Ребенок 1 год дышать тяжело

Дыхательная недостаточность у ребенка – это состояние, при котором возникает дисбаланс газового состава крови: дефицит кислорода на фоне избытка углекислоты. Поддержание нормального газообмена при развитии дыхательной недостаточности (ДН) обеспечивается за счет интенсивной работы аппарата дыхания, сердца, что быстро приводит к истощению компенсаторных сил организма. ДН может протекать в острой или хронической форме, проявляется одышкой, цианозом, тахикардией, неврологической дисфункцией. Диагностика основана на физикальном обследовании, изучении газов крови, спирометрии. Лечение комплексное, включает устранение этиологического фактора, восстановление газообмена.
Общие сведения
В широком понимании дыхание объединяет несколько процессов: внешнее дыхание, обмен газов на уровне альвеол, тканевое дыхание. Нарушение на любом из этапов приводит к развитию дыхательной недостаточности. ДН у ребенка ‒ очень актуальная проблема в педиатрии, занимает ведущее место в структуре летальности детей первых лет жизни. Это самая частая причина госпитализации в отделение детской реанимации и интенсивной терапии. Заболеваемость респираторным дистресс-синдромом, связанным с разными причинами, составляет 1,5-13 случаев на 100 000 человек в год. У недоношенных детей частота ДН при рождении достигает 20%-80%.
Дыхательная недостаточность у ребенка
Причины
Причин дыхательной недостаточности у ребенка большое множество. Не всегда они связаны именно с заболеваниями респиратоного тракта. Для удобства понимания этиологические факторы принято делить на две большие группы:
- Внелегочные. Включают патологии ЦНС, которые приводят к депрессии дыхательного центра (асфиксия, внутричерепное кровоизлияние), неврозы с респираторным компонентом, паралич дыхательной мускулатуры. Также среди причин ‒ травмы и повреждения грудной клетки, плевры, обструкция трахеи инородными телами. ДН характерна для пороков сердца, генерализованных аллергических реакций.
- Легочные. К таким поражениям принадлежат инфильтративно-воспалительные заболевания бронхо-легочного тракта (бронхит, пневмония), застойные явления (шоковое легкое). К данной категории относятся болезни, связанные с уменьшением альвеолярной вентиляции: аплазия и гипоплазия легкого, резекция доли или всего органа, сдавление извне. Для неонатального периода типична ДН при болезни гиалиновых мембран, мекониальной аспирации.
Патогенез
Независимо от причины развития дыхательной недостаточности у ребенка, в основе лежат 2 нарушения: уменьшение напряжения О2 в крови (РаО2) и повышение содержания углекислого газа (РаСО2). Вначале организм компенсирует кислородное голодание путем усиления работы внешнего дыхания, развития одышки. Дополнительный поток кислорода поступает за счет учащения дыхательных движений, усиления физической работы респираторной мускулатуры.
Со временем запасы энергии истощаются, поступление О2 и его транспорт эритроцитами снижается, развивается гипоксемия. Как следствие, кислород недополучают ткани организма – формируется гипоксия. По мере нарастания гипоксии состояние входит в стадию декомпенсации: угнетается функции нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов. Наряду с гипоксемией избыток СО2 (гиперкапния) оказывает токсическое влияние на системы и органы, усугубляя симптомы дыхательной недостаточности.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации ДН по разным критериям: скорости развития, этиопатогенетическим механизмам, длительности течения, газовому составу крови. Клинически имеет значение выделение острой и хронической форм, стадий течения. Представленная классификация дыхательной недостаточности часто применяется на практике, так как влияет на выбор тактики терапии:
1. По этиологии:
- Обструктивная. Появляется при нарушении прохождения струи воздуха по респираторному тракту из-за попадания инородных тел в бронхи, бронхообструкции, обтурации просвета слизью, меконием, прорастающей опухолью.
- Рестриктивная. Сопровождает заболевания, связанные с ограничением подвижность ребер, ткани легкого и плевры. Встречается при плеврите, пневмосклерозе, пневмо- и гидротораксе, тяжелой степени сколиоза.
- Смешанная. Сочетает в себе признаки обоих этиологических типов, с преобладанием одного из них. Как правило, формируется на фоне длительно текущих кардиальных нарушений.
2. По патогенезу:
- Гипоксемическая (паренхиматозная). Развивается из-за нарушения альвеолярно-капиллярной диффузии при тяжелых поражениях паренхимы легких: пневмония, кардиогенный шок. Характерно снижение pO2, которое плохо корректируется кислородотерапией.
- Гиперкапническая (вентиляционная). Формируется при нарушенной механике дыхания – депрессия центра дыхания в ЦНС, утомляемость дыхательных мышц, дефектах костно-мышечной системы грудного отдела. Относительное уменьшение pO2 происходит на фоне повышения рСО2.
Симптомы ДН у детей
Острая ДН
Клиническая картина дыхательной недостаточности объединяет симптомы основной патологии, изменения внешнего дыхания, системные проявления. Изменения общего состояния ребенка характеризуются потливостью, чувством тревоги, страха, отказом от груди у младенцев. Со стороны ЦНС может быть нарушение сознания, синдром угнетения либо гипервозбудимости. О вовлечении сердечно-сосудистой системы свидетельствует нарушение ритма в различных формах, падение или нестабильность АД.
Респираторные расстройства имеют несколько типичных симптомов: раздувание крыльев носа, изменение дыхательных движений (диспноэ), шумный, свистящий выдох или стон. Диспноэ представлено вариантами:
- учащение (тахипноэ),
- урежение (брадипноэ),
- остановка дыхания (апноэ).
Для компенсации характерно усиление работы дыхания, для декомпенсации – истощение, апноэ. Нарастание гипоксемии проявляется синюшностью кожных покровов и слизистых оболочек разной степени: акроцианоз – синеют кончики пальцев, периферический цианоз – дистальные отделы конечностей, центральный цианоз – слизистые, вся поверхность тела.
Степени ДН
По совокупности симптомов у ребенка выделяют несколько степеней дыхательной недостаточности.
- При первой степени одышка развивается после значительной физической нагрузки.
- Вторая степень характеризуется тахипное и появлением легкого цианоза после обычной нагрузки, сосания груди.
- Третья степень – это выраженная клиника ДН, разлитой цианоз, присоединение неврологической симптоматики.
- Четвертая степень – самая тяжелая: сознание нарушено вплоть до комы, кислородозависимость абсолютная, дыхание аритмичное, поверхностное.
Хроническая ДН
Особенностью хронической формы дыхательной недостаточности является то, что клиника развивается постепенно, обычно при обострении основной болезни, физическом перенапряжении. Организм ребенка с хронической дыхательной недостаточностью быстро запускает механизмы долговременной компенсации, поэтому тяжесть ДН редко прогрессирует до 3-й, 4-й стадии. У ребенка развиваются типичные признаки длительной гипоксии: пальцы в виде «барабанных палочек», темные круги под глазами, бочкообразная грудная клетка, гипертрофия межреберных мышц.
Осложнения
Дыхательная недостаточность ‒ состояние неотложное, угрожающее жизни ребенка. Неверное или позднее оказание первой помощи приводит к летальному исходу, необратимым изменениям ЦНС, лейкомаляции. Хроническая гипоксемия осложняется легочной гипертензией, недостаточностью кровообращения по правожелудочковому типу. При развитии тканевой гипоксии компенсаторно увеличивается содержание эритроцитов в периферической крови, что приводит к полицитемии, усиленному тромбообразованию и, как результат, – к инсультам, инфарктам внутренних органов.
Диагностика
На этапе первичной консультации, если позволяет состояние больного, врач собирает анамнез заболевания, жалобы родителей или ребенка. Выясняют связь дыхательной недостаточности с предполагаемой причиной, наличие хронических патологий, врожденных пороков. Алгоритм дальнейшего обследования включает:
- Физикальный осмотр. Оценку состояния проводит врач-педиатр или детский анестезиолог. Определяется уровень сознания, цвет кожи (цианотичность, бледность), участие брюшного пресса, надключичных и межреберных областей в акте дыхания, подсчет частоты дыхания. Аускультативно над легкими прослушивается ослабление шумов.
- Пульсоксиметрия. SpO2 (сатурация) на правой руке при дыхательной недостаточности падает ниже 95%. Уровень менее 90% считается критическим. ЧСС изменяется при третьей-четвертой степени ДН.
- Газовый состав крови. Для респираторных расстройств характерно PaO2 на уровне 80-60 и ниже, РаСО2 менее 35-38 или более 90 мм.рт.ст., рН крови при дыхании атмосферным воздухом падает до 7,2 и меньше.
- Рентгенография органов грудной полости. На снимке определяется усиление или обеднение легочного рисунка, при пневмонии – очаговые инфильтраты, при кардиальных пороках – изменение формы и положения сосудистого пучка, тени сердца.
- Спирометрия. Проводится детям старше 5 лет. В пользу обструктивной ДН говорит снижение ОФВ1/ФЖЕЛ, нормальная ФЖЕЛ, рестриктивной – уменьшение ФЖЕЛ. При смешанной форме отмечается снижение ЖЕЛ, ОФВ1/ФЖЕЛ, ОФВ1.
Лечение дыхательной недостаточности у детей
Неотложная помощь
Детям с тяжелой степенью дыхательной недостаточности, приведшей к нарушению витальных функций, проводятся реанимационные мероприятия. Комплексом базовой реанимации должен владеть врач любой специальности. Реанимация проводится по принципу АВС, где
- А (Airway) – восстановление проходимости респираторного тракта,
- В (Breathing) – подача воздуха методом искусственной вентиляции,
- С (Circulation) – непрямой массаж сердца.
Если есть данные о попадании в рото-, носоглотку инородного предмета, то для его эвакуации проводят прием Геймлиха.
Дыхательная поддержка
Для восстановления нормального РаО2 нужно обеспечить поступление кислорода в альвеолы. Для этого используют воздушно-кислородную смесь с различными концентрациями О2. Существует ряд методов, позволяющих доставить смесь в трахео-бронхиальное дерево:
- Оксигенотерапия. Увлажненный кислород подается свободным потоком через носовые канюли или кислородную палатку. Метод приемлем для детей в сознании, с незначительными отклонениями SpO2. Нужно выбрать минимальную концентрацию оксигена, которая позволяет удерживать стабильные цифры сатурации выше 95%.
- СДППД (спонтанное дыхание с постоянным положительным давлением). Применяется у пациентов с самостоятельным дыханием, в качестве вспомогательной вентиляции. Поток обогащенного воздуха подается под определенным давлением через назальную маску или канюли.
- ИВЛ. Искусственная вентиляция легких полностью замещает внешнее дыхание. ИВЛ показана в ситуациях, когда дыхание отсутствует или не способно поддерживать адекватный уровень оксигенации. Ребенку проводится интубация трахеи, согласно возрасту и состоянию подбирается режим и параметры вентиляции.
Медикаментозная терапия
Главный принцип лечения дыхательной недостаточности – устранение причины. В зависимости от течения основного заболевания используются группы препаратов:
- антибиотики из ряда полусинтетических пенициллинов, цефалоспоринов, аминогликозидов; назначаются при инфекционно-воспалительных патологиях;
- муколитики для разжижения и эвакуации мокроты;
- диуретики показаны при сердечной недостаточности;
- растворы для инфузии применяются для профилактики дегидратации, поддержания стабильного АД;
- растворы микроэлементов вводятся при электролитных расстройствах или с целью их предупреждения;
- глюкокортикостероиды в виде ингаляций или системного приема с противоотечной и противовоспалительной целью;
- бронходилятаторы местно или перорально при обструктивном синдроме.
Прогноз и профилактика
Прогноз при ДН зависит от этиологии, степени гипоксии и/или ишемии, возраста ребенка, своевременности оказанной помощи. Прогноз для тяжелой дыхательной недостаточности без проведения ИВЛ неблагоприятен, угрожаем по гибели пациента, со своевременной респираторной поддержкой – условно благоприятен, возможно развитие осложнений. Специфической профилактики респираторной недостаточности не существует. Для детей с хроническими заболеваниями дыхательного тракта, нервной системы важно получение адекватной терапии основной патологии.
Источник
Очень многие мамы начинают паниковать, если слышат тяжелое дыхание у ребенка. Конечно это тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Такое затрудненное дыхание может сопровождаться хрипом или свистом.
Хрип – это различные посторонние шумы, которые не свойственны дыханию здорового человека. Их немного сложнее услышать у детей, чем у взрослых, так как органы дыхания у малышей отличаются своими особенностями и издаваемыми звуками.
Если вы вдруг слышите у ребенка свисты, хрип на выдохе или просто замечаете, что ему тяжело дышать, то немедленно звоните в скорую медицинскую помощь. Одной из причин такого дыхания может быть сужение гортани (стеноз гортани), он имеет различные степени и является очень опасным явлением для всех детей. По-другому это заболевание называется ларингитом. И оно связано с тем, что у детей еще анатомически несформировавшаяся гортань. Она может рефлекторно сужаться из-за спазма, происходит сужение голосовой щели, которое мешает ребенку полноценно дышать.
Одышка у ребенка также является достаточно серьезным симптомом и причиной для обращения к врачу.
Часто одышка у ребенка может быть из-за того, что какое-то инородное тело попало в дыхательные пути. Поэтому, если вы видите и слышите, что ребенок часто и тяжело дышит, немедленно вызывайте врача или обратитесь в медицинское учреждение.
Еще одной причиной возникновения одышки у ребенка может быть заложенный нос или обильное выделение соплей, засохшие в носу корочки. Очень часто у грудных детей во время кормления, когда дыхание они осуществляют через нос, можно слышать хрюканье и одышку. В этом случае надо вытащить все козявки и сопли из носа малыша.
Рассмотрим симптомы, которые должны вас насторожить:
Тяжелое дыхание у ребенка и кашель. Вызовите врача, и он послушает малыша фонедоскопом. Это устройство способно локально усиливать звуки и врач отчетливо слышит дыхание и все особенности, при соприкосновении фонедоскопа с грудной клеткой и спиной. Иногда родители даже самостоятельно могут услышать хрип или бульканье в груди у ребенка. Если ребенок тяжело дышит и кашляет, скорее всего он переносит какое-то ОРВИ. Сопутствующими симптомами которого может быть повышение температуры и насморк.
Сиплое дыхание у ребенка. Оно может сопровождаться лающим кашлем. Это первые признаки начинающегося ларингита. Особенно часто он обостряется по ночам. Если вдруг вы услышали звонкий лающий кашель, то необходимо проингалировать ребенка физ. раствором или щелочным раствором газировки, предварительно выпустив газы. Делать это нужно через небулайзер. Параллельно вызывайте врача или скорую медицинскую помощь, чтобы не допустить отека гортани.
Ребенок задыхается и не может сделать полноценный вдох или выдох. Очень важно, чтобы у ребенка были одинаковые по глубине и времени вдох и выдох.
Причины возникновения ларингита:
Вирусы. Самая распространенная причина. Вирусы проникают в организм и поражают верхние дыхательные пути, и в большинстве случаев они локализуются (садятся) именно на гортань и голосовые связки. Вследствие этого и происходит отек и стеноз гортани.
Аллергены. Если ребенок склонен к проявлениям аллергии, то при столкновении с каким-то сильно аллергенным фактором (например шерсть животных, пищевая аллергия, аллергия на медицинские препараты, пыль) может случиться отек гортани.
Врожденная аномалия и конституционная склонность. Некоторые дети подвержены развитию лимфатико-гипопластического диатеза. Для них характерна бледность кожных покровов и мягкие одутловатые черты лица. Основной причиной такой аномалии является генетический сбой, который произошел во время беременности у матери.
Также, причиной может быть неправильное питание, перенесенные ОРВИ у будущей мамы. Распыление спреев в горло и нос. Детям до 3 лет противопоказано применять «пшикалки» в рот и нос, так как это может привести к рефлекторному спазму гортани.
Нервный срыв. Так как дети обладают еще не сформированной нервной системой, различные сильные стрессы могут вызывать такую реакцию.
В любом случае, если ребенку тяжело дышать, причины может сказать только врач. Не занимайтесь самолечением, всегда своевременно вызывайте врача для того, чтобы избежать различных осложнений и последствий.
Обычно прогноз выздоровления очень хороший. Дети перерастают ларингиты, так как с возрастом у них формируется гортань и голосовые связки. Основной профилактикой является укрепление иммунитета и своевременное санирование хронических очагов инфекции.
Источник
Задыхающийся ребенок, пожалуй, самое страшное зрелище для родителей. Частицы плотной пищи, инородные предметы, игрушки, мелкие детали могут застрять в гортани, трахее или бронхах малыша, тем самым приводя к удушью. В такой ситуации каждый может растеряться, теряя драгоценное время, которое нужно потратить на оказание помощи. Если у ребенка кашель, хрипы и резко затруднено дыхание, важно не паниковать, а оказать помощь, затем немедленно доставив его к врачу.
Почему малыш может задыхаться?
Природное любопытство толкает малыша на активное изучение окружающего мира и предметов. Основной способ исследования мира – это руки и рот. Все, что для малыша интересно или увлекательно, попадает на зуб независимо от его размера, а резкий звук или отвлечение внимания приводит к вдоху и попаданию мелких предметов в дыхательные пути.
Малыш в силу возраста имеет ограниченный контроль над выбросом воздуха и очищением дыхательных путей, что затрудняет удаление инородных частиц одним резким выдохом. Когда малыш не может освободить дыхательные пути от инородных предметов, они перекрывают гортань или трахею, может развиваться удушье – ребенок начинает задыхаться.
Что делать, если ребенок задыхается?
Первое, что нужно сделать, если на глазах родителей ребенок начинает задыхаться – это вызвать скорую. До приезда медиков нужно правильно и быстро оказать первую помощь. При удушье у детей она состоит их нескольких этапов. Методы могут различаться в зависимости от возраста ребенка.
Если это дети до года, важно оказывать первую помощь в соответствии с инструкциями, но иметь в виду, что ребенок маленький и не должен пострадать в процессе.
Пошаговое оказание помощи до года: рвота, кашель
Шаг 1. Проверить, что вызывает нарушения дыхания. Малыш может подавиться чем угодно, включая слюну, слизь, небольшие куски пищи или инородные предметы. Дети младше шести месяцев чаще всего поперхиваются и могут задыхаться из-за попадания в дыхательные пути грудного молока или молочных смесей. Если родители подозревают, что дыхание нарушено из-за жидкостей, можно открыть рот нажать на корень языка. За счет рвотного рефлекса очистятся и дыхательные пути.
Если ребенок ест твердые вещества, запрещено пытаться вынуть частицы пищи пальцем – это протолкнет их глубже. Хорошо, если у ребенка начался кашель, нельзя его подавлять. Кашель – это естественный способ избавления респираторного тракта от препятствий.
Важно обратить внимание, если ребенок тяжело дышит, кашель судорожный или возникают высокие звуки во время дыхания. Это указывает на то, что удушающий предмет проник ниже глотки. В этом случае можно прибегнуть к следующему шагу.
Шаг 2. Нанесение ударов по спине. Нужно сесть на стул, положив ребенка лицом вниз на свое бедро, зафиксировать вес крохи на левой руке и поддержать ею голову. Используя ладонь правой руки, нужно нанести энергичные постукивания по верхней части спины крохи, между лопатками. Постукивание должно быть твердым, но не слишком сильным, чтобы не причинить травму. Подобный прием помогает удалить инородный предмет, нормализуя дыхание. Нужно нанести примерно пять подобных ударов, между каждым оценивая дыхание.
Шаг 3. Сдавления груди. Если удары по спине не помогают, можно попробовать толчки в грудь, продолжайте сидеть в том же положении. Нужно перевернуть ребенка лицом вверх. Положение ребенка должно быть таким же, как и в технике ударов по спине, с головкой ниже уровня бедер. Используя указательный и средний палец, нужно найти ямку внизу груди ребенка, затем нужно произвести пять энергичных сжатий.
Шаг 4. Сердечно-легочная реанимация при неэффективности всех мероприятий. Если у ребенка нет признаков улучшения, и он теряет сознание, нужно немедленно его реанимировать. Нужно положить малыша на спину на ровную поверхность, например на стол или пол, поставив голову прямо и выпрямив ноги. Нужно проводить вдувания воздуха в его легкие, Дыхание должно быть достаточно мощным, чтобы грудь ребенка поднималась, а затем воздух выходил. Предмет, застрявший в дыхательных путях, может пройти глубже, но возобновление дыхания ребенка является более важным. Предмет может быть удален в стационаре или после нормализации дыхания или приступов кашля. Прибывшие на помощь медики продолжат оказание помощи ребенку, если инородный предмет не вышел.
Что нужно помнить родителям при оказании первой помощи?
Есть несколько вещей, которые родители должны знать об оказании помощи при нарушениях дыхания у малышей:
- Нет необходимости выполнять похлопывания по спине и сжатие грудной клетки, если дыхание затруднено из-за приступа астмы, отека горла или травмы головы. Если наступает удушье, родители должны проводить искусственное дыхание.
- Если ребенок сильно кашляет, нужно дать ему некоторое время прокашляться, прежде чем похлопывать по спине или сжимать грудь. Кашель является естественным рефлексом тела, нередко он помогает инородному предмету выйти.
- Дети, задыхающиеся из-за аспирации жидкостей, должны откашливаться. Частицы пищи и смеси, рвотные массы нужно удалить изо рта пальцами, нагнув ребенка лицом вниз. Это не даст ребенку повторно их вдохнуть.
- Родители не должны стесняться звать на помощь любых окружающих людей.
Вышеуказанные процедуры являются методами первой помощи для восстановления дыхания и устранения асфиксии. Но его недостаточно, важно обязательно показать ребенка врачу, чтобы он оценил его состояние и риск осложнений, в том числе аспирационного бронхита и пневмонии. Кроме того, части инородного тела могли остаться в бронхах, и их нужно извлечь в стационаре.
Как предотвратить нарушения дыхания?
Профилактика лучше лечения или оказания первой помощи, особенно в случае удушья и серьезных расстройств дыхания. Важно, чтобы родители давали ребенку плотную пищу только под присмотром: ягоды, виноград, небольшие конфеты, сухарики и орехи могут стать причиной удушья.
Важно правильно обрабатывать пищу детей. Продукты прикорма должны быть мягкими и небольших размеров. Мясо должно иметь кусочки меньшего размера, чем размер ногтя ребенка. Те, которые легко проглотить без риска удушья. Нельзя допускать того, чтобы ребенок брал в рот мелкие предметы и игрушки. Он может задохнуться от полиэтиленовых пакетов, спущенных воздушных шаров, пуговиц и даже монет. Эти предметы следует хранить в недоступном для детей месте.
Нельзя торопить ребенка во время еды, будь то жидкость или твердое вещество. Если ребенка кормят из бутылочки, нужно отрегулировать размер отверстия в соске.
Пройдите тестCклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниямСклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниям и что является аллергеном? Пройдите тест и узнайте чего стоит ребенку избегать и какие меры предпринять.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник