Ребенку 4 года поставили онр

Ребенку 4 года поставили онр thumbnail
  1. Форум
  2. Архив
  3. Детская психология и развитие

Открыть тему в окнах

  • Девочки, дорогие, выручайте?

    Ребенку 4 и он плохо говорит, коверкает слова. Ставят ОНР. У кого лечить, с кем заниматься, где?

    У кого были такие проблемы, поделитесь опытом, специалистами. Спасибо!

  • Ну Вы не паникуйте так уж))) У сына стояло ОНР в 5 лет.2 года в логосаду и от проблем не осталось и следа..

  • Anonymous

    01.12 09:54

    #71370641

  • ну какой приговор, вы чего?

    Все исправимо, но, конечно, усилий много нужно будет приложить – и вам и ребенку.

    Найдите специалиста-логопеда, либо устройте ребенка в хороший логопедический сад. Занимайтесь и сами – пальчиковая гимнастика, гимнастика для языка. У меня самих методик нет, мы занимались под руководством опытного логопеда.

    Сыну в 3,5 года ставили ОНР 1 степени (самая тяжелая форма, когда ребенок вообще почти не говорит), мы устроили его в логосад с хорошим специалистом. Занимались много – и в саду, и дома, домашние задания у сына с этих самых 3,5 лет – обычное дело. Ему скоро 7 лет – учится в 1 классе, говорит прекрасно, все звуки произносит, фонематический слух, письмо – все хорошо.

  • Anonymous

    01.12 10:50

    #71371878

    а как и в каком возрасте устанавливается этот диагноз. Самим нужно к логопеду идти? Нам сказали, что до 4-х лет логопед не смотрит. Или родители сами проблему замечают и идут? Мой в 3 года говорит много, но не все слова целиком иногда, и многое еще не совсем правильно выговаривает. Как понять? посмотрела ссылку, которая выше, слоговые нарушения у моего точно есть. в некоторых словах меняет их местами или букву другую говорит

  • вообще считается, что до 3 лет логопед не ставит диагнозы и не занимается с ребенком.

    Но я уже в 2 года сына к логопеду водила – он не говорил НИЧЕГО. Логопед нас посмотрела, сказала, что да, нарушения речевые имеются, да еще и анамнез (родовая травма), но до 3 лет это вроде как вариант нормы.

    Тогда мы с мужем озаботились устройством ребенка в логосад и попутно нашли логопеда. Она с ним занималась не очень много, мы сами занимались в основном, в результате ребенок к 3 годам стал говорить, но очень непонятно (его понимала только я и иногда муж). Осенью, когда сыну было 3,5 года, удалось устроить его в логосад, где за него взялись очень серьезно. И логопед наша говорила, что чаще всего диагнозы ставят детям после 4 лет, а если нарушения серьезные, то к школе можно не успеть их исправить.

    Так что чем раньше возьметесь, тем лучше. Хуже от занятий точно не будет.

  • Anonymous

    01.12 17:49

    #71383140

    Во-первых, успокойтесь! ОНР – это констатация некого, не очень приятного факта: с речью есть проблемы. Проблемы бывают по-разным причинам, далеко не все родители прирожденные Макаренко и иногда бывает, что совсем небольшой пинок от логопеда дает ощутимый результат, иногда бывает совсем не так и приходится несколько лет впахивать чтоб ребенок заговорил и всю школу впахивать чтоб ребенок писал хотя бы на 3. Но терпенье и труд все перетрут.

    Во-вторых, некоторые логопеды(они между прочим педагоги) очень любят играть во врача и ставить диагнозы, а это вообще не их задача. Так что диагноз этот надо перепроверить и найти людей, которые подскажут не только каким умным словом называются проблемы вашего ребенка, но и как их решать. Иногда хватает занятий с логопедом, чаще нужен логосад(где еще и психологи и обычные занятия в большом объеме) и всегда нужно заниматься дома, каждый день делать показанную логопедами гимнастику и упражнения.

  • Логопед смотрит детей до 4-х лет, более того – даже работает с ними. Но это не просто логопеды из детской поликлиники, а специалисты ступенью выше.

  • Anonymous

    01.12 19:26

    #71385452

    а как понять надо или нет к логопеду, к тому, который ступенью выше?

  • Если у ребенка 2-3 лет отсутствует речь вообще, не наращивается словарный запас – то есть смысл посетить специалиста. Мы живем не в деревне в тайге. И конечно – не терять время в районных поликлиниках.

    ЗЫ. Сын до 2-х лет – не говорил ничего. И после 2-х – не говорил. В 2,5 – я забеспокоилась. И вовремя.

    Было ОНР 2-й степени + стертая дизартрия.

  • Anonymous

    01.12 19:41

    #71385847

    ну про когда отсутствует это все понятно. Я про тог когда она присутствует и словарный запас хороший и растет, но не все звуки выговаривает в 3 года

  • Сходите к специалисту – это просто. Я могу лишь что-то говорить на примере личного опыта.

  • Anonymous

    01.12 19:45

    #71385942

    логопед говорит, что все ок и приходить в 4 года. Я вот и спрашиваю как понять надо ли идти к специалисту ступенью выше.Или в 3 года это нормально не все хорошо выговаривать?

  • Anonymous

    01.12 19:45

    #71385956

    +1

  • А что мешает пойти к хорошему специалисту и провериться, если есть хотя бы малейшие сомнения?

    У всех детей, абсолютно – свои темпы развития речи, даже при том, что нет проблем. В 3 года допустимо не выговаривать многие звуки.

  • Anonymous

    01.12 20:03

    #71386389

    Да мы были у хорошего специалиста вроде как, не в поликлинике. Просто почитала по ссылке и задумалась

  • Anonymous

    01.12 20:06

    #71386462

    Я так то вообще считаю, что все ок и большинство детей в 3 года многое не выговаривают. Просто исходя из инфы в ссылке выходит,что у всех ОНР

  • Каждая мама, если она неравнодушна – может понять, когда НАДО идти, а когда – можно подождать.

    Понятно, что когда в 2,5 года ребенок молчит – надо бежать к специалисту.

  • Anonymous

    01.12 20:13

    #71386644

    ))))) да видимо не в чем))))))))))

  • Anonymous

    01.12 20:14

    #71386668

    когда молчит – то да. Хотя многие до 3-х лет молчат, а потом говорят.И многие неврологи считают, чтодо 3-х лет это норма не говорить

  • Это повод хотя бы побеспокоиться и побывать у специалиста. И если проблема есть – принять меры вовремя, а не кусать потом локти.

    Я-то считала, что поздно пошла с сыном – в 2,5 года

  • Какой степени? У нас был самой плохой (каждый раз забываю 1 и 3 самая плохая). Вытянула без специалистов и таблеток, хотя свекровь где-то полгода таскала по врачам и покупала всякие разные таблетки -в итоге врачи откровенно ничего не делали, а таблетками ребенка пичкать я не рискнула. Поэтому руки не опускайте, занимайтесь и всё будет хорошо.

  • 1. Найти хорошего невролога (не в районной поликлинике), пройти обследования головного мозга.

    2. Проверить слух.

    3. Найти логопеда-дефетолога, который занимается такими детками и начинать работать. Вашему ребенку 4 года, до семи лет нужно успеть решить все речевые проблемы.

  • Обратитесь к логопеду-дефектологу. Пишите ЛС

  • У ВАс есть есть логопед-дефектолог? Напишу ЛС

Источник

Общее недоразвитие речи 4 уровня – это незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь. Выявить данную степень ОНР можно лишь в процессе углубленного логопедического обследования. Задачи коррекционного обучения включают совершенствование всех сторон речи с целью подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

Общие сведения

ОНР 4 уровня – относительно легкая степень языковой недостаточности. Четвертый уровень был подробно охарактеризован в 2001 г. профессором, д.п.н., логопедом-дефектологом Т.Б. Филичевой в дополнение к ранее описанным трем уровням речевого развития. Выделение этой категории ОНР обусловлено многолетними наблюдениями автора за детьми с нарушениями речи, имеющими недостаточную готовность к усвоению программы по чтению и письму. На момент поступления в школу у них остаются пробелы в формировании всех средств языка, что требует дополнительной логопедической коррекции. 4-ый уровень ОНР обычно диагностируется у детей 5,5-6 лет.

ОНР 4 уровня

ОНР 4 уровня

Причины

Нерезко выраженные, остаточные признаки речевой недостаточности возникают как вследствие органических (биологических), так и социально-педагогических (средовых) причин. Эти факторы могут воздействовать изолированно или в совокупности друг с другом. Биологические предпосылки включают особенности развития ЦНС и речевых органов, наследственность, состояния общего здоровья; социально-педагогические – речевое окружение, воспитание в семье.

  • Органические факторы. В перинатальном анамнезе детей с 4-м уровнем речевого развития имеют место нарушения ЦНС, вызванные гестозами, фетоплацентарной недостаточностью, внутриутробными инфекциями и интоксикациями, осложнениями родов. В раннем детстве нередко возникают нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. О нарушении речевого развития может сигнализировать позднее появление доречевых реакций (гуления, лепета), первых слов и фразовой речи. Такие дети могут иметь различные «речевые диагнозы»: ЗРР, стертая дизартрия, открытая ринолалия, заикание.
  • Средовые факторы. Речевое недоразвитие отмечается у детей, растущих в условиях эмоциональной отверженности и социальной депривации. Недостаток общения, госпитализм, билингвизм, педагогическая запущенность обусловливают отставание в развитии всех компонентов речи. В некоторых случаях (например, при двуязычии) у ребенка может первично диагностироваться ОНР 4 уровня, поскольку в таких условиях нарушается нормативное усвоение системы родного языка. Однако чаще 4-ый уровень является следствием перехода с более низкого, 3-го уровня языкового развития в результате логопедических занятий по коррекции ОНР.

Патогенез

Для нормального становления речи ребенка необходимы следующие условия: отсутствие патологии ЦНС, органов слуха и речи; нахождение среди говорящих людей; сформированность механизма подражания. Вначале ребенок слышит и научается понимать речь окружающих, затем, по мере достижения речевыми центрами определенного уровня зрелости, на основе подражания он начинает повторять слова вслед за взрослыми. Постепенно, в результате многократных тренировок речевые навыки улучшаются, и ребенок овладевает речью. К 5 годам полностью усваивается фонетическая, а к 6 годам – лексико-грамматическая база речи.

При нарушении одного или нескольких условий нормальный речевой онтогенез протекает с теми или иными (темповыми, количественными, качественными) отклонениями в формировании лексики и грамматики, звукоразличения и звуковоспроизведения, связного высказывания. При тяжелых повреждениях головного мозга, невозможности или низкой степени самостоятельной речевой продукции возникает ОНР 1 или ОНР 2 уровня. Если неблагоприятное влияние биологических и социальных причин выражено незначительно или уже компенсировано предшествующей логопедической коррекцией, то и признаки общего недоразвития речи также проявляются в негрубой форме. В этом случае говорят об ОНР 3 или 4 уровня.

Симптомы ОНР 4 уровня

В целом устная речь близка к норме, отклонения в сформированности языковых компонентов незначительные. На первый план может выходить смазанность, невыразительность речи, обусловленные нечеткой артикуляцией или иннервационной недостаточностью. При более детальном и тщательном обследовании выявляются остаточные признаки общего речевого неблагополучия. Так, при звукопроизношении чаще всего страдает дифференциация вибрантов, шипящих, аффрикат (Р-Р’, Ч-Щ, Ш-Щ, Ц-С). Отсутствие и грубое искажение фонем нехарактерно. Нарушения слоговой последовательности касаются слов со сложной звуконаполняемостью: могут наблюдаться пропуски, повторы, перестановки, сокращения звуков и слогов. Все это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии.

Признаками несовершенства лексических средств языка служат неточно понимание значения малознакомых слов, не входящих в обиходный словарь («кактус», «пограничник», «ступня»), смешение некоторых понятий («высокий» – «длинный», «овальный» – «круглый», «нарисовать» – «раскрасить»). Дети неправильно трактуют пословицы и фразеологизмы, подбирают синонимы и антонимы. Остаются ошибки в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных или увеличительных суффиксов, притяжательных и относительных прилагательных, приставочных глаголов и др.

В грамматическом плане обнаруживаются нарушения согласования существительных с числительными и прилагательными, неправильное образование множественного числа, неточное употребление сложных предлогов. Лексико-грамматические ошибки непостоянны: если ребенку предложить выбрать между верным и неверным ответом, то выбор делается в пользу правильного варианта. При рассказе и пересказе текста дети с ОНР 4 уровня обычно нарушают последовательность повествования, затрудняются в выделении главного и второстепенного в сюжете, несколько раз повторяют отдельные эпизоды.

Осложнения

Основная опасность ОНР любой степени, даже легкой – это сложности в овладении ребенком чтением и письмом. Следствием этого становятся специфические расстройства школьных навыков: нарушения письма (дисграфия, дизорфография) и чтения (дислексия), учебная неуспеваемость по родному языку. Своеобразию речевого развития часто сопутствует дефицит внимания, нарушение памяти, снижение познавательной активности. Если педагоги не понимают истинных причин неуспеваемости, на ребенке ставится печать «двоечника», «второгодника», «неудачника». Речевые проблемы тормозят интеллектуальное развитие детей, вносят дисгармонию в психическую сферу, формируют невротические черты личности, речевой негативизм, поэтому требуют своевременного решения.

Диагностика

Схема обследования ребенка с ОНР 4 уровня в целом не отличается от таковой при других уровнях недоразвития речи. С учетом возраста ребенка и его речевых возможностей может различаться предъявляемый материал (по объему, тематике, сложности). Программа логопедической диагностики складывается из анализа анамнестических данных, результатов обследования устной (у дошкольников) и письменной (у школьников) речи. При сборе сведений учитываются условия течения беременности и родов у матери, раннее развитие ребенка, заключения педиатра, детского психолога и детского невролога, специалиста-логопеда (при ранее проводимой коррекции). В речевой карте ребенка с ОНР должны быть отражены данные обследования следующих компонентов:

  • Владение связной речью. Проверяется способность ребенка к пересказу, составлению рассказа на заданную тему, по картинке или серии иллюстраций. Оценивается умение планировать высказывание, пользоваться разными типами предложений, точно передавать сюжет, давать развернутые ответы на вопросы.
  • Лексический запас. Предъявляются задания на обобщение, категоризацию предметов по признаку, подбор слов-антонимов и синонимов, объяснение переносного значения слова или фразы. Для выявления лексических пробелов рекомендуется использовать материал, редко употребляемый в речевой практике.
  • Сформированность грамматических навыков. Изучается понимание предлогов, умение изменять слова по числам и падежам, образовывать слова суффиксальным и приставочным способом, согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
  • Состояние фонетических и фонематических функций. Для анализа этой стороны речи проводится обследование артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического слуха. Важнейший этап – оценка навыков звукового анализа и синтеза как основы успешного освоения грамоты.

Обследование письменной речи осуществляется у младших школьников, начиная со 2-го класса. При анализе письменных работ и навыков чтения выясняются типичные ошибки, делается вывод об их связи с общим речевым недоразвитием, устанавливается вид дисграфии и дислексии. 4-й уровень ОНР дифференцируют с ФФН, ОНР 3 уровня, тугоухостью у ребенка, ЗПР.

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при ОНР 4 уровня благоприятный. После завершения курса коррекционного обучения дети догоняют сверстников, идут в массовую школу и успешно усваивают программу по родной речи. Во избежание учебных трудностей в начальных классах такие ученики должны находиться на учете у школьного логопеда. Игнорирование речевых проблем чревато нарушениями письменной речи. Профилактическая работа заключается в создании условий для благоприятного физического и психического развития ребенка. Залогом успешной коррекции речевых проблем является их раннее выявление и немедленное начало логотерапии.

Источник