Ребенку 3 года познаю мир
Гаврилова Гуля
Развивающие занятия с детьми 3–4 лет «Окружающий мир»
В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.
Задание для ребенка: Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?
1 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.
Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?
2 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.
Задание (вопросы)для ребенка:
1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)
2. Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)
3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)
4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)
5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в (лёд)
6. Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).
3 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.
Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.
4 занятие для ребенка 4 лет
Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.
Задание для ребенка: посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек?
5 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.
Занятие с ребенком: На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать, какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы? А нос слона (хобот? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?
6 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде), а другие к фруктам (растут на деревьях).
Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?
7 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?
Занятие с ребенком: Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).
8 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок 3,5-4 лет уже должен знать слова вежливого обращения и уметь их правильно употреблять.
Занятие с ребенком: вопрос — ответ. Попросите малыша ответить на ваши вопросы.
Утром ты проснулся и пошел чистить зубы, по пути ты встретил маму. Что ты ей скажешь? (с добрым утром).
В детском саду девочка Таня угостила тебя яблоком, а ты ей сказал… (спасибо).
У тебя есть друзья? Как их зовут? Если твой друг попросит ему помочь, что ты сделаешь? (помогу).
Ты ходишь в детский садик? В какое время суток ты приходишь в детский сад (утром, а когда тебя забирают родители (вечером).
Что ты говоришь своим родным, когда ложишься спать (спокойной ночи).
Ты пришел в гости к другу, что ты скажешь, когда увидишь его? (привет, здравствуй).
Мама попросила тебя помочь ей убрать комнату, что ты сделаешь? (помогу, соберу игрушки и т. д).
Бабушка вязала тебе носочки, и у нее упал клубок с пряжей, что ты сделаешь? (подниму его).
12 занятие для ребенка 3-4 лет
Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Логика»
Автор И. Бушмелёва. Художник Н. Губарева.
Дети 3-4 лет уже способны группировать предметы на основе главного признака. Занятие построено на основе малого количества групп, которые ребенок постоянно встречает в обыденной жизни.
Задание для ребенка: покажи, где на картинке нарисована одежда. А теперь посмотри что общего у оставшихся предметов? Ребенок должен не просто показать предметы из одной группы, но и назвать эту группу (мебель, посуда, транспорт).
9 занятие для ребенка 3-4 лет
Это занятие направлено на установление ребенком логической связи между «парными» предметами.
Задание для ребенка: подбери пару каждому предмету, который ты видишь на рисунке.
10 занятие для ребенка 3-4 лет
Занятие с ребенком 3-4 лет «Вопрос – ответ». Задавайте вопросы только, если ребенку интересно на них отвечать.
Задание для ребенка: закончи фразу, которую я скажу или ответь на вопрос.
Когда кушают, берут ложку, а когда пьют берут …
Ночью темно, а утром …
Птица летает, а рыбка…
Самолет летит по небу, а кораблик плывет по…
Если горит красный свет светофора нужно стоять, а если зеленый…
Штаны и кофта – одежда, а суп и каша…
У людей руки и ноги, а у кошки…
Мёд сладкий, а лимон…
Бабочка летает, а кузнечик…
У уточки много утят, а у курочки…
11 занятие для ребенка 3-4 лет
Дети в возрасте 3-4 лет часто фантазируют, используя свое воображение. Добавим к нему логику. Хорошо если ребенок аргументировано объясняет, почему он так или иначе подумал (например, собака рассказывает веселую историю, потому что она улыбается).
Занятие с ребенком: Расскажи, о чём говорят животные? С кем говорит кошка и о чем, как ты думаешь, почему? А что рассказала сорока? и т. д.
13 занятие для ребенка 3-4 лет
Это занятие с детьми 3- 4 лет на развитие внимания.
Задание для ребенка:
Сравни предметы на рисунке и выбери лишний предмет в каждом ряду, объясни свой выбор (например, все чашки в полосочку, одна с кружочками или у всех елочек одна половинка желтая, а у одной нет).
Найди в каждом ряду точно такой же предмет как первый. (1=4, 1= 3, 1=4, 1=2).
14 занятие для ребенка 3-4 лет
Ребенок 3-4 лет уже должен понимать, какие предметы одежды для чего предназначены, даже если сам он еще не умеет одеваться. Важно, чтобы предметы одежды «надевались» по порядку (то есть сначала носки, а затем сапоги). При этом малыш должен говорить, как называется тот или иной предмет одежды.
Задание для ребенка: девочка Катя собралась идти на улицу гулять. На улице сегодня холодно. Помоги Кате одеться, чтобы она не замерзла.
15 занятие для ребенка 3-4 лет
Занятия с ребенком 3-4 лет на закрепление навыков приема пищи.
Задание для ребенка: Вася хочет покушать. Помоги ему сделать все правильно.
1. Чем нужно налить суп в тарелку? (поварешкой)
2. Чем кушают суп? (ложкой)
3. В сковороде жареная картошка. Во что Вася должен ее положить и чем будет ее кушать? (в тарелку, вилкой)
4. Вася хочет пить. Во что он нальет чай? (в кружку, стакан)
5. Мальчик любит, чтобы чай был сладким. Что ему для этого нужно сделать? (положить сахар в чай и размешать ложечкой)
6. Вася вкусно покушал. Что он скажет маме? (спасибо)
7. Что нужно сделать с посудой после обеда? (вымыть, помыть посуду) Вася поможет маме? (да, конечно)
16 занятие для ребенка 3-4 лет
Задание для ребенка: покажи и назови, кто где живет.
17 занятие для ребенка 3-4 лет
Занятие с детьми 3-4 лет «Что больше»
Задание для ребенка: посмотри на картинку, какая рыбка больше? А какая собачка меньше? и т. д.
Источник
Андропова Валентина
Игровые задания «Познаем мир вместе» для детей 2–3 лет
Ребенок раннего возраста по своей сути является “исследователем”.И подтверждение этому их любознательность и желание обследовать предметы: потрогать, погладить, попробовать на зубок. И это представление мира ребенок получает через сенсорное восприятие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Представляю вашему вниманию картотеку игр по сенсорному воспитанию для детей 2-3 лет:
«Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
“Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
“Закрой окошки»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).
Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.
Кроме сенсорных игр познавать окружающий мир можно и через игры с песком и водой.
Игры с песком
Основная цель игр в этом возрасте – развитие умения отличать предметы по форме, цвету, размеру, звуку.
“Прятки”
Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза, и одну из игрушек закапываем. Малышу нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее и ищем вместе. Если ребенок легко справляется с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще по одной.
“Горки”
С помощью ведерок, формочек насыпаем горки разной высоты. Можно использовать игрушечные грузовики, подойдут детские тележки-тачки. Грузим песок в одном месте, затем аккуратно перевозим в другое и насыпаем горки разной высоты. Сравниваем горки по высоте и ширине. Можно посоревноваться –кто насыплет горку выше. Если наливать воду на вершину песчаной горы, можно наблюдать, как вода течет, образовывая канавки, впитываясь в песок.
“Ямки”
В этой игре мы знакомим малыша с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую.Каждой ямке мама может дать дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.
Игры с водой
«Вылови шарик».
В таз с водой помещают маленькие пластмассовые шарики. Ребенку дают ситечко с ручкой и предлагают выловить шарики из воды. Приготовьте второй пустой таз, в который дети будут складывать выловленные шарики. Эта игра развивает мелкую моторику, аккуратность, ловкость.
«Лужа».
Для этого занятия потребуется губка, два тазика, один с водой, другой пустой. Воспитатель предлагает детям опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу.
«Тонет не тонет».
Соберите различные предметы. Это могут быть пластиковые крышки, кусочки поролона, камешки, пуговицы, бусинки.Предложите детям по очереди кидать предметы в воду и наблюдать: тонут они или нет.
Таким образом,игровые задания на познание окружающего мира создают условия для всестороннего развития ребенка раннего возраста. Не стоит забывать, что данные игры стоит проводить под чутким руководством взрослого или совместно с воспитателем.
Источник
К 3 годам у ребенка появляется множество новых умений и навыков: совершенствуется его физическое, умственное и эмоциональное развитие, речь, мелкая моторика и навыки общения. Подробнее о поведении и особенностях развития трехлетнего малыша читайте в нашей статье.
Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)
С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.
Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:
- Спускаться и подниматься по лестнице;
- Прыгать на одной и двух ногах;
- Ловить и пинать мяч;
- Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
- Перешагивать препятствия;
- Рвать бумагу;
- Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
- Строить башни из кубиков;
- Играть в игры с простыми правилами;
- Называть свой пол;
- Ориентироваться в пространстве.
В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).
Развитие мелкой моторики у детей 3 лет
- Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
- Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.
Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.
- Игрушки, которые требуют развитой моторики пальцев. Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра.
- Пальчиковые игры. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика. Идеи для пальчиковых игр Вы можете найти на видео:
Развитие мышления в 3 года
Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.
Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.
Могут ли трехлетки быть внимательными?
Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.
Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.
Развитие памяти и воображения у детей 3 лет
У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).
Умственное развитие детей в 3 года
К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:
- Сравнивать и сортировать предметы по размеру, длине, форме, цвету;
- Находить такой же предмет;
- Составлять пазлы из 4 частей;
- Называть основные цвета и оттенки;
- Знать стихи и песенки;
- Составлять рассказ по знакомой картинке при помощи взрослого;
- Знать названия некоторых деревьев, посуды, мебели, животных, одежды, транспорта, овощей и фруктов;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Рассказывать, что он делал в течение дня.
Развитие речи у детей трёх лет
Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.
- Обогащение словарного запаса;
- Фразовая речь;
- Умение вести диалог (ребенок умеет задавать вопросы и отвечать на них);
- Появление вежливых слов.
Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.
Навыки общения
Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.
Выводы
К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.
Заключение
Педагоги и психологи называют этот период в жизни ребенка возрастом «Я – сам». В 3 года ребенок продолжает исследовать мир и себя в нем и во всем стремится к самостоятельности. Согласно системе М. Монтессори, лучшее, что может сделать родитель для развития своего малыша – это не ограничивать его свободу и обеспечить ему возможность гармонично и всесторонне развиваться. В детском центре «Созвездие» специально организована Монтессори-среда, в которой Ваш малыш сможет самостоятельно выбрать занятие по душе и раскрыть свой потенциал. Будем рады видеть Вас в нашем центре развития ребенка!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник