Ребенок 1 год и 9 месяцев часто истерит

Ребенок 1 год и 9 месяцев часто истерит thumbnail

Когда моя дочь начала зикатывать жуткие истерики буквально “на ровном” месте обратилась к интернету и нашла вот такую статью об этапе развития

Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

Развитие ребенка третьей четверти второго года (19-21 месяц)
В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.
Мало-помалу ребенок учится самостоятельности. Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.
Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.
Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.
Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.
Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры. Происходят важные изменения и в эмоциональной сфере. Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.
Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Для этого возраста свойственен феномен «я сам». Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно. Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.
Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев – одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.
В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.
Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.
Ваша задача – научить малыша контролировать свои чувства. Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого. Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных
рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.
На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

Не только ходит, но и хорошо бегает.
Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
Может садиться на корточки.
Прыгает не только на месте, но и вперед.
Способен выбраться из манежика.
Открывает дверь в комнату.
Пинает мяч, почти не промахиваясь.
Подбрасывает мяч вверх.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

Ребенок эмоционален, требователен.
С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню – подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.
Малышу необходимы игрушки.
Во-первых, они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.
Подберите такие игрушки, которые будут способствовать развитию речи, движений, сюжетной игры, предметной деятельности. Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

Для развития речи:

картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
маленькие книжки с потешками.

Для развития движений:

мячи разных размеров;
обруч;
двигающиеся машины; каталки.

Для сюжетной игры:

куклы;
игрушечные животные, птицы;
кукольная мебель – стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
детская посудка;
кукольная одежда;
пупсик, ванночка и коляска для него.

Для развития предметной деятельности:

игрушки-матрешки;
пирамидка;
ленточки;
цветные кубики;
совки и ведерки, формочки для песка;
конструкторы.

Для знакомства с понятиями формы и цвета
Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно – активный куб. Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.
Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.

Источник

Распространенная картина: ребенок рыдает, стучит ногами, падает на пол, кусается, царапается. Попытки успокоить его не дают результата. Родители в растерянности, а особо чувствительные натуры и сами готовы впасть в истерику, наблюдая за действиями своего чада и осознавая бессилие разрулить ситуацию.

Истерика у ребенка: суть и механизм развития

В медицинской практике под истерикой понимают состояние сильной возбужденности, выражающееся резкой переменой в настроении, утратой самообладания, слезами и криками.

Наиболее подвержены истерическим приступам дети в возрасте от одного до трех лет: 90% подобных вспышек приходится именно на этот период. Пиковым считается промежуток с двух до трех лет: иногда за сутки здесь наблюдается до 10–15 истерических проявлений.

К четырем годам, по мере совершенствования речевых навыков, число таких срывов резко сокращается.

Причины истерики у детей

В основе вспышек истерического характера, возникающих в детском возрасте, лежит незрелость нервной системы и неспособность обозначить потребности и эмоции в иной, социально приемлемой форме.

Спровоцировать их могут такие факторы:

  • боль, голод, жажда, духота в помещении (частые причины срывов в возрасте от семи месяцев до одного года);
  • переутомление, связанное с нарушением режима бодрствования и сна, обилием ярких впечатлений;
  • недостаток внимания со стороны взрослых;
  • неудача при выполнении какого-либо действия;
  • копирование истерического поведения другого ребенка;
  • чрезмерная опека или директивная модель поведения взрослых (повод для закатывания истерик у трехлетних детей).

Склонность к истерическим вспышкам – одна из особенностей детских возрастных кризисов, связанных с разрушением прежних поведенческих моделей и формированием новых.

Переживая кризис одного года, на пути перехода из младенчества к детству ребенок активно осваивает пространство. Теперь ему часто говорят слово «нет», и это может провоцировать яркую эмоциональную реакцию.

Кризис трех лет – время роста самостоятельности и активности. Если новые качества не находят поддержки и поощрения у окружающих, возникает негативизм, упрямство и строптивость. Чтобы отвоевать право на самостоятельность, трехлетка устраивает истерики.

Как развивается истерический приступ

Развиваясь стремительно, истерика у ребенка протекает в несколько этапов, и родителям важно научиться распознавать предвестники «представления». Активный ранее, малыш затихает, начинает хныкать и сопеть. На этой стадии еще возможно предотвратить вспышку, вовремя заметив такое затишье перед бурей. Порой здесь бывает достаточно ласково обратиться к ребенку, приобнять его, переключить внимание на значимые для него вещи, помочь в починке сломавшейся игрушки или в сборке не желающего складываться пазла.

Если момент упущен, начинается истерика. Этот процесс состоит из нескольких стадий.

  • Голосовая. Стараясь обратить на себя внимание, ребенок хнычет, а порой сразу переходит на крик.
  • Моторная. Крик сопровождается активными движениями: топаньем, бросанием разных предметов, катанием по полу, выгибанием корпуса, царапаньем. В этот момент болевой порог снижается, и маленький скандалист может травмироваться, сам того не замечая.
  • Остаточная. К этому моменту малыш морально и физически обессилен, он плачет, судорожно всхлипывая. Это может затянуться на часы.

По завершении истерического приступа остаются признаки усталости и сонливости.

Виды истерики у ребенка

У детей встречаются истерические вспышки двух видов, каждый из которых имеет свои особенности и требует разной тактики родительского поведения.

Такая классификация связана с условным разделением человеческого мозга на верхние и нижние зоны. Созревание мозговых структур идет постепенно, от подкорковых структур к коре, то есть от низших отделов к высшим. Последние, отвечающие за мышление и управление собственными эмоциями, у малолетнего ребенка не достигли зрелости, в то время как «нижний этаж», замыкающий на себе эмоциональные импульсы и инстинкты, развит с самого рождения. 

  • Произвольное истерическое поведение, именуемое также «истерикой верхнего этажа». Особенность такой истерики – ее преднамеренность. Типичный пример – скандал в торговом зале, устроенный при отказе взрослого купить игрушку: малыш хочет получить желаемое и не видит другого способа сделать это.
  • Непроизвольное поведение, или «нижний» тип истерики. Здесь первую скрипку играет «нижний этаж» мозга, неподвластный сознанию. Истерические проявления могут возникнуть в ответ на яркий свет, громкую музыку, воду, льющуюся на голову при купании, другие факторы. К такому результату часто приводит перегрузка нервной системы из-за избыточного информационного потока, недостатка сна, нервного перенапряжения. Ребенок попросту не в силах контролировать свое поведение из-за активного выброса гормонов стресса.

Ребенок 1–1,5 лет чаще устраивает истерики непроизвольно. Ближе к трем годам подобные всплески часто выступают своеобразной манипуляцией и способом обозначить свои требования – для этого возраста типична истерическая вспышка «верхнего этажа».

Родители и детская истерика: тактика поведения взрослого

Истеричное поведение ребенка – настоящее испытание на прочность для взрослого. Самые популярные приемы – угрозы, уговоры, ругань, насильственные действия, открытое игнорирование – часто не приносят результатов.

Чем опасна истерика: возможные осложнения

Широкая распространенность детских истерических вспышек не повод относиться к ним легкомысленно: такие явления чреваты осложнениями.

  • Последствия физического характера. Истерика у ребенка может сопровождаться падениями, ударами головой о мебель, о пол. Здесь возможны не только ушибы и царапины, но и более серьезные травмы, включая сотрясение мозга.
  • Нарушение поведенческого механизма. Из-за неверной родительской реакции на приступы у ребенка закрепляется стандарт поведения: он сознательно воспроизводит их для достижения целей. В подростковом периоде это приведет к формированию истерических черт характера.
  • Психические нарушения. Специфическое поведение во время срывов может трансформироваться в истерический невроз – одну из разновидностей психических нарушений, связанных с патологическим стремлением привлечь к себе внимание.

Истерика у ребенка не должна восприниматься взрослыми как обыденное явление, которое с возрастом пройдет само собой.

Что предпринять родителям: общие принципы поведения при возникновении детской истерики

Позиция взрослого в случае возникновения бурного эмоционального «представления» зависит от возраста ребенка и разновидности истерики, однако имеются общие моменты, которых стоит придерживаться в подобных ситуациях.

  • Сохранять спокойствие. Пожалуй, это самый сложный шаг, поскольку взрослые сами часто теряют самообладание, созерцая катающееся по полу чадо. Не стоит демонстрировать ответный гнев, раздражение, панику.
  • Нахождение в поле зрения ребенка. Несмотря на обилие рекомендаций по целесообразности ухода в другое помещение, такой вариант нежелателен. Во-первых, отсутствие взрослого может привести к испугу и усилить истерические проявления. Во-вторых, активные телодвижения малыша во время приступа чреваты получением травмы. Поэтому важен постоянный контроль за ситуацией при сохранении невозмутимости. Можно демонстративно надеть наушники, включить телевизор, заняться своими делами.
  • Исключение угроз и наказаний. Шлепки и ругань только усугубят проблему.
  • Тактильный контакт. Когда истерика достигнет остаточной стадии, прикосновения помогут быстрее успокоиться.

Конкретная модель поведения взрослого при возникновении детской истерики будет различаться в зависимости от природы вспышки.

Истерика «верхнего этажа»: нужны ли переговоры с террористом

При произвольной истерике не стоит идти на уступки. Если причиной вспышки стало решение, принятое взрослым (отказ, запрет), менять его нельзя. Однажды добившись своего таким способом, юный шантажист зафиксирует столь эффективную модель поведения и станет пользоваться ею в дальнейшем. Важно, чтобы этой поведенческой тактики придерживались все члены семьи. Папино «нет» не должно трансформироваться в мамино «да».

Особенно трудно сохранять спокойствие, когда малыш закатывает истерики в общественном месте. Здесь не стоит терять самообладания, идя на поводу у маленького тирана во избежание осуждающей реакции окружающих. После одной уступки придется делать это постоянно. Ребенок будет устраивать такие спектакли при любом удобном случае, оказавшись в торговом центре, парке – там, где много благодарной публики. Здесь по возможности нужно лишить скандалиста зрителей (к примеру, перенести его в малолюдное место), сохраняя самообладание.

Оптимальный способ борьбы с детскими истериками «верхнего этажа» – установление границ и формирование у ребенка представлений о том, какое поведение является достойным и заслуживает поощрения, а какое неприемлемо.

Непроизвольная истерика: приласкать и успокоить

Когда гормоны стресса не позволяют полноценно функционировать верхним отделам мозга, ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Непроизвольная истерика быстрее сойдет на нет при тактильном контакте: пусть поведение взрослого будет ласковым и успокаивающим. Стоит попытаться обнять малыша, взять на руки, погладить по голове – важно установить контакт и помочь успокоиться.

По возможности желательно унести ребенка с места событий, взяв на руки. Когда первая волна истерики пойдет на спад, можно начать разговор тихими, успокаивающими интонациями на отвлеченные темы. После того как малыш окончательно успокоится, важно постараться выяснить причину расстройства.

От тактики родительского поведения во время истерического приступа зависит частота и интенсивность подобных вспышек в дальнейшем, а также становление детской психики и поведенческих установок.

Профилактика истерического поведения у детей

Склонность к истерикам – особенность детского возраста, поэтому родителям стоит приложить усилия, чтобы минимизировать подобные проявления.

  • Важен правильный режим дня с полноценным сном, прогулками и подвижными играми на свежем воздухе.
  • Желательно, чтобы яркие впечатления были дозированными. Шумные праздники, просмотр телепередач, не подходящих по возрасту, бурные семейные сцены перегружают детскую психику и провоцируют истерические вспышки. 
  • Ребенок не должен чувствовать себя обделенным вниманием: так у него не будет необходимости устраивать «представления». К тому же, у внимательных родителей больше шансов вовремя заметить и пресечь намечающуюся истерику. 
  • Не стоит придерживаться директивного тона в общении с ребенком (особенно это актуально для трехлеток). Подрастающий малыш должен чувствовать, что с его мнением считаются и у него есть право выбирать. К примеру, вместо «Собирайся, идем на прогулку!» стоит спросить: «Где ты хочешь погулять, в парке или во дворе?».
  • Все запреты нужно обосновывать в доступной форме (к примеру, разъяснить потенциальный вред тех или иных действий).

Истерика у ребенка – испытание для родителей. Нужно выдержать его с честью, сохраняя самообладание и придерживаясь взрослой позиции уравновешенного, спокойного и рассудительного человека.

Фото: Depositphotos, Рixabay

Источник