Ребенку 3 года орет истерит неуправляемый и нервный что делать

Ребенку 3 года орет истерит неуправляемый и нервный что делать thumbnail

О детских истериках

Про причины:

1. Плач и крик – это нормальная реакция ребенка в ответ на отрицательные эмоции и/или неудовлетворенность какой-то потребности, желание добиться чего-то. Там, где взрослый может в силу опыта и возможности осознанной регуляции поведения выбрать другие способы реагирования, ребенок будет плакать.

2. Если причина плача (истерики) кажется Вам незначительной, постарайтесь взглянуть на ситуацию глазами ребенка, с позиции его опыта и интересов. Возможно для него – это настоящая трагедия.

3. Детям нужно большее время, чтобы пережить свои эмоции, справиться с ними (опять-таки в силу малого опыта, внутренних ресурсов и особенностей функционирования нервной системы). Кроме того, каждый человек (читай: и ребенок) индивидуален. Поэтому каждому отдельному ребенку необходимо разное время и разное количество ресурсов и способов поддержки. Сравнивать разных детей в сходных ситуациях – занятие как минимум бессмысленное.

Как реагировать:

Каждый родитель может на себе испытать, какие реакции на истерики неэффективны (или малоэффективны, или дают кратковременный эффект) с их чадом.

Начнем с того, чего делать категорически нельзя. Итак, нельзя:

– наказывать (шлепать, обзывать, ставить в угол, кричать на ребенка);

– игнорировать (уходить, закрывать в комнате одного);

– паниковать и эмоционально “метаться”.

Почему этого делать нельзя:

– Дело в том, что в моменты истерики ребенок нуждается в со-чувствии, понимании, ощущении рядом большой и спокойной мамы. Именно от взрослого в такой ситуации ребенок черпает ресурсы, чтобы преодолеть свои негативные эмоции, научиться взаимодействовать с миром.

В названных выше реакциях взрослого ребенок не только не получает так необходимого ему сочувствия и ресурсов, но наоборот ему достается еще больше негативных эмоций.

Малоэффективные меры:

– отвлечение (на рыбку, киску, другие виды деятельности). Как видно из названия данная мера – это не способ преодолеть проблему, а уход от нее. В малом возрасте и незначительных для ребенка ситуациях срабатывает, в остальных случаях – нет.

– договориться – не срабатывает, или срабатывает редко так как в этом случае взрослый пытается воздействовать на рациональное в ребенке, проблема же лежит в сфере эмоций. Более того, договор может стать “медвежьей услугой” для взрослого, когда ребенок может начинать специально истерить, чтобы получить предмет договора (например, конфету, просмотр мультика, покупку игрушки и т.п.).

– не обязательно тискать и прижимать ребенка к себе, если он этого не хочет. Вспомните, Вам тоже бывает неприятно, когда к Вам кто-то прикасается в момент переживания Вами особенно неприятных, негативных эмоций (например, злости, гнева).

Что делать:

1. Оставайтесь максимально спокойной и уверенной в себе.

Помните, что слезы и крики – явление временное, и ребенок имеет право на то, чтобы переживать негативные эмоции.

2. Для того, чтобы успокоить Ваше чадо, не обязательно знать причины его эмоционального “срыва”.

Любые Ваши предположения всегда будут оставаться лишь предположениями, пока ребенок не вырастет до такого возраста, когда сам сможет рассказать Вам об этих причинах (это конечно не значит, что все Ваши предположения ошибочны, а ребенок сможет хорошо подобрать слова, чтобы эти причины описать).

3. Дайте ребенку понять, что Вы будете оставаться с ним рядом, чтобы не случилось и так долго, как это понадобится. Это можно сделать как вербально (спокойно сказать ему об этом), так и невербально (просто находиться рядом с ним).

Уверьте малыша в том, что Вы готовы в любой момент обнять и пожалеть его, как только он будет к этому готов.

4. Расскажите сыну/дочери о тех чувствах, которые он(а) испытывает и о том, что с ним происходит (например, “сейчас ты расстроен, напуган, злишься и пр., и поэтому плачешь, кричишь…”).

5. Если Вам не нравится какое-то поведение ребенка в момент истерики, говорите ему именно об этом. Осуждайте только эти конкретные его действия, но его самого, его личность.

6. Создайте и поддерживайте у ребенка ощущение целостности, нерушимости, прочности окружающего мира, чтобы он мог чувствовать себя уверенно.

Сделать это можно, во-первых, оставаясь спокойным и уверенным в себе, а во-вторых, создав ряд четких и постоянных правил в общении с ребенком.

взято [a url=https://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=144176&highlight=%E8%F1%F2%E5%F0%E8%EA%E8]отсюда[/a], это целая темка большая про истерики, психологи отвечают, пишут. причем как про истерики-манипулирование, так и про истерики-плач. Может пригодится 🙂

Источник

Знаете, что способно мгновенно вывести из себя любого родителя? Детская истерика. Ребенок орет, швыряет вещи, толкается, и единственное желание взрослого – любым способом прекратить это. Сегодня я расскажу, как справиться с истериками.

Когда ребенок бьется в истерике, естественное стремление мамы – успокоить расстроенного малыша. Но чем больше она старается, тем чаще и интенсивнее эти истерики происходят. Почему так получается? Давайте разберемся детально!

После долгих лет практики, я убедилась в том, что научиться успешно останавливать детские истерики можно, если понимать механизм их возникновения. Так что в этой статье вы узнаете все важные моменты:

  • что такое истерика и почему она возникает

  • ошибочные теории возникновений истерик

  • реальные причины истерик

  • какие бывают виды истерик и как на них реагировать

Что такое истерика и почему она возникает?

Истерика – говоря, языком научным, это перевозбуждение, которое приводит к потере самообладания. Из-за этого ребенок реагирует “неадекватно”, не слышит вас, не воспринимает помощь, и с ним сложно договориться.

Например, вы гуляете с ребенком на площадке, пришло время возвращаться домой, и ребенок зашелся в истерике. Уровень огорчения и недовольства ребенка значительно превышает реальность проблемы, и мы видим гипертрофированное выражение недовольства: малыш падает на пол, кричит, не слышит аргументов и доводов родителей. В такие моменты ребенок не может успокоиться сам, или успокаивается медленнее обычного.

В резком появлении истерик у ребенка нет вашей вины, это просто особенность взросления. До 9 месяцев ребенок практически ангел – он смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда плохо. Но примерно в год-полтора дети становятся более упрямыми, они топают ножками, возмущаются, если им что-то не нравится, добиваются своего и намного лучше помнят свои желания, чем раньше. Иногда дело доходит и до истерик.

Вуаля, и спокойная жизнь мамы заканчивается. Но не стоит паниковать! Истерики – это нормальный этап развития. Ребенок начинает осознавать свои желания и пытается их реализовать, а когда мама не позволяет получить то, что хочется – малыш учится отстаивать свое желание с помощью крика, слез и упрямства.

Если родители не очень хорошо понимают своего ребенка, они могут закрепить и даже усугубить истерики, способствуя тому, что они становятся все более частыми, сложными и длительными. Я часто работаю именно с такими случаями. Многие приходят не лечить, а предупредить проблему, и это правильно. Но все же часто бывают ситуации, когда ребенок систематически падает на пол, кричит и даже дерется в ответ на любой отказ, чуть что – моментально устраивает истерику, не воспринимает слово “надо”, а стремится делать то, что хочет… И тогда это тревожный звоночек.

Чтобы узнать, нормальны ли истерики вашего ребенка для возраста, в котором он находится, или вам следует насторожиться и что-то изменить в воспитании, обязательно пройдите тест “Детские истерики – нормально ли это?”. Он поможет вам распознать тревожные сигналы и не усугубить состояние, в котором находится ваш ребенок!

Почему истерики закрепляются и их количество увеличивается как снежный ком? Мое мнение: родители не умеют различать истерики и правильно реагировать на причину, которая ее вызывает. Более того, в сфере воспитания рождаются целые мифы про причины истерик. Пришло время разобрать и опровергнуть самые распространенные из них!

ОШИБОЧНЫЕ ТЕОРИИ ИСТЕРИК

Чаще всего реакция на истерику формируется вследствие того, как родители сами ее видят. Например, если мама убеждена, что ребенок просто пытается привлечь внимание – ее реакция является продолжением такого убеждения: нужно отвернуться, оставить ребенка одного, он успокоится. Но причина может быть совсем в другом!

Чтобы не попасть в такую ловушку, разберем самые популярные ошибочные представления о возникновении детских истерик:

  1. Потакание

Такая реакция связана с представлением о том, что у ребенка есть некие нереализованные потребности, которые он не может сам удовлетворить. Так мама кидается к ребенку и задает ему вопрос за вопросом: “Ну, что тебе нужно? Конфетку? Машинку? Ручки грязные?”. Чаще всего, вслед за этим истерика разгорается еще пуще. Потому что правило “Чем больше будешь удовлетворять ребенка – тем меньше будет истерик” НЕ РАБОТАЕТ!

Так сформируется только правило ребенка “Чем больше я тревожусь – тем более взвинченный ребенок”.

  1. Пристыживание

Эта реакция рождается из видения, согласно которому плохое поведение ребенка можно сдержать стыдом. Якобы ребенок настолько боиться быть пристыженным, что от осознания своего позора он начнет себя контролировать, а все его потребности отойдут на второй план. Звучит комично, правда? Тем не менее, фразы “Да как тебе не стыдно?! Ты позоришь маму! Да я в твоем возрасте…” только ухудшают ситуацию, вызывая у ребенка ощущение отвержения со стороны родителей.

  1. Наказание

Такие родители считают, что ребенок ведет себя сознательно, назло родителю, умышленно закатывает истерику. Как результат, стараются его “обуздать” и заставить вести себя, как подобает, с помощью наказания. К сожалению, такие меры редко бывают последовательны и больше похожи на “месть” родителей и их способ выразить досаду. Не говоря о том, что они могут быть разрушительны для ребенка.

  1. Игнорирование

Желание игнорировать истерику связано с еще одним ложным представлением о том, что истерики, якобы, происходят для привлечения внимания. Ах, если бы все было так просто! Потребность во внимании – часто не цель, а лишь средство для получения какой-то другой помощи. Игнорируя ребенка таким образом, мы не учим его как ПРАВИЛЬНО коммуницировать: обращаться за помощью, просить, а не требовать, формулировать свои желания без крика и пр.

Это лишь часть ошибочных теорий в отношении истерики. В мастер-классе, который входит в курс “Детские истерики: как реагировать и научить по-другому” вы узнаете также о таких неправильных реакциях на истерики, как подпитка – стремление справиться с помощью ласки и нежности, и переключение – попытка просто отвлечь ребенка от проблемы, которые также часто встречаются среди родителей в моей практике. В основе этих теорий также лежат ложные установки.

Ответьте себе честно, есть ли у вас подобные представления? Наверняка, они знакомы вам – настолько они распространены.

Но не нужно опускать руки! Научиться различать настоящую причину истерик вполне реально. Но для начала давайте вспомним основы основ возрастной психологии.

Во-первых, следует помнить: в возрасте от года до пяти истерики неизбежны, потому что ребенок не умеет совладать со своими желаниями и не знает, как их удовлетворить. Ему остается только кричать, и ждать, что мама с папой отгадают его проблему и решат ситуацию.

Во-вторых, никогда не поздно научиться правильно реагировать на истерики. Это поможет уменьшить их количество и интенсивность, а также освоить навыки самоконтроля, общения и терпения.

С чего же начать? Мой ответ – учиться понимать причину истерик!

Да, многие из нас не знают, что истерики бывают совершенно разных видов и на каждую стоит реагировать по-разному. Именно неправильная реакция на ту или иную истерику усугубляет ее и приводит к бесконечному повторению. Поэтому так важно научиться с этим работать!

Все виды истерики, а также сценарии реагирования родителей с простыми упражнениями собраны в моем курсе “Детские истерики: как реагировать и научить по-другому”, который состоит из 4-х уроков и двухчасового мастер-класса!

Благодаря этим урокам для родителей вы узнаете:

  • почему ребенок ведет себя плохо

  • какие бывают виды истерик и какие потребности ребенка лежат в их основе

  • как правильно нужно реагировать на истерику каждого вида;

  • как научить ребенка общаться без истерик

Вы также получите чек-листы, алгоритмы и последовательные шаги, как снизить количество истерик до минимума, которые можно быстро распечатать и повесить на холодильник, чтобы всегда были под рукой!

Этот курс – моя лучшая рекомендация для родителей маленьких непослушаек, если у вас нет много времени на учебу, а результат нужен очень быстро. Все подробности по ссылке:

ПРИЧИНЫ ИСТЕРИК

Очень часто истерики вообще не зависят от вас и вашего воспитания и могут быть связаны с такими причинами:

  1. Плохое самочувствие: ребенок не выспался, болеет, заболевает или выходит из болезни, плохое самочувствие (дисбактериоз, глистная инвазия, вирус, зубы).

  2. Неврология: последствия родовых травм, гиперактивность, синдром дефицита внимания, задержка интеллектуального и речевого развития и др.

  3. Нарушение или отсутствие режима дня: нехватка сна, его позднее наступление, голод, который ребенок вовремя не распознал, монотонность занятий или, наоборот, их избыточность приводят к перевозбуждению, на фоне которого легко вспыхивает истерика.

Чтобы определить причину, просто наблюдайте за ребенком, задавая себе вопросы: “как давно он ел? не пора ли ему спать? может, ему просто сложно оторваться от приятного занятия?” Такие вопросы очень “отрезвляют” и снимают лишнюю вину с родителей. Ведь выявление такой причины позволяет сразу нащупать план действий.

Но есть и другие – истерики, которые зависят от вашего воспитания. Часто наша неправильная “обработка” истерик, реакция в ответ на поведение ребенка усугубляет истерику и даже закрепляет ее. Иногда истерики связаны с некоторыми другими погрешностями воспитания – отсутствие достаточных границ или наоборот, эмпатии. Давайте разберемся.

Самые распространенные причины:

  1. Отсутствие здоровых границ. Речь идет об отсутствии разумных ограничений: когда мама настолько боится нанести ребенку психологическую травму, что дает ему полную свободу выбора. Ребенок может делать, что хочет и как хочет, а мама всячески ему потакает. Вместо ограничений и рамок она просит больше так не делать, объясняет, почему это плохо, или пытается договориться, “купить” хорошее поведение еще большими бонусами. Итог: нет родительского авторитета, и, как следствие, ребенок неуправляем, эгоистичен и требователен сверх меры.

  2. Завышенные ожидания. Тут главную роль играют ваши представления о том, что ребенок может или не может делать. К примеру, ребенок научился одеваться сам, и мама ждет, что он теперь всегда будет это делать. Мама не дает ребенку послаблений, а если малыш устал, приболел или просто хочет, чтобы мама помогла ему одеться – мама скорее обидится или рассердится, чем попытается понять ребенка. Итог: истерика у ребенка и истерика у мамы.

Замечали за собой такое? Тогда время это исправить!

Как я уже упоминала, с истериками секрет успеха в том, чтобы правильно на них реагировать: вы можете либо дать ребенку опыт проживания истерики, либо научить его получать желаемое с помощью истерики. В первом случае вы продвигаете ребенка в сторону самостоятельности и зрелости, а во втором – провоцируете манипуляции и инфантильное поведение.

Правильность реакции заключается в том, чтобы определить вид истерики и вести себя соответствующе. Поэтому переходим к главному.

ВИДЫ ИСТЕРИК

Выделяют 4 основных вида истерик:

  • Манипулятивная

  • Истерика огорчения

  • Истерика бессилия

  • Катарсическая

Рассмотрим каждый вид истерики по порядку.

  1. Манипулятивная истерика – связана с с потребностью ребенка в контроле и власти, как бы громко это не было сказано. Это нормальное желание, связанное с взрослением. Ребенок хочет ощущать, что он может выбирать и влиять на то, что происходит с ним и вокруг него. И, конечно, нам необходимо создавать возможность для ребенка ощущать свою силу, контроль и влияние. Вместе с тем, ребенок иногда претендует на то, что ему не по силам, но не осознает этого. И тогда ему нужно отказать. Часто родители думают, что ребенку виднее, что ему нужно, но не всегда это так. Именно родителям необходимо установить границы. Чтобы узнать, как это делать правильно, читайте статью “Границы и правила для ребенка: как устанавливать”.

  2. Истерика огорчения – в основе ее лежит дистресс (истощение). Ребенок как будто говорит “это слишком для меня”. Часто такие истерики возникают на фоне усталости, перегруза (слишком много всего), монотонных действий. Ребенок не в силах выполнить задачу, которая перед ним стоит.

От таких истерик особенно страдают дети с особенностями развития: для них обычный стресс становится невыносимым. Если у вашего ребенка гиперактивность или вы подозреваете за ним такую особенность, читайте нашу статью: “Гиперактивный ребенок. Что же с ним делать?”.

Такие истерики требуют от мамы простого принятия и поддержки. Возможно, ребенку нужна помощь, чтобы закончить начатое, или выполнить задачу. Тут не стоит становиться в оппозицию и настаивать на своем – важнее уступить и поддержать ребенка.

  1. Истерика бессилия – связана с опустошающим чувством, когда ты ничего не можешь сделать и ощущаешь “крах” и “провал”. Взрослые тоже часто сталкиваются с такими чувствами, но но детям во стократ сложнее. Ребенок может воспринимать неудачу как абсолютную – ее невозможно преодолеть. Такие истерики могут быть связаны со страхом перед чем-то новым или горем из-за потерей чего-то важного.

Если неправильно реагировать на подобного рода истерики, они закрепляются, и способствуют формированию пессимизма и неспособностью поверить в себя. Формируется мировоззрение, в основе которого установка “У меня ничего не получится, все бесполезно!”. Поэтому родителю очень важно обучать ребенка преодолевать трудности: понимать свои чувства, мотивировать ребенка к конкретным действиям, которые помогут пережить ситуацию.

  1. Катарсическая истерика – возникают вследствии перегрузки стрессом (когда вы долго-долго терпели, и тут терпелка закончилась). Суть истерики в том, что снять стресс. И именно этот тип истерик свойственен нам, взрослым 🙂

Поэтому главное, встречая такую реакцию, помнить о том, что она сама по себе целебна, и стоит относиться к ней с пониманием. Но это не отменяет тот факт, что необходимо учиться альтернативным способам справляться со стрессом!

Надеюсь, ваш взгляд на истерики никогда не будет прежним после этого.

Ведь теперь вы знаете, что истерика истерике рознь.

Напомню, с чего же начать – с наблюдений. Запишите себе особенности каждого вида истерик и постарайтесь определить, что перед вами, когда ребенок в очередной раз зайдется в плаче.

Но если вы чувствуете, что не справитесь, или вам нужно разобраться подробнее, обязательно приходите на курс “Детские истерики: как реагировать и научить по-другому”, там я даю специальные чек-листы и четкие алгоритмы:

  • как определить, что за истерика перед вами

  • как реагировать на истерику того или иного вида

  • и (самое главное!) как помочь самой себе, когда у ребенка истерика

Ведь часто проблема в том, что мы сами не можем отреагировать спокойно, особенно когда истерика у ребенка очень бурная. Для проработки такой внутренней опоры, которая поможет удержаться от ответных эмоций, я предлагаю целый список упражнений:

  • аффирмации (поддерживающие установки)

  • простые техники осознанности

  • развитие самоконтроля

Этот курс сделает из вас специалиста по детским истерикам, подарит собственное спокойствие и уверенность в себе как родителя, и выведет ваши отношения с ребенком на новый уровень. Ведь он будет чувствовать, что его понимают, поддерживают, принимают. Вы будете для ребенка неоспоримой защитой и опорой, а значит – он будет расти счастливым малышом.

Все материалы курса в записи и доступ к ним пожизненный, поэтому эти знания останутся с вами надолго. Вы найдете их по ссылке:

Напишите, оказалась ли эта статья полезной для вас?

А если вам не хватило информации – скорей переходите на наш ютуб-канал и смотрите видео про ошибку родителей, которая может увеличить истерику ребенка в 10 раз!

Источник