Ребенку 5 лет про труд

Ребенку 5 лет про труд thumbnail

Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду.

Значение труда

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

“Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства”

Работа с семьей

      Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

        Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

         В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.      Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

Читайте также:  Инры с ребенком 5 лет

     В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.

Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

     Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.

        Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

        Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Вывод

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов  воспитания  личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. . Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.  Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Источник

Оксана Еретина
Трудовое воспитание детей 4–5 лет

Трудовое воспитание детей 4-5лет”

В. А.Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Цель трудового воспитания: формирования положительного отношения к труду.

Задачи: Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (формирование трудовых навыков, формирование компонентов деятельности, формирование общественных мотивов труда).

Воспитать положительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых, воспитания уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь).

Воспитать личность ребёнка (воспитание личностных черт самостоятельности, ответственности, инициативности; воспитание трудолюбия привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд; воспитание положительных взаимоотношений между детьми дружбы, взаимопомощи, заботы о товарищах).

На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно. Как организовать трудовую деятельность в этом возрасте? Ответ на этот вопрос я предлагаю найти в данной разработке.

Воспитание трудовой деятельности – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого, то, что его труд необходим.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

Читайте также:  Кожа ребенка 5 лет

Источник

Сафия Егорова
Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Ребенку 5 лет про труд

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Консультация для родителей

(2 младшая группа)

Как растить трудолюбивых.

Все родители хорошо понимают, как привить ребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует личные качества- ответственность, бережливость, настойчивость в достижении цели.

Родителям очень важно и полезно всячески поощрять и закреплять у ребёнка стремление к самостоятельности. Не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Собираясь в д/с ребёнок должен одеваться сам, приспособьте специально для него полочку, чтобы было удобно взять самому расчёску, полотенце, зубную щётку.

Взрослым на первых порах хотелось бы всё сделать самостоятельно. Но нужно понять, что с предоставлением большей самостоятельности в действиях будет формироваться потребность к трудовым усилиям, возникает ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Приучая ребёнка трудиться, нужно быть последовательным и требовательным прежде всего к самим себе. Постоянный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательным к ребёнку.

Непосредственное участие ребёнка в семейных делах- непременное условие воспитания у детей трудолюбия. У ребёнка должны быть какие-то обязанности.С раннего возраста нужно поручать ему: сложить свою одежду, поставить обувь аккуратно, разложить ложки перед едой.Учите обслуживать себя: умываться, одеваться. Конечно, случится, что ребёнок рукава замочит, и воду прольёт, а вещи так сложит, что их приходится перекладывать. Прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения поручения, надо его обучить определённым действиям, показать их последовательность. Ведь, кажется, простые вещи- намыливание рук, вытирание их полотенцем, а у малыша не получается. Обучите терпеливо его всем этим мелочам.

Позже можно требовать, чтобы ребёнок поддерживал порядок в своём игровом уголке. С раннего возраста приучайте готовить с вечера одежду, проверять, не порвана ли она, всё ли в порядке сложено. Всё это, казалось бы мелочи, недостойные внимания, но с таких мелочей и начинает складываться аккуратность, организованность, собранность, которые так необходимы ребёнку при дальнейшем обучении в школе.

У ребёнка должен быть круг своих обязанностей: убрать игрушки, заправить постель, помогать накрывать на стол и убирать посуду. Ребёнок вносит свой, пусть даже ещё маленький, незначительный вклад в общее дело. Ведь главное не в том, что помощь малыша пока неощутима, а в том,чтобы приучать его к мысли: папа и мама трудятся, и я должен трудиться. С этого начинается чувство сопричастности к семейному коллективу, ответственности перед ним, трудовое общение ребёнка с нами, родителями.

Много полезных привычек приобретают дети,посещая детский сад: это и умение обслуживать себя, и убирать за собой, и желание помогать вам. Старайтесь поддерживать требования детского сада.

Держите себя в доме ровно, спокойно, не повышайте голоса, ребёнок привыкнет откликаться на спокойное родительское слово. Любое распоряжение- принести, подать, помочь, – отданное деловым тоном, ребёнок воспримет, как обязательное. Конечно, не забывайте его похвалить, если видите, что поручение далось нелегко., но ребёнок всё же его сделал.

Ребенку 5 лет про труд

Ругать и наказывать ребёнка за сломанную игрушку не следует. Старайтесь сломанную игрушку починить обязательно вместе и поясните малышу, что человек, который делал эту игрушку, старался, затратил много времени, вложил немало труда и поэтому мы должны беречь её.

Внимательно относитесь к поделкам детей, храните их. И пусть они не так красивы, но ведь приложено столько стараний. Не нужно выбрасывать поделки или подарки, что сделаны ребёнком с таким трудом, с любовью, он должен видеть, что результат его труда достоин уважения.

Задачи трудового воспитания.

На четвёртом году жизни, ребёнок уже может ставить перед собой какие-то реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. У них нужно развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений. Детям нужно читать произведения художественной литературы о труде и людях труда. Хорошим стимулом у выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребёнка начинает проявляться стремление научить других ребят тому, что умеет сам. Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой других ребят, их стремлением помочь. На конкретных примерах надо учить детейделать простейшие выводы: не повесила аккуратно платье- оно будет мятое. Родители, которые слишком спешат со своей помощью ребёнку, оберегают его от малейших усилий, -такие родители своей чрезмерной заботливостью только мешают развитию ребёнка. Но каковы бы ни были формы трудовой деятельности, по которым родители привлекают своих детей,они должны соблюдать следующие требования:

Читайте также:  Собрать ребенка в 5 лет

1. Труд должен быть для ребёнка осмысленным.

2. Труд должен быть посильным для ребёнка и в смысле напряжения, которое требует его выполнения, и в смысле ответственности.

Всеми мерами надо внушить ребёнку и утвердить в его сознании ту мысль, что выполняя трудовое задание хорошо и аккуратно, он приносит пользу всем, что он становится соучастником взрослых в их трудовой жизни, полезным, нужным членом семьи.

Значение труда.

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться, неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно, по мере сил, обслужить себя; они пытаются любую работу переложить на маму, папу, бабушку.

В чём же дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не прививали своему ребёнку ещё с раннего детства навыков трудолюбия, интерес и уважение к моделям труда.

Необходимо с ранних лет приучать ребёнка трудиться, вырабатывать у него полезные навыки, умение воспитывать подлинную любовь к труду. Разнообразная, доступная по возрасту трудовая деятельность, вызывает у ребёнка физическое напряжение, повышает жизнедеятельность, укрепляет его организм. В процессе труда у ребёнка развиваются мышцы, особенно кистей рук, совершенствование которых жизненно необходимо. Непременным условием приучения детей к труду является внимание родителей. Родители очень хорошо должны знать, что должен уметь ребёнок того или иного возраста.

Хороший пример родителей в домашнем и производственном труде оказывает на детей самое положительное влияние. Воспитывая у детей необходимые трудовые качества: папа и мама постоянно должны быть образцом для их поведения. Если же взрослые не будут, например, класть вещи на место, выполнять обязанности по обслуживанию семьи, вряд ли удастся добиться воспитания этих привычек у ребёнка.

Уже с 4-5 лет дети особенно начинают интересоваться работой родителей. Нужно рассказывать детям о своём труде, приучать ценить труд взрослых, это поднимает авторитет папы и мамы.

У родителей нередко встречаются затруднения в приучении детей себя обслуживать, убирать игрушки. Для этого нужно со стороны родителей требовательный тон обращения, помощь и контроль, одобрение и аккуратность в работе, всё это имеет большое значение для трудового воспитания.

Виды труда.

В семье дети участвуют в различных видах труда.

Самообслуживание: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью

Хозяйственно-бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, наведение порядка в ящике шкафа или стола, вытирание пыли, уборка комнаты с помощью пылесоса, мытьё чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды- мытьё овощей и фруктов, перебирание ягод, приготовление салата, лепка пирожков, пельменей из готового теста; стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Ручной труд: поделка игрушек из бумаги, дерева, природного и другого материала (спичечных коробков, проволоки, ниток) ; ремонт игрушек, книг (с помощью взрослых) ; шитьё одежды для кукол, вышивание, вязание крючком и на спицах.

Труд в природе:уход за комнатными растениями: полив, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев;уход за комнатными животными: приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых, прогулка; посев овса (для попугая, черепахи, канарейки) ; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян.

Взрослый:

1. Определяет для ребёнка цель труда и мотивирует её.

2. Показывает и объясняет приёмы трудовой деятельности, даёт советы, выдвигает требования к технике, качеству выполнения, темпу работы.

3. Подключает ребёнка к своему труду, подаёт пример добросовестного отношения к делу, помогает советом, вопросом, оказывает практическую помощь в случае затруднения.

4. Оценивает поведение ребёнка, его трудовые умения.

5. Читайте ребёнку художественные произведения о труде взрослых, организуйте наблюдение за трудовой деятельностью в ближайшем окружении, рассмотрите картины, отражающие труд людей, беседуйте с сыном или дочерью.

Источник