Ребенку уже 3 года а он не разговаривает
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник
Марина Гаврилина23 июля 2008, 10:33
Спасибо вам за ответ,будем ждать прорыва речи!!!!
Натали РФ23 июля 2008, 17:40
У меня сыну сейчас 3 года 3 месяца, до сих пор на грудном вскармливании, в сад не ходит, до 3 лет даже на своем языке не говорил предложениями, отдельные краткие слова редко говорил. Если у вас на непонятном языке, но фразами говорит то задержки речи нет. Ведь важны не правильность слов , а умение говорить предложениями. Последнии 1,5 мес мой сын говорит фразами до 3-х слов, прогресс!Я не давала ни пантогам ни пирацетам, как может порекомендовать невропатолог при задержки речи.
Марина Гаврилина23 июля 2008, 17:50
У меня ходит в сад уже полгода,в группе все кто были не говорящие заговорили,а вот он никак.
Конечно у нас есть причина по которой может быть такая задержка речи,родовая травма была,месяц в больнице провалялись после рождения,и сейчас в физическом плане есть проблемки,ножку немного подволакивает при медленной ходьбе,но конечно больше всего меня волнует речь.
11126 февраля 2011, 15:46
вам необходимо пройти невропатолога. и консультацию логопеда. и если нужно медикоментозное лечение. а потом уже коррекцию подбирать у логопеда или дефектолога.
Nani Koroleva26 июля 2008, 00:33
Моей старшей – девять лет. Идем в третий класс, отличница. Заговорили нормально к пяти годам, до этого момента говорила только на своем языке, но проблем было много – родовая травма, очень тяжелая и т.д.
Занимались беспрерывно с логопедами, психологами.
А когда вторая, безо всяких травм родившаяся, безупречная по невралгическим делам, развитая по возрасту девуля (три года и 3 месяца) выдавать мне стала точь-точь такую же картинку, нашему изумлению не было предела.
При том, что с детьми занимаемся, читаем, разговариваем.
Но теперь я гораздо спокойнее, развиваемся, занимаемся , но уже не клинимся на сроках развития речи.
Единственное серьезное последствие, которое в таких случаях предрекают специалисты- дисграфия. Но она победима, если серьезно и сразу этим заниматься.
Удачи!
ЗЫ: как заговорим, сообщу%)
Марина Гаврилина29 июля 2008, 11:04
Да все таки много таких детишек! Я вроде даже немного успокоилась,а то думала уже все немой будет наверно.
Ли Аленка.1 декабря 2011, 02:34
Вы заговорили?)
Nani Koroleva1 декабря 2011, 11:06
Да
На следующий год уже в школу. Не безупречно еще, но говорим.
Зато читаем теперь задом наперед
Ли Аленка.1 декабря 2011, 15:29
Ясно,а сколько было когда заболтали?Что-то пили?
татьяна *******27 июля 2008, 16:47
я сама начала говорить нормально, чтоб меня понимали только к 6 годам и ничего, счас и не скажешь что не умела говорить, а вот сын, ему счас 3,7, говорит с 1 года, да так что не остановить, а его друг, того же возраста, только начинает говорить сложные слова!!! так что заговорите, не переживайте придет время скажите ,, помолчи 5 минут,,
olga ivanova29 июля 2008, 10:28
моей дочери 2года 10 месяцев-говорит только мама,причем всем.прошли обследование-глазное дно,слуховой нерв,логопед,психолог,мозговые импульсы.все в порядке.развитие нормальное(то,что надо делать в этом возрасте,делает).я не переживаю,у меня сын(14)плохо говорил,сейчас учится на эстонском языке-4 и 5-ки.но как же достают бабки,особенно свекровь.
Марина Гаврилина29 июля 2008, 11:06
Я вот тоже думаю надо к психологу сходить,но к нам приходил логопед,с ее точки зрения ребенок нормально развивается.Вобщем будем ждать!!!
Smart is the new Sexy15 ноября 2012, 16:02
ждать не надо. сходите к неврологу. возможно нужна медикаментозная стимуляция.. у кого то заговорили, у Вас может и не заговорить (не дай бог конечно), а время не вернешь.
Юлия Петровская30 июля 2008, 17:30
Я считаю, что ребенку в этом возрасте необходимы положительные эмоциональные всплески, чтобы дать толчек. Моему сыну 2,8. В этом году в мае ездили в Питер, ему очень понравилось: поездка на поезде, на кораблике, новые люди, впечатления и т.д. По приезду домой все заметили улучшение речи,стал говорить много и предложениями, начал рассуждать. Со мной в детстве бло тоже самое: мне было 1.5 года, наша семья переезжала из Ростова в Пермь, когда уезжали то я вообще ничего не говорила, как приехали стала говорить все
Марина Гаврилина30 июля 2008, 17:35
Я как раз думала об этом,что надо как то его удивить!!! Мы едем в сентябре в санаторий, может даст положительный результат ,там и бассейн и разные детские развлечения, правда только на 2 недели!
Stanislava31 июля 2008, 16:40
Моей дочке 2 года 8 мес., говорит очень мало, отдельные слова. У нас не было ни родовых травм, ни болезней, водили ко врачам, специалисты по речи занимаются с дочкой, никаких причин для задержки речи вроде бы нет. Я нервничала сначала очень, но теперь поняла нужно просто заниматься с ней побольше, читать, и не волноваться. Вообще трудно иногда, когда кто-нибудь начинает рассуждать на эту тему, типо: “А вот мой ребенок ..”, но с другой стороны много людей, которые оказывают поддержку.
Насчет отпуска я тоже заметила, что это помогает. Мы только на 8 дней ездили на море, и все заметили улучшение – какие есть слова у нас в словарном запасе употребляются правильно, со смыслом после поездки, и словарный запас стал побольше.
Ирина Конакова1 августа 2008, 16:43
Моему сыну 2г 11мес., но он тоже не говорит, вернее говорит предложениями на своем языке с жестами и с интонацией, перевести не могу монолог. А так только отдельные слова умеет – мама, папа, да, нет. И никогда не будет повторять то, что просят взрослые. И читаем, и общаемся с ровесниками, и рисуем красками, но….Меня это тоже беспокоит. Невропатолог отклонений не находит.
екатерина Корецкая2 августа 2008, 22:00
У меня похожая проблема. Дочке 2 и 10 мес.С речью проблема. Говорим мало слов, но строим предложения. Когда пршу повторить за мной слово, упирается и говорит “нет”. Стала употреблять наречия и глаголы. А вот имена и сущ. повторять не хочет. Обращались ко всем специалистам, пропили курс лекарств от невропатолога, вроде как дело сдвинулось. я раньше тоже думала, что это только у нас, а оказывается не такой уж и редкий случай
Ирина Конакова4 августа 2008, 15:06
Екатерина, извините, а какие лекарства вам выписывали?
Галочка Красова4 августа 2008, 20:02
Мариночка, у нас малышу 3 и 6 мес, он говорит мама и папа, абсолютно всё понимает.Была родовая травма,но наша проблема обильное слюнотечение.Мальчишка очень способный,всё знает, где что находится. Сегодня посоветовали нервопатолога,т.к. это нервотическое, как бы задет нерв.Для меня это ново,но я верю в своего малыша! Здоровья ВАМ!
Марина Гаврилина5 августа 2008, 10:03
Спасибо за пожелания,вам тоже здоровья! Я знаю что обильное слюноотделение бывает при дизартрии,вы к логопеду обращались?
Галочка Красова7 августа 2008, 09:42
Логопед у нас начнёт работу с сентября.Обещали моего малыша посмотреть,а потом решать нужен невропатолог или нет. А что такое дизартрия?
Марина Гаврилина7 августа 2008, 10:48
дизартрия это нарушение произносительной функции речи,при этом говорят как раз обильное слюноотделение бывает.
Лена п22 августа 2008, 20:04
Дизартрию вам может поставить только невропотолог, а потом уже логопед определяет какая именно дизартрия.Может быть выраженная дизартрия – это ДЦП (это я грубу сказала, чтоб ваМ было понятней),а может быть дазартрия стёртая…
Сколько лет вашему ребёнку??
Источник
Anita23 июля 2008, 00:31
не переживайте!!!у меня друг почти до 4х лет вообще не говорил,общался языком жестов…сейчас ему за 25 лет-аспирант на кафедре истории в универе…проводит кружки и замещает лекторов,очень приянтый и общительный человек!!!В вашем случае можно сказать что раз патологии нет,то просто это его индивидуальное развитие!!!Побольше общаётесь и занимайтесь с малышом!!!