Ребенок 1 год 3 месяца не ест твердую пищу

Однажды ко мне обратилась мама двоих замечательных детей (по ее просьбе имена я опущу) с тревожным сообщением о том, что ее младшая дочка в 3 года отказывается есть твердую пищу кусочками (боится глотать).
Поскольку эта проблема достаточно интересная, потому что больше относится к психологии восприятия ребенком той или иной ситуации (при условии, что телесное здоровье не оставляет сомнений), я дала согласие на нашу встречу.
Была проведена консультация по скайпу, в ходе которой проработали все вопросы, включая данные анамнеза девочки, ее психологическое и физическое развитие, а также, систему взаимоотношений в ее семье.
Сейчас я рада поделиться с вами отзывом мамы девочки и ее результатами. Я думаю, она вам лучше расскажет, что ей пришлось пережить, видя отказ дочки есть то, что она раньше любила. Это не под силу практически каждому любящему и внимательному родителю. К ее чести, все рекомендации мама выполняла старательно, с ней было легко работать. И я благодарю ее за открытость.
Здравствуйте, читатели блога «Ваш детский психолог»!
Мне бы хотелось выразить огромную признательность Татьяне за ее неоценимую помощь в моей ситуации.
Я обычная мама двоих детей – сына (6 лет) и дочери (3 года). Скажу сразу, что к истерикам я подготовилась, но к тому, что мой ребенок не будет есть – была совсем не готова и впала в ступор. Моя дочка отказалась кушать грубую пищу – только пила (причем только фруктовый кефир, йогурты питьевые, чай и соки). Причина, со слов забастовщицы ???? «Мешают крошки и я боюсь глотать».
Педиатр, смотревшая мою дочку 2 раза, сказала, что ребенок полностью здоров, просто ждать. Но, как и любая мать, думающая о том, что мой ребенок не доедает, начитавшаяся всяких страшилок на просторах интернета, не могла оставить данную ситуацию. «А почему вы не кормили ее пюре?!», – спросите вы. Да потому, что дочка на пюре не открывает рот уже с 10 месяцев, как научилась жевать взрослую пищу, потому что если и впихивалось ей пюре, она его выплевывала. Не дай бог, попадется какой комочек или крошечка (даже сгусток йогурта) – дочка сразу начинала все выскребать изо рта, сплевывать, даже до рвотного рефлекса.
Как же – мой ребенок голодный, мой ребенок не доедает, мой ребенок исхудает, кричали мои мозги! Поэтому я варила геркулесовую кашу, брокколи, морковку, протирала через сито (боже, я столько не протирала в грудничковом возрасте), покупала готовое пюре батата (т.к. сладкий) и зеленой фасоли (хоть какое-то разнообразие) и подмешивала ей в кефир фруктовый, апельсиновый сок (оказывается апельсиновый сок перебивает многие вкусы J), раз в неделю смешивала с шоколадным молоком. Лишь бы дочь получала хоть какие-то питательные вещества. И упаси боже, если попадется крупинка – дочь сплевывала, если переборщить пюре – дочь сразу чувствовала, что вкус меняется…
Раз ребенок здоров телом (со слов педиатра), значит надо показать и душу, а, вернее сказать, мозги специалисту, причем не только дочки, но и мои ???? .
Я обратилась к Татьяне уже после больше двухнедельного голодания ребенка. И вот, отправив подробное письмо о ситуации, фотографии ребенка, ее рисунки, работы, состоялась моя консультация с Татьяной Егоровой.
Опустив все подробности разговора, скажу одно, что Татьяна мастерски расставила все точки над «И», направила меня в нужное русло, указала на мои ошибки и указала мою дальнейшую тактику. Самое трудное из тактики ведения забастовщицы было отключить мои мозги, мои МАТЕРИНСКИЕ мозги. Боже, и я сделала это!
В итоге, ребенок перестал бояться крошек, начал есть сначала с осторожностью, потом все лучше и лучше. Да, на сегодняшний момент, а прошло уже почти месяц, дочка что-то ест, а от чего-то отказывается. Но с каждым днем, она пробует заново уже давно знакомые продукты – сегодня полижет дыню, яблоко, пососет сыр, завтра откусит яблоко и плюнет, а послезавтра уже полноценно его хрумкает за обе щеки! Ура!!!
И вот дочка уже на вечеринке «Valentine’s Day Pizza & Craft Party» наравне с другими детьми уплетает пиццу и пирожные, а не смотрит на всех полными страха глазами (а сами понимаете, надеюсь, когда очень хочется кушать, когда такое разнообразие пищи и красота, а ты боишься, боишься что там крошки, боишься что ты не сможешь глотать, боишься то ты подавишься).
Спасибо Вам, Татьяна! Спасибо огромное и низкий поклон! Мы справились :).
Добавлю еще несколько слов по данной ситуации и в целом. Важно вовремя отследить, с чего началось то или иное проблемное поведение. И если возникает что-то непонятное в поведении ребенка – всегда есть некая причина. И ее отследить – было нашей совместной задачей.
Далее что нужно принять во внимание всем родителям, (очень часто мамы и бабушки упускают из виду, когда их ребенок отказывается есть) – нельзя трястись над ребенком, поел он или нет, скрупулезно подсчитывать объем калорий, сравнивать его с другими более упитанными детками, и кормить даже тогда, когда он не хочет, протестует. Мы сейчас говорим о здоровых детях. Для больных – есть иные рекомендации + следование назначенному лечению врача, но и тут немалую роль играет отношение родителей к этому вопросу. Будет ли мама переживать, паниковать, что ребенок не ест – это передастся и ему, у которого сформируются защитные механизмы, вплоть до избирательности еды и рвоты или же бесконтрольного ожирения. И такое бывает, увы.. Либо мама изменит свое отношение и поможет ребенку снять напряжение в вопросах еды.
Поэтому отнеситесь к этому внимательно и… проще. В природе мы не найдем никого из животных или птиц, кто бы отказывался от еды просто так из упрямства. А причиной может быть либо элементарное чувство сытости (комментарии излишни), либо стресс (выясняем его источник), либо соматическая болезнь (необходимо соотв. лечение), либо неправильно сформированное пищевое поведение (анализ психофизиологии ребенка).
Что значит, неправильное пищевое поведение? Коротко и простым языком: это когда ребенок не испытывает ПОТРЕБНОСТИ в еде: его пищеварительная система еще не готова, мозг не запускает программу голода и поиска пищи. Если чувство голода возникло, ребенок часто пытается компенсировать его перекусыванием. Казалось бы, это мелочь, но она нарушает весь биологический механизм принятия и переваривания еды (пролистайте учебник физиологии пищеварительной системы). Поэтому важно есть в определенные часы, с достаточной частотой (зависит от возраста и количества энергозатрат) и не допускать бесконтрольного перекусывания. Прочие сладости в виде конфет отнести в категорию десерта, который позволителен после основной еды. Отношение к еде должно быть спокойным, без насилия: не хочет есть завтрак – не проблема, поест за вторым завтраком или в обед. И т.д. Плюс пересматриваем меню, при необходимости.
Еще важная мысль: еда не должна быть средством утешения, наказания, манипулирования ребенком и т.п. Еда – это необходимость для организма. Десерт – это приятное завершение вкусного завтрака или как повод отметить какое-то радостное событие, которое сплачивает всех за общим столом или как возможность порадовать ребенка сюрпризом без всяких условностей. Поэтому реплики типа: “А ну съешь кашу, иначе мы не пойдем за игрушкой”; “Только послушные мальчики получают конфеты”; “На, только не ори!” лишены всякого смысла, так как не решают саму проблему, вызвавшую данное поведение.
Подпишитесь на бесплатную рассылку «Едок-привереда» помимо методики, в нескольких уроках там вы найдете и дополнительные рекомендации по решению проблемы с аппетитом и поведением ребенка за столом:
Получить методику “Едок-привереда” и пройти уроки бесплатно!
Поделитесь в комментариях, были ли у вас проблемы с тем, чтобы накормить детей? И как вы их решали?
Источник
Автор: Шалунова Анастасия Ивановна
член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family
г. Москва
Время на прочтение : 10 минут
Донести ложку до рта, поиграть с едой, покрутить пищу языком, выплюнуть ее, откусить, попытаться пожевать и, наконец, проглотить кусочек… Чего только не делают дети, чтобы справиться со взрослой едой, которая поначалу кажется такой «сложной»! Рассказываем, как научить ребенка жевать твердую пищу, чтобы это не стало семейной проблемой. Консультирует нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.
– Анастасия Ивановна, поговорим о том, как научить ребенка жевать и глотать пищу в твердом виде. Почему здесь важен возраст?
– Важно не упустить правильный момент, когда навык жевания формируется проще всего. Самый оптимальный период – с 6 до 10 месяцев, при введении прикорма с кусочками. Однако границы нормы условны, потому что ребенок может и в полтора года есть только жидкую еду.
Дети начинают жевать в силу сформированности физиологических и нейропсихологических процессов организма – это индивидуально для каждого ребенка. И здесь также очень важны влияние кесарева сечения и естественных родов, то, как протекал родовой процесс и как развивался малыш с рождения.
Когда давать ребенку твердую пищу
4-5 месяцев | Наблюдаются первые жевательные движения, исчезает рефлекс выталкивания пищи язычком. Поддержать эти изменения помогает первая твердая пища ребенка – каши и овощные пюре. |
7-8 месяцев | Ребенок готов к овощным, фруктовым, мясным пюре с мелкими кусочками, измельченным фруктам и ягодам. |
До 12 месяцев | Навыки кусания и жевания укрепляются, развиваются боковые движения языка, ребенок осознанно и уверенно перемещает пищу к зубам. Ближе к одному году кусочки пищи становятся крупнее. |
– Как родителям понять, что ребенок готов жевать твердую пищу?
– Пищевой интерес формируется условно с 4 до 6 месяцев, когда ребенок тянет тарелку, ложку на себя, просит еду. В этот период начинают прикорм, постепенно переходя от однородных пюреобразных блюд к более плотным, с кусочками.
Ребенок готов к пережевыванию пищи, если:
- он уверенно берет и удерживает ложку;
- сидит без поддержки взрослых;
- в течение трех-четырех недель получает прикорм.
С 6 до 10 месяцев младенца проще научить есть и жевать пищу кусочками. Если ребенок не грызет, а сосет или облизывает то, что ему дали, запрещать не нужно, – возможно, он не голоден или ему интересно в данный момент времени что-то другое.
При отсутствии интереса к еде до года может понадобиться работа с психологами, нейропсихологами, неврологами. Каждый из них посмотрит на детскую проблему со своей стороны и даст рекомендации.
– Сколько зубов достаточно для начала жевания?
– Пищу «пережевывать» можно и без зубов, перетирая кусочки деснами. У некоторых детей зубы появляются поздно, но им все равно дают твердую пищу для того, чтобы формировались навыки пережевывания. При этом жевание может стимулировать кровообращение и рост зубов.
Читайте также о том, какую «взрослую» еду можно давать младенцу до года и когда начинать переход к общему столу.
– Какие проблемы могут возникнуть, если ребенок не пережевывает пищу?
– Некоторые родители жалуются, что ребенок давится твердой пищей или что он не жует, а сразу глотает. Это может быть связано с поздним введением твердого прикорма.
Кроме того, если ребенок плохо пережевывает пищу, это провоцирует проблемы с пищеварением. Не стоит загружать незрелую пищеварительную систему малыша, так как организм ребенка еще не вырабатывает достаточное количество ферментов. В таком случае ребенок откажется от пищи, начнет реже есть или жевать.
Каких принципов питания стоит придерживаться:
- давать ребенку разнообразные продукты, но в разумных количествах, и смотреть за реакцией организма;
- медленное питание улучшает пищеварение и усиливает чувство сытости, поэтому важно помнить про тщательное пережевывание пищи;
- при здоровом питании лучше избегать кормления перед телевизором и телефоном либо использовать их очень точечно. Гаджеты отвлекают от еды, приводят к неосознанному и быстрому потреблению пищи, а это может вылиться в метаболический синдром и впоследствии привести к избыточному весу или сахарному диабету II типа.
– Как вы относитесь к массажу языка для улучшения обработки пищи?
– Массаж языка очень часто применяют логопеды для снятия спазмов мышц при дизартрии у детей, когда страдает произношение. При массаже используют пальцы, зубные щетки, зонды, что для ребенка может быть травматично.
Родителям таких детей стоит помнить о противопоказаниях к логопедическому массажу:
- кожные высыпания, отеки, ранки;
- герпетические инфекции ротовой полости;
- простуды;
- тяжелые формы хронических заболеваний;
- онкологические, психоневрологические диагнозы.
– Как научить ребенка пережевывать пищу – с чего начать? Каких размеров должны быть кусочки?
– Для того чтобы сделать процесс жевания эффективным и увлекательным, у ребенка должен быть интерес к пище. Любимый продукт будет жеваться лучше всего. Нужно также учитывать новизну ощущений и вводить новые продукты, когда малыш голоден.
Нюансы, на которые родители должны обратить внимание:
- Обязательно развивают пищевой интерес и выстраивают режим питания, то есть ребенок должен проголодаться к следующему приему пищи.
- Лучше начинать с кусочков в тех продуктах, которые ребенок уже ел в пюреобразном состоянии. Вкус будет ему знаком, но текстура окажется немного другой.
- Приветствуется термообработка овощей.
- Важно смотреть на то, справляется ли малыш со своей порцией. Первые кусочки дают размером не больше спичечной головки, потом с ноготок мизинца, затем все крупнее. Можно давать малышу в руку слайсы из свежих фруктов, детское печенье, сушки-сухарики.
- Рекомендуется ниблер для плавного перехода от пюре к кусочкам. С ним ребенок и ест самостоятельно, и помогает зубам прорезываться.
- Поведение родителей влияет на поведение ребенка за столом. Если встречаться за ужином или обедом – семейная традиция, то ребенок автоматически в нее включается и привыкает к ней, ориентируясь на пример родителей.
Не оставляйте попытки давать твердую пищу, даже если ребенок выплевывает еду. Но и не нужно вталкивать продукт: можно предлагать его в другой момент, варьировать кусочки по размеру. Также не стоит бояться давать твердую пищу ребенку и нервничать во время его обучения и кормления. Тревожность и паника передаются на подсознательном уровне – малыш может просто поторопиться и подавиться.
– Какие ошибки допускают родители в питании грудного ребенка?
– Чаще всего родители торопятся. Они должны обратить внимание на сформированность ротового аппарата и психологическую готовность малыша есть самостоятельно, пережевывать и глотать пищевой комок. Часто бывает так, что в период адаптации ребенка, например, после прививки или переезда мама начинает давать ему что-то незнакомое и обучать новым навыкам. Это только усложнит задачу.
Если ребенок наотрез отказывается жевать твердую пищу, не стоит кормить его насильно, нужно выяснять причину.
Отказывается есть с ложки | Возможно, есть некомфортный фактор – ребенок замерз или расстроился из-за чего-то. В эти минуты он может отказываться от пищи и не понимать, чего от него хотят родители. |
Отказывается от еды | Если ребенок не принимает еду сутки-двое и начинает терять в весе, необходимо срочно обращаться к врачу-педиатру. |
Давится при пережевывании пищи | Возможно, малыш просто не готов к твердой пище. Нужно над этим планомерно работать, продолжать попытки, пробовать давать кусочки поменьше. |
Не сразу глотает или смакует пищу | Если ребенок долго держит за щекой кусочек, то, скорее всего, он не голоден или увлечен игрой: процесс питания заканчивается тем, что он просто берет пищу в рот. |
– А напоследок, наверное, один из самых популярных родительских вопросов – мультики во время еды. Каковы за и против?
– Ребенок отвлечется от еды на мультики, что негативно скажется на всем процессе питания. Цель приема пищи – в том, чтобы ребенок поел и понял, что насытился. «Если ты голоден, давай поедим, хочешь мультики – посмотри их потом», – такими должны быть правила. Эти действия нужно разграничивать, потому что просмотр мультиков сопровождается другими мыслительными и двигательными процессами.
Основные рекомендации:
- Не торопиться, стимулировать жевательные процессы и не забывать про физиологию: насколько готовы организм, ротовой аппарат, коммуникативные системы ребенка.
- Внимательнее относиться к малышу, не переключаться на свои проблемы. Задача родителей – чтобы ребенок был накормлен, сыт и развивался правильно. Для этого важно выстраивать питание с учетом потребностей ребенка и процессов, происходящих в организме.
Методы обучения ребенка навыкам жевания разные, но в этом вопросе важны два аспекта: физиологический и психологический. Твердая пища вводится примерно с шести месяцев, и до года ребенка нужно научить пережевывать твердые кусочки. При этом процесс зависит и от получаемого прикорма, и от домашней обстановки. Родителям важно запастись терпением в процессе обучения и постепенно переходить от протертого питания к регулярному кормлению малыша твердой пищей с кусочками. Только тогда он научится жевать и начнет получать удовольствие от новой еды и своих новых способностей.
Нутрициолог
Анастасия Ивановна Шалунова
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Источник
875 просмотров
4 марта 2021
Моя дочка 2 года не умеет жевать. Все советы типа сажать с собой, давать кусочками, показывать.. выполняем уже полгода, результат нет. Она не понимает как жевать. Носит во рту кусок яблока, размачивает слюной… Как быть? Это третий ребенок, двое выросли всё жевали)
На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Невролог
Здравствуйте . Пюреоюразную пищу сразу глотает? Поперхиваний нет при глотании? Что с речью? Зубы все по возрасту?
Екатерина, 4 марта
Клиент
Елена, глотает сразу, если не отвлекается. Не давится. Речь развивается в норме , говорит предложения, хотя не всегда правильно. Зубов 16
Невролог
Екатерина, 4 марта
Клиент
Елена, да, претензий нет, только рвоты беспокоили
Невролог
Рвота скорее всего была проявлением повышенного глоточного рефлекса, который встречается у здоровых детей. В этом случае нужна его тренировка. Начните с детского печенья, оно легко размачивается слюной и небольшие кусочки не вызывают такого раздражения глотки.
Невролог
Здравствуйте. Когда ввели кусочки? Как развивается? Речь развита?
Екатерина, 4 марта
Клиент
Алина, пытаемся вводить с 1,5 лет, так как были постоянно рвоты во время еды, с 9 месяцев. Сейчас реже рвоты, но бывают. Разговаривает предложения короткие, речь прогрессирует всё время.
Невролог
Вы слишком поздно ввели кусочки. Оптимальный возраст – 7-9 месяцев. Конечно, ребёнок теперь не хочет жевать.
Наберитесь терпения и не бойтесь давать кусочки. Соблюдайте безопасную подачу: круглые твердые продукты разрезайте на 4 части, твердые фрукты и овощи (яблоко, морковь) тонкой соломкой или натирайте на крупную терку, мягкие овощи и фрукты можно целыми. Конечно, кушайте все вместе, показывайте как нужно жевать.
В целях безопасности всегда будьте рядом с ребёнком, чтобы помочь. Если дочь поперхнулась – не паникуйте, откашляется. Посмотрите видео первой помощи, если ребёнок подавился.
Если по осмотру невролога нареканий нет, то проблема скорее в том, что дочь не привыкла к твёрдой пище.
Екатерина, 4 марта
Клиент
Алина, а мы даём ей куски, не боимся. И она давно ими уже не давится просто мусолит во рту. Печенье размокает, яблоко тоже кака то проглатывае но не всегда. Хлеб, покусает и ходит с ним 15 минут. Но нет прогресса. Пол года уже так
Невролог
Девочка ленится, привыкла, что жевать не нужно. Продолжайте давать твёрдую пищу, со временем обязательно научится.
Невролог
Здравствуйте. А невролог осматривал Вас? Все хорошо по осмотру?
То что начали кусочками пищу давать 1,5 года, несколько поздновато, Учитывая рвотный повышенный рефлекс как я поняла был у Вас , и позже начали кусочковую еду вводить – то такое может быть, вероятнее всего речь идет о еще не приобретенном навыке. Продолжайте давать небольшие (не опасные) кусочки, показывать.
Невролог
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста осматривал ли вас невролог? Если других жалоб у вас нет, если помимо нежевания никаких других вопросов к ребенку нет, то, скорее всего, нужно просто подождать. И потихоньку самой с ним заниматься ( можно чаще играть в задувание свечек и надувание шариков) Продолжайте давать небольшие кусочки.
Екатерина, 4 марта
Клиент
Мадина, у невролога кроме как к работам, претензий нет. Развивается нормально, говорит. Дуть не умеет, кстати!
Екатерина, 4 марта
Клиент
Невролог
Если у невролога к вам претензий нет, значит девочка не привыкла к твёрдой пищи, так как ввели немного поздно её. Стоит продолжать давать маленькие кусочки пищи.
Детский невролог, Невролог
Здравствуйте, Екатерина! Продолжайте приучать ребенка к кусочкам, давайте мягкую пищу, которую можно жевать, хлеб, смоченный в молоке, кашу с кусочками банана или мягкого печенья. Постепенно переставайте давать перетертую пищу.
Обязательно покажите ребенка детскому неврологу, но учитывая, что ребенок хорошо разговаривает, думаю проблема больше психологическая (“зачем жевать, если накормят прртертым”). Покажите ребенку , что бледер или мясорубка сломались и пока ее не “починят” нужно кушать то, что дают.
Со временем этот навык обязательно разовьется.
Екатерина, 4 марта
Клиент
Юлия, проблема в том , что блендер сломался- не сработает. Нет еды и не надо, она никогда не голодна и не хочет есть. Для неё это досадная необходимость
Детский невролог, Невролог
Если ребенок действительно голодный, он съест еду, которую Вы предложите. А навык жевания обязательно продолжайте развивать, других вариантов здесь нет. Предлагайте больше мягкой еды, постепенно повышая жесткость. От мягкого хлеба и котлет, мягких груш, банана до более жестких кусочков. Развитие жевательных мышц необходимо и для понятной речи.
Детский невролог, Невролог
Чтобы ребенок не подавился, мягкие кусочки должны разминаться пальцами.
Невролог
Здравствуйте! А развеивались по возрасту ? Невролог ранее осматривал? Ранее не пробовали твёрдую пищу давать?
Екатерина, 4 марта
Клиент
Регина, пробовали не жуёт, давалась раньше, сейчас просто размачивает во рту
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовало 2 человека,
средняя оценка 5
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – задайте свой вопрос врачу онлайн.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Источник