Ребенок 1 год не произносит слоги

Ребенок 1 год не произносит слоги thumbnail

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго – своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8-9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100-200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1-2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5-3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4-5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8-9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» – все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».
Читайте также:  Ребенку 1 год сопли что делать комаровский

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили!

– Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Источник

Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».

Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.

Физиологические причины

Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.

В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.

Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.

Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.

Нарушения речи

Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.

Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:

  • неправильная артикуляция;
  • патологии ритмики и темпа произношения;
  • дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
  • ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.

Неправильная артикуляция

В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.

Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.

Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.

Патологии темпа и ритмики речи

Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.

Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.

Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.

Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.

Читайте также:  Чем накормить ребенка утром 1 год

Дефекты, обусловленные проблемами со слухом

Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.

Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.

Недоразвитие речи или ее утрата

Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.

Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.

Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.

При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.

При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).

В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.

Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.

Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.

Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.

Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Источник

408 просмотров

4 июня 2019

Добрый день!

Ребенку 1 год 1 месяц. Не ходит (только вдоль опоры), начинает понемногу стоять без опоры, активно ползает на четвереньках, залезает на ступеньки, невысокие предметы мебели. Слов нет, слоги говорит активно, в основном да-да-да, нет жестов, не машет ручкой, хлопает в ладоши, когда сам хочет, не по просьбе. Просьбы выполняет редко, на имя отзывается, но не всегда, когда чем то сосредоточен надо несколько раз звать, действия взрослых не повторяет. Пирамидки, кубики не собирает, только рушит. Любит все катать, бросать, кидать с высоты. Детские книги не очень любит, пытается схватить ручкой рисунок или поцеловать, не получается – уходит, но может долго переворачивать страницы яркого каталога. К музыке равнодушен, но в музыкальные игрушки играет. При этом – веселый, смотрит в глаза, любит когда хвалят, с удовольствием играет в прятки и ку-ку, различает своих-чужих, любит открывать шкафы и все перекладывать или выкидывать, много смеется, к другим детям может как проявлять равнодушие так и улыбаться и трогать их.

Невролог в поликлинике на осмотре в 1 год сказал все в норме.

Стоит ли переживать и показывать ребенка другим специалистам или ждать появления навыков и больше заниматься?

Хронические болезни: ППЦНС

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Педиатр

Здравствуйте,какой вес и рост у ребенка?

Сколько зубов?

Витамин Д ежедневно получаете?

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Дарья, 79 см, 10,38 кг, зубов на сегодня 12, еще 2 через пару дней выйдут. В полгода было 8 зубов, потом полгода ни одного, а сейчас пачкой идут. Витамин Д ежедневно (кроме перерывов на 5 дней после прививок)

Педиатр

Здравствуйте! Старайтесь понять, что его очень интересует и ‘ нанизывать” на это интерес вариации игр, куда в последующем потихоньку включите элементы того, что не очень интересует. Больше тактильного контакта( массажи плавание, танцы по мере возможности, анималотерария, пальчиковые краски)

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Маргуба, про пальчиковые краски вопрос – недавно попробовали, он моментально окунул палец в баночку и весьма щедрую порцию отправил в рот, очень плакал потом. В рот идет сейчас все, может из-за зубов. Нормальная ли реакция?

Стоматолог, Детский стоматолог

Больше занимайтесь и играйте с ребенком, у всех индивидуальное развитие

Читайте также:  Лимфоузлы у ребенка 1 год на голове

Офтальмолог, Окулист

Не вижу никакой проблемы у вашего ребенка, с ваших слов

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Иван, отсутствие указательного жеста и хотя бы одного слова пишут критично, до какого возраста можно спокойно их ждать?

Педиатр

Ваше развитие имеет место быть в год.

Все параметры хорошие.

Нужно больше разговаривать с ребенком!

Играть в совместные игры, заниматься гимнастикой ( массаж здесь ничем не поможет).

Не беспокойтесь,все индивидуально

Педиатр

Ок, можно не пальчиковые краски, а что- то с* едобное и и окрашенное. То же миндальное тесто для лепки, например( марципан)

Суть в том, что для развития ребенка надо импользоапт все его 5 органов чувств.( Игра с завязанными глазами кимло- сладекр лимон- яблоко, мягко- твердо, ежик- белочка, пахнет цветочек или огурец и ТД)

Бассейн сухой, писки- визги, брызги – эмоции!)

Офтальмолог, Окулист

Не ищите проблемы там, где их нет. Лучше лишний раз уделите внимание самому ребенку, играйте с ним, разговаривайте – это важнее

Хирург

Анастасия , здравствуйте !

Всё у Вашего ребёнка хорошо ! Пообщайтесь , поиграйте с ребёнком чаще ! Если даже этого не сделаете, всё равно всё будет хорошо ! Здесь уместно приводить слова артиста Владимира Этуша из известного фильма, – “торопиться не надо !” !

Фтизиатр

Анастасия, у Вас хороший здоровый ребенок. В год это все нормально. Не торопите его. Если очень будете тревожиться, обратитесь к детскому психологу. Но мне кажется, это лишнее. Играйте с ним в любые игры и все время разговаривайте. Удачи Вам и Вашему малышу.

Детский невролог, Невролог

Здравствуйте! Проблемы нет, не переживайте. Все дети индивидуальны. В целом все по возрасту. Учите как «говорят» животные, побольше говорите с ребёнком, пойте песенки. Не настаивайте если какое- то занятие не нравится ребёнку, отложите его на несколько дней. В этом возрасте дети больше любят ломать, стройте пирамиды сами и предлагайте малышу сломать

Детский невролог, Невролог

Скоро слоги будут собираться в слова. Главное не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Сейчас мамочки друг перед другом хвалятся своими детьми, невероятными достижениями, одни на горшок с 6 месяцев просятся другие алфавит знают… не всегда это так на самом деле

Детский невролог, Невролог

Будьте спокойны и будет спокоен ваш малыш, любите и не торопите его, все будет

Педиатр

Здравствуйте нсг делали когда?

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Елена, здравствуйте! В 1 месяц, все нормально было

Терапевт, Эндокринолог

Здравствуйте! Все нормы развития детей – это значения усреднённые. Точно также как набор веса и прибавка роста. Общайтесь с ребенком, показывайте ему больше и все будет хорошо. У всех детей свои особенности и не стоит паниковать, если что-то у вас не так, как у другого ребенка

Педиатр

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Педиатр

Анастасия, 4 июня 2019

Клиент

Елена, совсем маленький остался, сама сейчас пощупала

Педиатр

Возможно Узи сделать можно, Обратитесь к неврологу другому

Тонус скорее всего есть, по этому не ходит самостоятельно, жест должен быть указательный, говорить желательно должен, но до 3 лет, сейчас норма

Педиатр, Терапевт, Массажист

По вашему описанию Я совершенно не заметила никаких проблем. Вот здесь есть тест на ранний аутистические расстройства. Только он с полутора лет. Но вы можете приблизительно прикинуть на вашего ребёнка.

https://zdoroviimalish.ru/2019/03/08/test-na-autizm-dlya-detej-ot-16-do-30-mesyatsev/

Анастасия, 5 июня 2019

Клиент

Наталья, 12 баллов из 20… конечно, этот тест еще совсем не по возрасту, но как то совсем стало неспокойно.

Диетолог, Терапевт

Анастасия,добрый день. вы, как и любая мама, очень беспокоитесь за своего малыша. Пока нет повода для беспокойства, развивается по возрасту. Просто уделяйте ему внимание и все. Если самостоятельно не ходит, не заставляйте, он должен набегаться на четвереньках, чтобы укрепить мышцы спины.

Может вас беспокоит что-то еще?

Анастасия, 5 июня 2019

Клиент

Елена, беспокоит то, что не выполняет просьбы и нет указательного жеста. Не знаю – то ли не понимает, то ли не хочет

Невролог, Детский невролог

Здравствуйте!

Как говорит всеми известный врач-педиатр Комаровский:”не подходите к ребенку с точки зрения математики”. Дети существа непредсказуемые. Сегодня ходит на четвереньках, завтра сделает первый шаг. Сегодня лепечет, завтра скажет мама. Просто стоит ребенку чуть-чуть помогать. Например, чтобы пошел, нужно массаж, нужно опередить цель- поставить игрушку и пусть к ней тянется.

По поводу речи – больше разговаривайте. Повторяйте за ним его лепет. Затем он сам будет за вами повторять. Чтобы изображал животных – идите от обратного. Например, ребенок издает звук ммммм, а вы ему-” кто так говорит? Корова?” Так он и научится.

Еще вам в помощь “школа семи гномов”1+. Отличные книжки, которые действительно помощники родителям и детям в развитии.

Диетолог, Терапевт

Анастасия, каждый ребенок это индивидуальность во всех отношениях. И у каждого свой ритм развития. Во всех остальных отношениях все по возрасту .

в это возрасте далеко не у всех есть уаазующие жесты, и почти ни у кого – выполнения просьб, за редким исключением.

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою медицинскую консультацию онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник