Ребенок 1 5 года почти не говорит

Ребенок 1 5 года почти не говорит thumbnail

Норма развития речи к полутора годам, причины отставания от сверстников, как их определить и что делать в случае выявления нарушения. Способы стимуляции речевого развития в этом возрасте.

Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил, лепетал, произнося первые звуки. Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов. Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов. Активный словарь – это те слова, которые он употребляет в своей речи (пассивный словарь – слова, значение которых ему известно, понятно, но он их не произносит).

Норма развития детской речи в полтора года

К началу второго полугодия дети могут иметь в своём лексиконе от 30 до 50 слов. Они употребляют их как по собственному желанию, так и в качестве ответов на вопросы окружающих.

Пассивный словарь к этому времени насчитывает гораздо большее количество слов и понятий. В следующем полугодии, то есть от полутора до двух лет, ребёнок постепенно переводит слова из пассивного словаря в активный. Это процесс нарастает, как снежная лавина. Специалисты называют его «лексическим взрывом».

Практически каждый день дети осваивают новые и новые слова. В полтора года у многих детей, имеющих развитую в соответствии с возрастными нормами речь, отмечается объединение двух слов в одно предложение. «Дай ку» (дай куклу, кубик), «Папа нет» (папы нет дома), «Баба дай» — вот несколько подобных предложений из слов-корней. Иногда дети в полтора года применяют только односложные предложения: «Бух», «Ням-ням», «Би-би».

Если речевое развитие ребёнка не соответствует среднестатистической нормам (в 1,5 года малыш не произносит не только 1–2 словные предложения, но и не говорит нужное количество слов, или вообще ничего не говорит), то родителям стоит начать стимулирование детской речи.

Возможные симптомы и причины речевого отставания

Заботясь о своевременном развитии своего чада, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.

Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.

В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:

  • речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
  • ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
  • малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
  • сначала речь появилась, а затем исчезла.

Перед обращением к врачу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал, его оценка по шкале Апгар, и другие подобные сведения.

Возможные причины речевого отставания:

  • несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
  • перенесённые женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
  • родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
  • педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
  • травмы головы, нейроинфекции.

Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени. Уже с 2 лет дети могут заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом.

Как увидеть нарушение речевого развития

Перед тем как проводить самостоятельную диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет. Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей. К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.

Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.

Проще всего проверить понимание речи малышом, то есть наполняемость его пассивного словаря:

  • попросить его выполнить просьбу взрослого;
  • показать предмет, названный взрослым, части тела;
  • предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.

В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.

Как можно стимулировать речь в 1,5 года

Если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, небольшое отставание удастся скорректировать самостоятельно.

Советы для родителей:

  • чаще называйте малыша по имени;
  • показывайте и называйте предметы домашнего обихода (мебель, посуда, игрушки, обувь, одежда);
  • показывайте и называйте части тела у себя, у ребёнка, у кукол, у домашних животных;
  • создавайте ситуации, когда малыш будет вынужден применить речь и не спешите за него договаривать;
  • показывайте новые предметы, игрушки, сопровождая их комментариями (какого они цвета, формы, величины, поверхности, из какого материала сделаны);
  • смотрите мультфильмы вместе с детьми, и поясняйте все, что происходит на экране, спрашивайте, кого видят, что делает герой;
  • не оставляйте надолго включённым телевизор в комнате, где находится малыш – постоянный звуковой фон не даёт ему возможности вслушаться в речь окружающих, она станет для них неинтересна, потеряет значимость;
  • поясняйте словами все свои действия и предметы, которыми пользуетесь;
  • задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте, это приём вытеснит из детской речи упрощённые слова; давайте образцы правильной речи.
Читайте также:  У ребенка 1 год дергается глаз

Чаще рассматривайте с детьми картинки, на которых изображены дети, животные, знакомые предметы, предложите показать зайку, мишку, машину и т.д. Чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с простым сюжетом отлично способствует речевому развитию детей с полутора до двух лет.

На видео ниже показаны упражнения пальчиковой гимнастики, которая стимулирует развитие речи.

Важно помнить, что подавляющее большинство причин речевых задержек связано с тем, что родители недостаточно занимаются с детьми, или не занимаются ими вовсе, отдавая ситуацию на откуп бабушкам. В этом случае приходится долго ждать пока малыш скажет своё первое слово. При своевременной работе дети разговаривают не хуже, а часто лучше своих сверстников.

Источник

Ребенок не говорит в 1,5 года. Если вас это беспокоит, давайте побеседуем на эту тему. Разберемся, что должен говорить ребенок в полтора года и какие действия следует предпринимать, если он в этом возрасте не разговаривает.

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

В возрасте от года до полутора лет у детей начинает формироваться активная словесная речь. И хотя у каждого ребенка эти сроки индивидуальны, существуют среднестатистические данные речевого развития дошкольников.

Они служат ориентиром и для родителей, и для врачей. Чтобы не беспокоились, либо не пускали этот процесс на самотек родители. Чтобы своевременно диагностировали и назначали лечение специалисты.

В таблице ниже приведены сведения по формированию речи детей дошкольного возраста:

Нормы речевого развития у детей-дошкольников

Итак, сколько слов должен говорить ребенок в 1,5 года?

От 15-20 слов до 40-50. Это и их сокращенные версии (бу — бусы, ми — мишка), и звукоподражания (бе-бе, гав-гав). К двум годам словарный запас малыша увеличивается до 200-300 слов.

Пассивный же словарь, состоящий из слов понятных, но еще не выговариваемых, намного больше. Это и цвета, и части тела, и игрушки, и много чего еще, что можно принести, показать, а также посильные слова-поручения (убери за собой, помоги сестренке).

После полутора лет идет стремительное увеличение активного словаря ребенка вместе с изменением грамматики. Это явление имеет свое название — «лексический взрыв».

Слова могут быть интерпретированы (укама — руками), либо многозначны (бух — падать, прыгать). С полутора лет начинает оформляться фразовая речь, когда складываются двухсловные предложения (я пать — я пошла спать, мама ку — мама кушает). К двум годам предложения уже состоят из 3-4 слов.

У каждого ребенка свой темп. Один в два года читает наизусть К. Чуковского, другой медленно, но верно, постигает премудрости языка, будучи при этом активным и жизнерадостным.

А бывает и такое: ребенок молчит до 1,5-2 лет, а потом начинает говорить, не умолкая, днями напролет.

Стоит ли беспокоиться

Если в полтора года ребенок не говорит, в его словарном запасе нет лепетных и звукоподражательных слов, и особенно, если при его вынашивании, рождении или в младенческом возрасте были какие-то отклонения, в этом случае проведение комплексного обследования необходимо.

Такой малыш может не отзываться на свое имя, быть замкнутым, агрессивным. У него могут быть нарушения в координации движений, в работе пальчиков рук.

Если ребенок не откликается на обращенную к нему речь, не реагирует на голоса людей, звуки окружающей среды, то ему необходима помощь врача-сурдолога. На развитии речи отрицательно сказывается не только снижение слуха, но также и зрения.

Если физиологические причины молчания вашего ребенка исключены, то дело за вами. Что следует предпринять, об этом чуть позже.

Ребенок не говорит в 1,5 года

Все-таки не помешает знать, какие причины приводят к задержке речевого развития.

Что оказывает влияние на формирование речи у детей

Развитие ребенка, в том числе и речевое, процесс очень сложный. На него оказывают влияние и экологическая обстановка, и социальная среда, в которой находится ребенок, и семейный уклад.

Но давайте о причинах того, что в полтора года ребенок не говорит, по порядку:

  1. Наследственность. Если в семье были случаи поздней речи, то есть вероятность ее унаследовать.
  2. Пол ребенка. Мальчишки могут начать говорить позже своих сверстниц, но зато потом сразу предложениями.
  3. Темперамент малыша. Детки-интроверты, не очень склонные к взаимодействию с другими, тоже не спешат разговаривать.
  4. Недостаточное общение. Ребенку необходима постоянная эмоциональная связь с близкими. Ему надо слышать мамин голос, видеть ее лицо, ощущать ее прикосновения, откликаться на душевное тепло. Малыш чувствами познает окружающий мир и отзывается в ответ первыми звуками и словами, движениями, улыбкой и смехом. Дефицит общения влечет за собой речевые проблемы.
  5. Родительская гиперопека и гиперконтроль. «Не трогай», «не бери», «не ходи туда», «нельзя» — эти запреты, делающиеся, безусловно, с благими намерениями, блокируют такое естественное желание ребенка познавать окружающий мир. Задержка речи в этом случае — ожидаемое явление.
  6. Чрезмерная информационная нагрузка. Стремление научить малыша всему и сразу, чтобы до школы у него была пройдена программа начальных классов, перегружает детскую психику и может негативно сказаться на развитии речи. Не отнимайте у него детство с песочницей, творчеством во всем его многообразии, общением со сверстниками. Пусть ребенок развивается гармонично в соответствии со своим природным ритмом, его организм ответит на это повышенными возможностями и способностями.
  7. Нежелание учиться говорить. Оно возникает тогда, когда взрослые стараются обеспечить малышу полный комфорт и выполняют все его просьбы, не побуждая при этом выражать их словами. Пропадает мотивация: все и так хорошо.
  8. Влияние стресса. Скандалы, ссоры, даже тихая неприязнь родителей друг к другу сказываются отрицательно на психике ребенка и, как следствие, на его развитии. Ведь для маленького человека мама и папа — это его мир.
Читайте также:  Как вести себя родителям при кризисе 1 года у ребенка

Как можно помочь малышу заговорить

Так что же делать, если ребенок в 1,5 года не говорит? Наш совет — больше качественного общения!

Больше общайтесь!

А это значит:

  • чаще обращайтесь к малышу по имени;
  • разговаривайте много, озвучивая все свои действия;
  • вовлекайте в диалог ребенка, создавая ситуации, задавая вопросы, обращаясь с поручениями;
  • показывайте и называйте предметы быта, части тела, комментируйте происходящие вокруг события;
  • расскажите о новой игрушке, включив фантазию (Это кукла. Знаешь, как ее зовут? Посмотри, какие у нее красивые волосы и шикарное розовое платье. Сейчас она расскажет тебе о том, как она танцевала на балу. Хочешь?);
  • играйте в совместные игры и не молчите;
  • притворитесь незнайкой и спросите, показывая на мяч: «Это — кубик?»;
  • читайте книжки, рассматривайте яркие картинки, проявляйте интерес (как облизывается волк и убегает зайчик; где у лисы хвост, а у ежа иголки; как улыбается солнышко и плачет дождик; как цокает лошадка и рычит тигр);
  • пойте колыбельные;
  • тренируйте пальчики; для этого закручивайте крышки, сортируйте макароны, перебирайте крупу, рисуйте, лепите, стройте пирамидки, делайте поделки из шишек, желудей, камушков, каштанов;
  • гуляйте на природе, наблюдайте за насекомыми, слушайте, как поют птицы, любуйтесь цветами.

Используйте благодатное время

Период от полутора до двух лет в жизни ребенка по праву можно считать плодоносным для речевого развития. Уделяя много времени и внимания своему малышу, активно и с удовольствием с ним занимаясь, можно получить желаемые плоды.

А выглядеть они могут по-разному: как лексический взрыв, речевая лавина, словесный водопад.

Как ваш влюбленный взгляд, когда малыш декламирует «У лукоморья», еще плохо понимая смысл слов, но уже пробуя себя в роли мастера публичных выступлений.

Источник

02.02.2019

В первые годы жизни ребенка строится фундамент для развития речи, и если в это время не оказывать малышу достаточного внимания, можно упустить важные проблемы, с которыми тот столкнулся по тем или иным причинам. Поэтому каждому родителю стоит знать, почему ребенок не говорит в 1,5 года, и что при этом необходимо делать.

Причины

Среди возможных причин, почему ребенок не говорит в данном возрасте, выделяют:

  1. Индивидуальный темп развития. Мамы нередко сравнивают детей и считают, если чужой ребенок начал разговаривать раньше, с их чадом что-то не так. На самом же деле ничего страшного не происходит, и это можно объяснить темповой задержкой речевого развития (несмотря на небольшое отставание в начале, ребенок вернется в свое русло и будет разговаривать не хуже своих сверстников).
  2. Педагогическую запущенность. Чадо с самого своего рождения должно быть окружено речью, и Ваши с ним отношения не должны заканчиваться простым уходом и кормлением. В таких случаях можно смело говорить о том, что малыш обделен вниманием со стороны родителей.
  3. Плохую психоэмоциональную атмосферу. Если в кругу семьи часто возникают споры и их решение доходит до крайностей, либо родители вымещают свою злость на ребенке, постоянно ругают его за совершенные им действия (несмотря на то, что в таком возрасте он еще не осознает значимость поступков), малышу может быть попросту страшно говорить. В эту группу можно включить психологические травмы, полученные в результате потери связи с отцом, матерью либо обеими родителями.
  4. Травмы головы, нейроинфекции. Поражение лобных долей, в которых расположены центры восприятия и воспроизведения речи, могут привести к тому, что ребенок не сможет научиться говорить вовремя.
  5. Родовые травмы, приведшие к минимальной мозговой дисфункции, асфиксии, гипоксии новорожденного.
  6. Инфекции. Перенесенные женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных.
  7. Несовместимость по резус-фактору матери и ребенка. Может возникнуть, если женщина с резус-отрицательной группой крови забеременеет от резус-положительного мужчины.
  8. Генетическую предрасположенность либо наследственные заболевания. Бывает, что в семье не только данный ребенок не спешит начать разговаривать, и такая же картина наблюдалась в детстве у его родителей, бабушек, дедушек и т. д. Генетические заболевания обычно выявляются на УЗИ, которые показаны всем женщинам в период беременности, однако в редких случаях халатность будущих мам, реже – врачей приводит к появлению на свет ребенка с тяжелой патологией, при которой, возможно, тот никогда не научиться говорить.
  9. Патологии слуха. Чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь. Если это невозможно, либо ребенок плохо слышит из-за нарушения развития органа слуха, центров в головном мозгу либо заболеваний, у него могут возникнуть трудности с формированием собственной речи.
  10. Отсутствие мотивации. Нежелательно выполнять все прихоти ребенка и крутиться вокруг него 24/7. С некоторыми жизненными задачами малышу необходимо учиться справляться самостоятельно, или обучать его, как правильно просить что-либо. В противном же случае у дитя просто не будет причин что-то говорить.
Читайте также:  Синусит ребенку 1 год

Ребенок в 1,5 года молчит

Нормы речевого развития в 1,5 года

Обычно дети в 1 год и 5 месяцев:

  1. Перестают гулить, лепетать, выдавать затяжные звуковые серенады.
  2. Имеют словарный запас из 20-50 слов, однако говорят все еще на «своем» языке, включающем множество различных слогов и их сочетаний, напоминающих слова.
  3. Частично понимают обращенную к ним речь, подражают ей, способны показать, где мама, папа, другие родные. При повторении слов за родителями могут замолчать ненадолго, наблюдая за реакцией близких.

С первого года жизни начинается стадия активной речи (автономная речь). Ребенок использует аморфные слова-корни, услышанные в части слов, употребляемых взрослыми.  В 1,5 года ребенок одним и тем словом обозначает целый ряд предметов («де» ‒ «дерево», «девочка», «делать»).

В это время ребенок еще не способен обобщать. Малыш знает значение слов «вилка», «ложка», «нож», однако не понимает, что такое «столовые приборы».

Когда стоит волноваться?

Многие утверждают, что единственный повод для волнения ‒ когда ребенок к 3 годам вообще не говорит, а в других случаях следует только ждать, так как рамки индивидуального развития могут быть довольно-таки широкими.

Почему ребенок не разговаривает в 3 года – об это расскажет следующая статья.

В 1,5 года стоит переживать, если к данному времени от ребенка ни разу не было слышно лепета, либо он не подражает речи взрослых совсем, интерес к общению у него не могут вызвать ни Ваши слова, ни развлекательно-познавательные игры.

К какому специалисту обратиться?

Если считаете, что переживания не безосновны, покажите ребенка своему педиатру, который при наличии реальной проблемы сможет начать необходимую терапию либо направить к более узкому специалисту, среди которых могут быть:

  • невролог;
  • логопед-дефектолог;
  • отоларинголог.

К последнему врачу педиатры перенаправляют реже всего, так как он актуален при заболеваниях полости рта, патологических процессах, развивающихся в области среднего, внутреннего и наружного уха.

Ребенок у отоларинголога

Как стимулировать речь в 1,5 года?

Развить речь полуторагодовалого ребенка помогут различные игры и упражнения:

  1. «Телефон». В трубку нерабочего или игрушечного телефона произносите слова, которые уже известны малышу, затем просите его повторить их. Делайте упор на максимально четкое произношение слов с акцентом на ударные слоги. В дальнейшем в игру можно добавлять слова, которые ребенок мог слышать, однако сам произносить не может.
  2. «Стройка». Игра подходит больше для мальчиков. Загружайте и разгружайте игрушечный самосвал кубиками или другими предметами с условием, что ребенку нужно отдавать команды «вверх», «вниз», «стоп».
  3. Общение с куклой. Более удобная игра для девочек. Настройте ребенка так, чтобы тот думал, что кукла мечтает слышать голос малыша.
  4. «Незнайка». Игра для детей, которые не говорят, потому что ленятся или не имеют причин на то. Кто-то из родителей берет игрушку и ходит вместе с ней по дому, проговаривая от ее имени все то, что встречается на пути, все время путая названия. Делать это необходимо на глазах у ребенка.
    Чтобы сделать игру более интересной, можно поставить дополнительное условие, согласно которому все игрушки, названные взрослым неправильно и не отмеченные малышом, как ошибочные названия, будут отправляться в черный мешок (или любое другое место, недоступное для ребенка). Таким образом, у ребенка появляется стимул вернуть те самые «утраченные» игрушки, верно проговорив их название.
  5. Игры с картинками. Малышу необходимо называть предметы, животных, которых он видит на картинках. Чтобы усилить интерес ребенка, можно предложить ему небольшую награду (вкусность или игрушку, которую любит дитя) в конце игры. К примеру, за каждый правильно названный предмет ребенок получает 1 кубик, а кубиков нужно собрать 10 (можно и больше). Сам подарок лучше малышу не показывать, а спрятать его недалеко под платком или полотенцем. Чтобы усложнить задание, можно попросить ребенка называть отдельные части животных и предметов, изображенных на картинках.
  6. Стимуляция мелкой моторики рук. Играет важную роль в развитии речи. Можно проводить сеансы пальчикового массажа или предложить ребенку перебирать камни, крупу, застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки на обуви. С другими способами развития мелкой моторики рук можно ознакомиться здесь.

    Будьте крайне внимательны и не оставляйте ребенка одного с маленькими предметами, чтобы тот не брал их в рот и не пытался вдохнуть.

  7. «Театр». Ставьте сценки игрушками, распределяйте вместе с ребенком роли и говорите каждый за своих персонажей. Не забывайте смотреть за дитем, чтобы тот не терял интерес.
  8. «Продолжай за мной». Перед началом данной игры ребенка необходимо ознакомить с выбранными Вами детскими стихами. После того, как прочитали их малышу несколько раз, чтобы ребенок мог запомнить текст, повторно произносите стих, однако в конце строчек замолкайте, чтобы малыш сам их заканчивал.

Больше упражнений и полезных советов, которые помогут ребенку начать говорить, собраны в этой статье.

Вы можете найти еще много игр и упражнений для развития речи, однако не забывайте, что главное – проводить их совместно с ребенком. Именно голоса родителей, а не телевизор, телефон и другие средства стимулируют его говорить. Если же Вы переживаете, что у ребенка проблемы с речевым развитием, не бойтесь обращаться к педиатрам или логопедам.

Источник