Ребенок 1 год общение с другими детьми

Ребенок 1 год общение с другими детьми thumbnail

Ребенок 1 год общение с другими детьмиУмение ребенка общаться со сверстниками – важный этап развития. В каком возрасте у малыша появляется интерес к другим детям и в чем он выражается? Нужно ли учить кроху общаться с ровесниками, и если да, то, как это сделать правильно? Ответим на эти и другие часто задаваемые вопросы родителей.

Особенности навыков общения детей от 1 года до 2 лет

Любопытство по отношению к людям не из числа близкого окружения (то есть к тем, кто не присутствует рядом ежедневно) в той или иной степени демонстрируют даже самые маленькие детки. Совершенно без внимания новое лицо не оставит и грудничок – как минимум, младенец хорошенько рассмотрит гостя, прислушается к его голосу, интонациям. Что уж говорить о детках после года, которые в силу целого ряда приобретенных навыков – ходить, говорить первые слова – испытывают самую настоящую потребность в общении. Пока, правда, в первую очередь, с родителями. Однако если случится встретить сверстников,  игнорировать их точно не будут. Как проходит общение малышей? Во многом это зависит от возраста карапузов.

Так, годовалые дети сначала рассматривают друг дружку, затем улыбаются, потом дотрагиваются – до ручки своего визави, его одежды, лица. Безусловно, подобный алгоритм действий работает не всегда, ведь очень многое зависит от особенностей характера ребенка. Например, бойкий от природы малыш первым пойдет изучать ровесника, сопровождая свое приближение радостными звуками и активной мимикой, потрогает и даже попытается обнять нового знакомого, не станет отталкивать ответные прикосновения. Застенчивый ребенок при контакте с незнакомыми нередко льнет к маме, но, выглядывая из-за маминых ног, все равно рассматривает и прислушивается – кто же это?

В любом случае, длительного общения годовалых детей ждать не стоит. Малыши уделят друг другу минут пять-десять, и снова потребуют внимания мамы. Это вполне объяснимо: что делать с другим ребенком – непонятно, это неизведанный мир, иное дело – мама, самая любимая и умеющая придумать столько интересных занятий!

А вот примерно к полутора годам детки уже способны элементарно играть вместе. Теперь малыши не просто наблюдают, но и копируют действия друг друга: если один копает лопаточкой, второй присоединится, если один бежит с игрушкой-каталкой, то эта каталка тут же станет интересна всему двору карапузов. Подчеркнем – именно игрушка-каталка окажется в центре всеобщего внимания, а не ее хозяин. Сейчас детям интересны действия (игра), и каталка (или любая другая занятная вещь) – это то, что позволяет этому действию легко свершиться. Сверстники еще не воспринимаются как лучшие товарищи для игр. 

К слову, об игрушках. Если в год детки достаточно легко делятся своими игрушками, то в 1,5-2 года на подобную «щедрость» способен далеко не каждый малыш. Все дело в том, что в этом возрасте дети переживают «период собственничества», воспринимая игрушки как продолжение самих себя. Это закономерный и очень важный период развития. А потому не стоит наседать на ребенка с призывами делиться. Правила поведения в обществе он обязательно усвоит со временем, а сейчас уважайте его право защищать свою собственность. А заодно и прививайте чаду уважение к чужой: если вашему малышу не уступают игрушку, попробуйте объяснить, что это не ваша игрушка, переключите внимание ребенка на что-то иное или же предложите владельцу понравившейся вашему крохе забавы обмен (может, ему понравится что-то из принесенных вами игрушек, и тогда он даст поиграть свою).

Но вернемся к навыкам общения. Теперь уже двухлеток. В этом возрасте малыши ищут друг в друге поддержку в шалостях и веселье. Они кричат, скачут, играют в «догонялки», с удовольствием бегают наперегонки и …прежде всего, ценят внимание к себе. Ровесники для двухгодовалого ребенка – это, скорее «зеркало», то есть отражение собственных эмоций, действий, настроения. Но и такое общение, безусловно, очень важно. В кругу одногодок дети становятся эмоциональнее, активнее. Что нужно от взрослых? Вовремя подавать идеи для новых занятий и помогать избегать спорных моментов: например, не предлагать вместе поиграть одной игрушкой. К чему может привести подобное развлечение, мы уже оговорили.

В каком возрасте предлагать ребенку общество других детей?

Следует ли, исходя из вышеизложенного, знакомить ребенка со сверстниками лишь ближе к 1,5-2 годам, когда чадо уже будет готово к элементарному взаимодействию с другими детьми. Отнюдь. Как только кроха научится ползать или вставать самостоятельно на ножки, вы уже можете привлекать его к играм, например, в дворовой песочнице. Вовсе необязательно при этом настаивать на том, чтобы малыш непременно играл с другими детками (это ему сейчас и не особенно нужно), однако посидеть и покопать песочек рядышком с ровесниками ребенок может вполне. А компанию ему составите вы. Причем, не только поможете сделать красивые пасочки, но и расскажете обо всем происходящем рядом: «А вот и девочка к нам подошла, давай покажем ей наш замок из песка». Так на подсознательном уровне вы приучите малыша к обществу других детей.

Кроме того, даже находясь рядом с одногодками, ребенок будет замечать и детей постарше, гуляющих и играющих во дворе. Наблюдая за их играми, за тем, как они общаются, ребенок на будущее перенимает основы поведения в детском коллективе. Да, исключительно поверхностно. Но в сознании малыша откладывается тот факт, что дети играют вместе, что это весело и интересно.

Читайте также:  Какие книги знает ребенок в 1 год

Если в вашем кругу есть семьи с детьми-ровесниками вашего ребенка, организовывайте раз или два в неделю совместные прогулки, а если погода не позволяет, приглашайте в гости. Разумеется, первостепенное внимание во время таких визитов уделяется детям: читайте книги, показывайте кукольные спектакли, играйте в ладушки, танцуйте. Многие мамы, практикующие подобные встречи, отмечают, что детки лучше развиваются, становятся более открытыми и активными. А впоследствии не испытывают неловкости при знакомстве с детьми на площадках или в группе детского сада.

Нужно ли учить ребенка общению со сверстниками?

Процесс взаимодействия людей друг с другом вряд ли можно назвать простым. Так или иначе, но общаться мы учимся на протяжении всей жизни: определяем о чем, когда и с кем можно говорить, выстраиваем модели поведения в тех или иных ситуациях, заводим новые знакомства и поддерживаем связь с близкими. Все ли удается идеально? Ответим честно: не всегда. Так это мы, взрослые и умудренные житейским опытом, люди. Что же говорить о малышах, приходящих в мир чистыми листами. Без нашей поддержки в столь важном вопросе, как общение с другими детьми, малышам не обойтись.

Подавайте положительный пример, общаясь со своими друзьями и родителями на детских площадках. Пусть для малыша станет нормой слышать от вас слова приветствия в адрес других (как взрослых, так и детей), слова благодарности за какие-то действия. Маловероятно, что ребенок, еще толком не владеющий речью, будет сходу повторять за вами все эти «здравствуйте», «привет», «спасибо» и «пожалуйста». Но вы приятно удивитесь тому, что эти слова будто бы сами собой окажутся в его лексиконе чуть позже.

Что касается непосредственно знакомств, здесь действовать нужно крайне деликатно. Если вы видите, что сегодня малыш настроен играть только с вами, уступите и не лишайте его своего общества.

Не заставляйте знакомиться сразу со всеми детьми во дворе малыша скромного и застенчивого – для начала достаточно будет того, что кроха просто поиграет рядом со сверстниками, присмотрится к ребятам, послушает, как вы общаетесь с ними и как они реагируют на вас. О каком общении идет речь? Самом простом: «Привет! Как здорово у тебя получается бросать мячик. Миша тоже принес мяч, мы рядом с тобой поиграем. Ты не против?». Этого вполне достаточно. Играйте с вашим малышом. Если в процессе игры, дети заинтересуются друг другом – отлично. Нет – это не повод для расстройств. Рано или поздно, дети, часто гуляющие в одном дворе, познакомятся. 

С детьми активными и бойкими в этом плане несколько проще. Они сами бегут общаться буквально ко всем детям: как к маленьким, так и постарше. Задача взрослого – следить за непоседой и тем, чтобы его чрезмерная активность была другим в радость.  

Не забывайте рассказывать ребенку о правилах хорошего тона. Например, знакомство нужно начать со слов: «Привет! Меня зовут Оля. Давай играть вместе». Опять-таки между 1 и 2 годами малыш подобную фразу чаще всего не осилит, но знать эту «волшебную формулу» он будет точно. Со временем она пригодится и сослужит хорошую службу.

Вмешиваться ли родителям в детские конфликты?

Увы, конфликтов не избежать даже в столь юном возрасте. Но, по счастью, серьезными их зачастую назвать нельзя. Не поделили игрушку, обсыпали друг друга песком, кто-то кого-то толкнул. Учитывая, что все эти «происшествия» совершаются чаще безо всякого злого умысла, обрушиваться на «виновника» всем авторитетом взрослого вряд ли стоит.

Безусловно, игнорировать и пускать ситуацию на самотек тоже не следует. Если обидели вашего малыша, дайте крохе понять, что вы рядом, что он находится под вашей защитой: вы поднимите и отряхнете, поцелуете, объясните другому ребенку, что этой игрушкой сейчас играет ваш малыш, это его игрушка, а вы можете предложить альтернативу и т.д. Да, конечно, неприятно видеть любимого ребенка огорченным, но не забывайте, что его обидчик – тоже еще несмышленыш, а не ватага хулиганов, и его воспитанием должны заниматься его родители. К слову, адекватные взрослые уже, наверняка, успеют унять свое чадо и принесут вам извинения. 

Если зачинщиком конфликта стал ваш ребенок, не забудьте поступить также – извинитесь перед обиженным малышом и его родителями. Как правило, большинство взрослых на детских площадках настроены благожелательно и с пониманием относятся к разного рода «ЧП».

А теперь пришел черед поговорить с малышом и выяснить, что стало причиной его поведения. Желательно, сделать это не при всех. Отведите малыша в сторонку, объясните, что есть недопустимые в обществе вещи, например, причинять боль другим людям или намерено портить их имущество – нехорошо. Разумеется, подобные беседы следует проводить по серьезным поводам: например, ребенок специально ударил другого малыша. Если же вы будете отчитывать кроху за любой, тем более случайный, поступок, ничего, кроме комплексов, неуверенности в себе и недоверия к вам, не добьетесь.

Что делать, если ребенок не хочет общаться со сверстниками?

Самое главное – не волноваться. Ваш ребенок еще не в том возрасте, когда общение с людьми вне семьи занимает весьма значимое место в жизни. По всей видимости, сейчас вашему малышу вполне достаточно общения с вами, в нем он получает все необходимые эмоции.

Читайте также:  Зубы ребенок 1 год

Напомним, кстати, что в возрасте от 1 до 2 лет детки переживают «кризис 1 года», когда привязанность к маме становится особенно сильной. И если ваш кроха уже вступил в эту фазу взросления, дайте ему то, что сейчас столь необходимо – маму в режиме 24/7. В конце концов, период такой привязанности не будет длиться вечно, рано или поздно у ребенка появятся и другие интересы. Друзья в том числе.

Благодарим за подготовку материала Антонину Гриценко.

Источник

Общение со сверстниками или другими детьми в этом возрасте начинает у вашего ребенка только формироваться. То, что получится к кризису трех лет, назвать полноценным общением в нашем взрослом понимании  невозможно.
Общение ребенка  с другими детьми в раннем детстве (один-три года)

Для того, что бы полноценно сформировалось общение, ребенок должен пройти через несколько стадий развития этого навыка, при чем стадия может занимать буквально несколько дней и остаться незамеченной. Итак, все начинается с общего знакомства мамочек: песочница, слет слингомам, просто соседки – любой вариант, который приведет к тому, что ваш ребенок станет общаться с другими детьми.

Сначала, в младенчестве, они могут довольно мило лежать вместе под мобилем или на игровом коврике. Дальше дети растут и даже очень хорошо знакомые дети на втором году жизни попадают в ситуацию страха перед сверстниками: любая встреча вашего ребенка с другим ребенком может вызвать испуг и потребность быть защищенным. Но на третьем году жизни дети уже легко играют рядом, но не в какие-то игры по правилам ( о полноценных ролевых играх речь не идет), а просто используют общее пространство для манипуляции предметами.

Игры ребенка в раннем детстве (один-три года)

Во что играть – спрашивают мамы. Как играть – спрашивают папы, требуя инструкции. Играть – отвечаем мы – просто играть.

Общение детей друг с другом в этом возрасте характеризуется большой двигательной активностью и резкими вспышками эмоциональных реакций. Зачастую весьма сильных. И тогда к «цивилизованному» общению может вполне подключиться «зов предков»: дети. Не поделившие книгу или игрушку дерутся, кусаются и истошно вопят. При это могут дети и проявлять агрессивность друг по отношению к другу: толкаться, ударять друг друга рукой, ногой или даже лопаточкой для песка. Особенно ярко выражают дети агрессивность в случае ущемления их прав другими детьми: попытка поиграть (отобрать) чужое ведерко может закончится малышовой дракой.

Дети в этом возрасте абсолютно не умеют учитывать желания другого – здоровый детский эгоизм, этому, учитывать интересы других, им еще предстоит научиться. И во многом это зависит от готовности мамы или другого значимого взрослого, объяснять нормы поведения. Если же мама культивирует агрессивность в ребенке «ты имеешь право защищать свои формочки», то в последующем не следует удивляться положительно закрепленному поведению. Это совсем не значит, что мамы, которые объясняют своему ребенку нормы поведения, могут донести до своего чада переживания другого ребенка – малыши еще не умеют сопереживать, опять же, сообразно онтогенезу психики.

Способность к сопереживанию появится у ребенка значительно позже – после кризиса трех лет, в период дошкольного возраста.

Особенности психического развития ребенка в раннем детстве (один-три года)

Период раннего детства для психического развития ребенка не менее важен, чем предстоящий ему период младенчества. Как и в младенчестве – все в этот период начинается впервые: и речь, и осмысленная игра с несколькими предметами, и общение со сверстниками, и первые представления о себе, как об отдельном субъекте, впервые появляется представление о мире и впервые же ребенок соприкасается с его безразмерными размерами.  

Ближе к трем годам, при приближении к кризису трех лет, ребенок начинает эмоционально крайне тяжело проживать неудачи: если кубики не стали в ожидаемую конструкцию они будут расшвыряны по всей комнате. Могут быть и потоптаны. Могут быть и брошены в маму или бабушку. Причем на маму и бабушку (условно, на любого значимого персонажа) может быть вымещена агрессия – или за то, что его, взрослого, не было рядом в тяжелую минуту, или за то, что был, но не помог. Это также является нормой в определенные периоды развития психики ребенка, но не следует относится к этому с умилением – привитие норм эмоциональных реакций также находится в ведение родителей. Та же самая картина может проявиться и в общении со сверстниками или младшими детьми.

В общем и целом созревание этого «кусочка» психики будет строиться всю детскую жизнь. А затем и взрослую – умение общаться с другими людьми в разных возрастах требует разного подхода. Но не забывайте, родители, что очень многое зависит от вас и от той системы взаимоотношений, которая есть у вас в семье.


Кристина Вязовская

Также по теме

23.10.2014

Овладение речью – новые возможности для ребенка

Только тем из нас, рода человеческого, кто уже достаточно владеет словом на протяжении долгого, очень долгого периода времени по представлениям ребенка, только вышедшего из младенческого возраста, может казаться, что речь это просто и является таким же простым умением, как способность сложить пирамидку.

Читайте также:  Норматив веса ребенка в 1 год

14.10.2014

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте

Потребность в общении со сверстниками является одной из лидирующих потребностей ребенка в дошкольном возрасте. С трех лет до семи, и дальше, в течение всей жизни, человеку становится очень важным получать общение и обратную связь от сверстников.

07.10.2014

Почему дети ссорятся?

Маленькие дети – большие собственники. С чем это связано?

Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

Источник

Привет! Наш Егорка очень тянется к другим детям. Заметили мы это с мужем в поликлинике, т.е. там, где большое скопление ребятишек. Гуляем мы пока ещё в коляске (спим). Так что, на улице общения с себе подобными не получается. У наших друзей детей такого возраста нет. Хотелось бы знать, насколько важно общение с другими детьми в возрасте 1-го года? Не тормозит ли развитие ребенка, не мешает ли становлению психики и характера отсутствие общения с другими детьми? Спасибо.

09.03.2005 23:21:14, Валерико

14 комментариев

скоро весна, будете топать в компании детей и проблемы нет 🙂
10.03.2005 00:27:05, Anny+

я не знаю, насколько важно, не тормозит ли, но если ребенок тянется – я бы попробовала предоставить ему возможность общаться с другими детьми. Мой с года очень любит… не то, чтобы играть – это только начинается – но как-то взаимодействовать… ну в общем, именно что общаться с другими детьми. Только детей я выбираю тех, которые не ужасают меня своим поведением:)
10.03.2005 00:25:51, ЗУку

Мы,например,ещё до года пару раз общались с мальчиком постарше нас на год(к нам гости приходили)-так уже ТОГДА их было не оторвать друг от друга…А сейчас мы не общаемся,к сожалению,с другими детьми по причине нашей непривитости и времени года,но к лету обязательно сделаем прививки и пойдём знакомиться в песочницу!:)))ИМХО,это от ребенка зависет:наш,например,ОЧЕНЬ общительный,а некоторые детки боятся незнакомых-тогда,по-моему,лучше подождать,пока сам не придет к этому.
10.03.2005 00:18:31, Мама Ладика

нифига это общение не даст. дети антисоциальны в этом возрасте. другие детки для них- забавные двигающиеся игрушки
10.03.2005 00:00:33, strelka(Василиса 2г,Марья 5m)

я думаю что нужно. Наш опыт говорит об этом: Саше год как раз был летом. Действительно она не играла с кем-то, но, если заметили, дети всегда “кучкуются” в одном месте, даже если каждый вроде сам по себе. потом она стала узнавать знакомых и встречать их ( и их родителей)приветсвенными криками. сейчас, когда ей год и 7 и запас слов еще невелик, она знает имена всех детишек и их мам-нянек, произносит, называет в игре.
еще важен момент: когда они общаются малыш понимает, что не все вокруг складывается так как хочет он: хочет лопатку – а тут другой ею играет :)))
Другая сторона: во дворе есть дети даже 3-4 лет, которые гуляют ТОЛЬКО отдельно с вечно-неизменной няней или бабушкой, которая просто ни с кем не общается по разным причинам, ходят где-то в стороне от площадок и мест кучкования. говорила на днях с одной бабулей: она сказала, что мальчик просто не испытывает желания общаться – ему неинтересно, в сад не отдают. почему так происходит? и что ждет такого малыша в школе?
09.03.2005 23:50:07, жужжалка

Мы во время прогулок обязательно достаем Владьку из коляски и даем возможность ему пообщаться с другими детьми. Обычно это происходит на площади где дети кормят голубей. Правда общение пока на уровне, подходит к ребенку и долго его разглядывает, может дать руку. Любит наблюдать за детьми. Недавно были в гостях, там был мальчик 2,5 года. Мой Владька легко нашел общия язык со старшим сверстником.
Хотя все равно нам общения не хватает.
09.03.2005 23:38:30, Верунчик и Владька ( 1,1)

В таком возрасте, думаю, общение некритично. Вот потеплеет, и высыпят ровесники в ближайшую песочницу, и вы к ним присоединяйтесь :)) Правда, многого сразу не ждите, дети лет до двух редко ОСОЗНАННО играют друг с другом, чаще сами по себе (хоть и наблюдая, и повторяя за другими).
09.03.2005 23:32:40, Штуша

с 1,5 лет Саша играет именно осознанно с другими детьми, хорошо знакомыми, правда. с незнакомыми – не наблюдала
09.03.2005 23:42:53, жужжалка

Ну, скажем так. Нормально, если ребенок в 1,5 года не будет играть с другими детьми. В смысле, в этом ничего страшного нет 🙂
09.03.2005 23:54:35, Штуша

Мне кажется, что общение очень нужно. Конечно психика и развитие от отсутсвия не нарушится..но просо при общении с другими детками они начинают быстрее развиваться, тянутся друг за другом. у кого-то что-то получилось впервые- и другим сразу хочется. Моя растет с двумя друзьями с 3-х месяцев. Это очень видно как они повторяют друг за дружкой
09.03.2005 23:26:02, Марина (Ксюша 2,6 года)

А дети одного возраста?
09.03.2005 23:30:41, Валерико

Источник