Ребенку 4 года мало говорит что делать

Ребенку 4 года мало говорит что делать thumbnail

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

Любой родитель обеспокоится, если его ребёнок плохо говорит в 4 года. Какая же причина, и как помочь малышу — поможет ответить на вопросы хороший специалист. Но знать основы развития и почему малыш плохо говорит, родителям необходимо.

Что делать родителям, если ребенок в 4 года плохо разговаривает?

Если возникают какие-то сомнения в речевом развитии ребёнка, стоит обратиться к специалисту. В данной ситуации лучше оказаться предусмотрительным.

Индивидуальный темп или задержка в развитии?

Жестких критериев нормального речевого развития не существует. Одни дети в 4 года уже рассказывают наизусть басни, а другие говорят простыми предложениями. И в том, и в другом случаях, это будет норма. Поэтому только специалист в состоянии оценить уровень речевого развития.

Малыш должен к четырем годам немного говорить

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Обычно простые осмысленные слова ребёнок начинает произносить в первый годик своей жизни. Это средний возраст для начала появления слов. Дальнейшее речевое развитие происходит индивидуально и зависит от многих факторов. Эти факторы делят на две большие группы: биологические (генетическая предрасположенность, особенности центральной нервной системы, строение органов речи и слуха и другое) и социальные (под ними понимают окружение малыша и условия для речевого развития).

Развитие речи чада начинается с самого рождения. Первое время общается малыш только с помощью крика. Постепенно появляются новые формы коммуникации. К трём годам кроха уже говорит предложениями, состоящими из трёх и более слов. Способен пересказывать разные истории, комментировать события.

Некоторые уже рассказывают басни

Важно помнить! Некоторые особенности речи могут являться возрастной нормой. Например, эгоцентрическая детская речь является переходным этапом.

Признаки задержки развития речи

Если ребенок плохо разговаривает в 4 года, что делать родителям? Есть несколько основных признаков, которые являются поводом обратиться к специалисту для определения наличия задержки речевого развития:

  • Маленький набор слов, который использует четырёхлетка (20 и менее).
  • Отсутствует желание общаться.
  • Невнятное произношение слов, в результате чего невозможно разобрать услышанное. Кроха выдаёт непонятный набор или съедает слова.
  • Выполнение просьб взрослых, но отсутствие при этом способности прокомментировать свои действия.
  • Неспособность выполнить одновременно две и более просьбы, связанные с одним объектом (возьми батон, отломи кусочек и покорми уточек).
  • При выражении мысли предложениями, чадо «выкидывает» часть слов.
  • Малыш не повторяет за взрослыми слова в процессе общения.

Как помочь заговорить?

Самую важную роль в развитии речи малыша безусловно играют условия в семье. Для формирования речи ребёнок нуждается в каждодневном общении со взрослыми, играх и развивающих занятиях.

В семье должно быть благоприятно

Условия в семье, необходимые для правильного и своевременного развития речи

Попадая в детский сад, в котором есть группа сверстников и система занятий, малыш с большой долей вероятности заговорит довольно быстро. Наличие других детей, с которыми ему приходится общаться, подталкивают его к этому. Но, как же способствовать речевому развитию дома?

Существует несколько основных условий для правильного и своевременного развития речи:

  • Разговаривать с малышом. Это самый главный пункт. Дети учатся, перенимая, поэтому нуждаются в образце для подражания. В семье важно разговаривать, много общаться с ребёнком. Известный факт, что если ребёнок растёт в семье глухонемых, то даже при отсутствии у него патологии, разговаривать он не начнёт, так как научиться ему будет просто не у кого. Жест и мимика будут его способами выражения мыслей, речевой навык не сформируется (это при условии, что малыш не будет посещать детские коллективы). Специалисты советуют проговаривать вслух все действия, которые взрослый совершает вместе с сыном или дочкой. И, даже если кажется, что ребёнок ничего не понимает и не отвечает, то делать это всё равно нужно. Малыш слышит речь, запоминает и учится.
  • Наполнить жизнь маленького человека впечатлениями и эмоциями, организовать его досуг. Это основная задача. Если он будет сидеть, не видя интересного и манящего окружающего мира, ребёнок заговорит гораздо позднее, словарный запас его будет более скудным. Поэтому необходимо организовать совместные прогулки в новое место, походы в парки, музеи, на интересные детские площадки, записать в кружок.
  • Создать комфортную психологическую атмосферу в семье. Семья, это культурная ниша ребёнка и лучшее средство для его развития. Если в доме царят постоянные скандалы, используется ненормативная лексика, то эмоциональное и соответственно и речевое развитие ребёнка будет страдать.

Выявляем и устраняем причины задержки речевого развития

Родители могут заметить, что речь четырёхлетки недостаточно развита, его невозможно разговорить, и обратиться за консультацией к специалистам (педиатру, неврологу, логопеду, отоларингологу, психологу и психиатру).

Полезно посетить доктора

Эти специалисты должны будут определить, есть ли задержка и, для начала выявить причины. Педиатр должен будет определить состояние ребёнка и при необходимости направить к узкому специалисту. Необходимо проверить, есть ли поражение головного мозга у малыша, исключить отиты, тугоухость (малыш может просто не слышать звуковой сигнал), аденоиды, оценить психическое развитие и психологическое состояние ребёнка, провести логопедическое обследование.

Если врач обнаружит какие-то проблемы, мешающие развитию, то они, конечно, должны быть устранены, если это возможно. Если есть проблемы с кровообращением в головном мозге, то назначается соответствующая терапия, направленная на восстановление кровообращения. Отоларингологические проблемы также требуют лечения. При необходимости, должна быть оказана психологическая помощь.

Параллельно с этим, ребёнок с задержкой речевого развития должен будет посещать занятие с логопедом. Дефектолог также даст грамотный современный совет по ФГОС. Для достижения наилучшего эффекта, родители также должны будут заниматься с малышом дома, следуя рекомендациям специалистов.

Важно помнить! В этом деле необходим индивидуальный подход.

Основная цель развития речи

Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте? Развитие речи у ребёнка в четыре года необходимо для его гармоничного развития, развития его культуры в целом, ведь речь, это показатель духовного и интеллектуального развития человека, она определяет направление человека в жизни.

Как научить культуре речи ребенка?

Культура речи является частью общей культуры человека. Совершенствовать речь необходимо всю свою жизнь. Нужно учить ребёнка следить за своей речью:

  • контролировать;
  • не допускать ошибок в произношении;
  • правильно использовать интонации.

К сведению! Необходимо постоянно пополнять словарный запас ребёнка. Для этого нужно больше разговаривать с ним, читать художественную литературу, учить пересказывать прочитанное и рассказывать увиденное. Организация речевого развития крайне важна для малыша.

Для повышения культуры речи можно использовать специальные упражнения, раздавая сюжетные картинки, просить рассказать, что на них изображено, что делают герои, о чем они могут разговаривать. Стоит предлагать разыграть небольшие сюжеты, например, диалог продавца и покупателя, поздравление мамы на праздник. Полезно читать с выражением и по ролям художественную литературу и другое.

Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Помимо того что театрализованная деятельность благотворно влияет на речевое развитие дошколят, она имеет большое значение в развитии в целом, а именно:

  • Знакомит детей с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства.
  • Повышает общую культуру малышей.
  • Прививает правила общения в обществе, знакомит с нормами поведения, этикетом.
  • Развивает артистические способности детей.
  • Учит взаимодействовать и общаться со сверстниками.
  • Развивает игровую деятельность, творческие способности.

Советы специалистов: Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников»

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» — это методическое пособие для логопедов и воспитателей, основанное на многолетнем опыте работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Её методика уникальна. С помощью этого пособия можно помочь сформировать ребёнку фразовую и связную речь, используя конспекты логопедических занятий.

Специалист Ефименкова Л.Н.

Методические приемы по формированию фразовой и связной речи у детей дошкольного возраста

Методические приёмы, это те инструменты, которые помогут ответственному родителю, воспитателю или логопеду, сформировать речь малыша-дошкольника.

Выделяют три основных группы методических приемов:

  • Игровые (сюжетно-ролевые игры, игра-упражнение, театрализованные игры и другое).
  • Словесные (прием вопрос-ответ, метод повторное проговаривание, разговор, образец речи, указание, оценка, морфологический разбор и другое).
  • Наглядные (показывать иллюстрации, изображений; помощь в организации наблюдения и другое).

Некоторые специалисты выделяют ещё четвёртый тип приемов — комплексный.

Время, потраченное на обследование и работа грамотного специалиста способны помочь, если ребёнок в 4 года плохо говорит, в формировании речи. Однако родителям нужно понимать, что многое в этом деле зависит от них самих, и они — главная сторона в этом.

Источник

Развитие речи у человека начинается с самого рождения. Известно, что к 3-5 годам дети приобретают навык правильного произношения всех звуков. Но при некоторых проблемах развития нервной системы (НС) или определенных отделов головного мозга ребенок плохо говорит в 4 года: не в состоянии выразить мысль, сформулировать предложение и дать объяснение своему поведению. О нормах и патологии речи у таких детей, а также о методах коррекции неправильного произношения звуков, поговорим в этой статье.

Нормальная речь ребенка в 4 года

Нормы развития ребенка в 4 года

Этот возраст назван периодом «почемучек». Дети активно познают окружающий мир, у них в голове созревает множество вопросов, которые они без устали задают взрослым.

Это нормальное течение речевого развития ребенка. Понять, где начинается отклонение, можно изучив норму развития речи.

  • Маленький «почемучка» четко формулирует мысли, излагает их. Активный словарь его насчитывает около 2500 слов. Постепенно речь обогащается новыми словами.
  • Начинается элементарное отграничение предметов по признакам, может найти связь между происходящими явлениями.
  • В перерывах между постоянными вопросами малыш может уже послушать ответы. Внимание становится более устойчивым.
  • Высказывания состоят из простых и сложных конструкций, предложений.
  • Ребенок уже может рассказать о себе основные сведения, кратко пересказать сказку или рассказать о своем дне в садике.
  • Допускаются грамматически неправильные предложения, при сохранении смысла информации. Слова имеют неправильные окончания или не согласованы между собой.
  • Ребенок со стороны видит ошибки в речи собеседника, свои еще не замечает.
  • Дети учатся рифмовать слова, появляются первые связки слов по рифме.
  • Малыш умеет выделять звук из слова, но «л», «р» еще не слышны. Часто в таком возрасте он правильно выговаривает «ш», «ж», «щ», «ц», «ч».
  • В речи иногда встречается перестановка букв, нехватка их в слове (залетел – етел, проголодалась – пролагодалась).

Дети стремятся к общению, первыми начинают говорить с людьми. Допускается отсутствие в речи некоторых звуков. Это тоже вариант нормы в 4 года.

Нарушения речи по МКБ-10

В Международной классификации болезней специфические расстройства развития речи находятся под кодами F80, R47, F84, F98. Сюда относят такие патологии:

  • расстройство рецептивной речи – ребенок не понимает, что ему говорят;
  • расстройство экспрессивной речи – он не может рассказывать в соответствии с возрастом;
  • расстройство речевой артикуляции – издает звуки не по возрасту (1-2 года);
  • дисфазия, афазия – поражение коры головного мозга, при котором нарушается речь или отсутствует;
  • дизартрия, анартрия – нарушения речи в результате проблем иннервации артикуляционного аппарата, патологий НС;
  • аутизм;
  • заикание и другие патологии.

Причины невнятной речи или ее отсутствия

Мы видим, существует большое разнообразие нарушений общения ребенка посредством речи. Причин этому также много.

В последнее время логопеды, психологи и медики бьют тревогу: более 60% четырехлетних дошкольников неправильно говорят и формулируют мысли. Эта проблема угрожает нынешнему поколению тем, что за неправильно построенным общением следует ошибочное написание слов и сниженное качество усвоения школьного материала. О какой грамотности и успеваемости тогда мечтать?

Причины речевых нарушений

Причин расстройств речевого развития в четыре года множество:

  • Болезненность мамы при вынашивании плода.
  • Родовые травмы, нехватка кислорода, асфиксия.
  • Позднее созревание структур головного мозга.
  • Нейроинфекции и ЧМТ (черепно-мозговые травмы), присутствовавшие в раннем детстве.
  • Патологии на уровне хромосом.
  • Педагогическая запущенность.
  • Недостаточное общение ребенка с родителями.
  • Чрезмерная «погруженность» в гаджеты.
  • Стрессы, нервные потрясения в период формирования речи.
  • Патологии слуха.

Существуют статистические данные: у мальчиков 4-х лет нарушения речи диагностируются в 4-5 раз чаще, чем у девочек такого же возраста.

Родители нередко сами становятся причиной плохого произношения слов. Они не создают атмосферу доверия, где ребенок мог бы раскрыться, пообщаться, поделиться новостями и переживаниями. Причина этому – чрезмерная занятость, желание занять ребенка компьютером или телефоном, чтобы самим расслабиться в тишине. В общих прогулках, беседах за чаем и формируются навыки общения.

Диагностика у логопеда и других специалистов

Логопедическая диагностика

При подозрениях на задержку речевого и психического развития важно не тянуть время, а немедленно обращаться к логопеду. Иногда, помимо этого специалиста, требуются консультации психолога, психоневролога, невропатолога, дефектолога. Специалист проводит дифференциальную диагностику специальными методами и инструментами, для определения точной причины неразвитости средств общения. Происходит проверка слуха, сохранности психических процессов, артикуляции, физиологических отклонений в речевом аппарате.

Не зря требуется плановый осмотр у логопеда в 3 года. Это самый благоприятный возраст для наиболее эффективной коррекции проблем с речью.

Врач назначает лечение, направленное на восстановление нервной системы, слуха, голосовых связок и других органов, если в них проблема. В 3 года еще можно «догнать» пропущенные этапы речевого развития, потом уже сложнее это сделать.

Методы коррекции

Если ребенок в 4 года плохо говорит – это сигнал об опасности для развития его высших психических функций. Логопед помогает исправить дефекты произношения звуков, расширяет словарный запас, формирует навык составления рассказа, его оформления.

Первое занятие у логопеда – диагностика проблемы, выявление органических, функциональных проблем речевого развития.

Специалист делает заключение и определяет проблему, которую нужно корректировать медицинскими средствами или логопедическими занятиями.

На последующих занятиях происходит работа по выявленному дефекту. Логопед использует такие методы, как артикуляционная гимнастика, мнемотехника, логопедический массаж, развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя, совершенствования связного языка, формирование коммуникации.

Занятие с логопедом

Специалист по детскому развитию знает, что в 4 года ребенок усваивает новые знания в игровой форме. Для коррекции в игре применяются разные авторские методики:

  • Эльконина;
  • Фомичевой;
  • Волковой;
  • Каше;
  • Методика Ткаченко используется для 4-6 лет.

Часто к логопеду обращаются с просьбой «поставить» звуки. Это одна из самых легких проблем речевого развития детей. Для ее решения специалист использует гимнастику, стишки и другие методы.

Обязательное условие – развитие артикуляции.

Работа по постановке звуков делится на несколько этапов:

  • упражнения для развития артикуляции;
  • постановка самостоятельного звука, с гласными;
  • введение в речь.

В процессе этапа «введение в речь» важна помощь родителей. Детям нужно показывать правильное произношение, повторять вместе слова с проблемной буквой, возвращаться и просить повторить еще раз, если ребенок неправильно сказал слово.

Артикуляционная гимнастика

Приведем примеры некоторых упражнений для развития артикуляции:

  • «Оближем губки». Родитель показывает, как нужно облизывать губки после варенья, шоколада. Делается в веселой атмосфере.
  • «Сложи губки трубочкой». Ребенок должен увидеть на примере, как это делается. Можно придумать, как обыграть ситуацию: «мы паровозики – ту-ту», «дуем через трубочку» и так далее.
  • Хорошее упражнение про «язычок», деткам очень нравится:
    • язычок гулять собрался – высунуть язык как можно больше;
    • он умылся, причесался – между зубками подвигать язык вперед, назад;
    • на прохожих оглянулся – круговые движения языка по губам влево, вправо;
    • влево, вправо повернулся – направить его в соответствующие уголки рта;
    • вниз упал, наверх поднялся – соответственно, длиннее выдвигать;
    • раз, и в комнату забрался – спрятать резко в рот.
  • Для общения и проговаривания звуков важно научить малышей правильно дышать. Помогут дыхательные гимнастики: дуть на ватку со свернутым в трубочку языком, надувать через соломку мыльные пузыри. При этом важно держать щеки, чтобы воздух не шел в них.
  • В развитии речи, как это ни странно, большое значение имеет мелкая моторика рук. При этом развиваются мозговые структуры, что положительно влияет на формирование речи. Можно лепить из пластилина, рисовать пальчиками, собирать мозаику. Также важна крупная моторика: танцы, подвижные развлечения, игры на внимание.

Прогнозы

При раннем обнаружении проблемы прогноз благоприятный. В четыре года реально решить большинство указанных проблем. Структуры головного мозга до 6 лет максимально пластичные, коррекции поддаются. Нервная система также до 5 лет еще дозревает.

Если родитель замечает нарушения речи, не нужно затягивать с обращением к логопеду. Другое дело, когда с такой проблемой обращаются в 6-7 лет. Время упущено, и многие речевые функции будут утеряны.

Профилактика и рекомендации: памятка родителям

Игры и занятия по развитию речи

Что можно и чего нельзя делать дома при формировании речи у ребенка?

  • Важно научиться говорить с малышом четко, внятно и не торопясь.
  • Нельзя «сюсюкать», ведь дети точно повторят дефекты произношения. Это затормозит усвоение звуков.
  • Ни при каких условиях нельзя ругать за неправильное произношение, передразнивать.
  • Важно учить детей четырех лет сначала легким словам, потом сложным.
  • Родители должны заниматься дома так, как говорит специалист. При этом они показывают заинтересованность, настрой, спокойствие. Важно проводить занятия регулярно.
  • В домашних условиях нужно чаще спрашивать «Почему?». Так дети учатся формировать предложения, анализировать, развивать активный словарный запас.
  • Следует чаще разговаривать с сыном, дочерью, чтобы они рассказывали любимый мультик, сказки. Сочиняйте с детьми поучительные истории.
  • Делайте аппликации: это порадует малыша, а также будет способствовать развитию мелкой моторики рук. Ребенок учится работать с бумагой, ножницами, клеить, получать целостные картинки.
  • При занятиях используйте зеркальце. Малышам интересно наблюдать за своими достижениями. Они продолжают изучать себя, движения губ, языка.
  • Чтобы