Ребенку 4 года не выговаривает р что делать

В этой статье вы узнаете, как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву «р».

По мнению логопедов произношение буквы «р» является самым сложным в русском языке. Действительно, выговаривать эту букву дети начинают к 4-5 годам, а то и вовсе к 6.

До этого времени вместо «рыба» дети говорят «лыба», вместо «корова» – «койова» и т.д. Если к 5 годам ваш ребенок не смог справиться с произношением буквы «р», не стоит паниковать. Но пора начать заниматься с ребенком самостоятельно или с помощью специалиста.

Почему ребенок не говорит букву «р»?

Важно: Для четкого произношения буквы «р» речевой аппарат должен быть хорошо отточен, амплитуда и вибрация языка достаточно развиты.

Ребенок только учится управлять своим языком, поэтому в отличии от взрослых произношение многих букв для него – целый труд.

Причины, по которым ребенок не может правильно выговаривать букву «р», заключаются в следующем:

  1. Физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук «р» получается картавым. Существует практика подрезания уздечки, однако в последнее время логопеды чаще практикуют исправление уздечки специальной гимнастикой для растяжения
  2. Малоподвижность артикуляционного аппарата (другими словами, малоподвижный язык). Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнее развивается амплитуда языка, его вибрация. Чтобы это исправить, нужно в игровой форме «заставлять язык работать». Пусть ребенок пробует достать язычком до носа, скручивает его трубочкой, вертит им влево-вправо. Такие упражнения пойдут на пользу
  3. Нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки «д» и «т», «я» и «а», «у» и «ю». Также вылетает из слов звук «р»
  4. Физиологические особенности дыхания. Некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание. Исправить это возможно. Но не самостоятельными усилиями, а с помощью логопеда. Логопед назначает специальную гимнастику для развития нормального произношения

Выговаривать букву Р дети начинают к 5-6 годам

Важно: Даже если вы решили заниматься с ребенком самостоятельно, показать специалисту его все же необходимо.

Возможно, у вашего ребенка случай с особым строением уздечки, этот вариант нужно исключить. Если специалист установил, что физиологических проблем нет, можно попросить у него рекомендации для упражнений.

Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда

Постарайтесь следовать следующим принципам для успешного развития речевого аппарата ребенка:

  1. Основным правилом в логопедии является постепенность. Невозможно научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки и фразы. Для начала необходимо освоить простые звуки: ра, ро, ар, ор, ир, ри
  2. Занятия должны быть интересны ребенку.Придумывайте гимнастику для разминки языка в игровой форме, постарайтесь увлечь ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
  3. Еще один принцип – регулярные занятия. Если вы начали заниматься с ребенком постановкой буквы «р», делайте это каждый день. Одного-двух занятий будет недостаточно

Теперь стоит усвоить технику постановки буквы «р»:

  • Сначала звук «р» ребенок должен выговаривать отдельно
  • Затем можно добиваться правильной постановки буквы в простых слогах
  • После освоения слогов, пора переходить на правильное произношение буквы «р» в бытовой речи, скороговорках

Чаще всего бывает наоборот. Родители произносят быстрые и сложные скороговорки, где очень часто встречается буква «р».

Они думают, что так ребенок сможет выговорить быстрее этот сложный звук. На самом деле постановка звука усложняется, ребенку становится труднее его произнести.

Постановка буквы Р должна проходить в игровой форме

Упражнения, чтобы научить ребенка говорить букву «р»

Важно: Упражнения по постановке буквы «р» разработаны с учетом нагрузки на мышцы языка. Они помогут ребенку почувствовать и усвоить вибрацию языка, которая нужна для произношения.

Уделяйте по 20-25 минут для упражнений каждый день. Сначала нужно провести разминку для языка и губ.

Разминка для губ:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться. Пусть продержит широкую улыбку около 10 секунд
  • Попросите сложить губы трубочкой и задержать их в таком положении 10 секунд

Разминка для языка:

  • «Лошадка». Ребенок цокает языком, как лошадка. Это позволит ему почувствовать вибрацию языка
  • «Иголочка». Ребенок высовывает язычок, делая его тонким. Язык нужно задерживать на 10 секунд, потом опять повторить упражнение
  • «Чистим зубки». Язычком ребенок проводит по зубкам, будто их чистит
  • «Малярная кисть». Ребенок языком проводит от передних зубов к горлу по небу
  • «Хулиган». Попросите ребенка высунуть язык и поболтать им влево-вправо

Разминка для языка

Упражнения для произношения буквы «р»:

  1. Ребенок ставит язык рядом с верхними зубами, затем произносит букву «д». Не один раз, а несколько «д-д-д». Потом попросите выговорить «д» с сильным выдохом
  2. Попросите ребенка произнести долгое «р-р-р» (порычать). Покажите ему сами, как это делается
  3. Для этого упражнения нужен логопедический шпатель. Также можно хорошо вымыть руки ребенка и попросить подложить пальчик под язычок. Пусть произносит «ж-ж-ж» и водит пальчиком влево-вправо
  4. Ребенок широко открывает рот, произносит звук «з-з-а-а». Вы тем временем кладете шпатель под язык и аккуратно водите в стороны
Читайте также:  Ребенок 4 года спит с приоткрытыми глазами почему комаровский

Как научить ребенка говорить мягкую «р»?

Мягкая буква «р» встречается в словах: словарь, рис, ряба. Постановка мягкой «р» происходит аналогично твердой. Однако вместо звука «з-з-а-а» нужно говорить звук «з-з-и-и».

Если ребенок освоил твердую «р», то он обязательно освоит мягкую.

Важно: Ребенку необходимо усвоить постановку буквы и автоматизацию произношения. Если на постановку может уйти одно занятие, то автоматизация может растянуться на полгода.

Произношение буквы Р может долго не даваться ребенку

Помощь логопеда

Если вы занимаетесь с ребенком, но не видите хорошего результата, стоит обратиться к профессионалу. Сразу стоит сказать, что найти хорошего специалиста непросто.

Преимущества занятий с логопедом:

  • Во-первых, логопед сможет определить, нет ли у вашего ребенка физиологических особенностей строения языка
  • Во-вторых, специалист сразу поймет, какой комплекс упражнений необходим в данном случае
  • В-третьих, логопед может за пять минут поставить букву, с которой вы не могли справиться несколько месяцев

Занятие с логопедом

Занятия с логопедом обойдутся вам в «кругленькую сумму», но это того стоит.

Если вы регулярно занимаетесь с ребенком, нацелены на результат, проводите занятия в интересной игровой форме, то вероятность успеха велика. Надеемся, что наши советы помогут вам.

Видео: Постановка звука «р»

Источник

Ребенку 4 года не выговаривает р что делать

«Кла, кличит волона, клажа, калаул» – если ребенок до 5 лет именно так произносит эту скороговорку, то это не повод для паники. Многие логопеды говорят о том, что неумение ребенка произносить некоторые звуки до этого возраста считается вариантом нормы, но если проблема сохранилась и после, то необходима консультация специалиста. Когда родителям необходимо подключать логопеда для решения проблемы неправильного произношения звуков «р» и «л»? Только ли логопед может участвовать в лечении?

Оглавление: 1. Когда ребенок научится выговаривать р и л 2. Причины неправильного произношения звуков – Уздечка языка – Нарушенное звукопроизношение – Нарушения фонетического слуха – Речевой аппарат – Проблемы поведения – Горловые звуки 3. Что должны сделать родители? 4. Артикуляционная гимнастика 5. Как научить ребенка правильно говорить «р» и «л»? 6. Закрепляем результат 7. Когда необходимо кардинальное вмешательство?

Когда ребенок научится выговаривать р и л

В формировании речи ребенка сначала встают свистящие звуки, а вот буквы Р и Л считаются трудными для произношения, и полноценно в речи ребенка обычно встают к 4-5 годам.

Обратите внимание

Если рассматривать проблему в целом, то только у 10% детей до этого возраста отмечается чистое произношение звуков «р» и «л». В остальном, можно увидеть проблемы той или иной сложности.

Как утверждают многие специалисты, причины такой проблемы могут быть не только логопедическими, но и стоматологическими. Именно поэтому в ее решении могут участвовать сразу несколько специалистов, иногда именно их слаженная работа помогает решить проблему в короткие сроки.

Родители должны понимать, что выяснение причины нарушения произношения звуков – первый и важный этап в лечении. Но обо всем по порядку.

Причины неправильного произношения звуков

Логопеды акцентируют родительское внимание на том, что проблему считают существующей лишь, в случае если ребенок после 5 лет не может правильно произносить «р» и «л». В остальном, это лишь вариант нормы.

Звуки «р» и «л» считаются сложными, и их освоение происходит в последнюю очередь. Для полноценного произношения необходимо несколько составляющих: достаточное развитие речевого аппарата, умение ребенка удержать произнесенный звук. Если у ребенка после 5 лет не наладилось произношение, то этому может быть несколько причин.

Уздечка языка

Уздечка языка крепится к дну полости рта и другим своим концом вплетается в язык примерно на его середине. В клинической практике можно встретить ее укорочение, когда она вплетается в верхней трети языка, существенно ограничивая его движения.

Обратите внимание

Короткая уздечка языка может диагностироваться еще в родильном отделении, где и проводится его коррекция, так как грудное вскармливание и даже кормление из бутылочки невозможно.

Ребенку 4 года не выговаривает р что делатьНо чаще всего короткая уздечка выявляется гораздо позже, когда появляются проблемы с речью. К 5-6 годам у ребенка уздечка языка должна быть примерно 8 мм, именно такая длина обеспечивает нормальные движения языка. Если же диагностировано ее укорочение, утолщение, ограничение движения, то у детей практически со 100% вероятностью развиваются проблемы в произношении «р» и «л».

Коррекцией уздечки может заниматься как стоматолог – хирургический метод, так и логопед – консервативно. Решение этого вопроса – камень преткновения между двумя специальностями.

Нарушенное звукопроизношение

Неправильное произношение звуков «р» и «л» может быть связано с неправильным произношением других звуков, освоенных ранее. Чаще всего, у детей формируется путаница в произношении свистящих и шипящих звуков, что выливается в проблему с произношением «р» и «л».

Читайте также:  Как успокоить плачущего ребенка 4 года

Нередко такие нарушения становятся причиной того, что ребенок путает их в повседневной речи («Кла, кличит волона, клажа, калаул»). Как утверждают логопеды, такие нарушения легче всего поддаются коррекции. Дело в том, что «р» и «л» схожи по методике произношения: язык находится примерно в одинаковом положении, но «л» легче произносится, поэтому дети идут по самому легкому пути. Если же «р» заменяют другим звуками, то ситуация несколько сложнее и специалисты подозревают нарушения фонетического слуха. Если же дети «проглатывают» этот звук, то скорее всего нарушено фонетическое восприятие.

Нарушения фонетического слуха

Выборочное восприятие отдельных звуков, когда ребенок слышит «ш», «ч», «к», «а», но не слышит «р», и автоматически его заменяет на «л» и называется нарушением фонетического слуха.

Фонетический слух достигает пика своего развития к 4-5 годам, но родители могут заметить его нарушения и до этого возраста. Чем раньше была диагностирована проблема и приняты меры по ее коррекции, тем больше шансов на успех.

Обратите внимание

Формирование активного и пассивного словаря, развитие фонетического слуха происходит именно во время устной речи. Поэтому, специалисты не рекомендуют сюсюкаться с детьми, речь родителей должна быть правильной и четкой, что поможет детям избежать множества проблем с устной речью.

Если родители заметили «симптомы» нарушения фонетического звука – нужно как можно скорее показать ребенка специалисту. Такие нарушения могут указывать на некоторые заболевания центральной нервной системы, аденоидные вегетации или отит, имеющие скрытое течение.

Речевой аппарат

Речевой аппарат – это язык, щеки и губы. Пропуск в произношении некоторых звуков может указывать на их недостаточное развитие и тех мышц, которые участвуют в образовании речи, также причина может скрываться в гипо- или гипертонусе, что в равной степени влияет на звукопроизношение.

Проблемы поведения

Освоение звуков «р» и «л» требует от малыша сосредоточенности и некоторых усилий. Замечено, что чаще проблемы с воспроизведением звуков регистрируются у детей с особенными поведенческими реакциями, например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, но есть и обратная сторона медали – дети, склонные к апатии.

Горловые звуки

Ребенку 4 года не выговаривает р что делатьДаже если развитие речи идет согласно нормам и среднестатистическим показателям при освоении звуков «р» и «л» дети могут следовать по «ленивому» пути. Под этим путем наименьшего сопротивления понимается воспроизведение гортанного звука, когда вибрации формируются за счет язычка гортани.

Эту логопедическую проблему довольно сложно исправить, ведь она требует переучивания ребенка. Осложняет ситуацию тот факт, что многие родители не могут отличить правильно произнесенный звук от гортанного, и чем дольше существует проблема, тем сложнее переучивание.

Что должны сделать родители?

Ребенку 4 года не выговаривает р что делатьДля успешной коррекции и обучения правильного произношения звуков, необходимо вычислить причинный фактор. Понять это поможет консультация логопеда и, при необходимости, стоматолога. Именно эти специалисты могут оценить состояние уздечки языка, развитие речевого аппарата, фонетического слуха и выявить проблему горлового произношения.

В индивидуальном порядке, учитывая сложность проблемы, ее причину и наличие дополнительных обстоятельств составляется индивидуальный план лечения и коррекции. Главное, родители должны понимать, что успех во многом зависит от работы специалистов и повторения материала в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика

Коррекция неправильного произношения звуков «р» и «л» начинается с освоения артикуляционной гимнастики. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей:

  • Подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков;
  • Можно использовать как разминку для языка, губ и щек.

Если пропускать артикуляционную гимнастику – дальнейшие упражнения могут и не принести желаемого результата.

Выполнять ее лучше всего находясь друг перед другом или перед зеркалом, для того, чтобы малыш мог видеть, как двигаются губы, щеки и язык взрослого.

Важно

Наиболее удобная форма восприятия для ребенка – игра. Чем увлекательнее будет упражнение, тем больше шансов на успех. Для привлечения внимания ребенка, во время упражнения родители могут читать стишки или включить заводную мелодию.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики направлены именно на тренировку языка, щек и губ, что поможет в правильном произношении звуков «р» и «л». Благодаря им можно будет растянуть уздечку, натренировать язык и увеличить его время пребывания в верхнем положении.

Обратите внимание

Хороший выдох имеет фундаментальное значение для правильного произношения звуков. Помочь натренировать выдох могут мыльные пузыри, малыши могут попробовать загнать шарик от настольного тенниса между двумя препятствиями. Такие увлекательные упражнения помогут сформировать хорошую воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика: упражнения

Артикуляционная гимнастика включает в себя многочисленные упражнения для языка, щек и губ ребенка. Главное, чтобы они нравились малышу и были представлены в форме игры. В каждую из них родители могут привносить что-то свое, «изюминку». Вот лишь некоторые из них:

  • Ребенку 4 года не выговаривает р что делать«Язык как качели». Рот нужно широко открыть, и совершать маятникообразные движения языком: вверх-вниз (несколько подходов), влево – вправо (несколько подходов). Завершающим этапом является счет зубов верхней и нижней челюсти. В это время родители должны четко произносить: «РРаз», «два», «тРРи» и т.д.
  • Облизывание губ. Нередко родители ругают детей за то, что они облизывают губы. На самом деле, это довольно полезное занятие. Но выполнять это упражнение нужно правильно. Начинать нужно с медленного облизывания верхней губы, переходя на нижнюю. Движение языка вначале упражнения должно быть по часовой стрелке, после – против. Завершить упражнение нужно попыткой дотянуться кончиком языка до кончика носа.
  • «Маляр». При сомкнутых челюстях ребенку нужно «покрасить» кончиком языка щеки, все зубки, верхнее небо. Повторить упражнение нужно при полуоткрытой полости рта.
  • «Лошадка». Нужно научить малыша цокать языком и обязательно включить это упражнение в повседневные игры.
Читайте также:  Как украсить комнату ребенку на 4 года мальчику

Как научить ребенка правильно произносить звуки?

После благополучного освоения артикуляционных упражнений, логопеды приступают к непосредственному запуску звуков «р» и «л». Обычно, запуск звука «р» сравнивают с заведением мотора и одноименное упражнение – одно из самых популярных и действенных.

На первый взгляд упражнение может показаться сложным к исполнению, но все не так страшно:

  • Ребенку 4 года не выговаривает р что делатьПри полуоткрытой полости рта нужно прижать язык к небу;
  • Кончиком пальца малыша (ватной палочкой) придерживать язык в исходном положении;
  • После фиксации языка, малыш должен создавать воздушную поток – выдыхать, при этом произнося звуки «ддддд» или «жжжжж» (что наиболее удобно);
  • Во время выдоха, кончиком пальца нужно совершать колебательные движения из стороны в сторону.

Важно

При выполнении упражнения язык должен быть расслаблен, а вот кончик языка – вибрировать. Главное – чтобы малыш прочувствовал. Постепенно язык начнет самостоятельно вибрировать и на выходе воздушной струи формируется «р».

Закрепляем результат

Заведенный моторчик – половина успеха. Даже, если малыш научился отдельно произносить звуки «р» и «л», порой очень сложно вставить их в беглую речь и не допускать путаницу. Закрепление результатов или автоматизация звуков – одни из самых длительных и сложных процессов в лечении.

В закреплении результата важно сначала научить ребенка сочетать звук с гласными и согласными, довести сформированные слоги до автоматизма. Логопеды в индивидуальном порядке подбирают нужные закрытые и открытые слоги в течение нескольких упражнений, прорабатывают их с обязательным повторением дома.

Нагрузка и усложнение пройденного материала происходит постепенно: от закрытых слогов переходят к отрытым, от слогов – к словам. Где звуки сначала расположены в начале, после, в середине и конце слова.

Параллельно с освоением этих навыков специалисты учат малыша различить твердые и мягкие звуки «р» и «л». Главное, чтобы малыш понял, где нужно звуки произносить сильнее, жестче, а где расслабленнее и, главное, как правильно это выполнить на практике.

Когда необходимо кардинальное вмешательство?

Логопедические упражнения вполне могут консервативно корректировать длину уздечки языка, но этот процесс длительный и сложный, да и результаты не всегда оправдывают ожидания.

Действовать консервативно или хирургически – была и до сих пор остается одной из спорных тем между стоматологами и логопедами. Каждая группа специалистов приводит доводы в свою пользу.

Между тем, есть строгие показания к хирургической коррекции:

  • Если уздечка вплетается в верхней трети языка и мешает полноценному кормлению или существенно ограничивает движения языка;
  • Появление сильной боли во время выполнения логопедических упражнений;
  • Травмы;
  • И др.

В любом случае, если причина неправильного произношения звуков «р» и «л» кроется именно в укорочении уздечки, необходима консультация стоматолога и совместное решение о тактике дальнейшего лечения.

Современная стоматология располагает безболезненными методиками коррекции уздечки с минимальным периодом реабилитации. Главным образом речь идет об использовании лазера, что позволяет сократить период восстановления до нескольких часов и избежать множества возможных осложнений.

Сама уздечка не имеет нервных окончаний, следовательно, ее коррекция безболезненна, но анестезия требуется для обеспечения комфорта маленького пациента, снижения рвотного рефлекса и др.

После проведения операции, стоматологами рекомендовано тщательно соблюдать гигиену полости рта: полоскать полость рта растворами антисептиков для предотвращения присоединения инфекции.

Ребенку 4 года не выговаривает р что делатьВернуться к логопедическим занятиям после операции можно уже через неделю. Если понадобилось наложение швов – спустя 5-6 дней после их удаления.

По окончанию реабилитационного периода дети начинают гораздо чище произносить звуки «р» и «л», но это не говорит о том, что занятия с логопедом не нужны. Впереди еще длительная работа по становлению правильного произношения и закреплению результатов.

Обучение ребенка правильному произношению звуков «р» и «л» – длительное, что потребует и от родителей, и от ребенка усилий и временных затрат. Только от нацеленности на результат, работы в тандеме и добросовестном выполнении всех рекомендаций специалиста, будет зависеть положительный исход. Родители должны понимать, что даже после того, как малыш научился правильно произносить звуки, без должной тренировки – он не закрепится. Но не стоит давить на ребенка – это процесс постепенный, звук уже появился, и закрепить его, рано или поздно, все равно получится.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

13,993 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Загрузка…

Источник