Ребенок 1 год особенности поведения

Ребенок 1 год особенности поведения thumbnail

Когда вашему ребенку исполнится год, он станет очень подвижным, будет стремительно передвигаться по всему дому и пытаться исследовать каждый его уголок. Некоторые дети очень рано (в возрасте около 9 месяцев) осваивают ходьбу, другие же ползают или ходят только у опоры до 14 месяцев.

Содержание:

Ребенок в годик

Понимание и реакция

Маленький сорванец

Почти ходьба

Протест

Всегда с мамой

Разговор с ребенком

Сон

Как дисциплинировать годовалого ребенка

Часто годовалые малыши ведут себя застенчиво и испуганно при посторонних, чувствуя себя свободно только с родителями и хорошо знакомыми людьми.

Возможно, ваш ребенок уже в год сможет произнести «мама» и «папа» или собственную версию этих слов, и несколько других слов, например, «пока».

Также в этом возрасте он уже сможет выполнять ваши простейшие инструкции, особенно, если вы сопроводите свои слова действием, например, помашете рукой, говоря «пока».

Ребенок в годик

Понимание и реакция

В год дети уже начинают понимать слова взрослых и реагировать на них соответствующим образом. Если вы спросите ребенка, где у него глазки, он, скорее всего, уже сможет показать на них пальчиком.

Теперь уже пора учить его поведению в обществе и манерам, например, словам «спасибо» и «пожалуйста».

Маленький сорванец

В этом возрасте дети обожают разбрасывать различные предметы и переворачивают все на своем пути. Причем бросают они все намеренно, просто потому, что им интересно, куда упадет брошенная вещь.

Также им очень нравится складывать предметы один в другой, поэтому одной из лучших игрушек для годовалого малыша станет набор кастрюль или горшочков. Если он до них доберется, он очень быстро научится вставлять меньшие емкости в большие, и постарается производить при этом как можно больше шума.

Общение доставляет детям этого возраста огромное удовольствие, но настроение ребенка меняется стремительно: за считанные секунды милый малыш превращается во всем недовольное ворчащее существо.

Теперь вы уже сможете заметить, что одной рукой ваш ребенок владеет лучше, чем другой, то есть определить, правша он или левша. Малыш быстро научится указывать пальчиком в направлении заинтересовавшего его предмета, а также перелистывать подряд несколько страниц книги.

Почти ходьба

Если ребенок еще не научился ходить, он уже, скорее всего, может несколько минут стоять самостоятельно и, конечно, продолжит передвигаться ползком. Также он уже сумет сесть из положения лежа и встать самостоятельно, не держась за ваши руки или мебель.

психология годовалого ребенка

Протест

Ребенок уже осознал, что он – отдельная от вас сущность, поэтому не удивляйтесь, если он время от времени пытается проявлять некоторую независимость. Это может означать трудности с посадкой в ​​автокресло или коляску, с принятием ванны и сменой подгузника. 

Родители должны позволить своим детям пройти через этот процесс попытки стать более независимыми. Вам просто нужно, когда они проявляют свою независимость воспринимать это в позитивном ключе и сделать им комплимент. 

Конечно, иногда необходимо, чтобы малыш подчинился, и это не подлежит обсуждению (например, посадка в автокресло), оставайтесь твердыми и постарайтесь предотвратить любые срывы, отвлекая, например, предложив взять любимую игрушку или напевая песенку, пока вы пристёгиваете его. 

Всегда с мамой

Для ребенка в возрасте года нормально чувствовать волнение и дискомфорт, когда мама находится вне досягаемости. Он к вам очень сильно привязан, поэтому часто будет расстраиваться, если вы куда-то уйдете.

Со временем он станет более независимым, а пока осторожно давайте ему возможность понять, что значит находиться без мамы.

Разговор с ребенком

Чтобы помочь когнитивному развитию малыша, разговаривайте с ним почаще: описывайте свои действия, указывайте на предметы и просите его передать их вам. Таким образом он будет учить новые слова и выполнять ваши просьбы.

Когда вы называете предметы, например, говорите «Это шапка» или «Это собака» – вы расширяете словарный запас своего ребенка.

Сон

В идеале, годовалый малыш должен спать около 15 часов в сутки, однако большинство детей этого возраста проводят во сне лишь 12 часов.

К тому времени, как вашему ребенку исполнится 1.5 года, он, скорее всего, будет спать днем только один раз.

Годовалые малыши часто начинают протестовать против дневных снов. Ваша задача – организовать четкое расписание дня ребенка, чтобы сон стал его неотъемлемой частью. Таким образом и вы, и ребенок сможете набраться сил. Расскажите малышу сказку, сделайте легкий массаж и помогите ему расслабиться. 

Как дисциплинировать годовалого ребенка

Помните, дети развиваются с разной скоростью. Через год большинство из них становятся более мобильными и открывают для себя новые вещи, которые можно увидеть и потрогать.

Они понимают большую часть того, что говорят взрослые, и их словарный запас растет, но им все еще трудно общаться.

Каждый день они узнают, как делать что-то новое, и нуждаются в том, чтобы родители научили их правильному поведению. Если вам интересно, как лучше всего дисциплинировать своего годовалого ребенка, вот 10 советов экспертов, которым нужно следовать.

  1.  Установите границы

Границы обеспечивают безопасность ребенку, чей авантюрный дух ведет его к исследованиям, но неопытность может сбить с пути. Считайте эти ограничения не только способом защитить своего ребенка, но и основой для будущих жизненных уроков.

Давайте ребенку словесные подсказки, чтобы указать, чего можно трогать, а чего нельзя, и какое поведение приемлемо, а какое нет. Помогите ему назвать свои чувства и помогите найти допустимые способы их выражения.

  1. Отвлекайте и перенаправляйте

Годовалые дети исследуют, используя свои руки и рот. Вам не обязательно жить в пустом пространстве, но важно хранить опасные и хрупкие предметы вне досягаемости.

Отвлечение внимания является лучшей дисциплинарной мерой для младенцев и детей ясельного возраста. Изменение обстановки или занятий – эффективный способ изменить поведение вашего ребенка.

Отвлечение может быть простым, например, юмором: назвать грузовик бананом или надеть дуршлаг вместо шляпы.

Если малыш схватил «запрещенный» предмет, попробуйте использовать метод «приманки и подмены»: замените его на приемлемый. Это особенно полезный способ научить старших братьев и сестер защищать свои драгоценности.

  1. Предлагайте модели поведения

Общаясь с ребенком, сохраняйте спокойствие и говорите мягко. Это побудит его спокойно слушать вас. Поймите, что ваша реакция на ситуации повлияет на ребенка.

Например, скажите: «Будь осторожен с домашними животными». И покажите, как гладить собаку ладонью или почёсывать пальцами.

Последовательность также важна. Если у вас есть правило есть только на кухне, не приносите свои перекусы в гостиную.

  1. Подтверждайте чувства

Взрослые знают, что есть дела, которые мы должны делать, независимо от того, как мы к ним относимся. Детям нужно этому научиться.

Им может не нравиться автокресло, но они все равно должны быть в нем. Так что найдите время, чтобы научить своего ребенка, что не хотеть делать что-то – это нормально, но это не повод отказываться от необходимых дел.

ребенок в годик, годовалые дети

  1. Не обращайте внимания на плохое поведение и хвалите за хорошее

Один из эффективных дисциплинарных приемов – отказаться отвечать на нытье ребенка, пока он не изменит поведение. Вы также можете попытаться отвернуться от него в ответ, когда он ударит или укусит вас.

Немедленно хвалите поведение, которое вы хотите закрепить. Не смейтесь и не улыбайтесь при поступках, повторения которых вы не желаете.

  1. Предвидьте проблемы

У вашего ребенка будут истерики. Часто это происходит, когда малыши устали или голодны. Старайтесь не строить планы на время сна или приёма пищи.

Когда ребенок расстраивается, сохраняйте спокойствие, потеря контроля над ним подаст сигнал, что ему есть чего бояться. Истерики обычно возникают из-за разочарования.

Если ваш ребенок в безопасности, просто подождите. Спокойные родители чаще способны понять, почему ребенок расстроен. Лучше проявить любопытство, а не злиться.

  1. Используйте «Нет!» разумно

Суровое «Нет!» обладает большей мощностью при нечастом использовании. Сохраните это, чтобы указать на опасность, например, если ребенок тянется к горячей сковороде, а не на мелкие нарушения, такие как снятие обуви в общественных местах.

Формулируйте требования в позитивном ключе, например: «Мы не снимаем обувь, если мы не дома», чтобы объяснить, какое поведение мы хотим видеть.

Ограничение собственного употребления «нет» может также уменьшить количество раз, когда наши дети говорят это.

  1. Будьте последовательны

Дети любят последовательность. Постарайтесь придерживаться регулярного графика, чтобы ребенок знал, чего ожидать. Предупреждайте об изменениях и переходах, чтобы минимизировать сбои.

Хотя у родителей и ближайших родственников (бабушек, дедушек) могут быть разные представления о воспитании, все должны соблюдать одни и те же правила.

  1. Выберите разумные ограничения

Детям очень нужны ограничения, но им также нужна некоторая свобода, чтобы исследовать и учиться. Решите, какие ограничения не подлежат обсуждению (например, пристегнуться в автокресле или держаться за руки во время прогулки на улице).

  1. Не ждите совершенства

Ваш ребенок только изучает «правила», и ему потребуются напоминания. В этом возрасте у детей не хватает самоконтроля, чтобы всегда вести себя хорошо, и они легко отвлекаются на новые вещи.

Им нужно время и пространство, чтобы двигаться и исследовать. Им нужны родители, чтобы научить их, какое поведение приемлемо и безопасно.

Источник

Содержание:

  • Не могут без движения
  • Язык эмоций
  • Плохое поведение — маме
  • Мама реагирует
  • Как не сорваться?
  • И еще немного о физической активности

О свойственных раннему возрасту особенностях нервной деятельности мы не так давно говорили в отдельной статье. Сегодня попробуем разобраться: о чем сигнализируют нам дети своим поведением и как правильно реагировать родителям. Также поговорим о физическом своеобразии малышей второго года жизни.

Не могут без движения

Дети раннего возраста — маленькие живчики, которые не могут долгое время находиться без движения, в состоянии неподвижности. Вроде бы это все знают — но мало кто формулирует. И мало кто связывает с реальной жизнью. Все знают: ребенку трудно сидеть без движения. В то же время он должен спокойно сидеть в автомобиле, стоящем в пробке, и не орать; и в очереди в супермаркете он должен сидеть спокойно; в поликлинике вообще не должен шевелиться, если вы вдруг в поликлинику пошли; и за семейным столом, конечно.

А в реальности дети очень устают, когда не могут сменить позу. (Чтобы “примерить” это ощущение на себя, взрослому можно представить себя в поезде, на жаркой неудобной третьей полке, летом, при неоткрывающихся окнах и топящейся печке.) Малышу очень некомфортно. И это физическое состояние он не может осмыслить и перевести в слова — поэтому начинает орать. Вообще до определенного возраста все то, что ребенок не может перевести в слова, вызывает крик.

Крик — это проявление первой сигнальной системы (помните, по Павлову — в школе проходили?). А вторая сигнальная система — это речь, слова, то, что есть только у человека и что отличает его от животных. У ребенка примерно до трех с половиной лет возможности пользоваться второй сигнальной системой, т.е. речью, очень и очень ограничены, даже если он уже говорит.

Да, он говорит, он может сказать фразу, о чем-то спросить, что-то рассказать. Но вот он устал, перевозбудился, голодный, выбит из режима — при всех этих условиях ребенок становится как бы младше своего возраста. Наступает временная регрессия, и малыш переходит к предыдущей ступени, т.е. он начинает орать вместо того, чтобы говорить. Это и со взрослыми случается, с женщинами, например, в момент перегрузок физических или моральных. Наступает момент, когда вы не говорите, а только издаете звуки повышенной громкости. Только у ребенка это случается несравненно чаще и очень сильно.

Язык эмоций

Вообще маленькие дети, даже умеющие говорить, говорят не словами, а языком поведения и языком своих эмоциональных состояний. Т.е. к поведению ребенка, даже самому нехорошему и неприятному для вас поведению, даже к ужасному поведению на людях, в том числе крику, прежде всего нужно относиться как к языку. Это язык без слов, и родителям стоит научиться понимать: что же ребенок хочет им сказать этим криком?

Но родители — тоже живые люди, и крик ребенка, особенно собственного, особенно на людях, включает очень сильную первичную реакцию у родителей. Реакция эта заключается в желании убрать источник звука любыми способами. Тут все забывают про руководства по воспитанию, про то, что читали в книжках, слушали на лекциях, что себе обещали раньше. Реакция на крик — она первичная, из глубин идущая. Заткнуть — и все.

Можно сказать, что эта реакция незрелая. Если не научиться ее каким-то образом гасить у себя, оттормаживать, то крик не удастся победить. Вот ребенок орет или капризничает — плохо себя ведет. Мама злится и тоже орет — и это замкнутый круг, разорвать который должен взрослый.

Плохое поведение — маме

Те, кто остаются с вашим ребенком без вас, наперебой рассказывают, как он хорошо себя ведет — с бабушкой, с няней, даже с папой. Как с ним интересно и какой он покладистый. Но вот приходит мама — и ребенок как наказание. Знакомо?

Дело не в неправильном воспитании. Дело в том, что к маме — самая сильная любовь и, соответственно, ее обратная сторона — основные эмоциональные претензии. И неважно, какая вы мама. Вы можете быть супермамой и вообще никаких ошибок не делать. Такого, конечно, не бывает, но тем не менее. Сливки плохого поведения достаются именно маме. Это просто правило, вытекающее из особенностей детского существования. И все это мама должна претерпевать. Не надо думать, что, мол, я лучше уйду на работу или побуду где-нибудь, а ребенок будет себя лучше вести, будет меньше истерик. Нет. Смысл развития в том, чтобы об маму это все оттачивать: и волю, и истерики. Маме надо лишь набраться терпения и научиться правильно реагировать.

Мама реагирует

Трудность в том, что правильная реакция у мамы формируется не вдруг — так же, как многие не могут научиться хорошо рожать с первого раза. Правильная реакция требует тренировки, совершенствования. Проще сказать, как выглядит неправильная реакция. Если вы чувствуете, что становитесь на одну доску с ребенком, чувствуете, что всерьез ему начинаете противостоять — вот это реакция на одном уровне. Он говорит: “Не пойду из лужи!” — вы говорите: “Ты пойдешь из лужи!”, и еще раз то же самое… Это реакция незрелая — всерьез. Если вы сошли со своего пьедестала родительского и опустились на уровень серьезного разбирательства, будет ли ребенок кубики убирать или нет, — значит, реакция незрелая.

Ваша реакция может быть сколь угодно жесткой или нежесткой, но она всегда должна быть немножко сверху. Вы должны понимать, с кем вы имеете дело. Но у мамы от сидения дома с ребенком младшего дошкольного возраста и отсутствия взрослого общения всерьез меняются масштабы. И папа, вернувшийся к вечеру, может застать серьезные препирательства по какому-нибудь поводу типа кубиков или пижамы. Провоцируемая весь день, мама к вечеру начинает упрямиться по всем этим поводам.

Вы должны научиться не терять масштаба. По сравнению с мировой революцией неважно, какая будет надета пижама. Если вы всерьез начали злиться, то лучше постараться отойти или снять свое требование. И это не значит, что идете на поводу у ребенка. Помните: это маленький ребенок, который за себя не отвечает, — хотя кажется, что его поведение злостное, целенаправленное, конкретно против вас.

А ребенок до семи лет фактически за себя не отвечает. Хотя степень неответа у двухлетнего одна, у пятилетнего другая. Двухлетний вообще за себя не отвечает, с пятилетнего можно уже что-то требовать. Но все равно в целом за все отвечаете вы. Это тяжело. Поэтому у вас в арсенале должно быть пять-семь способов “разрулить” режимную ситуацию — заставить убрать, например, кубики. Способов, над которыми вы уже не задумываетесь, отработанных, действенных — потому что со всеми режимными моментами ребенок будет испытывать затруднения, пока они не освоены, и лет до трех это совершенно нормально.

Самое простое — это система поощрений ребенка. (Наказания не работают, а если и работают, то очень недолго. Шлепки и окрики вообще не годятся.) Например, ребенок должен знать, что когда он соберет кубики, вы будете делать что-то приятное. За действием, требующим напряжения (а уборка кубиков — это действие, требующее напряжения), должно следовать что-то, что приносит явное удовольствие. Кроме конфет и мультфильмов. Если в вашем арсенале поощрительного лишь это, то это очень мало.

Как не сорваться?

Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: “мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай”. И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)

Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.

Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.

Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.

Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.

И еще немного о физической активности

Недостаток физической активности у маленьких детей негативно сказывается на общем поведении и качестве сна. Если ребенок не расходует своих физических сил, т.е.не гуляет и не двигается достаточно, это проявляется как нервное возбуждение, страдает качество бодрствования и качество сна ребенка. Идеально гулять два раза по полтора-два часа. Плохое поведение активных маленьких мальчиков — как правило, следствие недостатка движения.

А вот при усталости — физической ли, эмоциональной ли — у детей второго-третьего года жизни очень сильно ухудшается координированность движений. При переутомлении ребенок не только перестает говорить, но и начинает двигаться, как малыш на полгода — на год младше.

Источник