Ребенку 4 года говорит по слогам

Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».

Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.

Физиологические причины

Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.

В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.

Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.

Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.

Нарушения речи

Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.

Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:

  • неправильная артикуляция;
  • патологии ритмики и темпа произношения;
  • дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
  • ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.

Неправильная артикуляция

В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.

Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.

Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.

Патологии темпа и ритмики речи

Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.

Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.

Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.

Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.

Дефекты, обусловленные проблемами со слухом

Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.

Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.

Недоразвитие речи или ее утрата

Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.

Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.

Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.

При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.

При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).

В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.

Читайте также:  Размеры ноги у ребенка в 4 года

Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.

Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.

Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.

Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Источник

  • Добрый день! Ребенку 3 года 3 месяца. С рождения наблюдаемся у невропатолога, в диагнозах много чего, но вроде к году успешно всё преодолели с моторикой, пошли в год и месяц, ребёнок физически и психически развит на свой возраст сейчас. Но вот имеются проблемы с речью. Последний раз были у невропатолога в 2 года 10 месяцев. Так сказать, учитывая наш анамнез, она пока ставит ЗРР на резидуальном фоне (типа сказываются проблемы у ребёнка после рождения до года), но меня всё равно беспокоят многие вещи. Ребёнок говорит не все слова, он не может их повторить даже, хотя пытается, те слова, что он может произносить и которыми пользуется в своей речи звучат лишь отдельными слогами: дерево – де, мяч – мя, хочу = хо, вкусно = вку, каша – ка и т.п. есть, конечно, слова, которые он произносит и целиком, но их не так много. Что касается фраз и предложений, то фразовая речь есть, предложения из 3-4-5 слов, но все они выглядят следующим образом: мама, я хо гра мя – мама, я хочу играть в мяч, ли с де пал – лист с дерева упал, ка вку – каша вкусная, мама хо пи вон там – мама, хочу писать вон там. К невропатологу собираемся в августе, буду на всё это жаловаться, а сейчас хотелось бы узнать, может у кого было так, кто нужен, дефектолог, логопед?

  • Логопед точно нужен. На счет дефектолога – спросите у невролога на приеме.

  • Это не новая проблема, это еще одно проявление все тех же проблем, которые ваш ребенок получил в родах (внутриутробно). У нас конкретно такого не было, но было куча всего другого и с речью в тч. А вам сказали, что в год все последствия закончатся? Это довольно оптимистично, и, думаю, не соответствует действительности. Если вам невролог что-то назначил, продолжайте выполнять рекомендации, можно сходить к логопеду, дефектологу, вне графика к неврологу – дополнительная диагностика и рекомендации точно не помешает.

  • я имела ввиду, что до года у нас были проблемы с моторным развитием, особенно ногами, в 9 месяцев помогли уколы кортексина, после этого ребёнок стал догонять сверстников, и в год и месяц мы пошли как многие дети. Потом начались проблемы с речевым развитием и вот до сих длятся. Последний раз пили пантокальцин в 2,5 года. В 2 года и 10 месяцев она не стала ничего назначать, сказала, что после лета приходить. Но я беспокоюсь. В садик пойдём в сентябре, может это как то даст толчок.

  • один из логопедов сказала, что норма до 4 лет половинить слова, и до 4 лет рано говорить о проблеме. Но я что-то так не думаю.

  • Я понимаю ваши переживания. Я была на вашем месте со старшим ребенком. Мой опыт – моторное отставание в первый год – это то, что вылезло первым, но это надводная часть айсберга, еще есть (возможно) подводная, которая (возможно) будет постепенно показываться. Моторные проблемы и нарушение речи – это проявления одного и того же, что еще не компенсировалось. Озвучьте диагноз невролога, как он звучал в первый год? Апгар какой был?

  • Некоторые логопеды не хотят заниматься с детьми до 4 лет, потому что к ним сложнее найти подход, заинтересовать. Конечно же, один слог – это не норма в этом возрасте. У моего сына была похожая ситуация(диагноз сенсорно-моторная алалия), он занимается с логопедом с 3,5 лет. Чуть больше чем за полгода проблему со слогами решили, но вылезли другие проблемы. Речь, как Вам уже написали, высшая психическая функция т.е. это только вершина айсберга.

  • Если только это то скорее норма. Если еще какие то симптомы есть которые вам не нра опишите их.

  • Тоже самое было у моего ребенка и именно в этом возрасте. Увы, это не норма. Это ОНР, ну и как следствие ЗПР.

    Невролог+ логопед+дифектолог+психиатр должны назначить лечение и занятия.

    Вам удачи в реабилитации, терпения и спокойствия! Чем быстрее начнете, тем больше шансов скомпенсировать проблемы к школе.

    Разговорам “у моего было и само рассосалось” верить не стоить.

  • Он у меня кесаренок, плановое кесарево в 40 недель, 8-9 апгар. У меня с 10 недель беременности угроза прерывания постоянная, лежала всю беременность в стационарах на сохранении. С 28 недели внутриутробное отставание в развитии на 2 недели, причины неясны. К родам вроде всё было уже нормально, и с весом, и с другими параметрами. Правда лекарств куча была выпита и проколото Вообщем, после родов с 3 месяцев диагноз Церебральная ишемия, перинатальная энцефалопатия, по результатам нейросонографии гидроцефалия небольшая. Отвод от прививок. Ребёнок к 9 месяцам только стал переворачиваться, сидел плохо, на ноги вообще не вставал, если ставили, то поджимал, лекарства не принесли толку, врач назначила уколы кортексина и всё, ребёнок тут же стал активнее, появилось гуление активное, звуки, сразу стал вставать, сидеть хорошо. Сейчас невропатолог пишет, что очаговой симптоматики нет никакой.

  • так у меня первая девочка в год и 9 месяцев уже во всю болтала, поэтому меня как-то не успокаивают фразы “ну мальчики они позднее говорят” или “заговорит, когда время придёт”

  • кроме речи ничего не беспокоит, абсолютно обычный ребёнок, как и все другие. Если бы говорил нормально, то не отличить от других. Развит по возрасту и физически, и психически. Невропатолог видит только задержку в речевом развитии.

  • Они реально тормозные. Все мамы у кого первые девочки в шоке от своих сынуль.

  • Нам в саду повезло с логопедом но она берет только сложных деток и только в старшей группе. Мою за год вывела в ноль, все буквы на месте, даже наш профи невролог удивилась. На НГ сплошь пробелы, в мае все ок.

  • Ваша проблема наиболее вероятно имеет причиной нарушения, вызванные внутриутробной гипоксией, судя по течению вашей беременности и проблемам после. У меня похожая беременность, только закончилась нормальными по течению ЕР, так что в родах ничего не добавилось, это я точно знаю. Но у нас апгар был низковат, 7/7 и была еще остановка дыхания на второй день, те он родился довольно таки незрелым, у вас апгар выше, это обнадеживает. В целом по моему опыту общения с коллегами по проблемам, нарушения, полученные конкретно в родах, действуют по принципу “пан или пропал”, те либо необратимые тяжелые, либо напротив, несложные и быстро компенсируемые. Для нарушений от в/у гипоксии характерно нечто среднее. То есть не хочу вас пугать, но настройтесь на работу с ребенком, легко не будет. Хотя, опять же, апгар неплохой, хм. У нас тоже было заметное отставание в первый год, пошел в год и месяц ( младший у меня неврологически здоров, а пошел еще позже). Еще важно понимать, что никакие лекарства, кортексин и проч. на причину проблемы не влияют, они только частично компенсируют последствия, путем стимуляции мозгового кровообращения и проч., обычно после курса ребенок поднимается на ступеньку выше, но причина не исчезает. Она будет, скорее всего, еще несколько лет вас беспокоить в разных явлениях. У вас моторные навыки первого года освоены, теперь проблема в речи. Кстати, нейросонография у моего тоже была приличная, нарушения позже стали видны на ЭЭГ. В общем, терпения вам и удачи, тяжелого ничего нет, иначе бы вы знали, но работы предстоит много и, возможно, быстро не будет получаться. А, кстати, вот: а что у вас с поведением? Был ли явновыраженный кризис трех лет, бывают истерики?

  • Спасибо вам большое за такие развернутые ответы. Вот как раз мой ребёнок просто идеальный, он спокойный, неагрессивный, дружелюбный, ласковый, может поистерить, конечно, если мама что-то не даёт, может даже на пол упасть, но очень редко, с ним по жизни очень легко везде. А кризисы, я считаю, мы сами родители создаем, потакая ребёнку и обращая внимание на его закидоны. У меня вот с первой дочки был кошмар, так она и до сих пор пока своего не добьется весь мозг вынесет. А с мелким я сразу перестала реагировать на его крики, падения и прочее. Он видит, что не работает и больше так не делает

  • у нас рядом с домом логопедический сад, может через годик туда попробовать попасть, но хочется всё же, чтобы к 4 годам хоть часть проблем ушло.

  • спасибо, я уже даже почитала в инете.

  • Ну вот мой старший тоже был спокойный. Никаких истерик, кризисов трех лет, валяний на полу в магазинах и т.п. и т.д., я это все только с младшим познала. Я именно это и ожидала услышать.

  • я считала, что это хорошо, но невропатолог тоже сказала, что нужно напрячься, если ребёнок излишне спокоен, но он у меня нормальный, активный, только послушный и воспитанный

  • нанимайте частного логопеда и дефектолога.

    с моим начали заниматься в его 2.5г.

    В 4 пошел в логосад и на момент поступления уже был прогресс.

  • а как попали в логосад? я читала, что надо комиссии какие-то проходить, одного диагноза мало

  • не надо никаких комиссий. Надо идти и договариваться с заведующей я нашу за год до поступления начала со всеми праздниками поздравлять

  • Слух проверяли? Бывает из за нарушения слуха, дети не произносят правильно слова, они их так слышат уже неправильно. Удачи, терпения, специалистов конечно подключайте, в Москве есть даже и бесплатные хорошие центры, могу подругу спросить, если что пишите в личку, они уже несколько лет посещают.

  • У сына было так же. Говорил только первые слоги от слов. Понять его могла только я. В 2,5 пошли к неврологу, поставили ОНР. Лечились комплексно и долго, в 3 пошел в саду к логопеду. К школе проблемы с речью решили практически полностью. Не затягивайте визит к врачу, само может не пройти… Удачи Вам.

  • Есть противоположные живые примеры

  • ой, зашла сюда такую же тему завести!

    Только вот одно но!

    Родились мы путем КС (из-за моих проблем). Вес 3800. проблем никаких не было. Ребенок спокойный, сон отличный, никаких гипо-,гипер-тонусов не было, в 6 месяцев сели. в год пошли, невролог при всех приемах ставила стабильно Здорова. Мне есть с чем сравнивать, старшая после сложных родов до сих пор (а ей уже 10 лет) наблюдается у невролога.

    В год младшая дочь речь хорошо понимала, могла показать сколько ей лет, из слов в обиходе ну где-то 10 было – мама,папа,баба,ав, и т.д. В 1,5 года начали появляться новые слова и много, но только первые слоги, или подражательными звуками (ав, мяу). Начала строить предложения. Сейчас нам 2,3 (10 августа будет 2,4), месяц ходим в садик. Но речь какая была – первые 1-2 слога, или только звуки подражания, бывает проскальзывают слова полные – но такая каша.

    ОБщалась с воспитателем. Говорит в группе (10 человек) есть ребенка 4, которые вообще не говорят – в разговоре только слово ДА.

    Тоже беспокоюсь за младшую. На фоне неврологии, старшая в 2,4 уже разговаривала, полными словами и предложениями, она у логопеда была в 4-5 лет из-за твердой Л, которую поставили достаточно быстро. До сих пор помню в 2,6 старшая после садика идет и говорит мне, Мама смотри би-би! Я очень удивилась, потому что в разговорах я такие сокращения не использую, и она благополучно выговаривала машина, спросила у нее, а что такое би-би. Дочка начала смеяться, мол незнай, но дети в садики так говорят, когда показывают на машину.

    Поначиталась здесь про ОНР – прямо страшно. Но мы с мужем поздно начали говорить, у меня были проблемы с речью серьезные. Думаю пойти на прием к неврологу, но прямо ноги не тянут, как говорится , но собраться надо!

  • Без заключения и направления комиссии вас в логосад не возьмут, хоть каждый день заведующую поздравляйте.

    Надо взять направление у логопеда из поликлиники, выписку у участкового врача, пройти лора (он проверяет слух) и психиатра. И с этими бумажками ехать с ребенком на комиссию. Там ребенка проверят при вас 3 специалиста – психиатр, логопед и дефектолог и дадут направление. Потом уже с ним в окружную комиссию по комплектованию в дет.сады едите. А заведующая сейчас мало что решает.

    Вообще, по опыту, мест в таких садах очень мало. Нам предложили сад у черта на куличках, в ближайших к нам садах мест не было.

  • Моему 2.5 тоже говорим по 1 слогу. Есть только “любимые” слова которые выговаривает полностью, но их не много ну может 30, все остальное ли(лифт), де(дерево), вку(вкусно) и так далее. Только были у невролога, она говорит норма, ну может и норма, но интересно когда и как ребенок это преодолеет?! Что делать надо?

    Пока только по многу раз повторяю четко слово полностью, ну к примеру когда в том же лифте едем (саша это что? – ли – нет это ЛИФТ), но пока результатов не вижу.

  • Я делюсь собственным опытом. Заключение невролога, логопеда и психиатра брали, но ехали с ними уже на собеседование в сам ДС. Никаких комиссий не был, но у нас еще сад по прописки был ( может это на что то влияет).

  • со слухом все в порядке, что ему нужно он хорошо слышит

  • вот, кстати, те слова, что он говорит полными он хорошо говорит, понятно.

  • нам врач наша тоже в 2 г. 10 мес. сказала, что это норма, но что-то сомнения гложат, особенно когда инет начитаешься. А с другой стороны, невропатолог наблюдает нас с рождения, ей, наверное, виднее, что норма, а что не норма для нас, учитывая весь наш анамнез, но что-то всё равно беспокойство есть.

  • Ну и вы старше нас на год

  • Это специалист сказал или вы так решили, это немного разные вещи.

  • не знаю кто у вас там тормозной))

    мой сын в 5 мес стоял, в 10 ходил, в 1,5 года простые предложения из 3-4 слов…))

  • а какого специалиста вы имеете ввиду?

  • почему это?

    я считаю и девочки, и мальчики могут развиваться как быстрее, так и медленнее…

    вообще не нравится выражение, что мальчики все позже начинают делать, крестник мой тоже и пошел в 10 мес и заговорил нормально до 2 лет)

    у подруги девочка например намного медленнее нас идет в развитии, и это ничего не значит я считаю))

  • Статистически мальчики начинают говорить в среднем на 4 мес. позже девочек, я сама лицезрела статистику и физиологическое объяснение.

  • Сейчас у детки ЗРР, через 3 месяца логопедический диагноз может быть ОНР.

    Моё мнение на данный момент времени: ЗРР, дизартрия(?)

    В перспективе: ОНР, дизартрия(?)

    Естественно, надо видеть ребёнка! + возможны осложнения иного неврологического характера (выявляет невролог).

    Впереди учебный год и надо его задействовать по максимуму: лого.занятия, невролог.обследованиелечение, массаж, спорт по показаниям + плавание, остеопатия и ОФОРМЛЕНИЕ в лого.группу.

  • Потому что если девочка отстает в развитии (не физическом) от мальчиков своего возраста то тааадамммм проблема, скакать по докторам.

  • Спасибо всем, начнём с нашего невропатолога, дальшн будем смотреть.

  • У нас было точно также, правда чуть раньше по аозрасту с 1,6 до 1,9 , но один в один, первые 2 буквы, так что ждите, если есть речь, то просто больше занимайтесь.

  • Это не чуть раньше по возрасту, а принципиально раньше. И если в 2 года это вариант нормы, то после 3.3. с огромной вероятностью свидетельствует об уже существующих нарушениях. И просто ждать = терять драгоценное время и наращивать проблемы.

  • Если ваш невропатолог скажет, что все ок, ждите,- настаивайте на обследовании или ищите другого.

  • У моей мамы так было. Лет до 5. К школе прошло. К 5 классу совсем прошло. Логопедов и т.д. тогда не было.

Читайте также:  Где отметить день рождения ребенка 4 года в нижнем новгороде

Источник