Ребенку 5 лет неуклюжий

Ребенку 5 лет неуклюжий thumbnail

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) – это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него – это завязать шнурки.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

проявления синдрома

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

трудности в социальных отношениях

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

игра в мяч

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Читайте также:  Урография ребенку 5 лет

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Возврат к списку публикаций

Источник

Что такое детская неуклюжесть, или диспраксия, как она мешает малышам разговаривать и налаживать общение со сверстниками и к чему может привести уже во взрослой жизни, рассказывает заведующий семейного центра «Доверие» Владимир Виноградов-Савченко.

История одной семьи

«Какой ты неуклюжий, чушка-неуклюжка — вот так говорят про моего сына Матвея, ученика начальной школы. Когда смеются над моим ребенком — неприятно, а иногда очень обидно. А каково ему самому? Он даже и не знает: то ли плакать, то ли злиться, а может и броситься на обидчиков с кулаками…», — поделилась москвичка на приеме в центре «Доверие».

Семье предложили помощь психологов. Через несколько месяцев они достигли небольшого, но желаемого результата. Благодаря развитию мелкой моторики (складывание пазла, создание узоров из мозаики, пальчиковая гимнастика) ребенок без посторонней помощи может завязать шнурки, застегнуть одежду, не путая пуговицы. При играх у Матвея перестала непроизвольно двигаться вторая рука, а игры в магнитный дартс и шашки развили у него глазомер и усидчивость.

Ребенок полюбил раскраски, и теперь картинки, которые раньше выглядели как «разноцветная мазня», приобретают формы детского рисунка. Участие в домашнем кукольном театре и работа с марионетками научила Матвея безошибочно различать право-лево, верх-низ. Работа с семьей продолжается: психологи центра проводят семейные консультации для поддержки родителей, Матвей учится аккуратному письму и рисованию.

Почему все валится из рук

Детская неуклюжесть, или диспраксия — это нарушение произвольных движений у детей. При этом у ребенка отсутствуют какие-либо патологии или расстройства мышечного тонуса. Диспраксия также не имеет ничего общего с интеллектуальными нарушениями.

Детской неуклюжестью чаще всего страдают мальчики. Они с трудом читают и пишут, у них появляются проблемы с произношением слов.

Признаки детской неуклюжести:

  • Ребенку трудно определить «право-лево» (сложно выполнить задание: «положи левую руку на правое плечо, а голову поверни вправо»).
  • Они часто что-то нечаянно ломают или разбивают, имеют плохой глазомер.
  • Неопрятность (ребенок плохо чувствует свое тело и не усваивает алгоритмы общепринятых действий: пуговицы не застегиваются, шнурки не завязываются, а молния или тесемки — непреодолимое препятствие).
  • При играх, в которых задействована одна рука (например, камень-ножницы-бумага), непроизвольно двигается вторая рука. Также при выполнении какого-либо задания ребенок может одновременно качать ногой и стучать пальцами по столу.
  • Зачастую такие дети начинают поздно ходить (от 18 мес. и старше), имеют неуверенную походку и спотыкаются на ровном месте, садятся мимо стула.
  • Не хотят осваивать новые двигательные навыки (нет интереса к играм, которые требуют четкой координации движений: дартс, теннис, бадминтон).
  • Испытывают трудности в синхронизации зрительной информации и движения (точно писать по клеточкам, переписывать или перерисовывать что-либо).

Если у ребенка встречаются более половины перечисленных черт, вам стоит обратиться к специалистам, которые смогут решить возникшие трудности. Не пускайте ситуацию на самотек. Ведь если неуклюжесть вызывает разочарование у родителей, еще большее разочарование испытывает ребенок. Следствиями неуклюжести могут стать проблемы общения и низкая самооценка. Все это может усугубляться тем, что ребенка за это ругают и упрекают. Из-за насмешек других детей, подрастая, маленькие «неуклюжи» могут стать неуправляемыми и агрессивными взрослыми.

«Для укоров и упреков есть сверстники и „злые дяди и тети“, родители в данном случае должны любить, ценить и уважать, а также, каким бы ни был неуклюжим ваш ребенок, воспитывать в нем уважение к себе», — говорит Виноградов-Савченко.

Родителям: рекомендации от специалиста

  1. Уделяйте ребенку больше времени.
  2. Играйте с ребенком в игры, которые требуют максимальной координации движений. Даже если у него не получается, станьте актером для своего чада, подыграйте ему.
  3. Займитесь рисованием. Чаще используйте раскраски, объясняйте ребенку, что он не должен выходить за нарисованные поля, тогда картинка будет интересней и красивее.
  4. Игру начинайте с мелких предметов. Переходя на более крупные, проговаривайте мелкие детали — это развивает мелкую и крупную моторику.
  5. Проявляйте максимум терпения, будьте толерантны. Старайтесь следовать распорядку дня, составленному совместно с ребенком. Если ребенок мал, то подчинитесь его предпочтениям.

У некоторых детей отдельные проявления неуклюжести пропадают с возрастом, однако для большинства это становится проблемой. Периодические занятия со специалистами могут научить управлять симптомами и улучшать способности по преодолению неуклюжести, которая требует длительной и планомерной коррекции.

На заметку!

Родителям бывает трудно разобраться, что является диагнозом, а что возрастной нормой, поэтому при любых сомнениях лучше обратиться к профессионалам. Психологи и специалисты по работе с семьей столичных семейных центров готовы прийти на помощь в трудную минуту. Для удобства москвичей на портале «Мой семейный центр» создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель столицы может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.

Читайте также:  Кровь ребенок 5 лет норма

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Неловкость моторики или неуклюжесть встречается у детей достаточно часто. Важно, чтоб родители вовремя заметили это отклонение от нормы в развитии своего ребенка, чем раньше будет диагностирована неуклюжесть, тем легче будет ее исправить. Что же послужило причиной и как помочь неуклюжему крохе? Какие существуют развивающие игры и занятия?

Костя всегда имел проблемы с моторикой, начиная с первых шагов, когда он постоянно падал. Движения малыша были неловкими, он часто ронял игрушки, речь была невнятной. В чем причина?

Моторная неловкость

К счастью, родители мальчика рано заметили трудности ребенка и вовремя обратились за помощью. Есть и менее внимательные родители, которые обнаруживают, что с их ребенком что-то не так лишь тогда, когда малыш идет в школу. Вот признаки того, что у ребенка проблемы с моторикой.

Дети с моторной неловкостью боятся спускаться с возвышенности, неважно лестница это или пригорок. Также им трудно подниматься вверх или перелазить через спортивный снаряд на детской площадке.

Одеваются такие детки очень неловко и медленно, у них большие трудности с застегиванием пуговиц на одежке.

Также медленно они обращаются со столовыми приборами или письменными принадлежностями. Здесь не всегда у родителей хватает терпения.

Поведение деток с неловкой моторикой в коллективе агрессивное, они легко впадают в ярость, могут бить детей или ломать игрушки.

Радует тот факт, что в последнее время появляется все больше публикаций на эту тему. Родителям объясняют, что дети с неловкой моторикой не пример невоспитанности или низкого уровня развития, а это индивидуальная особенность ребенка. Конечно, видеть, как твой ребенок все делает очень медленно и неуклюже и сохранять спокойствие не так- то просто. Но подумайте о ребенке, он и сам хочет делать все быстрее, но у него ничего не получается, а здесь еще и родители кричат и злятся.  Особенно видна для ребенка своя неуклюжесть в детском саду, по сравнению с другими детками. Родители должны поговорить с воспитателями, объяснить всю ситуацию, попросить их не акцентировать внимание на неудачах ребенка, а наоборот почаще хвалить за успехи. Есть еще одна особенность поведения таких деток. Им сложно просто выполнить поставленное задание, они нуждаются в пошаговой инструкции. К примеру, на просьбу нарисовать домик или птицу, ребенок будет долго сидеть, так и не выполнив задание. Ему нужно называть каждый шаг отдельно (возьми карандаш, придержи листок, нарисуй линию…), тогда малыш легко нарисует картинку.

Ищем причину

Ранее таким деткам ставили иной диагноз – церебральную дисфункцию, при которой есть легкая степень нарушения функции головного мозга. Но это заболевание имеет очень много аномалий. Поэтому сегодня специалисты стараются проводить более четкие различия: одни дети страдают от гиперкинетического синдрома, другим диагностируют нарушение восприятия или сенсорной интеграции, третьим – проблемы в поведении вызванные социальными причинами.

«Сенсорная интеграция» подразумевает следующее. Мозг ребенка  не способен классифицировать множество эмоций, впечатлений, задач, которые воздействуют на его органы чувств. В то время как здоровый малыш способен одновременно слышать музыку, видеть, как проезжает машина, улавливать запахи из кухни, ощущать мягкость шерсти кота, и сохранять равновесие своего тела, то ребенок с сенсорной интеграцией не способен все это делать в совокупности.  Такие детки испытывают затруднение с таким потоком информации, им сложно определить что важное, а что нет. Поэтому они стают беспомощны и растерянны.

Если вы не раз замечали за своим ребенком, что ему трудно выполнять обычные для вас вещи, он неуклюж, все падает из рук, движения его нескоординированы и неловки, то обратитесь за консультацией к нейропсихологу. Это специалист, который занимается проблемами головного мозга. Ведь все движения, умение мыслить, реагировать на окружающую среду управляются головным мозгом. А такая неуклюжесть или дискоординация движений может быть вызвана несформированостью   межполушарных взаимодействий, ребенок не имеет четкого восприятия себя в пространстве и т.д.

Читайте также:  Ребенок 5 лет окно

Детям, с моторной неловкостью специалист советует пройти специальную нейропсихологическую коррекцию. Она заключается в следующем: нужно выполнять упражнения с определенной последовательностью, которые будут как бы возвращать ребенка в более ранний период своего развития. С помощью этих упражнений у малыша активизируются те зоны мозга, которые должны были активизироваться гораздо раньше. Такие простые движения стают основой всех моторных комплексов, позволяя ребенку выполнять более сложные задачи.

Для дальнейшего полноценного развития ребенка старайтесь не ограничивать его движений, он должен больше прыгать на одной и двух ногах, бегать, ловить и бросать предметы (мяч, диск). Очень полезно водить ребенка по бордюру, это развивает чувство равновесия, да и само занятие очень интересно детям. Запишите малыша на йогу, цигун, в музыкальную школу, все эти занятия хорошо влияют на развитие. Но не переусердствуйте, до 6-7 лет не заводите сложные интеллектуальные разговоры, ведь до этого возраста  ребенка должно больше развиваться правое полушарие (отвечает за творчество, эмоции), а не левое (отвечает за интеллект).

Эффективная помощь

Большинство родителей, у которых неуклюжие дети, пытаются помочь своему малышу объяснениями, ласковыми словами, предостережениями. Но, к сожалению, эти беседы не способны помочь ребенку упорядочить путаницу в голове, лишь собственно приобретенный опыт даст нужные знания. От родителей требуется терпение и забота, а малышу – помощь специалиста.

Чтоб немного активировать восприятие ребенка  ощущений через кожу, обтирайте тело малыша грубым полотенцем или губкой, но не настаивайте, если ему неприятны такие манипуляции.

Почаще играйте с малышом в игру « Мальчик-с-пальчик, где ты был?» или ей подобную, которая требует сгибание, разгибание пальчиков, растяжение кожи.

На свежем воздухе полезны групповые занятия, которые учат владеть своим телом, чувствовать ритм.

Чтоб ребенок умел более точно координировать свои движения, занимайтесь с ним спортивными играми (пускай забрасывает мяч в сетку, попадает в ворота).

Для развития ловкости рук занимайтесь с ребенком лепкой, рисованием пальцами, складыванием кубиков и мозаик.

Огромный поток эмоций и чувственных впечатлений дают занятия с игровыми аксессуарами. Это качели, ванны с шариками, подушки разных размеров и пр.

Играя с малышом в разливательные игры, не ставьте ему никаких заданий, пускай у малыша не будет впечатления, что это упорные тренировки, а что это всего лишь игра. Не умея что-то делать, ребенок и не захочет этим заниматься. Лучший эффект будет в случае, когда малыш сам найдет себе занятие по душе.

Итак, основной задачей таких занятий стает возможность дать ребенку больше чувственного опыта, который в дальнейшем позволит полноценно развиваться. Через игру малыш будет получать ваше поощрение, вы сможете корректировать его движения и помогать ему. Эти занятия стоит проводить 1-2 раза в неделю на протяжении длительного времени (в среднем от полугода до двух лет).

Тренировка для неловких

Есть специальные упражнения для языка и глаз, способные повысить общий энергетический потенциал мозга.

Для глаз

Предложите малышу взять ручку с ярким колпачком и поставить перед собой на расстояние вытянутой руки. Глазки должны сосредоточено смотреть на колпачок. Далее ребенок будет водить ручку, не отрывая взгляда от нее. Но есть определенная последовательность: вправо – на середину, влево – на середину, вверх – на середину, вниз – на середину, к переносице – от переносицы. В начале упражнения ребенок держит ручку на вытянутой руке, позже – согнув в локте.

Для языка

Упражнение «Окошко».  Малыш широко открывает ротик. Из него, как из окошка, высовывается язычок, «смотрит» вправо, влево, вверх, вниз, а затем прячется обратно в «домик».

Следующее упражнение называется « Лошадка». Ребенок открывает ротик, губки растянуты в широкой улыбке. Затем нужно кончик языка присосать к бугоркам за верхними зубами и щелкнуть языком. Напоминает цокот копыт лошадки. Постепенно увеличивайте темп упражнения.

«Стучим в ворота». Упражнение исполняется следующим образом: рот открыт, а губы расплылись в улыбке. Кончиком языка нужно постучать о небо, которое находиться за верхними зубами. Такой звук нужно повторять многократно и отчетливо, произнося звук « д-д-д…». Так же, как и предыдущее упражнение, начинайте с медленного темпа, постепенно его увеличивая.

Источник