Ребенок 1 5 года на новом месте

Как снизить тревожность родителей и научить ребенка общаться
Содержание:
- Спокойствие, только спокойствие
- Ликвидация безграмотности
- Три этапа адаптации
- Дополнительные точки опоры
Случается, что в новом году жизнь действительно начинает идти по-новому. Например, семья переезжает в новый район, и ребёнок идёт в новый класс или новый детский сад… Или семья вообще меняет город, и вокруг – ничего знакомого… Эти ситуации часто вызывают тревогу родителей и побуждают их обращаться к детским психологам. Разберёмся, насколько вопросы адаптации действительно серьёзны.
Как говорил Марк Твен, слухи о моей смерти слегка преувеличены. Вопросы детской адаптации – тоже. Разумеется, адаптация требует внимания родителей и некоторого напряжения сил ребёнка, но всё-таки она не так демонична, как иной раз кажется.
Чтобы адаптация прошла хорошо, нужно соблюдать два простых правила.
- Сохранять спокойствие.
- Учить ребёнка устанавливать контакты.
Разберёмся с каждым из правил.
Спокойствие, только спокойствие
Первой и, пожалуй, самой значимой причиной плохой адаптации ребёнка является тревожность родителей.
Чем больше родитель тревожится, тем сложнее протекает адаптация ребёнка. Зависимость прямая и наглядная. Справедливо и обратное. Чем проще родитель относится к адаптации, чем больше уверенности в лёгкости адаптации выражает, тем проще в итоге всё получается.
Ребёнок ведь не знает, что, например, переезд в новый район должен вызвать у него проблемы с адаптацией. Новый район – это просто новый район. Для детей естественно узнавать новое.
Более того, узнавание нового является их основной задачей минимум до четырнадцати лет. Ребёнок – это машина по сбору и обработке самых разных сведений. Новое для него – среда более естественная, чем вода для рыбы.
Другое дело, если родитель создаёт тревожный фон – хмурится, нервничает, озабоченно обсуждает что-то со вторым родителем. Тут у ребёнка закрадывается подозрение – может быть, он должен чувствовать что-то другое? Может быть, эта ситуация требует другого отношения?
Ребёнок – как губка. Он не знает, как жить правильно, поэтому жадно впитывает всю доступную информацию. Поведение родителей он (до определённого возраста) считает эталонным.
Папа делает зарядку? Значит, так правильно. Папа курит и лежит на диване с пивом? Значит, правильно так.
При переезде все волнуются и нервничают? Хорошо, тоже буду волноваться и нервничать. Ребёнок, конечно, так не рассуждает, но ведёт себя – именно так.
Если родители хотят, чтобы адаптация для ребёнка была простой, достаточно унять свою тревожность. Методик для этого в психологи много, да и медикаментозно можно себе помочь. Было бы желание.
Ликвидация безграмотности
Вторая беда детской адаптации – скудный набор поведенческих стереотипов. Проще говоря, не все дети умеют устанавливать контакты с другими детьми (и шире – с людьми вообще).
Таких детей легко заметить – они тихенько играют на отшибе, не решаясь подойти к другим, особенно, если те сбиты в группу. За такое поведение ребёнка часто называют необщительным. Так вот, это – неправда. Такие «необщительные» дети прекрасно находят общий язык со взрослым. Почему? Никакой мистики – просто общение, как правило, начинает взрослый.
Таким детям просто сложно – они не знают, с чего начать и что сказать. Их робость – это не страх. Это просто неумение. Вроде как человек, не умеющий водить машину, робеет перед баранкой и не садится на место водителя.
Детей полезно учить простым формам установления контакта. Буквально – научите его подходить, здороваться и делать ещё несколько коммуникаций, чтобы он мог легко знакомиться («Привет, я Юра, давай играть вместе»).
Это не сложно, а ребёнку станет значительно проще общаться. Главное, дать ему конкретные шаги (действия, поступки, фразы), а не общие пожелания («подружись с ним», «займитесь чем-нибудь»). У ребёнка ещё не такой богатый репертуар поведенческих проявлений, чтобы он мог адекватно воспринять подобные советы.
Ребёнка можно научить моделям поведения через импровизированный тренинг. Лучше всего – в форме сказки. Сочините и разыграйте сказку, где герой так же вынужден пойти в новое место. Пусть малыш сам выберет героя и подберёт остальных действующих лиц из своих игрушек. Для детей чуть старше могут подойти мультфильмы или художественная литература. Главное – показать ребёнку, как действовать в той или иной ситуации. Дети обучаются легко, тем более, в игровой форме.
Три этапа адаптации
- Ориентировочный. Здесь у ребёнка может снизиться аппетит, ухудшиться сон, повыситься утомляемость, ребёнок может постоянно быть перевозбуждённым или заторможенным. Всё нормально – организм мобилизует все ресурсы, чтобы справиться с ситуацией.
- Неустойчивое приспособление. Организм ищет и находит некоторые оптимальные реакции на новые воздействия. Ребёнок становится спокойнее, но его поведение всё-таки нельзя назвать нормальным.
- Относительно устойчивое приспособление. Организм нашёл такие варианты приспособления, которые позволяют избегать сверхнапряжения. Проще говоря, всё в норме.
В норме все фазы длятся максимум полтора месяца. Тяжелое протекание адаптации, её затягивание – сигнал о непосильной нагрузке на ребёнка. Нужно срочно что-то делать.
Дополнительные точки опоры
Чтобы адаптация проходила проще, можно воспользоваться несколькими простыми решениями.
- Адаптация облегчается подготовкой. Чем меньше меняется ситуация, тем проще адаптироваться. Например, если распорядок дня ребёнка до школы был близок к школьному (подъём в семь утра, занятия до двенадцати, сон и т.п.), то адаптироваться к школе будет проще. По крайней мере, в том, что касается расписания.
- Знакомьте ребёнка с новыми людьми и новыми ситуациями. Не многие родители знают, но, например, проезд на общественном транспорте – это замечательная тренировка для ребёнка, где он учится быть в новой и меняющейся обстановке. Хорошо подходят кружки, секции, группы и т.д. Можно и проще – берите ребёнка с собой, когда едете к друзьям (если, конечно, цель похода – не отдых от ребёнка).
- Сохраняйте равновесие. Адаптация идёт хуже, если ребёнок эмоционально уязвлён чем-либо. Особенно, если он уязвлён поведением родителя, который сам переживает свою собственную адаптацию. А сваливает всё на ребёнка. Нет уж – от вас ему требуется поддержка и участие. Конкретно – спрашивайте его, как проходит адаптация (только без таких мудрёных слов, конечно), и проявляйте больше оптимизма.
- Развивайте самостоятельность и уверенность в себе. Возьмите за правило использовать формат поддерживающего общения (ребёнка хвалят за усилия и указывают на зону развития). Например, разобрал он дорогую игрушку – исследовал, так сказать. Можно наорать на него, наказать. А можно похвалить за любознательность и предложить собрать игрушку обратно вместе. А потом снова разобрать. Ребёнок постепенно привыкает к тому, что он может справиться, что у него достаточно сил. Растёт уверенность.
Главное помнить, что сложные периоды в жизни ребёнка – это прекрасная возможность сблизится с ним и укрепить ваши отношения. Чтобы потом, через много лет, уже повзрослевший ребёнок сказал бы: «Мои родители всегда были рядом». Кажется, это лучшее, что может сказать ребёнок о своих родителях.
Источник
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM – психотерапия и логопедия © 2008-2021, Санкт-Петербург / СПб
Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие. И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями. Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.
«Там было все мое!»Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания. На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить. Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше. Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям. Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте. «Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» – заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов. «Хочу, чтобы как раньше…»Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде. Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша. Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения. Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, – стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов. Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства. Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели. Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание. Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…» Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации. Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом. Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения. Школьникам порой приходится еще тяжелее, так как перемена образовательного учреждения может негативно сказаться на успеваемости. На сложности подстроиться под требования новых взрослых (учителей) накладываются необходимость адаптироваться в уже сложившемся детском коллективе, разница в программах, а порой – и не оправдавшиеся ожидания от получаемых оценок или отношения новых одноклассников . Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников. «Я здесь чужой!»Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники. Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе. Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет. Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки. В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые. Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья. Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей. Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости. Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией. Когда стоит обратиться к психологуПомнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности: 1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался. 2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением. 3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было. 4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п. 5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д. 6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию. Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к детскому психологу. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада. Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже. | Услуги Центра Сотрудничество Контакты |
Источник