Ребенку в 3 года вулканы
Занятие «Про вулканы» для детей
В арсенале опытных педагогов есть множество способов привить дошкольнику любовь к науке. В их числе – работа в «детской лаборатории», проведение научных экспериментов, простых опытов. Самостоятельно экспериментируя с веществами и наблюдая физические явления, дети не только усваивают знания об окружающем мире. Они учатся мыслить нестандартно, исследовательски, а иногда могут удивить своей логикой.
Одна из интересных для детей тем о природе – вулканы. Удивительный мир этих природных явлений не оставит равнодушным ни одного ребенка. А практический опыт под руководством воспитателя приведет в восторг даже самых пассивных воспитанников.
Аудитория: дошкольники 5-6 лет
Реквизит:
- Слайды или плакаты об устройстве вулканов, книги про вулканы для детей, листы для рисования, карандаши, фломастеры, краски, кисти.
- Набор для проведения опыта (таз или глубокая чаша, банка или бутылочка, вода, картон, скотч, сода, уксус, средство для мытья посуды, пищевой краситель).
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с загадки про вулкан:
-Я бросаю камни, лаву,
Я – опасный великан!
Знаменит недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)
– Дети, сегодня мы с вами узнаем много интересного о вулканах, о том, из чего они состоят, как они спят, извергаются, изменяют природу вокруг себя. В нашей лаборатории мы проведем волшебный опыт и увидим, как из вулкана вытекает лава, а в конце занятия нас будет ждать викторина с вопросами про вулканы. Вы любите опыты и викторины? В конце занятия мы с вами еще и поиграем в игру «Вулканологи».
– Что такое вулкан? Может быть, кто – то уже знает?
Это большая природная гора с отверстием на вершине, из которого горячие потоки выливаются на поверхность земли.
– Откуда взялось такое название – Вулкан? У древнего народа – римлян – был Бог огня по имени Вулкан и жил он на острове Вулькано в стране, которая называется в настоящее время Италия. Бог Вулкан повелевал огнем и молниями, помогал кузнецам с помощью огня изготавливать предметы из железа.
Здесь воспитатель обращает внимание дошкольников на слайды или плакаты об устройстве вулканов.
– Из чего состоит вулкан? Мы с вами уже знаем, что вулкан – это большая гора. У нее есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскаленная порода – лава. Верх жерла называется кратер. Он расположен на самой макушке горы. А внизу под горой – вулканом есть огромная пещера с горячим веществом, которое называется магма.
– Почему извергаются вулканы? Магма накапливается в пещере, начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву. Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни. Вся земля вокруг становится серой и безжизненной.
Физминутка «Извержение вулкана»
– Давайте с вами изобразим как извергается вулкан! Сядем все на корточки или на пол. Мы – магма в подземной пещере. Теперь начнем закипать и бурлить. Будем плескать руками по воздуху и пытаться вскочить. Так вулкан дрожит, готовится к извержению. А теперь пусть наш вулкан вырывается через жерло наружу. Дети подскакивают и тянут руки вверх. Магма вылилась из жерла через кратер и растеклась по земле, стала лавой.
Интересные факты о вулканах
– А теперь интересные факты о вулканах. Они бывают активные и спящие (потухшие). Активные вулканы – это те, которые извергались за последние 10 тысяч лет, и еще могут проснуться и извергать лаву. Спящие вулканы уже никогда не проснутся. Все вулканы изучают ученые – вулканологи, именно они делают прогнозы, что же будет дальше, извергнется вулкан или будет спать.
– Самый большой вулкан на планете, если считать высоту от уровня моря, – Охос-дель-Саладо. Его высота – 6887 метров. Он находится в Южной Америке и считается спящим, потухшим.
– Самый опасный вулкан расположен в Мексике, он называется Попокатепетль. Сможете повторить это слово? Вулканологи ждут, что он когда-нибудь проснется и извергнет лаву. Попокатепетль может погубить много людей.
– На Канарских островах есть вулкан, на котором построили ресторан, и прямо на огне вулкана люди готовят пищу! Поджаривают шашлык, рыбку и угощают гостей!
А теперь давайте попробуем сами устроить извержение вулкана!
Опыт в детской лаборатории
Воспитатель изготавливает макет вулкана заранее до занятия или в ходе занятия вместе с детьми.
На стол ставят таз или поддон. Это будет остров. Картон надо свернуть конусом, шов заклеить скотчем либо клеем. Кончик конуса – кратер срезать ножницами. Конус можно обмазать пластилином, так он будет похож на настоящий вулкан. На дно таза под конус надо поставить бутылочку, в нее всыпать столовую ложку соды, влить средство для мытья посуды (25 мл). Вокруг горы в таз можно насыпать камешки, песок, расставить фигурки животных. Так картина будет более реалистичной.
В кружечке развести пищевой краситель (можно красного или оранжевого цвета) с водой и вылить все в бутылочку под вулканом к другим ингредиентам. Так будет готова магма.
А теперь самое главное: вливаем в жерло вулкана уксус и наблюдаем извержение!
Здесь воспитателю надо быть внимательным, важно не пролить уксус мимо и не допустить, чтобы дети надышались этой жидкостью.
Смешиваясь с содой и средством для мытья посуды в бутылочке в основании вулкана, уксус создаст обильную пену из жерла, которая потечет по склону горы.
Если досыпать соду и доливать уксус, то извержение вулкана можно несколько раз повторить. Детям, несомненно, понравится зрелищный опыт.
После опыта желательно проветрить помещение.
Викторина
Викторина поможет маленьким исследователям закрепить полученные знания. Вопросы:
– Откуда взялось название «вулкан»?
– Каким ремесленникам помогал бог огня?
– Как называется горячее вещество в пещере под вулканом?
– Как называется длинное отверстие в вулкане, по которому поднимается магма?
– Что такое кратер?
– Во что превращается магма, которая вытекает из жерла вулкана?
– Какие бывают вулканы?
– Кто такие вулканологи?
– Как называется самый большой вулкан на планете? Такое трудное слово…
– Как называется самый опасный вулкан?
Игра «Вулканологи»
Самых активных участников викторины можно назначить учеными – вулканологами. Пусть это будут девочка и мальчик.
Теперь нужно выбрать 3 – 4 сильных мальчика, которые крепко возьмутся за руки и образуют жерло вулкана. Их задача – удерживать свои руки несмотря ни на что и не разрывать круг.
Вулканологам надо наполнить вулкан магмой. Для этого они зовут остальных участников в жерло. Девочка – вулканолог берет за ручки других девочек, приводит в круг – жерло вулкана. А мальчик – вулканолог приводит мальчиков, «вталкивая» их в жерло.
Круг – жерло стоит крепко, не разжимая руки. Детям будет очень весело залазить в круг и толпиться там, вулкан в это время уже бурлит, готовясь к взрыву.
Всех, кто не влез в жерло, можно назвать динозавриками, они бродят вокруг вулкана. Как только жерло переполнилось, вошли в круг все, кто смог, магма разорвала жерло – вулкан извергнулся, дети выскочили или вывалились на пол из круга. Это так весело!
Может быть теперь вулканологи сами выберут себе по помощнику и будут жерлом?
В конце занятия воспитатель предлагает детям рассматривать книги про вулканы для детей с иллюстрациями. На основании полученных знаний дети могут сами нарисовать вулкан, процесс его извержения, воспользовавшись листами бумаги, красками, фломастерами, карандашами.
Так из рисунков в детском саду получится почти настоящая научно – познавательная выставка про вулканы для детей.
Творческие работы по теме «вулкан»
Сделать аппликацию «Вулкан»
Почитать о вулканах детям
«Большая детская энциклопедия», издательство: Махаон
«Как устроена земля?» А. Мещерякова, издательство: Аванта
«Детская энциклопедия», издательство: РОСМЭН
Познавательное видео о вулканах для детей
Грязевые вулканы
Мультфильмы о вулканах
Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:
Источник
Вулкан
Цель:
Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Задачи:
1. Познакомить с природным явлением – вулканом, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют.
2. Развивать мышление, логику, творчество ребенка. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
4. активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миска с водой, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, макет вулкана, материал для рисования (лепки).
Ход НОД:
1. загадка
Воспитатель: Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный… (вулкан).
Воспитатель: Молодцы, отгадали. Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан
2. легенда
Ребята, вспомните, что такое – вулкан?
(Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава).
– А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?
Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог – некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. “
Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)
Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня».
3. строение
Воспитатель: Ребята, как мы можем отличить вулкан от горы?
(Из вулкана извергается лава).
Воспитатель: А как образуются вулканы?
(В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан).
Воспитатель: А где может образоваться вулкан?
(На суше, и даже в воде.)
Воспитатель: Почему он извергается?
(Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре).
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте внимательно посмотрим какой формы вулкан, на что он похож?
(Похож на пирамиду, конус).
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Воспитатель: А это как называется?
(это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю).
Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?
(Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана).
Воспитатель: А на что он похож?
(Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т.д).
Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?
(это магма).
Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана (Лава)
Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?
(Потому что магма – это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава).
Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?
(Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение).
Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?
(один, два дня, а может и несколько лет).
Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая, земля- например, Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам
4. виды вулканов
Воспитатель: Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.
– Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Ключевская Сопка – Россия, Камчатка. И, кстати, это самый высокий действующий вулкан в Евразии.
– Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.
– Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)
Это те вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет). Алмазная голова – Гавайи.
5. физминутка
Подвижная игра «Вулканы начали «вулканить».
Вулканы начали «вулканить»-
Из жерла лаву извергать.
(присесть, постепенный подъем на носочки)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз)
Но вот он начал уставать –
Огонь в нём начал угасать.
(медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул
(сидя в приседе, долгий сильный выдох)
И на десятки лет уснул.
(складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
6. вулканологи
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, вспомните, какие бывают выбросы из вулкана? (пепел, лава, вулканические бомбы, камни).
Воспитатель: Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи.
Вулканологипользуются специальным защитным снаряжением. Они носят одежду и обувь, которая не горит и не нагревается от высокой температуры. На голову надевают защитные каски. Для защиты от газов используют противогазы. В работе применяют специальные приборы для измерения температуры лавы, пепла, газов, видеокамеры и фотоаппараты, ведут хронологические записи. Эта работа очень важная и нужная. Вулканологи узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется», предупреждают людей об опасности.
7. Вред и польза
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? (ответы детей)
Воспитатель: Ничто не в силах удержать вулкан. Извержение вулканов угрожает жизни людей
(слайды 10,11, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. Раскаленные облака – самая большая опасность. Укрыться от раскаленных облаков из газа и камней практически не возможно. Единственный способ спасения – эвакуация.
Воспитатель: Ребята! Представьте, что нас ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении вулкана через неделю. Как вы думаете, что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место).
Воспитатель: И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).
Воспитатель: Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия теперь? (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились).
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? (ответы детей)
Воспитатель: Извержения порождают горную породу, используемую в строительстве, а так же дарят человеку горячую воду, энергию и даже драгоценные камни. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!
8. Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.
Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.
– Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей)
В пемзе много дырочек.
– А у камней есть дырочки?
– Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы)
В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
– Как же это можно проверить? (ответы)
– Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)
Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.
– Какое открытие мы с вами сделали? (ответы)
Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
9. Эксперимент извержение Вулкана
– А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан. Пока наш вулкан спящий, но сейчас мы его разбудим. Наблюдаем извержение вулкана (макет вулкана).
(Воспитатель приготавливает смесь и аккуратно наливает уксус.)
Воспитатель: Ребята! Что мы с вами увидели в ходе опыта? (Мы увидели извержение вулкана.)
10. Рефлексия
Воспитатель: А сейчас, мои юные ученые, нам придется еще раз вернуться к вулканам. Посмотрите на карту мира (красными треугольниками показаны крупные вулканы, их очень много на Земле. Вулканы, несмотря на их грозность, очень красивые горы. В России они расположены на Дальнем Востоке, особенно их много на Камчатке и Курильских островах. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня? Кому вы можете об этом рассказать и показать опыт? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были любознательными и активными, замечательными исследователями. Какие же вы – молодцы!
Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Вручает значки «Юный исследователь».
Источник