Ребенку 3 года шепелявит

Шепелявость — расстройство речи, вид нарушения звукопроизношения. Проявляется в трудности воспроизведения свистящих и шипящих звуков. Зачастую дефект исчезает в возрасте пяти лет, после развития артикуляционного аппарата. Но гарантии в этом нет. Поэтому, когда ребенок сильно шепелявит, начните делать упражнения для развития органов речи.

rebenok_shepelyavit

Шепелявость лечим с детства

Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, не должна вызывать беспокойства. К тому же, маленькая шепелявая кроха, так мило выглядит! Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина в офисе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми, заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться целей. Человек просто стесняется говорить, высказать идеи, мнение.

Наивно до 5-6 лет ожидать, что дефект пройдет сам собой. Когда это не происходит, на ребенка сваливается слишком много — ведь вот-вот идти в школу. Привычный детский день нарушают походы к стоматологам, логопедам, дефектологам, бесконечные тренировки дома. Есть все предпосылки к эмоциональному выгоранию: стрессы, переутомление, требования взрослых. Появляются страхи, что не исправится речь, будут смеяться одноклассники, соответственно формируется боязнь школы.

Чем раньше приступить к лечению шепелявости у ребенка, тем лучше.

 shepelyavost

Причины шепелявости

Для начала посетите логопеда. Он проведет тщательный осмотр и подскажет подходящее лечение. В зависимости, когда ребенок сильно шепелявит, ее исправлять будут стоматолог, хирург, отоларинголог. Устранить недуг можно выяснив его причину:

  • Наследственность;
  • Патологии органов речи. Бывают врожденными;
  • Травмы лица;
  • Неврологические нарушения;
  • Челюстно-лицевой аппарат неправильно развит. Отражается на прикусе, небе, диастеме;
  • Копирование манеры речи. Ребенок подражает персонажу с экрана, другу или родственнику. Проведите беседу и объясните, что так не нужно говорить. Похвалите другого героя кино или мультфильма, который разговаривает правильно. Разыграйте по ролям свой «спектакль».

6 упражнений от шепелявости для детей

  1. Расслабляем мышцы языка. Нужно облизать верхнюю губу, движением сверху вниз, затем расслабить язык. Теперь произнесите «трудные» звуки. В таком порядке выполните действия несколько раз. Для начала делайте их вместе с ребенком, показывая пример.
  2. «Непослушный язык». Наверное, любимое упражнение у деток. Они делают его с детства неосознанно, просто играясь. Поэтому следите за правильностью выполнения. Представьте, что язык — ровная лопатка, которую нужно выложить на нижнюю губу и заговорить, как забияка «ля-ля-ля». При этом губа не должна подгибаться.
  3. «Блинчик». Это упражнение-массаж. Пусть маленький шепелявик, представит, что язык — блин, который надо разложить на нижних зубах, немного высунув вперед. А теперь, слегка покусываем его передними зубками за кончик. Как будто хотел рассказать тайну и передумал. После своеобразного массажа, язычок должен отдохнуть.

    malish_govorit

  4. «Чашечка». Хорошо, если следует за «блинчиком», ведь он вкуснее с чаем. Так, чадо не забудет последовательность занятий. Зафиксируйте челюсть, как будто она замерзла. Теперь не высовывая язык, нужно придать ему форму чашечки, подняв края и кончик вверх. В этом положении, попытайтесь произнести «з». Не отчаивайтесь, услышав вместо этого букву «ж» — это нормально.

    chashka_iz

  5. «Пробка». Древнее упражнение, которое практикуется при разных речевых дефектах. Нужно зажать пробку от вина, либо другой, но безопасный предмет в зубах и приступить к чтению. Старайтесь выговаривать слова максимально понятно. Если ребенок еще не читает, то пусть повторяет за вами стишки, речи мультперсонажей, рассказывает короткие сказки.
  6. Скороговорки. Выбирайте скороговорки, понятные ребенку по смыслу, либо которые сможете объяснить. Иначе занятие станет воспроизведением набора слов, а ведь гораздо интереснее с пониманием сути. При таком дефекте подойдут скороговорки на отработку звуков: ч, ш, щ, ж, с, з, ц.

Идея: для таких занятий понадобиться зеркало, чтобы ребенок мог видеть правильность выполнения задания, движение губ, языка. Можете подарить малышу настольное детское зеркало. Это создает приятные ассоциации с занятиями.

Ребенку 3 года шепелявит

Источник

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!
Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!

Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами. Став чуть старше, он может оказаться «белой вороной» среди сверстников, неизбежно возникнут проблемы с учебой. Если вы желаете своему малышу более счастливой участи, ознакомьтесь с нашим руководством к действию.

Немного о понятии

Под шепелявостью стоит понимать дефект речи, главным симптомом которого является нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Другими словами, «ж», «ч», «ш», «щ» в словах заменяются на «з», «ц», «с». Более всего распространена подмена звука «с» на «ш»: вместо «сестра» малыш произносит «шештра», вместо «семь» – «шемь» и т.д.

Причинами подобного расстройства речи могут быть короткая уздечка, слабые мышцы языка, неправильный прикус, имеющаяся между передними зубами щель, подражание взрослым с подобным дефектом, долгое пользование соской и т.п.

Шепелявость присуща многим детям. Однако имейте в виду: если до 5 лет она считается нормой, то после пятилетнего рубежа стоит обратить особое внимание на исправление подобной детской «непосредственности» во избежание трудностей с обучением и общением. Поэтому только в ваших силах предотвратить возможные будущие неприятности в жизни вашего ребенка.

Рекомендации родителям:

1. Убедитесь, что ребенку ничего не мешает правильно дышать.

Определенные проблемы, затрудняющие дыхание через нос, способствуют развитию шепелявости. Это связано с тем, что ребенок начинает дышать через рот, а язык уплощается и высовывается наружу. Даже если внешне все в порядке, стоит показать ребенка отоларингологу. Осмотр врача позволит выявить возможные проблемы с пазухами носа, наличие аллергии и т.д.

2. Прочь бутылочки и соски!

Хоть подобные приспособления и облегчают жизнь родителям, но, увы, очень вредны для детей. Дело в том, что всевозможные соски тормозят развитие оральной моторики, принимающей участие в развитии речи. Поэтому, дорогие мамы и папы, как можно раньше отучите малыша от сосок, а в качестве альтернативного варианта научите пользоваться соломинкой. Она, наоборот, способствует тренировке нужной речевой моторики.

3. Вынимаем палец изо рта.

Другая возможная причина развития шепелявости – сосание пальцев. Поэтому понаблюдайте за малышом: страдает ли он привычкой держать большой палец во рту? Если да – когда чаще всего он это делает? Вашей задачей при наступлении «опасного» момента будет переключение внимания на иное занятие или предмет, скажем, любимую игрушку. Достаточно проблематично быстро избавить малыша от этой вредной привычки, а вот сократить время на нее – вполне посильная задача.

4. Не давите на ребенка!

Реагируйте спокойно и не ругайтесь, если на ваши увещевания и объяснения малыш вновь шепелявит, делает ошибки или сосет палец. Видя ваше негативное отношение, малыш будет расстраиваться: он понимает, что поступает плохо. Забудьте и о привычке постоянно поправлять ребенка и заставлять верно выговаривать слова. Парадокс, но, поступая подобным образом, вы только способствуете укреплению ошибок в речи маленького человечка.

5. Запишитесь на прием к логопеду.

Вы ошибаетесь, если думаете, что шепелявость к определенному возрасту пройдет сама собой. Такое, конечно, случается, но далеко не всегда. Поэтому покажите малыша логопеду, который сможет при помощи эффективного обучения исправить подобную неприятность. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: речевые дефекты имеют способность закрепляться.

6. Занимаемся с ребенком самостоятельно.

Бывают случаи, когда посещение врача-логопеда в данный момент невозможно. Но и здесь есть решение: не упускать драгоценное время и начать делать с малышом некоторые эффективные упражнения, желательно по несколько раз в день. Благодаря им вы сможете подкорректировать шепелявость ребенка, а в неосложненных случаях и вовсе навсегда забыть о ней.

Некоторые домашние упражнения для занятия с ребенком:

• цокать языком как лошадка;

• разговаривать с закрытым ртом: упражнение сложное, но очень хорошо улучшает дикцию;

• придать языку чашеобразную форму и произносить алфавит по одной букве. Упражнение делается с открытым ртом;

• как можно шире открывать рот и резкими движениями выбрасывать язык изо рта. Малышу можно сказать, что таким образом мы ловим языком комариков.

Избавить малыша от шепелявости – посильная задача. И чтобы она решалась с минимальными усилиями, примите меры, которые в ваших руках. При наличии подобного дефекта речи будьте внимательны к своему ребенку, вовремя покажите его специалистам, наберитесь терпения, спокойствия и любви для выполнения нужных рекомендаций и упражнений. Тогда положительный результат в виде правильной речи вашего малыша не заставит себя ждать.

Источник

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детская психология и развитие

Открыть тему в окнах

  • Anonymous

    25.01 21:40

    #91673335

    Ребёнку 3г, говорит давно и правильно. Ну, не произносит положенные возрасту некоторые буквы. Недели 2 начала шепелявить:сок стал шоком, зайчик жайчиком и т.д. Ведь говорила же правильно. Второй год ходит в садик. Дети в группе почти все начали говорить поздно, много шепелявящих и с кашей во рту. Некоторые ещё почти не говорят. Вот что дочь делает, повторяет? Зачем? Ведь привыкшему произносить слова правильно неудобно заменять буквы шипящими. Поправляю, но она всё равно снова и снова это делает. Стоит вообще морочиться? Просто по опыту: в группе старшего дети с логопедическими проблемами так и не исправились к школе, хотя родители очень надеялись и не водили их по логопедам. Вместо радостного предчувствия “первый раз в первый класс” ихвсё лето и далее водили по врачам, занимались. Вспоминаю эти факты и боюсь. Боюсь, что переймёт эти проблемы. Зря парюсь? Что делать?

  • Anonymous

    25.01 22:01

    #91673537

    так она говорила уже нормально. Значит, умеет, просто попала в среду и хочет соответствовать. Делайте вид, что не понимаете ее. Быстро отучится.

  • Anonymous

    25.01 22:05

    #91673576

    Сходите к логопеду для начала, пусть она определит то ли ребенок копирует других детей, то ли проблема есть. Проблемы бывают не только врожденными, но и после болезней, травм, прививок возникают. Поэтому если видите какой то регресс, то лучше проверить на всякий случай.

  • Anonymous

    25.01 22:23

    #91673758

    Вот поправляю её, тут же нормально произносит. Значит может же. Боюсь, чтобы шепелявость не вошла в привычку.

  • Anonymous

    25.01 22:26

    #91673782

    Вот сегодня попробовала “не понять” вместо поправления. Говорит, чтобы рассказала я ей шказку. Отвечаю: “Не знаю никакой шказки. Что это такое?” Она чуть не в плачь: “Ну, расскажиииии!” )))

  • Anonymous

    25.01 22:42

    #91673905

    Если это подражание, то пройдет само собой. Она же будет вас слышать, других людей, а не только детей из группы. Главное чтобы вы не упустили если есть проблема. А подражание пройдет с возрастом.

  • Просто интереса ради – а какие звуки положено по возрасту чисто выговаривать в 3 года?

  • Аня

    27.01 11:24

    #91686632

    Такое же было, только в 4 года. В группе много было шепелявящих, в том числе ближайший друг. Объяснила сыну, что его приятели просто еще не могут выговорить правильно, пройдет немного времени и научатся, а если он будет говорить не шепеляво, то научатся быстрее Сын шепелявить перестал. Правда, звук “л” как подхватил от того же приятеля неправильный, так до 7 лет изживали в некоторых позициях

Источник

Девочки милые. Подскажите пожалуйста как отучить сына щипилявить. Ему 2.5. У нас есть логопед 2 х в неделю. Спасибо.

Roza #Здоровье, развитие и воспитание детей

52 Ответа

Anna

Что говорит логопед?

RozaАвтор вопроса

Она говорит что это из за соски

Maria

@Roza , а что подразумеваете под шепелявостью? Язык между зубами ребёнок просовывает при произнесении звуков или что- то еще?

RozaАвтор вопроса

@Maria нет он просто ставит язык возле зубов но не между

Anna

Я не спец, но мне кажется, рано еще судить о шепелявости.

Maria

Подождать 4-5 лет, ( шипящие могут появиться физиологически до 4),+когда ребёнок будет готов и мотивирован заниматься. А пока делать упражнения для постановки ш( чашечка, вкусное варенье, качели, накажем непослушный язычок).

Alesia

Все ещё зависит от артикуляционных особенностей, если уздечка коротка и нет верхнего подъема, так и в 5 и в 6 это будет. Я , обычно, начинаю работать над звуком в 3.5 и дальше, больше подготовка, если у ребёнка есть другие проблемы, то попутно и это затрагиваем, если в 4 нет- нужно уже работать активно и конкретно над этим звуком .

Maria

Alesia Khmialnitskaya , по поводу артикуляционных особенностей полностью поддерживаю. А остальное -индивидуально: зависит от специалиста. С малышами занимаюсь развитием речи плюс гимнастика, а постановка- после 5( как правило, дети готовы, меньше времени уходит на постановку и автоматизацию)

Alesia

@Maria в моей практике бывали ситуации, что с 7 летними процесс был намного труднее и длительнее, так как начинают стесняться , понимать свою проблему, с родителями в отказ на повторение, и это чисто психологически.

Maria

Alesia Khmialnitskaya , не спорю( у меня были и 18 летние,25 и 40 летние клиенты- мотивация- наше все)

RozaАвтор вопроса

@Alesia у него есть gap между двумя верхними зубами.

Alesia

@Roza работа органов речи для произношения звуков.

Alesia

2.5 рановато для этого звука. А с чем ваш логопед работает, и если вы работаете с логопедом, почему у него не спросите этот вопрос?

Alisa

Роза, Вы кажется, в Нью Йорке живете? К Вам приходит логопед из Раннего Вмешательства или частный? Если это лицензированный логопед из сервисов РВ, то она/он Вам объяснят, что для 2,5 лет шепелявить совершенно нормально! Скорее всего, логопед занимается не шипящими, а проблемами коммуникации и языка. Ну, разве если ещё звуками раннего онтогенеза. А если это частный логопед и он занимается шипящими, то тогда вопрос к компетентности этого логопеда.

Alesia

С лицензией или без, человек, который занимается логопедией, должен был закончить университет и быть компетентным в подобных вопросах. Из истории моей коллеги, к ней пришла мама с 1.5 девочкой на жалобу, что та не пересказывает сказки и рассказы, моя коллега её успокоила и сказала, что рано, все будет, Девочка хорошая, развита по возрасту, все хорошо, тратить мамины деньги на занятия, конечно, она не стала и отказала в вежливой форме. Через неделю весь город шумел, что она ужасный профессионал.

Alisa

Я упомянула лицензию, так как во-первых, университет университету рознь. И в США-лицензия это гарантия хотя бы некого усредненного качества. И во-вторых, стандарты в логопедии могут отличаться. Некоторые логопеды с российским образованием к сожалению, не очень осведомлены о работе в Раннем Вмешательстве и переносят методы работы в старших группах логопедических садов на ранний возраст.

RozaАвтор вопроса

I’ll write in English. I’m in ny. We have IEP until he turned 3 y old.

RozaАвтор вопроса

Speech just play with his speech bc they don’t speak clearly. He is a twin.

Alisa

@Roza Age by which 75% of
children use the speech
sound accurately. 4 years: l as in lay

sh as in she

ch as in chew….. 4,5 years : J as in jaw

s as in so

z as in i etc.

Alisa

Typical Articulation Development

According to Caroline Bowen overall intelligibility of children in connected speech should be:
by 18 months a typically developing child’s speech is normally 25% intelligible;
by 24 months it is 50-75% intelligible,
by 36 months it is 75-100% intelligible.

Maria

@Alesia , не поняла, к чему пример, но сожалею, что так получилось. Здесь такой момент важен:не все родители могут ( хотят) заниматься развитием речи дома-некотором легче заплатить профессионалу. Поэтому в данной ситуации, родители ,возможно, хотели услышать все возможные варианты( советы по поводу, как заниматься дома, предложение логопеда заниматься развитием речи , предложение подождать, потому, что теоретически и практически пересказывание в 1.5 это из области невероятного). Я так и говорю некоторым родителям, что они могут делать многое сами, но если настаивают, то любая прихоть за их деньги.

Alesia

Бывают разные случаи, но мне уж стало интересно, над чем же все таки идёт сейчас работа?

RozaАвтор вопроса

She helps them to say words bc they don’t speak clearly. He is a twin. She bring toys puzzles

Alisa

А что Вы имели в виду под «шепелявить» ? Обычно имеется в виду искаженное произношение ш/с. Или замена с на ш. Если ваш логопед и занимается звуками, то это скорее всего, не ш/с в этом возрасте, а звуки раннего онтогенеза: p,m,n,k и тд. А самое главное, логопед расширяет словарь , учит употреблять слова , словосочетания и предложения для общения.

Katya

Моей почти 3, тоже шепелявит (язык между зубами кладет), ну так я и не переживаю ещё — рано же.

Alisa

язык между зубами-это межзубность. Могут быть разные причины. Одна из них-возрастная, некоторые дети просто так произносят этот звук. Если межзубность (lisp) будет сохраняться до 4,5 лет, то тогда стоит обратиться к логопеду.

Katya

Ну да, я и не переживаю, потому что рано еще переживать. Тем более что мягкую С она нормально говорит.

Ekaterina

А нам логопед в РФ сказала, что это само не проходит и к 3 годам надо начинать заниматься. Нам пока 2.4 ?

Katya

Я не очень-то доверяю специалистам из РФ (не в обиду будет сказано)

Vika

@Katya напрасно. Российская школа была сильнейшая. Что то осталась и др сих пор

Katya

Была — не спорю. Насчёт того что что-то осталось — большие сомнения. Переводчики на выходе из универа не говорят свободно на языке, врачи — вообще молчу (все поголовно выпускники ходят к врачам старшего поколения). Дело не в том что преподается, а как учатся студенты, и сколько препод берет за зачёт или экзамен.

Vika

@Katya я о старой школе. Ее выпускники остались и работают

Katya

Да, но сейчас все меньше их остаётся и все труднее найти.

Maria

а Мне верится, что и молодых много хороших специалистов. Просто понятие хорошего специалиста у всех разное: вы по знаниям будете определять, опыту работы, а многие -по цене( хороший специалист мало не берет, говорят многие).

Jana

К 5-6 годам перестают шепелявить. Если вам это мешает и не терпится избавиться от шепелявости, то скороговорки, очень хорошее и действующее » лекарство».?И всегда поправлять ребёнка. Удачи!!!

Vika

2,5 года . Логопед 2 раза в неделю? И только ставит звуки?
Сделайте паузу на год
Ребёнок физиологически имеет право шепелявить.
Логопед в этом возрасте не поможет — ускорить процессы развития сложно.

RozaАвтор вопроса

Логотип только и играет и учит набор слов

Anna

@Roza , они звуки в этом возрасте обычно отрабатывают, моему 3, только недавно С стал произносить.

А логопед у вас по early intervention?

Vika

@Roza я не видела вашего ребёнка и не знаю уровень проблемы. Но в среднем-
Но звуки ставятся после 4х.
До этого есть разные комплексы вспомогательных упражнений. Они способствуют тому, что звуки встанут сами.
Эти комплексы в этом возрасте не требуют работы профессионалов
Родители справятся сами
Их можно посмотреть на моем ютуб канале или в моей программе

Vika

@Anna отрабатывание и постановка разные вещи))
И , разные группы звуков в разный возраст

RozaАвтор вопроса

@Vika он развивается отлично я не имею проблем.

Значит вы не думайте это дефект? Я наверное рано переживаю?

У меня четверо сыновей и не одного не было дефекта

Vika

@Roza не поговариваете группы шипящих в 2,5 года не является дефектом. Не на английском, не на русском

Anna

@Roza , то есть все сыновья в 2,5 года все звуки говорили? ? Для шипящих точно рановато, если вам логопеда дали, то значит есть другие проблемы с речью, я бы на них сконцентрировалась. И 2 раза в неделю — это не мало, нам только 1 раз дали.

IR

А yздечка языка как?Не надо подрезать?

Irina

У нашей знакомой девочки — 5 лет — такая же проблема. Логопед предположил, что она питается мягкой пищей, и оказался прав. Ребенок мало жуёт, не ест совсем мясо, и это сказывается на речевом аппарате. Ни в коем случае не говорю, что у вас так. А может быть?

Anna

2,5 и 5 лет большая разница

Julia

В Украине логопед не данимается с детьми до 4 лет

Загрузка Пожалуйста, подождите

Источник