Ребенку 3 года скандалит

Ребенку 3 года скандалит thumbnail

Редко какие родители не знакомы с капризами ребенка: в той или иной степени эта проблема затрагивает каждую семью. В одних семьях капризы случаются редко и проходят без особых трудностей – в других же, они становятся тяжелым испытанием для всей семьи и нервной системы родителей. Существуют общие рекомендации психологов и педагогов о том, как бороться с капризами ребенка. В сегодняшней статье мы поговорим более детально об одном из непростых периодов в жизни детей и их родителей – возрасте 3 лет.

Пять основных причин капризов ребенка

  • Ухудшение состояния здоровья, дискомфорт
  • Дефицит внимания со стороны родителей
  • Введение новых ограничений и запретов
  • Напряженные отношения в семье
  • Незнакомая обстановка, провоцирующая стресс

Особенности капризов ребенка в 3 года

Ближе к трем годам (у некоторых детей и раньше) происходит заметное изменение в характере и поведении. Ребенок, ранее легко управляемый родителями, вдруг начинает проявлять стойкое упрямство и устраивать скандалы по малейшему поводу. Сам повод для него значения не имеет. Это может быть не та тарелка, в которой мама подала ему еду; на гарнир ему приготовили гречку, хотя он ее уже перехотел и требует рис. Нервы родителей уже на пределе, и многих беспокоит вопрос, нормальное ли это поведение для ребенка и главное – заканчивается ли этот трудный период?

Капризы у ребенка в 3 года как проявление «кризиса негативизма»

Кризисных периодов в жизни ребенка несколько и они являются необходимыми элементами в процессе взросления маленького человечка. Он ищет новые способы достижения целей, изучает многообразие социальных форм общения. Не все у него получается, не все ему нравится, и свое недовольство он выражает неудобным для родителей способом – капризом и скандалом.

Капризы как ответ на родительские запреты

Уложить ребенка спать в положенное время, отвести его в секцию или кружок – все это для нас, взрослых, является проявлением заботы о своем ребенке. Для ребенка – это ограничения его свободы, проверка на уязвимость привязанности к родителям. Если раньше мама удовлетворяла все потребности ребенка по одному только зову, и, даже несмотря на его недовольство, могла незаметно подчинить своей воле, то с 2-3 лет ситуация меняется. В ответ на родительские запреты ребенок испытывает дискомфорт, его привязанность с родителями, по мнению известного психолога и педагога Людмилы Петрановской, переводит их в разряд тех, кто не понимает его. Как следствие ребенок не слушает родителей – взрослые начинают сердиться, продолжать настаивать на своем. Все это приводит к скандалу и борьбе с капризами.

Капризы как явление временное

Надо сказать, что не все дети в полной мере проявляют негативизм в период кризиса трех лет. У одних это сводится к нескольким негативным эпизодам, у других может длиться пару месяцев, а у третьих – начинается рано и завершается практически в четыре года. Проявления негативизма могут перерасти в негативные черты характера только в том случае, если родители сами будут способствовать укоренению нежелательных черт. Иными словами, если родители будут бороться с капризами однобоко и их реакция на них будет исключительно негативной – крик, ссоры, физическое наказание, – то и кризис вряд ли будет преодолен успешно.

Как бороться с капризами ребенка в 3 года

  • Капризы это результат проявления конфликта

Когда интересы сторон расходятся, каждый отстаивает свою точку зрения – все это приводит к конфликту. А конфликты в нашей жизни неизбежны. Даже внутри себя мы, взрослые, часто конфликтуем с собой. В 2-3 года ребенку кажется, что многие вещи он уже может делать самостоятельно; родители же с позиции своего опыта считают своим долгом научить малыша правильному поведению, потому и настаивают на своем видении. В конфликте все люди ведут себя по-разному. И очень хорошо, если человек обладает разными стратегиями поведения в конфликте, применимыми к конкретной ситуации. Научите ребенка пользоваться всеми стратегиями в конфликте: он может настаивать на своем, прибегать к договору, компромиссу, а может и уступить вам.

Как бороться с капризами ребенка в 3 года? Осознайте, что вы его партнер и помощник в изучении мира и разных способов общения с людьми. Давайте ребенку разнообразную реакцию на его капризы и позволяйте ему самому по-разному проявлять свои эмоции на появляющиеся в его жизни трудности. Не получилось надеть колготки, как задумывалось – можно и поплакать, а взрослый поможет принять крохе эту неудачу.

  • В борьбе с капризами оставаться взрослым

Капризы и упрямство трехлетнего ребенка испытывают нервную систему родителей, в ответ взрослый иногда перестает быть в своей роли взрослого и спускается на одну ступень с ребенком. При сильной усталости он может забыть про главную функцию родителя -защищать и заботиться о крохе, а потому сам становится ребенком: переходит на крик, может отшлепать, обидеться или сказать неприятные слова. Когда родители ощущают себя взрослыми, мало какие детские уловки их раздражают. Ни размазанная по столу каша, ни разлитая вода на полу не станут поводом для того, чтобы он начал сердиться. Но как только родитель выходит из своей взрослой роли, тут же приходит раздражение и злость. Иной раз бывает, что терпения уже не хватает, к тому же кроме заботы о детях у взрослых существует масса других проблем. Тогда сдержаться от раздражения довольно сложно.

Если родители понимают, что эмоции берут над верх, следует сделать паузу: можно пойти умыться, выпить чай, включить музыку и сделать пару физических упражнений – иными словами переключиться с того, как бороться с капризами ребенка, на что-то иное. Полезен мысленный диалог с собой. Стоит мысленно поинтересоваться у самого себя, почему возникла злость? Может потому, что у вас неприятности на работе, а еще вы хотели бы иметь больше личного времени. Не корите себя в том, что вы плохая мать или отец, примите себя и свои эмоции в этой ситуации – от этого должно стать немного легче.

  • Сочетание ролей заботливого родителя и обладающего властью

Ребенку будет плохо как с бесхарактерным, так и с властным родителем. Первый будет все разрешать и позволять, боятся капризов ребенка и капитулировать при первой возможности. Второй будет доминировать над ребенком, не давая ему малейшей самостоятельности и личного пространства. Для психологического развития ребенка важно, чтобы родитель мог как направить, так и прислушаться к мнению ребенка и даже уступить ему в чем-то.

  • Отказывать ребенку исходя из заботливого отношения к нему, а не опираясь на жесткость и принципиальность

Правильно, когда взрослые что-то запрещают ребенку, опираясь на родительский авторитет. При этом важно сохранять с ребенком отношения, построенные на доверии и внимании к нему. Если вы запретили ребенку смотреть мультфильм, безусловно, он может расстроиться. Попытайтесь понять его чувства, пожалейте его, обнимите. Можете попытаться перевести его внимание на другую задачу, например, помочь вам приготовить ужин для папы. В ситуации, когда родители не чувствуют возможность запретить что-то ребенку, они будут вынуждены прибегнуть к негативным, в том числе и силовым, методам. В ход могут пойти обвинения: «Ты ужасно капризный, совершенно меня не слушаешься!». С позиции ребенка это уже не проявление заботы, а нападение, которое вызывает у него обиду и еще больший протест. Так же родителям не следует уступать с позиции «слабого»: «Как ты меня достал своими капризами! Делай что хочешь…» Родители как бы перекладывают свою ответственность на ребенка. А к ней ребенок еще не готов.

  • Для того чтобы успешно бороться с капризами ребенка необходимо, чтобы он выслушал наши аргументы

Если позволяет обстановка, следует попробовать уладить назревающий конфликт: помочь может тактильный контакт, предложение игры, попытка увлечь чем-то интересным. Если ребенок уже вошел в кураж, иногда уже даже не помня причину каприза, родителям лучше переждать, пока эмоции ребенка выплеснутся наружу. При этом лучше всего попытаться не обращать внимания на маленького капризулю, а уж тем более, не время для воспитательных речей и требования прекратить каприз. После разрешения конфликта важно примирение – тем самым вы покажете ребенку, что никакие ссоры не разрушат вашу любовь и вы по-прежнему самый близкий и родной для него человек.

  • Реакция ребенка на внутреннее состояние родителей

Удивительным образом дети определяют наше беспокойство, считывают нашу мимику, а затем могут перенять настроение родителей. Еще один способ борьбы с капризами ребенка – работа над собой и своим душевным равновесием.

  • Капризы у ребенка в 3 года – хоть и тяжелое, но временное явление

Помните о том, что скоро все скандалы останутся в прошлом и к вам вернется милый и покладистый ребенок. Важно, чтобы во время борьбы с капризами ваши отношения с ребенком не пострадали, а вышли на новый уровень.

Источник

Какие ошибки совершают родители, пытаюсь утихомирить капризничающего ребёнка? Как взрослые сами провоцируют детские истерики? Объясняет семейный психотерапевт.

Сидя на карантине, многие родители как никогда прежде столкнулись с проблемой детских истерик. Как с ними справляться? Рассказывает доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.

Часто, когда ребёнок впадает в истерику, родители чувствуют беспомощность. Одни начинают идти на попятную и выдают ребёнку желаемое, тем самым закрепляя такой способ поведения и провоцируя капризы в дельнейшем, другие наказывают или игнорируют. Однако начинать стоит всё же не с наказаний, обещаний и прочего, а с налаживания отношений с ребенком.

Что делать, если ребенок уже разошелся, кричит и не может остановиться?

Сначала попробуйте обнять ребёнка и физическим способом остановить его.

Если он совсем маленький, достаточно просто взять на руки (посадить к себе на колени), держать и не отпускать, чтобы он не бился, не катался по полу и т. д. Ребенка постарше лучше обхватить сзади за плечи, прижав его руки, чтобы это отличалось от обнимашек, но чтобы он почувствовал какое-то ограничение. В психологии это называется сдерживанием. Когда дети не могут справиться со своими эмоциями и остановиться, им важно почувствовать снаружи надежные и неопасные границы.

Ребенку 3 года скандалит

После этого начинайте разбираться с причинами, почему ребенок плохо себя ведет.

Если вы догадываетесь, почему он скандалит (к примеру, потому что ему запретили играть в телефоне), желательно сначала посочувствовать, пожалеть, дать поплакаться. Но после этого твёрдо сказать: «Ты расстроен, потому что я тебе не даю поиграть на компьютере, в телефоне. Понимаю, что тебе очень хочется, но больше нельзя». Если вы не понимаете, что стало причиной плохого поведения, стоит порасспрашивать ребёнка о его чувствах. Вариантов много. Например, это может быть обида на родителей. Тогда важно извиниться и восстановить отношения либо объяснить, что ребенок вас не так понял. Если ребёнок взбунтовался из-за чрезмерного контроля и опеки, попробуйте дать ему больше выбора. Например, малышу вместо требования «Ешь кашу» можно задать вопрос: «Какую кашу ты будешь сегодня есть – овсяную или манную?» У ребенка появляется ощущение, что он что-то решает.

Понятно сообщите ребёнку, что ему нужно делать.

То есть родителю не стоит говорить ребенку, чего ему не делать. Лучше сказать, что ему делать вместо этого. Когда ребенок валяется по полу, стучит ногами и кричит, попробуйте сказать: «Встань, пойди подними игрушку, которую ты бросил», «Посмотри книжку» или «Посмотри мультик спокойно».

Если ребёнок вас не слышит и продолжает кричать, спокойно подойдите, скажите, что он выбрал не послушаться вас, поэтому ему нужно идти на «перерыв».

Отведите его в другую комнату, посадите на диван (отведите в угол). Это сценарий из серии «пусть посидит, подумает над своим поведением». Через 2-3 минуты подходите и спрашивайте, готов ли он поговорить спокойно. Если не готов, пусть дальше сидит один, родитель игнорирует. Если и через 5-6 таких подходов ребенок не слушается, важно родителю «сохранить лицо», то есть хоть каким-то образом обеспечить то, чего он добивался: отвести за руку ребенка, отнести, вместе с ним убрать игрушку и т. п. Здесь важно не поощрять своим вниманием негативное поведение ребенка, не заводиться самому, последовательно выполнять одну и ту же дисциплинарную процедуру, не ругаясь, не оскорбляя ребенка и не «зверея».

Ребенку 3 года скандалит

Наказания почти неизбежны, но только не в виде физического воздействия.

Лучше договориться с ребенком заранее о том, как и за что его будете наказывать. Это должно быть понятно и предсказуемо для ребенка. Сначала давайте ребёнку право выбора: или он прекращает скандалить, или вы его наказываете. Лучше всего в качестве наказаний работают естественные негативные последствия плохого поведения, а также лишение удовольствий. К примеру, если ребенок скандалит, потому что хочет стащить со стола кружку с водой, разрешите ему схватить её и облиться. Конечно, если в кружке просто вода, а не горячий чай. Часто эффективно срабатывает лишение удовольствий. Например, уменьшение времени на мультики, игры в компьютере и т. д. Нельзя лишать того, что ребенку жизненно необходимо, например полезных продуктов типа фруктов, прогулок на свежем воздухе, родительского чтения перед сном или привычного ритуала засыпания.

Полезно даже говорить ребёнку: «Мне жаль, что тебя приходится наказывать». Но если наказание необходимо, нельзя сворачивать с пути. Важно также удостовериться, что наказание не оскорбляет ребёнка, не унижает его достоинство.

Если истерики случаются регулярно, нужно попытаться переломить привычный способ взаимодействия.

Сначала предупредите, что сейчас будет по-другому: вы не станете реагировать на капризы, а если они будут продолжаться, то последует наказание. При этом нужно помнить, что когда что-то меняется в способе взаимодействия, то дети первым делом будут проверять границы, настаивать на старом до последнего и ждать, когда вы «сломаетесь». Поэтому собираясь налаживать другое поведение, важно набраться терпения и быть последовательными.

Чтобы истерики случались реже, родителям стоит понаблюдать за собой. Нередко плохое поведение взрослые провоцируют сами. Каковы наиболее частые причины?

Слишком большое количество запретов.

Маленький ребенок не в состоянии удержать в голове весь набор запретов, справиться со всеми своими желаниями. Организуйте его жизнь так, чтобы запретов было меньше, исключите по возможности лишние соблазны.

Завышенные или неясные требования.

Ребенок уже привык, что у него ничего не получается, и как он ни старается, его все равно критикуют. Либо родители все время говорят разное, либо выражаются сложно и непонятно, и ребенок не знает, чего от него хотят.

Ребенку 3 года скандалит

Неорганизованность в жизни ребенка.

Важно понять, что если ребенок маленький, то совести в том смысле, как ее понимают взрослые, у него пока быть не может, ответственности – тоже. Нельзя ждать от малыша, что он проявит сознательность и все будет делать правильно. Порядок в доме – это ответственность родителя. Если вы организуете жизнь ребенка правильно и он эти правила понимает, ему будет только спокойнее. Он будет лучше развиваться, когда у него нет тревоги и не надо вычислять, что он делает неправильно. Когда родители проявляют строгость или наказывают ребенка только тогда, когда терпение совсем закончилось, ребёнок не понимает, что вдруг случилось с мамой или папой: те же его проступки всегда проходили, а тут сделал что-то менее значительное, и родитель взорвался.

Недостаток внимания.

Когда детям не хватает внимания, они готовы сделать все что угодно, чтобы его добиться. Какое это будет внимание – вопрос второстепенный. Важно лишь то, что мама или папа реагируют, и ребёнок уверен, что он им нужен, его любят. Родители могут этим управлять. Используйте избирательное внимание – обращайте внимание на хорошее и по возможности не реагируйте на плохое поведение, если оно не угрожает самому ребенку и окружающим. Если родитель включается только на проступки, то ребенок, соответственно, тоже добивается своего плохим поведением.

Частая ошибка родителей: до того, как похвалить, многие выжидают – вот еще немножко ребёнок постарается, и тогда похвалю. А у ребёнка как раз не хватает того самого маленького шажка, чтобы дождаться похвалы. Он гораздо раньше принимает решение, что все бесполезно, не надо и стараться. Поэтому очень важно хвалить, отмечать даже малейшее движение в сторону хорошего. Но хвалить важно за что-то конкретное. Не просто «молодец!», а «молодец, что такую интересную картинку нарисовал!». Тогда дети будут связывать свое хорошее поведение с хорошим отношением к ним родителей.

С помощью избирательного внимания можно моделировать поведение ребенка – интерпретировать как хорошее даже малейший намек на желательное поведение и хвалить за него. К примеру, сделал маленький перерыв в крике, чтобы глотнуть воздуха – это уже повод сказать: «Как мне нравится, когда ты тихо сидишь и не кричишь». И это постепенно в сочетании с игнорированием самих истерик будет работать. Когда родитель ловит хорошие моменты и на них обращает внимание, ребенок старается двигаться к тому же.

Ребенку 3 года скандалит

Если ребенок уверен, что он важен для своих родителей, они уделяют ему внимание, поддерживают, понимают и принимают его индивидуальность, чувствительны к его потребностям и состояниям, то ребенку незачем устраивать истерики. Конечно, эта задача очень сложная, но достижимая.

А еще важно помнить, что ни один нормальный ребенок не ведет себя хорошо постоянно. Как и у взрослых, у детей бывают не самые хорошие дни. Их нужно просто перетерпеть, а ребенка в такие моменты важно просто понять и пожалеть.

Источник

На своих приемах в детской поликлинике психолог Екатерина Мурашова распутывает множество семейных историй. И некоторые из этих случаев описывает в книгах и своем блоге. Если ребенок вдруг стал устраивать истерики, капризничать, в голову приходят несколько причин: кризис 3 лет, отношения между родителями, что-то, произошедшее с ребенком в детском саду… Но иногда оказывается, что все гораздо сложнее.

– Он изменился. Как-то очень резко. Это все видят. И мне так страшно отчего-то…

Совсем молодая мама с гладко зачесанными русыми волосами. Боря, мальчик лет трех с половиной, играет на ковре с машинкой.

– Но чего же пугаться? – успокаивающе говорю я. – Маленькие дети быстро растут и так же быстро изменяются. Это закономерно.

– Понимаете, он всегда был такой спокойный, а тут вдруг стал капризничать на ровном месте, орать или, наоборот, дуться. И в садике тоже воспитатели заметили. Одна из них сказала сходить к врачу, а другая: «Ничего страшного, это кризис трех лет».

– Нет никакого кризиса трех лет, – сказала я. – Есть не установленные вовремя границы. Приведите пример, как выглядят его капризы?

– «Не хочу на лифте ехать, хочу пешком идти» (у нас третий этаж). – «Хорошо, пойдем». На втором этаже: «Хочу на лифте!» – «Хорошо, поедем». Приехали на свой этаж: «Я хотел кнопку нажать». – «Поздно, мы уже приехали». – «Поехали обратно!» – «Не идиотничай!» – «А-а-а! Ты плохая! Я вас всех убью и этот лифт сломаю!». Вот так примерно.

– Это они, границы, – сказала я. – Обычное дело. Ему надо знать, как устроен мир, в который он попал. Вы даете не слишком четкую обратную связь: сначала равнодушно «ведетесь» на его явно неудобные для вас требования, а потом сразу: «Не идиотничай». Сейчас ваш сын просто испытывает вас: докуда все-таки я могу их «сделать»?

– Да нет же, в том-то и дело! – воскликнула молодая мать, и мне показалось, что в ее глазах блеснули слезы. – Если бы он что-то требовал и капризничал только, когда не дают, это понятно. Но он же и просто так может «завестись». Вот прямо на ровном месте сказать: «Я вас никого не люблю!» – и уйти. Потом, через полчаса, будет ластиться, прощения просить.

А в воскресенье вообще сказал: «Я уйду жить к Максиму». Мы ему: «Кто такой Максим?» Ни родственников с таким именем нет, ни детей в детском саду. А он нам: «Вы его увидеть не можете, он только со мной разговаривает». Я свекрови рассказала, она говорит: это психическое, я точно знаю, с сыном знакомой так же было… У меня прямо сердце упало!

От истории с Максимом я тоже забеспокоилась.

– Когда же все это началось? И как – совсем резко, или поведение Бори менялось все-таки постепенно?

– Началось где-то недели две с половиной назад. И резко так: буквально вчера был нормальный, а сегодня уже всё…

– Что-то менялось, происходило в вашей жизни накануне? Переезды, болезни, травмы головы у ребенка, семейные скандалы, чей-то отъезд или приезд?

– Ничего, в том-то и дело! Нас и невропатолог спрашивал, и мы сами уж вспоминали-вспоминали… Все было как обычно.

– Ну тогда расскажите про «обычно». Из кого состоит ваша семья? Как устроен Борин день?

– Семья – это Боря, мы с мужем, свекровь, две кошки. Мы оба работаем, Боря в садике, уже второй год. Всегда ходил хорошо, не плакал, болел умеренно. Там, в садике, всегда помогал воспитательнице, ни с кем не дрался, играл и с девочками, и с мальчиками, очень любил все развивающие занятия, кроме танцев. А теперь даже лепить (самое любимое было дело!) недавно отказался, все занятие просидел один в углу, крутил какое-то колечко… Скажите, все плохо, да?

– Да погодите вы ярлыки-то вешать! – с досадой отмахнулась я. – Рассказывайте дальше. Что в семье? Какие у вас отношения со свекровью?

– Хорошие. Она мне, можно сказать, благодарна, что я ее сына «к рукам прибрала». Он был такой плейбой, после платного института, а теперь и дома с семьей часто бывает, и сыном гордится, много играет с ним… Я-то приезжая сама, у меня мама с папой и с братьями в Кирове…

– «Неравным браком» не пахнет?

– Нет, что вы! – улыбнулась женщина. – Наоборот, если мы с мужем ссоримся, свекровь всегда только на мою сторону встает. Говорит: боюсь, что ты моего балбеса бросишь, к своим в Киров уедешь, Борю заберешь, а мне тогда что? Хоть вешайся с тоски!

– Откровенно! – я улыбнулась в ответ. – Значит, никаких ссор, никакого напряга не было?

– Абсолютно никаких. Это теперь мы вместе со свекровью по стенкам от страха бегаем.

– А муж, отец Бори?

– Да он на работе все время, ничего не видит, говорит: «Ребенок как ребенок, вы всё выдумываете!»

– Но вы ведь не выдумываете?

– Нет! – с отчаянием воскликнула женщина. – Уже две недели это другой ребенок.

Я расспрашивала мать Бори еще и еще. Туда-сюда листала медицинскую карту ребенка. Никаких родовых травм, никакой неврологии на первом году жизни. Развитие по возрасту. Поговорила с самим Борей – на вопросы отвечает неохотно, но это явно потому, что увлечен игрой с новыми машинками. Ответы самые обычные. Набрала в игрушечную кастрюльку воды, предложила игру в «бензоколонку» – охотно согласился. Может быть, мать со свекровью все-таки все придумали, накручивая друг друга?

Вдруг Боря бросил все игрушки, подошел к матери и начал, тревожно оглядываясь, тянуть ее за руку: «Пошли, пошли отсюда!».

– Боря, что случилось? Мы не можем уйти, я разговариваю.

– Пошли! Уходи! Я уйду! – все повышая тон, заплакал Боря.

Мать вопросительно взглянула на меня.

– Не обращайте внимания, – велела я. – Посмотрим, что будет.

Боря с криком упал на ковер, потом, поскуливая, уполз под раковину и свернулся там в клубок.

– Все плохие, – мрачно заявил он оттуда, глядя в стенку.

– Вот видите, – трагическим шепотом сказала мать.

– Вижу. Но пока не понимаю… Может быть, что-то случилось в детском саду?

– Воспитательница говорит: ничего не было – ни ссор, ни драк, ни наказаний. Да его и наказывать-то не за что было – он всегда был тихий, спокойный, помощник. Но как проверишь?

– Никак…

Под раковиной нашлась еще одна, загнанная в дальний угол машинка.

– А где в ней бензин лить? – спокойно спросил меня вылезший Боря. – Вот здесь, в эту дырку?

«Все-таки неврология! – решила я. – Но откуда?»

– Есть одна возможность, – сказала я матери. – Это вообще не по моей части, но я знаю, что такое бывает. Скажите: перед тем как все это началось, Боря болел – гриппом, простудой, ОРВИ? Может быть, просто температура высокая была?

– Да нет, он все время в садик ходил.

– Вспоминайте.

– Да, было! – вспомнила мать. – У него сопли были, он куксился, и с субботы на воскресенье вроде температурка небольшая. Мы решили: заболевает, а в понедельник уже все было нормально…

– Вот! – сказала я. – За неимением лучшего берем эту гипотезу.

– А что это?

– Нейроинфекция. Вирус не особенно порезвился там, где ему обычно положено (Боря – здоровый мальчик с сильным иммунитетом), но прошел гематоэнцефалический барьер, – я ребром ладони показала, где этот барьер находится. – Отсюда все.

– Надо какие-то лекарства принимать?

– Не знаю точно, можно посоветоваться с врачом, но думаю, сейчас уже не надо. То, что мы наблюдаем, это уже последствия.

– А что же дальше?

– Если я права, само пройдет в течение месяца-полутора.

– Хоть бы вы были правы! – она сложила ладони, явно обращаясь к кому-то, чьи полномочия много шире моих.

Через пару месяцев Боря стал прежним тихим, дружелюбным мальчиком, любящим лепку и рисование. А я рассказала эту историю не просто так.

При внезапном и алогичном изменении в поведении и даже как будто в личности маленького ребенка (от 2 до 6 лет) этот вариант развития событий обязательно надо учитывать. Если предшествующее вирусное заболевание было соматически тяжелым (с высокой температурой, выраженной интоксикацией и т.д.), то хороший врач-терапевт обычно легко связывает с ним изменение поведения ребенка. А вот если недомогание было едва заметным, как в случае с Борей, и к врачу даже не обращались, – тогда распознать причину будет труднее.

Источник