Ребенок 1 год два месяца питание
Питание ребенка в 1 год и 2 месяца можно назвать переходным между «грудничковым» меню и взрослыми блюдами.
Но вводить в рацион малыша новые продукты следует осторожно, чтобы не нанести вред нежному организму и не спровоцировать проблемы с пищеварением.
- Шесть важных советов по переводу ребенка на «взрослый стол»
- Какие продукты должны присутствовать в меню
- Какие продукты нельзя включать в рацион
- Примерное меню для ребенка в 1 год и 2 месяца
- Несколько советов напоследок
Шесть важных советов по переводу ребенка на «взрослый стол»
Если в меню ребенка до 12 месяцев около 80% занимали молочные продукты и смеси, то после первого дня рождения количество можно сократить, отдав предпочтение другим продуктам.
Тем более, что в год и 2 месяца у большинства деток во рту уже 12 зубов: к первым восьми добавляются верхние и нижние жевательные.
Переход малыша на «взрослый стол» нужно проводить постепенно, руководствуясь рекомендациями специалистов по детскому питанию:
• В 1 год и 2 месяца кормить ребенка следует 4-5 раз в день.
При составлении графика приема пищи нужно учесть, что рано или поздно малыш пойдет в детский сад, где завтрак, обед и полдник проходят в строго определенное время.
Поэтому, чтобы ребенку не пришлось в дальнейшем перестраиваться, время для трапез нужно максимально приблизить к «детсадовским».
• Важно, чтобы малыш кушал каждый день в одно и то же время.
Тогда в организме ребенка к этому часу будут вырабатываться все необходимые ферменты, и пищеварительная система будет работать без сбоев.
• Объем желудка у ребенка в 14 месяцев составляет 200-250 мл.
Такой объем пищи он и должен получать за одно кормление, чтобы насытиться.
• Хотя жевательные зубы уже «приступили к работе», пережевывать слишком большие куски пищи малышу трудно.
Поэтому блюда должны по-прежнему сохранять пюреобразную консистенцию, хотя теперь их можно не перетирать через ситечко или взбивать блендером, а измельчать вилкой, чтобы оставались небольшие комочки.
• Многие мамочки в год и 2 месяца еще продолжают кормить малыша грудным молоком. Но, нельзя забывать, что материнское молоко – такая же еда, как суп или каша.
Поэтому давать ребенку грудь в качестве «перекуса» или как средство для прекращения капризов нельзя.
Оптимальным будет заменить грудным молоком завтрак или ужин.
• Детям-искусственникам в 14 месяцев на полдник можно давать готовые смеси, адаптированные для этого возраста.
Со временем их следует заменить кисломолочными продуктами – кефиром, натуральным йогуртом, простоквашей.
В первые месяцы после года у ребенка начинают формироваться осознанные пристрастия к тому или иному продукту.
Поэтому блюда для малыша нужно готовить по традиционным для семьи рецептам, чтобы в дальнейшем ему не пришлось менять свои вкусовые привычки.
Какие продукты должны присутствовать в меню
Вводить в рацион ребенка новые продукты нужно небольшими порциями, желательно по одному, чтобы удобнее было понаблюдать за реакцией организма.
Если новинка в меню вызвала у малыша расстройство кишечника, кожные высыпания или другие нежелательные явления, врачи советуют отказаться от дальнейших экспериментов с этим продуктом, как минимум на полгода.
Помимо молочных смесей или грудного молока в меню ребенка в 1 год и 2 месяца должны присутствовать такие продукты и блюда:
Крупяные изделия
Самыми лучшими для ребенка в данном возрасте будут гречневая, рисовая, кукурузная и овсяная каша.
Их можно подавать как гарнир к мясному блюду на обед, а также на завтрак или ужин с кусочками фруктов или овощей. Не рекомендуется пока готовить из пшена, перловой и манной круп.
Макароны
Отличным завтраком для малыша будет молочный суп с макаронными колечками или звездочками. Если макароны подаются как гарнир, то лучше выбирать небольшие по размеру изделия.
Проваривать макароны нужно не «на зубок», а до мягкости, чтобы малыш мог легко их прожевать.
Супы
Некоторые специалисты, в частности известный педиатр доктор Комаровский, не видят пользы от жидких блюд и считают их включение в ежедневный рацион не более, чем данью традиции.
Тем не менее, если в семье принято есть суп или борщ, то нужно приучать к ним малыша.
Готовить суп для крохи можно на овощном или мясном бульоне. В последнем случае лучше вываривать кусок нежирной курятины или телятины.
Если бульон готовится на мясе с костями, то первый отвар следует слить. Один раз в неделю можно дать малышу рыбный суп, тщательно процедив бульон, чтобы в него не попали косточки.
Мясо
Поскольку малыш еще не слишком хорошо умеет жевать, то давать ему целые куски не стоит. Самым оптимальным мясным блюдом будут котлеты, фрикадельки, тефтели или мясное суфле.
Мясные продукты нужно отваривать, тушить, запекать или готовить на пару. Больше всего для ребенка подойдут телятина, курятина или индюшатина без шкурки и жира.
Рыба
Два раза в неделю на обед или ужин ребенку можно предложить нежирную морскую рыбу. Для того, чтобы исключить попадание костей, из рыбы нужно сделать котлеты или суфле.
Овощи
После года ребенок вполне может справится с рагу, если овощи хорошо протушены. Лучше всего подойдут морковь, кабачок, брокколи или цветная капуста, картофель, тыква, свекла.
Овощи также можно подавать в виде пюре или запеканок, смешивая с крупяными изделиями или макаронами.
Фрукты
Фрукты обязательно должны быть в рационе малыша. При этом нужно учесть, что бананы, апельсины, манго или другие экзотические фрукты провоцируют аллергию.
Поэтому начинать лучше с привычных яблок, груш или слив. Давать их можно натертыми на мелкой терке или в виде пюре.
С осторожностью и в небольших количествах можно добавлять ягоды – чернику или малину.
Жиры
Для нормального развития детского организма в рационе должны присутствовать жиры.
В 1 год и 2 месяца малышу предлагают печенье или хлеб, намазанный тонким слоем сливочного масла, а в творожок или запеканку добавляют столовую ложку сметаны.
Соль и специи
Без соли невозможно нормальное функционирование организма, однако избыток ее приводит к серьезным нарушениям в работе почек, сердца и сосудов.
Полезные советы мамочкам: РАЦИОН РЕБЕНКА ОТ ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ
Поэтому, при приготовлении блюд для малыша, следует придерживаться принципа: солить так, чтобы для взрослого еда казалось немного недосоленной.
Чересчур пряные специи малышу тоже не нужны, а для вкуса и запаха в суп или пюре кладут веточку укропа или петрушки.
Каждый прием пищи малыша должен заканчиваться напитком. Самыми подходящими будут: компот из яблок, ягодный кисель, отвар шиповника, соки из традиционных фруктов.
Какие продукты нельзя включать в рацион
Перевод малыша на общее меню не означает, что ему можно давать пробовать все без разбора блюда с взрослого стола.
Пищеварительная система ребенка в 1 год и 2 месяца еще не сформирована окончательно, поэтому многие продукты не может полноценно переварить.
В перечень запрещенных продуктов входят:
- колбасы и сосиски;
- морепродукты;
- шоколад и любые продукты, где он присутствует;
- торты и пирожные с кремом;
- жирное печенье (типа курабье);
- консервы;
- крепкие мясные и рыбные бульоны;
- грибы в любом виде;
- острые приправы и соусы, майонез;
- чипсы, сухарики и другие снеки.
Категорически запрещается давать малышу любые продукты, содержащие красители и консерванты: йогурты, глазированные сырки и творожные десерты, конфеты, зефир и т п.
Ни в коем случае не следует приучать ребенка к сладким газированным напиткам и сокам, приготовленным из концентратов.
Примерное меню для ребенка в 1 год и 2 месяца
Не стоит использовать для детских блюд сложные и изысканные рецепты. Чем проще будет процесс приготовления, тем меньше на него потребуется времени.
К тому же в таких блюдах содержится гораздо больше полезных веществ, чем в сложных творениях кулинарного искусства.
Расположенная ниже таблица содержит примерное меню для 14-месячного ребенка на неделю.
Завтрак | 2-й завтрак | Обед | Полдник | Ужин | |
---|---|---|---|---|---|
Понедельник | Молочный суп с макаронными изделиями, отвар шиповника | Сок, печенье | Суп-пюре овощной, куриная котлета с гречневой кашей, сок | Простокваша с печеньем | Суфле овощное со сметаной, печенье, чай |
Вторник | Творожок со сметаной и тертым яблоком, чай, печенье с маслом | Фруктовое пюре | Суп с куриными фрикадельками, овощное рагу, компот | Кисель из ягод, печенье | Запеканка из цветной капусты с яйцом и рисом, компот |
Среда | Рисовая каша с фруктами, кисель | Фруктовый мусс, печенье | Суп на рыбном бульоне, овощное пюре, яблочный сок | Кефир с печеньем | Рыбная котлета с макаронами, чай |
Четверг | Морковно-творожное суфле, отвар шиповника, печенье | Кисель, печенье | Суп на мясном бульоне с макаронами, мясное пюре, компот | Фруктовое пюре, сок | Молочная овсяная каша, чай |
Пятница | Запеканка из риса с фруктами, хлеб с маслом, чай | Сок, печенье | Суп на овощном бульоне, рыбные тефтели с гарниром из овощей, кисель | Кефир с печеньем | Молочная кукурузная каша, печенье, сок |
Суббота | Творог со сметаной и фруктами, печенье, чай | Кисель, печенье | Суп на рыбном бульоне, овощное рагу, кисель | Простокваша с печеньем | Молочный суп с макаронами, печенье |
Воскресенье | Овсянка с молоком, хлеб с маслом, отвар шиповника | Фруктовое пюре | Суп на овощном бульоне, телячья котлета с овощным пюре, компот | Фруктовый мусс, печенье | Запеканка из творога с фруктами, печенье, чай |
При сохранении грудного вскармливания завтрак или ужин заменяют материнским молоком.
Несколько советов напоследок
Специалисты утверждают, что привычки и вкусовые пристрастия, которые ребенок получает в первые два года жизни, остаются с ним на всю жизнь.
Поэтому важно, чтобы малыш усвоил только правильные манеры. Помочь в этом могут следующие советы:
• Хотя ребенок еще совсем мал, но учитывать его мнение все же стоит. Пусть сам выберет, какое блюдо он хочет съесть (конечно из предложенного ассортимента);
• В пределах допустимого следует знакомить ребенка с различными вкусами, это помогает развитию вкусовых рецепторов;
• Нельзя заставлять малыша есть насильно, если он отказывается от пищи, и предлагать взамен «невкусной» еды сладости или печенье. Ребенок быстро усвоит эту тактику и будет требовать одни «вкусняшки».
1 год и 2 месяца – замечательный возраст, когда переход от младенчества к детству становится все более заметным.
Правильно разработанная система питания поможет малышу расти крепким, активным и здоровым.
Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.
Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!
Источник
Перешагнув первый год жизни, малыш крепнет физически и активно развивается в психологическом и эмоциональном плане. Подойдя к возрасту 1 год и 2 месяца, ребенок становится более самостоятельным, в нем чаще проступают личностные качества. Наблюдая за малышом, можно заметить, как быстро меняются его пристрастия: только что малыш тихо и сосредоточенно раскладывал кубики на ковре, а через минуту заинтересовался кухонным шкафчиком и загремел кастрюлями и крышками. Каждое занятие доставляет ему истинное удовольствие, ведь он сам, без чьей-либо помощи открывает мир. Твердо встав на ноги, ребенок растет и развивается, становится исследователем и экспериментатором.
Малыш, который начал ходить сам – это любопытный первооткрыватель, который теперь почти не зависит от мамы. Развитие ребенка в этот период претерпевает значительные изменения
Физические параметры
Физическое развитие малыша к 1 году и 2 месяцам можно представить в виде таблицы. Приведем в ней общие показатели:
Рост | 74-82 см |
Масса | 10-13 кг |
Окружность головы | 46-48 см |
Объем груди | 48-51 см |
Отклонения в меньшую или большую сторону по росту или весу – это не повод для тревоги. Дети рождаются с разным весом и ростом, живут в разных социальных условиях, могут болеть, генетически унаследовать какие-то особенности развития – все показатели требуют индивидуального подхода с учетом приведенных факторов.
Рацион малыша к этому времени может немного измениться. Появление новых зубов, а у некоторых малышей к году и 2 месяцам вырастают моляры, позволяет ввести в питание новые продукты. Помимо привычных пюре и каш ребенок с удовольствием ест кусочки фруктов, овощей, рыбы, мяса.
Разнообразив меню, нельзя забывать о сбалансированности питания. Малыш должен получать в полном объеме все, что необходимо его растущему организму.
Характер и как с ним жить
Превалирующее мнение родителей, по чьим указкам до сих пор шла жизнь ребенка, начинает давать трещину. Малыш проявляет характер и неожиданно может ответить отказом на просьбу мамы не шуметь или не брать какие-то вещи. Столкнувшись с такой ситуацией, родителям следует выработать правильное отношение к новым действиям крохи. Категорически пресекать сердитое детское «нет» не стоит, но и безропотно соглашаться – тоже не выход. Найдите «золотую середину» и постарайтесь мягко, но доходчиво объяснить малышу, в чем он неправ.
Часто маму раздражает хаотичное разбрасывание ребенком игрушек, одежды, книжек, однако в его действиях нет злого умысла или вредности. Мышцы ребенка в 1 год и 2 месяца привыкают к новому вертикальному положению, ведь он уже много ходит. Хорошая координация движений еще не сформирована, и малыш, инстинктивно разбрасывая предметы, укрепляет их, учится правильно распределять нагрузку. Кроме того, перебирая предметы, он сопоставляет их по размеру и весу, одновременно познавая мир.
Разбрасывание игрушек по квартире – “болезнь” большинства детишек такого возраста. Чаще всего они делают это не из вредности, а из интереса к новым возможностям
Умения и навыки
Следя за развитием ребенка, мамы задаются вопросом о том, что он должен уметь к возрасту 1 год и два месяца (рекомендуем прочитать: гармоничное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев). Основные навыки закрепляются, появляются новые. Естественно, все это происходит с вашим непосредственным участием, через игры и общение с ребенком. Не упускайте ни одного дня для совершенствования навыков малыша. Общая картина выглядит так:
- ребенок ходит уверенно, легко передвигается по квартире, не требуя маминой руки;
- справляется с большими игрушками, машинками, лошадками, велосипедами, знает, как с ними играть;
- внимательно рассматривает книжки с рисунками животных, учится имитировать их звуки (собака – «ав», кошка – «ки» или «кис», гусь – «га»);
- речевые навыки пополняются слогами, означающими полные слова (еда – «ням», мама – «ма» или «мам», соска – «сось», папа – «па», невкусные и грязные вещи – «кака»);
- хорошо отличает голоса близких и незнакомых людей;
- старается подражать действиям взрослых членов семьи («говорит» по телефону, расчесывается, делает зарядку);
- может различать предметы и их назначение по названиям (пойдет в кроватку, если его об этом попросить, а не станет подходить к телевизору);
- способен производить несложные действия (включить телевизор, открыть или закрыть ящик тумбочки или шкафа, открыть пульт);
- соотносит свои желания с предметами в доме (показывает на холодильник и говорит «ням»);
- просит маму с ним поиграть в определенную игру (покататься на «лошадке», полетать самолетиком).
Развитие продолжается по индивидуальному сценарию, но есть и общие навыки, которые малышам в 14 месяцев недоступны. Как правило, ребенок не может:
- бегать;
- проситься на горшок;
- есть ложкой самостоятельно (подробнее в статье: как научить ребенка есть ложкой самостоятельно по советам Комаровского?).
Время для таких умений еще не пришло, но немного позже он обязательно их освоит. Ребенку понадобится ваша помощь, постарайтесь дать ее вовремя, чтобы развитие малыша шло правильно.
В возрасте 1 год и 2 месяца малыш начинает активно передвигаться по квартире и исследовать все ее уголки, игра увлекает его сейчас больше всего на свете
Распорядок дня и режим питания
Как и раньше, в режиме дня ребенка сохраняются основные пункты: сон, питание, прогулки. Если и вносятся какие-то изменения, то все они связаны с индивидуальным ритмом жизни малыша. Разберем каждый пункт режима подробнее:
- Сон. Дневной сон может сократиться с двух раз по 1-1,5 часа, до одного на 1,5-2 часа, однако стоит присмотреться к крохе. Если днем он спит оба раза спокойно, значит, еще не готов перейти на сон один раз за день. Если же малыш плохо укладывается, постоянно просыпается, переводите его на одноразовый, но более продолжительный дневной сон.
- Питание. Большинство детей остаются на 4-5 разовом питании, но доктор Комаровский считает, что к этому возрасту детей можно кормить только 4 раза в течение дня. Если ваш малыш утром требует грудь, сохраните на время эту привычку, но подкорректируйте сам режим питания. Сохраняйте тот же режим между приемами пищи в 3-4 часа и разработайте правильный рацион.
- Меню (рекомендуем прочитать: примерное меню ребенка в 1 год и 14 рецептов). Чтобы поддерживать сбалансированность питания, пропишите для себя примерное меню:
- завтрак – каша (можно не протирать), творог, овощи, яйца, рыбное или мясное пюре, питье –морсы, молоко, травяные чаи;
- обед – овощной или мясной суп, второе с гарниром, на сладкое компоты, кисели, муссы;
- полдник – кисломолочные блюда (творог, йогурт) с печеньем или фруктами;
- ужин – совместим с блюдами для завтрака.
Обязательно понаблюдайте за малышом. Если он плохо ужинает, давайте ему в полдник легкие блюда. Рецепты блюд можете составить, исходя из рекомендаций педиатров. Кроха много играл и резвился перед сном, дайте ему что-нибудь перекусить (банан, творог). Соблюдайте распорядок, помня об индивидуальности вашего чада.
Занятия для умственного развития
Развиваем речевые навыки:
- все свои действия, которые вы выполняете вместе с малышом, озвучивайте (например, «берем мишку и кладем его в ящик», «возьмем штанишки и оденем их на ножки», «держим ложку и кушаем кашку»);
- даем названия частям тела, выполняя с ними какие-то действия («помоем ладошки», «пошевелим пальчиками», «похлопаем по ножкам»);
- рассматривая вместе с малышом развивающие книжки, описываем, что в них изображено;
- разучиваем короткие детские стишки.
Изучаем формы и свойства:
- Определяем форму предмета – например, шарик и кубик. Объясняем на наглядном примере их свойства – шарик катится, кубик подходит для строительства башенки.
- Показываем свойства материалов и предметов: переливаем воду, мнем или рвем бумагу, закрываем и открываем крышки коробочек или кастрюль. Занимаясь с ребенком, следите за безопасностью. Кроха все еще будет пробовать на вкус, да и зубки у него режутся.
- Начинаем рисовать. Дайте малышу краски, карандаши или мелки. Создавать что-то своими руками – огромное удовольствие для крохотного человечка, познающего мир.
Общение:
- осваиваем вежливые приветствия и обращения (говорим с ним «привет», «пока-пока», «доброе утро», «пожалуйста»);
- приучаем делиться игрушками или едой.
Занятия для физического развития
Крупная моторика:
- расширяем навыки ходьбы, предлагая малышу ходить по прямой линии (проведите линию на полу цветными ленточками);
- учим перешагивать через препятствия, ходим за ручку по ступенькам, залезаем на невысокие бордюры;
- вместе с ребенком собираем игрушки (например, перекладываем их с пола на стул).
Мелкая моторика:
- предлагаем малышу собрать пирамидку из колечек или башенку из кубиков (необязательно добиваться от крохи идеальных форм сооружения);
- учим пересыпать крупу или макароны из одной чашки в другую (следите, чтобы ребенок не потянул их в рот);
- приспособьте для игры прищепки, прикрепив их к подушке или мягкой игрушке, предложите малышу снять их.
Важный момент – вы должны не занять ребенка, а проводить все занятия со своим чадом. Таким образом вы совместите две задачи: разовьете умственные и физические способности ребенка. Кроме того, общение ребенка с мамой полезно обоим.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник