричинных слез. Родителям нужно понять – что тревожит его, успокоить, дать понять, что он не один.

Ребенок может испытывать тревогу, которая касается определенной ситуации. Например, развод в семье, рождение брата или сестры, переезд, знакомство с отчимом или мачехой, страх темноты, смерти, одиночества и другие травмирующие факторы. Дети, в силу возраста, не умеют управлять своими чувствами, говорить о них, поэтому, часто, сами не понимают, что с ними происходит, отчего им плохо, тревожно. Поэтому, родителям нужно быть максимально чуткими и внимательными, чтобы это понять и поддержать ребенка. Если увидеть причину не получается – нужно показать его детскому психологу. Специалист проведет диагностику психоэмоционального состояния, увидит причину плаксивости, даст рекомендации по воспитанию и общению.

Замещающее поведение родителей

Прежде чем пытаться воспитать в ребенке сдержанность и контроль, взрослым следует отследить собственные реакции на детский плач.

Случай из практики.

На прием привели девочку 6 лет, с жалобами на то, что, она постоянно капризничает и плачет в ответ на любую просьбу родителей. Выяснилось, что, в семье недавно родился второй ребенок и родители стали уделять меньше внимания старшей. Девочка, с появлением младшего брата, лишилась внимания матери и отца, которым она, прежде, не была обделена. Они, все чаще, говорили ей «Подожди», «Потерпи» и «Ты же большая». Для ребенка такие изменения в жизни оказались травмирующим фактором. Однажды, она сильно ударилась, когда играла в своей комнате. На крик и плач пришли родители и долго жалели дочь. Чуть позже, она случайно разбила вазу, и мама долго ругала ее, а она плакала. После этих двух случаев у ребенка сформировалось понимание, что, внимание родителей можно получить через эмоциональное поведение. Если она будет плакать – ее заметят, пусть, даже, поругают. Так, она, с помощью слез, приучилась «входить» в контакт с матерью и отцом, когда особенно в нем нуждалась, а, так как, после рождения брата, она нуждалась в нем постоянно, ее плаксивость росла и крепла с каждым днем. В данной ситуации родителям было предложено, по очереди, каждый день проводить время с ребенком один на один – они играли вместе, готовили задания для подготовки к школе, ходили в магазин или на прогулку. Девочку заново приучали к тому, что у нее есть мама и папа, и она имеет право на время, проведенное с ними, принадлежащее только ей. Плаксивость в поведении исчезла за пару недель, ребенок вновь стал весел и счастлив. Девочка, уверенная в том, что родители любят ее, потянулась к маленькому брату, стала много играть с ним.

В семьях часто бывает так, что дети, по разным причинам, страдают от недостатка внимания родителей. Тогда они, своим поведением – в данном случае, плаксивостью – «выводят» взрослых на чувства, получая, таким образом, внимание к своей личности.

Плаксивость у детей в разном возрасте

  • Если ребенок 2-3 летнего возраста стал плаксивым, это может свидетельствовать о наступлении кризиса. Так, он проявляет протест против указаний родителей, впервые пытается отделиться от них, желая проявить самостоятельность. Взрослым не стоит «давить» на малыша, перевоспитывать его. В это время он осваивает собственные чувства и родители должны поддержать его. Отзеркаливание эмоций – «Ты злишься», «Ты расстроился», «Тебе страшно», «Тебе больно» – гораздо быстрее успокаивают ребенка, чем крики, манипуляции и угрозы.
  • Подобное поведение у ребенка от 4 до 6 лет может говорить о том, что, он переживает тревогу или о чрезмерно чувствительной натуре. Есть дети, система чувств у которых развита очень сильно – такие особенности обычно передаются по наследству. Ребенок может расплакаться от увиденного фильма, услышанного рассказа, грубого слова, потому что, таковы реакции его организма и психики. Родителям не удастся изменить его – они могут лишь успокаивать и поддерживать. Такая реакция взрослых гораздо полезней. Понимание со стороны укрепит нервную систему ребенка и даст понять ему, что он не одинок в своих переживаниях.
  • Плаксивость у детей в начальной школе, чаще всего, свидетельствует о кризисном этапе, связанном с обучением – возможно, ребенок боится получить «двойку», выходить к доске, учительницу или родителей. Тогда он, чтобы избавиться от напряжения и страха, будет расстраиваться и плакать по каждому поводу.
  • Когда плаксивость наблюдается в подростковом возрасте, можно говорить о наличии инфантильности в поведении. Стоит задуматься: почему подросток ведет себя как маленький? Что не позволяет ему расти? Почему такие эмоциональные реакции до сих пор «выгодны» ему?
Читайте также:  Упражнения для плечевого пояса ребенка до 1 года

Что предпринять родителям?

  • Задуматься: не являются ли поведение взрослых и методы воспитания слишком суровыми, такими, которые держат в постоянном напряжении?
  • Перестать злиться на детей за «беспричинные слезы».
  • Проанализировать собственную удовлетворенность жизнью – чем младше дети, тем чаще, они отражают состояние родителей. Эмоциональная устойчивость взрослых – залог здоровой детской психики и объективного поведения детей.
  • Родители должны дать понять детям, что их чувства имеют право на существование. Также, взрослым показать – как управлять ими.
  • Не нужно запрещать ребенку плакать – надо помочь ему разобраться с тем, что с ним происходит, научить управлять своими эмоциями и успокаиваться самостоятельно. Дети овладеют этими навыками, только, если, сначала, мать и отец будут поддерживать их, испытывая сами, при этом, спокойствие и уверенность.

Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

анонимно, Женщина, 29 лет

Доброе время суток.Ребенку 1,5 года.Второй месяц как ребенок изменился в поведение.Плаксивый. если что ему не дают – сразу в плачь и может закатиться даже (с задержкой воздуха).Когда ему было примерно год такого прям не замечала. До года на приему невролога он тоже всегда плакал , но вот в год он вел себя хорошо и она сказала что он, видимо, перерос это состояние. Но вот сейчас…. Вот моменты из жизни, которые меня настараживают: 1) если не даю ему ложку самому есть – у него начинается истерика (плачет, закатывается) (не всегда правда, иногда разрешает самой его покормить) 2) потом когда мы отдаем вещи в раздевалку он тоже плачет из-за этого; 3) как-то при нем отдавала из его рук банку смеси чужому человеку и он тоже зарыдал, хотел чтобы вернули; 4) потом положила как-то подушку не так как ему хотелось и он опять расстроился и заплакал; 5) пытаюсь показать, опустив в низ,что пить из бутылки с трубочкой, нужно не поднимая ее, он психует, плачет, вырывает ее у меня из рук, может упасть на пол и дальше плакать, пробует дальше ить запрокинув голову не получается соответственно и опять расстраивается; 6) еще был случай когда его обычную бутылочку (на тот момент она ему не нужно была) , я положила в прозрачный кулечек и вынесла из комнаты, в которой находился ребенок и он тоже заплакал из-за этого.Успокоился только тогда. когда я ему ее принесла обратно. 7) если у него что-то не получается (допустим, он вкладывает фигурки в отверстие в домике, прекрасно бывает с этим справляется), но если вот не получается одна из них – он может ее кинуть, кинуть домик, подойти к столу своему и скинуть с него со психами все что там лежала и дальше с серванта все поскидывать, пока его, вообщем, не остановить 8) иногда он может меня ударить если не по его что-то! я как то сильн его ударила за это по руам.В последние несколько дней, если он меня ударяет я строго говорю что это плохо и он меня гладит по этому месту; Еще нам гастроэнтеролог ставит диагноз “синдром протекающего кишечника”.ребенка на многие продукты поэтому краснеют щеки.Прочитала. что из-за того, что нарушена проницаемость кишечника могут начаться проблемы с неврологие /психикой?насколько это достоверно? Еще в тот период когда у него все началось – муж был в отпуске.Мы часто с ним ругались/кричали.В основном это была я.Может в этом причина? Еще мы в этот период когда все началось мы 3 раза сдавали кровь. а он жутко боиться врачей (лежали просто 2 раза в больнице с кишечноцй инфекцией).Мможет поэтому на последней прием у врача-невролога он так себя и вел из-за тог что сдавали кровь из вены относительно недавно от ее приема к ней?Хотя она была не в белом халате.на белые халаты он сразу реагирует плачем.Расплакался сначала. когда ее увидел, потом успокоился, заинтересовавшись ее игрушками, и расплакался вновь сильно , когда она начала его трогать. особенно если трогают ее голову.Когда допустим педи атр меряет сантиметром его голову (каждый раз в принципе плачет когда заходим в кабинет к последнему) Еще он не идет ко мне. когда на руках у мужа, прям выгибается чтоб его не забрали от него.(муж по-моем у мнению многое ему позволяет то, что я бы просто не разрешила бы делать и не умеет его вовсе ругать :он у меня слишком спокойный)(муж кстати работает с 7 утра до 9 вечера 6 дней в неделю) На руки идет помимо папы только к своей бабушке и дедушке.Допустим, приезжает моя сестра (нередко), он не хочет к ней идти, даже дотронуться не дает, как и в принципе со всеми чужим людьми – сразу плачет. Поэтому он и на невролога реагировал: она ж трогала и стукала его ручки и ножки. Вообще нельзя дотронуться до него чужому! Из речи он говорит им ожет повторить если попросить: мама, папа, тетя, Ань, кать, кап-кап, иногда дядя и всё.Любимое слово “бадям-бадям” .ба-ба и де-да все никак не получается у него сказать.Речь нашу хорошо понимает,знает многое (животных многих, птиц, даже насекомых, все виды транспорта, основные виды професий по картинкам,явления природы по картинкам, три основных формы, цвета пока может только сортировать, всттляет все фигурки без подборки в отверстие, любит подбирать на картинках вторые половинки предметов На горшок не проситься, но ходит на него по маленькому если снять штаны и поставить рядом с ним. Еще нам невролог прописал лекарство гомеопотическое Киндинорм. Что вы может сказать по поводу него?Вообщем, подскажите, пожалуйста. что нам делать?(Как мне себя вести с ребенком?

Читайте также:  Отставание в физическом развитии ребенка 1 год

Источник

Автор: Марфа Гончарова, журнал “Мой Кроха и Я”; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.

Выраженное эмоциональное состояние ребенка – это сообщение о дискомфорте. Оставлять эти сообщения без внимания – значит, игнорировать потребности малыша, которые могут быть физическими и психологическими.

Безутешный плач, крики, упрямство и раздражение на ровном месте – то, что так расстраивает родителей и возмущает посторонних людей, ставших невольными свидетелями неприятной сцены, принято называть капризами. На самом деле, если у взрослого человека капризом можно назвать совершенно необоснованную прихоть, то детские капризы, как правило, имеют под собой серьезное основание.

Юлия Андронникова: “Детям до года капризы в их бытовом понимании не свойственны. Если ребенок внезапно начинает вести себя необычным для него образом – это всегда сигнал для мамы, сообщение о дискомфорте. Ни один врач не сможет точно сказать: если ребенок плачет минут десять – это нормально, а если дольше, то это является признаком заболевания. Здесь должна работать мамина интуиция. Ведь уже за первые 2-3 месяца жизни, находясь в тесном контакте с малышом, мама изучает его настолько хорошо, что прекрасно знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки обычного поведения.

Если ребенок плачет, мама успокаивает его привычными методами, которые ему подходят. Дети любят, когда их берут на руки, сохраняя контакт «кожа к коже», укачивают, разговаривают негромким, спокойным голосом, прикладывают к груди. Кто-то перестает беспокоиться в теплой ванне, а кого-то лучше ненадолго раздеть. Набор приемов может быть различным, но если малыш продолжает плакать несмотря на обычные ритуалы снятия напряжения, маме стоит понаблюдать за ним внимательнее”.

Инфекционные заболевания

Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.

Метеочувствительность

Особенность реагирования вегетативной нервной системы на изменение окружающих условий называется метеочувствительностью. Cправиться с метеочувствительностью поможет тренировка нервной системы и сосудов малыша. Благодаря закаливанию адаптивные возможности организма будут расти, и реакция на смену погоды станет менее бурной или вообще исчезнет.

Для малышей лучшим закаливанием являются прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Воздействовать на организм может не только перемена давления, дождь, гроза, но и просто пасмурная погода или долгое отсутствие солнца на небе. У новорожденных детей резкая смена погоды часто вызывает беспокойство. Через несколько месяцев у большинства такая метеозависимость проходит, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может продолжать проявляться и даже усиливаться на фоне стрессовых состояний.

Хронические заболевания

Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.

Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра. Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.

Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».

Переутомление

Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания. А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.

Читайте также:  Тосты на день рожденья когда ребенку 1 год

Каприз как послание родителям

Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.

Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.

Борьба за самостоятельность

Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8-9 месяцев малыш уже начинает «проверять на прочность» окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд. Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от «проверочного» можно довольно легко: «проверяя», малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект. Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты. Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.

В возрасте 2-3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: «Я сам!». Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца. Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести «капризы» к минимуму.

Упрямые факты

  • Даже если малыш в принципе любит поплакать, определенные его состояния должны насторожить родителей. Это так называемые неотложные состояния.
  • Громкий выраженный крик ребенка в течение двух и более часов, при котором не помогают никакие обычные методы успокаивания, – сигнал к тому, чтобы вызвать врача. При таких проблемах, как кишечная инвагинация (заворот кишок) или аппендицит, у маленького ребенка может не быть никаких других очевидных внешних признаков, кроме интенсивного непрерывного плача. Диагностировать проблему может только доктор. Нельзя сказать, чтобы эти случаи часты. Если мама кормит своего малыша грудью и хорошо знакома с принципами введения прикорма, то заворот кишок, причиной которого является резкий переход на незнакомую пищу в большом объеме и в слишком раннем возрасте, ее ребенку не грозит. Аппендицит у малышей тоже встречается нечасто, но поскольку точно причины этого неотложного состояния до сих пор неясны, нельзя сбрасывать его со счетов.

Полезные советы:

  • Любые внутренние переживания ребенка (поступление в детский сад или школу, нелады в семье) могут привести к стрессу. Не нужно пытаться оградить малыша от сложных ситуаций, но учите его преодолевать трудности. Малыш намного легче перенесет стресс, если он будет знать, что дома его всегда поймут и поддержат, что для мамы и папы он лучше всех на свете.

Ваши любовь и внимание – вот лучшие «лекарства» от стресса. Беседуйте с малышом, давайте ему возможность выговориться, выясняйте причины переживаний. Играйте с ним, рисуйте, привлекайте его к занятиям спортом, но старайтесь уберечь от непосильных нагрузок.

Статья была опубликована в журнале “Мой кроха и я” (2014 г.) и размещена на сайте krokha.ru.

Источник