Ребенку 3 года постоянно бьется головой
Удары головой часто начинаются во второй половине первого года жизни и достигают пика в возрасте от 18 до 24 месяцев. Привычка стучать головой у вашего ребенка может длиться несколько месяцев или даже лет, хотя большинство детей перерастает ее к 3 годам.
Возможные причины, по которым ваш малыш может удариться головой:
Self-комфорт.
Как бы странно это ни звучало, большинство малышей, которые так ведут себя, делают это, чтобы расслабиться. Они ритмично бьются головой, когда засыпают, когда просыпаются посреди ночи или даже когда спят. Некоторые качаются на четвереньках. Эксперты по развитию полагают, что ритмичное движение, например, покачивание в кресле, может помочь вашему малышу успокоиться.
Обезболивание.
Ваш малыш может также биться головой, если ему больно – например, от прорезывания зубов или ушной инфекции. Удары головой помогают детям чувствовать себя лучше, возможно, отвлекая их от дискомфорта во рту или ухе.
Разочарование.
Если ваш малыш колотит головой во время истерики, он, вероятно, пытается выразить сильные эмоции. Он еще не научился адекватно выражать свои чувства словами, поэтому он использует физические действия. И снова, он может успокаивать себя во время этого очень стрессового события.
Потребность во внимании.
Постоянный стук головой также может помочь вашему малышу привлечь внимание. Он понимает, что вы можете проявлять осторожность, когда видите, как ваш ребенок делает что-то опасное. И поскольку ему нравится, когда вы суетитесь из-за его поведения, он может продолжать стучать головой, чтобы привлечь внимание, которое он хочет.
Проблема развития.
Удары головой могут быть связаны с аутизмом и другими нарушениями развития – но в большинстве этих случаев это всего лишь один из многих поведенческих красных флажков. Ситуации, когда раскачивание и удары головой сигнализируют о серьезной проблеме редки.
Что я могу с этим поделать?
Обращайте внимание на своего малыша, но не тогда, когда он стучит.
Убедитесь, что ваш ребенок получает много положительного внимания от вас, когда он не бьет себя по голове. Если он продолжает биться головой, чтобы привлечь ваше внимание, постарайтесь не придавать этому большого значения, иначе вы можете усилить поведение. Даже если вы не можете полностью игнорировать это, не ругайте и не наказывайте его. Он слишком мал, чтобы понять ситуацию, и ваше неодобрение может только усугубить ситуацию.
Защитите своего ребенка от травм.
Проверяйте все винты и болты и острые углы на детской кроватке или другом месте где он делает это, раз в месяц или чаще, чтобы убедиться, что раскачивание ничего не повредит. Вы также можете поставить резиновые ролики на ножки кроватки и повесить мягкую ткань или одеяло между кроваткой и стеной, чтобы уменьшить шум и свести к минимуму износ на стенах и полу.
Не кладите подушки или одеяла в его кроватку, чтобы смягчить окружающее пространство, потому что это повышает опасность удушья. Если вы хотите использовать бамперы на кроватке вашего малыша, чтобы смягчить его удары, убедитесь, что они тонкие, прочные (не пухлые) и надежно привязаны к перилам кроватки, чтобы ваш малыш не мог просунуть голову между бампером и стенками.
Постарайся не беспокоиться.
Ваш малыш может получить синяк или два, но не волнуйтесь – раскачивание и удары головой, как правило, является “саморегулирующимся” поведением. Это означает, что ваш ребенок вряд ли ударится головой достаточно сильно, чтобы серьезно пораниться. Он знает свой порог боли и скорее всего, приостановится, чтобы не сделать себе боольно.
Помогите воспитать любовь вашего ребенка к ритмичным действиям другими способами.
Вашему ребенку явно нравится хороший устойчивый ритм, поэтому помогите ему найти другие выходы для его любви к ритму. Эксперты часто рекомендуют танцевать, маршировать, играть на барабанах или хлопать в ладоши под музыку. Вы также можете попробовать поместить метроном в комнату вашего ребенка, чтобы обеспечить ему постоянный ритм. Удостоверьтесь, что он получает много физических упражнений в течение дня, чтобы помочь ему сжечь часть нервной энергии, которая может питать его удары головой.
Начните успокаивающий режим сна.
Если ваш ребенок качается и стучится головой чтобы успокоиться после напряженного дня, попробуйте настроить расслабляющий режим. Теплая ванна, теплый камушек на коленях и тихая сказка или песенка могут помочь. Вы можете потратить несколько минут легко поглаживая его по спине или другим частям тела. Мягкая музыка в его спальне тоже может оказать успокаивающий эффект.
Обратитесь к врачу, если поведение вашего ребенка вызывает беспокойство.
Если ваш ребенок сильно бьет себя по голове в течение дня или продолжает бить себя по голове, даже если он причиняет себе боль, у вас может быть повод для беспокойства. Хотя это встречается редко, но удары головой могут быть связаны с аутизмом и другими нарушениями развития, которые иногда становятся очевидными в дошкольном возрасте.
Аутичные дети обычно меньше контактируют с окружающими. Они часто не заинтересованы в физическом контакте со своими родителями и, кажется, смотрят куда угодно только не на них. Если вы заметили, что ваш ребенок теряет физические способности, хуже говорит или деградируют другие приобретенные навыки; если он становится все более замкнутым; или если он постоянно отстает в развитии, посоветуйтесь с его врачом.
Источник
ОПИСАНИЕ. Привычка биться головой является распространенной и обычно безвредной привычкой, которая проявляется в том, что ребенок часто и ритмично ударяется головой о твердый предмет (такой, как матрас детской кроватки или передняя спинка кровати). В отсутствии других симптомов привычка биться головой почти всегда исчезает без последствий в раннем детстве. В основном это не связано ни с физическими, ни с неврологическими, ни с психологическими, ни с социальными проблемами, и младенцы редко бьются головой настолько сильно, что это могло бы привести к травме головы.
Наиболее часто дети начинают биться головой в возрасте от шести месяцев до года и к трем годам прекращают. Обычно это происходит во время сна. Бьются головой 5-10% всех детей. По неизвестным причинам эта привычка наблюдается у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек. Иногда такая привычка имеет семейный характер, но только в 20% случаев привычка биться головой свойственна двум или более родным братьям или сестрам.
Привычка биться головой тесно связана с раскачиванием, которое также считается безвредной привычкой. Говорят, что младенцы раскачиваются тогда, когда они, стоя на руках и на коленях, качаются взад-вперед. Раскачивание младенцев наиболее часто наблюдается в течение дня, и около половины тех детей, которые качаются в течение дня, будут раскачиваться и в то время, когда их укладывают спать.
Привычки раскачиваться и биться головой одинаково распространены среди мальчиков и девочек. Почти 20% всех детей имеют привычки ритмично двигаться и часто раскачиваются; половина всех детей, имеющих привычку биться головой, также имеют привычку раскачиваться до, во время или после того, как они начнут биться головой.
ПРИЧИНЫ. В отсутствии других симптомов причина развития привычки биться головой остается неясной. Наибольшей поддержкой у специалистов пользуется теория, согласно которой младенцы увлекаются ритмическим движением потому, что оно является успокаивающим и приятным.
Некоторые специалисты-медики считают, что младенцы, проходя через ранние стадии роста и развития, например прорезывание зубов, создают себе комфортные условия и снимают напряжение путем раскачивания и ударов головой. Младенцы могут делать эти движения в то время, когда их укладывают спать, потому что потребность в самоуспокоении ощущается более остро, когда ребенок один. Если во взаимоотношениях между одним из родителей и ребенком происходит серьезный разрыв (который может произойти, например, из-за родительского депрессивного синдрома), то ребенок может начать ударяться головой или делать это с еще большим упорством. Если сложности во взаимоотношениях между родителями и ребенком продолжаются, то младенец, возможно, будет биться головой во всем раннем периоде детства.
Привычка биться головой может быть также источником физического облегчения для детей, которые пассивны из-за временного заболевания. Когда младенец возвращается к нормальной физической активности, привычка биться головой обычно исчезает.
Привычка биться головой есть также у детей с недостатками развития, такими как аутизм, умственная отсталость, слепота, тугоухость. Привычка биться головой широко распространена среди детей с указанными выше проблемами, которые погружаются в ритмичное движение, очевидно для того, чтобы компенсировать свою неспособность понять существо происходящего, охватить реальную ситуацию и соответствовать ей.
ДИАГНОЗ. Основная забота родителей и врача обычно сосредоточена на выяснении, укладывается ли ритмическое поведение ребенка в рамки нормального поведения. Более того, не является ли это признаком повышенной потребности в самостимулировании или самоутешении? Родителям следует поделиться своими проблемами и беспокойством с детским врачом. Конечно, если есть подозрение, что привычка биться головой связана с невыявленной инвалидностью вследствие порока развития, то для диагностики следует проконсультироваться у врача. Если действительно есть инвалидность вследствие порока развития, то обычно присутствуют другие очевидные симптомы (например, отсутствие реакции на звук и тяжелая степень физической неадекватности).
Если ритмичность в поведении ребенка начинает проявляться в возрасте 18 месяцев и старше или если такое поведение продолжается в течение длительного времени (часа или более), то в таких случаях есть причина для беспокойства. Если ребенок в возрасте старше 3 лет без каких-либо явных симптомов продолжает биться головой, то следует проконсультироваться с врачом по поводу необходимости физического, неврологического и психологического обследования.
ЛЕЧЕНИЕ. Самое лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка, если у него сформировалась привычка биться головой,- скрыть свое беспокойство по этому поводу. Если беспокойство родителей перейдет к ребенку, то оно только увеличит вероятность закрепления подобных привычек.
Для предупреждения травмы головы и для своего спокойствия родителям, возможно, придется разместить матрас с детской кроватки или обычный матрас на полу. Обустроить детскую кроватку так, чтобы предупредить возможность травмирования.
Во всяком случае, нормальному ребенку, у которого есть привычка биться головой, почти никогда не нужен шлем. Однако небольшая часть детей (обычно с тяжелыми пороками развития) бьется так сильно, что есть опасность, что они могут травмировать себя. В таких случаях для предупреждения травмы головы врач может посоветовать ребенку носить шлем.
Если привычка биться головой является источником беспокойства для родителей, то они могут обратиться за советом к врачу.
Если кажется, что привычка биться головой связана с напряженными взаимоотношениями в семье или со скрытым расстройством, то врач может направить родителей с ребенком на консультацию к врачу-специалисту, например, к детскому психиатру или к специалисту по проблемам слуха.
ПРОФИЛАКТИКА. По поводу привычки биться головой большая часть опрошенных врачей считает, что в отсутствии каких-либо параллельных проблем эта привычка безвредна и сосредотачивается на заверении в этом родителей.
Однако некоторые врачи полагают, что ребенка можно уговорить отказаться от привычки биться головой и заменить ее играми с хлопаньем в ладоши, простыми ритмическими музыкальными упражнениями или другими целенаправленными ритмическими занятиями.
Источник
В чем разница между ложными и истинными истериками в раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет)
Почему ребенок начинает биться головой об пол в 1,5 −2 года
Почему ребенок начинает биться головой об пол в истерике после 3-х лет
Что такое сильная родительская позиция и в чем она проявляется
Сначала нельзя, а потом можно: в каких случаях родители могут поменять решение и не выйдет ли это боком
Быть родителем – это постоянно сталкиваться с новыми вызовами и задачами. Например, только вчера вы были уверены, что нашли общий язык со своим ребенком, а сегодня от взаимопонимания не осталось и следа. Вы не можете предугадать поведение, реакцию и желания своего чада и приходите в ужас, когда ваш ребенок заходится в истерике и начинает биться головой об пол или стену.
В этой статье психолог Елена Ковалева рассказала, почему ребенок так себя ведет в возрасте до и после 3-х лет, а также, что делать родителям в подобных ситуациях. Спойлер: сохранять спокойствие.
В чем разница между ложными и истинными истериками в раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет)
Истерики, когда ребенок падает на пол и бьется головой, относятся к категории ложных. Такое поведение – не патология, а проживание негативизма, упрямства, строптивости, своенравия и бунта, характерные для раннего детского возраста.
Важно! Не путайте такое поведение с аффективными (истинными) истериками.
Истинные истерики – это аффективные состояния, когда ребенок не может себя контролировать. Причиной чаще всего является какое-то заболевание (например, сахарный диабет). Такие истерики возникают внезапно и без причины. Они могут быть в любом возрасте ребенка. В подобных случаях нужно медицинское обследование.
Почему ребенок начинает биться головой об пол в 1,5 −2 года
Причина всего – это рывок в развитии. Детская психология связывает такое поведение с кризисом 3-х лет. Периодом, когда ребенок переживет множество психологических и физиологических изменений:
- Меняются пропорции тела.
- Приходит осознание своего «Я».
- Попытки отстоять свои желания и границы.
Психологически ребенок уже ощущает себя наравне со взрослыми, но это не так, ведь он еще не может:
- регулировать бушующие эмоции;
- полноценно изъявлять желания;
- анализировать ситуацию.
Важно! Кризис 3-х лет не обязательно наступает именно в этом возрасте. Он может настигнуть ребенка и в полтора, и в 2 года, а, может, наоборот, прийти с опозданием – в 4 года.
Почему ребенок начинает биться головой об пол в истерике после 3-х лет
1. С целью привлечь внимание
В 6 лет ребенок может катается по полу и рыдать взахлеб с целью получить то, что в дефиците: внимание, понимание, поддержку, любовь. В этом возрасте ребенок понимает, что только так он может привлечь внимание родителей и получить хоть что-то от любимых людей. Но чаще всего это «что-то» выражается не в любви и поддержке, а в раздражении, злости, агрессии и подавлении. Однако для дошкольника даже такая реакция лучше, чем ничего.
2. Неосознанно наказывает себя
Такие истерики направлены на себя. Ребенок может биться головой об стену и пол, потому что считает себя виноватым. И речь не о сломанной игрушке. Малыш может думать, что родители уделяют ему мало внимания и не разрешают что-либо, потому что он плохой. Отсюда – агрессия на себя и желание сделать больно.
Вот лишь несколько вариантов мыслей, которые могут его одолевать:
- Я делаю себе больно, потому что я решил что мне нужно себя наказать«.
- Раз мои родители так ведут себя по отношению ко мне, значит, я плохой. Я виноват в том, что не могу получить любовь и принятие.
- Я сделал себе больно, значит, я понес наказание, и теперь мне дадут то, что полагается хорошим детям.
3. Истерика-манипуляция
Ребенок после 3-х лет может продолжать истерить подобным образом, потому что такое поведение безотказно действует на родителей. Например, мама или папа пугаются при виде, как их ребенок бьется в истерике об пол, и сразу выдают ему желаемое.
Когда ребенок видит, что взрослый идет ему на уступки в подобных ситуациях, то их связь и привязанность оказывается под угрозой. Каждая истерика – это неуемное желание дошкольника получить ответы на следующие вопросы:
- Правда ли, что ты легко проваливаешься в беспомощность и бессилие?
- Правда ли, что когда я заявляю свою позицию, ты готов меня побить, лишь бы я прекратил это делать?
- Правда ли, что я теперь не могу на тебя рассчитывать?
- Правда ли, что ты дашь меня что угодно, лишь бы я не пугал тебя?
Если родитель продолжит идти на поводу у ребенка, то такие истерики будут продолжаться и в 5 лет, и далее. Делать все, чтобы только ваше чадо успокоилось – это неверная стратегия поведения. Так вы лишь поощряете использование этой модель поведения.
Реакция родителя на истерику, какой бы страшной она не выглядела, должна быть внешне спокойной, но не безучастной. Придерживайтесь тактики: «Я сопереживаю тебе, но я не боюсь тебя».
Что такое сильная родительская позиция и в чем она проявляется
Но на самом деле дети в этот период не умеют смотреть на мир глазами других, а, значит, не могут построить свое поведение «назло» кому-то. Поэтому, реагируя на капризы и истерики детей криками и угрозами, родители лишь усугубляют ситуацию.
Пример
Мама не дает ребенку сладкое, потому что переживает за его зубы или боится аллергической реакции. Но вместо того, чтобы спокойно сказать крохе: «Я понимаю, что тебе очень хочется. Но есть много конфет – вредно. Я не хочу чтобы у тебя болели зубки, поэтому третья конфета будет лишней», она использует какую-то из этих фраз:
- «Потому что я так сказала»
- «Как тебе не стыдно, ты съел уже 4 конфеты»
- «Еще одна и мы поедем с тобой в больницу!»
Подобное родительское поведение ни к чему хорошему не приведет. Малыш не понимает, почему ему отказывают, еще больше расстраивается и уходит в переживание. Поэтому лучшее, что родители могут дать малышу в такой ситуации – это запрет с подробными объяснениями и комментариями. Аргументируя свое «нет», вы не давите, а договариваетесь. Даже если ребенок заплакал, продолжайте спокойно стоять на своем. Это тоже проявление заботы и сочувствия.
Взрослый должен придерживаться своей позиции, но при этом не воевать. Не обвиняйте ребенка за то, что он хочет, ведь для малыша хотеть то, что он любит – нормально. Но если отказываете, то отказывайте с сильной позиции.
Сильная позиция – это не позиция диктатора, которой ребенок боится. Сильная позиция это: «Я – взрослый. Я лучше знаю и понимаю, что для тебя хорошо, что для тебя плохо. В каких-то ситуациях я готов тебя услышать и пойти на встречу, если это не несет тебе явного вреда. В каких то – я запрещу тебе то, что считаю опасным».
Главная задача родителей – научиться в зависимости от обстоятельств применять разные стратегии. Родитель, использующий разные стратегии, однозначно лучше родителя, который строго придерживается только одной модели поведения:
- все всегда разрешаю;
- все всегда запрещаю.
Ответная реакция на истерику должна быть разной – от запрета до разрешения с соответствующими пояснениями. Эта концепция формирует у детей сензитивность (гибкость мышления) и адаптивность (крайне полезное свойство).
Важно! Уходить от ребенка на улице или закрывать его в комнате, думая, что он покричит и успокоится, нельзя ни в коем случае! Игнорирование – это форма токсичного родительства. Ребенок не успокоится, а будет снова и снова проверять вас.
Лучше останьтесь с ним и спокойно проговорите его и свои чувства. Объясните свое решение (почему нельзя или почему мы так не сделаем).
Источник: Unsplash
Если вы понимаете, что не справляетесь с этой проблемой самостоятельно, то сходите на консультацию к психологу. Он поможет разобраться, где и что вы делаете не так, и выстроит новую стратегию взаимодействия, которая спасет и вас, и ребенка от дальнейшего истеричного поведения. Помните, что ни один ребенок не хочет специально портить отношения с родителем!
Сначала нельзя, а потом можно: в каких случаях родители могут поменять решение и не выйдет ли это боком
Родители могут менять свое решение в процессе. Ничего страшного в этом нет, ведь взрослые иногда перестраховываются и запрещают на всякий случай. Однако переиграть ситуацию никогда не поздно, но делать это нужно правильно.
Пример
4-летняя дочка хотела надеть на прогулку нарядное платье, но вы не разрешили, потому что не хотите, чтобы она его испачкала. Девочка пыталась договориться с вами, обещала быть аккуратной, но вы остались непреклонной. В итоге она расстроилась и расплакалась. После вы поняли, что ничего ужасного в прогулке в красивом платье нет и передумали. Даже если замарает, то постираете. Делов-то!
Важно! Если ребенок объясняет, пытается договориться, то надо услышать его, и показать пример того, как можно уступать. Это очень важно.
В нашем примере мама передумала и согласилась. Но с ее стороны это было не потакание капризам. Это было согласие с той самой сильной родительской позиции. Авторитет мамы не пострадал, а закрепился.
Важно! Из сильной позиции можно запрещать, разрешать и менять решение. Но все это нужно делать уверенно, не грубо и всегда аргументированно. Так, чтобы ребенок считывал в ваших словах заботу и любовь к себе. Даже если вы ему отказываете.
Взрослый человек должен быть адаптивным и действовать в зависимости от сложившихся обстоятельств. Не думайте о том, что вы избалуете малыша, если передумаете в его пользу. Но всегда объясняйте свои действия. У ребенка должно быть много моделей поведения и он должен понимать их мотивы. Это поможет ему в жизни.
Источник