Ребенок 1 год ничего не понимает
- Форум
- Архив
- Детская психология и развитие
Открыть тему в окнах
Подскажите и мне, плз, я тоже волнуюсь. Сыну 1 год и 2 месяца. Ничего не показывает пальцем, ничем не интересуется. Книжки и журналы сам рассматривает внимательно, но стоит мне сесть рядом и что-то начать ему показывать, то он отшвыривает жестко эту книгу и уползает или залезает ко мне на руки. Он сам еще не ходит. Всякие пока-пока, ладушки – ничего этого не было и нет. На вопросы не реагирует (где мама, где машинка), ничего не показывает. Слогов нет. Было одно время ка-ка, но ушло. Сейчас иногда лопочет на своем тарабарском, когда у него хорошее настроение, что-то вроде дыгн-дыгн-дыгн, но это все. Ни ба-ба, ни ма-ма, ничего этого нет. В год на осмотре невролог поставил задержку моторного развития, но сказала, что ничего страшного нет, все будет. А мне уже страшно. Время идет, а ничего не меняется.
Сказки рассказывайте, потешки всякие, вовлекайте ребенка в игру, понаблюдайте что ему интересно и начинайте сами играть в это, а он присоединится. И говорите обо всем с ним, даже если не отвечает и не реагирует, он все равно впитывает информацию, слушает и учится распознавать речь. С ребенком много говорили до этого?
Говорю с ним постоянно. Дома еще трехлетняя дочь – тихо не бывает. С ней в сравнении кажется, что с младшим что-то серьезно не так
Тогда ищите хорошего невролога частным образом и делайте ЭХО, ЭЭГ, если вы видите что ребенок сильно отличается от сверстников.
Автор, ну, в этом возрасте все же еще может и не показывать, без ладушек тоже – ничего страшного. Книжками-то интересуется. И слоги на своем языке – ну у нас так же в этом возрасте. Прорыв пошел (и ходить начали) в год и три месяца. Но можно и с неврологом (хорошим!) поговорить, они многих видели, пусть подскажет.
По отдельности ничего критичного, наш типа-сильно-развитый сначала начал говорить мама-папа, а годам к полутора совсем было замолчал (но ооочень хитрый был, хотел втихаря перевернуть квартиру, а тайные детские дела можно делать только в тишине). В 1,7 невропатолог говорила, что раз меньше 10 слов, то это по нормам как в год и ЗРР. Сразу скажу: ЗРР там и не пахнет, на занятиях в садике главный эксперт по любому вопросу В сад пошел в 2,2, сейчас 2,10. А тогда переживала, консультировалась здесь в логопедическом топике. К врачам не ходила потому, что в других сферах ребенок опережал нормы, очень хорошо общался и всё понимал.
И попробуйте хороший детский массаж на дому, очень стимулирует физическое и общеинтеллектуальное развитие. Еще на интеллект хорошо влияет рыбий жир, не знаю, как у вас с прикормом, но если рыбу едите, то и пару капель жира капнуть можно. Мой лет с полутора ел и облизывался, стали давать из-за кожи.
Обязательно покажитесь и психологам, и врачам. Может быть, он просто хочет один смотреть книжку? А с мамой зачем книжку смотреть, когда по ней надо лазить!
Не откладывайте ни в коем случае, срочно найдите хорошего невролога, который назначит необходимые исследования.
Описанная вами картина психомоторного развития настораживает. К встрече с неврологом приготовьтесь ответить: особенности протекания беременности и родов (угроза, в каком триместре, с чем связана, принимаемые во время беременности препараты; роды срочные? быстрые? обвитие? гипоксия? и все нюансы); развитие до года (какое вскармливание, во сколько начал держать голову, когда реакция на звук-голос, было ли гуление и какие звуки, лепетные звуки и слоги и когда, когда стал переворачиваться, садиться самостоятельно, опишите этап ползания, когда стал вставать на ноги, передвигаться по опоре).
И ни в коем случае не затягивайте процесс. Примерно в возрасте 1.2-1.6 идет интенсивное созревание клеток головного мозга в зоне Брока, которая отвечает за развитие экспрессивной речи. Очень важно не упустить этот этап, а подойти к нему “в полной боевой готовности”.
А можно узнать, как эти 4 месяца пройти достойно, правильно и в боевой готовности? Спасибо!
автор, у меня такая же ситуация. Даже разница у детей почти такая же. Сын не делает ничего, что уже делала дочка в этом возрасте((
Пальчем тычет неосознанно, ни о каких “как собачка делает и коровка мычит” и речи нет( В ладушки правда научился хлопать и показывает как на головку садятся. Тоже не ходит. Правда нам чуть по-меньше.
Говорит тоже очень мало. Из осознанного только на и дай-дай-дай.
Никакие просьбы не выполняет, только улыбается
С другой стороны, вижу что многое понимает. Играют с сестрой вместе в разные игрушки, смотрю он повторяет за ней. Она шарик кладет и он кладет. Она рисует и он пытается чиркать ручкой. Она магниты лепит на холодильник и он тоже. Вроде как соображает все. Поэтому пока не переживаю. Но на днях иду к неврологам двум, посмотрю что скажут.
Как можно быстрее обследовавшись у хорошего невролога, проведя обследования и получив рекомендации по возможному лечению и обучению от дефектолога. Летом, кстати, с обследованиями должно быть попроще, очереди меньше. Но в вашем случае я бы сделала платно, чтобы вообще не ждать и комплексно. Где-нибудь вроде Логомед-прогноза.
Что касается дефектолога, то оптимально получать консультации раз в полторы-две недели с полным планом действий.
Напишите потом, что неврологи вам скажут.
Мой сынок за дочкой не повторяет. Если она во что-то конкретное играет, то он только либо разрушит это, либо хочет отобрать. Может это характер? Иногда под настроение может мячик со мной покатать – я ему, он мне. Это единственная игра такая осознанная можно сказать у нас. Во вне-зубные периоды он обычно в хорошем настроении, любит, чтобы его щекотали, всякие “в ямку бух”, самолетиком чтобы катали его – такие игры у него в почете. Вот вспомнила, что одно время говорил слово ДАТЬ, но и оно ушло и уже не говорит его.
Нам невролог поставил задержку моторного р-я, прописал ванны с морской солью. Поедем вот на днях принимать
рыбу еще не ввела – аллергик. но запомню по поводу рыбьего жиры, осенью-зимой пропьем курс обязательно. спасибо.
Спасибо. Мы на днях уезжаем на море до осени. Если не будет прогресса там, то вернемся и обратимся в центр неврологии.
вот были сегодня у одного невролога. Поставила ЗМР.
Дала направление на дневной стационар в поликлинику нашу. Сказала надо в комплексе делать и массаж, и физио процедуры. Узи головы еще раз повторить.
Вот завтра пойду первый раз, посмотрю что она там назначила. Ходить 2 недели будем.
удачи вам. пусть все будет на пользу и поможет.
В этом возрасте еще рано говорить об аллергии, скорее просто печень не дозрела. У нашего сына была бешеная реакция на гречку (уже даже не знали, с чего ввести прикорм), обсыпало и живот, и даже за ушами. А рыбу ел совершенно спокойно. Попробуйте отварить треску или немножко минтая, поблендерить с рисом. Нам рыбий жир как раз конкретно уменьшал проблемы с кожей. Всё настолько индивидуально!
Сил Вам и терпения. Перерастёте! Доказано на практике: спокойствие мамы действует мощнее всех антигистаминных препаратов
были сегодня еще у одного невролога.
Он сказал, что да, задержка небольшая есть, но некритичная. Месяца через 2 точно пойдет.
Выписал пантогам и элькар. Уколы сказал не надо никакие колоть.
Ну и плюс еще один курс массажа и электрофорез на спину и шею. Электрофорез уже делаем с этой недели.
ну, ничего страшного. он же еще совсем маленький. Вот начинайте как раз заниматься. чтобы к 2-2,5 годам 0н знал: 4 цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 4 фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), животных, птиц хотябы самых основных. Начинайте учить времена года. Начинайте лепить, рисовать, клеить. На все это продаются книжки классные. Я со своими учила все по карточкам гленна Домана. Когда сын был маленький, тоже книжки не очень. так я купила столик со стульчиком для малышей. А на столике нарисованы алфавит, цвета, фигуры, и т.д. Сыну очень понра. По этому столику и учились.
Он там будет и побольше чем от путешествий летом с ребенком по врачам уж точно
У нас указательный жест появился около года, бабушка один раз ему показала и все. Если указательного жеста нет, то стоит сходить к хорошему психологу, т.к. это тревожный знак.
должен уже уметь читать, писать и рассказывать стихи?
водите на массаж и плавайте в ванной. плюс делайте массаж пальчиков, играйте в пальчиковые игры. и к врачу.
Источник
анонимно, Женщина, 26 лет
Здравствуйте, нашему сыну 1 год 4 месяца. В последние месяцы стала замечать, что он перестал что-либо усваивать. Говорить он не умеет, разговаривает только на ,,своем детском,, языке чаще всего используя слоги та,эта,ся,тысь,нана. Осознанно говорит только ,,ррр,, – это у него машинка. Я его всему учу, всё стараюсь показывать, но он ничего не хочет повторять. Целый день может играть машинками, доставать всё из шкафов (правда иногда может и обратно вещи сложить), бегать, шалить. Умеет он немного: по настроению собирает пирамидку вразнобой или частично, строит башню из кубиков и сам же удивляется что построил(не словами, а звуками), рисует отсилы 1-2 минуты палочки, любит слушать стихи, но не более 5 минут, потом начинает закрывать книгу, может выложить вещи из коробочки и складывать обратно, танцует под понравившуюся музыку, изредка может подражать: делает вид,что пылесосит или расчесывается, учится ловить мячик. Меня беспокоит, что он не умеет кушать сам, даже поильник воспринимает больше как игрушку, горшка боится, вещи по просьбе не приносит, вещи которые мне приносит может дать в руки но чаще просто кидает, не показывает где носик-глазки, не показывает по просьбе животных в книжках, из родных никого не показывает пальцем, он обычно показывает пальцем на то,что ему нужно или когда хочет узнать что это тычет пальцем и говорит ,,та,, или ,,эта,,. Скажите пожалуйста, на ваш взгляд у нас большие проблемы с развитием и на что это больше похоже: аутизм или задержка развития?
детский и подростковый психиатр
А уравнения с тремя неизвестными он не решает? Ребенку год и четыре. Пока что все нормально.
анонимно
Здравствуйте, хотела уточнить по вопросу. Во всех источниках, где я читала о развитии ребёнка пишут, что в год малыш должен говорить 5-10 слов, а к 2 годам должен говорить до 200 слов. Нам год и четыре и он лепечет только на малышковом, ничего не разобрать. Также пишут, что должен выполнять простые просьбы: принеси, подай, чего он тоже не понимает и не делает, поэтому пугают задержкой развития и даже аутизмом. Будьте добры, подскажите, эти все нормы относительны или стоит что то уже предпринять, например, поводить на занятия, или показать неврологу?
Есть несколько аспектов. Во первых, если Вы подсчитаете сколько слов в обиходе используете Вы сами – Вы будете удивлены. Во вторых, впечатление о малыше складывается из описательного контекста. Если у ребенка есть эмпатия, подражание, ролевая игра – то скорее всего это не аутизм. В умных книжках”, а тем более, в интернет статьях, часто выдают желаемое за действительное. Есть определенные границы, в которые укладывается среднестатистическое. Но сами границы – куда более широки, нежели стреднестатистическое. Пока что (исходя исключительно из описания, ибо я не видел ребенка) у меня не складывается ощущения ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ патологии у Вашего, менее, чем полуторагодовалого, дитяти. ЗРР – к логопедам. Дорастите до двух лет и, если будет патология, обращайтесь. Здоровья Вам! 🙂
анонимно
Здравствуйте!! Я ранее Вам писала о развитии ребенка, т.к. всё время думаю на аутизм. Спустя месяц по-прежнему нет изменений в развитии. Ребенок также говорит те же слоги, не относящиеся похоже ни к чему, также не умеет выполнять просьбы ,,дай,, ,,принеси,, ,,сядь,,. Не показывает где мама, папа, не показывает животных, игрушки и мебель, но жест указательный есть, ведь когда ему что-то надо тычет пальцем и говорит ,,та,, или просто показывает что нужно. Часто до него невозможно дозваться, а иногда откликается на имя сразу. Смотрит в глаза, но не всегда, а если смотрит, что происходит часто, то прямо в глаза, улыбается, иногда смотрит и ждет реакцию, например, когда звонит домофон, или может смотреть и обезьянничать. Слух и зрение точно в норме, тогда не понимаю, что это. К неврологу через 5 дней, но хотелось бы с Вами проконсультироваться. Ребенок не говорит нормально, но говорит на своем детском языке, иногда жестикулируя как взрослый, будто что-то объясняет. По прежнему терпеть не может сидеть за книжками, но сегодня наконец-то начал осваивать лепку из пластилина, катая его между пальцами и прижимая его к бумаге. Пазлы не собирает, но умеет складывать их обратно в коробку. Ложкой пытался сегодня орудовать чуть чуть, из чашки пьет только когда ее держу я. На горшок не ходим. Подражает нам не часто. Может ,,типа,, пылесосить, или высунуть язык как я, как то сходил за своим молотком, когда папа ремонтировал табуретку своим. От чего может быть такое отставание, ведь другие дети уже говорят и приносят мамам пульты от телевизора и игрушки по просьбе. Скажите пожалуйста, судя по описанию, видны ли у нас аутизм или аутичное поведение??
Здравствуйте! Не накручивайте себя! Поймите – он еще чрезмерно мал и пока что укладывается в нормотипичные границы (я говорю исключительно о психиатрии). Если Вы хотите более расширенной консультации, но надо общаться с Вами более плотно и задать ряд уточняющих вопросов.
анонимно
Здравствуйте, хотелось бы конечно знать точнее, т.к. очень боюсь диагноза аутизм у своего малыша, если Вас не затруднит, можно ли как-то это узнать??
Мои координаты для консультаций написаны в моем профиле
Источник
Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.
Основные этапы развития речи ребенка
Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.
Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.
Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.
С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя. В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными.
К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.
К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.
К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.
После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов. В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку». При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко. К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.
Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.
Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить.
Речь развивается постепенно
Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время. Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год. Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь. Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.
Причины задержки речевого развития
Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.
Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.
Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?
Почему нужно петь колыбельные
Пение колыбельных – это важная часть воспитания ребенка. Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор. Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.
Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу. Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно. Пойте эти колыбельные хотя бы до года.
К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.
Говорите с ребенком как можно больше
Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.
Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами. В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.
Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.
Как разговаривать с ребенком
- Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.
- Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
- Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
- Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
- Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.
Сад логопедический или обычный?
Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие.
Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада. Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии. Она проходит с февраля по июнь. Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием. Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.
Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков. Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки. В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев.
Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет – так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков. В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.
Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия.
И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы. Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.
Как предотвратить заикание
Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы. Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться. Чаще всего это происходит в 2,5-3 года. Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание – самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.
Соска и речевое развитие ребенка
Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития – длительное использование сосок и длительное кормление грудью. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования. В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно – мешает соска или грудь.
Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать. После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью. Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.
Это же относится и к материнской груди. Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того. Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.
Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным. А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.
Гаджеты: вред или польза
Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя. Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие.
В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И я согласна с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком. Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость.
В глушь, в деревню
Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием. Самое лучшее – на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.
Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!
Источник