Ребенок 1 год малоежка

В каких случаях есть мало для ребенка – норма, а в каких нет, и что делать родителям, чтобы накормить малоежку? На эти и другие вопросы отвечает врач-педиатр Елена Бельская.
Елена Бельская,
врач-педиатр первой квалификационной категории медицинского центра «Нордин»
Когда переживать стоит, а когда – нет
– Детки-«малоежки» дошкольного возраста нередко приходят на прием. Чаще ситуацией обеспокоены не столько матери, сколько бабушки. Они убеждены, что ребенок ест мало. Одно дело, когда это действительно так, другое – когда ребенку хорошо, но, по субъективным взглядам родных, он якобы недоедает.
Волноваться не стоит, если рост и вес малыша соответствуют его возрасту. Эту информацию родители обычно получают от педиатров на приеме. У врачей есть специальные таблицы. Не стоит переживать, если малыш изначально ел и продолжает есть немного, но делает это регулярно. При этом он активный и позитивный. Ведь у каждого из нас свои конституциональные и физиологические особенности, имеются они и у детей.
Причины отказа от еды или потребление ее в малом количестве могут быть и другими. Например, малыш заболел и аппетит естественным образом снизился. Или ребенок пошел в детский сад и, будучи эмоциональным, мало ест из-за переживаний. В таком случае тоже не стоит паниковать и сразу бежать к врачу.
– Если аппетит пропал внезапно, ребенок полностью отказывается от еды и речь не идет об избирательном желании поесть то или другое, стоит бить тревогу. Особенно, если родители не могут понять причину подобной ситуации. В таком случае желательно обратиться к педиатру. Доктор в случае необходимости направит к более узким специалистам.
Об обследованиях
– Дети не умеют симулировать. Ребенок может несколько преувеличить «картинку» или приукрасить, но жаловаться просто так малыш не будет. Иногда детям сложно локализовать боль, но это тоже не беда, поможет врач.
Как правило, для обследования и более ясного понимания ситуации детям назначаются анализ крови и кала. Врачи исключают наличие в организме малыша гельминтов, изучают особенности переваривания, проверяют на дисбактериоз. В некоторых случаях рекомендуется УЗИ органов брюшной полости и даже осмотр оториноларинголога.
Избирательный аппетит может встречаться даже у младенцев
Сегодня «малоежками» также иногда называют малышей с избирательным аппетитом. Их встречается много. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.
Если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него – грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.
– Избирательный аппетит в более старшем возрасте имеет несколько причин. Те же эмоциональные состояния ребенка, проблемы роста (временные), нарушения работы желудочно-кишечного тракта, связанные с ферментопатией. Если у родителей есть сомнения, лучше показать ребенка доктору.
Как накормить «малоежку»
От поведения мам и пап также зависит культура питания малыша. В последнее время современные матери практикуют такую вещь, как еда с ребенком из одной тарелки.
– Это значит, что если мама ест тушеные овощи, то и малыш ест их вместе с ней, причем с удовольствием. Если мама любит побаловать себя фастфудом, то и ребенок не откажется от такой еды.
Дети, как губки, впитывают все, что показывают на своем примере родители. Вот почему так важно прививать культуру еды с детства.
– Иногда можно приготовить ужин или обед вместе с ребенком. Еще один способ убедить сына или дочь есть – подавать пищу красиво. Также не помешает приучать малыша есть в спокойной обстановке и за столом, а не «кусочничать».
Взрослым следует понимать, что они сами не всегда потребляют пищу с одинаковым аппетитом. Не каждый раз нравится есть на завтрак кашу. Не нужно требовать этого и от детей. Время от времени желательно разрешать себе и ребенку действовать не по привычному сценарию.
– Ребенок – личность! Излишнее давление на малыша может вызвать обратную реакцию, и он вообще откажется от еды. Поэтому лучше научиться договариваться с сыном или дочерью. Мол, давай ты сейчас съешь 10 ложек супа, а потом мы пойдем с тобой играть.
Врач говорит, что есть одно правило, которое работает безотказно почти всегда, – кормить сразу несколько детей, а не одного ребенка.
У малышей работает инстинкт: «Все едят, и я поем!». Поэтому родителям одного «малоежки» иногда стоит приглашать в гости или самим ходить в гости в семьи, где есть дети. Несколько ребят за столом – и все съедается быстро и с хорошим аппетитом!
Фото: Анна Иванова
Источник
Почему ребёнок капризничает и отказывается от еды? Правильно ли заставлять доедать все на тарелке? Рассказывает заведующая лабораторией возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи» Екатерина Пырьева.
– Прежде чем говорить о плохом аппетите, маме стоит записать, сколько и когда съел малыш (включая и перекусы) за несколько самых обычных дней, и вместе со своим педиатром проанализировать рацион, а также здоровье и самочувствие ребёнка, и уже потом делать выводы. Может оказаться, что ребёнок съедает вполне достаточно для своего возраста. Наиболее объективные выводы могут быть сделаны только после анализа дневника питания ребенка, собранного в течение нескольких дней, а также оценки его состояния здоровья. Если нужно, врач даст рекомендации по коррекции аппетита и питания.
Потребность в еде и аппетит имеют индивидуальные особенности.
«Аппетит» в переводе с латинского означает «стремление, желание». Аппетит – это эмоциональное побуждение к приему пищи с заранее предвкушаемым удовольствием от предстоящей еды. Еда «с удовольствием» (с аппетитом) улучшает переваривание пищи.
Формирование аппетита – процесс тонкий. Решающая роль при этом принадлежит центральной нервной системе, раздражителями являются вид, запах, вкус, температура пищи, способ приготовления, время и место приема. Отношение к этим факторам вырабатывается у ребенка с раннего детства на основе традиций питания в семье. На втором году жизни дети охотно имитируют поведение за столом родителей и других родственников. Существуют как позитивные традиции «пищевого стереотипа» конкретной семьи (культура поведения за столом, разнообразное и полноценное, но не избыточное питание), так и негативные (обильное питание, склонность к высококалорийной пище, пристрастие к сладкому), которые практически автоматически передаются ребенку. В значительной степени аппетит определяется состоянием желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Трудно накормить детей эмоциональных, впечатлительных, которых любое незначительное событие способно отвлечь от еды. Следует помнить, что аппетит может нарушиться из-за недостаточной продолжительности сна, чрезмерного эмоционального возбуждения, связанного со слишком подвижными играми или просмотром телевизионных передач.
Если действовать по принципу «накормить во что бы то ни стало» и беспорядочно потчевать всем, что приходит в голову, питание никогда не будет рациональным, т. е. соответствующим возрасту и потребностям малыша. На столе капризули преобладают сладости, кондитерские и колбасные изделия, которые вытесняют так необходимые для гармоничного развития натуральное мясо и рыбу, овощи, каши, молочные и кисломолочные продукты.
Если ребёнок имеет проблемы с аппетитом, важно придерживаться следующих рекомендаций.
1. Избегайте стихийных перекусов. Некоторые дети нуждаются в более частых приемах пищи, и для них следует организовать правильные перекусы в определенное время. Но это должны быть именно организованные перекусы, а не прием пищи на ходу, на детской площадке.
2. Учитывайте особенности нервной системы ребенка. Прежде чем пригласить к столу слишком возбужденного ребенка, дайте ему успокоиться, перейдите заранее к менее подвижным и эмоциональным занятиям и обеспечьте спокойную обстановку во время еды. Процесс приема пищи не должен сопровождаться громкими разговорами, спорами, все это приводит к снижению аппетита и замедляет переваривание.
3. Соблюдайте ритуалы, чтобы превратить еду в удовольствие. Полезна совместная сервировка стола. Внимание привлечет оформление места приема пищи: красивая салфетка, вазочка с цветами или листьями, яркая детская посуда. Еда на тарелке должна выглядеть ярко и эстетично, старайтесь украсить блюдо овощами, фруктами, зеленью. Детей постарше можно привлечь к составлению меню. Поиграйте в сказку. Пусть ребенок окажется в роли охотника или рыболова, тогда, возможно, он с энтузиазмом съест «дичь» или «настоящую» уху.
4. Соразмеряйте количество предлагаемой пищи и возраст ребенка. Часто проблемы с аппетитом имеют дети, которых докармливали с усилием – «до последней ложки». Плохо поел – не следует каждый час предлагать пищу, выдержите интервал (обычно 3 часа).
5. Не поощряйте еду лакомствами, обещая что-то вкусное, скажем, если он съест суп. Это придает лакомству большую значимость в глазах ребенка.
6. Следите за вкусовым разнообразием рациона.
7. При необходимости обеспечьте адекватную замену продуктам. В ситуации, когда ребенок не воспринимает продукт, рекомендуется на время исключить его из питания, а затем предложить вновь (иногда новое блюдо нужно предлагать не менее 10 раз, пока его не «распробуют»).
Если четко наметились вкусовые пристрастия и ребенок упорно отказывается от продукта, не стоит категорически настаивать. Чтобы избежать несбалансированности рациона, попробуйте предлагать что-то альтернативное из той же пищевой группы (один вид мяса или молочного продукта замените на другой и т. д.). Например, 100 г говядины можно восполнить таким же количеством куриного мяса, 115 г рыбы, 130 г творога 9% жирности. Альтернативой жидкому молочному продукту может стать сыр или творог. Яйцо заменяет 40 г творога, 30 г говядины или трески, стакан молока. Если ребенок отказывается есть творог, следует увеличить в рационе количество мяса или рыбы.
8. Пофантазируйте. Нелюбимые продукты в другом исполнении могут прийтись по вкусу. Если ребенок ест с неохотой гречневую кашу, возможно, ему понравится гречневая каша с яблоком или айвой. Если ест недостаточно фруктов, попробуйте предложить ему фруктовый салат или, например, вырежьте из фруктов разнообразные фигурки. Не ест кабачки – предложите ему кабачковые оладьи, в них можно добавить морковку и яблоки. Тыкву можно добавлять в кашу. Или, например, приготовьте пудинг из тыквы и яблок. Котлетки и тефтельки можно приготовить с добавлением овощей (капуста, свекла, морковь), внеся вкусовое разнообразие в питание.
9. Не стоит принуждать ребенка есть с помощью всевозможных угроз. Это лишь усугубит проблему. Еда будет ассоциироваться не с удовольствием, а с негативом.
10. Учтите, что специальные продукты для малоежек должны назначаться по показаниям, только если нет возможности организовать питание обычным путем. Они не способствуют выработке правильного пищевого поведения и культуры питания.
Источник
Нередко родители, а тем более бабушки, преувеличивают масштаб проблемы, считая ребенка малоежкой. В нашей статье мы попытаемся разобраться, когда имеет смысл переживать, а когда просто стоит пересмотреть свои представления о детском питании.
Мнение родителей
Тревоги старшего поколения об аппетите малыша зачастую оказываются напрасными. Неправильное представление о размере детской порции, о ежедневном рационе ребенка приводят к тому, что взрослые пытаются дать ребенку гораздо больше еды, чем ему необходимо, а когда он отказывается – начинают говорить о недоедании и плохом аппетите.
В то же время немало детей испытывает реальный дефицит питательных веществ из-за несбалансированного питания. Так как же много истинных малоежек среди детей? Этот вопрос изучают ученые всего мира.
Понятие «малоежка» часто зависит от оценки родителей, которые могут как преувеличивать проблему, так и недооценивать ее. Если спросить родителей, считают ли они своего сына или дочь малоежкой, более половины взрослых ответят утвердительно*. В целом, количество детей-малоежек в мире, по оценке родителей, составляет от 8 до 60%.
Мнение ученых
Ситуацию, когда ребёнок, употребляет однообразную пищу, отвергая как знакомые, так и незнакомые продукты, специалисты называют избирательным аппетитом.
Для того, чтобы точнее определить число реальных малоежек, испанские диетологи в 2012 г. использовали более объективный подход. Они предложили считать малоежкой ребенка, который употребляет менее 2/3 от рекомендованного количества в четырех из шести основных групп продуктов: мясо (включая рыбу и яйца), овощи, фрукты, молочные продукты, крахмалистые углеводы (хлеб, макароны, рис) и бобовые. Этот подход помог определить количество истиных малоежек. Таковых оказалось около 18% (среди всех детей 3 – 6 лет).
Подобный метод можно использовать и дома, если родители беспокоятся о недостаточном или неправильном питании ребенка. Если Вам кажется, что ребенок мало ест, стоит завести «пищевой дневник»: в течение нескольких дней фиксировать все, что он съедает. Нужно также указывать время приема пищи и ее количество в граммах. Через несколько дней проанализируйте свои записи самостоятельно или – в идеале – обсудите их с педиатром. Затягивать с решением проблемы не стоит – исследования показали, что некоторые малоежки к 3-летнему возрасту имеют дефицит роста и веса (по сравнению с ровесниками).
Когда можно определить, малоежка ли Ваш ребенок?
Предпочтения в еде не зависят от пола ребенка, его возраста и уровня доходов семьи. Поэтому не стоит считать, что такая проблема характерна только для маленьких детей, впервые пробующих новую пищу, или для избалованных детей в обеспеченных семьях.
Во многих случаях родители не сразу осознают, что малыш не любит ту или иную еду, и пытаются насильно кормить маленьких малоежек, еще не умеющих ясно выражать свои чувства.
С самого раннего детства ребенок пытается дать понять взрослому, какая пища ему нравится, а какая – нет. В грудном возрасте для этого используется «язык движений»: малыш пытается отстраниться от предлагаемой пищи или отодвинуть от себя тарелку с едой, которая ему не понравилась. Если родители проявляют настойчивость, ребенок может заплакать или закричать.
Научившись говорить, малыш может более явно донести до родителей свое отношение к еде. Согласно одному исследованию, по мнению родителей, малоежками являются 25% детей 7-8 месяцев, 35% детей в возрасте 12-14 месяцев, и 50% двухлетних детей. Возможно, это связано с тем, что мамы и папы яснее понимают желания слегка подросших детей?
«Малоежки со стажем»
Особенно высок риск нарушения здоровья и развития у тех детей, которые питаются неправильно или едят слишком мало на протяжении 2 лет и более. Среди малоежек таких детей около 40%. «Малоежки со стажем» отличаются от тех, кто был малоежкой не слишком долго. «Малоежки со стажем» неохотно пробуют новую пищу, четко обозначают любимые и нелюбимые блюда, и чаще конфликтуют с родителями по поводу своего меню.
Помощником для родителей детей-малоежек может выступить дополнительное питание, с которым ребенок получит недостающие питательные вещества, например, PediaSure Малоежка (со вкусами ванили и шоколада). PediaSure Малоежка содержит белки, жиры, углеводы, 28 витаминов и минералов. Одна порция PediaSure Малоежка (200 мл) может заменить часть суточной потребности в калориях и белке. У ребенка в возрасте 1-2 лет такая порция обеспечит 17% потребности, в 2-3 года – 15%, в 3-7 лет – 11%, а в 7-10 лет – 10%.
PediaSure Малоежка – отличное решение для малоежек и их родителей: дети пьют его с удовольствием, а мамы и папы спокойны за их здоровье!
Источник использованной литературы
Павловская Е.В. Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии. – 2013; 12 (6): 10-18
почитать другие истории
ANI–2000075
Источник
“Дети-малоежки” – этот термин используют все больше педиатров. А уж для бабушек тема “мой внук совсем не ест” – любимая. Когда волноваться не стоит и когда нужно принимать срочные меры? На вопросы “РГ” ответила кандидат меднаук, старший научный сотрудник НИИ питания РАМН Елена Павловская.
– Иногда отказ от еды вызван объективными причинами, например, ребенок болен. Но очень часто какие-нибудь “быстрые” завтраки, хлопья и молоко, сосиски ребенок ест. А овощи, суп – то есть то, что полезно, – ни за что… Опасно ли это для здоровья ребенка? Или с возрастом эти капризы проходят?
Елена Павловская: Сегодня крайне редко встречается недостаток еды вообще. Если ребенок подвижен, весел, то говорить о том, что он “не ест” неверно, даже если, на ваш взгляд, это так. Но есть другая сторона – это избирательный аппетит. По данным исследований, от 20 до 60% дошколят и младших школьников имеют проблемы с кормлением. Такие дети – капризные едоки – от новых блюд отказываются. Например, не берут в рот все, что пахнет рыбой. Не едят несладкое. И так далее. Таких мы и называем “малоежками”. Это не только неудобно для семьи, ведь таким детям приходится готовить отдельно. Но главное – если пища однообразна, организм ребенка заведомо недополучает каких-либо питательных веществ. И это сказывается на его здоровье.
– Очевидно, причиной могут быть ошибки со стороны родителей?
Елена Павловская: В большинстве случаев так и есть. Не ввели прикорм малышу в 4-6 месяцев – пропустили так называемое окно толерантности, когда ребенок охотно пробует новую для него пищу. А потом, глядишь, и зубы уже вылезли, а он ничего, кроме жидкой еды, есть не готов. Вторая веская причина – неправильная организация кормления. Нехватка времени, терпения. Чтобы приучить малыша к новому продукту, нужно спокойно и без насилия предлагать его малышу много раз.
– Сколько же?
Елена Павловская: Проводились специальные исследования: чтобы ребенок принял новый вкус, необходимо предлагать ему этот продукт от 8 до 15 раз.
– Родители чаще обращают внимание не на разнообразие пищи, а на количество съеденного. Ну, отказывается от овощей, а кашу ест хорошо. Пусть ест кашу?
Елена Павловская: Нет, это неправильный подход. Испанские диетологи провели исследование. Они опрашивали родителей, предложили им вести дневники питания. Оказалось, что если в рационе ребенка не хватает белка, кальция, цинка, других микроэлементов, витаминов группы В, уже к 2,5 – 4,5 годам он может отставать в росте и весе от сверстников. У него хуже тесты на память, понимание речи. Идет в школу – начинаются проблемы с успеваемостью.
Между тем погрешности в питании, такие, как обилие “быстрых” углеводов в ущерб белкам, встречаются едва ли не у каждого второго ребенка. И если их вовремя не скорректировать – проблемы переходят из детского в подростковый возраст и дальше – во взрослую жизнь.
– На что могут ориентироваться родители?
Елена Павловская: В том же исследовании испанские ученые выделили 6 основных групп продуктов, необходимых в детском питании: мясо, овощи, фрукты, крахмалистые углеводы (крупы, макароны), бобовые, молочные. Для нас, пожалуй, непривычно выделять в отдельную группу бобовые, у нас иная пищевая культура, но в целом ориентиры абсолютно правильные. Так вот, если в 4 группах из 6 ребенок съедает менее 2/3 нормы – тогда он считается “малоежкой”.
– Как быть, если у ребенка уже сформировались неправильные вкусы и привычки?
Елена Павловская: Конфликтовать с ребенком нельзя – это замкнутый круг. Чем больше его заставлять, тем больше он сопротивляется. Юные мамы, неопытные, нередко ориентируются на Интернет, мнение подружек. Не верят врачам. Переживают, особенно если ребенок единственный.
Что можно посоветовать? Во-первых, спокойнее. Не надо проявлять негативные эмоции при кормлении. Нельзя “шантажировать”: съешь суп – получишь конфету. Если ребенок от чего-то отказывается – можно спокойно предложить поесть попозже, но не менять одно блюдо на другое, привычное.
Пичкать нельзя. Все эти “за маму, за папу”, под включенный телевизор, сказки, ладушки – ну ни в какие ворота не лезет.
Нельзя наказывать едой – пока не съешь, гулять не пойдешь.
– Вы очень ярко рассказали, как “нельзя”. А все-таки как “надо”? Ну, у кого реально в современной жизни есть время по 15 раз предлагать одно блюдо!
Елена Павловская: Я не говорю, что это должно быть сделано за один раз. Но ведь часто отказался ребенок от чего-то, и мама даже не пробует спустя день-другой снова предложить ему то же блюдо. Это неправильно.
Подчеркну еще раз, даже полезный продукт не может в полной мере заменить все остальные. Например, все “малоежки” обычно молоко едят хорошо. Простое решение – дать побольше того, на что ребенок соглашается. Но повышенное потребление молока, сладких йогуртов снижает аппетит. А тех же пищевых волокон при таком рационе ребенку явно будет не хватать.
– Как помочь?
Елена Павловская: Иногда нужна специальная поддержка: лечебные смеси. Но назначить ее – дело педиатра. Есть, например, специальные продукты, предназначенные для “малоежек”, – молочная смесь “педиашур”, обогащенная всевозможными полезными добавками. Как временную “палочку-выручалочку” такие продукты использовать можно. Но параллельно все-таки работать над рационом. Отказывается от каких-то овощей – выбираем другую группу примерно с теми же качествами, добавляем фрукты. Не хочет есть говядину – пробуем кролика и курицу. И так далее.
Есть и “психологические” секреты. Даем ребенку право выбора между 2-3 вариантами пищи. Пусть стоит на столе, а он берет, что хочет. Но это должны быть не его обожаемые сосиски или чипсы, а нормальная качественная еда.
Для детей старше 3 лет, хороший способ – вместе готовить. Дать ребенку сделать доступную работу: насыпать, размешать, порезать салат. Замечено: есть будет лучше.
Некоторые секреты
На столе должны быть небольшие порции – огромные тарелки угнетают. Расчет простой: два года – две столовые ложки еды. Справляется – можно немного увеличить.
Кормить чаще – не 3 раза в день, а минимум пять, с 3-часовым перерывом. Но между едой перекусов не давать.
Каждая еда должна быть приятным временем. Не критиковать, не угрожать, не ругать ребенка за едой. Особо хвалить тоже не стоит, еда не должна быть поощрением, иначе может развиться пищевая зависимость.
Завтрак, обед, ужин не должны продолжаться дольше 20 минут.
Убрать с кухни телевизор. Если считаете, что покушаемся на святое, хотя бы на время еды выключить. Когда едим – лучше смотреть на родных людей и в тарелку.
Зовите в гости друзей – в компании дети обычно не капризничают.
Источник