Ребенку 4 года и его взаимоотношение со сверстниками
После 4-х лет отношение к сверстникам у ребенка очень существенно меняется.
С одной стороны, появляется совместная деятельность (в отличие от детей более раннего возраста, у которых отношения бессодержательны), после 4-х лет дети вместе что-то делают, и прежде всего — играют.
Игра дает содержание их совместной деятельности — дети распределяют роли, делят игрушки и т.д. Возникает сотрудничество, которое предполагает внимание к другому, учет его желаний, слов, возможность отвечать и продолжать его действия.
Параллельно с этим и в этом же возрасте, 4-5 лет, когда выделяются некоторые собственные качества, преимущества, достижения, умения, возникает острая и чреватая различными проблемами потребность в признании или в уважении другого. Чтобы ребенку выделиться, чтобы получить определенное признание со стороны сверстников и взрослых, надо прежде всего сравнить свои умения с возможностями других.
После 4-х лет для ребенка очень важно быть лучше, превзойти других, показать свое преимущество: «я хороший, у меня больше игрушек, я лучше прыгаю, я быстрее ем, у меня самые красивые бантики». И здесь не важен повод для сравнения.
Потребность в признании порождает конкурентные отношения между детьми, когда важно превзойти и показать другому, что «я лучше, круче, больше», и сравнить себя с этим другим, доказать ему свое преимущество. И предметом этого преимущества может быть всё, что угодно: и кто дальше плюется, и у кого длиннее волосы, и кто выше прыгает. Главное — доказать, что «я» в чем-то где-то «тебя опережаю».
Как мы увидим дальше, эта потребность является источником очень многих и межличностных, и внутриличностных проблем как мальнького, так и большого человека.
Эта стадия, когда, с одной стороны, — ребенок хочет играть вместе со сверстниками, а с другой стороны — ему нужно быть лучше всех, превзойти, победить, продолжается примерно до 6-летнего возраста.
После 6 лет эта потребность в признании несколько сглаживается у большинства детей. В отношениях между детьми возникают устойчивые избирательные отношения. Появляется дружба, которая не зависит от того, кто лучше, а кто хуже, т.е. возникают внеситуативные отношения. В некоторых случаях появляется даже первая любовь, появляется некоторая структура детского коллектива.
Здесь важно, что те дети, которые расположены друг к другу, уже не столь конкурентно направлены, потребность в признании у них не такая жгучая, как была ранее. Они уже могут помогать, содействовать, сопереживать друг другу, даже оправдать другого в глазах взрослых. У них возникает естественная связь, единство, причастность к другому человеку.
Такова в общих чертах динамика межличных отношений в дошкольном возрасте.
Проблемные формы отношений со сверстниками
Далеко не всегда эта динамика развивается в соответствии с возрастными нормами.
Взрослые — родители и воспитатели — очень часто не подозревают, какие драмы, обиды, конфликты происходят в детском саду.
Нам кажется, что всё нормально, и мы устремлены главным образом на то, чтобы ребенок хорошо учился, осваивал программу.
А он-то живет совершенно в другом — в своих дружбах, ревности, зависти, ненависти. Он погружен в эти человеческие отношения значительно больше, чем в программу дошкольного воспитания (тем более — школьного). Внутри этих отношений существуют явные проблемные формы. Есть дети, которые и сами страдают, и мешают нормальной работе группы.
Эти межличностные отношения являются тем ростком, той клеточной, из которых дальше вырастает характер и которые определяют во многом отношения с другими на протяжении всей долгой жизни человека.
Очень часто возникают проблемные формы отношений со сверстниками, наиболее распространенные из которых — детская агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность.
* Это тематический фрагмент из цикла лекций доктора психологических наук Елены Олеговны Смирновой «Дети с трудностями в общении».
Часть 1. Развитие отношений со сверстниками в дошкольном возрасте.
1. Отношения со сверстниками формируют фундамент личности.
2. Общение и межличностные отношения.
3. Внутреннее Я в межличностных отношениях людей.
4. Осознание чувства ‘Я’ у младенцев и детей раннего возраста.
5. Особенности отношений детей 2-4 лет.
6. Отношения со сверстниками у детей 4-6 лет.
Часть 2. Дети с трудностями в общении со сверстниками.
1. Детская агрессивность.
2. Детская обидчивость.
3. Детская застенчивость.
4. Детская демонстративность.
Часть 3. Психологическая природа проблем в межличностных отношениях.
1. Общие причины детской агрессивности, обидчивости, застенчивости и демонстративности.
Примечание. Разбивка на параграфы наша (doshkolniki.org).
Источник
Олеся Куприянова
Взаимоотношения ребенка со сверстниками
Куприянова Олеся Николаевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 168 общеразвивающего вида»
г. Владивостока, Приморский край
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Аннотация: в статье рассматривается важная роль общения ребенка до-школьного возраста со сверстниками. Раскрываются особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста, отмечается положительное влияние общения ребенка со своими сверстниками на его общее развитие. В процессе совместной деятельности дети накапливают опыт саморегулирования поведения и приобретают навыки коллективности.
Ключевые слова: дети, взаимоотношения, взрослые, сверстники, общение.
Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.
Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче сформируются в результате взаимодействия с другими детьми.
Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
Какова специфика общения со сверстниками?
1. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.
2. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.
3. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.
4. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.
С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его под-готовка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.
Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость – и чем чудеснее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают – так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно? Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают 2 Образование и наука в современных условиях в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул – и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ничем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.
Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками еще в семье.
В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие Личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
По мнению Е. Е.Кравцовой: «В общении с ровесниками, у ребенка развиваются важнейшие черты личности – он становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т. д. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого. Если взрослый для малыша, является прежде всего эталоном, которому он стремится во всем подражать, то сверстника можно поправить, дополнить и т. д».
В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми. Только в группе, по утверждению B.C. Мухиной, в общении с другими детьми ребенок получает определенный статус популярности. Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признания среди сверстников. Притязание на признание может проявляться в стремлении «быть лучше, чем другие». Это стремление, по мнению B.C. Мухиной, создает мотивы успеха, является одним из условий развития воли.
Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, то это должно насторожить. Скорее всего, у вашего ребенка просто нет друзей в силу тех или иных причин. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад или прогулки во дворе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют друзей. Если вы заметили, что у вашего ребенка существует такая проблема, то не стоит на этом акцентировать внимание ребенка. Помочь ему нужно незаметно, чтобы малыш не понял, что он какой-то не такой, как другие дети. Спасти ситуацию, помогут знакомые, в семье которых есть дети такого же возраста. Их можно чаще приглашать в гости или договориться выводить детей на прогулку в одно и то же время. Чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении, можно записать его в какую-нибудь секцию, творческое объединение. Таким образом, малыш будет заниматься любимым делом и при этом общаться с единомышленниками, ведь общее хобби объединяет не только взрослых, но и детей.
Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе.
Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в до-школьном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. Благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливает опыт саморегулирования поведения, считается с общественным мнением, приобретает навыки коллективности.
Список литературы
1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А. В. Петровского. – М., «Просвещение», – 1973. Приморский край 288 с.
2.Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 140с.
3.Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений / Т. Д. Ма- рютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова, – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
4. Смирнова Е. О.Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
5. Смирнова С. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, – 1996. – №3. – С. 5-14.
Источник
Уже на первом году у ребенка появляется интерес к другим детям. Необходимость общения и обретения связей заложена природой, это наш социальный инстинкт. Однако в юных коллективах образуются индивиды, которые держатся отстраненно от всей группы, их не принимают сверстники, т.е. навыки социализации находятся на низком уровне. О том, почему так происходит и как избежать таких проявлений у Вашего ребенка читайте далее.
Почему ребенку нужно общаться со сверстниками
Многие родители сетуют на школьное образование и жестокость подростков, оставляя детей на домашнее обучение и сводя контакты со сверстниками на минимум. Это не всегда оправдывает себя, ведь школа, детский сад — это упрощенная модель общества, в которой дети обретают навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.
В возрасте полтора года ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, нежели партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым ребенком куклу и сверстника, то отношение к ним будет идентичным: малыш поковыряет глаз у куклы, а потом попытается проделать то же самое со сверстником, похлопает куклу по голове и повторит это же с другим ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать на вкус его пальчики и совершать множество других действий исключительно познавательного характера. Это говорит о том, что сверстник для него выступает объектом, который хочется исследовать и узнавать.
Почти до двух лет в детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения, затрудняя полноценное общение. А навыков равноправного взаимодействия у детей пока еще нет. На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, падать, кувыркаться и бросаться игрушками.
Возрастные особенности общения и выбора компании для общения
С возрастом изменяются отношения у детей к дружбе изменяется. Как отмечалось ранее, первый интерес у детей к друг другу проявляется в возрасте 2-3 лет.
Становясь старше, от 4 до 7 лет дошкольники дружат с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами.
Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро – за добро, зло – за зло».
В 7–9-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, которые делятся школьными принадлежностями и дают списывать. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля.
В начале подросткового возраста с 10 до 14 лет другом, скорее всего, станет тот, с кем можно поделиться самым сокровенным секретом. В этот период подросток особо подвержен влиянию группы, т.к. боится утратить популярность среди сверстников.
Что может сделать родитель в помощь ребенку
Развивать навыки общения у Вашего ребенка стоит с самых юных лет во избежание проблем в коллективе и будущей социализации.
- Будьте примером для своих детей. Демонстрируйте навыки позитивного социального общения, заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.
- Учите детей уважению к другим людям и разрешению конфликтных ситуаций, а также знакомству со сверстниками. Наиболее просто это можно сделать при помощи игрушек. Так, например проигрывайте варианты поведения, диалоги: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Ролями можно меняться, видоизменяя условия, чтобы ребенок знал, как стоит реагировать, если собеседник обиделся, рассердился или полез драться. Так в игровой форме Вы подкорректируете сложности в поведении.
- Расширяйте круг общения своего ребенка. На начальных этапах понадобится именно Ваша помощь как друга. Сначала это семья, родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии.
- Создавайте условия для развития способностей детей. Помогите понять ребенку сильные и слабые стороны. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.
Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Это труд, который обязательно даст свои результат в будущем. А помочь развить навыки коммуникации поможет детский сад «Поколение», которые предоставляет услуги занятости для детей разных возрастов по интересам.
Источник
Дети по своей природе стремятся знакомиться со всем новым, в том числе и с людьми. Но бывает так, что ребенок не умеет заводить друзей. Он почти ни с кем не хочет дружить, плохо ладит с ровесниками. Как помочь таким детям, и что предпринять взрослым для их успешной социализации? “ЛегкоПолезно” делится советами, как научить ребенка дружить.
Для начала надо разобраться, в чем причины такого добровольного одиночества. На что родителям стоит обратить внимание?
Как проявляются проблемы в общении
- Малыш жалуется, что с ним отказываются разговаривать, играть, его игнорируют сверстники.
- Играя во дворе, ребенок активный, веселый, но при этом не идет на контакт с другими детишками.
Дома дети, обладающие патологической необщительностью, не рассказывают о том, что произошло в школе, детском садике.
- Малыш старается в выходные дни никуда не выходить, ему вполне комфортно быть одному.
- При любой возможности ребенок отказывается идти в школу, ища любые причины, чтобы не посещать ее.
- У ребенка много комплексов, он начинает стесняться и избегает контактов, боясь быть осмеянным. Например, дети дразнят его из-за картавости, полноты, неопрятности, немодной одежды.
Как научить ребенка дружить
- Родителям надо понять, что конкретно мешает ребенку общаться в коллективе заводить друзей. Когда причина будет ясна, ему надо будет помочь преодолеть комплекс и трудности в общении.
Можно рассказать о своем опыте, который у вас был в его возрасте, когда вы оказались без друзей. Наверняка такой момент был в детстве у каждого из нас. Новая школа, первый день в спортивной секции, знакомство с соседскими детьми после переезда на новую квартиру – припомните такие эпизоды и поделитесь своими мыслями и чувствами. Особое внимание уделите тому, как вы справились с проблемой.
- Хорошей поддержкой станет консультация детского психолога. Лучше, если это будет не школьный психолог, чтобы слухи не разнеслись по учебному заведению. Найдите специалиста, который найдет общий язык с ребенком.
- Запишите малыша на танцы или в спортивную секцию, где он найдет друзей по интересам. Если в школе или во дворе порой дети не знают, с чего начать разговор, то общее дело сразу подскажет темы для общения.
- Устраивайте совместно веселые тематические праздники, на которые пригласите сверстников ребенка из школы, детского сада. Придумайте игры и конкурсы, в которых дети смогут лучше узнать друг друга.
- Подружитесь с родителями других малышей и вместе планируйте мероприятия: совместные прогулки, походы в парк, в кафе, на пикник и т.д. Возможно, в новой обстановке ребенок раскрепостится, и диалог со сверстниками получится сам собой.
- Попросите классного руководителя или воспитателя почаще включать ребенка в ролевые игры или театральные постановки. Такие занятия не только выстраивают доброжелательное отношение к окружающим, но и помогают справиться с комплексами, застенчивостью.
Чтобы малыш приобрел авторитет среди ровесников, учите его навыкам поведения в коллективе. То, что нам, взрослым, кажется очевидным, ребенку может просто не приходить в голову. Расскажите, как себя вести в разных ситуациях, а лучше разыграйте вместе с сыном или дочкой сценки: отобрали игрушку, обозвали обидным словом, поделились вкусненьким, сделали комплимент. Поясните, как реагировать на все эти ситуации, чтобы завоевать уважение и симпатию окружающих.
- Возникновению дружбы способствуют совместные игры. Возьмите на игровую площадку мяч, разноцветные мелки и другие игрушки, в которые можно играть всей компанией. Однако не стоит брать с собой дорогие игрушки. Этим вы только вызовете зависть других детей и дадите повод для спора, а то и драки.
- Если ваш отпрыск тихоня, поддерживайте его каждый шаг в знакомстве с детьми. Помедлите с критикой в адрес новых друзей ребенка, даже если вам не нравятся их манеры, стиль одежды или круг интересов. Если вам кажется, что вмешаться просто необходимо, то будьте максимально деликатны в своих оценках.
Важно помнить, что помогая ребенку наладить отношения с другими детьми, не стоит навязывать ему общение и принуждать к постоянному взаимодействию с другими детьми. Просто поддерживайте его, давая в нужный момент правильные советы.
Почаще говорите ребенку, что вы его любите, обращайте внимание на его сильные качества и положительные стороны. Если проблемы в общении коренятся в неуверенности в себе, то с ростом самооценки будет расти и круг общения.
подробнее здесь: https://legkopolezno.ru/tsennosti/druzya-i-obshhenie/10-sovetov-kak-nauchit-rebenka-druzhit/
Источник