Ребенок 1 5 года возрастные нормы

Для любого родителя его малыш – самый лучший, самый умный и самый красивый.
Конечно же, это так, но иногда взрослым стоит бесстрастно оценить ситуацию, особенно когда речь заходит о развитии и воспитании малыша.
Эта статья посвящена вопросам развития полуторагодовалого ребенка, а также дает ряд рекомендаций родителям, которые помогут процесс воспитания сделать легким и успешным.
Физические параметры в полтора года
Нормы веса, роста, окружности головы и груди у мальчиков и девочек
Согласно данным, приведенным в таблице пособия «Справочник педиатра» под редакцией В.О. Быкова (Ставрополь, 2004 год), в норме считаются следующие показатели:
- вес мальчика – от 10 килограммов 200 граммов до 13 килограммов;
- вес девочки – от 9 килограммов 800 граммов до 12 килограммов 200 граммов;
- рост мальчика должен составлять от 78 до 86 сантиметров;
- рост девочки – от 77 до 85 сантиметров;
- окружность головы мальчика должна быть в пределах 46,6 – 50,2 сантиметров;
- окружность головы девочки – 45,8 – 49 сантиметров;
- окружность грудной клетки мальчика – 47,4 – 53,9 сантиметров;
- девочки – 47,8 – 52,9 сантиметров.
Развитие пальчиков и моторика
В 1,5 года мелкая моторика ребенка достаточно развита.
Внимание! В идеале полуторагодовалый малыш должен уметь построить башню из 3 небольших кубиков, нанизать 3 кольца на палочку, открывать ручку двери, бросать маленький мячик, рисовать каракули, фигуры, подобные кругу.
Если малышу не удается выполнить какое-либо действие, то целесообразно родителям усиленно заняться развитием мелкой моторики.
В этом может помочь массаж пальчиков ребенка, с которым справится мама, детские песенки-считалочки (например, «Сорока-белобока»), игры в кубики, пирамидку, конструктор, пазлы, мозаика, сортёр.
В качестве подручных средств можно использовать фасоль двух цветов, рисование по манке и т.п. А в последнее время получили широкую популярность так называемые бизиборды, сконструировать которые под силу каждому папе или дедушке.
Справка! Бизиборд – это лист фанеры, на который прикреплены крючки, шпингалеты, молнии, липучки, пуговицы, ручки, крышки и т.д. Ребенок может это все дергать, открывать-закрывать, что лучшим образом скажется на развитии его пальчиков.
Ну и, конечно, лепка из теста, специального пластилина, пальчиковое рисование – это классические способы, помогающие в развитии мелкой моторики.
Что касается моторики в целом, то ребенок, которому исполнилось 1,5 года уже отлично бегает, умеет залезать на стулья и диван, играет в детском городке во дворе. Естественно, что пока он не может владеть телом полноценно, поэтому часто падает, что называется, на ровном месте. Присмотр родителей за играми, рисованием, лепкой, общением со сверстниками должен быть ежеминутным!
Различия между мальчиками и девочками
С возраста 18 месяцев дети начинают себя идентифицировать как мальчика или девочку.
- У мальчика быстрее развивается крупная моторика (бег, прыжки), а у девочки – мелкая (удерживание предметов, игра с пирамидкой, кубиками).
- Мальчики отстают от девочек в речевом развитии, поскольку у них усиленно развивается правое полушарие мозга, ответственное за развитие пространственного и образного мышления, а у девочек – левое, ответственное за речь и концентрацию внимания на мелочах.
- Мальчики проигрывают девочкам и в процессе приучения к горшку (девочки психологически готовы к горшку уже к полуторагодовалому возрасту, мальчики – не совсем).
Разница в развитии детей разных полов в полтора года составляет 3 – 4 недели не в пользу мальчишек.
Что умеет делать малыш в 1 год и 6 месяцев
- Ребенок уверенно держится на ногах и перемещается, огибая предметы или перешагивая через них, при этом держа в руках какой-либо предмет.
- Садиться и вставать со стульчика, не держась ни за что.
- Подниматься и спускаться по невысоким ступенькам.
- Уверенно держит ложку в руке, пытается есть самостоятельно.
- Самостоятельно может пить из кружки.
- Спокойно реагирует на любую гигиеническую процедуру (умывание, купание, чистка ушей).
- Нанизывает пирамидку из 2 – 3 колец, соблюдая соразмерность.
- Играет с мячом, по просьбе взрослых бросает его вверх, вниз, в руки родителям.
- Перекладывает предметы, складывает их в коробку, достает оттуда.
- Выполняет простые просьбы окружающих: принеси, дай.
- Различает 2 – 3 цвета.
Полезное видео
Рекомендуем вам посмотреть также видео о том, что может делать малыш в этом возрасте:
Особенности психоэмоциональной сферы в 18 месяцев
В 1,5 года у ребенка начинают закладываться простейшие нравственные эмоции, стимулом к которым являются похвалы взрослых, их успешная или неуспешная предметная деятельность. Дети отлично умеют выражать чувства удовольствия и неудовольствия, способны испытывать радость, печаль, расстройство. Но чувство эмпатии им пока незнакомо.
В этом возрасте начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстникам, в том числе и избирательное отношение, зависящее от испытуемой симпатии или антипатии.
Но эмоции полуторагодовалого ребенка по-прежнему неустойчивы и изменчивы. Их импульсивность объясняется его мотивами поведения.
Особое эмоциональное значение начинает приобретать слово, которое является средством оценивания тех или иных качеств или поступков.
Тест на развитие
Проверить соответствие уровня развития ребенка своему возрасту помогут несколько заданий, с которыми ребенок должен справиться.
В этом случае родителям не стоит тревожиться по поводу их малыша, а если некоторые задания не под силу ребенку – взрослым стоит обратить внимание на определенные сферы жизни их чада.
- Понимание слов: малышу следует задать несколько вопросов, сидя вместе с ним в одной комнате: «Где часы?», «Где лежит мишка?» ребенок должен показывать пальцем на названные предметы.
- Словарный запас: ребенок должен выполнять обычные просьбы: «Принеси мячик», «Дай руку». Также он должен произносить примитивные фразы: «Мама ам» (хочу кушать).
- Мелкая моторика: на тарелку следует высыпать фасоль, орешки и т.п. Малыша следует попросить, что-либо дать. Необходимо обратить внимание на то, как малыш будет брать мелкие предметы: если двумя пальцами, то беспокоиться не стоит.
- Тест с игрушками: ребенок должен уметь строить башню из 3 кубиков, нанизывать кольца на пирамидку, можно бессистемно.
- Эмоции: ребенок не должен стремиться к уединению, не должен раскачивать из стороны в сторону, долго ходить руками по площадке. Он должен легко узнавать взрослого, уметь концентрироваться на недлительный промежуток времени, его истерики должны иметь логическое обоснование.
Речевые навыки
Развитие речи в этот период идет очень активно.
В идеале, если словарный запас малыша состоит из 40 облегченных слов (мама, папа, баба, деда, дай и т.п.).
Но многое зависит от индивидуальности ребенка: некоторые полуторагодовалые дети только учатся произносить «мама» и «папа», некоторые – молчать совсем, а другие начинают строить простые предложения.
Речь деток в этом возрасте богата звукоподражательными или лепетными словами: ав-ав, му-му, кис-кис, би-би и т.п. Родителям необходимо стараться развивать эти навыки, постоянно расширяя тем самым кругозор их малыша.
В 1,5 года идет накопление пассивного словаря: малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Взрослые должны четко и понятно, не коверкая звуков, произносить названия тех или иных предметов с указанием на них.
Внимание! Развить речь малыша можно путем чтения сказок, стишков, потешек, пения песенок, комментирования всего происходящего с ребенком, создание ситуаций, в которых ребенок должен обращаться к вам с речью.
Рацион питания в шесть месяцев: что приготовить малышу?
Справка! У полуторагодовалого ребенка, согласно стоматологическим нормам, должно уже полноценно прорезаться 14 молочных зубов, но в зависимости от индивидуальных особенностей вариантами нормы считается также наличие от 4 до 18 зубов. В связи с этим рацион малыша можно дополнять твердыми продуктами, которые предварительно не измельчаются в блендере или мясорубке, а просто нарезаются мелкими кусочками.
Режим питания включает 4 – 5 приемов пищи (3 основных и 1 – 2 перекуса). Он должен быть организован строго по времени.
Включать в себе блюда из качественных продуктов, способных обеспечить растущий организм ребенка всеми необходимыми витаминами, минералами, полезными веществами.
Это вырабатывает пищевой рефлекс, способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи, положительно влияет на развитие малыша.
В приоритете – легкие диетические продукты: каши (овсянка, гречка, рис, кукурузная, пшенная, ячневая), нежирные супы, мясные (курица, индейка, телятина) и рыбные котлетки, овощи (как в свежем виде, так и в виде пюре, запеканок, салатов), фрукты, блюда из кисломолочных продуктов (кефир, йогурт, творог).
Примерное меню
Завтрак:
- Жидкая каша на молоке (гречка) – 150 мл, паровой омлет – 50 граммов, сок фруктовый – 100 мл.
Обед:
- Свекольный салат – 30 граммов, суп овощной – 50 – 100 мл, макароны с маслом – 50 г, пюре из говядины – 50 г, компот из сухофруктов – 70 мл.
Полдник:
- Кефир – 150 мл, галетное печенье – 15 граммов, фрукты (яблоко, банан) – 100 г.
Ужин:
- Винегрет – 100 граммов, биточки из рыбы – 50 граммов, пюре из картофеля – 60 граммов, чай с молоком – 100 мл.
Общая калорийность – 1300 килокалорий. Если малыш попросить кушать в ночное время, то ему можно предложить нежирный кефир, йогурт, молоко.
Рецепты блюд
- Диетические творожные сырники, запеченные в духовке
Блюдо является диетическим, потому что термическая обработка производится без добавления большого количества масла, к тому же в состав блюда добавляются полезные для ребенка морковь и яблоко.
- Вам понадобится для приготовления 300 граммов творога 5%-жирности, 2 столовые ложки сахара, по 1 штуке яблока и моркови средней величины, 3 столовые ложки муки.
- Морковь и яблоко следует натереть, отжать сок.
- В емкости смешать все ингредиенты.
- При помощи ложки, смоченной в холодной воде, полученную смесь в виде лепешек необходимо выложить на противень, устланный пергаментом.
- Выпекать в разогретой до 180 градусов духовке в течение 30 минут.
Особенности гигиены и ухода
Приучать ребенка к навыкам гигиены необходимо с самого раннего возраста, ведь это основная составляющая здоровья и элемент социализации ребенка.
Полуторагодовалый малыш обязательно должен быть:
- умытым утром и вечером (в течение дня – по мере загрязнения);
- его руки обязательно должны мыться после улицы, туалета, игры с животными, перед едой;
- у ребенка должны быть свои полотенце, висящее на крючке не выше роста малыша, и своя зубная щетка, которой он должен учиться сам, но с участием родителя, чистить зубки.
Все гигиенические навыки ребенку следует прививать в игровой форме, с использованием забавных стишков, потешек, считалок.
Важным и неотъемлемым элементом ухода за телом ребенка полутора лет остается ежедневное купание. Однако этот процесс следует дополнить обучением малыша это делать самостоятельно, постоянно проговаривая ему алгоритм действий.
В качестве моющих средств необходимо использовать только те, которые предназначены для детей 1,5 лет и были протестированы дерматологами. Как правила, подобные средства лучше приобретать в аптеках.
Внимание! 1 год и 6 месяцев – это тот возраст, когда необходимо начинать осознанное приучение малыша к горшку.
Естественно, что этот процесс будет долгим и не всегда удачным, и протекать он должен с активным участием обоих родителей. Но определенные действия ребенок должен быть приучен совершать сам: например, снимать и надевать штанишки, открывать и закрывать крышку горшка.
Освоить этот процесс поможет игровая форма: любимый плюшевый мишка, который будет высаживаться ни игрушечный горшок, которого необходимо будет вытирать салфеткой, с которого следует снимать и одевать штаны – отличный наглядный пример для подражания малыша.
Режим дня и сна
Внимание! С полутора лет родители должны начинать готовить ребенка к будущему посещению детского сада. А это значит, что его режим дня должен со временем стать таким же, как и дошкольном учреждении. В противном случае ребенок, чей день не был правильно организован дома, будет испытывать трудности в период адаптации к новым для себя условиям.
- Утро для ребенка 1,5 лет должно начинаться в 7.00 – 8.00.
- Первый завтрак – в 8.00 – 8.30, а в промежутке между пробуждением и утренним принятием пищи малыш должен быть умыт и одет.
- С 8.30 до 12.00 – время бодрствования ребенка, которое проходить должно в играх, занятиях, прогулках на свежем воздухе.
- Обед – не позже 12.00. С 12.30 и до 16.00 – дневной сон, который должен быть обязательным.
- После пробуждения – полдник, а вот с 16.30 и до 20.00 – вечернее бодрствование, заключающееся в игре, нахождении на свежем воздухе, купании.
- Ужин – с 20.00 и до 20.30.
- В 20.30 – 21.00 – отхождение ко сну. В это время желательно почитать малышу сказку, спеть колыбельную.
Занятия с малышом
Игры
Одна из любимых игр детей раннего возраста – прятки. Малыш еще до конца не понимает, как и где ему спрятаться, но отказывать ему в удовольствии от того, что его никак не могут найти, не стоит.
Дети в этом возрасте обожают танцевать, вместе с ними можно покружиться, поводить хоровод. Ну и указанные выше лепка, рисование, игра с бизибордом, конструктором, мозаикой, посудкой, чтение и рассказывание сказок – вот важные составляющие полноценного развития малыша этого периода.
Игрушки
Игрушки для детей этого возраста должны быть без мелких деталей, которые ребенок может легко проглотить или засунуть в нос, ухо.
Лучше всего дети играются с кубиками, которые могут быть однотонными или с нарисованными зверятами, цифрами, буквами.
Интерес вызывают мячи (их размер должен быть таким, чтобы ребенок мог легко отбить мяч ножкой), матрешки (складывание их одна в одну), пазлы (минимум мелких деталей и крупный размер рисунка), вкладыши, куклы и машинки (они помогут освоить половую принадлежность).
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Необходимые обследования
Когда ребенку исполнится 18 месяцев, он должен быть привит вакцинами против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита.
Поскольку вакцинация проводится только абсолютно здоровому ребенку, то предварительно следует пройти медицинский осмотр у педиатра, которому следует принести результаты анализов (общий анализ крови и мочи).
Более развернутое обследование малыша производится в 2 года.
Советы родителям
В заключении следует дать один и, наверное, самый главный совет: процесс воспитания – долгий и кропотливый процесс, к которому следует подходить с огромным терпением и любовью. Не нужно требовать от малыша слишком многого, любое объяснение должно быть подкреплено игрой, сказкой, примером.
Ваш ребенок должен чувствовать и знать, что он любим, что он нужен, что он – самый лучший. И тогда процесс воспитания обязательно принесет такие долгожданные плоды.
Источник
Команда BabySleep
Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ
Вашему малышу полтора года: перед вами уже подросший человек, который носит одежду примерно 80 размера, самостоятельно ходит или даже бегает, многое понимает и говорит на своем языке. Ваша тревожность в основном осталась там, в первом году жизни ребенка. Теперь вы просто хотите знать основные вехи развития маленького человека в 18 месяцев и иногда ненавязчиво способствовать их достижению.
Все дети разные. Даже близнецы часто имеют разный темп развития. Любые таблицы и нормы могут служить лишь ориентиром. Едва ли кто-то может лучше мамы чувствовать ребенка и знать, что и когда ему нужно.
Рост и вес ребенка в 1,5 года
Согласно рекомендациям ВОЗ до 2 лет рост ребенка измеряют в положении лежа, а вес – путем взвешивания с тарированием. Подобный способ вычисления массы тела не очень распространен в наших поликлиниках, поэтому объясним механизм процесса: сначала на весы встает мама, затем, когда ее вес определен, весы перезапускают, после чего происходит взвешивание мамы с малышом на руках. Таким образом удается измерить массу тела ребенка с точностью до 0,1 кг.
Рост ребенка в 1,5 года
В период от года до полутора лет дети в среднем вырастают на 6,5 см.
Данные для таблиц, которые здесь опубликованы, были получены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в ходе исследования мальчиков и девочек по всему миру. За основу взяты измерения роста у доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев.
Нормы роста и веса у детей очень широки, зависят от срока родов и веса при рождении, вида вскармливания. Оптимально, когда показатели роста и веса находятся в одном столбце-коридоре («средний», «низкий», «выше среднего» и т.д.) или в соседних. Внимания педиатра требует ситуация, когда оба показателя находятся в крайних столбцах, или разница между коридорами значений 3 и больше (например, вес и рост в первом перцентильном коридоре «очень низкий» или вес в первом «очень низкий», а рост в пятом «выше среднего».
Вес ребенка в 1,5 года
В период от 12 до 18 месяцев дети в среднем прибавляют в весе 1300 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения.
Как были получены данные для таблиц? Путем долговременного исследования группы детей с рождения до 24 месяцев и перекрестного обследования детей от 18 до 71 месяца. Общее количество наблюдаемых детей составило 8440, всех их кормили грудью, их матери не курили.
Умелые ручки: формирование кистевых навыков в 1,5 года
Ваш ребенок понемногу становится хозяином своих рук:
- он уже довольно уверенно пользуется ложкой, хотя может ронять из нее еду, пробует есть вилкой;
- может чертить карандашом линии и круги;
- способен орудовать несколькими предметами одновременно;
- справляется с простыми последовательностями действий, например, может зачерпнуть песок лопаткой и пересыпать в ведро;
- складывает пирамидку, ставит кубики один на другой;
- указывает на свои части тела;
- перелистывает книжные страницы;
- может развернуть фантик или другие свертки.
Физическое развитие ребенка в 1,5 года
Согласно нормам ВОЗ в 1,5 года малыш умеет:
- присаживаться на корточки,
- вскарабкиваться на диван,
- ходить без поддержки,
- переступать мелкие препятствия и обходить крупные,
- подниматься по ступенькам вверх, держась за руку взрослого или за перила. При этом на каждую ступень он ставит обе ножки, и лишь затем идет на следующую. Спуск по ступенькам может быть пока слишком тяжел для него.
Многие детки, освоившие самостоятельную ходьбу несколько месяцев назад, с полутора лет начинают бегать. Сделать ходьбу еще более уверенной поможет комплекс упражнений, который вы найдете ниже, в разделе «Гимнастика».
Мам в этом месяце чаще всего беспокоит:
Пора ли на горшок?
С полутора лет ребенок, как правило, уже может понятно выразить свое желание справить нужду. Поэтому многие педиатры рекомендуют именно в этом возрасте начинать учить его пользоваться горшком. Конечно, можно делать первые попытки и раньше, просто после полутора лет вырастают шансы на быстрый успех. В любом случае поначалу малышу понадобится много вашей помощи, а трусики будут периодически пачкаться. Не расстраивайтесь сами и проявите терпение к малышу. Подробнее читайте в нашей статье.
Умственное развитие ребенка в 1,5 года
В период с года до полутора лет малыш прошел два скачка развития, которые познакомили его с миром принципов (1 год и 2-3 месяца) и миром систем (1 год 5 месяцев).
После этих скачков малыш постепенно начинает:
- использовать игрушку (и другие предметы) по назначению – машинку катает, из кубиков строит, куклу укачивает, а из игрушечной чашки угощает ее чаем;
- показывать сочувствие другим (людям, игрушкам, персонажам сказки) – возможно, он не говорит слов «ах, как мне его жалко», но использует какой-то условный жест вроде поглаживания или неречевые звуки вроде сожалеющего «мычания» – в зависимости от того, какой образец он видел у взрослых;
- играть со взрослыми в несложные игры (примеры развивающих игр на этот возраст смотрите ниже, в разделе «Как играть с малышом»);
- просить помощь взрослого при трудностях в выполнении какой-либо задачи.
Гимнастика/массаж ребенка в 1,5 года
Мы разделяем мнение, что здоровому малышу для нормального развития не нужны ни массаж, ни специальные упражнения – все придет природным путем и комфортным темпом. А вмешательство взрослых в этот процесс пусть будет только по обоюдному желанию и ко всеобщему удовольствию.
Гимнастика для малыша
Итак, если хотите принять активное участие в физическом развитии своего малыша, приготовьте:
- привлекательные игрушки,
- палки,
- доску или скамейку высотой и шириной 15-20 см,
- мяч,
- машинку/лошадку на колесиках, на которой можно сидеть.
Поставьте скамейку или укрепите доску на высоте 15-20 см. Попросите ребенка подняться, пройти и спуститься по ней. Помогайте ему, если нужно. Повторите до 5 раз.
Разложите на полу череду палочек или небольших игрушек. Попросите малыша пройти, перешагивая через них. Повторите 3-4 раза.
Заинтересуйте кроху игрушкой и попросите подняться на носочки, чтобы дотянуться до нее. Попросите медленно походить на носочках, держа игрушку над головой на вытянутых руках. Отлично подойдет по сюжету игрушечный самолетик, тогда ходьба на носочках будет «оправдана» тем, что самолету нужно лететь высоко.
Покажите ребенку, как вы ходите на пятках и попросите сделать так же.
Посадите его на большую машинку или лошадку на колесиках. Подскажите, что можно ехать, отталкиваясь ножками от пола.
Попинайте мяч ногами друг другу.
Как видите, упражнения могут стать веселой игрой. А еще хорошие физические нагрузки в первой половине бодрствования благотворно влияют на сон!
Мамин массаж для малыша
Легкий, спокойный игровой массаж, если ваш ребенок от него расслабляется и готов минуточку спокойно полежать, можно сделать частью ритуала отхода ко сну.
Пример стишка, который сделает массаж интереснее:
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(погладить спинку снизу вверх)
Сначала кошка ловко по мостику прошла,
(«переступать» указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх)
За ней змея тихонько на пузе проползла, на пузе проползла.
(волнистое движение поставленной на ребро ладони по спинке снизу вверх)
Петух, как на параде, за ней маршировал,
(«переступать» кончиками пальцев)
Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.
(простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх)
Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла,
(«идти» ладошками обеих рук)
Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.
(«идти» указательным и средним пальцем)
Чтобы малышу не наскучил один и тот же стишок, почерпните больше идей для игрового массажа из нашей статьи.
Развитие речи
По стандартам ВОЗ развитие речи в полтора года предполагает умение:
- по просьбе взрослого найти и принести знакомый предмет;
- выражать просьбу с использованием интонации.
Некоторые дети в 18 месяцев говорят уже десятки слов, а другие только три. Это нормально. Клетки речевых зон мозга созревают, как правило, к двум годам. Даже если говорит ваш малыш мало, наверняка, понимает он уже очень многое.
Постепенно появляются предложения из двух слов. Например, «Мама, ам-ам!». Обычно появление первых фраз напрямую связано с расширением словарного запаса. Произношение малыша, конечно, далеко от совершенства. Нормально, что он путает, заменяет, пропускает звуки и слоги, нечетко артикулирует.
Наряду с уже освоенными «взрослыми» словами ребенок еще долго будет продолжать пользоваться «своими собственными», понятными только его близким. Если родители не понимают, что он сказал, малыш может сильно расстраиваться.
Для развития речи малыша продолжайте больше с ним говорить, произнося слова отчетливо и не спеша. Вводя новые выражения, сопровождайте их мимикой, интонацией, жестами. В этом возрасте стоит уже отказаться от использования «детских» слов и повторения за ребенком искажающих слова произношений. Давайте ему правильные образцы для подражания.
Читайте книги, пойте песенки, рассматривайте и обсуждайте вместе картинки. Позвольте малышу свободно двигаться: как ни странно, развитие моторики – и мелкой, и крупной – тесно связано с развитием мышления и речи. Поэтому гимнастика, рисование, лепка, мозаика, пазлы – все эти и без того интересные и приятные занятия послужат еще и речевому развитию.
Как играть с малышом в 1,5 года?
Лучшее развивающее занятие для ребенка – это игра. Причем важна как свободная самостоятельная игра, так и игра со взрослым. Идите за потребностями малыша: когда видите, что он увлеченно играет сам, дайте ему такую возможность, не вмешивайтесь сразу же без надобности; если же сейчас ему хочется вашего внимания, проведите вместе время, играя! Возможно, иногда он сам предложит, с чем и как играть. А иногда вы можете взять инициативу в свои руки.
Помните об ограниченном времени концентрации внимания малышей. Игра должна быть динамичной и не слишком долгой. Хорошо использовать в ней движение, ритм, музыку.
Во что поиграть с полуторагодовалым малышом? Есть множество вариантов, например, можно начать изучать квадраты Никитина или досочки Сегена. Или выбрать более активные развлечения, такие как игра в дартс на липучке или забрасывание мяча в кольцо. Для развития мелкой моторики можно покатать шарики-яблочки из пластилина, чтобы затем прикрепить их на лист бумаги с нарисованным деревом, или сыграть в игру «Ежата».
Игра «Ежата»
Понадобится массажный коврик с мягкими колючками. Ласково напевая, показывайте малышу, что нужно делать, или же возьмите его ручки и направляйте их движения:
Гладила мама-ежиха ежат,
Очень послушные дети лежат.
(поглаживаем коврик)
Дети ежата свернулись клубком
И покатились от нас кувырком.
(сжимаем руки в кулачки и постукиваем ими по коврику)
Будем ежат мы скорей догонять,
Будем с ежатами в прятки играть.
(«бегаем» всеми пальчиками по коврику)
Прятаться будем и будем искать,
Маму-ежиху свою будем звать.
(кладем обе ладони на коврик, прикрывая его, затем разводим ладошки, показывая коврик)
Гладила мама-ежиха ежат,
Очень послушные дети лежат.
(поглаживаем коврик)
Спят!
(складываем ручки под голову – изображаем сон)
Игрушки для ребенка в 1,5 года
До конца второго года жизни остаются актуальными игрушки, которые мы называли в предыдущей статье – о развитии в 1 год. Это и каталки, и игрушки-орудия, составные игрушки, всевозможные сортеры, игрушки с сюрпризом – и многие другие.
Сейчас можно добавить различные виды «малышкового» транспорта – как те, которые можно катать, так и те, на которых можно кататься. Для тематических и сюжетных игр пригодятся игрушечные фрукты и овощи, кухонная утварь, предметы мебели и пр.
Как сон и развитие ребенка взаимно влияют друг на друга
Ребенок в 1,5 года в норме спит 12-13,5 часов в сутки, из которых 1,5-2 ч приходятся на дневной сон (в этом возрасте он уже, как правило, один). Подробнее про ночной и дневной сон полуторагодовалого малыша читайте в нашем сервисе «Сон ребенка месяц за месяцем».
Частый вопрос к BabySleep в этом возрасте
Мама:
«Ребенку 19 месяцев. Подъем в 07:00, дневной сон 12:00-14:00, отбой в 20:00. В 19:00 начинаем спокойно купаться, переодеваться и всячески стараюсь замедлять, но ближе ко сну начинает носиться, нельзя никакими тихими играми занять, ни книжки усадить почитать, можно только схватить на руки чуть ли не насильно, поносить и тогда затихает, и несу укладываться, хотя признаков усталости не наблюдаю (перед дневным сном можно заметить, что устал, трет лицо).
Засыпает быстро, ночь спит без пробуждений. Может ли быть такое, что укладываю рановато и комфортное время бодрствования вечером 6,5 часов? Или в этом возрасте уже может просто не быть признаков усталости, если ночь хорошая, то время бодрствования подходит?»
Если я правильно поняла, малыш носится и скачет, но потом быстро засыпает и хорошо спит ночью. Скорость укладывания и качество сна очень показательны, когда мы «вычисляем» оптимальное бодрствование для ребенка. И если засыпание быстрое, а ночной сон спокойный, можно не стремиться к идеальному вечеру с тихими играми. Скорее всего, у вашего сына достаточно стабильная нервная система, и несмотря на все скачки, он может (с вашей помощью) быстро «затормозиться».
Попробуйте такую тактику: возглавьте вечернее буйство – организуйте активные веселые игры примерно за час до сна, чтобы сын выплеснул энергию, набегался, нахохотался, а уже потом постепенно переходите к тихим занятиям.
Чем BabySleep может помочь
Если ваш малыш каждую ночь просыпается по многу раз, хотя уже давно вышел из младенчества, запишитесь на консультацию к нашим специалистам, чтобы наладить сон максимально комфортно, быстро и эффективно.
Консультанты по детскому сну
Елена Мурадова
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.
Подробнее о консультациях
Елена Мурадова
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
Подписывайтесь!
Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях
Источник