Ребенку 3 года симптомы

Ребенку 3 года симптомы thumbnail

Содержание статьи

  • Когда ожидать начало кризиса трехлетки
  • Причины возникновения
  • Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
  • Рекомендации для родителей: как себя вести

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:

Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.

Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник:

    Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.

    Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Не все из этих признаков могут проявляться одинаково ярко, иногда преобладают определенные симптомы, которые срабатывают наиболее часто и которыми ребенок пользуется как инструментом воздействия.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

  1. Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
  2. Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок. Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя. Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
  4. Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

Источники:

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Источник

Автор Хусаинов Руслан Халилович На чтение 5 мин. Опубликовано 01.08.2019 06:36 Обновлено 31.07.2019 09:08

Родители и воспитатели, замечающие определенные изменения или проблемы у трехлетнего ребенка, могут задаться вопросом, указывают ли они на аутизм.

Расстройство аутистического спектра (РАС) встречается примерно у 1 из 59 детей и охватывает ряд состояний, включая аутизм и синдром Аспергера. Поведенческие симптомы зачастую проявляются в раннем детстве, и родители замечают их до первого года рождения ребенка. Несмотря на это, центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают, что большинству детей с РАС не ставят диагноз до 4 лет.

Что такое аутизм?

Аутизм является одним из наиболее распространенных неврологических нарушений. Данное состояние характеризуется проблемами с социальным взаимодействием, общением, гибкостью мышления и поведением. Дети с РАС испытывают трудности в общении с окружающими, развитии дружеских отношений и понимании чувств других людей. Детки также могут иметь повторяющиеся мысли и выполнять повторяющиеся действия. Люди с расстройством аутистического спектра зачастую имеют высокие показатели сопутствующих состояний. Некоторые из этих состояний включают:

  • припадки;
  • пищеварительное расстройство;
  • психические проблемы, такие как тревога или депрессия.

Согласно некоторым исследованиям, 70% детей с аутизмом имеют одно сопутствующее заболевание, в то время как 41% имеют два или более, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Признаки аутизма в 3 года

Признаки и симптомы аутизма у 3-летних детей могут включать:

Социальная отстраненность

Дети с аутизмом не могут играть с другими детьми. Они:

  • играют в одиночку;
  • не заинтересованы в общении;
  • не делятся игрушками;
  • не понимают правила игры;
  • не отвечают на имя;
  • не могут притворяться.

Различия в эмоциональном выражении

Дети с аутизмом испытывают полный спектр эмоций, но они выражают их иначе. 3-летний ребенок с РАС:

  • с трудом выражает свои чувства;
  • имеет проблемы с пониманием чувств других людей;
  • избегает физического контакта с другими людьми;
  • не любит, когда его обнимают;
  • не проявляет никаких эмоций, когда родители покидают комнату.

Трудности в общении

В 3 года ребенок с РАС имеет:

  • задержку или регресс в языковых навыках;
  • говорит в певческой манере;
  • не говорит вообще;
  • избегает зрительного контакта;
  • кажется невыразительным;
  • не отвечает на вопросы;
  • повторяет слова, фразы или звуки, врачи называют это эхолалией;
  • использует неправильные местоимения, например, «вы» вместо «я»;
  • не использует жесты;
  • не реагирует на указания;
  • не понимает юмор.

Поведение

Дети с аутизмом зачастую демонстрируют необычное или повторяющееся поведение. Они могут:

  • взмахивать руками несколько раз;
  • вращаться;
  • двигаться взад и вперед;
  • играть только с определенной игрушкой;
  • имеют навязчивое поведение;
  • выстраивают игрушки в упорядоченном порядке;
  • гиперактивны в определенных ситуациях;
  • имеют непродолжительную концентрацию внимания;
  • настаивают на определенных процедурах или ритуалах;
  • не любят, когда кто-то нарушает их рутину или ритуал;

Другие симптомы аутизма у детей трех лет

  • агрессия;
  • импульсивность;
  • нанесение телесных повреждений;
  • интенсивные реакции на звуки, запахи, текстуры, цвета или вкусы;
  • вспышки гнева;
  • необычные привычки в еде.

Не все аутичные дети проявляют эти признаки, и многие нейротипичные дети иногда демонстрируют некоторые из них. По этой причине необходима профессиональная диагностика.

Возрастные признаки аутизма

С возрастом дети с аутизмом могут испытывать трудности в общении, социализации и поведении. Отчасти это связано с повышением социальных требований в школе и в обществе. Дети и подростки школьного возраста могут иметь некоторые признаки:

  • потребность в рутине;
  • предпочтение одиночества;
  • отсутствие дружеских отношений;
  • агрессия;
  • волнение или разочарование, когда нарушаются рутины;
  • тревога;
  • трудность ведения разговора;
  • повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение и слух;
  • зацикленность на конкретных темах или видах деятельности;
  • проблемы интерпретации невербальных и социальных сигналов;
  • не соблюдение правил в школе и спорте;
  • необычная поза или движения, такие как покусывание или щелканье пальцами;
  • необычные речевые образцы и тон.

Аутизм в 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Исследования показывают, что аутичные девочки имеют более легкие симптомы. Это может привести к гиподиагностике или постановке неправильного диагноза и трудностям с лечением. Авторы исследования с участием более 800 детей с аутизмом сообщили, что девочки и мальчики имели различия в структуре мозга и поведения. У девочек, как правило, меньше встречается повторяющееся поведение.

Почему аутизм у девочек реже диагностируют?

Аутизм у девочек реже наследуется.

Девочки могут лучше «маскировать» свои социальные проблемы.

Средства диагностики основаны на выявлении симптомов у мужчин, что приводит к гиподиагностике у женщин.

Диагностика аутизма у детей 3-х лет

Для того, чтобы знать, когда обратиться за помощью, важно знать основные этапы, которые ребенок должен иметь в каждом возрасте. Педиатр или детский психиатр может поставить официальный диагноз. Эти специалисты будут наблюдать за поведением ребенка и отслеживать его развитие. Врачи также проверят слух и зрение ребенка и проведут дополнительные тесты, чтобы исключить другие основные состояния, которые могут быть причиной симптомов. Например, ребенок с проблемами слуха может иметь социальные трудности или не реагировать, когда к нему обращаются. Врач может диагностировать некоторые симптомы аутизма.

Раннее вмешательство имеет ключевое значение для улучшения результатов у аутичных детей. Детей могут научить полезным социальным, коммуникативным и поведенческим навыкам. Существует много вариантов поддержки детей с РАС, и они зависят от симптомов ребенка.

Терапия и другие формы поддержки, которые могут быть полезны для детей с аутизмом, включают:

  • поведенческую терапию;
  • обучение коммуникативным навыкам;
  • образовательную программу;
  • семейную терапию;
  • трудотерапию;
  • физическую терапию;
  • психологическое вмешательство;
  • логопедию;
  • применение препаратов;
  • изменения образа жизни, такие как создание и соблюдение определенной рутины.

Важно управлять любыми состояниями, которые возникают у детей, подростков и взрослых с аутизмом. Они могут включать:

  • СДВГ;
  • депрессию;
  • тревогу;
  • припадки.

Выводы

Чем раньше ребенок получит точный диагноз и поддержку, тем лучше будет результат. Родители и воспитатели должны обратиться к врачу, если замечают признаки аутизма у ребенка. Аутизм не излечим, и многие люди с аутизмом чувствуют, что данное состояние является неотъемлемой частью их личности. Врачи могут помочь людям управлять симптомами и поддерживать счастливую, здоровую жизнь.

Научная статья по теме: Дети с аутизмом часто подвергаются насилию со стороны братьев и сестер.

Источник

30 июля 2018

Воронин Николай

Воронин Николай

Нейропсихолог, к.пс.н.

Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.

Диагностика и лечение аутизма

Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.

Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

  • Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.

  • Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.

  • Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.

  • Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.

  • Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).

  • При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.

  • Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.

  • По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.

  • Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.

  • Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

  • Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.

  • Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.

  • Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные – не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.

  • Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.

  • Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

  • Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.

  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.

  • Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.

  • Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.

  • Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.

  • Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

  • Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).

  • Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.

  • Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.

  • Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.

  • Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

  • Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.

  • Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».

  • Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)

  • Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.

  • Ребенок играет в стороне от остальных.

  • Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.

  • Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Современные методы диагностики аутизма у детей

  1. Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.

  2. Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.

  3. Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.

  4. Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):

  • Тест интеллекта Д. Векслера

Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.

  • Тест интеллекта Кауфманов

Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.

  • Прогрессивные матрицы Равена

Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.

Опросники для родителей:

  • Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)

Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.

  • Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ

Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

  • Рейтинговая шкала аутизма CARS

Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.

Тесты, проводимые дефектологом и психологом:

  • ADOS

«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом – иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше – обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.

  • ADI-r

Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений.

  • Шкала РЕР

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

  • Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).

  • Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Оценить

Средняя: 4,45 (22 оценки)

Источник

Читайте также:  Сколько можно давать валерьянки ребенку 3 года