Ребенку исполнилось 3 года
Лариса Ивенина
3 года ребенку: развитие и поведение
Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и к как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка. Многих родителей интересует вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года? Безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько отличаются. В первую очередь, эти отличия обусловлены стараниями самих родителей. Сколько времени мы им уделяли и, что именно постарались привить? Но определенный список навыков и умений для этого возраста все, же существует.
Трехлетний малыш — мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни.
Особенности возраста
• Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
• Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
• Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
• Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
• Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.
В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей — создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года — кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей.Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.
Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:
• Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
• Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
• Длительно слушать сказки.
• Задавать много вопросов.
• Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
• Рассказывать знакомую сказку по картинке.
• Разучивать стихи и песни.
• Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
• Показывать части тела и знать их назначение.
• Называть себя «я».
• Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
• Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
• Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
• Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
• Считать до трех.
• Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
• Собирать игрушки из 4-6 деталей.
• Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
• Рисовать по своему замыслу.
• Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
• Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
• Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
• Использовать носовой платок.
• Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.
Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими со сменой деятельности. Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в предыдущем возрастном периоде кроха играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка: «Сейчас построю башню», – говорит он и начинает выполнять задуманное.
Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут. Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш кроха может заниматься только тем, что ему интересно.
Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:
• Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.
• Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.
• Не требуйте от ребенкажелаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.
• Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.
• Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.
Существует множество интересных занятий, которые вы можете проводить дома с пользой для ребёнка.
Развиваем воображение
Что можно сделать с ватными шариками?
Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
Пересчитывать их.
Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
Положив их на стол, стараться их сдуть.
Изучаем цвета
Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь.Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».
Если ребенок протягивает вам красную машинку,скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он».
Когда ребенок научиться распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть. Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.
Учим распознавать звуки.
Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».
На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать,а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой, готовит ей еду, ходит с ней гулять и т. д.
Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь то в маму (готовит обед, то в папу (чинит машину, в воспитательницу, доктора (ставит градусник, шофера (ведёт машину, продавца (продает товары, повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).
Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками.Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т. д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.
Что такое “кризис трехлетки”?
Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.
Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.
Основными признаками «кризиса 3 лет»являются:
1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.
Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.
Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет
Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.
Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей,родителям можно посоветовать следующее:
• Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
• Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
• Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
• Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
• Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
• Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
• Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.
Источник
В этом возрасте малыши – настоящие сгустки энергии, всегда готовые вскочить с места и побежать, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. К 3 годам мальчики весят 12,7-16,2 кг при росте 92,4-99,8 см, соответствующие показатели для девочек: 12,2-15,8 кг и 89,3-99,6 см*. У большинства детей режутся вторые молярные зубы, сначала нижние, потом верхние. Этот процесс может быть болезненным, ведь молярные зубы достаточно крупные.
Что должен знать и уметь
Малыш теперь может уверенно держать карандаш или мелок, используя большой, указательный и средний пальцы. Ребенок может создать настоящий шедевр из кругов, точек и линий. Некоторые дети могут рисовать параллельные прямые линии. Многие малыши к 3 годам умеют расстегивать и застегивать молнии на одежде и нанизывать бусины на нитку, ведь теперь они гораздо лучше могут координировать работу органов зрения и движение пальцев.
Малыш умеет составлять простые предложения и активно использует местоимения «я», «мне», «ты». Скорее всего, он уже умеет считать до трех и выше. К 3-м годам словарный запас ребенка составляет более 900 слов и он может произнести не только свое имя, но и фамилию. Взрослые обычно понимают более 75% того, что говорят дети в этом возрасте. Малыши могут придумать и рассказать небольшие истории как с собственным участием, так и с участием вымышленных персонажей. Почти у ⅔ детей этого возраста появляются воображаемые друзья, выступающие в роли компаньонов по играм.
К трем годам малыши пытаются классифицировать окружающие их предметы по определенным признакам. Многие дети начинают собирать коллекции из камней, веточек, стеклышек и т.д. Отнеситесь серьезно к новому увлечению малыша, подарите ему специальную коробку или ящичек для его «сокровищ». Собирая, например, «коллекцию минералов», ребенок уже понимает, что у камней могут быть как общие свойства, так и различия – в цвете, размере и т.д.
На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
Поведение: понимаем малыша
Теперь, когда дети могут выразить свои мысли и желания словами, у многих малышей появляется привычка командовать: «Мама, одень на меня куртку!», «Бабушка, принеси другой грузовик!». Ребенок чувствует себя центром Вселенной и уверен, что все должны подчиняться его желаниям. Это вполне естественный период в развитии ребенка. Скоро малыш поймет, что используя ласковый тон и слова «спасибо» и «пожалуйста», он быстрее добьется желаемого.
Стремление к независимости может проявляться у детей по-разному. Некоторые малыши постоянно говорят «нет». Другие отказываются ложиться спать без любимой красной пижамы. Даже если мама строго объяснила, что рисовать на обоях нельзя, – ребенок попытается проверить границы дозволенного и нарисует что-нибудь на стене. И ни за что не сознается, если мама спросит: «Кто это сделал?».
В этом возрасте дети часто говорят неправду, но, обычно, вовсе не для того, чтобы обмануть родителей. Для ребенка граница между реальностью и вымышленным миром очень расплывчата. Например, малыш постепенно и сам начинает верить, что именно придуманный им дракон разбросал все игрушки. Хотя ребенок в этом возрасте может помнить события, которые произошли несколько дней назад, это не относится к таким незначительным фактам, как, например, сломанный карандаш. Если вы спросите вечером у ребенка: «Кто сломал красный карандаш?», то малыш, который последний раз имел дело с этим карандашом рано утром, может просто не вспомнить об этом и честно ответить: «Не знаю!».
Дети уже умеют играть игрушками по очереди, могут поделиться с окружающими интересными предметами и угощениями. Малыш охотно встречается и играет с другими детьми, но, в случае возникновения конфликтной ситуации, он обычно обращается за помощью к родителям или знакомому взрослому.
Агрессивное поведение у малышей часто возникает потому, что в арсенале ребенка не находится других средств, чтобы выразить свои эмоции. В его словаре не хватает слов, чтобы описать бурю, которая бушует внутри малыша. И, еще не научившись сдерживать свои порывы или анализировать эмоции, ребенок кусается, толкается, вопит, пинается и превращается в настоящее маленькое чудовище. По возможности, реакция родителей на вспышки детской агрессии должна быть спокойной и одинаковой во всех подобных ситуациях, от выражения лица до фраз, которые мама или папа используют, чтобы успокоить малыша, например: «Ну вот, ты опять укусил Ваню. Сегодня больше никаких прогулок». Когда малыш успокоиться, попробуйте вместе разобраться, что его так разозлило. Скажите, что иногда злятся все люди, но кусаться и драться – это плохо. Можно выразить это чувство и по другому: попинать мячик, побегать, сказать своему товарищу по играм, что он ведет себя неправильно, или обратиться за помощью к родителям.
Чувство юмора у детей проявляется не в тонкой иронии и способности произносить остроумные шутки, скорее, ребенок склонен к фарсу: он обожает издавать странные звуки и корчить нелепые рожицы. Юмор может помочь маме убедить малыша одеться самостоятельно. Мама может сделать вид, что разучилась правильно делать самые простые вещи: «Как же одеть этот носок, может быть, нацепить его на нос?». Ребенок, видя такое глупое мамино поведение, вынужден поправить ее: «Нет, на ножку!», и все сделать сам.
Как научить ребенка говорить
Играйте с вашим малышом в разнообразные ролевые игры, например, «осмотр врача», «обед в гостях», «путешествие на поезде» и другие, моделирующие ситуации из реальной жизни. Задавайте подробные вопросы: «Какой компот варится в кастрюльке?… Сколько вагонов в поезде?… Сколько к нам придет гостей?». Ваши вопросы не только развивают мыслительные и разговорные навыки малыша, но и стимулируют его воображение. Ролевые игры – отличный способ обучения хорошим манерам. Не забывайте говорить «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините», «добрый день», «спокойной ночи». Ребенок не просто будет повторять за вами, но и научится правильно использовать формулы вежливости.
Скоро малыш начнет играть не только в «подражательные» игры, но и в игры, основанные на воображении. Обыкновенная кукла может превратиться в настоящую принцессу, со своим именем и биографией, которую надо одевать и кормить, укладывать спать и расчесывать и обязательно разговаривать с ней «как с настоящей».
Если, по каким-то причинам, прогулка на свежем воздухе невозможна, поиграйте с малышом в активные игры дома. Например, в «Повторяй за лидером»: ведущий ходит по комнате то медленно, то ускоряя шаг, подпрыгивая, подскакивая на одной ножке, наклоняясь вперед или поднимая руки. Задача других игроков в точности повторять действия лидера. Потом игроки меняются местами.
На прогулке можно заняться с малышом основами азбуки и простой арифметики. Вслух считайте все ступеньки. Не забудьте посмотреть, как выглядит номер вашего дома или квартиры. Собирайте листья или веточки и выкладывайте с их помощью на земле цифры или буквы. Посмотрите на небо, наверняка там есть облако, силуэт которого похож на цифру «7» или букву “А”.
Поощряйте интерес своего ребенка к чтению. Читайте со своим малышом одну книгу снова и снова, скоро он запомнит отдельные слова и целые предложения и будет пытаться продемонстрировать вам свои навыки «чтения». А на прогулке ваш малыш будет узнавать знакомые буквы на вывесках.
Обязательно обсуждайте со своим малышом все, что произошло за день и вместе придумывайте планы на завтра, пусть это станет вашим вечерним ритуалом. Например, спросите малыша: «Что мы будем делать, если завтра днем пойдет дождь?». Чем активнее вы вовлекаете ребенка в «серьезные» разговоры, тем быстрее он развивает свои языковые навыки и навыки ведения диалога.
Сон
Дневной сон, которому дети в этом возрасте так активно противятся, пока еще необходим большинству малышей (оптимальный режим сна: 10-11 часов ночью и 2-2,5 часа днем*). Помочь ребенку заснуть днем может сокращенная версия вечернего ритуала подготовки ко сну, который принят в вашей семье. Задерните шторы, убавьте звук у работающих приборов, прочитайте небольшую сказку.
Если малышу не нравится само слово «сон», предложите ему просто полежать и отдохнуть. Объясните ребенку, что, даже если он уже вырос и ему не надо спать днем, то его маленьким «друзьям»-игрушкам отдых просто необходим, и их надо не только уложить их спать, но и показать им хороший пример и лечь в кроватку самому.
Если у вас есть возможность, прилягте отдохнуть вместе с малышом, скажите ему, что вы устали, попросите его помочь вам заснуть.
Несколько раз за ночь просыпается большинство детей, и не все могут заснуть снова самостоятельно. Некоторых малышей успокаивает присутствие любимой игрушки-«обнимашки». Другие начинают плакать и звать родителей или отправляются на их поиски и проводят остаток ночи в семейной кровати. Следуйте своим инстинктам. Если вы считаете, что малыш уже достаточно взрослый, чтобы спать всю ночь самостоятельно, попробуйте убедить его, что спать в своей «взрослой» кроватке гораздо удобнее. Комфорт и безопасность для малыша связаны с близостью родителей. Обязательно обнимите малыша, скажите ему, что вы обязательно придете, если будет нужно. Ваш ребенок должен знать, что вы всегда в пределах досягаемости, чтобы обнять и успокоить, но ваше постоянное присутствие необязательно. Лучше, чтобы малыш окончательно заснул в одиночестве, тогда он не будет ожидать вашего присутствия рядом в момент пробуждения.
Живое детское воображение иногда заселяет темноту страшными чудовищами и опасностями. В этом возрасте дети могут начать бояться темноты. Не смейтесь над детскими фантазиями и не пытайтесь опровергнуть их с помощью логики. Обыкновенный ночник или свет из коридора поможет успокоить страхи малыша.
Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.
Питание
Здоровье и активность малыша во многом зависят от его питания. Сбалансированная диета трехлетнего ребенка должна включать в себя каши, нежирное мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, зелень, бобовые и хлеб из муки грубого помола.
На третьем году жизни детям можно давать мясо 5-6 дней в неделю, не более 60 г в день. Для детского питания подойдет говядина, свинина, телятина, мясо индейки, кролика или курицы, а вот от употребления мяса утки и гуся лучше пока воздержаться. Полезно устраивать вегетарианские дни 1-2 раза в неделю.
На свете нет существа более активного, чем трехлетний малыш. Неудивительно, что между основными приемами пищи ему приходится перекусывать, чтобы не проголодаться. Перекусы не должны нарушать привычный режим питания, лучше приучить ребенка к тому, что есть можно только за столом на кухне. Фруктовый салат, крекер, зеленая фасоль и кусочки яблока – идеальный вариант для перекуса в течение дня. Чтобы помочь малышу забыть о вредных конфетах и других сладостях, проявите фантазию. Из кусочков яблока можно выложить цифру 3 или улыбающуюся рожицу. А крекеры можно макать в йогурт – так их есть гораздо интереснее.
Лучше всего утоляет жажду кипяченая вода, охлажденная до комнатной температуры. Также детям можно пить слабо заваренный чай, компоты, кисели, напитки из трав и плодов. А вот о кофе лучше забыть до 12 лет.
Уход за ребенком
Дети в этом возрасте необыкновенно активны: они с удовольствием бегают, прыгают, карабкаются, играют в мяч и т.д. Для полноценного развития детскому организму необходимы ежедневные физические упражнения. Отведите на активные игры не менее 1,5 часов в день. В этом возрасте детям не стоит посвящать неактивным занятиям более 60 минут подряд (за исключением перерывов на сон). Занимайтесь зарядкой вместе с малышом, наверняка, вам понравится прыгать «как лягушка», шлепать ластами «как пингвин», переваливаться «как медведь» и имитировать других животных.
Устройте «полосу препятствий» прямо в комнате. Используйте устойчивые стулья, ящики для игрушек, подушки и другие предметы, безопасные для детей. Во время прохождения «полосы препятствий» у малыша должна быть возможность проползти под стулом или вскарабкаться на небольшую высоту, используя подручные материалы. Поставьте перед малышом какую-нибудь несложную задачу, например, найти в коробке зеленый мяч и донести его до корзины, которая стоит на диване.
Яркая лента на полу комнаты может превратиться в узкий мостик над пропастью, через которую надо перебраться, чтобы спасти принцессу или плюшевого мишку.
Для того, чтобы убедиться в здоровье детских зубов, поход к стоматологу неизбежен. Посоветуйтесь с врачом, как лучше ухаживать за зубами, какую щетку использовать, как правильно полоскать рот. Подготовьте малыша к посещению врача заранее, например, отправив проверить зубки игрушечного крокодила.
Источник