Ребенок 1 5 года на новом месте

Ребенок 1 5 года на новом месте thumbnail

Как снизить тревожность родителей и научить ребенка общаться

Содержание:

  • Спокойствие, только спокойствие
  • Ликвидация безграмотности
  • Три этапа адаптации
  • Дополнительные точки опоры

Случается, что в новом году жизнь действительно начинает идти по-новому. Например, семья переезжает в новый район, и ребёнок идёт в новый класс или новый детский сад… Или семья вообще меняет город, и вокруг – ничего знакомого… Эти ситуации часто вызывают тревогу родителей и побуждают их обращаться к детским психологам. Разберёмся, насколько вопросы адаптации действительно серьёзны.

Как снизить тревожность родителей

Как говорил Марк Твен, слухи о моей смерти слегка преувеличены. Вопросы детской адаптации – тоже. Разумеется, адаптация требует внимания родителей и некоторого напряжения сил ребёнка, но всё-таки она не так демонична, как иной раз кажется.

Чтобы адаптация прошла хорошо, нужно соблюдать два простых правила.

  1. Сохранять спокойствие.
  2. Учить ребёнка устанавливать контакты.

Разберёмся с каждым из правил.

Спокойствие, только спокойствие

Первой и, пожалуй, самой значимой причиной плохой адаптации ребёнка является тревожность родителей.

Чем больше родитель тревожится, тем сложнее протекает адаптация ребёнка. Зависимость прямая и наглядная. Справедливо и обратное. Чем проще родитель относится к адаптации, чем больше уверенности в лёгкости адаптации выражает, тем проще в итоге всё получается.

Ребёнок ведь не знает, что, например, переезд в новый район должен вызвать у него проблемы с адаптацией. Новый район – это просто новый район. Для детей естественно узнавать новое.

Более того, узнавание нового является их основной задачей минимум до четырнадцати лет. Ребёнок – это машина по сбору и обработке самых разных сведений. Новое для него – среда более естественная, чем вода для рыбы.

Другое дело, если родитель создаёт тревожный фон – хмурится, нервничает, озабоченно обсуждает что-то со вторым родителем. Тут у ребёнка закрадывается подозрение – может быть, он должен чувствовать что-то другое? Может быть, эта ситуация требует другого отношения?

Ребёнок – как губка. Он не знает, как жить правильно, поэтому жадно впитывает всю доступную информацию. Поведение родителей он (до определённого возраста) считает эталонным.

Папа делает зарядку? Значит, так правильно. Папа курит и лежит на диване с пивом? Значит, правильно так.

При переезде все волнуются и нервничают? Хорошо, тоже буду волноваться и нервничать. Ребёнок, конечно, так не рассуждает, но ведёт себя – именно так.

Если родители хотят, чтобы адаптация для ребёнка была простой, достаточно унять свою тревожность. Методик для этого в психологи много, да и медикаментозно можно себе помочь. Было бы желание.

Ликвидация безграмотности

Вторая беда детской адаптации – скудный набор поведенческих стереотипов. Проще говоря, не все дети умеют устанавливать контакты с другими детьми (и шире – с людьми вообще).

Таких детей легко заметить – они тихенько играют на отшибе, не решаясь подойти к другим, особенно, если те сбиты в группу. За такое поведение ребёнка часто называют необщительным. Так вот, это – неправда. Такие «необщительные» дети прекрасно находят общий язык со взрослым. Почему? Никакой мистики – просто общение, как правило, начинает взрослый.

Таким детям просто сложно – они не знают, с чего начать и что сказать. Их робость – это не страх. Это просто неумение. Вроде как человек, не умеющий водить машину, робеет перед баранкой и не садится на место водителя.

Детей полезно учить простым формам установления контакта. Буквально – научите его подходить, здороваться и делать ещё несколько коммуникаций, чтобы он мог легко знакомиться («Привет, я Юра, давай играть вместе»).

Это не сложно, а ребёнку станет значительно проще общаться. Главное, дать ему конкретные шаги (действия, поступки, фразы), а не общие пожелания («подружись с ним», «займитесь чем-нибудь»). У ребёнка ещё не такой богатый репертуар поведенческих проявлений, чтобы он мог адекватно воспринять подобные советы.

Ребёнка можно научить моделям поведения через импровизированный тренинг. Лучше всего – в форме сказки. Сочините и разыграйте сказку, где герой так же вынужден пойти в новое место. Пусть малыш сам выберет героя и подберёт остальных действующих лиц из своих игрушек. Для детей чуть старше могут подойти мультфильмы или художественная литература. Главное – показать ребёнку, как действовать в той или иной ситуации. Дети обучаются легко, тем более, в игровой форме.

Три этапа адаптации

  1. Ориентировочный. Здесь у ребёнка может снизиться аппетит, ухудшиться сон, повыситься утомляемость, ребёнок может постоянно быть перевозбуждённым или заторможенным. Всё нормально – организм мобилизует все ресурсы, чтобы справиться с ситуацией.
  2. Неустойчивое приспособление. Организм ищет и находит некоторые оптимальные реакции на новые воздействия. Ребёнок становится спокойнее, но его поведение всё-таки нельзя назвать нормальным.
  3. Относительно устойчивое приспособление. Организм нашёл такие варианты приспособления, которые позволяют избегать сверхнапряжения. Проще говоря, всё в норме.
Читайте также:  Гнойная ангина ребенка 1 год

В норме все фазы длятся максимум полтора месяца. Тяжелое протекание адаптации, её затягивание – сигнал о непосильной нагрузке на ребёнка. Нужно срочно что-то делать.

Как снизить тревожность родителей

Дополнительные точки опоры

Чтобы адаптация проходила проще, можно воспользоваться несколькими простыми решениями.

  1. Адаптация облегчается подготовкой. Чем меньше меняется ситуация, тем проще адаптироваться. Например, если распорядок дня ребёнка до школы был близок к школьному (подъём в семь утра, занятия до двенадцати, сон и т.п.), то адаптироваться к школе будет проще. По крайней мере, в том, что касается расписания.
  2. Знакомьте ребёнка с новыми людьми и новыми ситуациями. Не многие родители знают, но, например, проезд на общественном транспорте – это замечательная тренировка для ребёнка, где он учится быть в новой и меняющейся обстановке. Хорошо подходят кружки, секции, группы и т.д. Можно и проще – берите ребёнка с собой, когда едете к друзьям (если, конечно, цель похода – не отдых от ребёнка).
  3. Сохраняйте равновесие. Адаптация идёт хуже, если ребёнок эмоционально уязвлён чем-либо. Особенно, если он уязвлён поведением родителя, который сам переживает свою собственную адаптацию. А сваливает всё на ребёнка. Нет уж – от вас ему требуется поддержка и участие. Конкретно – спрашивайте его, как проходит адаптация (только без таких мудрёных слов, конечно), и проявляйте больше оптимизма.
  4. Развивайте самостоятельность и уверенность в себе. Возьмите за правило использовать формат поддерживающего общения (ребёнка хвалят за усилия и указывают на зону развития). Например, разобрал он дорогую игрушку – исследовал, так сказать. Можно наорать на него, наказать. А можно похвалить за любознательность и предложить собрать игрушку обратно вместе. А потом снова разобрать. Ребёнок постепенно привыкает к тому, что он может справиться, что у него достаточно сил. Растёт уверенность.

Главное помнить, что сложные периоды в жизни ребёнка – это прекрасная возможность сблизится с ним и укрепить ваши отношения. Чтобы потом, через много лет, уже повзрослевший ребёнок сказал бы: «Мои родители всегда были рядом». Кажется, это лучшее, что может сказать ребёнок о своих родителях.

Источник

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM – психотерапия и логопедия © 2008-2021, Санкт-Петербург / СПб

Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие. И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями. Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.

Как дети относятся к переездуКто-то может возразить: «А что тут такого? Тем более, если родители все уже продумали: и комнату для своего чада подготовили и на счет садика или школы позаботились, а друзей можно и на новом месте найти?». Но на деле все не так просто. Переезд может оказаться сильнейшим стрессом и сказаться самыми неожиданными последствиями. При этом дошкольники, младшие школьники и подростки могут по-разному реагировать на жизненные изменения.

«Там было все мое!»

Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.

На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.

Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.

Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.

Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.

«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» – заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.

«Хочу, чтобы как раньше…»

Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде.

Другой садик, другие воспитатели, которые совсем не знают вашего малыша. Они будут присматриваться к вашему ребенку и, вполне возможно, иначе реагировать на его трудности, по-другому предъявлять требования, по-иному выстраивать с ним отношения. Необходимость вливаться в новый коллектив детей и одновременно подстраиваться под новых взрослых, – стрессовая ситуация, даже без осложняющих факторов.

Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства.

Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели. Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание. Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…»

Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации. Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом. Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения.

Школьникам порой приходится еще тяжелее, так как перемена образовательного учреждения может негативно сказаться на успеваемости. На сложности подстроиться под требования новых взрослых (учителей) накладываются необходимость адаптироваться в уже сложившемся детском коллективе, разница в программах, а порой – и не оправдавшиеся ожидания от получаемых оценок или отношения новых одноклассников .

Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников.

«Я здесь чужой!»

Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники. Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.

Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.

Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки. В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.

Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.

Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.

Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.

Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.

Когда стоит обратиться к психологу

Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:

1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.

2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.

3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.

4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.

5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.

6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.

Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к детскому психологу. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Услуги Центра

Сотрудничество

Контакты

Читайте также:  Можно ли гулять с ребенком 1 года при простуде

Источник