Ребенку развивающие игры 4 года

Ребенку развивающие игры 4 года thumbnail

Ученые давно определили, что на этапе взросления всегда существует определенный вид деятельности, который в наибольшей степени способствует развитию личности ребенка. Если до года важен эмоциональный контакт с мамой, то до 3 лет – манипуляции с предметами. Малыш разбирает и ломает игрушки, пытаясь добраться до сути. С 3 до 6 наступает время игровой деятельности. Через нее маленький человечек познает окружающий его мир. Наша статья ответит на вопрос, во что можно поиграть с ребенком 4 лет.

Особенности возраста

Уровень развития – дело сугубо индивидуальное. Но существуют некоторые пределы нормы, на которые родители стараются ориентироваться. Игры бывают разные: подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые и т. д. Последние – это удел детей постарше (5-6 лет). Наблюдая за взрослыми, они воссоздают картины реальной жизни: “дочки – матери”, “врач – пациент”, “подготовка к балу”. Нужно знать возрастные особенности, чтобы понимать, во что поиграть с ребенком.

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4 лет

4 года – это период развития чувств. Дети пока еще ситуативны, не умеют справляться с эмоциями самостоятельно, но у них уже появляются новые переживания: грусть, обида, разочарование, стыд. Они улавливают настроение окружающих. Все это объясняется преобладанием развития правого полушария.

4 года – время феноменальной познавательной активности и тысячи “почему”. В этот период очень важны игры, которые развивают память, а также мышление и речь. Словарный запас малышей достигает 1,5 тысячи слов. Развивающие игры способны не только улучшить познавательные психические процессы, но и выявить на раннем этапе способности малыша.

4 года – время формирования навыков самообслуживания, нравственных качеств и высокой физической активности. На повестку дня выходит необходимость развития мелкой моторики, без которой невозможно переходить к полноценному образовательному процессу.

Игры для занятий с детьми 4 лет в домашней обстановке

Домашняя обстановка: во что поиграть с ребенком (4 года)

Дома вполне можно организовать спортивный уголок, где легко повисеть на турнике, покидать мяч в баскетбольную корзинку, поиграть в волейбол с помощью воздушного шарика. Необходимость в движении (до 5 тысяч действий в день), которая в этом возрасте требуется даже если нет возможности погулять на свежем воздухе, должна быть удовлетворена.

Можно подвижные игры превратить в развивающие. Например, повторить “походку” различных животных – гусей, медведя, зайчика, собаки. Подойдет и такая игра, как “съедобное – несъедобное”. Ребенку предлагается ловить мяч только в том случае, если ведущий называет предмет, который можно употреблять в пищу. Несъедобные вещи, например “шкаф”, “мяч”, “стул”, малыш должен отбрасывать. Если он все делает правильно, то продвигается на шаг вперед, приближаясь к контрольной черте. Здорово, если на ней лежит приз. Хотя детей в 4 года более забавляет сам процесс игры, чем награда.

Для развития моторики пальцев малыши должны больше рисовать, лепить из пластилина, собирать пазлы и раскрашивать. Ребенок способен освоить шашки, детское домино и другие настольные игры – с кубиком и фишками.

Игра для ребенка 4 лет

Если под руками не оказалось вспомогательного материала, можно составить узор из палочек, пуговиц, бусин, выложить из них конкретный предмет. Например, колодец. В какие еще игры можно поиграть с ребенком?

“Таинственные звуки”

Игра хороша тем, что в ней могут принять участие все домочадцы, но при этом она находится в зоне актуального развития четырехлетнего малыша. Для нее необходима предварительная подготовка, что сближает семью. Так, папа или старший ребенок должны заранее записать на смартфон или другое устройство различные звуки – шум работающего холодильника, стиральной машины, пылесоса, голоса известных всем людей, мяуканье кошки и т. д.

Если где-то на даче из-за плохой погоды домочадцы вынуждены находиться в доме, может возникнуть проблема, во что поиграть с ребенком. 4 года – хороший возраст для того, чтобы расширить свои представления о звуках. Достаточно лишь включить сделанные заранее записи и постараться угадать их источник. Взрослым можно предлагать более сложные задания (измененные голоса, наложение нескольких звуков и т. д.), а малышу достаточно простейших.

Игры на развитие логики для детей 4 лет

“Угадай сказку”

Во время болезни сложно предоставить возможность поиграть ребенку в игру. 4 года между тем – это возраст, когда невозможно и просто лежать без дела. Тогда подойдет вариант под названием “Угадай сказку”. В качестве источника родителям нужно взять сюжет произведения, с которым малыш уже хорошо знаком. Это может быть “Золушка”, “Аленький цветочек”, “Заюшкина избушка”. Главное условие – не употреблять имена собственные и названия персонажей, заменив старинные понятия на более современные. Например, героиня отправляется не на бал, а на дискотеку, ее везет не карета, а автомобиль. Рассказ можно прервать, когда ребенок угадает сказку. Тогда сразу же можно начать следующую.

“Перейдем болото”

Этот вариант хорош тем, что игру можно организовать как на улице, так и дома. Он подойдет, если где-то на отдыхе возникнет проблема, во что поиграть с ребенком. 4 года – возраст, когда родителям приходится подключать всю свою фантазию для организации досуга малыша.

“Болото” можно обыграть с помощью любого подручного материала – необходимо изготовить зеленые кочки из картона, бумаги или старых газет. А в качестве приза легко вырезать или использовать готовые буквы, которые складываются в характеристику “молодец”. За каждую победу малыш будет получать по одной и знакомиться с ней, в конце получится слово, которое с удовольствием прочтут ему родители.

Во что можно поиграть с ребенком 4 лет

Условия игры: определяется территория болота – та дистанция, которую ребенок или группа детей будут преодолевать. По ее ходу раскладываются “кочки”, которые желательно закрепить скотчем на полу помещения или на улице, чтобы минимизировать риск падения. Детям объясняется задача: “Вокруг трясина, в которой можно завязнуть и не выбраться из болота. Выход возможен только по кочкам. Если во время прыжка нога попадает в трясину, игроку засчитывается проигрыш, и он сходит с дистанции”.

“Покажи эмоцию”

В качестве оборудования потребуются иллюстрации или специальные картинки с набором эмоций. Периодически их можно обсуждать с малышом, проговаривая, что испытывает человек, когда веселится, радуется, печалится, огорчается, пугается и т. д.

Достать картинки можно в тот момент, когда возникнет вопрос, во что поиграть с ребенком. 4 года, как мы уже говорили, – возраст, когда необходимо прорабатывать с малышом весь спектр возможных переживаний. В чем заключается игра? Картинки складываются стопкой рисунком вниз. Ребенок достает одну из них. Например, там изображен человек, испытывающий страх. Он должен продемонстрировать данное состояние, не прибегая к словам. А родитель – угадать эмоцию. В зависимости от того, насколько ребенок справился с заданием, следует меняться местами.

Во что поиграть с детьми 4 лет

Игра-логика

Для детей 4 лет можно использовать посильные интеллектуальные задания, которые вызовут несомненный интерес. Приведем три варианта:

  • “Ищем связку”. Ребенку предлагаются две картинки, обозначающие предметы. Нужно найти промежуточные слова, которые связывают, на первый взгляд, не совместимые между собой объекты. Например, “человек”, “дерево”. В качестве слов-связок могут выступать: “окно”, через которое виден лес; “лопата”, с помощью которой происходит посадка; “картина”, которую пишет художник.
  • “Вожжи”. На магнитной доске можно закрепить ряд точек, пронумерованных по порядку. Задача – от каждой из них к следующей следует “тянуть” вожжи, то есть проводить линию. Но таким образом, чтобы не пересекаться с уже имеющимися.
  • “Определяем на ощупь”. Ребенку показывается ряд предметов: маленьких и больших, гладких и шершавых, круглых и квадратных, мягких и твердых. Затем они складываются в корзину, а ребенку завязываются глаза. Ему предстоит угадать каждый предмет на ощупь.

Во что сыграть с девочкой

Большинство игр подойдут как мальчикам, так и девочкам. Но следует помнить, что именно на этапе формирования сознания складывается гендерная идентичность. Поэтому очень важно подбирать занятия, которые более характерны для представителей определенного пола. Мальчики больше склонны к проведению свободного времени с машинками, военной техникой, солдатиками, например.

Игры для девочек 4 лет

Какие можно использовать игры для детей? 4 года девочке – значит, она любит наряжаться, пользоваться детской косметикой, подражать маме, танцевать. Ей можно предложить поиграть в “танцы”. Они развивают слух, смекалку, воображение, способствуют физической активности. Звучит специально подобранная приятная музыка. Задача – танцевать, используя при этом лишь одну часть тела. Ведущий, включая трек, сообщает задание: “рука”, “голова”, “плечи”, “попа”. В игре девочки начнут осваивать понимание “направо – налево”, если использовать команды: “левая нога”, “правое плечо”.

4 года – замечательный возраст для игр с детьми, которые будут особенно продуктивными, когда в них вовлечены взрослые.

Источник

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В данной статье вы узнаете, что собой представляют развивающие игры для детей 4 лет. Выясните, каким занятиям стоит уделять больше внимания, какие сферы деятельности ребенка нужно развивать в этом возрасте, какие игрушки будут полезными.

Общие сведения

Развивающие игрушки

Родителям под силу найти множество разнообразных игр, которые можно практиковать дома, развивая внимание, память ребенка, его мышление и воображение. При помощи игр дети обретают новые умения, получают знания, развивают свои способности.

Игры, которые воздействуют на развитие интеллекта малыша, условно разделяют на такие группы:

  • направленные на улучшение внимания — такие занятия обучают концентрироваться на определенном виде деятельности;
  • способствующие развитию памяти — такие игры влияют на лучшее запоминание действий, предметов, тренируют кратковременную и длительную память;
  • направленные на развитие детского восприятия — такие игры позволяют анализировать объекты по величине, форме, цвету, малыш учится ориентироваться в основных цветах, отличать их оттенки.

Варианты игр

Девочка что-то рисует на доске

  1. «Строим башню». Данное занятие обучает ребенка таким понятиям, как устойчивость предметов и их неустойчивость. Для этой игры нужно дать малышу кубики, отличающиеся своими размерами. Предложите ребенку построить большую башню, ставя кубики друг на друга. Малыш должен сам осознать, что, в первую очередь, ему нужно поставить кубики побольше, которые послужат основой его башни, обеспечат ее устойчивость.
  2. «Сравнение». Учим ребенка находить отличия и сходства в объектах. Можно поставить перед малышом две мягкие игрушки, например, котика и зайчика. Спросите у ребенка, чем они похожи, что есть у каждого из них (есть ушки, носик, глазки, хвостик, лапки). Отличиями, например, может быть наличие полосок у кота и разный цвет игрушек.
  3. «Последовательность». Эта игра на развитие логического мышления. Ребенку предоставляются либо картинки, либо конкретные объекты. Например, это могут быть три карточки, на первой будет изображение семени, на второй – дерева, на третьей — его плода. Малыш должен сам разобраться с тем, в какой последовательности их выстраивать (из семени вырастает дерево, а оно дает плоды).
  4. «Найди лишнее». Для этой игры можно использовать, как специальные карточки, так и обычные предметы, которые есть под рукой. Например, самым легким вариантом будет поставить перед малышом три игрушечных транспорта (легковой автомобиль, автобус и грузовик) и мячик. Ребенок должен указать, что лишнее. Со временем задачу можно усложнять, предлагая более сложные комбинации. Так, например, при варианте с карточками можно использовать три картинки с изображением фруктов и четвертую с овощем.
  5. «Найди ошибку». В этой игре задача ребенка отыскать какое-то несоответствие. Так, например, вы можете показать картинку, на которой будут веселиться дети на берегу реки в летнюю погоду, а один ребенок будет в шубе. Или на фоне этого летнего веселья будет стоять снеговик. Для первого раза достаточно, чтоб на картинке присутствовала одна неточность, которую должен будет отыскать малыш. Потом задание можно усложнить, дав изображение с несколькими лишними деталями.
  6. «Слова наоборот». Скажите ребенку, что хотите слышать от него слова, которые будут противоположны тому, что вы будете произносить. Например, мама говорит «день», малыш должен сказать «ночь».
  7. «Что пропало». Возьмите несколько объектов, для начала это может быть четыре предмета. Расположите их на столе, позовите ребенка, скажите, чтоб он внимательно посмотрел и запомнил, что сейчас лежит перед его глазами. После этого попросите малыша на минутку отвернуться или выйти из комнаты. Затем уберите один из объектов и зовите карапуза оценить изменения. Задача ребенка – назвать, что пропало. Подобная игра позволяет развить внимание и память крохи. Усложняйте задачу, увеличивая количество объектов на столе.
  8. «Единственное и множественное число». Объясните ребенку, что может быть один объект, а может быть их несколько. Назовите примеры: «яблоко – яблоки», «кастрюля — кастрюли». Предложите карапузу вместе продолжить эту замечательную игру. Теперь ваша задача называть предметы в единственном числе, а малыша — во множественном, потом можно поменяться.
  9. «Продолжаем рассказ». Мама начинает рассказывать какую-то историю и, достигнув кульминационного момента, предлагает ребенку продолжить ее рассказ. Если малыш внимательно слушал мамино повествование, ему будет достаточно интересно рассказать продолжение. Такое занятие позволяет развить воображение и фантазию карапуза.
  10. Развиваем органы чувств. Мама завязывает ребенку глаза, убеждается в том, что он ее не видит, подводит к какому-то объекту или дает его малышу в руки. Ребенок должен на ощупь определить, что именно он сейчас трогает или держит. Нужно развивать не только тактильный анализатор, но и орган обоняния, и вкусовые рецепторы. Так, например, можно дать малышу, с все еще завязанными глазками, скушать ложечку яблочного пюре. Пусть он скажет, что он сейчас попробовал. Поднесите к носику крохи розу, пусть по запаху определит, что это за объект.

Игрушки

Ребенок играет с краном. Рядом разбросанные кубики

  1. Внимание хорошо развивается при помощи настольных игр. Отлично зарекомендовали себя такие, в которых у каждого героя есть несколько лиц с разным выражением, комплектов одежды. Так, например, можно первоначально одеть всех героев в правильную одежду с улыбчивым выражением, а затем попросить ребенка отвернуться и что-то поменять, но только в одном герое. Задача ребенка увидеть, что и с кем изменилось.
  2. Лото и домино позволяет развить наблюдательность и мышление ребенка. Домино также знакомит со счетом.
  3. Для развития мелкой моторики отлично подойдут всевозможные конструкторы и мозаики. Когда родители занимаются развитием моторики малыша, они также воздействуют на улучшение воображения, внимания, памяти и наблюдательности карапуза. Отлично в этом плане себя зарекомендовали и всевозможные гипсовые наборы с красками, лабиринты и шнуровки.
  4. Для развития логики идеальными будут пазлы для самых маленьких. Именно такая игра позволит ребенку научиться складывать из частей одно целое и осознавать, что каждый целостный объект состоит из деталей.

Мой сыночек в четырехлетнем возрасте обожал строить башни из кубиков и складывать пазлы. Мы много времени проводили вместе за этими занятиями, причем башни сына всегда получались более разнообразными. Потом он запускал в них машинки, начиналась целая игра с приключениями. Также мой малыш любил играть в лото и домино, эти игры затягивали нас ни на один час.

Теперь вы знаете, какие занятия для ребенка 4 года жизни будут наиболее интересными и полезными для его развития. Как видите, вашему вниманию предоставляется выбор различных вариантов. Вы можете подбирать игры с учетом темперамента и интересов ребенка или же ежедневно менять их, внося разнообразие в будни малыша.

Источник

Видергольд Ксения
Картотека развивающих игр для детей 4–5 лет

Картотека развивающих игр для детей 4-5 лет

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить,задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные – «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил – нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинкахдолжны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил.Например: яйцо – овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой.Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала, ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель: развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы – верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают.Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед – это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Да-нет-ка».

Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы,на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные “да-нет-ки”».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10, дать ребенку немного времени их рассмотреть.Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель: развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

– Кем был старичок? (Мальчиком.)

– Чем было дерево? (Ростком.)

– Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи – внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое»«маленькое», «внутри»«снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи.Например: дом – подушка, котлета – кастрюля, сердце – кошка, рыба – река, сахар – чай и т. д. Затем поменяться ролями – пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например,воспитатель говорит: «Я – радуга!»Ребенок должен ответить: «Я – солнце!»Воспитатель продолжает: «Я – небо».Ребенок отвечает: «Я – самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова,например: «собака», «кошка», «рыба».Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» – нет. Значит, слово рыба «лишнее».Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Какой он?».

Цель: учить активно описывать признаки предметов.

Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате.Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, – квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен, фольга, бумага, книга.

Описание:воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого – с музыкальных инструментов,а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Кто как разговаривает».

Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Игра «Картинки-загадки».

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Шаги».

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Игра «Предлоги».

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Игра «Похожие слова».

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку,что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель: расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия: книга с картинками (детский журнал, карандаш.

Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

Игра «Кто здесь живет?».

Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике.Пример:

• A, Л, И, С, Е, О – лиса, лес, осел.

• К, И, Н, О, Т, С, Л – кот, кит, слон, кино.