Ребенок 1 год не повторяет действия

Ребенок 1 год не повторяет действия thumbnail

Ребёнок без проблем в развитии очень рано начинает повторять за своим родителем. Например, когда мама ест ложкой при малыше, он может выхватить ложку у неё и начать пытаться орудовать ложкой самостоятельно, повторяя мамины действия. Дети могут начать это делать уже в 5-6 месяцев.

В возрасте 1-1,5 года малыши начинают играть в первые сюжетно-ролевые игры, основанные на подражании: кормят игрушки, укладывают их спать, протирают тряпкой мебель, катают машинки и т.д. Тогда же начинает активно развиваться речь – ребёнок следит за движениями рта взрослого, слушает как говорят взрослые и пытается подражать.

Для родителей детей с аутизмом такие вещи могут показаться чем-то из области фантастики. Алаликам, кстати, проблемы с имитацией тоже свойственны – это одна из причин, почему их так сложно учить говорить. Наши дети не повторяют за нами. Это сильно затрудняет всё: от обучения бытовым навыкам до развития речи потому, что имитация – основа обучения.

фото из открытых источников

Аутисты на самом деле часто повторяют какие-то действия как бы мимоходом. Многие из них, например, умеют кушать ложкой – это умение, как я уже говорила выше, тоже требует подражания. Но эта имитация у них неосознанная. Для успешного обучения нам требуется именно осознанное повторение.

Осознанная имитация это та, где вы скажете ребёнку: “Сделай так” или “Повтори”, покажете что-то и он за вами повторит.

Здесь нельзяиспользовать фразы типа “Подними руку”. Нужно говорить именно “Сделай так/повтори” и показывать действие! Почему? Потому что фраза “Подними руку” рассчитана на понимание инструкций и речи, нам же надо именно чтобы ребёнок делал что-то по образцу, ПОВТОРЯЯ за взрослым.

Для детей с аутизмом имитация представляет трудную задачу, потому что приходится делать то, чего они обычно стараются избегать – общаться и концентрироваться на других людях. Поэтому все занятия должны проходить без негатива, чтобы не отпугивать ребёнка от общения.

Здесь действуют те же правила, что и в обычных занятиях на развитие:

  • Максимально тихое, спокойное место без лишних игрушек, отвлекающих предметов;
  • Активно хвалим и поощряем за КАЖДОЕ повторение.

На занятии отрабатываем 2-3 просьбы. Каждая просьба повторяется 3-5 раз – смотрим по ребёнку и его усталости/желания работать.

Если вы видите, что какие-то инструкции ребёнок освоил хорошо, заменяйте их на новые, но не более одной новой инструкции за раз. То есть, малыш научился очень хорошо топать ногой, средне хлопать в ладоши и давать руку. Топанье ногой заменяем на новую инструкцию. Новые всегда показываем после того, как отработаем старые.

Проще всего начинать с имитаций движений крупной моторики. Эти занятия хороши тем, что, во-первых, вам не надо ничего покупать и печатать, а во-вторых, ребёнок учится понимать своё тело и им управлять.

Задание выглядит так: садимся перед ребёнком, говорим “Сделай так” и, например, хлопаем в ладоши.

Хлопки в ладоши хороши тем, что дети часто делают их самостоятельно и ещё они производят достаточно громкие, привлекающие внимание звуки.

Если ребёнок не понимает чего от него хотят, есть несколько способов решить эту проблему:

  1. Выполняем инструкцию с физической подсказкой – делаем то, что нужно, его руками/ногами;
  2. Может помочь имитация других членов семьи: например, папа или бабушка могут на вашу фразу “Сделай так” вместе с вами выполнять действия. Так мы пробуждаем в мозге ребёнка зеркальные нейроны, которые ответственны за повторение. Эти нейроны активируются при наблюдении за действиями других людей;
  3. Иногда бывает трудно добиться повторения потому, что ребёнок на вас просто не смотрит. Для решения этой проблемы есть небольшой лайфхак – используйте зеркало! И аутисты, и алалики могут избегать прямого наблюдения за родителем, но почему-то через такой предмет, как зеркало, от них получается добиться неплохого внимания.

Другие задания, кроме хлопанья, на повторение с крупной моторикой (от простого к сложному):

Когда ребёнок более-менее освоится с крупной моторикой, можно начать делать артикуляционную гимнастику. Это особенно полезно, если у ребёнка проблемы с тонусом мышц рта. Например, у нас почти до 3-ёх лет текли слюни. Именно работа с мышцами рта помогла избавиться от этого.

Каждое упражнение рассчитано на хотя бы 3-5 секунд удерживания рта в определенной позиции и 3-5 повторений. Садимся перед зеркалом, говорим “Сделай так” и выполняем следующие упражнения по артикуляционной гимнастике:

После того, как ребёнок научится выполнять простые действия с собственным телом, можно ввести занятия с игрушками по образцу.

В этом плане хорошо работает выкладка мозаики по образцу на картинке.

Делаете фото, распечатываете пример, показываете малышу как собирать. Дальше предлагаете повторить при помощи всё той же фразы “Сделай так“.

Сначала можно использовать самые простые конструкции без смысла – выкладывать линии, детали через одну и т.д.

Дальше самые простые рисунки: солнышко, облачко, листок – с них проще начинать, потому что требуется только один цвет. Позже можно добавить один цветочек (2 цвета), затем много цветков. Когда ребёнок освоился с простыми рисунками, вводим более сложные.

изображение из открытых источников

изображение из открытых источников

Из игр мне ещё очень нравится выкладка картинок из палочек Кюизинера (это такой вид цветных счётных палочек). Они кстати, попроще, чем мозаика, потому что ребенку предлагается выкладывать рисунок прямо на образец – то есть, задача повторить сохраняется, но ребенок испытывает не такое сильное давление на внимание и ему не так сложно. Есть очень простые варианты с маленьким количеством деталей:

изображение из открытых источников

Есть посложнее:

изображение из открытых источников

Очень хорошо в тренировках на имитацию то, что после её появления у многих аутистов и алаликов проходит отношение к взрослым как к этакой марионеточной кукле.

Если вам знакома картина, когда ребёнок пытается что-то сделать вашими руками, показывает пальцем не сам, а вашей рукой, сам отказывается играть с игрушками, а вас заставляет, то после выработки имитации этот аутический симптом у ребёнка может пройти или хотя бы смягчиться. Всё потому, что ребёнок начинает воспринимать взрослого как учителя, а не просто как вещь и инструмент для исполнения каких-то своих желаний.

Читайте также:  Порция ребенка в 1 год 3 месяца

Как всегда, спасибо всем, что читаете меня!

Подписывайтесь на канал и ставьте лайк 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Учим особых малышей базовым цветам и формам интересно и без зубрёжки

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Первые развивающие игрушки для детей с алалией, аутизмом и ЗПР

Источник

Девочка, 2 года 9 мес., не говорит, не повторяет действия.

Здравствуйте!
Моей дочери Татьяне сейчас 2 года 9 мес. Родилась в 40 недель, вес 3 кг., рост 50 см., окр. головы 35 см., окр. гр. клетки 34 см. Родилась путем кесарева сечения в связи с тем что, за 15 мин до родов у ребенка остановилось сердце . На операционном столе делали УЗИ и специалист облегченно сказала, что сердце забилось – 56 ударов в минуту.
С самого рождения была очень беспокойная. Было 2 состояния – либо она спит, либо она кричит. Первые 2 месяца я просидела с ней на руках, т.к. даже если она спала, ее невозможно было положить. Удавалось положить в кроватку только ночью. Сон был очень чуткий, просыпалась от каждого шороха, поправить одеяло, подвинуть ножку, ручку нельзя – тут же будет крик. Кроме этого она закидывала голову назад и у нее был тремор подбородка, срыгивала (до 4,5 мес). Невролог (конс. в 1 мес) сказала что, все нормально, даже то что она ножки передвигала крестом, а кулачки сжаты. В 2 мес. она стала переворачиваться с живота на спину. Было впечатление, что ее выламывает. Крик был бесконечный, почти не спала. Невролог опять сказала, что все нормально, а то что она переворачивается, это значит что ребенок так хочет. Он решил, что уже может. Выписала, рецепт на микстуру из травки. Диагноз ППЦНС. Об этом узнала после года, до этого карточку на руки не давали. В 4 мес. делали массаж т.к Танюшка была вся скована. Поплавать в ванной (как учили) было не возможно т.к. она вся была напряжена (без ванной тоже) кулаки сжаты, руки плотно прижаты к телу, ноги притянуты к животу. После массажа стала спокойнее, расслабленнее, срыгивать стала меньше на 5 день массажа. Садиться, ползать, стоять – все позже на 2 мес. В 11 мес. не могла сама встать у опоры. Если поставишь падала плашмя на спину. Пошла в 1 год 1 мес.
В 1 год 8 мес. я решила, что мы развиваемся как то не так, по сравнению со старшей дочерью и сверстниками.
1. ни чего не говорит, только мычит, указующего жеста нет.
2. На имя не отзывалась.
3. Книжки ни когда не читала, вырывала у меня и вышвыривала, даже если я просто в стороне читала вслух. Если самостоятельно находила книжку, зарисовывала ручкой глаза.
4. Ни чего не показывала и не выполняла просьбы.
5. На сестру не обращала внимания (разница почти 11 лет).
6. В пальчиковые игры не играла, вообще не любит когда к ней прикасаются. С самого младенчества, вырывала руки, выкручивалась. Массаж до 1 года делали 3 раза – это был шок у всех. Отвлечь было нельзя ни чем.
7. играла сама с собой, наши правила не принимала. Совместная игра заключалась в том, что она усаживала меня или папу посередине зала, обкладывала игрушками и накрывала одеялом, потом залазила под одеяло и этим была довольна. При этом мы не могли даже пальчиком пошевелить, сразу крик.
Невролог поставила диагноз ММД. Принимали фенибут, кортексин. Стала отзываться на имя.
Потом принимали пантогам, глиатилин. Появились первые слова – иди, няу (мяу), ки (киса), то тан (кто там), ав-ав (собака), ка-ка (ку-ку), сё (всё, нету – говорила когда спрячет за спиной телефон). Потом «иди», «всё» и «кто там» говорить перестала. Остальные говорит крайне редко, кроме кисы. Затем церебролизин, но было впечатление, что все это зря, потому что кроме этого больше сдвигов не было.
В 2 года 5 мес. изменен диагноз на ЗПРР. пропили пантокальцин
В 2 года 7 мес. Пропили когитум, кортексин, магне В6. Не знаю что помогло лекарства или то что я делала массаж рук суджоком + кроме моих с ней занятий, занимались в развивающем центре. Ходили только июнь (дальше отпуск). В группу с детьми вошла спокойно, но их не заметила.(20 мин. прошло спокойно, потом зашла я) Ходила сама по себе и как всегда, все что могла взять сносила в одну кучу. Единственное что делала – это водила хоровод, рисовала, лепила (катать колбаски и шарики не может, отщипывает и расплющивает). Преподаватель сказала, что наше развитие где то на 1,5 года. Еще мы завели кота.
На сегодняшний день (2г.9мес) Танюша может:
1.выполнить бытовую просьбу (сесть, встать, выкинуть мусор, идти купаться, кушать, спать и т.д.).
2. по просьбе дает то, что находится перед ней, если указать на предмет пальцем. Вложенный в руки предмет по просьбе отнесет папе или сестре.
3. Появился указующий жест (1 мес. назад).
4. Бегает со старшими детьми, играет с ними. 2 недели назад бросила мне мяч, раньше брала его и убегала.
5. общается с сестрой – просит что нибудь дать, покружить ее, включить мультик.
6. Можно поймать взгляд глазами. После ежедневного завязывания хвостика, просила посмотреть на меня, что бы проверить по центру ли он находится. Я сама приподнимала голову, но глаза при этом она устремляла в пол. Потом мы иногда встречались глазами. После чего при встрече взглядом она стала смеяться. Сейчас можно встретиться взглядом в других местах.
7. По просьбе кормит животных, укладывает куклу спать. В коляске катает только кубики.
8. появились новые слова ба-бух (ба-бах), му (корова мычит), протяжное «у» (ветер шумит), снова стала говорить «то тан» (кто там). Говорила около 3 недель «ням-ням», теперь не говорит. Остальное только на своем языке. Может долго перед зеркалом что то рассказывать, поворачиваться что бы посмотреть на себя сзади, ручками что то показывает.
Что меня беспокоит:
1. Не смотрит на то действие, которое я ей показываю. Сидит занимается тем что у нее в руках, если поднести по направлению взгляда, то что хочу показать, она либо спокойно отодвигается или с недовольством уходит. Практически не смотрит в глаза. Не повторяет за мной потопать ножками, похлопать ручками.
2. Не разрешает себя трогать. Массаж рук делаю только с мультфильмом. Или мультик с массажем или ни чего. Она выбирает первое и почти всегда покорно сидит около 20 мин.
3. По просьбе (не указывая пальцем на предмет) ни чего не показывает и не дает.
2. категорически отказывается читать книжки и что либо показывать.
3. в логические игры играет однотипно (как сама хочет или как успею показать в первый раз). Например – вставляющиеся один в другой кубики. Показала ей, что можно составить пирамидой в первый день знакомства с кубиками (8 мес. назад), все больше ни чего нельзя, ни ступеньками составить, ни перевернуть их.
4. с карточками или лото полноценно играет, только один раз. Хотела дать 2 поля по 10 картинок, она забрала все 4. Я отдавала ей карточки, Танюша безошибочно, почти мгновенно раскладывала их на соответствующее место. Все, в следующий раз положила только 4 карточки и убежала, больше даже глядеть на них не хочет. Разрезные картинки или пазлы, даже из 2-х штук не собирает, просто кидает к тому месту где должно лежать, совмещать ей некогда, надо бежать куда то.
5.На детской площадке как и дома носится как уроган. Детей игнорирует. Там полазает, тут посидит, там скатится. Зайдет в песочницу начинает отбирать игрушки, но и свои не возражает что бы кто то брал. Не возражает что бы ей в ведерко кто то подсыпал песочка. Стоит смотрит, а потом продолжает дальше свое занятие. Но очень будет кричать если кто то перевернет ее ведерко с камушками и веточками.
6. И самое главное не появляется новых слов.
Я надеюсь у нас не тяжелый случай.
Вопросы следующие:
1. Невролог назначила энцефабол, интуиция мне подсказывает хватит пичкать ребенка таблетками, лучше развивающих игр ничего нет и съездить на море. Правильно ли я думаю?
2. Как привлекать ее внимание к тем действиям, которые я ей хочу показать, в том числе и чтение книг. Мне кажется, без них мы общаемся только на бытовом уровне.
3. Как завлечь играть в пальчиковые игры т.к. кроме массажа, с руками ни чего нельзя делать с младенчества.
4. Что делать если она не хочет играть с развивающими лото и т.д. больше одного раза. Может быть я как то неправильно себя веду и с ней разговариваю. Я спокойно воспринимаю любой исход нашего общения. Не хочешь это, давай то. Не раздражаюсь, не психую. Если совсем ничем не могу заинтересовать, отстаю от нее. Может надо настаивать? А смысл?
5. Ну и самое главное как Танюшку разговорить. Те слова, которые имеются, она произносит в исключительных случаях. По просьбе не повторяет.

Читайте также:  Логопедические песенки для ребенка 1 года

Извините, что так много написала, хотелось подробнее.

Источник

Мой ребёнок начал говорить три месяца назад и с развитием речи, примерно месяц назад, он стал повторять за мной абсолютно всё. Например, я говорю ему:

“Сынок, иди кушать! “

Ребёнок повторяет за мной эту же фразу, но не полностью, а её часть:

“Иди кушать”

Когда я стала чаще слышать эти повторения, я, скажу Вам честно, напряглась очень сильно, потому что совсем недавно мы посетили психиатра и страшного ничего она не разглядела в моём ребёнке, а тут вроде как эхолалить начал.

Очень интересная игра из книжки, берите на заметку.

Рассудок мой мне говорил, что паниковать не стоит, потому что ребёнок повторяет, ну а как ему по другому развивать свою речь? Только методом повторения и тут я решила разобраться с вопросом как отличить эхолалию от обычного детского повторения и стоить ли вообще бить тревогу по этому поводу?

Что такое эхолалия?

Эхолалия – это повторение ребёнком слов, звуков или целых предложений за Вами, за другими людьми, а, возможно даже, за героями мультфильмов.Эхолалия бывает немедленная, то есть Вы сказали, а ребёнок тут же повторил, а бывает -отсроченная, то есть он повторил через какое-то время.

Когда НЕ стоит бить тревогу по поводу эхолалии?

Самое первое, что я прочитала во всех источниках, что Эхолалия – это норма до трёх лет, именно с помощью этого способа ребёнок учиться строить предложения, развивать и пополнять свою речь. Он повторяет за Вами, он копирует Вас, но при условии, что он понимает о чём говорит и применяет её по ситуации, например, не должно быть такого:

“Сынок, ты пойдёшь кушать? “

А сынок Вам точный пересказ из мультика, который даже не в тему Вашего вопроса.

Нормой считается эхолалия такого типа, на тот же вопрос, ребёнок может ответить:

“Кушать… (Молчание и обдумыванин слова) , ДА!

То есть ребёнок повторил Ваше слово, чтобы его понять и ответил Вам на вопрос.

Так же нормой считается эхолалия- соглашение, когда ребёнок может сказать слово ” Нет “, а ” Да” у него не получается. Например, Вы у ребёнка что-то спрашиваете, а он не знает как ответить, поэтому повторяет за Вами (обычно последнее слово), выражая таким образом согласие, очень часто такая эхолалия сопровождается кивком, например:

“Ты будешь кушать?

Ответ ребёнка:

” Кушать (при этом он может кивать головой). “

Ещё одна норма- это многократное повторение слова ребёнком в течение дня.

“Муравей- слово, которое понравилось ребёнку из этой книги. И он его повторял целый день.

Эта ситуация очень напоминает обучение иностранному языку, когда Вы много раз повторяете одно и тоже слово, чтобы запомнить как оно произносится и его значение. Тоже самое делает и Ваш ребёнок.

А вообще загадки по типу “закончи предложение” очень нравятся детям и отлично подходят для развития речи.

Такая ситуация не длится долго, а потом слово прочно входит в активный словарный запас и применяется по назначению.

Читайте также:  Сколько платят за рождение 1 ребенка в 2016 году в украине

В норме речь у ребёнка формируется в два этапа: 6-12 месяцев и с 2-3 лет. В этом возрасте, детям свойственно подражать речи взрослых, копировать её и цитировать, чтобы пополнять свой словарный запас и учиться общению с другими людьми. Эхолалия – это способ научиться говорить, поэтому не стоит бить тревогу сразу,если Вы заметили её в речи Вашего ребёнка. Но если к четырём годам эхолалия не проходит, речь не развивается и ребёнок не применяет её по назначению, то стоит показать ребёнка специалистам. Это могут быть: психолог, психоневролог, логопед или коррекционный педагог.

__ __ __

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!

Источник

Вопрос в теме. Сын очень редко копирует жесты других людей. ЭЭГ сделали. Ждём результат + невролог на записи. Может было у кого такое?

Как понять повторять жесты? У меня дочь, например, категорически не хотела повторять за мной пальчиковые игры, только в 3 года более-менее и то чуть-чуть.
На памяти только то, что указательный жест должен быть… как маркер подозрительный. Про остальные не помню.

Аноним 592

,
В смысле копирует? Когда просят или он должен за всеми повторять всегда? Мои и на вопросы отвечали по желанию. Врачи тесты если проводили искали подход как сделать чтоб ребенок сделал что они хотят. Обсолютно здоровые дети, со своими характерами и мнением. В садике привыкли, что на занятиях надо отвечать, если спрашивают.

Мне вот интересно, копировали что? Жесты? Звуки?
Моему вот скоро будет 1,9, ничего из предложенного в умных взрослых книжках про маленьких детей не повторяет. :omg:

Аноним 592

,
Моей почти 3. Только-только начинает копировать, повторять, и то не все и не всегда.

Спасибо за ответы. Немного успокоилась. Не любит гримасничать, если второй ребёнок это при нем делает. Не повторяет жесты. Чуть-чуть говорит.

Указательный жест то есть, то нет. В книжке может показать пальцем персонаж, если спросить, но не всех.

у меня дочь была упрямой, ни за кем не повторяла, просьбы показать что-то игнорировала
делала, если сама хотела, да и то не на публику
особенно бесила этим поведением врачей, у меня есть справка от окулиста!!! , что ребенок 2-х лет нуждается в приеме психиатра :gy: :gy:
нормальной спокойной девочкой растет, развитие как у всех детей

В этом возрасте важно наличие указательного жеста, понимание речи взрослого, наличие нескольких осознанных слов и разнообразные слоги. Если это все есть, то заморачиваться не стоит. Ээг сна сделали или короткое?

Аноним 802,
ЭЭГ сна и бодрствования сделали. Ждём приём невролога седьмого декабря Аронскинд. Надеюсь правильно фамилию написала. Есть около 5-7 осознанных слов. Слоги разные и много. Речь большей частью понимает. Иногда выполняет просьбы и иногда есть указательный жест.

Аноним 960,
Окулист разозлился :gy:

У меня иногда ощущение, что сын смотрит на наши намеренные кривляния и думает: у вас все дома? Я не дурак это повторять. :fool:

Я не понимаю, о повторении каких жестов идёт речь? Моей тоже 1,5 года, повторяет только когда старшие орут «ура» – тоже орет ура. Остальное сама по себе.

kvitek,
В книжках пишут, что ребёнок должен копировать пока- пока, привет-привет, как мама, например, кладет бельё в стиралку и т.п.

Аноним 592:

В книжках пишут, что ребёнок должен копировать пока- пока, привет-привет, как мама, например, кладет бельё в стиралку и т.п.

:scratch: «пока» научилась говорить из мультика, «привет» не говорит. Бельё в стиралку не кладёт, только режимы переключает(это считается как копирование?), посудомойку режимы переключает, мышку забирает и щёлкает ей, пальцами по айпаду водит(копирует?), шапку на голову надевает, сапоги(мои) на ноги, карандашом на бумаге черкает – неужели ваш ничего такого не делает? Это ведь всё по сути копирование
Если я ей буду рожи строить – она на меня будет смотреть как на дуру и ржать

Вот сейчас на напольные весы залезла и кнопку нажимает – копирует?

kvitek,
Мой крутит краны в ванной, мышь компьютерную стаскивает со стола, пульты все нежно любит – кнопки жмет, ящики и двери открывает, причём научился открывать дверь в кухне, нажав на 2 ручки сразу – там 2 дверцы, достаёт утварь на кухне, но не все. Кубики раскидывает, порой в горшок свой их складывает.

Аноним 592:

В книжках пишут

Мы книжек не читали и не знали что ребенок “должен” оказывается :gy:

Аноним 592:

Мой крутит краны в ванной, мышь компьютерную стаскивает со стола, пульты все нежно любит – кнопки жмет, ящики и двери открывает, причём научился открывать дверь в кухне, нажав на 2 ручки сразу – там 2 дверцы, достаёт утварь на кухне, но не все.

А как он этому учится? Разве не копирует? По сути всё обучение бытовой деятельности – копирование
Если он осваивает новое – он же не из воздуха всё это берёт, чаще всего смотрит на взрослых, потом сам делает
Просто некоторые дети реально обезьянки – делаешь что-то, а они сразу повторяют. А некоторые посмотрят 10-15 раз, осмыслят и только потом эти знания применяют. Или не применяют, если неинтересно.
Если сильно беспокоит – попробуйте комментировать то, что делаете. Например, говорить: «буду пылесосить», потом привлечь помогать, или «пойдём стирку складывать», «вот машина стирает», потом «отнеси в стирку»
Но если сразу не повторяет, то так и будет – сначала копит информацию, потом выдаёт новый навык

kvitek,
Спасибо за ответ. Посмотрим, что невролог скажет.

keera:

ничего из предложенного в умных взрослых книжках про маленьких детей не повторяет.

Эти книжки “умные” пишут не очень умные взрослые.

По моему проблема раздута из пальца.

Жить хорошо и жизнь хороша!))

Источник