Ребенок 1 год до 3лет

Ребенок 1 год до 3лет thumbnail

На чтение 8 мин.

Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.

Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.

Возраст от 1 до 3-х лет – период формирования характера

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.

Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую  одежду будут сопровождаться истериками.

Лучшие книги по воспитанию

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

  • Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
  • При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
  • Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
  • Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.

В 2-3 года дети копируют поведение старших

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

  1. Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
  2. Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
  3. Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».

Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.

Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.

Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.

Родители должны сохранять терпение

Особенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет

К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.

Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.

Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителям

На что следует обратить внимание при воспитании в данный период:

  • В момент кризиса не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
  • Играйте  с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
  • Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
  • Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.

Симптомы кризиса 3-х лет

Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, следует активно начать приучение к горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.

Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный  к унитазу.

Горшок трансформер 3 в 1

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.

Приучение к самостоятельности – важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.

Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

Оставить комментарий

Источник

Первый год жизни ребенка по-другому называется грудным возрастом. После его окончания ребенок вступает в период раннего детства, который длится до трех лет. Этот период называют еще преддошкольным. В чем заключаются особенности ребенка в возрастной категории от 1 года до 3 лет? Как развивается малыш? На что обратить внимание родителям?

Особенности физического развития

Особенности физического развития

Дети от 1 года до 3 лет уже не растут так быстро, как на первом году жизни. Средний рост годовалого мальчика равен 74-78 см. За второй году жизни ребенок вырастает примерно на 10 см. То есть, за месяц он вырастает меньше, чем на 1 см. В среднем рост мальчика, которому уже исполнилось 2 года, составляет 84-89 см. За третий год жизни ребенок тоже вырастает примерно на 10 см. Рост трехлетнего мальчика составляет примерно 93-99 см. Показатели среднего роста девочек данной возрастной категории отличаются всего на 1 см в меньшую сторону от такового у мальчиков.

Если рост меньше или больше среднего на 4-5 см, то это является поводом для обследования у врача. Нужно выяснить, имеет ли малыш просто индивидуальную особенность, или же его высокий (низкий) рост обусловлен каким-либо заболеванием.

Как обстоят дела с весом? Годовалый мальчик весит примерно 10-12 кг. В два года его вес в среднем составляет 12-14 кг. В три года – 13,5-16 кг. То, есть за год ребенок прибавляет в весе примерно 1,5-2 кг. Вес девочек отличается от среднего веса мальчиков примерно на 0,5-1 кг в меньшую сторону. Когда нужно бить тревогу? Обсудить ситуацию с врачом нужно в том случае, если вес больше или меньше средневозрастных значений на 2 кг и более.

Врачи обращают внимание не только на показатели роста и веса, но и оценивают гармоничность развития. То есть, соответствует ли вес росту. Еще оценивается окружность головы и окружность груди.

Навыки малышей в периоде раннего детства

Практически все родители переживают, правильно ли развивается у них ребенок. Некоторые сравнивают своего ребенка со сверстниками. Но правильнее оценивать нервно-психическое развитие ребенка по основным критериям, которые разработаны врачами и педагогами. Эти критерии касаются речевого и сенсорного развития, характера игровой деятельности, движений и бытовых навыков.

  • Что умеет делать годовалый малыш?

Развитие ребенка в 1 год отличается следующими особенностями: ребенок хорошо ходит, легко меняет положение тела (присаживается, наклоняется, поворачивается и др.), учится бегать, самостоятельно ест ложкой густую пищу. Появляются простые сюжетные игры: построить башенку, покормить куклу, закатить машинку в гараж. У него быстро расширяется словарный запас. В игре ребенок проявляет много эмоций.

К полутора годам он ориентируется в основных цветах и формах. Густую пищу ложкой ест уже хорошо, учится есть жидкую пищу. Малыш пользуется в игре простыми словами, выполняет просьбы взрослого, обращается к нему с простыми просьбами сам. Малыш любит играть, он учится строить простые постройки. С небольшой помощью взрослого кое-что умеет снимать с себя из одежды.

  • Что умеет делать двухлетний малыш?

К двум годам ребенок уже хорошо и умело двигается, умеет перешагивать через препятствия, умеет аккуратно есть и частично одеваться. Он достаточно много говорит, строит более сложные предложения, задает вопросы и отвечает на них, хорошо понимает рассказ взрослого о разных событиях. Все чаще малыш играет в сюжетные игры, действия в играх последовательные и логичные. Большая часть игр строится на подражании, но уже появляются и собственные фантазии.

К 2,5 годам ребенок строит еще более сложные фразы, неплохо разбирается в разных цветах и формах, начинает играть в ролевые игры. Большую часть одежды ребенок может одеть самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Он все чаще и настойчивее выражает свое мнение.

  • Чему научился трехлетка?

Возраст ребенка 3 года часто называют критическим. Малыш в 3 года умеет уже многое, он хочет стать самостоятельным и показать свое «Я». Ребенок уже достаточно много говорит. С ним можно построить интересный диалог. Многие дети в 3 года рассказывают стихи и простые сказки, с радостью поют песенки для мамы и папы, пусть и на «своем языке». Часто задают вопросы: «Где? Как? Почему? Зачем?». Они очень интересуются окружающим миром, любят играть.

В возрасте трех лет уже достаточно большое количество детей посещает детский сад. Круг общения ребенка расширяется, он учится взаимодействовать не только с семьей, но и с другими людьми разного возраста.

Источник

В сутках 24 часа. Кучу времени я трачу на укладывание ребенка, его капризы, кормление, одевание, прогулку. Вычитаем сон, свободные игры – в любом случае остается 1-2 часа на организованные занятия. С учетом того, что у меня пока один ребенок, и я в декрете. Если у вас тоже возникает вопрос-чем занять ребенка хотя бы 30 минут в день, то ниже вы найдете примерное расписание занятий на неделю. Сыну 2,1. Но состав игр подходит деткам от года до трех.

Опущу часть про ранний период онтогенеза человека (у меня в целом канал про развитие малышей, основаный на научных данных) и остановлюсь только на том, что в раннем возрасте детям очень важна совместная деятельность со взрослыми. Именно с помощью мамы/папы/няни они познают окружающий мир. А самое главное-познание и развитие происходит при взаимодействии с предметами, то есть о сюжетно-ролевой игре речь пока не идет, она начнется после трех лет.

Это означает, что взрослые должны не только рассказывать обо всем, что происходит вокруг ребенка, но и показывать, как манипулировать предметами. А в целом, в период раннего детства (1-3 года) в ход идут и развивающие игрушки, и чтения/постановка сказок, и творческие игры, а также совместные физические нагрузки. Формула успешного развития=познавательная деятельность + творчество+физическая активность

Я не адепт расписаний, но заметила, что когда у меня нет перед глазами хотя бы примерного плана занятий, я ленюсь. И забываю предлагать малышу важные для его развития игры. Если с готовыми пособиями заниматься легко, то вот обсудить картины художников или провести музыкальное занятие я часто забываю.

Поэтому я повесила на холодильнике такой примерный перечень. Можно выписать игры в столбик, и не расписывать по дням, главное, не забывать хотя бы раз в неделю проводить то или иное занятие. Но, честно скажу – это план максимум, и не всегда удается его выполнить. Особенно когда у нас гости или длительные прогулки.

И, конечно, нужно учитывать настроение и мамы, и ребенка. Я за комфортное материнство, если для хорошего самочувствия мамы лучше посмотреть мультики и выпить чашку кофе, то я за такой план. Спокойная мама-это лучше, чем раздраженная мама, пристающая к ребенку с развивающими занятиями)

????Наш примерный план занятий на неделю????

????Понедельник:

✔️Книги (обязательно читаем Чуковского, так как у Вани пока не все хорошо с речью)

✔️Игры Никитиных (выписала отдельно от развивающих игр, так как они направлены на творческое развитие). У нас «Сложи квадрат» и «Сложи узор»

✔️Занятие по готовым пособиям (перечень наших пособий можно найти в статье)

✔️Занятие с готовыми развивающими игрушками ( настольные игры, у нас «день/ночь», пазлы Larsen, мозаики, конструкторы, развивающие карточки, мои самодельные игры на изучение цветов, форм и прочее)

✔️Подвижные игры (пальчиковые, образно-жестовые игры по типу «Мишка косолапый по лесу идет», зарядка, прыжки, кувырки, занятия на шведской стенке – 1-2 занятия из перечня на выбор)

????Вторник:

✔️Книги

✔️Логопедическое занятие (артикуляционная гимнастика из пособия «Логопедические тесты» Земцовой, дыхательные упражнения, чистоговорки, рассказы по картинкам)

✔️Лепка (лепим или в свободной форме – учимся катать колбаску и шар, или сюжетная игра с вылепленными из пластилина фигруками)

✔️Постановка/рассказ сказки. Я использую или набор деревянных фигурок «Томик», или пальчиковый театр, или образно-жестовый пересказ Репки, Колобка вместе с ребенком на память.

✔️Подвижные игры

✔️Путешествие в картину. Рассматриваем 1-2 репродукции (шедевры великих художников), обсуждаем все, что видим на картине. Подробная статья по этому пункту тут

????Среда:

✔️Рисование (или свободное, или по образцу вместе со мной. В этом возрасте важно научиться рисовать линии, формы. В 2,5 года ребенок может примерно изобразить лицо человека)

✔️Пособия

✔️Развивающие игрушки

✔️Подвижные игры

✔️Музыкальное занятие (прослушивание и обсуждение музыки, «Угадай, что звучит», пение, игра на детских музыкальных инструментах)

????Четверг:

✔️Книги

✔️Логопедическое занятие

✔️Игры Никитиных

✔️Подвижные игры

✔️Путешествие в картину

✔️Сюжетная игра с замещением. Показываю пример новой игры, чтобы затем ребёнок мог играть самостоятельно. Замещение нужно для развития креативности – например, деталь от Lego-пирожное для куклы или стул для зайки.

????Пятница:

✔️Лепка

✔️Рисование

✔️Развивающие игрушки

✔️Подвижные игры

✔️Сказка

????Суббота/воскресенье

✔️Книги, подвижные игры, пособия

Статьи по теме:

11 занятий для развития интеллекта

Артикуляционная гимнастика для малышей

Как говорить с детьми об искусстве (как рассматривать картины, что читать и как ходить в музей)

Если хотите узнать больше о занятиях с малышом и играх – подписывайтесь, задавайте вопросы, о чем рассказать в следующей полезной подборке.

Источник

В период раннего детства отмечается некоторое различие в психическом развития мальчиков и девочек. Ведущим видом деятельности у мальчиков является предметно-орудийная. Она связана с манипуляцией предметами, и направлена на развитие конструктивных способностей. У девочек же в этот период идёт формирование коммуникативной деятельности, которая связана с развитием социального мышления и эмпатии. Но в остальном мальчики и девочки данного возраста развиваются одинаково.

Базовая потребность этого возраста – потребность в любви. Ребёнок всё ещё зависит от взрослого физически и эмоционально. Ему необходимо чувствовать любовь мамы и папы, которую он ощущает через тактильный контакт. Если его нет, то малыш в будущем может стать тактильно бесчувственным. Ведущая роль в удовлетворении данной потребности принадлежит родителю противоположного пола.

Речевое развитие

Примерно в год малыш находится в переходной фазе своего речевого развития: у него сформирована автономная речь. Она не похожа на речь взрослого. Её понимают только близкие люди. По форме она является общением и представляет собой эмоционально-непосредственную связь между взрослым и ситуацией. Ребёнок стремиться к самостоятельности, но многого ещё не умеет. Поэтому малыш обращается за помощью ко взрослым. Это способствует дальнейшему развитию речи.

К полутора-двум годам возникает активная речь, которая представляет собой спонтанное говорение сначала слов, а затем и простых предложений. Словарный запас детей в полтора года обычно содержит примерно 10 слов, в два года – около 200. К трём годам ребёнок использует в речи уже 900-1000 слов.

Важно знать! До трёх лет ребёнок проделывает 90% работы по развитию речи.

По мнению психологов, самым значимым периодом в этом плане является возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. В этом возрасте рекомендуют спокойные и развивающие игры. И крайне нежелательны стрессы. То, как быстро идёт развитие речи, во многом зависит от языковой стимуляции ребёнка дома. С ним по-прежнему нужно постоянно общаться, рассказывать об окружающем мире, читать книги, петь песенки.

Развитие речи и мультфильмы

В этом возрасте многие родители включают детям мультфильмы. Нужно помнить, что они должны быть с качественной картинкой и чёткой и правильной речью героев, а их просмотр дозированным. В мультфильмах много рисованных героев с неправильной мимикой во время произношения слов. Ребёнок наблюдает за мышцами лица и перенимает неправильную артикуляцию, несоответствующую произносимому звуку. Всё это может стать причиной нарушения звукопроизношения, ритма и темпа речи ребёнка. Логопеды отмечают, что дети, которым включали мультфильмы рано и много, имеют проблемы с речью, плохо поддающиеся коррекции.

Речь и рука

Не стоит забывать и о взаимосвязи речевого развития и мелкой моторики рук. Проведённые исследования подтвердили зависимость развития речи ребёнка от развития движений пальцев рук. Если с мелкой моторикой есть проблемы, то задерживается и речевое развитие. Поэтому пальчиковые игры и упражнения очень рекомендуются маленьким детям. Это и забавно и полезно!

Умственное развитие

В 1,5-2 года появляется символическое мышление. Ребёнок способен запечатлеть образ или символ предмета и представить его в уме в нужный момент. Это помогает малышу проделывать операции с воображаемыми
предметами и решать простейшие задачи в уме. Для умственного развития ребёнка важно создать дома развивающую среду. Она представляет собой совокупность предметов развивающего характера, которые находятся в свободном доступе для ребёнка. В раннем детстве это могут быть пирамидки, кубики разного цвета, величины и из разных материалов, рамки-вкладыши, сортировки, сенсорные карточки,
шнуровки и пр.

Эмоциональная сфера в раннем детстве

В период раннего детства расширяется круг общения и событий, которые обогащают эмоциональный опыт малыша. Появляются эмоции неудовольствия — страх, гнев и страдание, и эмоции состояния удовольствия —
радость, привязанность-любовь и собственно удовольствие.

Детские страхи в раннем возрасте

Особого внимания заслуживает эмоция страха, которая является проявлением инстинкта самосохранения. Появление чувства страха предупреждает организм ребёнка о грозящей ему опасности и реагирует
соответствующим образом.

С развитием восприятия и умственных способностей расширяется кругозор ребёнка и рамки жизненного опыта, из которого постоянно поступает новая информация. Поэтому в раннем детстве диапазон страхов шире, чем в младенчестве. Кроме того, проведённые исследования показали, что пик страховой сенситивности приходится именно на третий год жизни.

В качестве источников страхов психологи называют конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сёстрам, психологическое состояние мамы и папы. Также стоит отметить и роль в возникновении страхов агрессивных картинок, которые идут с экрана телевизора, будь то мультфильм, передача новостей, или детективные сериалы.

В возрасте раннего детства чаще всего отмечается страхи неожиданных звуков, одиночества, боли и уколов, ночные страхи, страх перед засыпанием. Наблюдая за исчезающими из их поля зрения объектами, дети боятся и сами исчезнуть. Это может быть страх, что их может сдуть ветром или унести водой.

Данные возрастные страхи, как правило, проходят со временем, по мере развития мышления ребёнка. Однако фиксация страхов может приводить к серьёзным проблемам в поведении ребёнка. И здесь не последнюю роль играют взрослые, находящиеся рядом с малышом. Родителям важно гибко реагировать на эмоциональное состояние ребёнка. Раздражительность, гнев, могут только усугубить ситуацию и способствовать появлению чувства отверженности. Чрезмерная опека со стороны родителей также не избавят ребёнка от страха. Необходимо постепенное приучение малыша к объекту боязни, к общению с ним. Родители могут продемонстрировать взаимодействие с объектом страха и таким образом показать на своём примере, что ничего страшно не произойдёт.

Не следует заглушать чувство страха отвлечением его от объекта боязни. Непроработанное чувство страха может на время утихнуть, но проявиться позже и в другом качестве. Также не стоит высмеивать боязнь и чувства ребёнка. Необходимо помнить, что представления об окружающем мире и мышление ребёнка и взрослого находятся на разных ступенях развития. То, что взрослый может посчитать пустяком, для незрелой психики ребёнка может оказаться трагедией.

Представления о себе в период раннего детства

Новообразованиями возраста раннего детства принято считать формирование самосознания, развитие Я-концепции, самооценки. К трём годам формируется образ себя: ребёнок отделяет себя от объектов внешнего мира, осознаёт свою значимость для других, начинает понимать свои чувства и желания. Для восприятия внешнего мира для ребёнка этого возраста характерен эгоцентризм. Ребёнок понимает, что некоторые вещи могут происходить независимо от его желаний. Но по- прежнему считает, что все видят мир так же, как и он.

  • Самосознание

Исследования показали, что зачатки самосознания начинают появляться в возрасте 18 месяцев. Связано это с быстрым ростом клеток передней части поясничной извилины, находящейся в лобной доле. О наличии самосознания может говорить выражение эмоций, осознание ребёнка самого себя в отличие от других людей и мира вообще. Малыш начинает интересоваться всеми способами подтверждения своего Я, например тенью, отражением в зеркале. Усваивает своё имя, проявляет особый интерес к людям с таким же именем. К трём годам начинает использовать местоимение «я».

  • Половая идентификация происходит в 2-3 года.

На основе наблюдений за поведением отца и матери, старших сестёр и братьев ребёнок начинает понимать, мальчик он или девочка, и каких форм поведения ему придерживаться. Поэтому присутствие отца в данном возрасте рядом с ребёнком крайне важно. После четырёх лет потеря отца мало сказывается на мальчиках при усвоении социальных ролей. Для девочек отсутствие отца начинает сказываться в подростковом возрасте, когда возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с юношами.

  • Я-концепции – это система представлений человека о самом себе.

Выделяют три уровня представлений:

  •  что собой представляет индивид;
  •  что он о себе думает;
  •  каким видит себя в будущем.

Эти представления формируются в результате познания и оценки ребёнком самого себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей. В раннем возрасте в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, которая отражает позитивное отношение к себе, заимствованное из отношений к нему взрослого. Самооценка ребёнка в три года, как правило, завышена. Он приписывает себе все положительные, одобряемые родителями качества.

Но несмотря на высокую самооценку, малыш претендует на признание родителей, стремиться к похвале. Положительно оценивая те или иные действия ребёнка, взрослые придают им привлекательность в глазах взрослых. Таким образом побуждают детей повторить эти действия, чтобы услышать от родителей слова одобрения.

Родителям важно помнить, что Я-концепция характеризуется тем, что человек может создать такой образ себя и поверить в него, который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней. Напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. Поэтому, чтобы у ребёнка не возникло проблем в социальном и личностном плане, родителям необходимо помочь ребёнку создать такой образ себя, который поможет ему выстроить гармоничные взаимоотношения с другими людьми и с самим собой.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник