Ребенку 3 года плачет по утрам

Ранее утро. Жилой двор периодически оглашается криком малыша из соседнего подъезда: «Мамочка, пожа-алуйста, я не хочу!», «Не надо!». Это он о детском садике, как об экзекуции, взывает к маме плачем. Мне не известны убеждения матери, за посещение садика она или против – но, видимо, необходимость у нее в том есть. И встретившись с ней взглядом, понимаешь, насколько ей больно видеть своего ребенка плачущим…
Она торопится, ей за день многое нужно успеть, и так некстати эти капризы, выбивающие из графика дня. Да и осадок от них остается. Сама на работе, а мысли там, где плачет малыш,… который, скорее всего, после ее ухода благополучно присоединился к группе и увлекся игрой. А мама тем временем добивает себя чувством вины. Неконструктивным, разрушительным и опасным…
Дети очень хорошо считывают виноватое поведение родителей, учатся манипулировать и в дальнейшем продавливать собственную позицию плачем. Разве не так? Один из самых распространенных советов заключается в обещании ребенку купить вечером игрушку или особое угощение, компенсировать тем самым его слезы. И они со временем становятся демонстративными, даже если вначале были искренними. Ребенок учится быстро, приспосабливается: не услышали его тогда, а сейчас он уже привык прятать истинные мотивы своего нежелания идти в садик. Ведь затихающий рев возмещается подарком. Компенсация здесь что-то вроде попытки лечить симптомы («сбить температуру»), в то время как внимания требует причина болезни.
Что же делать? Может, вообще не водить ребенка в садик? Есть мамы, выбирающие такое решение, взвесив плюсы и минусы разных жизненных ситуаций. Однако, ситуации именно что разные, дети – тем более, для кого-то детский сад – несомненное благо и выход, поэтому решение здесь остается за мамой. Немаловажно также, что многим женщинам детский сад помогает найти оптимальный баланс между материнством и профессиональной самореализацией. Если даже мама не стремится сделать карьеру, то, вполне возможно, ранний выход на работу обусловлен финансовой необходимостью, и важно здесь самим родителям определиться со своими приоритетами. Ведь всем известно: спокойная мама – счастливый ребенок.
Важно устанавливать контакт со своими детьми, чувствовать их, чтобы они были уверены в поддержке родителей. Вполне возможно, что детское нежелание посещать садик имеет в своей основе объективные и весьма серьезные причины, такие как: плохое обращение персонала, низкие коммуникативные навыки, физиологическая или психологическая неготовность малыша к длительному пребыванию в коллективе. Но часто бывает, что ребенку нравится в детском саду, а по утру концерт обязателен. Что делать в таких случаях?
Первое и, пожалуй, самое главное: быть спокойной, не поддаваться панике, не рыдая вместе со своим малышом. Дети чувствительны к состоянию матери, ее настрою, и если мама воспринимает посещение садика как жестокую необходимость, то и он будет протестовать. Дети – наше зеркало, они невольно демонстрируют родительское отношение к тем или иным вещам через свое поведение.
Второй момент немаловажен: нужно рассказывать ребенку всё заранее. Куда пойдет мама, что будет делать папа, куда пойдет потом и чем в это время может заниматься сам малыш – всё это придаст ему уверенности и ощущение определенности. Важно точно обозначить время, когда вы придете за ним (и не нарушать данного обещания), разговаривать с ним спокойным размеренным тоном. Если и взрослые при наличии четкой схемы действий чувствуют себя уверенней и надежней, что уж говорить о детях?
Психологи советуют придумывать различные способы, устраняющие разделение. Например, условиться о своем, магическом времени, когда мысли ребенка и мамы могут встречаться – через «волшебное» зеркало, коробочку. Мне понравился опыт знакомой: они с дочкой «выходили на связь», приложив слегка руку к сердцу. Девочка уже выросла и сама скоро станет мамой, а способ мысленного касания сохранили. Можно «наполнить» кармашки малыша поцелуйчиками, которые он «достанет» и приложит к щечке, когда соскучится.
Так же не лишним будет создать свои маленькие ритуалы по сбору в садик. Пусть это будет хоть обмен: мама ребенку передает игрушку, а ребенок в ответ подает ей ее сумочку. Желательно чтобы подобный обычай был близок ребенку. И, конечно же, важно создать свой ритуал передачи малыша воспитателю (например, взгляд в глаза, улыбка, поцелуй, кивок, идет в группу), ни в коем случае не затягивая процесс прощания. Долгие прощания с обеспокоенной мамой внушат ребенку чувство опасности, мама беспокоится – значит, с ним здесь может что-то случиться.
И, пожалуй, самое важное: насыщать ребенка привязанностью. Необходимо некоторое время до расставания и некоторое время после возвращения домой посвятить только ребенку, насытить его своим вниманием, заботой, любовью. Одним словом, создать ему комфортные условия для развития. Только чувствуя уверенность в своей защищенности, ребенок свободно и легко изучает новое.
Удачи вам в адаптации к детскому саду!
Другие статьи блога “Детские сады” на Уфамаме:
Беспощадная социализация…
Исповедь директора частного детского сада.
Всё «лучшее» – детям. Исповедь бывшего работника детского сада.
Источник
Отражается ли на детях то, что по утрам их приходится рано будить, чтобы вести в ясли или детский сад.
Дети плачут, нервничают, родители раздражаются, подчас кричат на них. Как влияет все это на нервную систему ребенка?
Если ребенка приходится будить по утрам и он, просыпаясь, плачет, конечно, это его травмирует. А почему он не просыпается сам в привычное время?
Может быть, у ребенка был другой режим дня и он вставал позже? В те дни, когда малыш идет в ясли или детский сад, его надо укладывать пораньше, чтобы он хорошо выспался.
Ребенок не досыпает
Иногда малыши постоянно недосыпают. Это их чрезвычайно травмирует и может в дальнейшем послужить причиной серьезных заболеваний. К сожалению, не все родители знают, что ребенок до десяти-одиннадцати лет должен спать ночью не меньше 10-11 часов, к этому в младшем возрасте прибавляется еще и дневной сон.
Существует неправильное мнение, что ребенка можно укладывать спать при шуме, при гостях, при включенном телевизоре. Когда ребенок засыпает в шумной обстановке, во сне он все равно воспринимает звуки. Настоящего отдыха нервная система не получает. Если так случается два-три раза в год, это еще допустимо, но если бывает часто, — ребенок не может чувствовать себя хорошо.
Организовать для ребенка правильный режим, оптимальные условия для бодрствования и сна, для его физического и нервно-психического развития не просто. Но все равно нужно. Никто, кроме родителей, этого сделать не может. Родители за это в ответе. Узнайте, как уложить ребенка спать без слез.
Ребенок может плакать утром оттого, что в комнате, где он спал, было душно, что он мало был на свежем воздухе, что еще не привык к новому режиму, к яслям, к детскому саду, что его поздно уложили спать.
Зачем же злиться и кричать на него? Кстати, если на ребенка кричат и сердятся, он может плакать и от предчувствия неприятностей, которые ждут его.
Некоторые взрослые считают, что маленькому ребенку вообще положено много плакать. Это неверно. Всегда нужно понимать, почему плачет ребенок, чтобы правильно реагировать на его поведение.
Здоровый, выспавшийся малыш просыпается обычно сам, с хорошим настроением, с блестящими глазками и радостной улыбкой.
Режим ребенка
Пользуясь этой таблицей, можно построить режим ребенка правильно. Жизнь каждой семьи складывается по-разному, и режим ребенка может иметь варианты.
Но совершенно необходимо выдерживать ритм смены сна и бодрствования, ритм активной работы и отдыха нервной системы.
Из таблицы видно, что время, в течение которого ребенок может бодрствовать (то есть работоспособность его нервной системы), нарастает постепенно, по мере того, как идет развитие и созревание нервных клеток и их функций — от 1 часа до 5-6 часов.
Именно поэтому важно не только общее количество суточного сна, но и как эти часы распределяются в течение дня.
Иногда ребенок в возрасте 1 года — 1 года 2 месяцев спит днем всего один раз 3-4 часа. Это не беспокоит родителей, потому что общее количество сна за сутки достаточное.
Но такой сон превышает возрастные возможности нервной системы ребенка, приводит к ее утомлению. Вредность же хронического утомления хорошо известна.
Возраст | До 3 мес. | От 3 до 5-6 мес. | От 5-6 до 9-10 мес. | От 9 мес. до 1 года | От 1 года до 1 г. 6 мес. | От 1 года б мес. до 2 лет | От 2 лет до 3 лет |
Кормление | 7 — 6 | 6 | 5 | 5 — 4 | 4 | 4 | 4 |
Перерывы между кормлением | 3 — 3,5 | 3,5 | 4 | 4,5 — 3,5 | 4,5 — 3,5 | 4,5 — 3,5 | 4 — 3,5 |
Бодрствование между кормлением | 1 — 1,5 | 1,5 — 2 | 2 — 2,5 | 2,5 — 3,5 | 3,5 — 4 | 5 — 5,5 | 5,5 — 6 |
Сколько раз спит днем ребенок | 4 | 3 — 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Дневной сон между кормлением | 2 — 1,5 | 2 — 1,5 | 2 — 1,5 | первый 2,5 второй 2 | первый 2,5-2 второй 1,5-1 | 3 | 2,5 — 2 |
Продолжи-тельность ночного сна | 11 | 10 — 11 | 10 — 11 | 10 — 11 | 10 — 11 | 10 — 11 | 10 — 11 |
Продолжи-тельность сна за сутки | 18 — 17 | 17 — 16,5 | 16,5 — 15,5 | 15,5 — 14,5 | 14,5 — 13,5 | 13,5 — 13 | 12,5 — 12 |
А еще огромное влияние на сон, как детей, так и взрослых, оказывают ортопедические матрасы. Выбор матрасов для взрослых огромен и разнообразен и, как правило, не вызывает трудностей.
Для детей рекомендован матрас Askona Baby Dolly: универсальный размер, гипоаллергенное покрытие и натуральное наполнение делают его идеальным вариантом для детей от 0 до 14 лет. Рекомендуется использовать с непромокаемым наматрасником или водонепроницаемым чехлом.
Берегите детей. Будьте здоровы.
Источник
Что делать, если ребёнок плачет по утрам, приходя в детский сад.
Утренние истерики в детском саду, к сожалению, обычное явление во многих дошкольных учреждениях, при этом плакать при расставании с мамой могут не только новички, недавно начавшие посещать садик, но и детки «со стажем».
Почему ребенок закатывает истерики?
Самая основная и распространенная причина — это нежелание расставаться с мамой. Ведь при этом малыш чувствует себя одиноким и ему кажется, что он лишается чувства безопасности и защищенности. Ребенок дома и в саду — это совершенно разные вещи. Дома — все привычно и предсказуемо, его никто не обидит, можно заняться своим любимым делом, а еще лучше — ходить за мамой хвостиком, проводить все время с ней. в садике же — жесткий режим, необходимость подчиняться правилам, учиться взаимодействию с ребятами, находить приемлемые для остальных варианты игр, уступать, делиться игрушками. Согласитесь, даже для общительного ребенка жизнь в садике может требовать напряжения.
Если ребенок ходит в сад с большими перерывами (недельку ходит, затем болеет месяц), то адаптационный период растягивается довольно значительно. По статистике, он идет максимум год при условии регулярного посещения садика. Поэтому такому часто болеющему малышу каждый раз приходится привыкать к расставанию с мамой как будто в первые дни.
Другой причиной, почему ребенок плачет при расставании (особенно, когда стаж посещений садика уже больше года) — это установившийся ритуал прощания с мамой, который включает элементы истерики. В этом случае «поплакать» для малыша — это необходимое условие, чтобы получить дополнительную порцию внимания от мамы и, может быть, от воспитательницы — как правило, такая истерика проходит быстро после ухода мамы.
Если в течение дня ваш ребенок чувствует себя в саду хорошо, а дома с удовольствием рассказывает о садике — отнеситесь к таким истерикам, как к особой форме ритуалов. В этом случае могу посоветовать вам постараться изменить его.
1. Придумайте новый ритуал прощания. Например, вы договоритесь с ребенком заранее: «Чтобы ты не плакал, тебе поможет волшебная витаминка!» Ребенок заинтригован. А вы объясняете: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую на прощание и ты положишь ее в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» В качестве витаминки можно дать какой-нибудь красивый и вкусный (но небольшой) леденец. который ребенок еще не пробовал, можно дать одну аскорбиновую дольку (продается в аптеке), содержащую витамин «С» или что-то другое на ваш выбор и вашу фантазию. Увлеченный тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Важно! Эту вкуснятину нельзя давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами в саду. Иначе эффект ожидания и предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и прощанием с мамой.
2. Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребенка за ручку и отводить в группу. Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Иди, мама, на работу!» Попробуйте.
3. Берите с собой любимую игрушку ребенка, когда идете в садик. Многие воспитатели разрешают деткам их приносить из дому. Эту игрушку можно таскать утром и забирать вечером. Можно придумать даже игру — будто ребенок в роли мамы или папы сам отводит игрушку в садик. Другой вариант — оставлять игрушку в шкафчике или на постельке ребенка в саду вечером, чтобы утром у малыша был стимул пойти поскорее туда и радостно встретить свою игрушку.
4. Если ребенок закатывает истерику с вами, попробуйте попросить папу или бабушку отводить его в садик. Обычно с иными близкими истерики возникают редко.
5. Если истерика началась, не теряйте спокойствия и терпения. Ваше состояние передается ребенку. Ведите себя с ним уверенно и ровно, обязательно заверяйте, что вы придете, как только он погуляет, поест, поспит и поиграет немного. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно, чтобы он не боялся, что как только отвернется и все… мамы нет.
6. Забирая его из садика, будьте веселы и жизнерадостны, даже если день у вас выдался не ахти. Хорошо будет, если вы погуляете немного, дадите ему размяться, а не будете спешить домой. Естественно, вечерние дела нужно правильно распланировать.
7. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка отрицательные суждения в адрес воспитателей, нянечек, да и самого садика. Любые настораживающие вас моменты обязательно выясняйте в беседе с воспитателями, наблюдайте за поведением своего ребенка, его словами в процессе игры. Ведь играя, дети вслух могут вербализировать все, что происходит в садике, в котором они находятся большую часть времени.
Воспитатель может поиграть с ребёнком в игру:
Цель. Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).
Ход игры. Предлагая вниманию детей игрушки, рассказать детям примерно такую историю: « В детский сад Машу приводила мама. Когда мама уходила, Маша иногда плакала.
Однажды к плачущей Маше подошёл Зайка – Длинное Ушко.
– Ты любишь свою маму? – спросил Зайка.
– Люблю.
– А почему плачешь?
– Не хочу, чтобы мама уходила.
– Плохо! Очень плохо! – сказал Зайка.
– Что плохо? Почему плохо? – удивилась Маша и перестала плакать.
– Ты плачешь, мама огорчается. Она думает, что ты плачешь целый день. Мама нервничает, не может хорошо работать, всё о тебе думает. У неё начинает болеть голова, поднимается температура. И мама тоже начинает плакать.
– Ой, – испугалась Маша. – Что же делать?
– Завтра, прощаясь с мамой, скажи ей: «До свидания, мамочка. Я не буду плакать».
Появляется Медвежонок. Он плачет: « Э-э-э ». Дети спрашивают: « Что случилось? Почему ты плачешь? »
« Мама ушла на работу, – говорит Медвежонок. – Она не может остаться со мной. Мама лечит заболевших медвежат. Её ждут на работе.»
Дети, как умеют, объясняют Медвежонку, что нельзя плакать и огорчать маму. Учат его прощаться с мамой.
Далее дети помогают Зайке – Длинное Ушко «воспитывать» лисёнка, котёнка и тигрёнка, рассказывают о том, как прощаются утром с мамами дети, которые ещё недавно горько-горько плакали, боялись, что мамы забудут их забрать из детского сада. Теперь они не плачут, а при расставании говорят: « До свидания, мамочка. Мне некогда плакать. Меня ждут друзья и игрушки».
Дети, как могут, повторяют фразы. Некоторые малыши иногда называют имена своих друзей, любимые игрушки, хвалятся тем, что не плачут, расставаясь утром с близкими.
Источник
Очень частый запрос в родительских группах звучит примерно так: «Мой ребенок начал вдруг просыпаться среди ночи с жуткими криками, он как будто спит, но при этом ужасно кричит, успокоить его невозможно, и это очень пугает. Что это и как с этим справиться?» Оказывается, это состояние у детей — не редкость, и в целом ничего ужасного тут нет. Но кое-что нужно знать, чтобы быть подготовленным. Об этом подробно написал в своем телеграм-канале детский невролог Сергей Зайцев.
Приступы странного поведения ребенка, связанные с внезапным, неадекватным пробуждением в несоответствующий период сонного цикла — это очень распространенная и одновременно уникальная группа расстройств сна (парасомнии), которая наиболее часто пугает и расстраивает родителей.
Вероятно, каждый человек встречался с ночными страхами или ночными ужасами. Приблизительно через 1-3 часа после засыпания ребенок внезапно поднимается и принимается ужасно орать истошным голосом. Мама бросается на помощь, пытается взять на руки и успокоить, но малыш не узнает ее, отталкивает, дерется, вырывается, как зверек, попавший в капкан. Ребенок в панике, дезориентирован, глаза широко открыты, взгляд неподвижный, на лице застыл ужас, реакция на окружающих отсутствует, он бьется и царапается, пытается вскочить с кровати и убежать, может кричать: «Уходи, не трогай меня!» или вопить беззвучно. Иногда малыш весь мокрый от пота, сердечко колотится часто-часто, дыхание учащенное. Такой образ действий ребенка легко объяснить — просто в этот момент ему очень-очень СТРАШНО!
Возможно, что так же мгновенно и неожиданно приступ прекращается, и малыш опять крепко спит. Иногда же попытки успокоить или разбудить ребенка не приводят к успеху, а только усугубляют проблему. В таком случае обычно проходит от нескольких минут до получаса, прежде чем дитя окончательно проснется и успокоится.
Но даже и после этого он находится в замешательстве и кажется растерянным, от него трудно добиться вразумительных объяснений произошедшего. Разумеется, на следующей день не остается никаких четких воспоминаний о ночных событиях.
Наиболее часто ночные страхи появляются в возрастном периоде начала отказа малышей от дневного сна. В таком случае продолжительное время дневного бодрствования и усталость приводят к значительным напряжениям и перегрузкам в системе регуляции ритмов сна. В связи с этим фаза медленного сна становится существенно более углубленной и усиленной, что может затруднять правильный адекватный переход в фазу поверхностного (быстрого) сна. Ночные страхи неизменно взаимосвязаны с активацией определенных мозговых областей во время глубокого (медленного) сна, обычно – в первую треть ночного цикла. Упрощенно такой механизм можно представить в виде рассогласования работы нервных центров, которое происходит во сне после накопления сильной усталости или информационных перегрузок (стрессов). При этом отдельные системы мозга, получив дневной сильный эмоциональный заряд, легко возбуждаются и дают команду на переход в поверхностный сон, зарождая сновидения. А другие, не восстановившись как следует после тяжелого трудового дня, «полагают», что еще не пришла пора интенсивной работы, и продолжают находиться в глубоком крепком сне. Данное противоречие и выплескивается наружу в виде наиболее сильных и древних человеческих эмоций — страхов и ужасов.
Ночные страхи достаточно часто встречаются (от 2 до 8% всех детей), возникают, как правило, у впечатлительных детей в возрасте от 2 до 6 лет, в основном в периоды усталости, недостатка сна или стрессов. Чаще всего ночные страхи встречаются у мальчиков, однако в период взросления эта пропорция меняется, и доля девочек возрастает примерно до половины.
Несмотря на такую картину, навевающую ужас на родителей, редкие ночные страхи обычно протекают доброкачественно, не вызывают серьезных нарушений здоровья, исчезают сами собой и нечасто требуют лечения. Достаточно определенных режимных мероприятий, а также врачебных советов, и проблема может быть решена. Однако это не значит, что даже при редких ночных страхах родители должны спокойно ожидать, когда ребенок «перерастет», и ночные приступы закончатся самостоятельно. Поскольку сознание в момент такого приступа может быть выключено, только врач-невролог, с помощью специальных методов исследования (ночной видео-ЭЭГ-мониторинг, полисомнография) сможет распознать ночные эпилептические приступы (см. Азбука эпилепсии), которые коварно прячутся под маской безобидных ночных страхов и нуждаются в обязательном серьезном лечении.
Что делать родителям во время и после приступов ночного страха у ребенка
Не паниковать и не суетиться, оставаться спокойными. Ночной страх — это не криз, угрожающий душевному и физическому здоровью малыша.
Не совершать необдуманных действий: не стараться каким-либо способом разбудить ребенка. Обычно достаточно просто дождаться окончания приступа. Конечно, это тяжело – ничего не делать, а только смотреть: нужно обладать железной выдержкой и спокойствием.
Если ребенок находится в состоянии выраженного двигательного возбуждения (бьется и царапается, пытается вскочить и убежать и т.д.) — обеспечить физическую безопасность ребенка, мягко удерживая его на руках или на кровати.
Внимательно наблюдать за ребенком весь период приступа и после него, для того чтобы в подробностях описать это специалисту (по плану, см. ниже).
Если ребенок все-таки проснулся, ласково успокойте его, отвлеките, осторожно попробуйте выяснить, как он себя чувствует и что, может быть, помнит.
На следующий день ни в коем случае не обсуждайте ночной приступ с ребенком или в его присутствии. Это может привести к формированию невротических реакций и появлению дневных страхов и тревоги. Однако очень аккуратно и дипломатично, не упоминая напрямую ночное приключение, нужно сделать осторожную попытку выяснить возможные воспоминания о прошедшей ночи.
Иногда, совсем редко, можно попробовать позволить ребенку провести остаток ночи вместе с вами в постели. Ни в коем случае не забывайте об угрозе формирования неосознанной, так называемой «побочной пользы». Наблюдая, как испуганная мама «танцует» и суетится вокруг него, разрешает спать вместе с ней в постели, ребенок становится подсознательно «заинтересован» в таких ночных приключениях. Правда, это более характерно для ночных кошмаров.
Инстинктивное желание такой «пользы» естественным образом может приводить к манипуляциям и прогрессированию данных нарушений. Именно поэтому не стоит после приступа с энтузиазмом поить и кормить ребенка, оставлять в постели со взрослыми и, вообще, чрезмерно лелеять и холить.
Обязательно контролируйте режим отдыха и сна — отдохнувший и выспавшийся ребенок имеет гораздо меньшую вероятность ночных страхов. Добиться этого можно по-разному. Если нет дневного сна, можно попробовать укладывать ребенка спать днем, особенно это хорошо получается у деток более младшего возраста. Можно пытаться уложить спать вечером раньше обычного и (или) стремиться продлить сладкий утренний сон.
Процесс засыпания, желательно в одно и то же время, должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Создайте определенную церемонию отхода ко сну: рассказывание сказок, чтение книг, прослушивание музыки или звуков природы (шум дождя и ветра, морской прибой и т.д.) прекрасно помогает ребенку расслабиться и спокойно уснуть.
Возьмите за правило, обязательно разговаривать с ребенком перед сном и обсуждать события, произошедшие днем. Если получится войти в доверие, нужно аккуратно подтолкнуть ребенка к детальному обсуждению своих страхов, волнений и тревоги за целый день. Таким образом уничтожатся определенные составляющие, а иногда и все стрессовое напряжение, которое аккумулировалось за целый день бурной жизни, полной стрессов, огорчений и радостей.
Нужно вселить в ребенка полную уверенность в прочной родительской защите и ощущение абсолютной неуязвимости. Организация процесса засыпания должна максимально обеспечивать ребенку только положительные чувства и мысли. Превосходно выручает обычная «радионяня». В таком случае ребенок будет абсолютно уверен, что родители всегда смогут услышать посторонние ночные шумы и прийти на помощь.
Пространство обитания ребенка во сне (кроватка) должно быть предельно изолированным от раздражающих факторов: сильные шумы, яркий свет, излучении бытовых электроприборов и т.д.
При частых ночных страхах иногда замечательно помогает раннее «внеплановое» пробуждение. Если мягко и нежно попытаться пробудить ребенка ото сна приблизительно через 30-60 минут после засыпания и потом опять уложить его спать, это может кардинально изменить сонный цикл и сорвать «коварные замыслы» ночных страхов.
Если ночные страхи повторяются и мешают жить, необходима консультация специалиста.
Но! Родители должны всегда помнить — любые книжные рекомендации, даже самые умные, не являются истиной в последней инстанции и руководством к немедленным бездумным действиям. Возможно, вашему ребенку подходят совсем другие советы — анализируйте, размышляйте, слушайте свой внутренний голос.
И наконец, самое важное — психологический комфорт в семье и душевное спокойствие окружающих ребенка людей.
Источник