Ребенок 1 год ныряет

Ребенок 1 год ныряет thumbnail

Ныряния или погружения младенцев – краеугольный камень в теме грудничкового плавания. Для кого-то погружения младенца – это слишком, а для других – восхищение.

Прежде всего хочу рассказать, почему младенцев учат нырять.

Если мы говорим о плавании ребёнка до 2-3 лет, то это всегда подводное плавание, то есть, возможность малыша перемещаться под водой. Почему только под водой? А в силу физиологии. Головка малыша слишком большая и тяжёлая в сравнении с его телом, шейка – короткая, что делает невозможным поднятое головы над водой для вдоха. Да, существует метод обучения малышей дрейфу на спине, но надо понимать – это не плавание, а именно дрейф – способность удерживаться на поверхности воды без продвижения к цели.

Польза от подводного плавания малыша есть. При погружении и задержке дыхания все процессы в организме малыша замедляются. Кровь и питательные вещества направляются к жизненно важным органам: сердцу и головному мозгу. Питание – это основа здоровья и развития.

Кроме пользы физиологической, есть и польза психологическая. Если погружения происходят без стресса, они становятся в радость. Малыш растёт, у него появляется интерес к миру под водой, отсутствует страх. И начинается развитие ментальное. Экспериментирование с собственным телом, исследование свойств воды, наращивание физической силы – преград уже не существует!

Обучение младенцев нырянию основано на поддержании врожденного рефлекса задержки дыхания – при попадании воды на лицо, малыш задерживает дыхание. Рефлекс этот постепенно угасает. Наверняка вы не раз слышали, что после 3х месяцев учится нырять младенца поздно. Однако спешу вас разубедить в этом.

Ни один рефлекс не исчезает мгновенно. Более того, что касается рефлекса задержки дыхания, до 3х месяцев он набирает силу, и самый его пик приходится на 3-4 месяца. По нашим наблюдениям, у малышей 3х-4х месяцев рефлекс проявляется ярче – погружения успешнее, длительность задержки дыхания больше. После 4х месяцев рефлекс начинает постепенно угасать. У каждого малыша скорость угасания разная: у кого-то в 5 мес, а у кого-то и до 7 может сохранится. Конечно, его проявление уже не будет столь ярким, но это не значит, что его нет.

Любое обучение погружениям должно быть поэтапным и регулярным. Начинать можно уже с первых дней жизни. Во время купания поливайте ручки и ножки малыша, плавно переходя к спинке, шее и затылку. Экспериментируйте, используя леечку, стаканчик, душ. Струи воды могут быть разными по интенсивности, и реакция на них у малыша тоже может быть разной.

Когда поливы не будут доставлять грудничку беспокойства, можно полить немного воды на темечко так, чтобы струйки скатились на лицо. При отсутствии беспокойства со стороны малыша постепенно увеличивайте количество воды. Малыш задерживает дыхание? Значит можно переходить непосредственно к погружениям.

Первые погружения малыша очень кратковременны. Сигналом к погружению может быть голос, звук, характерное движение. В Birthlight мы используем ритмичные покачивания и небольшое поднятие над водной непосредственно перед нырянием. Этого оказывается достаточно – малыши быстро учатся. Опускаем малыша постепенно: подбородок-носик-глазки-все лицо.

Самый мягкий вход в воду, (опять-таки, по нашим наблюдениям) – боковой, когда сначала щёчка соприкасается с водой, а затем происходит поворот на животик.

И не забудьте расслабиться. Ваше напряжение обязательно передастся вашим рукам, а через руки почувствует малыш. Погружение должно быть мягким и плавным, но вместе с тем довольно быстрым – ведь до следующего вдоха лишь мгновение.

Если все прошло гладко – это здорово! У вас появилась уверенность в собственных силах, в своём ребёнке. Но не стоит увлекаться – 3х погружений за купание вполне достаточно для крохи, не перегружайте его. По мере роста навык малыша будет развиваться, проплывы удлиняться, и вы не раз ещё порадуетесь вашим совместным успехам!

А если первый раз не получилось? Малыш хлебнул, закашлялся, заплакал, перепугал родителей…. Спокойствие! Главное – спокойствие! Вспоминаем про 3 секунды (не был же он под водой так долго?), и просто ждём. Лучше всего ждать там же в ванне, ритмично покачивая на воде. Вода успокаивает, и ваши руки и подбадривающий голос тоже. Заканчивать любое купание стоит на положительной ноте. И не переживайте о неудаче – вернитесь к поливам, они столь же эффективны в поддержании рефлекса, как и погружения. А нырки можно освоить и позднее.

Ведь после 3х месяцев научить нырять малышей можно! Главное – желание:)

Источник

Все мамы и папы стремятся вырастить своего ребенка здоровым и сильным. И одним из способов этого достить считается плавание.

Грудничковое плавание вошло в комплекс ухода за новорожденным только с 1939 года благодаря одной австралийской маме по фамилии Тимерман (которая впоследствии занялась грудничковым плаванием профессионально и ездила по многим странам с треннинговыми программами). И на просторах “необъятной” когда-то Советской страны обучение плаванию в домашней ванне и в бассейне при поликлинике вошло в программу ухода за советскими младенцами. Была внедрена разработана и внедрена методика “Плавать раньше, чем ходить” З.П. Фирсова – целая годовая программа с четким комплексом упражнений – столько-то проводок в одну сторону, столько в другую, “два притопа, три прихлопа”. Комаровский тоже подробно описывает в своей книге, когда и как начинать плавать и нырять. То, что грудничку полезно поплавать и побарахтаться в воде, у меня не вызывает сомнений.

Но вот что касается ныряний, или опять таки формализованного упражнения под названием “проныривание”, мне кажется немного противоречивым. И как мама, которая желает только добра и спокойствия своему малышу, постараюсь кратко изобразить найденные мной ЗА и ПРОТИВ.

Итак, почему нырять ребенку нужно:

1) У ребенка при рожении есть рефлекс “затаивания” (задержка дыхания), который постепенно угасает к 3 месяцам. Поэтому поддерживая этот рефлекс за пределами 3 месяцев, родители могут помочь ребенку научится самостоятельно плавать как можно раньше и сами будут спокойны, что ребенок не захлебнется водой при первом же заплыве. Техника эта известна – ребенку вводится новый рефлекс на команду “ныряй”. Подробнее можно или у Фирсова или у того-же Комаровского (языком попроще).

2) Дети при нырянии лучше развивают свои легкие, укрепляют здоровье, защитные силы организма, воссоединяются с водной стихией и т.д. Для подробностей можно обратится к аквакультуре И.Б. Чарковского на его сайте. Как я понимю, этот специалист, педагог, экспериментатор в том числе проводит работы с тяжело больными детками – лечит через принудительное “ныряние” – вот тут еще есть статья-отзыв участницы его семинара-практикума – интересно.

3) Детки – ныряющие груднички лучше развиваются интеллектуально, более уверены, спокойны.

А вот аргументы, почему крохам нырять не нужно:

1) Сильный стресс у малыша при потере поддержки и связи. Вода, хоть и близкая человеку стихия, но уже не совсем родная и поэтому малыш чувствует опасность, угрозу. Отрывок из интервью с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, профессором Галиной Козловской, опубликованном на сайте https://www.mama-papa.com.ua

Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду – причем головкой вниз! – в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка – это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов. Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.

2) Формирование негативных подавленных состояний (ведь маленький ребенок не может применить силу или проявить агрессию, он этого пока не умеет). И тут опять цитата из статьи Ж.В. Цареградской, психолога-перинатолога (источник):

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора – асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

3) Проблемы с носоглоткой и ЖКТ. Опять копирую, интересно. взято отсюда:

Плавание и проныривание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Основным переживаием при этом является падение в бездну и разъединение психики и тела. Эти манипуляции заканчиваются для ребенка сверхстрессом и глубокой депрессией. Возникающие в этом случае изменения в нервной системе и психике ребенка – необратимы. Таким образом, раннее плавание и проныривание младенцев вмешивается в процесс развития нервной системы, грубо нарушая его, приводит к неблагоприятному впечатлению об окружающем мире, а также является основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме депрессии при продолжительном проныривании у ребенка развивается гипоксия, на фоне которой возникают носовое кровотечение, судороги, обморок, коматозное состояние, клиническая смерть. Популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стало причиной значительного увеличения частоты заболеваний носоглотки. Это связано с тем, что у грудного ребенка носовые и ушные проходы более узкие и короткие, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжительному и интенсивному воздействию воды. Благодаря этим особенностям грудного ребенка вода легко проникает в носовые и ушные проходы, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому маленькие пловцы чаще болеют отитом, менингитом и аспирационной пневмонией. Помимо этого, в группе юных пловцов значительно повышен процент желудочно-кишечных заболеваний. Причина этого проста – во время плавания и проныривания дети заглатывают воду, которая не отличается чистотой. Это то же самое, что допаивание грудничка водой, но в несколько раз более грязной. Пищеварительная система ребенка не может адекватно справляться с инородными продуктами, включая и воду, она рассчитана только на усвоение материнского молока. Последствия допаивания и докармливания грудничков известны под названием «бутылочной болезни», возникающей в результате инфицирования. Ежегодно «бутылочная болезнь», в виде тяжелых желудочно-кишечных заболеваний, уносит миллионы детских жизней.

4) И напоследок воспоминания одной мамы в ЖЖ (случайно попала в поисках правильных подходов к нырянию и была поражена):

… расскажу Вам про свой опыт: меня проныривали в младенчестве. так вот: болела я всем, чем только можно, включая пневмонию. а что касается психологической стороны вопроса: мне иногда снятся сны, как будто я тону, а сверху человек держит за руку, но не вытаскивает. своего ребёнка я естественно не проныривала.

Выводы писать особо не хочется, нужно поразмышлять.

Комментариям буду благодарна.

Источник

Научить малыша нырять, уверенно плавать под водой – хорошая идея, но при важном условии – у ребенка обязательно должна быть собственная мотивация или хотя бы согласие этим заниматься. И это не единственное условие: важно умение держаться на воде, а также отсутствие противопоказаний к фридайвингу.

фридайвинг, плавание, когда начинать учить малыша плавать, как можно научить ребенка плавать, мотивация к нырянию, самостоятельное плавание

Источник: Shutterstock

Вряд ли кто-то из современных родителей не согласится, что навык держаться на воде жизненно необходим. Ведь порой оказывается, что умение хорошо плавать, нырять и задерживать дыхание под водой спасает от смертельной опасности.

Конечно, просто «не тонуть» можно научиться и в собственной ванне, но чтобы по-настоящему освоить навыки фридайвинга необходим опытный тренер, инструктор, который подскажет, направит, выявит недостатки и поможет побороть страхи. И, возможно, научит получать удовольствие от пребывания в чудесном водном пространстве. Научно доказано: занятия в воде закаливают и тренируют вестибулярный аппарат, а задержка дыхания под водой – фридайвинг – способствует снижению повышенного тонуса мышц и развивает легкие.

Начиная лет с пяти, детям показаны групповые занятия в бассейне. Именно в этом нежном возрасте они начинают понимать, что тренер – это тренер, и надо его, собственно, внимательно слушать. В это же время можно попробовать освоить и первые элементы фридайвинга.

фридайвинг, плавание, когда начинать учить малыша плавать, как можно научить ребенка плавать, мотивация к нырянию, самостоятельное плавание

Источник: pixabay

Пора начинать?

Дети, хорошо знакомые с водой, обожают плавать и нырять. Они спокойно тренируются на глубине, даже большей их роста.

Малыши любят касаться дна или хватать горстку песка в доказательство своих достижений. Все эти факты, можно сказать, “первые показатели” того, что ребенок готов к обучению. Но если у малыша боязнь воды или глубины, заставлять его обучаться фридайвингу не стоит. С ним лучше какое-то время позаниматься на малой глубине – там, где голова всегда окажется над водой, если встать на ножки. Усложнение заданий должно быть постепенным. Только тогда, когда ребенку уже легко даются пройденные глубины и навыки. Первое правило: никакого насилия и спешки! Нужно дать ребенку время познакомиться с водой и построить с ней доверительные отношения. Начинать обучение всегда стоит с малого. Просто поплескаться в воде, потом поучиться задерживать дыхание и понырять за игрушками.

фридайвинг, плавание, когда начинать учить малыша плавать, как можно научить ребенка плавать, мотивация к нырянию, самостоятельное плавание

Источник: pixabay

Доверие к воде

Помните, что испугать малыша водой можно довольно легко, а вот вернуть доверие к ней – гораздо сложнее. Обучение детей подводному плаванию несколько отличается от курсов для взрослого человека. Задача детского инструктора состоит в том, чтобы объяснить ребенку довольно сложные вещи простым и доступным языком. Как ни странно, теоретическую часть обучения дети осваивают быстрее, чем взрослые. Это происходит потому, что мозг ребенка настроен на усвоение нового материала лучше, чем у взрослого. Инструкторы уверяют, что дети открыты и не скрывают свои желания или недовольства. Дети, как правило, нетерпеливы, поэтому размер группы должен быть ограничен. Лучше, чтобы в группе начинающих обучаться фридайвингу было не более трех учеников на одного тренера.

Навыки погружения

Юные пловцы более сообразительные и способные ученики, чем взрослые. Они быстрее все схватывают и у них нет тех многочисленных страхов и фобий, коим так подвержены их родители. Конечно, первые занятия проходят в игровой форме и на них отрабатываются элементарные упражнения. Первое, что осваивают дети на тренировках, – учатся продуваться. Навык выравнивания давления дети, начиная с определенного возраста, осваивают весьма успешно, хоть и не всегда быстро. Следующий навык – подготовительного дыхания и расслабления – дается детям, как правило, несколько дольше, чем продувка. Ребят, однако, можно убедить в том, что если правильно подготовиться, то задержка дыхания будет дольше. Далее дети осваивают восстановительное дыхание. Практическая часть обучения в воде проводится в сопровождении и под обязательным контролем инструктора. Ребенка учат не просто задерживать дыхание, но в дальнейшем организовывать, планировать и контролировать проведение своих погружений. Но нельзя забывать, что каким бы ответственным и аккуратным не был юный спортсмен, ребенок обладает ограниченной мерой ответственности за свои поступки, и поэтому вся забота о безопасном погружении ложится на сопровождающих его взрослых. Одна из важных и трудных задач инструктора – не просто научить погружаться, но и привить навыки поведения в экстренной ситуации, которые позволят в дальнейшем действовать без ошибок.

фридайвинг, плавание, когда начинать учить малыша плавать, как можно научить ребенка плавать, мотивация к нырянию, самостоятельное плавание

Источник: pixabay

Задерживаем дыхание

Заставить современного ребенка ходить на занятия трудно. Это касается не только плавания. Важно поймать момент, когда он еще маленький, чтобы походы в бассейн вошли в привычку. Необходимо заинтересовать, мотивировать. Ребенок будет учиться погружаться с большим энтузиазмом, если родители смогут заинтересовать его личным примером – ведь в первую очередь дети стремятся подражать взрослым. Как правило, целью детских занятий не является достижение длительной задержки дыхания или ныряние все дальше и глубже. В основном, родители ставят для себя цель укрепить здоровье деток, привить им любовь к воде, обучить новым навыкам.

Что нельзя делать родителям при обучении:

• ругать, если что-то не получается;

• сравнивать с другими детьми;

• стыдить за неудачи и неловкость;

• вмешиваться в процесс обучения;

• перебивать тренера;

• говорить, что в воде нет ничего страшного – это неправда.

И главное: нырять можно только под присмотром взрослых!

Автор текста: Татьяна Белоножкина

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник