Ребенку 4 года говорит первые слоги слов
Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».
Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.
Физиологические причины
Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.
В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.
Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.
Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.
Нарушения речи
Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.
Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:
- неправильная артикуляция;
- патологии ритмики и темпа произношения;
- дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
- ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.
Неправильная артикуляция
В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.
Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.
Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.
Патологии темпа и ритмики речи
Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.
Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.
Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.
Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.
Дефекты, обусловленные проблемами со слухом
Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.
Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.
Недоразвитие речи или ее утрата
Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.
Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.
Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.
При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.
При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).
В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.
Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.
Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.
Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.
Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.
Источник
Драй Елена
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? Прежде всего надо знать причину таких трудностей.Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры. Как научить ребенка выговаривать слова?
Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов,необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.
Я хочу поделиться своим опытом с родителями. Вот несколько заданий, подобранных по простому принципу — от простого к сложному, которые помогут исправить эту проблему — когда ребенок плохо выговаривает слова:
1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия). Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки.Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный,разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее. Дидактическая игра «Отгадай, что звучало?» Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.
2. Дидактическая игра «Тихо-громко». Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.
3. Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках).Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза, /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.
Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искажены у ребенка). Работа над слоговой структурой слова.
1. Произнесение за взрослым слогов: только гласные (ау-уа-оа и др., открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ, обратные слоги (АП-АП-АП;ОП- АП-ОП (АМА-АМА-АМА, слоги со стечением согласных (КВА-КВА- КВА (ОВТ-ОВТ-ОВТ, сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).
2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами: Дидактическая игра «Попугай». Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
3. Дидактическая игра «Поймай мяч». Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч.Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.
4. Далее ребенокпроизносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.Чистоговорки: Са-са-са, на носу оса. Ло-ло-ло, еду я в село. Ка-ка-ка, у меня рука. Га-га-га, у меня нога. Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Ва-ва-ва, вот вода. Гуси-гуси — Га-Га-Га. У Бобы были бобы.
5. Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама, Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.
6. Дидактическая игра «Что делала Наташа?».Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала, носила.
7. Словесные игры на улице.Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.
8. Упражнение «Что из чего?». Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.
9. «Чей предмет?» Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.
10. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог:КА : мака. ата. соба. соро. ;ДА: пома. побе. пого. шара. ;ДЫ: похо. наря. пара. ;ТА: пала. ребя. каю. защи. рабо. забо. газе. высо. боло. лопа. воро. охо. копы. раке. галле. ;ГА: бума. вата. теле. доро. раду. кура. белу. ;НА: коро. воро. ;ВА :заба. ана. оро. ;МА: пижа. пана. ;ША: копу. кало. поро. афи…
Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!
Источник
У кого была такая проблема, как решали? или все само улучшилось?
Доче 2,4. порядка 20 слов говорит только их начало, один слог. или вообще букву из середины.
Ну еще говорит простые слова (например, где?) и с одинаковыми слогами (мама) – слов 15.
и звукоподражания животных.
Решали тяжело и долго.
Медикаментозно, физиопроцедурами, регулярными ежедневными занятиями
На учете у невролога, с 3х лет с логопедом занятия
САМО не рассосалось бы.
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
Tigrа
Решали тяжело и долго.
Медикаментозно, физиопроцедурами, регулярными ежедневными занятиями
На учете у невролога, с 3х лет с логопедом занятия
ППКС
Сыну 5 лет. Разговаривает более-менее, но произношение страдает и предложения аграмматичные.
vulpes pilum mutat, non mores
Tigrа
регулярными ежедневными занятиями
а можно поподробнее про эти 2 пункта?
нам логопед посоветовала каждый день занятия. артук. и дыхат. гинастика. ну и на моторику… делаем. стала вот начала слов говорить. а еще 2 мес. назад и этого не было.
у подруги дочка так говорила. насколько я знаю, не лечили, уколы не ставили. более менее понятно стала говорить в 4 года, в 5 пошла в логосадик, сейчас ей почти 6, хорошо говорит, все звуки проговаривает.
Постою, послушаю. Моему тоже 2,5 почти, словарный запас огромен, но все эти слова так же из одного слога состоят. Только месяца два назад начал говорить по три буквы (сок, суп…) а затем по четыре уки, ноги… Причем слышно, что второй слог с трудом дается.
Не забывайте выбрасывать мусор… из корзины… из головы… из жизни
Егорkа
Только месяца два назад начал говорить по три буквы (сок, суп…) а затем по четыре уки, ноги… Причем слышно, что второй слог с трудом дается.
динамика хорошая же, занимайтесь, читайте, стишки учите.
StasyAna
в 5 пошла в логосадик, сейчас ей почти 6, хорошо говорит, все звуки проговаривает
Извините, но очень сомневаюсь. Детям с лёгкими диагнозами логосадик не дают, а за неполный год серьёзные проблемы не решаются. Кроме того, произношение – это только вершина айсберга.
аноним автор темы
а можно поподробнее про эти 2 пункта?
Из физиопроцедур делали ТНЧ на язык и ТКМП. Вы обследование проходили? УЗДГ? ЭЭГ?
Занимаемся проговариванием слов, построением предложений, общим развитием и т.д.
vulpes pilum mutat, non mores
Astrum*
Детям с лёгкими диагнозами логосадик не дают, а за неполный год серьёзные проблемы не решаются.
я диагноза не знаю, а садик сразу дали в 5 лет, до этого они в ржд садик ходили. Недавно были у них в гостях, Поля мне стихи рассказывала, “р” уже хорошо получается, речь нормальная, хотя я канеш специально ошибок не искала.)))) В садике она еще и читать стала. знаю, что Поля еще в Читай и пой ходит довольно долго, года 2. А когда она была маленькая, то говорила ударными слогами.
Astrum*
Вы обследование проходили? УЗДГ? ЭЭГ?
нет нам невролог не назначала. мы к сабанцевой ходим. а вы в каком возрасте делали?
Astrum*
Занимаемся проговариванием слов
повторяет только то, что знает. иногда пытается повторить слова, которые не говорить, но редко. стесняется
аноним автор темы
а можно поподробнее про эти 2 пункта?
Из процедур: амплипульс на подъязычную область, пальчики. Еще логомассаж делали.
Про занятия не буду писать, их слишком много, у меня в домашней библиотека отдельная полка забита книжками и пособиями по логопедии
У вас основная задача научить ребенка слышать и как следствие – воспроизводить все слоги в словах, их нужно прохлопывать, пропевать, простукивать и т.п.
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
Tigrа
Еще логомассаж делали.
а кто-то делал или вы сами?
может посоветуете какие-нибудь достойные книги по логопедии
Самой эффективной методикой работы над слоговой структурой на данный момент считаю авторскую разработку Новиковой-Иванцовой. Можно сходить на ее семинар в марте, она к нам приезжает. Там будет такая тема. Они собираются издать книги по слоговой, но пока нет.
Сын: “Разбудите меня, если нужно кому-то помогать!”. За пять секунд до погружения в крепкий сон…
а где по этому повод найти инфу?
https://logosystem.ru/seminary/seminar-ekaterinburg/
на третий пункт обратите внимание. Я не знаю будут ли они давать методические материалы(специально подобранные картинки и т.д.), я у нее учусь на вебсеминарах и нам высылают.
Сын: “Разбудите меня, если нужно кому-то помогать!”. За пять секунд до погружения в крепкий сон…
о боже, вам детей не жалко? вы сами то во сколько говорить начали? нам тоже 2,5, и говорим мы плохо и слогами и не понятно. Ну и что? Всему своё время, а не лекарства и издевательство над детьми. У нас в садике 15 деток нашего возраста. И только 5 (девочек причем) говорят что то сносное и то нифига не понятно.
У подруги так было. Правдап там дочь младше была. Толчком послужила смена обстановки. Свозили в отпуск, после чего заговорила нормально в год и восемь
аноним автор темы
а кто-то делал или вы сами?
Конечно же, не сама
Специалист с медицинским образованием.
Аноним
вы сами то во сколько говорить начали?
В 1,3г, муж в 1,8г
Вас лично никто не заставляет и ни к чему не принуждает. Рада за вас, что вы плохих последствий несвоевременного речевого развития не видели.
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
кстати,
Аноним
издевательство над детьми
в чем заключаются на ваш анонимный взгляд?
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
Аноним
вы сами то во сколько говорить начали?
в 1,5 говорила предложениями. мама со мной как со взрослой разговаривала.
Кёнас#
олчком послужила смена обстановки. Свозили в отпуск,
ездили мы на море. не помогло
а я знаю детей, которые типа в год заговорили предложениями а сейчас- зпр! от таблеток и лечений
Врач что говорит?
Мы в детский сад пошли, как раз в 2,4 года и тоже говорили только первые слоги. Невролог сказал, что ребенк не видит смысла говорить, его и так все понимают. Поэтому не напрягается
Через 4 месяца детского сада заговорил нормально.
аноним автор темы
в 1,5 говорила предложениями
Простите, не верю.
ваши проблемы :ik:
тоже садик посоветовала. ждем путевку
Аноним
нам тоже 2,5, и говорим мы плохо и слогами и не понятно. Ну и что?
ну не всем плевать на своих детей 🙂 а так ни чего конечно, ваш же ребенок
именно, и в это время дети уже стихи рассказывают многие
Аноним
а сейчас- зпр! от таблеток и лечений
от чего их лечили то, если все ок было? я вот знаю ребенка который в 8 лет говорит чуть по-лучше моей, тоже родители думали что скоро сам научится, так и не научился. стоит ли говорить что там с учебой полный швах. единственное оправдание это то что там родители деревенские, сами не очень образованные и медицины там ни какой, а в город ехать лечить им некогда, у них же коровы…..
Ты не гений? Обмани всех, притворись им
аноним автор темы
У кого была такая проблема, как решали?
достаточно много информации содержится [url=https://www.u-mama.ru/forum/kids/child-health/524647/index.html]в этой теме[/url]
Источник