Ребенку 3 года нет диалоговой речи

Ребенку 3 года нет диалоговой речи thumbnail

Здравствуйте. Я новенькая в вашем сообществе. Поэтому если пишу не в тот раздел, прошу прощения ????. Хочу начать с того, что данная тема меня очень беспокоит и попрощу не кидать в меня тапками и помидорами.
Суть. Сыну 2.11 и он очень плохо говорит. Фразовая речь очень скудная, и то это те фразы которые он слышал в мультике,рекламе или я когда то говорила или кто то ещё и эти фразы ему понравились.диалога нет совсем. На вопросы отвечает только те, на которые он может ответить словом НЕТ, например “хочешь кушать” “хочешь спать” “пойдем купаться”… Если спрошу по другому ” что ты будешь кушать” от либо не ответит, либо повторит мой вопрос. Повторяет он все что я или кто то говорит. Например “сейчас пойдем умоемся и будем завтракать” . Книжки читаем, слушает только начало, если книга не знакомая, если же эту книгу ранее читали он будет паралельно моему чтению повторять все. Знает 3 стишка небольших. Считает до 10 , но цифры знает до 16, тоесть если спрошу какая это цифра, скажет 12,11,13 … Знает как его зовут, сколько ему лет, как зовут родителей и бабушек. Так же знает цвета, формы -круг,квадрат, треугольник. Знает животных и может им подражать. Просьбы выполняет например “выключи свет на кухне”, принеси жёлтое полотенце , оно на сушилке” , положи игрушки на место и ТД.
С года состоим на учёте у невролога, так как ближе к году стала замечать что он не откликается на имя, нет указательного жеста,и зрительный контакт отсутствовал.Проверили слух повторно, все в норме. Пропили
лекарства,которые назначил невролог. Месяца через 2-3 после первого лечения стал отзываться если зовут и зрительный контакт появился. Указательного жеста небыло, просил что надо криком или брал за руку и вел, показывая моей рукой на желаемое. Снова лечение после которого появляется наконец и указательный жест. Вот с каждым лечением что то появляется новое спустя время, незнаю то ли это лечение помогает то ли возраст подходит . Сейчас он очень весёлый, любит бегать, очень любит машинки и некоторые знает по маркам. С детьми открытый, но играть у него не получается с ними, так как они и где то он сам не понимает как играть вместе. В основном он повторяет все что делают дети… Если мальчик рядом начинает бегать, сын тоже бегает, если играет в мяч, ему тоже надо, если танцует то и он будет танцевать. Очень переживаю сейчас по поводу отсутствия диалога и фразовой речи собственной ,а не услышанной ранее где то.
Делали массаж, ходили к остеопату, проходили курс БАК (биоакустичесская коррекция) медикаментозное лечение.
Может было у кого так же или похожее, что делали, к кому ходили, что помогло.
Сумбурно написано возможно, но надеюсь суть удалось донести. Спасибо.

По существу не отвечу, но по моему вы слишком много хотите от ребенка. Мой ребенок болтает без умолку, но считает уверенно только до 10, потом очень сбивчиво. Ребенку 5, а вашему еще и трех лет нет. Говорит же он у вас. Повторяет мне кажется это уже очень хорошо. У нас в группе был 4х летка который не говорил вообще, никак. Кто-то говорил, но отдельными словами в 4. Мне кажется у вас не ужас-ужас, выдыхайте.

Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего.

Zelter,

Спасибо :thanks: я понимаю что некоторые детки старше нас и половины алфавита не знает, а мы знаем его весь…хотя честно говоря я с ним не учила его, смотрел мультики и научился. Но видя как детки нашего возраста общаются на равне с мамой , невольно начинаешь думать что ж нам мешает. :scratch: уже гоню мысли прочь про всякие диагнозы типо аллалия, аутизм и ТД…. Хотя честно говоря ещё год назад я так и думала, когда психолог мне на это открыто заявила … Сейчас смотрю на него , ну не аутист он точно. А к этой психологичке больше не ходили

TpuHuTu ,

вы психиатру ребенка показывали?
что он говорит по поводу эхолалий?
В угмк отличный психиатр и психологи там тоже хорошие. Ваши проблемы по их части.

dds,

Показывали в 2 года. На тот момент он не разговаривал , отдельные только звуки. Психиатр посмотрев на него и попросив выполнить пару просьб заявила что это аутист. В глаза не смотрел ей, был занят игрой и на ее просьбы и слова не реагировал. Ну на тот момент действительно можно было так подумать, он игнорировал всех, ему не интересно было. По поводу эхолаллии, я читала в интернете. А к кому именно обратиться там, если по цене сориентируете то вообще прекрасно)

TpuHuTu автор темы:

когда психолог мне на это открыто заявила … Сейчас смотрю на него , ну не аутист он точно. А к этой психологичке больше не ходили

Психологи такие диагнозы не ставят. Не их компетенция. Даже неврологи не ставят.
Сходите к психиатру.

TpuHuTu ,
Обратитесь к Сабанцеву в УГМК

То что знает алфавит и цифры не значит ничего.
А вот отсутствие диалога – нехороший знак, одно дело, когда ребенок плохо говорит – тогда логопед, а вам – к докторам, как советуют выше – психиатр, психолог, ну невролог хороший ещё.

TpuHuTu ,

Сабанцев-психиатр, Мошкова,Рабинович психологи.
по цене можно у администраторов узнать.

Клара Новикова,

То что не ставят это да, она этого ни где и не написала, а сказала на словах что все черты аутиста. Порекомендовала центры где занимаются с такими детьми.

TpuHuTu автор темы:

То что не ставят это да, она этого ни где и не написала, а сказала на словах что все черты аутиста. Порекомендовала центры где занимаются с такими детьми.

И что вы предприняли после этого?

TpuHuTu ,

Все было тоже самое, только до психиатра дошли мы к 3 годам. Кроме “мама” не говорил ничего. На ее вопрос “как тебя зовут?” Он отвечал: “мама”. Дала игрушки поиграть (дома он расставлял машинки в ряд, типа пробки создавал на дорогах). Но она нам поставила зрр, назначила лечение и слава яйцам он заговорил, сейчас ему 6 лет, его не заткнуть)). А первым на это все обратила внимание логопед, она сказала что он аутист и у нас тогда эхолалия началась. Неврологов мы перебрали в то время шт 3-4, в том числе и УГМК, все ставили зрр и говорили ждите до трёх лет, но в три мы уже к психиатру пошли.

Автор, у вас очень похоже на РАС, не ставили вам таких диагнозов?

Happy_Chelovechek,

Слов он знает отдельных очень много, воспользовавшись которыми можно свободно общаться, но почему то не хочет. Из фраз говорит только “дай вкусняшку” купим в магазине машинку” “пойдем покажу” “где пульт, КамАЗ, грузовик ” “к бабушке в гости” ну наверное и все …. К какому вы психиатпу ходили, какое лечение вам назначили

Клара Новикова,

Ходили на бак, массажист, остеопат, электрофорез , неврологи, медикаменты, в садик ходить начали. Улучшение несомненно на лицо. Осталось наладить диалог …

Читайте также:  Красные ручки и ножки у ребенка 3 года

Наталья 11,

Нет. А почему вы так подумали, какие черты вам показались похожими этому диагнозу?

TpuHuTu ,

Сходите к Сабанцеву в УГМК

TpuHuTu ,

обычно дети с РАС все повторяют за другими, самим очень тяжело свои мысли облекать в словесную форму.

IMKH,

Сходим я думаю, у него запись не за пол года вперёд?

TpuHuTu автор темы:

у него запись не за пол года вперёд?

Нет, но в любом случае в УГМК есть функция “лист ожидания”, когда к специалисту можно попасть раньше, если освободится место.

TpuHuTu ,

Около месяца, но вставайте в лист ожидания

Источник

259 просмотров

3 мая 2020

Здравствуйте. Моему сыну 3 года 7 месяцев. Повторяет все слова. Собирает пазлы, конструктор, знает цифры и буквы, умеет считать. Гиперактивности нет. Может спокойно сидеть и рисовать, раскрашивать. Знает много песенок, всех животных, героев мультиков. Вроде все нормально. Но не говорит диалогом. Он не отвечает, когда его спрашиваешь, а просто повторяет мои слова. Например “Ты хочешь кушать?” Он радостно кричит “кушать”. Значит хочет. Может сам позвать “пойдём на улицу, пойдём к бабе, кашу с мясом, давай играть в игрушки”. А если я его спрашиваю например “ты кушал”. Ответ кушал. Что ты кушал. Ответ кушал. Ты кашу кушал. Ответ кашу. Или супчик. Ответ супчик. Вот как то так. Хотя когда я его прошу что то сделать – убрать игрушки, выбросить мусор, что-то принести, он все выполняет. В его возрасте ребёнок должен уже хорошо общаться. А у нас проблема. Подскажите, пожалуйста, почему так может происходить? И к каким специалистам показаться?

На сервисе СпросиВрача доступна консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Акушер, Гинеколог

Добрый день.
Ничего патологического я не вижу.
Почему вы решили что в этом возрасте ребенок должен строить какие то сложные предложения.
Все очень индивидуально.
Вам необходимо набраться немного терпения.

Евгения, 2 мая

Клиент

Алексей, дело не в сложных предложениях. А в том что он не отвечает. Например: тебе холодно, ответ холодно или не холодно, ответ не холодно. На мой вопрос он повторяет мои слова

фотография пользователя

Акушер, Гинеколог

Ничего патологического в этом я не вижу.
Это норма для ребенка данного возраста.

фотография пользователя

Педиатр

Здравствуйте! Попробуйте изменить форму обучения. Посмотрите в сети программку ” игры для тигры”. Ему понравится играть с его героем , думаю, он научите но многим полезным навыкам

фотография пользователя

Офтальмолог, Окулист

Здравствуйте.
Для вашего спокойствия обратитесь к дефектологу.
Хотя я считаю, что все дети развиваются индивидуально и может он так привык сразу отвечать, а вы его не поправляли до поры, до времени пока был совсем маленький.
Тут много нюансов, ребенок слышит взрослую речь и речь, обращенную к нему и подражает.
Старайтесь ему объяснять как отвечать и говорить и сами отвечайте или говорите с ним полными предложениями

фотография пользователя

Акушер, Гинеколог, Детский гинеколог

Здравствуйте. Вы сами написали, что он может сам попросить, сказать о чем-то. Значит проблемы как таковой и нет. Возможно, что вы задаёте вопросы, когда ребёнок чем-то увлечён. Здесь он может вообще не отреагировать никак.

фотография пользователя

Анестезиолог-реаниматолог, Педиатр

Доброй ночи. Возраст небольшой. Пока ничего страшного. Но любую проблему лучше выявлять на ранних стадиях. Раз вас беспокоит это, сходите по окончании карантина к психиатру или психологу. В разных поликлиниках разные специалисты. У нас это психиатр. Он оценивает психоречевое развитие ребенка. Вам подскажут норма ли это и нужно ли что-то делать. Обычный педиатр вам тут не подскажет точно.
Также можно посетить логопеда – он тоже проводит диагностику проблем речи и устранение этих проблем.
И вот если эти доктора сочтут нужным – коррекцию может проводить дефектолог. Порядок обращения к врачам скорее такой.

фотография пользователя

Анестезиолог-реаниматолог, Педиатр

То, что ребенок все понимает, может сам сказать или спросить это хорошо. Диалог может выстроиться позже. Но я бы тоже предпочла не сидеть и ждать, когда заговорит, а показать специалистам, чтобы понять – ждать или действовать

Евгения, 3 мая

Клиент

Зоя, дело в том, что когда его спрашиваешь, он просто повторяет слова. Долго учила его отвечать на вопрос как тебя зовут. Спрашиваешь как тебя зовут? Ответ как тебя зовут. Объясняю я мама, это папа, ты Миша. Повторяет. Спрашиваешь кто ты? Миша. А как тебя зовут? Не говорит. Довольно долго учились. Сейчас привык. А на другие вопросы просто повторяет. Как дела? Ответ как дела. Скажи хорошо. Ответ хорошо. Опять как дела? Ответ как дела. Ты кушал? Кушал. Или не кушал? Не кушал. А что ты кушал? Кушал. Ты кашу кушал? Кашу. Или супчик? Супчик. Вот так у нас диалог встраивается. В его возрасте дети отвечают на элементарные вопросы. В целом он очень много знает. Смотрит видео для детей. И от туда учит сам буквы, цифры, животных и многое другое. Мы даже иногда удивляемся сколько он знает. Цвета знает на русском и на английском. Да много чего. А диалогом не говорит.
.

фотография пользователя

Анестезиолог-реаниматолог, Педиатр

Посетите психиатра и логопеда. Она помогут вам понять причину

фотография пользователя

Педиатр

Здравствуйте сдайте кровь на ттг т4 т3
Нейроинфекции
Узи щитовидной железы

фотография пользователя

Педиатр, Терапевт, Массажист

Как он начинает диалог? Тоже односложными предложениями?

Евгения, 3 мая

Клиент

Наталья, дело в том, что когда его спрашиваешь, он просто повторяет слова. Долго учила его отвечать на вопрос как тебя зовут. Спрашиваешь как тебя зовут? Ответ как тебя зовут. Объясняю я мама, это папа, ты Миша. Повторяет. Спрашиваешь кто ты? Миша. А как тебя зовут? Не говорит. Довольно долго учились. Сейчас привык. А на другие вопросы просто повторяет. Как дела? Ответ как дела. Скажи хорошо. Ответ хорошо. Опять как дела? Ответ как дела. Ты кушал? Кушал. Или не кушал? Не кушал. А что ты кушал? Кушал. Ты кашу кушал? Кашу. Или супчик? Супчик. Вот так у нас диалог встраивается. В его возрасте дети отвечают на элементарные вопросы. В целом он очень много знает. Смотрит видео для детей. И от туда учит сам буквы, цифры, животных и многое другое. Мы даже иногда удивляемся сколько он знает. Цвета знает на русском и на английском. Да много чего. А диалогом не говорит. Хотя если спросить кто это, какой это цвет, посчитай, где глазки, ушки и тд, он все отвечает. Сам начинает: мама, папа привет, когда мы приходим, пойдём на улицу, давай играть в игрушки, давай порисуем и тд

фотография пользователя

Педиатр, Терапевт, Массажист

Ну на самом деле, у него есть простые предложения при адресации вопросы к вам. Я могу предположить, что отвечая на ваши вопросы он пытается свести общение к минимуму. То есть ребёнок в принципе не очень любит общаться. Я могу только предположить что это указывает на легкую степень аутистичности. Учитывая что вы описали, нормальное развитие интеллекта, это может быть совсем легкий вариант. Но обязательно и логопед и дефектолог. Просто, чем раньше начато лечение, тем лучше у него эффект. Это на самом деле так.

Читайте также:  Ребенок 3 года вес 14кг

фотография пользователя

Педиатр

По вашему рассказу нарушения в развитии речи не вижу.
Можете конечно для своего успокоения показаться неврологу и логопеду.

фотография пользователя

Педиатр, Терапевт

Здравствуйте. Пока в пределах нормы, после снятия самоизоляции посетите врача ОЧНО. С уважением. Здоровья и удачи.

фотография пользователя

Окулист, Офтальмолог

Здравствуйте Евгения, по вашему рассказу, ребёнок развитый, и глубокой патологии нет. Головной мозг с центром речи развивается у каждого ребёнка в своём ритме. Для запуска речи, есть огромное количество дидактик и специализированных игр. Например Кузятут, слушать интересно и.т.д. Дети все познают через игру и это наиболее комфортный способ, чем ходить в поликлинике и посещать всех подряд специалистов.

фотография пользователя

Педиатр

Здравствуйте. У вашего ребенка развиты память и воспроизведение навыков. Центры абстрактного и ассоциативного мышления практически не развиваются. Рекомендую консультации психолога и психиатра. Еще последите за его дыханием, Нарушение носового дыхания приводит к спазму сосудов лобных долей головного мозга, где и находятся эти центры. И если ребенок в основном дышит ртом, особенно длительное время, и (или) храпит во сне, рекомендую еще консультацию ЛОР- врача.

Евгения, 4 мая

Клиент

Сергей, здравствуйте. Проблем с носовым дыханием нету. Дышит носом хорошо. В 10 месяцев он у нас упал и ударался сильно. После этого заметила изменения в поведении. Голову постоянно мне на плечо ложил, на имя не реагировал как будто не слышит. Потом все прошло. Не лечили. Могло ли это повлиять? И к какому врачу обращаться?

фотография пользователя

Педиатр

Здравствуйте, Травма с такими последствиями вполне могла повлиять. Возможно было небольшое кровоизлияние. Рекомендую начать с консультации невролога. И вопрос: в течение этого времени какое то обследование в плане неврологии делали? М-Эхо, ЭЭГ (хотя бы).

Евгения, 4 мая

Клиент

Сергей, нет, никах обследований не проводили. Обращались к неврологу в 2 года с тем, что он не говорит. Нам прописали массаж, электрофорез и глицин. Сказали наблюдать. Вскоре начал говорить. К неврологу больше не обращались. Сейчас повторяет все. Смотрит обучающие видео. Много оттуда знает. Сам выучил буквы и цифры, причём на русском и на английском. Сами удивляемся тому сколько он знает, причём довольно сложные слова. Но выговаривает плохо. А с диалогом проблемы. При чем если я его спрашиваю, покажи что то на картинке или кто это, какой это цвет, как зовут героев мультфильмов и тд. Он все отвечает. Принеси, унеси, собери игрушки. Все делает или говорит не хочу игрушки собирать. А на такие вопросы Как дела, что ты кушал, куда ты ходил. Он повторяет мои слова.

фотография пользователя

Педиатр

Он должен видеть движение ваших губ и вашего лица во время живой речи. Мультики и развивающие программы (тем более дублированные) этого не дают. Читайте ему сказки, а особенно детские стихи ( начните с Барто или других детских поэтов). И займитесь ритмикой (например танцами). Простыми, без фанатизма. Для развития речевых центров -занятия мелкой моторикой (лепить, рисовать, собирать мозаику-не пазлы и т.д.).

фотография пользователя

Педиатр

И еще консультацию невролога.

фотография пользователя

Окулист, Офтальмолог

Здравствуйте. Для данного детского возраста все очень индивидуально. Сейчас поводов для паники и волнения нет.
1) Нужно больше разговаривать с ребенком, играть в развивающие игры. Думаю, что Вы сами это знаете.
2) Конечно, если Вам неспокойно, посетите логопеда (дефектолога).
Ребёночек доношенный? Неврологических патологий нет?

фотография пользователя

ЛОР

Здравствуйте. Нарушения речи не видно. Обратитесь непосредственно к логопеду.

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – задайте свой вопрос врачу онлайн.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Читайте также:  Высокая температура у ребенка 3 года держится 5 дней

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш про