Ребенок 1 год 3 месяца поведение

Ребенок 1 год 3 месяца поведение thumbnail

фото 3Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.

В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.

Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.

Физические параметры в год и три месяца

В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.

Мальчики:

  • Рост – от 76 до 83 см;
  • Вес – от 10 до 13 кг;
  • Окружность головы – от 46 до 50 см;
  • Окружность груди – от 47 до 54 см.

Девочки:

  • Рост – от 75 до 82 см;
  • Вес – от 9 до 12 кг;
  • Окружность головы – от 45 до 48 см;
  • Окружность груди – от 47 до 52 см.

Что умеет делать малыш

фото 8В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.

Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.

К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.

Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?

  1. Самостоятельно ходит, бегает, ползает
  2. Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
  3. Пытается забираться на стулья и слезать с них
  4. Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
  5. Постигает навык самостоятельного приема пищи
  6. Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
  7. Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
  8. Пробует самостоятельно надевать одежду
  9. Активно работает кистями рук и пальцами.

В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 14В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.

Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.

В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.

Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.

Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.

С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.

Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .

Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.

Речевые навыки

фото 12Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.

Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.

Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.

Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.

Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.

Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.

Рацион питания: что приготовить малышу

К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.

Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.

В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.

Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:

Завтрак:

  • Манная (овсяная) каша – 100 гр.
  • Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
  • Чай или компот – 100 мл.

Обед:

  • Суп с вермишелью – 100 гр.
  • Куриное суфле – 50 гр.
  • Рис на пару – 100 гр.
  • Сок – 100 гр.
  • Хлеб – 50 гр.

Полдник:

  • Фрукты – 50 гр.
  • Кефир – 100 мл.
  • Печенье – 50 гр.

Ужин:

  • Творог – 70 гр.
  • Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
  • Молоко – 100 мл.

Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.

Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.

Рецепты блюд

фото 2Манная каша

Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.

Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.

Запеканка с изюмом

Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.

Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.

Суп с вермишелью

Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.

Особенности ухода

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.

Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).

Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.

Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.

Необходимые обследования

Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.

При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.

Режим дня и сна

фото 13В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.

Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.

Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.

В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.

Примерный распорядок дня ребенка таков:

  • 7:00 – пробуждение
  • 7:10-7:30 – утреннее умывание
  • 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
  • 8:30 – 9:00 – завтрак
  • 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
  • 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
  • 12:30 – 14:30 – дневной сон
  • 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
  • 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
  • 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
  • 19:30 – 20:30 – водные процедуры
  • 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
  • 21:30 – ночной сон

Мнение доктора Комаровского

фото 6Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.

Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.

Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:

Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.

Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.

Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:

  • резкое расширение запаса понимаемых слов;
  • понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
  • длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
  • самостоятельный прием густой пищи.

Занятия с малышом

Игры

фото 14Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.

Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.

Примеры игр:

  1. Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
  2. Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.

Игрушки

Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.

Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.

Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.

Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:

Советы родителям

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.

Несколько советов:

  • Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
  • Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.

Источник

Содержание:

  • Не могут без движения
  • Язык эмоций
  • Плохое поведение — маме
  • Мама реагирует
  • Как не сорваться?
  • И еще немного о физической активности

О свойственных раннему возрасту особенностях нервной деятельности мы не так давно говорили в отдельной статье. Сегодня попробуем разобраться: о чем сигнализируют нам дети своим поведением и как правильно реагировать родителям. Также поговорим о физическом своеобразии малышей второго года жизни.

Не могут без движения

Дети раннего возраста — маленькие живчики, которые не могут долгое время находиться без движения, в состоянии неподвижности. Вроде бы это все знают — но мало кто формулирует. И мало кто связывает с реальной жизнью. Все знают: ребенку трудно сидеть без движения. В то же время он должен спокойно сидеть в автомобиле, стоящем в пробке, и не орать; и в очереди в супермаркете он должен сидеть спокойно; в поликлинике вообще не должен шевелиться, если вы вдруг в поликлинику пошли; и за семейным столом, конечно.

А в реальности дети очень устают, когда не могут сменить позу. (Чтобы “примерить” это ощущение на себя, взрослому можно представить себя в поезде, на жаркой неудобной третьей полке, летом, при неоткрывающихся окнах и топящейся печке.) Малышу очень некомфортно. И это физическое состояние он не может осмыслить и перевести в слова — поэтому начинает орать. Вообще до определенного возраста все то, что ребенок не может перевести в слова, вызывает крик.

Крик — это проявление первой сигнальной системы (помните, по Павлову — в школе проходили?). А вторая сигнальная система — это речь, слова, то, что есть только у человека и что отличает его от животных. У ребенка примерно до трех с половиной лет возможности пользоваться второй сигнальной системой, т.е. речью, очень и очень ограничены, даже если он уже говорит.

Да, он говорит, он может сказать фразу, о чем-то спросить, что-то рассказать. Но вот он устал, перевозбудился, голодный, выбит из режима — при всех этих условиях ребенок становится как бы младше своего возраста. Наступает временная регрессия, и малыш переходит к предыдущей ступени, т.е. он начинает орать вместо того, чтобы говорить. Это и со взрослыми случается, с женщинами, например, в момент перегрузок физических или моральных. Наступает момент, когда вы не говорите, а только издаете звуки повышенной громкости. Только у ребенка это случается несравненно чаще и очень сильно.

Язык эмоций

Вообще маленькие дети, даже умеющие говорить, говорят не словами, а языком поведения и языком своих эмоциональных состояний. Т.е. к поведению ребенка, даже самому нехорошему и неприятному для вас поведению, даже к ужасному поведению на людях, в том числе крику, прежде всего нужно относиться как к языку. Это язык без слов, и родителям стоит научиться понимать: что же ребенок хочет им сказать этим криком?

Но родители — тоже живые люди, и крик ребенка, особенно собственного, особенно на людях, включает очень сильную первичную реакцию у родителей. Реакция эта заключается в желании убрать источник звука любыми способами. Тут все забывают про руководства по воспитанию, про то, что читали в книжках, слушали на лекциях, что себе обещали раньше. Реакция на крик — она первичная, из глубин идущая. Заткнуть — и все.

Можно сказать, что эта реакция незрелая. Если не научиться ее каким-то образом гасить у себя, оттормаживать, то крик не удастся победить. Вот ребенок орет или капризничает — плохо себя ведет. Мама злится и тоже орет — и это замкнутый круг, разорвать который должен взрослый.

Плохое поведение — маме

Те, кто остаются с вашим ребенком без вас, наперебой рассказывают, как он хорошо себя ведет — с бабушкой, с няней, даже с папой. Как с ним интересно и какой он покладистый. Но вот приходит мама — и ребенок как наказание. Знакомо?

Дело не в неправильном воспитании. Дело в том, что к маме — самая сильная любовь и, соответственно, ее обратная сторона — основные эмоциональные претензии. И неважно, какая вы мама. Вы можете быть супермамой и вообще никаких ошибок не делать. Такого, конечно, не бывает, но тем не менее. Сливки плохого поведения достаются именно маме. Это просто правило, вытекающее из особенностей детского существования. И все это мама должна претерпевать. Не надо думать, что, мол, я лучше уйду на работу или побуду где-нибудь, а ребенок будет себя лучше вести, будет меньше истерик. Нет. Смысл развития в том, чтобы об маму это все оттачивать: и волю, и истерики. Маме надо лишь набраться терпения и научиться правильно реагировать.

Мама реагирует

Трудность в том, что правильная реакция у мамы формируется не вдруг — так же, как многие не могут научиться хорошо рожать с первого раза. Правильная реакция требует тренировки, совершенствования. Проще сказать, как выглядит неправильная реакция. Если вы чувствуете, что становитесь на одну доску с ребенком, чувствуете, что всерьез ему начинаете противостоять — вот это реакция на одном уровне. Он говорит: “Не пойду из лужи!” — вы говорите: “Ты пойдешь из лужи!”, и еще раз то же самое… Это реакция незрелая — всерьез. Если вы сошли со своего пьедестала родительского и опустились на уровень серьезного разбирательства, будет ли ребенок кубики убирать или нет, — значит, реакция незрелая.

Ваша реакция может быть сколь угодно жесткой или нежесткой, но она всегда должна быть немножко сверху. Вы должны понимать, с кем вы имеете дело. Но у мамы от сидения дома с ребенком младшего дошкольного возраста и отсутствия взрослого общения всерьез меняются масштабы. И папа, вернувшийся к вечеру, может застать серьезные препирательства по какому-нибудь поводу типа кубиков или пижамы. Провоцируемая весь день, мама к вечеру начинает упрямиться по всем этим поводам.

Вы должны научиться не терять масштаба. По сравнению с мировой революцией неважно, какая будет надета пижама. Если вы всерьез начали злиться, то лучше постараться отойти или снять свое требование. И это не значит, что идете на поводу у ребенка. Помните: это маленький ребенок, который за себя не отвечает, — хотя кажется, что его поведение злостное, целенаправленное, конкретно против вас.

А ребенок до семи лет фактически за себя не отвечает. Хотя степень неответа у двухлетнего одна, у пятилетнего другая. Двухлетний вообще за себя не отвечает, с пятилетнего можно уже что-то требовать. Но все равно в целом за все отвечаете вы. Это тяжело. Поэтому у вас в арсенале должно быть пять-семь способов “разрулить” режимную ситуацию — заставить убрать, например, кубики. Способов, над которыми вы уже не задумываетесь, отработанных, действенных — потому что со всеми режимными моментами ребенок будет испытывать затруднения, пока они не освоены, и лет до трех это совершенно нормально.

Самое простое — это система поощрений ребенка. (Наказания не работают, а если и работают, то очень недолго. Шлепки и окрики вообще не годятся.) Например, ребенок должен знать, что когда он соберет кубики, вы будете делать что-то приятное. За действием, требующим напряжения (а уборка кубиков — это действие, требующее напряжения), должно следовать что-то, что приносит явное удовольствие. Кроме конфет и мультфильмов. Если в вашем арсенале поощрительного лишь это, то это очень мало.

Как не сорваться?

Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: “мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай”. И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)

Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.

Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.

Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.

Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.

И еще немного о физической активности

Недостаток физической активности у маленьких детей негативно сказывается на общем поведении и качестве сна. Если ребенок не расходует своих физических сил, т.е.не гуляет и не двигается достаточно, это проявляется как нервное возбуждение, страдает качество бодрствования и качество сна ребенка. Идеально гулять два раза по полтора-два часа. Плохое поведение активных маленьких мальчиков — как правило, следствие недостатка движения.

А вот при усталости — физической ли, эмоциональной ли — у детей второго-третьего года жизни очень сильно ухудшается координированность движений. При переутомлении ребенок не только перестает говорить, но и начинает двигаться, как малыш на полгода — на год младше.

Источник