Ребенку 4 года не может общаться с другими детьми

Проблема с общением возникает не только у детей, но и у взрослых. Чаще всего причины похожи, но когда ребёнок не общается со сверстниками, ему легче помочь. Успешная социализация необходима для дальнейшего развития, личностного роста и успешной взрослой жизни.
Когда начинать учить общению?
Родителям не стоит беспокоиться, если в 2-3 года малыш не дружит с другими детьми: ему достаточно семьи и родных. Задуматься о помощи следует, когда в 4-5 лет он избегает общения со сверстниками, предпочитает играть в одиночестве. К 6-7 годам у ребёнка обязательно должен быть друг или подруга, круг знакомых, с которыми бы он хотел проводить время.
Ребёнок, который не хочет общаться со сверстниками – не социопат, хотя со стороны окружающим это кажется странным. Просто у детей разный уровень доверия, личные качества и другие причины, требующие работы со стороны родителей.
Что мешает ребёнку общаться со сверстниками
Сложно не заметить момент, когда у малыша в глазах загорается искорка и видно, что он хочет подойти к сверстникам, присоединится к игре или разговору, но будто вспоминает что-то и угасает. Именно в этом моменте нужно искать причину и понять, что помешало ребёнку начать общение:
- Комплексы. Иногда ребёнок не общается со сверстниками, потому что ему кажется, что он им неинтересен. Такое бывает, если родители много работают и у них нет возможности быть с ребёнком. Малыш много времени проводит за самостоятельными играми, ему становится достаточно самого себя, а новое знакомство является стрессом: он боится, что его не примут или неправильно поймут.
- Неуверенность в себе бывает природной стеснительностью, требующей преодоления, а может быть следствием неприятного инцидента. Дети быстро забывают плохое, но отдельные обидные слова способны поселиться глубоко в подсознании и не позволять доверять людям. Известны случаи, когда только под гипнозом во взрослом возрасте человек узнавал о своих детских травмах.
- Отличие в темпераментах. Некоторые предпочитают играть шумно, а другие вдумчиво и тихо, создавая собственный мир. Первым детям проще найти друзей, а вторым необходимы «единомышленники», с которыми можно часами лепить «куличики» или строить из веток домик.
- Не созданы условия для общения. Частые переезды, мало или постоянно разные дети во дворе, частая смена секций, занятий, постоянная занятость. Чтобы научиться общаться, нужно постоянство и комфортная обстановка вокруг.
- Жизненная позиция родителей, бабушек, дедушек. Когда мама негативно отзывается о соседях или их детях, а бабушка внушает, что верить никому нельзя, потому что вокруг плохие люди, то ребёнок начинает бояться. Дети доверяют родителям, поэтому постараются держаться на расстоянии от новых знакомых.
7 советов, которые помогут социализации
Малыш не играет со сверстниками, но это не значит, что он не хочет этого. Важно создать условия, которые подтолкнут к проявлению инициативы, обеспечат комфортную обстановку и спровоцируют начать разговор или совместную игру. Родители могут не замечать, что ребёнку просто не с кем общаться или он не понимает преимущества наличия друзей.
1. Обеспечиваем стабильность
Ребёнку нужен социум, который будет постоянным несколько месяцев или даже год: зависит от конкретной личности. Это может быть группа во дворе или детский сад: важно найти первого друга, а потом придёт осознание того, как здорово дружить. Некоторым нужно получше узнать нового знакомого, прежде чем открыться и довериться, поэтому, когда коллектив постоянно меняется, они не успевают начать общение.
Другая схожая ситуация, когда ребёнок слишком занят и его приоритеты – художественная гимнастика, хоккей или идеальный английский и школа с золотой медалью. Нужно обязательно делать «паузы» или оставлять личное время не только для ума, но и для души.
2. Личный пример
«А у тебя есть друзья?», «А друзья хорошие – это те, кто помогают и с кем весело?» – дети любят задавать вопросы в раннем возрасте. Если они видят, что мама и папа дружески общаются с другими людьми, дружат семьями, ходят в гости, то это укрепляет их веру в дружбу. Также маленьких детей нужно вовлекать в игру со сверстниками, быть участником и другом: вместе играть, задавать вопросы, показывая модель поведения.
В обратной ситуации, когда подруги мамы уехали в другой город, а у папы не остаётся времени на встречи с друзьями, дети не понимают ценность дружеских отношений. Для них становится нормальным, что круг общения ограничивается родственниками: ведь не просто так родители дружат только с ними.
3. Повышение самооценки
Ребёнку важно знать, что он – интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Выражать мнение малыш тренируется на родителях. Важно, чтобы мама и папа умели слушать ребёнка, поддерживали беседу и искренне интересовались успехами.
Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания. Можно быть другом и всегда хвалить детей, но достаточно пары недель напряжённой обстановке в семье, школе, детском лагере, чтобы ребёнок разочаровался и замкнулся.
4. Разговоры по душам
С детьми лучше всего говорить перед сном, лёжа в кровати: они максимально открыты и не будут избегать диалога. Важно понять причину того, почему ребёнок не хочет общаться с другими. Частая формулировка «Она ко мне не подошла и не стала играть» или «Я подошёл, спросил про машинку, но он не ответил». Нужно объяснить, что сверстники – такие же дети, как и он, которые бояться, стесняются и не умеют общаться, поэтому именно ему нужно проявить инициативу.
Дети привыкают, что взрослые легко идут на контакт, поэтому неумение другого ребёнка общаться воспринимается как нежелание. Нужно разбирать каждое недоразумение и обиду малыша, чтобы не позволить ей стать препятствием в общении.
5. Чужой среди своих
Дети любят разные игры, поэтому не нужно заставлять играть с компанией активистов в догонялки, если малыш хочет вместе с тихим мальчиком наблюдать, как в коробке ползает червяк или муравей. Нужно принимать его интересы и характер, не навязывая игру «вон с тем хорошим мальчиком из соседской семьи», вместо «странной девочки».
6. Помогаем непризнанному лидеру
Не только тихим детям сложно общаться со сверстниками, но и упрямой настойчивой личности непросто подчиниться чужим правилам. Малыш привык, что взрослые с ним соглашаются или он старший ребёнок в семье, поэтому обычно придумывает игры и устанавливает правила сам.
Проблему «старшего ребёнка» нельзя пускать на самотёк. Её важно вовремя заметить и периодически организовывать игры по сценарию, предложенному другими детьми. Помогут разговоры и объяснения, что играть нужно не только в «свои» игры, но и в чужие.
7. От противного
Запрет для детей, как цветок для пчелы: их просто тянет сделать не так, как говорят родители. Наверное, замечали, что ребёнок любит требовать внимания не вовремя: может залезть на ручки вместо прогулки. Помогают крепкие искренние объятья и высказанное вслух желание, чтобы малыш был с мамой или папой: приоритеты моментально меняются и ребёнку уже не хочется спокойно сидеть.
В общении со сверстниками придерживаемся аналогичного принципа, но с осторожностью. Если ребёнок не играет и сидит рядом, то можно сказать, что пора домой, раз ему скучно, или что хотели после прогулки сходить за пирожным, но раз настроения нет, то лучше не надо. Провокации могут быть разными, зависит от характера и личности.
3 задания для ребёнка, которому трудно общаться со сверстниками
Психология и педагогика подробно изучают проблему социализации, предлагая массу способов стать общительнее. Вот несколько из них:
- «Задай вопрос». В детях очень сильно любопытство. Стоит озвучить какую-то мысль о сверстнике, как ему захочется узнать, если ли у него брат, котёнок или какая любимая игрушка. Важно не соглашаться на уговоры малыша задать вопрос за него.
- «Подари или угости». Можно угостить детей во дворе леденцами или подарить маленькую игрушку в школе тому, кто нравится.
- «Или то, или это». Возможность решать подкупает, но альтернатива должна быть такова, чтобы общение со сверстниками было выигрышнее второго варианта.
Что делать, если ничего не помогает
Если вы уже делали всё, что перечислено в статье и перепробовали массу способов, но ребёнок так и не стал общительнее, то нужно заглянуть глубже. Вспомните, каким вы были ребёнком, а ваш муж? У некоторых много друзей, а другие общаются с одним другом много лет. Возможно, в окружении малыша просто нет такого человека, которому бы он доверял больше, чем маме, или ещё не встретился друг по интересам.
Если проблема обозначилась в 4-5 лет, то нужно быть готовым к тому, что работать над характером придётся несколько лет. Главное – не сообщать о проблеме ребёнку, не делать на ней акцент: обидные фразы «Ты плохо себя ведёшь, поэтому с тобой не дружат» и «Иди уже пообщайся со сверстниками, всё один сидишь» не помогут.
Если ребёнок не умеет общаться со сверстниками – это редко вина родителей, но именно им предстоит вовремя помочь в социализации и научить занимать место в обществе/группе/классе. После 7-8 лет и безуспешных попыток, родителям стоит обратиться за помощью к специалисту: важно разобраться в проблеме до переходного возраста.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Дети по своей природе стремятся знакомиться со всем новым, в том числе и с людьми. Но бывает так, что ребенок не умеет заводить друзей. Он почти ни с кем не хочет дружить, плохо ладит с ровесниками. Как помочь таким детям, и что предпринять взрослым для их успешной социализации? “ЛегкоПолезно” делится советами, как научить ребенка дружить.
Для начала надо разобраться, в чем причины такого добровольного одиночества. На что родителям стоит обратить внимание?
Как проявляются проблемы в общении
- Малыш жалуется, что с ним отказываются разговаривать, играть, его игнорируют сверстники.
- Играя во дворе, ребенок активный, веселый, но при этом не идет на контакт с другими детишками.
Дома дети, обладающие патологической необщительностью, не рассказывают о том, что произошло в школе, детском садике.
- Малыш старается в выходные дни никуда не выходить, ему вполне комфортно быть одному.
- При любой возможности ребенок отказывается идти в школу, ища любые причины, чтобы не посещать ее.
- У ребенка много комплексов, он начинает стесняться и избегает контактов, боясь быть осмеянным. Например, дети дразнят его из-за картавости, полноты, неопрятности, немодной одежды.
Как научить ребенка дружить
- Родителям надо понять, что конкретно мешает ребенку общаться в коллективе заводить друзей. Когда причина будет ясна, ему надо будет помочь преодолеть комплекс и трудности в общении.
Можно рассказать о своем опыте, который у вас был в его возрасте, когда вы оказались без друзей. Наверняка такой момент был в детстве у каждого из нас. Новая школа, первый день в спортивной секции, знакомство с соседскими детьми после переезда на новую квартиру – припомните такие эпизоды и поделитесь своими мыслями и чувствами. Особое внимание уделите тому, как вы справились с проблемой.
- Хорошей поддержкой станет консультация детского психолога. Лучше, если это будет не школьный психолог, чтобы слухи не разнеслись по учебному заведению. Найдите специалиста, который найдет общий язык с ребенком.
- Запишите малыша на танцы или в спортивную секцию, где он найдет друзей по интересам. Если в школе или во дворе порой дети не знают, с чего начать разговор, то общее дело сразу подскажет темы для общения.
- Устраивайте совместно веселые тематические праздники, на которые пригласите сверстников ребенка из школы, детского сада. Придумайте игры и конкурсы, в которых дети смогут лучше узнать друг друга.
- Подружитесь с родителями других малышей и вместе планируйте мероприятия: совместные прогулки, походы в парк, в кафе, на пикник и т.д. Возможно, в новой обстановке ребенок раскрепостится, и диалог со сверстниками получится сам собой.
- Попросите классного руководителя или воспитателя почаще включать ребенка в ролевые игры или театральные постановки. Такие занятия не только выстраивают доброжелательное отношение к окружающим, но и помогают справиться с комплексами, застенчивостью.
Чтобы малыш приобрел авторитет среди ровесников, учите его навыкам поведения в коллективе. То, что нам, взрослым, кажется очевидным, ребенку может просто не приходить в голову. Расскажите, как себя вести в разных ситуациях, а лучше разыграйте вместе с сыном или дочкой сценки: отобрали игрушку, обозвали обидным словом, поделились вкусненьким, сделали комплимент. Поясните, как реагировать на все эти ситуации, чтобы завоевать уважение и симпатию окружающих.
- Возникновению дружбы способствуют совместные игры. Возьмите на игровую площадку мяч, разноцветные мелки и другие игрушки, в которые можно играть всей компанией. Однако не стоит брать с собой дорогие игрушки. Этим вы только вызовете зависть других детей и дадите повод для спора, а то и драки.
- Если ваш отпрыск тихоня, поддерживайте его каждый шаг в знакомстве с детьми. Помедлите с критикой в адрес новых друзей ребенка, даже если вам не нравятся их манеры, стиль одежды или круг интересов. Если вам кажется, что вмешаться просто необходимо, то будьте максимально деликатны в своих оценках.
Важно помнить, что помогая ребенку наладить отношения с другими детьми, не стоит навязывать ему общение и принуждать к постоянному взаимодействию с другими детьми. Просто поддерживайте его, давая в нужный момент правильные советы.
Почаще говорите ребенку, что вы его любите, обращайте внимание на его сильные качества и положительные стороны. Если проблемы в общении коренятся в неуверенности в себе, то с ростом самооценки будет расти и круг общения.
подробнее здесь: https://legkopolezno.ru/tsennosti/druzya-i-obshhenie/10-sovetov-kak-nauchit-rebenka-druzhit/
Источник
Самая точная и очень понятная информация о дружбе и настоящих друзьях – в советских детских песнях.
Однако первые и главные знания о дружбе ребенок получает с пеленок, в своей семье
Родители не часто задумываются об этом, думают, что малыш сам научится дружить, когда подрастет.
Ссылка на информацию фото
Но во взрослой жизни очень сложно находить друзей. А вот в дошколятах заложить желание и навыки дружбы довольно легко.
До трех с половиной – четырех лет дети играют и дружат в основном с взрослыми
Но уже к пяти-шести годам они переключаются на сверстников, с которыми играть интересно, они же и становятся первыми друзьями детей.
В этот момент очень важна поддержка родителей. Нужно начинать рассказывать крохе о дружбе.
Ссылка на источник фото
Как научить ребенка дружить: 4 правила
Прежде всего, взрослый должен быть рядом с малышом. Хотя бы иногда играть вместе с ним.
Важно показать ребенку, что окружающий мир добр и безопасен, в нем есть много добрых людей
Следующее условие: воспитывать такие качества, как самостоятельность и ответственность
Постараться остаться другом и для уже подросшего ребенка
Книги, песни, игры, фильмы – помощники родителей в воспитании дружеских чувств.
Можно собрать коллекцию сказок и мультфильмов для дошкольников – они окажут большую помощь в формировании отношения к миру вообще и к людям, а также к сверстникам.
Важно сохранять доверие у ребенка, а для этого нужно интересоваться его жизнью, чем он увлекается, какие отношения между сверстниками.
Ссылка на источник фото
Кроме того, желательно поддерживать хорошие отношения с друзьями ребенка. Воспринимать их как его друзей, одобрять их общение.
Родители не должны отказывать крохе, если у него возникла идея пригласить в гости кого-то из детского сада
Ничто не может помешать взрослым быть гостеприимным и постараться сделать так, чтобы встреча прошла на позитиве и у ребенка остались приятные чувства.
Что еще развивает у дошкольника умение дружить
Пример взрослых
Родители – главные учителя!
Дети учатся общаться с миром через подражание взрослым.
Они копируют поведение – как мама и папа общаются с друзьями, какие между ними отношения, помогают ли они друг другу, как разрешают конфликты.
Общение ребенка со сверстниками
Для детей старше четырех лет общение с ровесниками крайне необходимо.
Родители должны позаботиться об удовлетворении этой потребности. Психологи утверждают, что из-за недостатка общения, у детей может случиться «дополнительный» кризис.
Ссылка на источник фото
Многие современные дети-дошкольники сильно загружены: спортивные секции, английский язык, подготовка к школе.
А для детской дружбы времени нет.
У каких детей много шансов иметь друзей?
У тех, чьи родители
– сами умеют дружить
– дают ребенку правильную информацию
– дружат со своими детьми, участвуют в их жизни
– помогают малышу дружить, т.е. принимают его друзей
Задача взрослого – дать первые знания о дружбе, помочь ребенку начать дружить, поддержать малыша в приобретении такого опыта.
Ссылка на источник фото
Если родители научат ребенка правильно дружить, он пронесет это умение через всю свою жизнь!
Спасибо за подписку, репост и лайк
Всего Вам доброго и будьте счастливы!
Источник
Сложно переоценить роль общения в нашей жизни. Благодаря этому мы можем обзаводиться друзьями, поддерживать нужные знакомства, делиться важной информацией, просто болтать для удовольствия и много другое. Я думаю, что каждый из вас может продолжить этот список до бесконечности. Неудивительно, что этот навык так ценится в обществе.
Я очень понимаю чувства родителей, которые сталкиваются с ситуациями, когда их ребенка не принимают, дразнят, отталкивают. Это очень болезненно. Мы все хотим, чтобы наш ребенок нравился другим детям, имел друзей, посещал дни рождения. Нам важно, чтобы в его жизни появлялись близкие отношения, которые служили бы поддержкой в трудных ситуациях.
Как сделать так, чтобы ребенок научился общаться с другими детьми – это важный запрос от родителей, с которым я нередко встречаюсь в своей профессиональной деятельности.
К сожалению, дети с СДВГ обычно не ладят со сверстниками. Более 30 лет назад Drs. William Pelham и Mary Bender из Университета Питтсбурга увидели, что около 50% детей с данным расстройством имеют выраженные сложности в общении. И это неудивительно, если учесть всю совокупность проблем, которые ложатся на маленькие плечи ребенка.
Давайте немного коснемся того, что же больше всего мешает детям с СДВГ в общении. Это понадобится нам для выстраивания тактик помощи.
Итак, в этот список входят:
1) невнимательность
2) неумение играть по правилам
3) проблемы с поведением
4) при всей своей говорливости, ребенок с СДВГ редко отвечает на вопросы, а также ему сложно поддерживать диалог (например, выслушать и разобраться в том, что пытается до него донести собеседник)
5) ему сложно объединяться с другими для достижения общей цели
6) ему довольно трудно делиться чем-то, держать общение, меняться чем-то ценным
Другие дети очень быстро начинают относиться к нему как к маленькому, пытаются контролировать и указывать, что делать. В конце концов они устают и начинают отстраняться, а ребенок с СДВГ остается один.
У нашего сына нет друзей. Что мы можем сделать, чтобы он понравился другим детям?
Попытка помочь детям, которые имеют проблемы с общением, может стать настоящим вызовом для родителей. К сожалению, успех не гарантирован, но в любом случае необходимо сделать все, что от нас зависит.
Проблема в том, что мы не можем быть постоянно рядом с ребенком, когда он общается с другими детьми, чтобы помочь вовремя притормозить импульсы или сделать остановку и подумать о том, как лучше повести себя в данной ситуации. Наше влияние в этой сфере ограничено, тем не менее кое-что все таки можно предпринять.
Эксперты в области проблем взаимодействия детей с СДВГ рекомендуют родителям попробовать сделать следующие шаги:
1) поработать над улучшением социальных навыков детей
Станьте для ребенка главным учителем по общению, если хотите, его личным коучем.
Попробуйте составить некоторую программу по улучшению общения, где бы вы отмечали основные навыки, которым бы хотели обучить ребенка (1-2 навыка за раз, не больше). Озвучьте эти цели ребенку, напишите их на видном месте, пусть он их заучит.
Каждый раз когда ребенок играет с другими детьми в вашем присутствии, находите возможность напоминать ему об этих правилах. Сюда неплохо включить какую-нибудь систему поощрений, чтобы сделать процесс обучения более эффективным.
2) помогать детям справляться с насмешками
Очень часто дети с СДВГ сталкиваются с насмешками и обзывательствами, что может довольно тяжело психологически переноситься.
Нередко родители советуют игнорировать такие нападки, но этот метод не работает. Лучшим подходом будет юмор – способность ребенка посмеяться над собой, рассматривать насмешку с юмористической стороны, превращая оскорбление в шутку.
Принимая это таким образом, дети могут практиковаться в остроумных ответах. Они не убегают от ситуации, а стараются сделать ее более позитивной.
3) организовывать позитивное взаимодействие со сверстниками дома
К сожалению, дети с СДВГ редко завоевывают какой-то высокий статус в среде сверстников, но не стоит расстраиваться из-за этого, потому что главное – не статус, а наличие друзей.
Дружба у детей появляется тогда, когда они начинают часто общаться, доброжелательны друг к другу, имеют схожие интересы, обмениваются чем-то и хотят видеться друг с другом.
Мы можем использовать эту информацию, чтобы помочь нашим детям обзавестись хорошими друзьями.
Вы можете поддержать своего ребенка в том, чтобы он пригласит кого-нибудь из класса в гости. Подумайте, есть ли кто-нибудь среди одноклассников, кто бы разделял увлечения вашего ребенка.
Дома постарайтесь структурировать время общения детей; спланируйте, чем они будут заниматься – играть в компьютерные игры, сходить в кино и пр. Не оставляйте процесс на самотек, иначе все может повернуть не туда, куда бы вам хотелось.
Делайте все ненавязчиво, максимально корректно, помогайте ребенку справляться с этой социальной ситуацией. Главная задача – сделать это время для обоих детей максимально позитивным.
4) привлекать кого-нибудь для помощи ребенку в школе
Не стесняйтесь обращаться за помощью к учителю, воспитателю и школьному психологу.
Если специалисты проводят какую-то специальную работу в вашем классе, например на объединение ребят, то не отказывайтесь от нее.
Я очень рекомендую выстраивать со специалистами доброжелательный контакт, потому что они станут вашими помощниками в школе на долгий период. Также важно не занимать пассивной позиции, если вы хотите помощи – ее надо просить, настойчиво и также доброжелательно.
Ну и в дополнение ко всему можно записать ребенка на тренинг к психологу, направленный на развитие коммуникативных навыков.
Мы с коллегой используем метод детской психодрамы, который помогает не только развить социальные навыки, но и повышает самооценку, способствует проработки психотравмирующих ситуаций (например, тех же оскорблений) и многое другое. Как правило, этот метод нравится всем детям в отличие от тренингов, структуру которых может выдержать не каждый ребенок с СДВГ.
Я верю в то, что если объединиться, приложить все усилия, использовать все возможные подходы, то мы все вместе сможем добиться очень хороших результатов.
Автор: Бурыка Мария
Источник